Самая популярная игрушка в японии

Обновлено: 27.04.2024

Недавно я вернулась из Токио, где со своими работами принимала участие в международной выставке авторской игрушки Fantanima 2016. Впечатлений море, другой мир, другие люди, другая культура! Очень необычная выставка, совсем не такая, как русские или европейские.

Сегодня я хочу рассказать про традиционные японские куклы и современную индустрию японских игрушек, думаю, интересно будет сравнить, так как куклы в японской культуре играют очень важную роль.

Искусство изготовления кукол в Японии имеет статус полноценного вида творчества, наряду с изобразительным. Все серьезно! Куклы для японцев всегда были очень важны, а мастреров-кукольников уважают с давних пор.

Итак, в Токио мой отель находился между двумя районами: Акихабара и Асакусабаши. Оба так или иначе связаны с игрушками, причем, я не выбирала это место специально! Хотя, таким неслучайным случайностям я уже перестала удивляться :)

Асакусабаши считается старым районом, там расположены магазины с традиционными японскими куклами и магазины для рукоделия.

Традиционные японские куклы и современная индустрия японских игрушек, фото № 1

Традиционные японские куклы и современная индустрия японских игрушек, фото № 2

Традиционные японские куклы и современная индустрия японских игрушек, фото № 3

Традиционные японские куклы «нингё» изготавливаются для праздников (например, Хинамацури — праздник девочек), либо в качестве сувениров (например, «Дарума», которого можно купить в любой сувенирной лавке и, нарисовав ему один глаз, загадать желание, второй глаз он получает, когда желание исполняется. Жестоко, но справедливо, я считаю).

Традиционные японские куклы и современная индустрия японских игрушек, фото № 4

Традиционные японские куклы и современная индустрия японских игрушек, фото № 5

Традиционные японские куклы и современная индустрия японских игрушек, фото № 6

Традиционные японские куклы и современная индустрия японских игрушек, фото № 7

Традиционные японские куклы и современная индустрия японских игрушек, фото № 8

Традиционные японские куклы и современная индустрия японских игрушек, фото № 9

Традиционные японские куклы и современная индустрия японских игрушек, фото № 10

Традиционные японские куклы и современная индустрия японских игрушек, фото № 11

Традиционные японские куклы и современная индустрия японских игрушек, фото № 12

Традиционные японские куклы и современная индустрия японских игрушек, фото № 13

Гуляя по магазинам на Асакусабаши, сделала для себя неожиданное открытие!

Я всегда думала, что японская кукла представляет собой шитую игрушку с фарфоровой головой и руками, но оказалось, что предварительно заготовленную форму из папье-маше просто обклеивают и декорируют тканью. С другой стороны это уместно, в такие куклы не играют, они выполняют ритуальную и декоративную функцию, создаются художниками и стоят дорого. Даже стили кукол отличаются в разных магазинах.

Традиционные японские куклы и современная индустрия японских игрушек, фото № 14

Традиционные японские куклы и современная индустрия японских игрушек, фото № 15

Удалось купить кое-что из материалов, особенно радуют ножницы! Можно легко и ровно резать довольно плотную ткань, например мохер.

Традиционные японские куклы и современная индустрия японских игрушек, фото № 16

Традиционные японские куклы и современная индустрия японских игрушек, фото № 17

Традиционные японские куклы и современная индустрия японских игрушек, фото № 18

Традиционные японские куклы и современная индустрия японских игрушек, фото № 19

Традиционные японские куклы и современная индустрия японских игрушек, фото № 20

Очень интересно, что куклы в разных магазинах отличаются по стилю. Как я понимаю, для каждого магазина работают свои художники.

Традиционные японские куклы и современная индустрия японских игрушек, фото № 21

Традиционные японские куклы и современная индустрия японских игрушек, фото № 22

Встречаются и весьма неожиданные стилизации известных героев под самураев :)

Традиционные японские куклы и современная индустрия японских игрушек, фото № 23

Традиционные японские куклы и современная индустрия японских игрушек, фото № 24

А теперь вернемся из прошлого!

Акихабара –– это рай для всех любителей аниме: фигурки, манга, гейм-центры, айдол-шопы, магазины электроники и компьютерных игр. Целая индустрия по обслуживанию вымышленных миров!

Традиционные японские куклы и современная индустрия японских игрушек, фото № 25

Традиционные японские куклы и современная индустрия японских игрушек, фото № 26

Традиционные японские куклы и современная индустрия японских игрушек, фото № 27

Отдельного внимания заслуживает гача-гача. На выставке я познакомилась с художницей Накаи Михо, которая, помимо дизайнерских принтов, делает молды игрушек для игровых автоматов и невероятным Ватанабе, который преподает искусство витража и тоже делает моды игрушек. Игровые автоматы гача-гача выглядят так:

Традиционные японские куклы и современная индустрия японских игрушек, фото № 28

Чаще всего посвящены героям аниме, также очень популярны гачи с животными и птицами. Собрать всю коллекцию из серии не так просто, нужно потратить много денег, так как попадаются повторные фигурки :)

Традиционные японские куклы и современная индустрия японских игрушек, фото № 29

Традиционные японские куклы и современная индустрия японских игрушек, фото № 30

Традиционные японские куклы и современная индустрия японских игрушек, фото № 31

Кроме того, в Японии огромное количество магазинов, продающих фигурки аниме-персонажей, некоторые сделаны просто потрясающе. Есть целые композиции со своим сюжетом.

Мне довелось попутешествовать и за пределами Токио (Никко, Киото, Кавагучико и Камакура). Так вот, везде встречаются магазины с шитыми игрушками-подвесками для детей. По-японски милый и лаконичный дизайн. Понятно, что производство поставлено на поток, но это не уменьшает теплоты и уюта таких игрушек.

Традиционные японские куклы и современная индустрия японских игрушек, фото № 32

Отдельного внимания заслуживают магазины керамики, где можно встретить очень интересные вещи ручной работы.

Традиционные японские куклы и современная индустрия японских игрушек, фото № 33

Японцы очень любят все милое или как они говорят «каваи».

На рюкзаке и телефоне японца всегда можно увидеть какой-нибудь брелок с любимым героем. Молодеж вообще вешает тонны брелков :) Я тоже не удержалась, выловила мешок зверья из гача-гача, второй мешок мне подарил Ватанабе. Еще накупила игрушек с любимыми героями в музее Студии Гибли. Про музей и свои покупки я тоже обязательно расскажу.

Кажется, Япония никогда не устанет удивлять мир своими повседневными вещами. Настал черед детских игрушек: дети в Стране восходящего солнца тоже коллекционируют солдатиков, собирают пазлы и любят мыльные пузыри, но все эти вещи выглядят совсем иначе, чем мы привыкли видеть. Хотите узнать, кто такой Гудетама и насколько сильно японцы любят пудинг? Тогда обратитесь к этой статье.

Курица, несущая яйца

Начнем с наиболее популярной игрушки — курицы. Нажав на живот резиновой птицы, можно увидеть, как появляется яйцо. Такие игрушки продаются в автоматах на улицах Токио, там же можно приобрести черепашку.

Гудетама

У японцев какая-то особая любовь к эмбрионам, поэтому в игрушечных яйцах можно найти динозавров, животных и инопланетян. Но создатели Hello Kitty совершили очередной прорыв и придумали персонажа, который покорил всю Азию. Гудетама — вечно печальный и ленивый желток, которого без спроса извлекли из белка. Этот желток стал настоящей звездой — у него есть собственные аккаунты в социальных сетях, коллекция косметики, одежды и аксессуаров, а также сеть кафе. Создатели утверждают, что Гудетама не депрессивный персонаж, а просто немотивированный, поэтому всем своим видом он говорит: «Я никуда не пойду, просто оставьте меня в покое!»

Туттуки Бако

Туттуки Бако (Tuttuki Bako) — одна из самых странных игр, популярных среди японцев. Чтобы начать игру, нужно засунуть палец в коробку. Есть несколько игр на выбор: покачать панду на колесе, прикоснуться к морским жителям, потрогать лицо или поиграть со странным существом.

Милые толстые солдатики

Казалось бы, что можно сделать с зелеными солдатиками, которых собирали еще наши родители в детстве? Японцы превратили их в толстячков и часто размещают этих очаровательных воинов на «местах боевых действий» — на еде.

Фрукты-зомби

В какой еще стране, как не в Японии, могли появиться фрукты-зомби? Первая серия игрушек оказалась настолько успешной, что было принято решение выпустить еще несколько коллекций. К банану, винограду и вишням присоединились личи, лимон, персик, дыня и главный монстр — дуриан. Посмотреть видеоролик и увидеть всех своими глазами можно здесь.

В древней Японии куклы вовсе не были игрушками. Своими корнями искусство изготовления декоративных кукол, их почитание уходит в глубокую древность. Как и у других народов с самобытной культурой куклы широко использовались преимущественно во время проведения праздничных ритуалов, символически изображая богов или людей.

Первое упоминание о куклах на территории Японии встречается в манускриптах, датированных 5-6 веками до нашей эры. Наиболее древними считаются соломенные и глиняные куклы (они относятся к началу нашей эры). Тогда куклы служили защитой от болезней, стихийных бедствий и других несчастий. Само слово «кукла» - нинге – состоит из двух иероглифов «человек» и «форма» и переводится с японского как «образ человека». Издавна считалось, что в этот образ вселяется душа бога.

Традиционные или народные куклы в Японии чрезвычайно разнообразны и самобытны. Исторически в стране сложились культурные центры, центры народных художественных промыслов, такие как Нара, Киото, Кагосима, которые хранят традиции и в наше время. Каждая префектура, район имеют свои специфические, оригинальные образцы народного творчества.

Японская кукла кокеси ведет свое начало с северо-востока страны, из района лесов и сельского хозяйства – Тохоку, окраины острова Хонсю. Хотя официальная дата рождения куклы кокеси – середина эпохи Эдо (1603-1867), специалисты считают, что этой кукле уже более тысячи лет.

Кокеси – народная игрушка, состоящая из выточенных на токарном станке цилиндрического туловища и прикрепленной к нему круглой головы. Размеры по высоте кокеси могут колебаться от нескольких сантиметров до метра.

Есть несколько версий о возникновении кокеси. По одной версии ее прототипом были шаманские фигурки, применявшиеся в обрядах почитания духов-покровителей шелковичного ремесла. По другой версии кокеси являлись поминальными куклами. Их ставили в крестьянских домах, когда приходилось избавляться от лишних новорожденных, так как родители не смогли бы их прокормить. Кстати, в подтверждение этой версии традиционные кокеси – всегда девочки, которые в крестьянских семьях были менее желанны, чем сыновья.

Более жизнерадостной версией выступает история о том, что в 17 веке в место, славящееся горячими источниками, приехала супруга сегуна, страдавшая бесплодием. Вскоре после этого у нее родился ребенок, что дало повод местным мастерам запечатлеть это событие в кукле.

Народные мастера сумели создать огромное разнообразие видов кокеси. По характеру рисунка лица, особенностям орнамента, украшающего туловище, безошибочно можно определить место создания куклы.

Обычно куклы кокеси больше нравятся взрослым, чем детям. Оценить благородную простоту, гармонию формы и тонкие цветовые нюансы кокеси способны, конечно, только взрослые. Это относится и к современным авторским работам, появившимся после второй мировой войны. Произведения современных профессиональных художников по форме и декору порой мало похожи на народные кокеси. Но их связывает не только неизменный материал – дерево, но и творческое видение образа, умение подчинить общей идее каждую деталь, каждый штрих. Популярность этой игрушки в Японии по-прежнему очень велика.

Дарума всемогущий

Другая, не менее популярная в Японии, традиционная кукла называется дарума. Дарума не отстает от кокеси по разнообразию, хотя преимущественно известна дарума из префектуры Гумма. Дарума – стилизованное изображение основателя дзен-буддизма Бодхидхармы (в японском произношении Бодай Дарума). По легенде он провел 9 лет медитируя перед пустой стеной, после чего у него атрофировались руки и ноги, которым святой вернул подвижность с помощью специальных упражнений. Эта легенда дала название и образ кукле. По форме дарума очень похожа на знакомую нам русскую неваляшку. В новогодние праздники каждая японская семья стремится обзавестись новой фигуркой святого, деревянной или из папье-маше. Считается, что кукла становится ангелом-хранителем приютившей ее семьи или человека.

Существует даже особый ритуал, чтобы склонить на свою сторону святого Бодай Даруму. В пустых глазах куклы рисуется зрачок и загадывается желание, - теперь считается, что Дарума ожил и сможет выполнить ваше желание. Если желание не сбудется, куклу сжигают (это очищающий огонь), и купят к Новому году новую куклу. В этой простой на первый взгляд игрушке олицетворяется стойкость, в народе даже сложилась поговорка «семь раз упасть и подняться, как Дарума». Кроме того считается, что Дарума приносит в дом удачу и благословение.

Оригами, тиёгами – анэсами

Еще одна самобытная кукла, ставшая популярной в эпоху Эдо, - анэсами. Так обычно дети зовут своих старших сестер. Анэсами – бумажная кукла в технике оригами, а вернее тиёгами, то есть сложенная не из простой бумаги, а из специальной цветной бумаги с традиционными для японских тканей рисунками. История этой куклы восходит к 8 веку. Тогда для кукол анэсами использовали особый род гравюр. Первоначально кукла служила магическим фетишем и занимала в сложной системе ритуалов свое место. В 17-18 веках в период Эдо кукла несколько видоизменилась. Традиционная анэсами не имеет лица. Благодаря этому, по мнению специалистов, основное внимание в облике этой куклы уделяется костюму и прическе. Но у современных мастеров встречаются и другие варианты.

Кукла, которую можно держать в руках

Если условно разделить куклы Японии на игровые, декоративные и культовые, то кукла Итимацу является представительницей типично игровой куклы. С такой куклой в свое время играл, пожалуй, каждый японский ребенок. Изготавливали кукол Итимацу из густо замешанных опилок, которые затем покрывали белым порошком из пережженных ракушек и полировали.

Первоначально эти куклы назывались ямато или «куклы, которые можно держать в руках» ( в отличие от других традиционных кукол, которыми никогда не играют и которых принято в Японии выставлять в доме по особым праздникам). Однажды была сделана кукла, напоминающая молодого актера театра кабуки из района Кансай по имени Саногава Итимацу. Эта кукла стала необычайно популярна, и всех кукол ямато стали называть Итимацу.

Подобная история хорошо нам знакома. В 20 веке нечто похожее произошло со столь популярной у наших детей куклой Барби. У куклы Итимацу сгибаются ручки и ножки, ее можно посадить, положить, переодеть в зависимости от времени года или нарядить в любимую одежду. Обычно Итимацу изображает девочку с челкой, но иногда встречаются и куклы-мальчики. Такие куклы массово изготавливались примерно до 20-х годов 20 века. До настоящего времени они почти не сохранились, стали редкостью. Посколько итимацу считались просто игрушками для детей, никто никогда не заботился о бережном к ним отношении.

Достойные для подношения императору

Но есть в Японии особые куклы, которые хранятся как великая семейная ценность и передаются из рук в руки на протяжении нескольких поколения (от бабушки к внучке, от мамы к дочке). В знаменитой книге японской писательницы 10 века и придворной дамы Сэй Сёнагон «Записки у изголовья» упоминается, что одна дама «изготовила в подарок императору несколько красивых кукол. Ростом в пять вершков, они были наряжены в парадные одежды, волосы расчесаны и закручены локонами на висках. Написав на каждой кукле ее имя, она преподнесла их императору».

Такое уважение к куклам, считавшимися достойным подарком даже для императора, не случайно для Японии. Ведь еще в древности в каждом доме совершался ритуал избавления от болезней и несчастий, для чего из бумаги делали фигурки мальчиков и девочек. Затем на эти фигурки переносили зло и беды и отправляли их вниз по течению ручья или реки, сжигали или зарывали в землю. То был магический обряд защиты ребенка.

Позднее таких кукол стали делать из глины или из дерева и уже не выбрасывали, а оставляли в доме, расставляя по полкам. Возможно, такой обычай стал предшественником большой и важной традиции для японцев – выставлять в доме в честь праздников именно кукол.

Ежегодно на протяжении столетий в Японии отмечают два очень важных и красивых праздника: Праздник девочек или Хина мацури (3 марта) и Праздник мальчиков или Танго но секку (5 мая). Эти праздники тесно связаны с особым видом японских традиционных кукол. Символично, что праздник девочек, имевший за 300 лет своей истории несколько названий, до нас дошел именно как Хина мацури или дословно с японского – Праздник кукол.

Само благородство и сдержанность

Несколько веков назад праздник Хина мацури отмечался только при дворе и в домах высших сословий, но вскоре быстро распространился в народе. Тогда же появился обычай устраивать в домах, где есть девочки, выставки пышно одетых кукол, изображавших жизнь императорского дворца эпохи Хэйан.

Эта традиция сохраняется до сих пор. На верхней ступеньки красной лесенки (праздничного стенда с куклами – камидана) размещаются куклы, изображающие императора с императрицей. Ступеньками ниже, в соответствии с титулами и рангами, располагают всю императорскую семью и придворных. Как правило, на ступеньке ниже императорской, располагаются три придворные дамы, ниже – два министра, потом уже другие слуги, в том числе и музыканты. Традиционно стенд представляет собой специальную подставку с семью ступенями, на которых умещается до 15 кукол. Сама лесенка украшается фонариками, миниатюрными цветущими деревцами (сливой и персиком), игрушечной мебелью и утварью (паланкинами, повозками, лаковой посудой, шкатулками).

Раз в год каждая японская девочка выставляет в честь праздника Хина мацури всех своих кукол. Девочки с мамами в нарядных одеждах, обычно в кимоно, торжественно, как настоящие дамы, ходят друг к другу в гости, дарят и получают подарки, угощаются специальными блюдами и любуются куклами, выставленными на стендах.

Эти куклы для праздника девочек в современной Японии, как и во времена Сэй Сёнагон, считают большой ценностью. Набор кукол для хинадана составляет важную часть приданого невесты, переходя по наследству по женской линии из поколения в поколение. Пара император и императрица (дайрибин) символизирует супружеское счастье, поэтому их часто дарят молодоженам. Куклы традиционно являются лучшим подарком семье, где рождается девочка. Зачастую это настоящие произведения искусства, изготовленные вручную из дорогих материалов, секреты их изготовления многие мастера и их семьи хранят в тайне.

Конечно, японским девочкам, как и всем другим девочкам на свете, хотелось бы поиграть такими красивыми куклами. Но этими куклами никогда не играют. Выставленные третьего марта куклы красуются примерно месяц, а затем их бережно упаковывают до следующего года. Так, по-японски, через кукол, через глубокое уважение к древним традициям девочкам прививаются правила хорошего тона, понятие об образе истинной японской женщины и умение бережно относиться к ценным вещам, сдерживая свои желания и капризы.

Понятно, что на фоне такого необычайного почитания кукол для девочек японцы не оставили без внимания и мальчиков. В день традиционного праздника Танго но секку (Праздник мальчиков) в домах, где подрастают сыновья, выставляют фигурки воинов в богатых одеждах и доспехах, а родители возносят молитвы, чтобы сыновья росли сильными и здоровыми. Каждая кукла имеет свое лицо и характер, с каждой из них связана легендарная история – героическая, сказочная или реальная, а иногда и комическая.

Есть в этом пантеоне для мальчиков кукла доблестного воина, покорявшего врагов светом от золотого коршуна, сидящего на конце его лука, или воина из клана Курода, получившего копье в награду за подвиг. Очень любят японцы кукольные изображения сказочного героя – мальчика Момотаро, юного, но обладающего удивительной силой героя великой японской сказки «Мальчик-персик».


Канатная дорога в Кавагутико называется Кати-кати Яма. "Кати-кати" - это звукоподражание трущихся друг о друга камней, название горы и известная японская сказка, действие которой происходило как раз в этих местах. В русском переводе сказка известна как "Храбрый заяц" или "Крестьянин и тануки".
Сказка рассказывает о мести кролика еноту-оборотню за смерть старухи, которая вместе со своим стариком относилась к кролику как к сыну.
Статуи-игрушки в Кавагутико иллюстрируют сюжеты из этой сказки


"На следующий день Заяц взял вязанку дров и лег на дороге, поджидая Енота. Когда же Енот появился на дороге, Заяц запричитал: "Ах, уважаемый Енот! Вы такой сильный, такой благородный! Помогите бедному Зайцу отнести вязанку вон на тот холм!" Хвастливый, падкий на лесть Енот схватил вязанку и взвалил себе на спину.
Заяц стал высекать огонь, чтобы поджечь дрова. Енот, нагруженый большой вязанкой дров, спросил у него: "Что за скрип раздается?" "Это крики скрипучих птиц со скрипучей горы!" - ответил ему Заяц.
Наконец он зежег дрова на спине Енота. Огонь быстро вспыхнул и дрова затрещали. "Что за треск раздается?" - спросил Енот. "Это крики трескучих птиц с трескучей горы!" - ответил ему Заяц.
И вот, пламя дошло до спины енота. "Спасите! Помогите!" - не своим голосом заорал испуганный Енот и убежал"


"Днем позже Заяц приготовил смесь из перца, горчицы и соли, переоделся доктором и пошел к дому, где жил Злой Енот. "Доктор из столицы лечит простуду, заживляет раны, избавляет от ожогов!" - нараспев повторял Заяц.
Енот попросил знаменитого доктора вылечить его. Заяц, переодетый доктором, показал ему горшочек с ужасной смесью и сказал: "Это чудодейственное лекарство от ожогов. Подставляй спину." Затем быстро намазал спину Енота своим лекарством и убежал.
Енот катался по земле выл, кричал и ругался и никто не пришел на помощь злому Еноту"

Следующая часть маршрута не имеет отношения к игрушкам, но я расскажу о ней здесь, чтобы не возвращаться.


После извержения Фудзи потоки лавы образовали несколько пещер. Пещеры неглубокие и туристам в них нестрашно заблудиться. Эта пещера называется Wind Cave. В ней на протяжении всего года температура не поднимается выше 0.
Лестница в пещеру довольно крутая и скользкая, поэтому на каблуках в нее лучше не соваться.


Ледяные сталактиты и сталагмиты выглядят очень эффектно


Поскольку в пещере круглый год холодно, раньше ее использовали в качестве естественного холодильника. Одно время в ней хранили яйца и личинок тутового шелкопряда.


В пещере растет редкий голубой мох


Пещера небольшая, перила прочные, даже самых впечатлительных туристов не успеет напугать пролетевшая летучая мышь


Наконец, вот он, - выход из пещеры в форме веера


Даже сам лес, в котором находятся пещеры, кажется каким-то загадочным, населенным сказочными существами. В ясный, солнечный день он, все равно, окутан дымкой.


Теперь пришло время рассказать о неожиданности, которая поджидала в Хаконе. Оказалось, что в Хаконе существует музей игрушек, Hakone Toy Museum, коллекция которого считается самой большой в Японии. Эту коллекцию 40 лет назад начал собирать Терухиса Китахара, который сейчас является самым крупным специалистом по игрушкам в Японии.
В возрасте 20 лет Китахара начал собирать жестяные игрушки и прославился в Японии, когда его коллекция была показана в телевизионной рекламе, получившей приз в Каннах. В рекламном ролике игрушки оживают и устраивают вечеринку, когда хозяева игрушек ложатся спать (так вот откуда растут ноги "Истории игрушек").


Выставлять свою коллекцию Китахара начал с 1980 года, открыв два музея, в Иокогаме и Хаконе. Музей в Хаконе более крупный. Помещение музея небольшое, но в нем собрана огромная коллекция игрушек со всего мира. В зале №1 находится 30 000 игрушек: модели машин, самолетов, кораблей, дирижаблей, роботы, фигурки персонажей, куклы и аксессуары к ним. Даты изготовления игрушек - 1890-1960 годы.








В музее можно узнать историю японской игрушечной индустрии. О ней с экрана монитора рассказывает сам Китахира.
По-японски жестяные игрушки звучит, как "бурики". На самом деле это японское произношение голландского слова blik, что в переводе означает "жесть".
Жестяные игрушки были известны в Европе с середины 19 века. Их производили с помощью лужения, то есть на металлическую поверхность наносили тонкий слой олова (поэтому иногда игрушки называют оловянными) для защиты от коррозии. Затем игрушки раскрашивали с помощью хромолитографии. Жестяные игрушки быстро заменили деревянные, поскольку были дешевле, легче и ярче.
После того, как европейские жестяные игрушки начали импортироваться в Японию, в конце 19 века японцы сами наладили производство этих игрушек и стали одним из крупнейших их производителей.
Но в начале 70-х годов 20 века появление пластиковых игрушек и опасения, что в краски входят вредные вещества, уничтожили индустрию жестяных игрушек. Сейчас жестяные игрушки можно найти только у коллекционеров.


В музее есть игрушки, которые можно назвать игрушками с натяжкой.




Это, так называемые, Baranger Motions (Baranger - фамилия американского изобретателя), механические витрины для демонстрации ювелирных изделий. Обычно их сдавали в аренду ювелирам, чтобы те могли рекламировать свои изделия.
Эти витрины были популярны, начиная с 1925 года и до конца 50-х годов прошлого века. Делали их обычно в мультяшном стиле или в стиле ар-деко. На такой витрине не помещали названия брендов или имен ювелиров. Было достаточно качественно выполненной, оригинальной конструкции в витрине, работающей, как часы, и рекламы типа "Ваш алмаз будет казаться намного больше в одной из наших современных оправ" или "Вы всегда будете неотразимы с одним из наших прекрасных бриллиантов", и народ покупался на рекламу.

Кроме игрушек в музее есть коллекции всевозможных коробочек, спичечных коробков, табакерок, афишек, музыкальных пластинок и даже духов и коробочек из-под мыла и пудры, причем, довольно много винтажной продукции Shiseido, старейшей в мире косметической компании (люблю их Feminite du Bois и Nurasaki)



Несмотря на маленькое помещение, в музее постоянно проводят выставки. В этот раз была выставка работ Таданори Йоко, графического дизайнера и иллюстратора, одного из самых успешных и признанных на мировом уровне художников

Традиционные игрушки Поднебесной

В Китае сложилось несколько центров производства игрушек. Куклы, изготовленные в северных областях, более грубы, а созданные к югу от реки Янцзы изящны и тонки. Делают их из глины, ткани, бамбука, бумаги, дерева, причём современная технология базируется на национальных традициях. Древнейшие китайские куклы были нефритовыми, в X—XII вв. кукол выполняли из фарфора, а в XIV—XVII вв. на свет появились фарфоровые куколки, изображающие как легендарных и мифических персонажей, так и реальных исторических деятелей - например, Чжу Май-чэня, собирателя хвороста и мыслителя, Мой Дубиня — одного из восьми бессмертных даосской философии. Множество разнообразных кукол производились и для народного кукольного театра.

К уклы, являясь одним из предметов изобразительного искусства, существовали практически у всех народов мира. В Китае и Японии куклы имеют древнейшую историю, первые находки датированы 3-м тысячелетием до н.э.

И значально куклы предназначались для совершения магических обрядов, которые существуют и до сих пор во многих странах Африки и Латинской Америки, например магия вуду. Но на востоке предназначение кукол со временем изменилось.

П омимо простого игрового предназначения для детей, в результате развития культуры и общества, в VIII веке куклы стали основой первых кукольных театров. Позднее в эпоху Эдо в Японии сформировалось искусство изготовления кукол из разных материалов и назначения, в зависимости от провинции.

В 1936г., после успешных выступлений на многих международных кукольных выставках, императором Японии изготовление кукол было признано искусством. При изготовлении кукол используется самый разный подручный материал, но наибольшее восхищение вызывают цветочные куклы и изящество кукол из глины и фарфора.

В Японии куклы передаются по наследству, по женской линии, и являют собой защиту от злых духов, и бытовых неприятностей. Также куклы преподносятся как оригинальный подарок к дню свадьбы. Как правило, кукол изображают в виде персонажей императорского двора или культовых и легендарных личностей.

И зготовление китайских и японских фарфоровых кукол сейчас по праву занимает видное место в мировой культуре.

И зделия из слоновой кости в Китае и на Дальнем Востоке были известны с давних времен. Затейливые шахматные фигурки, статуэтки, нэцкэ, куклы. Особенно ценным материалом у себя на родине слоновая кость не считалась, так как имела ряд недостатков — желтела от времени и трескалась от сухого воздуха. Но в XVIII веке, когда Европа наладила торговлю с Востоком, слоновая кость была высоко оценена европейцами. Особенно им понравились куклы, сделанные из этого материала, так похожего цветом на человеческое тело.

Традиционные игрушки Поднебесной

Традиционные игрушки Поднебесной

Традиционные игрушки Поднебесной

К итайские куклы просто приводили европейцев в восторг. И их отлично понимаешь, когда видишь эту прелесть. Белоснежные лица искусно вырезаны из слоновой кости и тонко раскрашены, волосы уложены в изящную прическу. Миниатюрные руки выглядят совсем как настоящие — на них виден каждый ноготок.

Традиционные игрушки Поднебесной

Традиционные игрушки Поднебесной

Традиционные игрушки Поднебесной

П омимо всего прочего, материал был дорогой, а работа требовала особого искусства. Сейчас слоновой костью для изготовления кукол не пользуются, и увидеть такие изделия можно только в музеях и коллекциях.

Традиционные игрушки Поднебесной

Традиционные игрушки Поднебесной

В Китае врачами были только мужчины, и в династии Цин (1644-1912) им запрещалось непосредственно касаться высокопоставленных пациенток. Поэтому для диагностики и лечения использовались специальные куклы, так называемые "doctor’s lady" или "diagnostic dolls"

Традиционные игрушки Поднебесной

Традиционные игрушки Поднебесной

Традиционные игрушки Поднебесной

И х делали из слоновой и мамонтовой кости, наиболее ценные и старинны - с продольными трещинками, кость от времени сохнет и трескается. Как правило, они от 10 до 25 см длиной, часто с базой в виде дивана. Делали их и из дерева,полудрагоценных камней, фарфора, и даже из перламутра.

П ервоначальной целью фигурок нэцке была функциональность, выполняя роль брелоков, которые вешали на курительные трубки, кисеты с табаком, баночек с солями и тд. При этом, выполненные в роли божеств, мистических животных или каких-либо символов фигурки нэцке не были простыми сувенирами или повседневными предметами, но являлись своего рода оберегами и талисманами, оберегающими хозяина от сглаза, демонов и тд.

Традиционные игрушки Поднебесной

С лово «нэцке» идет от японского слова «не-цуке», что означает брелок. В русском языке, по причине схожести произношения, а также по причине отсутствия строгого регламента, возможно различное произношение названия данного вида фигурок: «нэцке», «нецке», «нэцкэ».

Традиционные игрушки Поднебесной

И сторическое происхождение фигурок нэцке не Япония, а Китай. В Китае фигурки нэцке носили название «чжун-цзы». Материалом чжун-цзы в Китае обычно был нефрит, кость или дерево. Японцы, позаимствовав в 16 веке предметы чжун-цзы дали им название не-цуки. Однако как самостоятельное искусство резка фигурок нецке стало лишь двумя веками позже.

Традиционные игрушки Поднебесной

Т радиционно вырезались традиционные китайские символы, как то сосна, или пион. Также традиционным стало вырезать божества, мистических животных, а также классических героев из классической китайской литературы.

Традиционные игрушки Поднебесной

М атериал, из которого изготавливались фигурки нэцке, также несет в себе сокрытую силу и смысл. Нефриту, например, причисляется пять основных достоинств, отвечающих качествам: его мягкий блеск олицетворяет милосердие, твёрдость — умеренность и справедливость, полупрозрачность — символ честности, чистота — воплощение мудрости, а его изменяемость — мужество. Целебные корни, из которых часто изготавливались фигурки нэцке, обладают сильной защитной энергией и защищают от сглаза. Слоновая кость — это символ мудрости, здоровья и душевного равновесия. Панты оленя привлекают удачу и благосостояние.

Традиционные игрушки Поднебесной

С амой популярной фигуркой нэцке на настоящий момент бесспорно является Хотэй. Хотей — «холщовый мешок», всегда изображается с улыбкой на лице. Позы Хотея могуь быть различными, как сидячими так и стоящими. Считается, что Хотей способен осуществлять самые заветные желания человека, с чем и связано поверье, что если потереть животик Хотея 300 раз думаю о своем желании, то данное желание непременно сбудется.

Традиционные игрушки Поднебесной

Т рёхлапая жаба с денежкой — магическое существо, приносящее богатство, удачу и долголетие.

Традиционные игрушки Поднебесной

Г уань Инь — богиня милосердия и сострадания, имеющая очень чуткое сердце. Она покровительствует женщинам и детям, благословляя новорождённых при появлении на свет. Оберегает детей от болезней и злых духов.

Традиционные игрушки Поднебесной

Традиционные игрушки Поднебесной

В оздушные змеи были изобретены в Китае еще до того, как историки начали писать свои хроники. Первые воздушные змеи китайцы начали делать из бамбука и листьев растений. После изобретения шелка в 2600 году до нашей эры китайцы стали делать воздушные змеи из бамбука и шелка.

Традиционные игрушки Поднебесной

В Китайском фольклоре много историй о том, что воздушные змеи запускали как для удовольствия, так и для дела. Наиболее часто воздушные змеи применяли в военных целях. Китайцы использовали воздушные змеи для того, чтобы измерить расстояние между своей армией и стенами замка противника. В небо поднимали разведчиков - наблюдателей. Существует легенда о том, что в 202 году до нашей эры генерал Хуан Тенг и его армия были окружены противниками, и им грозило полное уничтожение. Говорится, что случайный порыв ветра сорвал с головы генерала шляпу, и тогда к нему пришла идея создания большого количества воздушных змеев, снаряженных звуковыми устройствами. Воздушные змеи были сделаны из бамбука, бумаги и шелка. Глубокой ночью эти воздушные змеи летали прямо над головами армии противников, которые, услышав загадочные завывания в небе, запаниковали и убежали.

Традиционные игрушки Поднебесной

Традиционные игрушки Поднебесной

Традиционные игрушки Поднебесной

И з Китая, через Индокитай, воздушные змеи появились и в Японии. Возможно, они были принесены в страну Буддийскими миссионерами в давние времена, около 618 - 907 годов. В Японии воздушные змеи приобрели популярность. Стали появляться воздушные змеи в виде красочно раскрашенных полотен. Воздушные змеи служили как бы связующим звеном между человеком и богами. Их запускали для того, чтобы отпугнуть злые силы, защититься от несчастий, обеспечить хороший урожай и здоровье.

Читайте также: