Самая старая игрушка в мире

Обновлено: 07.05.2024

Рассказ пойдет об обычных погремушках.

Итак, начнем!
Погремушки — это самые древние игрушки в мире. Их находят в доколумбовой Америке, у египетских фараонов, у хеттов — везде. На заре цивилизации их делали из тех материалов, которые были под рукой. Самые первые были сделаны заботливыми родителями из сушеных фруктов, которые содержали внутри семена и звучали при встряхивании как колокольчики. Поэтому самые древние погремушки, сделанные из глины и бронзы, напоминали по форме тыкву, гранаты и другие фрукты. Хотя ее шум должен был просто отвлекать и успокаивать малыша, всегда считалось, что он также обладал силой изгонять злых духов, предотвращать несчастья и рассеивать зло.


Детская погремушка — одно из самых гениальных изобретений человечества для ребенка. Фактически, она является основным тренировочным инструментом для развития малыша и общения с ним в первые месяцы.
Круглой погремушке из Месопотамии уже больше 4 тысяч лет. Она полна маленьких бусин и защипнута по краям, как пирожок. Возможно к ней крепилась палочка или она могла подвешиваться. Такой тип керамической погремушки встречается повсеместно. Ее, как и месопотамскую птичку 2 тысячелетия до н.э. можно использовать по назначению также, как и современные погремушки.


Эта древняя египетская погремушка в виде рыбки середины 2 тыс. до н. э. хранится в Бруклинском музее. Ее длина всего 11 см. Рыба в Египте — один из самых распространенных детских амулетов.


Эти погремушки сделаны из бронзы. Большая коллекция таких игрушек 9-10 вв. до н.э собрана в Метрополитен музее, найдены они на территории Ирана. Внутри бронзовых открытых шаров — бусины.


По такому же принципу делаются подвески «бола», которые известны у многих народов, в том числе в восточных странах и в Латинской Америке. Это небольшие подвески-погремушки в виде открытого или закрытого шарика, внутри которого находится бусина. Такая подвеска-колокольчик издает мелодичный звон и если его носит беременная женщина — малыш слышит этот звон и узнает его, когда рождается. Тихое позвякивание такого колокольчика детей очень успокаивает. Подвеска все время висит на шее матери и она играет ею с малышом.


Эти три погремушки из Латинской Америки: погремушка доколумбового периода, 1-2 в. до н.э. из каолиновой клины (Мексика, Халиско); погремушка индейцев Хиви (гуахибо) конца XIX века из тыквы, дерева и перьев из Венесуэлы и третья — из метала с каменной головой из Перу, 3 век.


А это китайские керамические погремушки XIX века.


Первоначально погремушка принадлежала миру взрослых. Это был один из первых атрибутов древних религий и одновременно — первый музыкальный инструмент. Они встречаются ее в шаманских обрядах, изображения погремушек-систрумов присутствуют в росписях древних египетских храмах, а маракасы и кастаньеты — тоже родственники детской погремушки. Объединяет их одно общее первоначальное назначение — они призваны были отгонять злых духов, очищать пространство и приносить в мир гармонию.
Эта шаманская погремушка 19 века с Аляски в виде кулика-сороки должна была помогала шаману в его путешествиях в другие миры. Тотемное животное несет его на спине, а лягушки символизируют злые силы, с которыми он борется на пути. Считалось, что шаманы могли активировать свойства магических объектов, используя вибрацию звука и концентрируя энергию.


Очень распространенный, и не только в Египте храмовый инструмент — систрум. В переводе означает «трясти», «встряхивать». На горизонтальные перекладины надевались металлические тарелочки, которые при встряхивании издавали очень приятный мелодичный звон. На иллюстрации — современная реконструкция египетского систрума, хеттский систрум первой половины 3-го тысячелетия до н.э., сделанный из меди (Метрополитен музей) и фрагмент росписи из храма Абу-Симбел в Египте, на котором изображена играющей на систруме одна из самых знаменитых своей красотой женщин древности — Нефертари, жена Рамзеса II.


Древнерусские погремушки делались из дерева и глины, кожи, бересты, соломы, внутрь вкладывались семена растений, бусины или камешки, чтобы игрушка не только развлекала малыша, но и, как водится, отгоняла нечисть и всякую лихоманку. Как и во всем мире распространена была погремушка круглой формы на палочке, на нее наносились узоры в виде спирали и другие символы. Шар и круглая форма практически у всех народов ассоциировалась с солнцем, дающим жизнь, тепло и урожай. В Поморье делали погремушки-шаркунки — из бересты или палочек плели много кубиков, которые соединялись в большой кубик на палочке, в каждый маленький при этом вкладывли сушеную горошину. На фотографии: погремушки-шаркунки, сплетенные из бересты в 1980-е годы в Архангельске мастером Варварским, хранятся в музее-заповеднике «Царицыно» в Москве.

Само слово «погремушка» означает предмет, полый внутри с размещенными внутри небольшими предметами типа бусин, камешков, семян растений, издающий звуки при встряхивании или имеющий какой-то другой способ звукоизвлечения. Это могли быть предметы различного назначения. Самые древние найденные погремушки предположительно относят к 8 тысячелетию до н.э… Детские — приблизительно к 4 тысячелетию до н.э.
С развитием изобразительного искусства погремушки пробрались и туда.
На старинных полотнах, начиная с изображений младенца Иисуса и заканчивая портретами лубимых отпрысков частенько присутствует погремушка.

На секунду отвлекусь от темы погремушек и скажу, что юные наследники мужского поля здесь тоже встречаются, так что, кого это раздражает — можно дальше не читать))
Остальных же приглашаю к просмотру и прочтению))

Начнем с портрета мальчика знаменитого Диего Веласкеса.


Немудрено потерять ребенка в красном платье в огромных, драпированных красным бархатом залах. А тут удобно — и ребенку весело и нянька всегда слышит — где он. Колокольчик, в данном случае еще и выполняет функцию амулета.
Другими амулетами, упомянутыми в предыдущем топике были кораллы.
Вот Мадонна с младенцем Бернардино Фунгаи (1460 – 1516). На младенце коралловое ожерелье, коралловая подвеска и браслет


А это Мадонна Сенигалья с Младенцем и ангелами, 1470
Пьеро делла Франческа (1420-1492)
Снова кораллы!

Впрочем, вернемся к погремушкам, тем более, что кораллов там тоже достаточно!

В XVI-XIX веках погремушки становятся настоящими драгоценностями, их делают из золота и серебра, украшают чеканным орнаментом и колокольчиками, отгоняющими злые силы. Иногда их украшают драгоценными камнями. Петелька позволяла повесить игрушку на шею ребенку, прикрепить к руке или (реже) к поясу, позже к конструкции добавился свисток. Такие погремушки становятся излюбленным подарком на крестины, к ним относились как к реликвиям, ценили их и берегли, поэтому их сохранилось довольно много, в отличие от обычных бытовых погремушек. Из-за высокой цены их могли позволить себе только богатые семьи, поэтому такая погремушка была признаком статуса и положения в обществе.
Вот голландские погремушки XVII века. Помимо серебра- кораллы и слоновая кость для прорезывания зубок. Еще и свисток. Три в одном)))


В европейских погремушках XVI-XIX веков использовали такие материалы, как кораллы, горный хрусталь, волчьи зубы, не только из-за красоты, но и потому, что им приписывалась сверъестественная сила. Волчий клык, например, символизировал власть. Он должен был передать власть от животного ребенку и таким образом защитить его от опасности. Коралл был широко известен как защита от порчи и сглаза, а кристаллы хрусталя лечили раны. Кроме того, считалось, что хрусталь помогает в учебе и улучшает память, то есть, чем раньше начать его носить — тем больше шансов на успешную учебу. Так что отношение к погремушке было более чем серьезным.


На последней в этом топике фотографии серебряные погремушки и свисток английской работы, предположительно середины XVIII века. Такие серебряные погремушки были популярны на протяжении нескольких веков в Европе и в Америке, вплоть до начала XX века.

Мультики каменного века и чихуахуа на колёсиках: самые старые детские игрушки.


До XX века практически все детские игрушки изготавливались из недолговечных материалов. Современным историкам приходится в основном догадываться, как играли дети, глядя на рисунки, анализируя упоминания в текстах или исходя из здравого смысла и условий жизни людей прошлого. Но всё же некоторые очень, очень старинные игрушки можно увидеть в музеях: их нашли археологи.

Самые древние «машинки» в мире


Как только появились повозки, дети стали в них играть. А самые добрые из родителей — дарить красивые, долговечные маленькие колесницы, которые можно катать по полу, сколько душе угодно. Самая старая игрушечная повозка найдена в греческом захоронении на территории Турции, ей около пяти тысяч лет. Она сделана из терракоты и украшена узорами. К сожалению, её положили в могилу ребёнку вместе с другими терракотовыми игрушками: фигурками животных и людей.

Самую старую игрушечную повозку нашли в могиле греческого мальчика.

На раскопках хараппской цивилизации в Индии нашли игрушечную повозку, запряжённую быками, с извозчиком на козлах и местом для любого игрушечного груза. Ей около двух тысяч лет. В Индии археологи находили и другие игрушки-тележки.

Игрушка хараппской цивилизации.

А сирийской повозке и лошадке к ней — таких игрушек в Сирии найдено много — около двух тысяч лет.

Внутрь можно посадить крохотную куклу и прокатить.

Такая кибитка может перевозить и игрушечную посуду.

Звери на колёсиках

Заставлять игрушечных зверей «бегать» или «следовать за хозяином» всегда было проще всего, поставив их на колёса. Неудивительно, что животных на колёсиках находят в разных частях света постоянно.

Льве, ежу и быку-зебу из Ирана больше трёх тысяч лет.

Не все уверены, что это были детские игрушки.

Всегда остаётся вероятность, что любая маленькая скульптура связана со священными обрядами.

Маленькая фигурка также могла быть и украшением жилища.

Вот эта чихуахуа на колёсиках была изготовлена до прихода европейцев. Говоря точнее, ей больше трёх тысяч лет. Она очень удивила археологов, потому что ацтеки не знали повозок и, как считалось, колеса тоже. Возможно, в их сознании колёсики годились только для игрушек или делать большие колёса было кощунственно, потому что колесо похоже на солнце, а солнцу поклонялись. Эта собачка тоже терракотовая. Глина долго «заменяла» пластик в производстве игрушек: она была относительно дёшева и позволяла легко и быстро придавать изделию любую форму.

Таких собачек в Мексике нашли несколько.

Выставлен в Лувре.

Этому греческому коню чуть меньше трёх тысяч лет.

Дети Древней Греции и Рима обожали лошадок на колёсиках.

На Руси тоже малые ребята играли с лошадками. Резной скакун двенадцатого века.

Обломки игрушечных лошадок часто находят в раскопках под Новгородом или в Старой Ладоге.

Самая старая подвижная лошадка не на колёсиках, а на полозьях — чтобы качаться. Изготовлена в семнадцатом веке, возможно, принадлежала в детстве английскому королю Карлу I.

При жизни хозяина лошадка выглядела лучше.

Воинственные игрушки


Этот бронзовый рыцарь из-за манеры исполнения кажется очень древним, но на самом деле ему шестьсот или семьсот лет. Нашли его в Германии.

Средневековый минимализм.

Игрушечному мечу из римской крепости в Британии от полутора до двух тысяч лет. Он, конечно, деревянный.

Настоящий меч, даже небольшой, попадал в руки мальчику не сразу.

А этим мечам из Старой Ладоги не больше тысячи двухсот. Они тоже деревянные.

Игрушечные мечи формой имитировали взрослые. Любовь ко всему старинному появилась намного позже.

Лошади верхом на помосте с колёсами выглядят странно только для взрослых. А для детских игрушечных битв — просто то, что надо. Возраст этой греческой игрушки — чуть больше двух тысяч лет.

Греческие дети играли в битвы на колесницах.

Типичный Древний Египет


Игрушки, которые совершают одно и то же движение, мало годятся для каждодневных игр, но поначалу детей забавляют. В Древнем Египте делали, например, вот такого раба-зернотёра. Ему почти три с половиной тысяч лет. Распрямляясь и нагибаясь, он как бы возил камнем, растирая зерно на доску.

Подвижные игрушки были не редкостью в Древнем Египте.

Примерно того же возраста лягушка, которой можно «скармливать» мух — с защёлкивающейся при помощи верёвочки челюстью.

Игрушка из кости.

В Древнем Египте находят и самых древних детских кукол. Все более древние найденные куклы были обрядовыми. Кстати, возможно, куклы для девочек у многих народов не только «работали» игрушками, но и служили оберегами.

Тряпичной кукле трудно чем-то удивить.

Мультики доисторической эпохи


Задолго до изобретения телевидения родители, похоже, усаживали детей смотреть мультики, чтобы малыши вели себя потише. Этот диск, который, если его вращать за ниточки, показывал «бегущую антилопу», найден на одной из стоянок каменного века. Ему больше шестнадцати тысяч лет. И он такой найден не один!

Для демонстрации работы учёные изготовили копию одного из вращающихся дисков.

Похожие диски с отверстиями для верёвочек возрастом около трёх тысяч лет находят и в Израиле, но только изготовлены они из глины. Судя по некоторым признакам, чаще всего их делали сами дети.

Подвижные игрушки


В Лувре выставлен глиняный кубарь из античных Фив. От волчка кубарь отличается тем, что играли с ним при помощи хлыстика из палочки и верёвки. Сначала верёвку закручивали, укладывая в специальные желобки, вокруг игрушки и ставили кубарь на пол. Потом резко дёргали за рукоятку хлыстика так, чтобы кубарь закрутился, пока верёвка сходит с него. Но на этом игра не останавливалась: ребёнок заставлял кубарь крутиться дальше, ловко подстёгивая его хлыстиком.

В кубари играли также в Средневековой Европе и на Руси.

Более простой в обращении волчок в античном мире тоже знали. Игрушка из погибших Помпей.

Волчки также использовались для настольных игр, но не в античном мире.

Мячи шили из ткани или кожи уже в Древнем Египте. Но они были очень тяжёлыми, ведь их набивали подручным материалом. До лёгких резиновых мячей было ещё очень далеко.

Играли в мячи практически по всему миру.

Погремушки


Погремушки одновременно развлекали детей и отгоняли шумом злых духов. Эта древнеримская погремушка изображает малыша, катающегося верхом на свинье. Внутри катается глиняный шарик, издавая звон о глиняные же стенки.

Один из экспонатов Лувра.

Месопотамские погремушки возрастом в четыре тысячи лет были устроены точно так же, только вместо одного шарика укладывалось несколько.

К сожалению, почти всегда погремушки находят в детских могилах.

Древнеегипетская погремушка в форме рыбы на пару веков помладше. Она также выполняла функцию амулета — именно из-за формы. Рыба была символом рождающейся жизни.

Довольно затейливая по сравнению с месопотамскими.

Бронзовые погремушки из Ирана возрастом около трёх тысяч лет.

Наверное, были очень звонкими.

Этой мексиканской погремушке три или четыре тысячи лет. Кстати, возможно, не все найденные погремушки давали в руки детям или, если давали, то только при исполнении религиозных обрядов. Никто не знает точно.

Древнеегипетская кукла-оберег 2100 -1700 годы до нашей эры./ Современные мотанки-обереги.


В доисторические времена куклы совершенно не считались детскими игрушками, а служили одним из атрибутов для ритуальных целей, играли роль талисманов и оберегов. Представители разных народов с целью самосохранения вынуждены был защищать себя и свой род от болезней и напастей, а жилище от злых духов, привлекать к себе удачу, благополучие, здоровье. В каждой стране были свои для этого секреты, но у многих народов таким оберегом служила кукла, называемая Берегиней .

«Кукла» - от греческого «киклос» («круг») с древних времен имела вид деревянного или глиняного божка, свертка из ткани или пучка соломы и была важной частью жизни народа. Ей поклонялись и использовали как защитницу от негатива и помощницу в различных делах. Их мастерили в Египте, Риме и Месопотамии, в загадочном Китае и в Древней Руси.

Самые первые куклы древнеегипетской цивилизации

 IV–III век до н. э. Тряпичная набивная фигурка из льняного полотна и набитая папирусом /. Деревянные куклы. 2080–1990 года до н. э.

IV–III век до н. э. Тряпичная набивная фигурка из льняного полотна и набитая папирусом /. Деревянные куклы. 2080–1990 года до н. э.

История возникновения кукол глубоко уходит корнями в давние времена. Более четырех тысячелетий тому назад в Древнем Египте египтянки лепили из глины бога Осириса, отливали из воска и вырезали из дерева фигурки человечков, а некоторые экземпляры имели подвижные части тела на шарнирах.

Древнеегипетская обрядовая кукла (около 2100—1700 годы до нашей эры). Глина, дерево, льняная нить.

Благодаря археологическим раскопкам нам предоставляется возможность узнать как выглядели одни из самых древних кукол в истории, которые находили в саркофагах гробниц. Они использовались в религиозных ритуалах для музыкального сопровождения в виде колотушек, при встряхивании которых создавался звук, успокаивающий и задабривающий богов. Примечательно то, что звук издавали волосы кукол, которыми служили бусинки из глины, нанизанные на льняные нити.

Древнеегипетская обрядовая кукла (около 2100—1700 годы до нашей эры). Глина, дерево, льняная нить.

Известно, что царица Клеопатра была первой обладательницей большой коллекции авторских кукол, хранящихся на сегодняшний день во многих музеях мира.

Акуаба - африканская кукла-талисман

Одна из известных древних африканских кукол — акуаба , являлась воплощением идеальной красоты и оберегом от бесплодия. Эта деревянная статуэтка женщины с дискообразной головой, обладающая магической силой, дарилась маленьким девочкам африканских племен с целью развития материнского инстинкта и успешного вынашивания потомства при замужестве. Эта традиция сохранилась и по сей день: бесплодные и беременные женщины племени ашанти приобретают кукол акуаба у колдунов и привязывают к спинам для успешного рождения детей.

Кукла "Мотанка" - волшебный оберег

Давние мотанки. / Мастерица, изготавливающая обереги.

На заре своего исторического развития славянские народы, живя в полном единении с живой природой, чувствовали непрерывную связь с окружающим миром. Во времена язычества люди, обожествляя и поклоняясь ей, придавали различным силам символы в виде талисманов и оберегов.

Одним из таких оберегов у славян и была кукла, называемая «мотанкой», потому как нити, которыми фиксировали ткань, именно на нее наматывались. Создание такого оберега представляло собой целый ритуал. Главным условием было то, что оберег нужно было изготовить за один раз, чтобы не нарушить наполнение магическим защитным зарядом. И считалось, что только женщины и девушки могут изготавливать сильные обереги, вкладывая в них частичку живой энергии.

Эта кукла не имела лица, поэтому считалось, что в нее не может вселиться злой дух, в который так верили наши предки. Мастерицы, изготавливая мотанки, использовали дерево, глину, солому, ношеные тряпки, а еще в ход шли кожа, лыко, лен, береста, трава, ветки и другие природные материалы.

Кукла-мотанка со знаком Светлого Ирия на лице.

Каждая мотанка имела свое предназначение. Она могла быть утешением, поучением, лекарством, развлечением и не важно было насколько она красива, а было важно ее магическое содержание. Особенностью некоторых из них были обязательные обережные знаки - кресты, звёзды на месте лица и на одежде куклы, являющиеся символом Светлого Ирия, символом Творца. Эти куклы после изготовления освячивали и дарили детям, чтобы охраняли их чистые души от темных сил.

Домашняя кукла Масленица.

"Масленница" - одна из обрядовых кукол, являющаяся обязательным атрибутом праздника Масленицы, когда ее сжигают на костре. Она служила символом избавления от всего старого, ветхого, ненужного и освобождения места для молодого и нового. Что интересно, у большой Масленицы была младшая сестра - домашняя Масленица. Ей хозяйки доверяли свои планы на год и просили, чтобы кукла помогла им осуществиться. Устанавливали помощницу на самое видное место, чтобы служила напоминанием того, что запланировано сделать к концу года. По истечению которого "уставшую" от своих обязанностей домашнюю Масленицу провожали и сжигали вместе с большим чучелом. А ей на смену изготавливали новую куклу-помощницу.

«Неразлучники»

Во время свадьбы молодоженам дарили куклы, изображающие жениха с невестой, называемые «Неразлучниками» . И что примечательно, в одном регионе их изготавливали из одного кусочка материи и все детали обматывались единой нитью, чем акцентировался неразрывный союз молодоженов, их целостность и единение. В другом регионе эти же куклы делали из трех одинаковых отрезов ткани, объединенных общей рукой - символом того, что по жизни два человека пойдут теперь рука об руку.

Кукла Десятиручка.

Чтобы успевать по хозяйству, женщины, делая из соломы или льняного шпагата кукол Десятиручек , приговаривали: «Делаю тебя, чтобы во всех делах успевать и делать их хорошо. Эту ручку верчу, чтобы в доме моем всегда были порядок, мир и уют. Эту ручку верчу, чтобы муж всегда был ухожен и всем доволен».

Кукла Желанница. Автор: Светлана Шупенко.

Большим спросом и почитанием всегда пользовалась кукла, исполняющая заветные желания - Желанница . ЕЕ прятали от посторонних глаз в потайное место. А при случае хозяйка дарила своей кукле красивую бусинку или тесемку и подносила ее к зеркалу, приговаривая: «Полюбуйся на себя красавица. Исполни за подарок мое желание».

Кукла-оберег «Здоровушка» от Светланы Казиной.

При изготовлении куклы «Здоровушка» мастерица заговаривала ее пожеланиями на здоровья. В ее руках букет или кузовок с засушенными лекарственными травами, ягодами и цветами, которые и должны были нести исцеление и здравие домочадцам.

Кукла Зерновушка.

Зерновушка имеющая несколько названий — Крупеничка, Горошинка, Зернушка — считается одной из главных кукол в доме, приносящей достаток в семью. Ее наполняли зерном гречихи или овсом, пшеницей, горохом, красиво принаряжали и ставили на самое видное место — в красный угол избы рядом с иконами.

«Спиридон-Солнцеворот» – ладный мужичок./ Кукла Путешественница. Автор: Светлана Шупенко.

Современные народные куклы-обереги от Светланы Казиной.

На сегодняшний день тряпичная кукла вновь переживает свое возрождение, так как этническая или генетическая память людей начала бунтовать против полиуретановых кукол массового производства.

Современные народные куклы-обереги.

Однако разнообразие авторских кукол в наши дни также впечатляет. Так, шарнирные куклы скульптора Михаила Зайкова настолько реалистичны, что кажется - они вот-вот оживут.

Подлинная история Матрешки Матрешка, Символика и символы, Авторская игрушка, Ремесло, Япония, Россия, Длиннопост

Кратко перечислим "аргументы" сторонников японского происхождения Матрешки:

Министерство Культуры РФ

Министерство Культуры Московской области

На что ссылается Википедия:

[1] В конце XIX в., когда шли поиски «русского народного стиля», Е.Г. Сапожникова-Мамонтова (жена купца С.И. Мамонтова) привезла из Японии вкладывающиеся друг в друга куколки, изображающие «семь богов счастья» (ситифукудзин), которые дали намек русским мастерам, придумавшим матрешку, за что на Парижской всемирной выставке 1900 г. она получила бронзовую медаль.

(Лекция Александра Мещерякова об истории культурных связей между Россией и Японией в XIX-XX вв.)

В сети есть и множество других вариаций на японскую тему. Одна другой нелепей. По этим материалам журналисты из года в год публикуют фейковые статьи, научные работники от них не отстают, а дети в России пишут сочинения. Вот пример книги для детей от издательского дома "Фома", год выпуска 2014:

Подлинная история Матрешки Матрешка, Символика и символы, Авторская игрушка, Ремесло, Япония, Россия, Длиннопост

Подлинная история Матрешки Матрешка, Символика и символы, Авторская игрушка, Ремесло, Япония, Россия, Длиннопост

Итак, начнем развенчивать миф

1) Главный хранитель музея-заповедника "Абрамцево" Мохова Елена Филипповна утверждает, что Елизавета Григорьевна Мамонтова (Сапожникова) никогда не была в Японии. И, кстати, она не Сапожникова-Мамонтова, а Мамонтова.

Добавлю, матрешка была создана не под ее руководством. Но об этом позже.

Подлинная история Матрешки Матрешка, Символика и символы, Авторская игрушка, Ремесло, Япония, Россия, Длиннопост

2) По утверждению японского исследователя народных промыслов Нумата Гэнки, никакого японского божества Фукурума не существует. Как не существует и самого слова "Фукурума" в японском языке. В Японии не существовало игрушки Фукурума. Фукурума упоминается лишь в русскоязычном Интернете, и то только вместе с Матрешкой. Игрушка Фукурума (как она представлена в интернете) совсем не похожа на Даруму и открывается. Но она возникла позже Матрешки. Вспомним, например, что в 1911 году с Лейпцигской ярмарки была привезена японская подделка, которая представляла собой практически точную копию сергиевской Матрешки, отличаясь от нее лишь чертами лица и отсутствием лакового покрытия.

Японцы издавна славятся мастерским копированием и присваиванием чужого.

Некоторую схожесть с Матрешкой имеет кукла Дарума. Дарума, заметим, не открывается как Матрешка.

При этом, по словам Нуматы, прототипом для русской Матрешки могла стать кукла "Кокэси".

Подлинная история Матрешки Матрешка, Символика и символы, Авторская игрушка, Ремесло, Япония, Россия, Длиннопост

Первоначально, по его предположению, она выглядела так же, как и традиционная русская Матрешка - из одной большой можно было достать несколько маленьких. Со временем технология производства "одной куклы в другой" оказалась сложна для японских мастеров, они стали делать туловище простым, неразборным. Логика любопытная. То есть сначала японцы могли вытачивать полые фигурки, а потом вдруг разучились.

Интересно и отличие в технологии производства - болванка под Матрешку закрепляется с двух сторон, а Кокэси - с одной. Кокэси состоит из цельного, неразборного цилиндрического туловища и прикреплённой к нему головки. По наиболее достоверной версии Кокэси являлись своего рода поминальными куклами. Их ставили в крестьянских домах, когда приходилось избавляться от лишних новорожденных, так как родители не смогли бы их прокормить. Подтверждением этой теории служит значение слова "кокэси" - "вычеркнутое, забытое дитя", и то, что традиционные Кокэси — всегда девочки, которые в крестьянских семьях были гораздо менее желанны, чем сыновья. Детоубийство было достаточно частым обычаем в сельских районах Японии.

Кокэси, как обобщенное название, было принято в 1940 году токийским клубом коллекционеров Кокэси, общее значение - маленькая деревянная кукла. Начиная с 1945 года в Японии производство Кокэси стало массовым. Как ни странно, древних Кокэси на сайтах японских музеев найти не удалось.

3) Буквально вчера пришел ответ от А. Н. Мещерякова (профессор РГГУ и ШАГИ РАНХиГС. Президент Российской ассоциации японоведов (2004-2008), в настоящее время – член президиума), на материал которого ссылается Википедия:

"Обычно я работаю с первоисточниками, но на сей раз воспользовался интернетовскими сведениями (японскими), без достаточной проверки. Возможно, они не соответствуют действительности, надо тщательно проверять. В любом случае, проблема чрезвычайно интересная, но по своей занятости у меня нет времени, чтобы заняться ей как следует."

4) Мнение Николая Дмитриевича Бартрама (1873-1931), основателя и директора "Музея игрушки". Скан из книги «Н. Д. Бартрам. Избранные статьи. Воспоминания о художнике»:

Подлинная история Матрешки Матрешка, Символика и символы, Авторская игрушка, Ремесло, Япония, Россия, Длиннопост

5) Мнение токаря Василия Петровича Звездочкина, единственного реального автора Матрешки.

Согласно его воспоминаниям, записанным Е. Н. Шульгиной в 1947 году, В. П. Звездочкину не приходилось видеть японских игрушек. Он сам придумал новую форму, увидев подходящую чурку в каком-то журнале. Василий Петрович выточил фигурку, которая первоначально имела «смехотворный вид», и не была полой внутри. Затем, по совету мастеров Белова и Коновалова, Звездочкин выточил её иначе,сделал полой, и отдал болванку на роспись художникам с Арбата.

К Звездочкину мы еще вернемся.

Итак, жена С. И. Мамонтова в Японии не была. Может Мамонтовым просто привезли японскую игрушку? Перед нами отрывок из письма, написанного в 1891 году Марией Александровной Мамонтовой художнику И. С. Остроухову:

"На днях Юра (видимо, сын М. А. Мамонтовой - ред.) привез из Петербурга старинную каменную (глиняную) фигуру - японского идола. Если б Вы видели как он хорош, я влюбилась в него, и, разумеется, мой милый друг мне подарит его. Хотя денег немало стоит".

Это единственное упоминание из архива Мамонтовых, которое с сильной натяжкой можно отнести в плюс к японской версии. Ведь фигура каменная, неразборная, и явно мужского рода. Причем, как вы обратили внимание, автор письма - Мария Александровна, жена Анатолия Ивановича Мамонтова.

Является ли чем то удивительным то, что Мамонтовым привозили игрушки? Нет. Их коллекция постоянно пополнялась образцами из разных частей света. Можно ли говорить о том, что роспись по предмету быта, или по игрушке была чем-то удивительным? Конечно нет. Далеко не ходя, заметим, что в русских народных промыслах расписные разъёмные деревянные изделия издавна пользовались популярностью, например, всем известные пасхальные яйца, а также коробочки, яблоки, шары, ведерки. В 1664 году травщик (художник по растительным орнаментам) Троице-Сергиева монастыря Прокопий Иванов был вызван в Москву расписывать яйца. Два года спустя он представил 170 деревянных яиц, писанных по золоту "цветными красками разными добрыми травными образцы". В 1677 году практически все мастера Оружейной палаты делали подарки царю Федору к Пасхе в виде яиц. Первое дошедшее до нашего времени фарфоровое пасхальное яйцо создано к Пасхе 1749 года изобретателем русского фарфора Дмитрием Виноградовым. Такие яйца обычно подвешивались в красный угол, под иконы.

Древнейшие игрушки, найденные археологами на территории России, относятся ко II тысячелетию до нашей эры. Исторические документы свидетельствуют, что деревянные игрушки были у нас еще в IX веке н.э. Но дерево, к сожалению, недолговечный материал, и образцы таких игрушек не сохранились. Зато сохранились расписные глиняные игрушки X-XVII вв., найденные в раскопках в Москве, Рязани.

Между тем, вкладывающиеся друг в друга изделия, в том числе и яйца, начали производить на курорте Хаконе в Японии примерно с середины XIX века (1844г.).

Если существовала японская кукла, послужившая прообразом для Матрешки, почему таковая отсутствует на выставках традиционной японской куклы? Виртуальные экскурсии по сайтам японских музеев игрушки тоже результатов не дают.

Возникает резонный вопрос - откуда вообще тянется японский след?

И тут начинается интересное. В 1969 году в издательстве "Советская Россия" вышла книга "Матрешка" авторов Е. Можаева и А. Хейфиц.

Подлинная история Матрешки Матрешка, Символика и символы, Авторская игрушка, Ремесло, Япония, Россия, Длиннопост

На первой же странице читаем:

"В 90-х годах прошлого века в Москву, в игрушечную мастерскую А. Мамонтова "Детское воспитание" привезли из Японии фигуру добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились, и послужили прообразом нашей матрешки".

Екатерина Михайловна Можаева начинала свою музейную карьеру в "Музее Игрушки" в Сергиевом Посаде с должности делопроизводителя в 1931 году. Затем она долго была директором этого музея. Музей был основан Н. Д. Бартрамом, мнение которого я привел выше, и не знать об этом мнении она не могла. Что же побудило директора "Музея Игрушки" безаппеляционно поддержать ничем не подкрепленную версию? Может быть у нее были доказательства? Специалисты "Музея Игрушки" утверждают, что никаких доказательств не было и нет. Они предполагают, что это было, говоря по-современному, маркетинговым ходом журналиста А. Хейфица. Возможно, в попытке добавить сенсационности уже привычному символу России, он и запустил в обиход версию, придав ей вид неоспоримого факта. Допустим. Но как же Е. Можаева могла согласиться на это? Специалисты лишь разводят руками, и, опять же, предполагают, что у него были хорошие связи с издательством. А издать книгу в то время было очень непросто. Соответственно, могла сложиться такая ситуация - либо книга выходит в этом варианте, либо не выходит вообще. Книга вышла тиражом 30 000 экземпляров. Причем с переводом на английский, немецкий и французский языки.

"Так пистолет, Володя, перевесит 100 тысяч других улик!", - рассмеялся бы в таком случае Глеб Жеглов. Шах и мат, как говорится. Но Жеглов, как вы помните, ошибался.

Директор "Музея Игрушки", где хранится первая Матрешка, заявляет о ее японском происхождении. С этого момента японская версия - но уже в качестве факта - начинает свой триумфальный путь по русскому сознанию.

И в любом материале, в любой книге по Матрешке об этом упоминается. Надо ли говорить, что сначала японцы были крайне удивлены таким неожиданным сюрпризом. Но затем вошли во вкус. И - как сами, так и совместно с некоторыми нашими музейными работниками - стали выпускать книги, посвященные народной японской игрушке Матрешке.

Подлинная история Матрешки Матрешка, Символика и символы, Авторская игрушка, Ремесло, Япония, Россия, Длиннопост

Не лишним будет отметить, что на этой волне пальму первенства у японцев стали оспаривать китайцы. Логика у них простая, поскольку вся культура японцев заимствованная, и многое пришло из Китая, то и Матрешка тоже китайская. Для застолбления сего непреложного "факта" китайцы воздвигли в Маньчжурии целый город Матрешки. С самой большой в мире 30-метровой Матрешкой. Вокруг "главной" Матрешки стоит 8 Матрешек поменьше, и 200 небольших Матрешек. Общая площадь этого туристического объекта составляет 540 000 м2.

Подлинная история Матрешки Матрешка, Символика и символы, Авторская игрушка, Ремесло, Япония, Россия, Длиннопост

Близ Харбина есть город Имяньпо. Еще в 2012 году в производстве Матрешки здесь участвовало около трети жителей. В Имяньпо находятся 62 фабрики Матрешек, включая: 17 заводов, 31 мастерскую по росписи, 14 фабрик по дереву. Годовой объём продаж - почти 15 миллионов единиц, доход - около 300 миллионов юаней (примерно 45 миллионов долларов). Они продаются по всему миру. На Старом Арбате в Москве почти 90% Матрешек - китайские. Но и это не все, в бывшем центре матрешечного производства, Сергиевом Посаде, действуют китайские производства Матрешки.

Наверное вам будет интересно знать, что же сегодня говорят посетителям музея Матрешки в Сергиевом Посаде?

Вот, пожалуйста. По мнению сотрудников музея, японский божок Ситифукурудзин был привезен Мамонтовыми (причем особо отмечают, что эта версия была раскручена самими сотрудниками музея), и принцип Матрешки (одна в одну) русские позаимствовали у японцев. Причем никаких доказательств этому нет: вроде как не сохранились, хотя и сами сотрудники таких документов никогда не видели. Наши же Малютин со Звездочкиным просто создали образ русской красавицы.

Невероятно! При полном отсутствии доказательств, людям до сих пор втолковывают версию, идущую вразрез со всеми доказательствами. Кому это выгодно? Включите дедукцию.

Интересно, что сотрудники "Музея Игрушки" в Сергиевом Посаде категорически не согласны с трактовкой "Музея Матрешки" в частности, и с японской версией в принципе.

Какие игрушки были у детей во времена Древней Руси.


Игрушки были у детей с незапамятных времён. Правда, игрушки эти очень отличались от тех, в которые играют современные малыши. Впрочем, не исключено, что и избалованные гаджетами современные дети с превеликим удовольствием взяли бы в руки шаркунки или тряпичницу.

Археологи датируют самые ранние обнаруженные на территории современной России игрушки II веком до н.э. Это были погремушки, фигурки людей, топорики из глины. Деревянные игрушки – потешки - на Руси появились в IX веке В древние времена игрушки изготавливали для детей сами родители из подручных материалов. Поэтому для древних игрушек характерны лаконизм приёмов и простота изготовления.

Художник Карл Лемох. «Варька». (1893).

Экологически чистые игрушки для младенцев

По мнению педиатров, новорождённым обязательно нужны игрушки, поскольку они помогают развивать сенсомоторную координацию. Сейчас можно купить любые варианты, начиная от обычных погремушек и заканчивая сложными подвесными конструкциями. Наши предки не отставали в этом, и изготавливали для новорождённых игрушки собственными руками. С первых дней малыш получал потешки - так в древние времена назывались игрушки.

Шаркунки из бересты./Фото: cdn.imgbb.ru

Для совсем маленьких делали шаркунки, то есть погремушки. Их мастерили из сушеных маковых коробочек с семенами, из лоскутков ткани с пришитыми колокольчиками. Существовали также погремушки из бересты, которые были наполнены семенами или мелкими камушками, потому имели приятное слуху малыша звучание.

Дети постарше играли в погремушки, сделанные из мочевых пузырей коров, овец и других домашних животных. Для этого пузырь тщательно промывался, очищался от жира при помощи золы, затем в него клали немного сушеного гороха и надували через обыкновенную соломинку.

Все детские потешки делались из натуральных материалов - это были еловые шишки, дерево, солома, глина. Для обвешивания колыбели на Руси использовали бубенчики, трещотки, различные погремушки, яркие тряпочки. Всё это называлось побрякушками. Кстати, родители делали это не только для того, чтобы научить малыша концентрировать взгляд или перебирать пальчиками: они верили в то, что побрякушки буду защищать ребеночка от порчи и злого духа.

Игрушки для развития способностей ребенка

Малыш подрастал, ему требовались игрушки, которые могли бы формировать его моторику, мышление. Сегодня существует масса изделий самых разных материалов, раскрашенных в яркие привлекательные цвета. В древности же эти предметы делались из дерева, но смысл был точно такой же, как и сегодня. Пирамидку нужно было собрать, кубики составить определенным образом, колечки накинуть на палочку.

Во времена СССР очень популярной была игрушка «Наковальня» - медведь и кузнец сидели на концах бревна и при перемещении основы были молотом. Эта забавная потеха пришла также из Древней Руси.

Игрушка «Наковальня»./Фото: zabavushka.net

Были дергунчики, то есть куколки с частями тела, соединенными нитками. Они забавно двигались и были прекрасным примером динамической игрушки.

Самым популярным предметом активных детских игр был мяч. Упоминание о нём историки находили в старинных летописях 10 века. Делали мячики из тряпок: тканевый каркас набивали лоскутами. Иногда для изготовления использовали березовое лыко, также это могла быть липа или ива. Эти мячи были потяжелее, поскольку их внутренности щедро набивались мелким песком. Существовали мячики, которые валялись из остатков овечьей шерсти. И мальчики девочки с удовольствием стреляли из лука, который делался из упругой ветки дерева и обычной верёвки или бычьей жилы.

Игрушки для приучения к труду

Крестьянские дети в старину очень рано начинали трудиться наравне со взрослыми. Это отразилось и на игрушках: для мальчиков делали из бересты тележки и кузова, кнуты, упряжь для лошадок и даже игрушечный столярный инструмент. Что касается девочек, то им дарили игрушечную деревянную посуду, мебель, прялки и веретена. В отличие от потешек для совсем маленьких такие «трудовые» игрушки были весьма простыми, не нарядными. Видимо, для того, чтобы ребёнок мог почувствовать, что жизнь – это труд.

Крупенички./Фото: tuapse24.tv

Конечно, не только из игрушечных предметов труда состояла детское богатство. Были и другие потехи, например, куклы. Их часто называли «болванчиками», эти деревянные простые куколки для своих малышей изготавливал отец или дедушка. Простота болванчика открывала простор для фантазии ребенка, позволяла наделять его разными чертами, использовать для импровизации.

Куклы: игрушки и обереги одновременно

Многие куклы предназначались не только для игры – это были символы, обереги. Например, крупенички, то есть простые куклы из тряпичного мешочка с насыпанным в него зерном. Такие игрушки красиво украшались и считались очень важными. Их хранили, выставляли на видное место в доме, а дети играли с ними осторожно. Наполнялись крупенички отборным зерном (гречиха, овес). Такая кукла была символом достатка, богатства, благополучия и сытости. Сегодня их относит к разряду сувенирных и дарят на свадьбу или семейное торжество.

Стригушки, танцующие куклы./Фото: web-kapiche.ru

Чрезвычайно популярны были мотанки, куколки из ниток. Делали их и взрослые и дети, использовались они для того, чтобы успокоить, повеселить или убаюкать малыша. Их также считали оберегами, защищающими от болезни, сглаза и порчи. Славяне считали, что в каждой кукле-мотанке есть дух предка. Часто ее передавали из поколения в поколение, чтобы нити, связующие род, не обрывались.

Ещё одна кукла, стригушка, делалась из сухой соломы, лыка, прутиков. Представители этих кукол есть даже в Русском музее в Санкт-Петербурге. Иногда в них вплетали целебные и душистые травы, это была своеобразная ароматерапия. Одевалась куколка в красивый сарафанчик, платочек, кофточку. Низ не заплетался, а распускался, представляя собой своеобразную юбку. Если стригушку поставить на ровную поверхность и стукнуть рядом с ней кулаком, то она запляшет - будет крутиться и вертеться, потому их часто называют танцующими куклами.

Тряпичница – кукла с женскими формами

Одной из самых распространенных кукол было тряпичница. Лица у нее не было, зато женская грудь подчеркивалась, что олицетворяло культ плодородия. Для красоты тряпичницу одевали в одежду, которую носили в том регионе, где ее сделали. Платье для куклы шили один раз, и она носила его, не снимая, всю свою кукольную жизнь. Девочки украшали одежду при помощи бисера, тесьмы, вышивки, тем самым оттачивая свое мастерство.

Тряпичные куклы./Фото: mtdata.ru

Эти игрушки были настолько распространены, что даже у бедняков в избе можно было увидеть десяток смешных тряпичниц. Позднее, когда кукол стали делать на фабриках, а для голов использовать дорогой фарфор, тряпичницы постепенно стали отходить на второй план. Но даже в тех семьях, где могли себе позволить купить дорогущую кукольную барышню, использовались традиционные народные куклы, а более дорогие игрушки выдавались детям в праздничные дни.

Читайте также: