Сам игрушечный промысел возник предположительно в

Обновлено: 02.05.2024

ГБООУ "Боградская санаторная школа - интернат"

Вохминцева Наталья 6 "А" класс

Соловьева Т.В. - учитель русского языка

Содержание

1. История матрешки

2. Русская матрешка в настоящее время

3. Изготовление матрешки

Список использованной литературы

Введение

Матрёшка - это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера. (Словарь русского языка.С.И. Ожегов)

Хотя матрёшка и завоевала давно репутацию символа нашей страны, её корни отнюдь не русские. По самой распространённой версии история матрёшки берёт своё начало в Японии.

Самым распространенным на Руси именем была Матрёна, если ласково, то Матрёшка. Так и назвали деревянную барышню. Со временем имя Матрёшка стало нарицательным.

Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрёшки практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок. Изначальный сюжет русской матрёшки - это русские девки и бабы, румяные и полные, одетые в сарафаны и платки, с собачками, кошками, корзинками, с цветами.

Русская матрёшка стала настолько известной особой, что заказы стали поступать даже из-за границы. В начале XX столетия начался настоящий матрёшечный бум. Кроме традиционной девушки в сарафане, появились изображения пастушков с дудочкой, бородатых мужичков, женихов и невест. Позже появились тематические матрёшки, изображавшие, например, персонажи литературных героев. Так, к столетию Н.В. гоголя была выпущена серия матрёшек - героев гоголевского "Ревизора". Фантазия мастеров не знала границ. Сегодня достаточно популярны матрёшки, изображающие исторических и политических деятелей. Но основное предназначение матрёшки - преподнести сюрприз - остаётся неизменным.

1. История матрешки

В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца.

Имя "Матрена" тогда было широко распространенным. Отсюда и пошло название - "матрешки".

Сегодня матрешкой называют только те точеные и расписанные деревянные игрушки-сувениры, которые состоят из нескольких вкладывающихся одна в другую. Игрушки, не вкладывающиеся одна в другую, - просто "точеная игрушка".

Матрешка распространялась, стали изготовляться далеко за пределами Сергиева Посада - в Семеновском районе Нижегородской губернии. В чем-то она была похожа, но во многом отличалась. Если в Сергиевом Посаде матрешку видели приземистой и плотной, то семеновские мастера точили ее более стройной и вытянутой, изображали бойких девушек-красавиц в ярких полушалках.

Кстати, и "Ванька-встанька" произошел от матрешки. Первая неваляшка из древесно-бумажных масс была придумана в 1958 г. в Научно-исследовательский институт игрушки в Сергиевом Посаде. Игрушка умела издавать звуки и была изготовлена с использованием новой технологии, то есть путем горячего прессования. Автор технологии - мастер Иван Мошкин. Внутрь фигурки закладывали металлический груз, который не позволял фигурке падать и заставлял ее принимать вертикальное положение.

Рассказывая о матрешке нельзя не упомянуть о Музее игрушки в Сергиевом Посаде. Он расположен в семи минутах ходьбы от станции, в старинном красивом двухэтажном здании. Сюда приезжают ребятишки и взрослые из разных уголков страны чтобы посмотреть на современные и старинные игрушки. Наряду с другим множеством экспонатов здесь представлены целые коллекции матрешек. Среди них и первая матрешка, расписанная известным художником С.В. Малютиным. Здесь можно ознакомиться с различными школами росписи: сергиево-посадской, семеновской, полхов-майданской и другими.

А недавно в Москве открылся музей, целиком посвященный матрешке.

Все мы, люди, проживающие в России, знаем не понаслышке об удивительной игрушке-сувенире именуемой МАТРЕШКОЙ.

В китайском городе Маньчжурия в автономном районе Внутренняя Монголия создана крупнейшая в мире матрешка, занесенная в книгу рекордов Гиннеса.

В Москве, в Музее матрешки, существующем при Фонде художественных промыслов Российской Федерации, открылась выставка, на которой прослеживаются связи этой игрушки с народным костюмом.

матрешка японский сергиев посад

2. Русская матрешка в настоящее время

В настоящее время русская матрёшка переживает своеобразный ренессанс, связанный, по-видимому, с тем огромным интересом в мире к России, начавшимся в ней переменам в экономической и культурной жизни. Оживление экономической жизни дало возможность беспрепятственного существования различных небольших частных мастерских, по изготовлению и росписи русских деревянных кукол. Особенно много подобных мастерских появилось в Москве и её окрестностях, где существует обширный рынок сбыта этих изделий. Наибольший интерес стала представлять матрёшка, изготовленная не в том или ином стиле, а авторская, выполненная художником-индивидуалистом, профессионалом или любителем. Современные художники - матрёшечники прежде всего обратились к традициям первых русских расписных матрёшек, над созданием которых трудились профессиональные художники и опытные мастера-игрушечники. Появились различные варианты русской девушки-крестьянки, одетой в народную одежду, в облике которой угадываются черты первой русской матрёшки С.В. Малютина.

Так и сто лет назад, теперь в Сергиев Посаде и Семенове вновь рисуют целыми семьями. Фабричные матрешки, выпускаемые там же, оказываются неконкурентоспособными и слишком дорогими. Кстати современные матрешки наименее токсичны. Если дореволюционные "кропильщицы" (рисовальщицы) использовали масло, а на советских фабриках - анилиновые краски, то теперь рисуют в основном гуашью, реже акварелью или темперой. Могут встречаться некрашеные образцы (используется только выжигание и морилка), однако понять это с первого взгляда почти невозможно. Роспись собственной матрешки - дело трудное, кропотливое, но благодарное, даже если вы будете стремиться просто скопировать существующий образец, непременно получится что-то другое, своё.

3. Изготовление матрешки

По давней традиции о популярных игрушках слагают легенды. В этом отношении матрешка не исключение. Рассказывают, что в конце 19 века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи, которая оказалась с "сюрпризом", - она разымалась на две части. Внутри нее была спрятана другая, поменьше, которая также состояла из двух половинок. Всего таких куколок насчитывалось пять. Предполагалось, что именно это и натолкнуло на создание русскими мастерами нашей матрешки. Матрешка - от имени Матрена. Местом рождения новой игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская "Детское воспитание" А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В.П. Звездочкин. Поэтому с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки. Несмотря на московское происхождение, настоящей родиной матрешки все же стал подмосковный Сергиев - Посад - крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная "игрушечная столица". Массовое производство матрешек началось после всемирной выставки в Париже 1900 года, где русская игрушка успешно дебютировала. Повлияли на это и известные русские сезоны С.П. Дягилева. С 1909 года русская матрешка стала постоянной участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий, проходившего в начале 20 века в Лондоне. После переименования в 1930 году Сергиева - Посада в Загорск стиль росписи матрешек стал именоваться "загорским". "Загорский стиль" - подчеркнуто живописный, с обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты - сменился в 1930 году более экономным и близким к первоначальной идее С.В. Малютина (художник, создавший свой знаменитый "берендеевский" стиль в декоративно-прикладном искусстве, например: "бычок в камергерском костюме"). При упоминании о "загорской" матрешке перед глазами встает изображение круглолицей русской девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листьями и точками. В росписи обычно используются 3-4 цвета - красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий - с добавлением черного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды. После социалистической революции изготовление матрешек приобрело массовый характер. Открылась фабрика. В форме и росписи игрушки до конца 1980 года чувствовалась упрощенность, связанная с необходимостью их дальнейшего тиражирования. Помимо "загорских" матрешек за рубежом пользовались известностью "семеновские" и "мериновские" матрешки (село Мериново близ города Семенова в Нижегородской области славилось своими токарными изделиями). В 1922 году мериновский мастер А.Ф. Майоров купил "сергиевскую" игрушку. Арсентий Федорович выточил сам похожую форму и вместе с дочерьми расписал ее по-своему. С тех пор это ремесло и по сей день остается основным для мериновских мастеров. Отличительные черты "семеновского" стиля - незатейливое решение образа, но более яркое и своеобразное по росписи, напоминает пышный букет. Почти одновременно с "мериновскими" игрушками в Поволжье появилась еше одна матрешка - в селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан в простонаречии. Особенности "полховской" матрешки: подчеркнуто вытянутая форма (столбик), с жестко очерченной головой. "Цветы с подводкой" - роспись по предварительно нанесенному черному контуру - типичная роспись в Полховском Майдане. Пожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается тип матрешки - родом из Вятки. В вятской росписи используется инкрустация соломкой. При всем изобилии сюжетов и способов оформления матрешки на сегодняшний день популярен "сергиевский" стиль: обязательно шаль, передник и сарафан, при этом смелое сочетание цветов и русских традиций. Одинаковой популярностью пользуются "крестьянские" и "боярские" стили. Итак, для самой популярной русской игрушки это десятилетие юбилейное. Коллекция матрешек в собрании Художественно - педагогического музея игрушки в Сергиевом - Посаде убеждает нас в идее, что эта деревянная фигурка была задумана именно как игрушка, которая способствует освоению ребенком таких понятий, как формa, цвет, количество, размер.

Наносить краску лучше всего на гладкую отшлифованную поверхность. В особых случаях следует использовать также шпаклевку и грунтовку.

Клей на матрешке наносится в виде узора: на данном рисунке обводим бабочку. В будущем это послужит основой для нанесения имитации позолоты - потали. Этот замечательный материал придает изделию золотой блеск и неповторимость.

Современные технологии и материалы позволяют творить чудеса и превращать деревяшку в произведение искусства. Между прочим, произведения современных мастеров народных промыслов по качеству исполнения и зрелищности во многом превосходят изделия древних художников.

Теперь необходимо заняться оформлением изделия и начать стоит естественно с фона. На классических матрешках это платок или шуба, украшенные цветами, на данном же сувенире я нарисую летний луг и яркое голубое небо для создания соответствующего настроения.

Мелкие жучки в травке, сама трава, детали бабочки рисуются яркими красками. На этом этапе собственно и создается основной сюжет сувенира.

Прорисовка деталей обводкой позволяет подчеркнуть их и выделить на общем фоне. После нее фактически получается готовое изделие. Как только матрешка готова, она проходит визуальный контроль качества, и уж только потом поступает на последний этап.

Заключительный этап - сувенир покрывается слоем лака. Лак защищает

изделия от влаги и пыли, а также придает особый блеск сувениру.

Заключение

Кто-то из иностранцев назвал матрешку "загадкой и символом России , что дало повод для серьезных философских рассуждений на эту тему. Коллекция же матрешки в собрании Художественного - педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде убеждает нас в обратном - в идее своей эта деревянная фигурка была задумана как игрушка, которая способствует освоению ребенком таких понятий, как форма, цвет, количество, размер.

История развития русского народного промысла свидетельствует о его огромных возможностях, позволяющих создавать все новые и новые оригинальные произведения, интерес к которым не утрачивается и по сей день.

Список использованной литературы

1. Первушина О.М. Столбова В.Г. Природа и творчество. Ростов-на-Дону: "Феникс", 2003

Наш город, Сергиев Посад – родина русской матрёшки. Именно здесь более сотни лет назад художник С.В.Малютин расписал первую из них. С тех пор, получившая признание кукла, стала визитной карточкой нашего города, да и всей России!

Наши губки бантиком,

Да щечки будто яблоки,

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Мы загорские матрешки

Всех на свете краше.

Расписные, яркие сарафаны наши

Троице-Сергиев монастырь, расположенный в Сергиевом Посаде, был центром художественных ремёсел Московской Руси. По преданию сам Сергий Радонежский, основатель монастыря, резал игрушки и одаривал ими детей. Промысел художественной обработки дерева существовал здесь с XVI века, игрушки, сделанные народными умельцами, забавляли ещё русских царевичей. Посадские мещане занимались кустарным игрушечным промыслом. Богомольцы, стекавшиеся в лавру со всех концов России, покупали здесь игрушки для своих детей. Среди игрушек царских детей также были деревянные троицкие («потешные возки» с конями, братинки, «красные» ложки). Их покупали в Сергиевом Посаде, когда на Богомолье в Троице-Сергиев монастырь приезжали русские цари.

Первая матрешка в России появилась в конце XIX века, и в 1891 году в Сергиевом Посаде была открыта учебно-показательная мастерская игрушек. Интересно, что болванки для сергиевских матрешек поначалу привозили из Подольска, а расписывали их местные иконописцы.

Сергиев Посад - родина русской матрёшки!, фото № 1

Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С.В. Малютину японской игрушкой, привезённой с о. Хонсю женой С. И. Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную игрушку на острове Хонсю русский монах.

Матрёшка, выточенная В.П. Звёздочкиным и считается первой русской матрёшкой. Она участвовала во Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Завоевала признание, и с тех пор началось её стремительное шествование по всему миру (на парижской выставке Мамонтовы получили бронзовую медаль за игрушки).

Своё место первая матрёшка заняла в Музее игрушек, созданном Бертраном Н.Д. Собирать свою коллекцию он начал ещё в 1910 г., а в 1931 г музей был переведен из Москвы в Сергиев Посад (тогда это был г. Загорск). И постепенно матрёшка становится настоящим русским символом!

Сергиев Посад - родина русской матрёшки!, фото № 2

Музей игрушки в г. Сергиев посад

В нашем городе фабрика матрешек была основана еще в 1904 году. На рубеже 20-х и в начале 30-х годов прошлого столетия Сергиев Посад был крупнейшим центром по производству игрушек в России. Здесь существовало около 18 игрушечных артелей, а потом на их базе создалось несколько предприятий по производству игрушки и единственное в России учебное заведение, выпускающее дизайнеров игрушки. Здесь находился единственный в стране НИИ игрушек. Матрёшка получила фирменное название «Загорская» (после революции Сергиев Посад переименовали в Загорск). Её до сих пор по привычке так называют, а отличает эту матрешку от других особый внешний вид. Красят ее гуашью и покрывают лаком. Нос изображается двумя точками, губы — тремя. У загорской куклы из-под платка выглядывают две пряди волос, сарафан прикрыт передником, расписанным некрупным горохом или цветами. В руках матрешка может держать корзину, узелок или петуха. Роспись яркая с использованием 3-4 цветов (красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий). Линии лица и одежды обведены черным контуром.

Сергиев Посад - родина русской матрёшки!, фото № 3

Загорская артель имени Рабоче-Крестьянской Красной Армии в 1960 году была организована в «Загорскую фабрика игрушек №1». Просущетвовав в таком виде более 30 лет фабрика была приватизирована в 1992 году, на сегодня у нее полное название ЗАО "Художественные изделия и игрушки". Но матрешка так и осталась Загорской, не смотря на то, что 23 сентября 1991 года нашему городу вернули историческое имя Сергиев Посад.

Появление названия «Матрёшка» связывают с женским именем Матрёна. Всем известно, что Матрёна - это любимое женское имя крестьян (в переводе с латыни имя означает «мать»). Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. По другой версии - от имени Маша, Маня, Матрешенька.

Современный Сергиев Посад достаточно большой город, в нем проживает больше 100 тыс. человек, очень много людей профессионально занимаются росписью матрешек, и каждый художник имеет свой стиль, свою манеру росписи. Конечно, многие рисуют матрешки для массовой продажи, тут трудно говорить о художественном уровне матрешек, но существует целый слой любительских и профессиональных художников, создающих настоящие произведения искусства.

Говорят, что в конце XIX века в семью МАМОНТОВЫХ – узнаваемых российских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума) , которая оказалась с “сюрпризом” - она разымалась на две части. Снутри нее спрятана иная, поменьше, которая так же состояла из 2-ух половинок… Всего таковых куколок насчитывалось 5. Предполагалось, что конкретно эта фигура и натолкнула российских на создание собственного варианта разъемной игрушки, воплощенного в виде фермерской девченки, скоро окрещенной в народе распространенным именованием Матрешка (Матрена) . В наше время еще ссылаются на ЛЕГЕНДУ о ЯПОНСКОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ матрешки, но документального доказательства она не имеет. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИГРУШЕЧНОГО ПРОМЫСЛА в РОССИИ дозволяет предположить, что созданию российской матрешки содействовала традиция точения и росписи на Пасху древесных яиц. В одном из альбомов, посвященных творчеству российского художника С. В. Малютина можно узреть необычайную иллюстрацию, оставшуюся без комментариев, - эскиз росписи выточенной из дерева куклы. Конкретно этот узнаваемый живописец, потом академик живописи и стал в свое время создателем первой российской матрешки . А токарная форма игрушки была предложена В. П. Звездочкиным, уроженцем Вороновской волости Подольского уезда Столичной губернии, издавна известной своими качественными токарями. МЕСТОМ ЖЕ РОЖДЕНИЯ новой уникальной игрушки, скоро завоевавшей славу государственного сувенира, стала МАСТЕРСКАЯ – МАГАЗИН “ДЕТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ” А. И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В. П. Звездочкин. Потому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки . Невзирая на СТОЛИЧНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ, настоящей РОДИНОЙ матрёшки всё же стал подмосковный СЕРГИЕВ ПОСАД – наикрупнейший в России центр кустарного производства игрушек, типичная “игрушечная столица”. ПРОМЫСЕЛ появился предположительно в XVII столетии и достиг расцвета на рубеже XVIII – XIX веков. Нет чётких данных о времени сотворения в этом городе первой игрушки, но понятно, что еще в XV веке при Троице-Сергиевом монастыре существовали особые мастерские, в которой монахи занимались большой и рельефной резьбой по дереву.

Матрёшка (от уменьшительного имени «Матрёна» ) — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют яйцеподобную форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке [источник не указан 524 дня] . В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей. Сравнительно недавно набирает популярность матрёшка с изображением портрета на ней - портретная матрёшка.
Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90х годах XIX века, в период бурного экономического и культурного развития страны. Это было время подъёма национального самосознания, когда в обществе всё настойчивее стал проявляться интерес к русской культуре вообще и к искусству в частности. В связи с этим возникло целое художественное направление, известное под названием «русский стиль» . Восстановлению и развитию традиций народной крестьянской игрушки уделялось особое внимание. С этой целью в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание» . Первоначально в ней создавались куклы, демонстрировавшие праздничные костюмы жителей разных губерний, уездов России, и достаточно точно передававшие этнографические особенности женской народной одежды. В недрах этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным (1859-1937), одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве. Его матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.
Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было не случайно. В дореволюционной провинции имя Матрена, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово «mater», означающее- мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъёмное красочно расписанное деревянное изделие. Но и по сей день матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры. Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам С. В. Малютина лучшим игрушечником из Сергиева Посада В. Звёздочкиным, была восьмиместная. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.
Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С. В. Малютину японской игрушкой, привезённой с острова Хонсю женой С. И. Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Японцы, кстати, утверждают [источник не указан 75 дней] , что первым выточил подобную игрушку на острове Хонсю русский монах.
Технологию изготовления матрёшки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца) освоили с лёгкостью. Принцип изготовления матрёшки остаётся неизменным до настоящего времени, сохранив все приёмы токарного искусства русских умельцев. [1]

РАССКАЗЫВАЮТ, что в конце XIX века в семью МАМОНТОВЫХ – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума) , которая оказалась с “сюрпризом” - она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять.
Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена) .

В наше время еще ссылаются на ЛЕГЕНДУ о ЯПОНСКОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ матрешки, но документального подтверждения она не имеет.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИГРУШЕЧНОГО ПРОМЫСЛА в РОССИИ позволяет предположить, что созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц.

В одном из альбомов, посвященных творчеству русского художника С. В. Малютина можно увидеть необычайную иллюстрацию, оставшуюся без комментариев, - эскиз росписи выточенной из дерева куклы. Именно этот известный художник, впоследствии академик живописи и стал в свое время создателем первой русской матрешки . А токарная форма игрушки была предложена В. П. Звездочкиным, уроженцем Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии, издавна знаменитой своими искусными токарями.

МЕСТОМ ЖЕ РОЖДЕНИЯ новой оригинальной игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала МАСТЕРСКАЯ – МАГАЗИН “ДЕТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ” А. И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В. П. Звездочкин.
Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки .

Несмотря на МОСКОВСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ, настоящей РОДИНОЙ матрёшки всё же стал подмосковный СЕРГИЕВ ПОСАД – крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная “игрушечная столица”.


ПРОМЫСЕЛ возник предположительно в XVII столетии и достиг расцвета на рубеже XVIII – XIX веков. Нет точных данных о времени создания в этом городке первой игрушки, но известно, что еще в XV веке при Троице-Сергиевом монастыре существовали специальные мастерские, в которой монахи занимались объемной и рельефной резьбой по дереву.

в китае!! ! первая матрешка выражала собой 3 китайских куколок вставленых друг в друга!! ! а первая матрешка была подарена какому то нашему царю и вот с нее то все и началось.

Япония
"В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца.
Имя "Матрена" тогда было широко распространенным. Отсюда и пошло название - "матрешки".

Легенды
Много есть версий, как, где и когда родилась она. По одной из них прообразом матрешки послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна точили и расписывали русские мастера. Были они полыми внутри, в большее вкладывалось меньшее. Похожая игрушка была и в Японии, изображала она добродушного седоусого старичка Даруму и состояла из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Рассказывают, что в конце 19 века в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистсккого святого Фукуруджи, которая оказалась с “сюрпризом”, - она разымалась на две части. Внутри нее была спрятана другая, поменьше, которая также состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять. Однажды, как гласит одна из легенд, известный художник русского модерна (руководитель художественными мастерскими княгини М. К. Тенишевой в имении Талашкино под Смоленском) Сергей Малютин держал в руках русское расписное яйцо и японскую игрушку. Именно здесь, в доме ( ныне московском Музее декоративно-прикладного искусства ), расположенном в тихом Леонтьевском переулке, принадлежавшем в то время семье А. И. Мамонтова, в московской мастерской-магазине “Детское воспитание” в 1898 – 1900 годах и была создана первая русская матрешка. ( Здесь тогда располагался магазин и мастерские при нём, которые назывались "Детское воспитание") Эти две разные игрушки, сделанные в разных концах Земли, навели С. Милютина на интересную мысль. Быстро набросал он на бумаге смешную куколку, затем еще и еще… По просьбе художника потомственный игрушечник –токарь Василий Петрович Звездочкин выточил из дерева форму, а Сергей Малютин расписал ее. Так появилась на свет девочка в русском сарафане: в платке, с черным петухом в руках. А из неё одна за другой появлялись другие крестьянские девочки: с серпом для жатвы, корзинкой, кувшином, девочка с младшей сестренкой, младшим братом, все - мал-мала меньше, последняя, восьмая, изображала спеленатого младенца. Кто-то, увидев ее, восхищенно воскликнул: “Ну, прямо Матрена! ” . Так девочку и назвали Матрена, или любовно, ласково – Матрешка, Матрешечка. Силуэт Матрёшки прекрасно вписался в традиционное национальное понятие о русской женщине. Это крестьянский идеал красоты. Женщина должна быть дородной, полной, крепкой, здоровой, иметь многочисленное потомство. Талия не подчёркнута. Широкий силуэт одежды был характерен для русских крестьянок сто лет назад, так же, как популярно было тогда имя Матрёна Уже в1900 году на Всемирной выставке в Париже эта игрушка получила медаль и известность .

По другой версии родина матрешки –тоже далекая Япония. Именно в Стране Восходящего Солнца издавна изготовляли всевозможные куклы. Считали, что они символизируют человеческое стремление к общению и дают ощущение покоя и мира вокруг. И вот в 90-х годах прошлого века один японец, прибывший в Россию на корабле, привез с собой куклу из семи фигурок, входящих одна в другую. Глаза у нее узкие, да и называлась она тогда именем буддистского святого – Фукурума. Но, как гласит предание, первая подобная кукла - мудреца Фукурумы - была сделана там опять же русским мастером". История умалчивает, каким образом она впоследствии попала снова к другому безвестному русскому мастеру. Да это и не важно. Главное, что кукла мастеру понравилась, и он переработал ее в соответствии с нашими национальными традициями. Наши умельцы японскую идею переработали сначала в расписные деревянные пасхальные яйца, а затем в куклу “Матрену”. На Руси деревянная семейка прижилась быстро, причем использовали ее не только как игрушку – в форме матрешки делали игольницы, футляры для винных бутылок, солонки и другие бытовые мелочи.

Есть еще одна версия – подлинно национальная : родиной матрешки считается г. Загорск ( Сергиев – Пасад ). В конце прошлого века в художественную мастерскую привезли фигурку игрушечного лысого старика. Кукла раскрывалась, и

Есть еще одна версия – подлинно национальная : родиной матрешки считается г.Загорск ( Сергиев – Пасад ). В конце прошлого века в художественную мастерскую привезли фигурку игрушечного лысого старика. Кукла раскрывалась, и в ней находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась.По утверждению сотрудников научно-исследовательского института игрушки эта деревянная фигурка появилась в 1890 году в Абрамцевской усадьбе, в Подмосковье. Прообразом ее стала фигурка японского добродушного лысого старичка - Фукуруму с вытянутой от постоянных раздумий головой. В узкоглазом головастом япончике скрывалась вся его семья. Игрушка была привезена с острова Хонсю владелицей Абрамцевской усадьбы Мамонтовой - покровительнице художников, поэтов, литераторов, артистов. Первые матрешки вырезались вручную и расписывались гуашью без предварительного рисунка, “на глазок” и покрывались лаком. Деревянная игрушка, задуманная как детская, оказалась настолько выразительной, так образ

Говорят, что в конце XIX века в семью МАМОНТОВЫХ – узнаваемых российских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума) , которая оказалась с “сюрпризом” - она разымалась на две части. Снутри нее спрятана иная, поменьше, которая так же состояла из 2-ух половинок… Всего таковых куколок насчитывалось 5. Предполагалось, что конкретно эта фигура и натолкнула российских на создание собственного варианта разъемной игрушки, воплощенного в виде фермерской девченки, скоро окрещенной в народе распространенным именованием Матрешка (Матрена) . В наше время еще ссылаются на ЛЕГЕНДУ о ЯПОНСКОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ матрешки, но документального доказательства она не имеет. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИГРУШЕЧНОГО ПРОМЫСЛА в РОССИИ дозволяет предположить, что созданию российской матрешки содействовала традиция точения и росписи на Пасху древесных яиц. В одном из альбомов, посвященных творчеству российского художника С. В. Малютина можно узреть необычайную иллюстрацию, оставшуюся без комментариев, - эскиз росписи выточенной из дерева куклы. Конкретно этот узнаваемый живописец, потом академик живописи и стал в свое время создателем первой российской матрешки . А токарная форма игрушки была предложена В. П. Звездочкиным, уроженцем Вороновской волости Подольского уезда Столичной губернии, издавна известной своими качественными токарями. МЕСТОМ ЖЕ РОЖДЕНИЯ новой уникальной игрушки, скоро завоевавшей славу государственного сувенира, стала МАСТЕРСКАЯ – МАГАЗИН “ДЕТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ” А. И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В. П. Звездочкин. Потому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки . Невзирая на СТОЛИЧНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ, настоящей РОДИНОЙ матрёшки всё же стал подмосковный СЕРГИЕВ ПОСАД – наикрупнейший в России центр кустарного производства игрушек, типичная “игрушечная столица”. ПРОМЫСЕЛ появился предположительно в XVII столетии и достиг расцвета на рубеже XVIII – XIX веков. Нет чётких данных о времени сотворения в этом городе первой игрушки, но понятно, что еще в XV веке при Троице-Сергиевом монастыре существовали особые мастерские, в которой монахи занимались большой и рельефной резьбой по дереву.

Матрешка ---Русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся такие же куклы меньшего размера. Полная, румяная, круглолицая девочка или девушка, напоминающая русскую игрушку в виде расписной куклы. Конечно Россия

Матрёшка… Эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру. Сейчас она - не просто народная игрушка, хранительница исконной русской культуры: она и сувенир для туристов - памятная кукла, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями; она - и драгоценный объект коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов.
Матрешка – самый популярный русский сувенир – стала одним из символов России. Долгое время никто не сомневался в ее русском происхождении. Но когда стали выяснять, где и когда она появилась впервые, то обнаружили – родина куклы – Япония! И не такая уж она древняя, как казалось, ей немногим больше ста лет.
Матрешка – это деревянная кукла с сюрпризом внутри. Обычно внутри бывает от 3 до 18 кукол поменьше. Размер ее колеблется в среднем от 5 до 30 см. Но бывают и матрешки – рекордсмены. В городе Семенов Нижегородской области была изготовлена самая большая матрешка – высотой в метр, диаметром в полметра и состояла из 72 штук.
На каждой кукле – свои фольклорные мотивы, которые рассказывают о русских пейзажах, народных костюмах, русских традициях. То есть матрешка – это не просто сувенир, это особое искусство изображать Россию понятным для любого человека языком.
Как правило, матрешки изготавливают из древесины таких лиственных пород деревьев, как липа, береза, ольха, осина. Самым благодатным материалом является липа. Деревья, предназначенные для выделки матрешек, спиливают ранней весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе не менее двух лет. Деревянная заготовка проходит не менее 15 операций на токарном станке и потом за работу берется художник. Именно он и превращает деревяшку в куклу.
В нескольких городах России есть фабрики по производству матрешек со своими традициями. Авторская матрешка сейчас переживает расцвет, радуя людей своими фантазиями. По данным экспертов, фабричная семеновская матрешка из 12 штук по цене эквивалентна тонне нефти. Некоторые авторские работы стоят гораздо дороже.
Успех матрешки как игрушки, сувенира и произведения искусства во многом определяет многомерная конструкция, исполненная глубокого философского смысла. Физики на научных симпозиумах выдвигают гипотезу, что по принципу матрешки устроен мир. А сам человек разве одномерен?
Мудрый изобретатель матрешки так и остался, к сожалению, неизвестен. Все, что удалось выяснить – это примерное время и место ее рождения. В конце 19-го века, вскоре после своего появления на свет она была завезена в Россию японским моряком (по другим источникам – русским, побывавшим в Японии) . Игрушка изображала семь божков удачи. Японцы, кстати, утверждают, что первым такую игрушку выточил безвестный русский монах.
Попав в Россию, она оказалась в Московской игрушечной мастерской. Там по ее образу и изготовили первую русскую матрешку. Так и появилась на свет деревянная девочка в русском сарафане, платочке и с черным петухом в руках. В ней пряталось еще 7 фигурок: за девочкой шел мальчик, затем опять девочка и так далее. Все они отличались друг от друга. Последняя, восьмая, фигурка изображала спеленатого младенца. Кто-то из мастеров, увидев самую первую куколку, воскликнул: "Ну, прямо Матрена! " Так деревянную девочку и назвали Матреной, или ласково - матрешкой
Через два года после своего рождения в России – в 1900 году – матрешка попала на всемирную выставку в Париже и получила там медаль и мировое признание. Никто тогда и не догадывался, что игрушка станет столь популярной и знаменитой, и не предполагали, что через 100 лет она преподнесет сюрприз своим иностранным происхождением. Все дело - в душе. А душа у матрешки – русская.


из Японии привезла Мамонтова в свою мастерскую, там этих японских лысеньких старичков, стилизовали в руских мальчиков и девочек . Но привезли ее из Японии (Фукуруджи).

Считается, что русская матрёшка была выточена по образцу, привезённому из Японии.

По некоторым данным, матрёшки появились в России только после Русско-японской войны и возвращения из Японии в Россию военнопленных.

Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин. Из воспоминаний Звёздочкина следует, что ему не доводилось видеть японских точёных игрушек. Кроме того, ещё до появления матрёшки русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъёмными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской и русской матрёшкой остаётся не вполне ясным.

Читайте также: