Самые старые игрушки мира

Обновлено: 03.05.2024

Рада приветствовать вас, дорогие бэйбиковцы!
Сегодня я хочу показать вам одни из самых дорогих игрушек всего мира!
Надеюсь, они произведут на вас впечатление точно так же, как и на меня и будет хотя бы немного познавательно :)

1. Кукольный замок Астолат
Цена: $8,5 млн

Кукольный замок Астолат был создан в период с 1974 по 1987 гг. Элейн Диль, миниатюристом из Колорадо. Официально оценен в более чем $8,5 млн.
Находится в частной собственности с 1996 г.
Был задуман и спроектирован в течение 2 лет, но еще 12 лет доводился до нынешнего состояния.
В замке 7 уровней, 29 комнат. Обстановка включают в себя несколько исторических периодов и стилей.
Замок имеет медную крышу и несущие стены из дерева. Некоторые стены могут быть открыты или сняты для группового просмотра.
Система освещения включает в себя дневное и ночное. Меняется автоматически, в зависимости от времени суток.

2. Механическая кукла «L’oiseleur» ,“Птицелов” или «Укротитель птиц».
Цена: $6,25 млн

“Птицелов” – так называется самая дорогая игрушка в мире, собранная из 2340 деталей полированной стали швейцарцем Кристианом Байном. На ее создание мастер потратил 15 тысяч часов. Элитная механическая кукла весом 55 кг. и ростом 120 см. одета в богатые вышитые одежды эпохи Возрождения из шелка, атласа и бархата, а ее лицо, ноги и руки сделаны из фарфора. Механический юноша умеет играть на флейте, от звуков которой птицы, сидящие на левой руке, начинают поворачивать головой. Когда флейта замолкает, птицы становятся более активными: поют и машут крыльями. Во время игры на флейте «птицелов» еле заметно кланяется своим зрителям, а движения рта и век выглядят очень даже реалистично. Интересно то, что ни электричества, ни магии здесь нет — весь этот сложный механизм заводится одним легким движением золотого ключа. Увидеть роскошную механическую куклу можно в мастерской ее создателя, Кристиана Байна, в Швейцарии, а чтобы заполучить ее в свою коллекцию, придется заплатить 6,25 млн. долларов.

3. Кукла Элоиз от Madame Alexander
Цена: $5 млн

В 2000 г. компания Madame Alexander совместно с дизайнерами и модельерами с мировыми именами сделали вручную пять особых Барби.
Своему шедевру они дали имя Элоиз. Все средства, вырученные от их продажи, пошли на благотворительность.
Сейчас все пять Элоиз находятся в частных коллекциях. Украшения с бриллиантами в 9 карат для них сделал сам Гарри Винстон, шубки пошили мастера из La Renta.

5. Golden Monopoly
Цена: $2 млн

В 1988 г. монополию создал ювелир Сидни Мобел из Сан-Франциско.
Поле для игры украсили 23 карты золотом, а места на поле обозначали 42 бриллианта.
Только игральный кубик оценивается в 10 тысяч долларов, сама же игра стоит два миллиона — и это только цена материалов!
«На всю работу у меня ушел год. Это не просто игра, это произведение искусства», — говорит о своем детище Мобелл.


7. Золотая лошадка-качалка от Ginza Tanaka.
Цена: $1,28 млн

Драгоценная лошадка была создана ювелирным дизайнером Гинза Танака из 24-каратного золота как дань рождению японского принца Хисахито из линии Акисино. Игрушка, изготовленная из 30 кг. золота и стилизованная под обычную деревянную лошадку-качалку, оказалась не очень удобной в применении: мальчик не мог самостоятельно переносить ее с одного места на другое. Но производитель уверял, что благодаря большому весу лошадка более устойчивая и раскачивается намного мягче, чем аналогичные деревянные игрушки. Столь необычный подарок не вызвал большого энтузиазма у императорской семьи, так как юному принцу с ранних лет прививают скромность и умеренность.

8. Сказочный замок Colleen Moore’s.
Цена: $500 000

Трехметровый сказочный кукольный замок был сделан по заказу известной американской актрисы немого кино Колин Мур (Colleen Moore) в 1930 году. Над созданием этого шедевра старательно работали около 700 мастеров — художники, ювелиры, резчики по дереву, стеклодувы. В сказочном замке, который разбирается на 12 частей, есть роскошная комната принцессы, огромный зал и очаровательный дворик с садом. Домик украшен множеством крошечных сокровищ: картинами и фресками, написанными Уолтом Диснеем, люстрами, инкрустированными настоящими бриллиантами, жемчугом и изумрудами, миниатюрными Библиями, древними статуями и антикварными вазами.
В 1949 году он был передан чикагскому Музею науки и промышленности, где он хранится по сегодняшний день. Последний раз стоимость игрушечного замка оценивали в 1947 году. Как утверждают специалисты, в наше время цена за такой домик значительно возросла.

9. Барби от Stefano Canturi.
Цена: $302 500

Самая дорогая кукла Барби в мире была создана в 2007 году известным производителем игрушек, компанией Mattel, совместно с австралийским дизайнером Стефано Кантури. Одетая в элегантное черное платье кукла носит эксклюзивное бриллиантовое колье от Кантури с уникальным розовым бриллиантом, добытым на всемирно известной шахте Argyle в Австралии, а на правой руке Барби сверкает бриллиантовое кольцо. Стефано Кантури также работал над макияжем и прической игрушечной иконы стиля. Сразу после официальной презентации в Сиднее куклу отвезли в Нью-Йорк, где выставили на аукционе Christie’s.
Она была создана в единственном экземпляре, что немедленно сделало ее мечтой огромного количества коллекционеров и девочек-школьниц.
В отличие от первой Барби, руки и ноги этой красотки могут сгибаться и разгибаться, так же как и у любого человека, что позволяет ей принимать самые разнообразные женственные позы.
Организаторы предполагали, что она уйдет с молотка за 600 тысяч долларов, но реальная сумма оказалась намного скромнее – 302 500 долларов. Все вырученные на торгах средства были отданы в Фонд исследований рака груди.


10. Фарфоровая кукла от Albert Marquet.
Цена: $263 000

Фарфоровая кукла, созданная всемирно известным французским кукольником Альбером Марке в начале XX века, была продана на аукционе Theriault’s в Атланте в 2009 году за 263 тысячи долларов. Впервые она была представлена широкой публике в 1915 году на выставке кукол в Париже, состоявшей из сотен экземпляров уникальных фарфоровых творений Альбера Марке, большая часть которых была продана за считанные минуты. Специалисты утверждают, что до наших времен сохранилось только два десятка кукол. Именно за 1 из них в 2009 году и была отдана сумма в $ 263 тысяч. Многие состоятельные ценители старинных игрушек готовы платить десятки, а то и сотни тысяч долларов, лишь бы заполучить одну из них в свою коллекцию.

На этом все, спасибо за внимание!
Появилась идея рассказать подробнее о дорогих кукольных домах/замках и показать вам их шикарное наполнение.Найду время и обязательно напишу… до новых встреч!

Современные магазины игрушек радуют изобилием, и детей все сложнее чем-то удивить. Нередко покупка хорошего подарка может пробить брешь в семейном бюджете. Вот только большинство современных родителей даже не догадываются о том, что в мире существуют игрушки ценой в целое состояние.

Самая дорогая фарфоровая кукла

Альбер Марке был самым востребованным кукольником в начале прошлого века. В 1914 году в Париже состоялась выставка его кукол, о которой знала вся Европа. Коллекция состояла из сотен экземпляров. Большая часть кукол была сразу же раскуплена. Непроданных кукол спрятали до лучших времен. Всего в мире осталось двадцать кукол Марке, стоимость которых исчисляется десятками и сотнями тысяч долларов. Состоятельные коллекционеры спят и видят, как бы заполучить одну из них. Самая дорогая кукла этого мастера была продана в 2008 году на аукционе в Атланте, неизвестный коллекционер выложил за нее 265 тысяч долларов.

Самый дорогой солдатик

В 1962 году известный производитель игрушек Hasbro выпустил солдатиков, у которых двигались руки и ноги. Серия называлась G.I. Joe, а в народе — просто солдатики Джо. Солдаты Джо пользовались огромной популярностью у мальчишек и стали героями нескольких мультфильмов. В 2004 году менеджер по торговле комиксами Стивен Гепи стал счастливым обладателем прототипа Солдата Джо. Купил он эту игрушку за 190 тысяч долларов.

Самый дорогой корабль

Немецкий производитель игрушек Marklin в 1904 году выпустил игрушечный корабль Terrible. Это была копия военного парохода, который входил в состав военно-морского флота Великобритании. Игрушечный пароход долгое время принадлежал богатому английскому коллекционеру Рону Маккринделу. В 2012 году, после смерти коллекционера, игрушку выставили на торги. Раритет достался неизвестному покупателю за 90 тысяч долларов.

Самая дорогая Барби

Производитель кукол Mattel, чтобы привлечь внимание клиентов, в разные годы выпускал эксклюзивные экземпляры. В 2010 году была представлена кукла из серии «Маленькое черное платье» — это была Барби с бриллиантовым колье на шее. После торжественной презентации в Австралии эту куклу сразу отправили на аукцион в Нью-Йорк. Эксклюзивную Барби купили за 600 тысяч долларов.

Самый дорогой плюшевый мишка​

Плюшевые медведи стали популярными в начале прошлого века. Считается, что причиной популярности стало то, что американский президент Теодор Рузвельт во время охоты не выстрелил в загнанного медвежонка. С того времени мишки стали предметом коллекционирования. В 1999 году немецкий производитель игрушек Steiff выпустил плюшевого Тедди в элегантном пальто Louis Vuitton. Плюшевую игрушку выставили на аукционе в Монако, ее владельцем стал бизнесмен из Южной Кореи Джесси Ким. Мишка ушел с молотка за 125 тысяч долларов.

Самая дорогая механическая игрушка

20 тысяч часов потратил швейцарский мастер игрушек Кристиан Бай на то, чтобы из двух тысяч мелких деталей собрать механическую куклу. Одетый в шелковые одежды юноша играет на флейте, и от этих мелодичных звуков птица, которая сидит на его плече, приходит в движение и начинает подпевать. Игрушка называется «Птицелов», кукла работает без электричества с помощью заводного механизма. Птицелова купили на аукционе в Париже в 2014 году за 6,5 миллионов долларов.

Самый дорогой игрушечный поезд

Эту игрушку выпустила в 1902 году немецкая фирма Marklin. Поезд сделали не для игр — он украшал витрину фирменного магазина для привлечения покупателей. На паровозе мог уместиться ребенок, длина состава — почти четыре метра. Паровоз выпускал настоящий дым. Первыми владельцами игрушки стала семья Гардинер из США. Спустя почти век один из наследников решил продать семейную реликвию на аукционе в Лондоне. Игрушечный состав ушел с молотка за 114 тысяч долларов.

Самый дорогой кукольный домик

Этот кукольный домик сейчас является экспонатом Музея промышленности в Чикаго. Высота сказочного замка более трех метров. Сделали эту игрушку для актрисы немого кино Колин Мур в 1924 году. В ее создании участвовали десятки художников, среди которых был Уолт Дисней. Игрушечный замок состоит из четырнадцати разборных частей. Последний раз кукольный домик оценили в 50 тысяч долларов, это было в 1948 году.

Будем вам признательны за поддержку лайком, подпиской на наш канал и репостом на вашей странице в соцсетях!

Что появилось раньше: игра или труд, как развлекались боги Древнего Египта и кто, кроме людей, играет в куклы. Что еще вы не знали об игрушках? Мы расскажем

Для чего нужны игрушки? Кажется, ответ очевиден — для развлечения детворы. Но все не так просто. Ученые полагают, что игра — это, скорее, многофакторное явление. Одни считают, что ее породил труд, другие — что труд сам формой игры для первобытного человека. Третьи роднят игру с искусством, которое, как известно, тоже зародилось в палеолите (свидетельство тому — наскальная живопись, статуэтки и украшения). А еще первые игрушки были предметом культа и лишь потом превратились в детскую забаву. Но какая игрушка заслуживает звание самой древней?

- 250 000 — 160 000 лет назад

- Игрушка, учебное пособие

Каменное рубило, или попросту нечто вроде первобытного топора, можно назвать первой игрушкой в мире. Миниатюрные орудия весом 17 г и длиной 4,4 см были найдены в местечке Квинтелуйхен в Голландии. Их авторы наши далекие предки — гейдельбергские люди. Впрочем, это лишь те игрушки, что были найдены. А ведь большая часть материальной культуры изготавливалась вовсе не из камня, а из дерева, кожи или шерсти (таким же образом дело обстоит у современных племен), поэтому не сохраняется.

Интересно то, что миниатюрные рубила могли быть не только забавой, но и учебным пособием. Потому что некоторые из найденных предметов явно выполнены искусным мастером, другие имеют среднее качество, поэтому, вероятно, их изготавливал подмастерье, ну а третьи совсем плохи: их мастерил новичок.

- 35 000 — 40 000 лет назад

- Кость, мягкие породы камня, глина, охра, дерево, кожа, воск, солома, текстиль, папье-маше

- Игрушка, предмет культа

На роль самой первой игрушки человечества претендует и кукла. Ведь с неким прообразом кукол играют даже девочки-шимпанзе (что характерно, детеныши-самцы так не делают). Приматы нянчат их и носят с собой. Правда, настоящими куклами эти предметы назвать нельзя — это всего лишь палки. Но поскольку шимпанзе — наш ближайший сородич, ученые предполагают, что нечто подобное могли делать и наши далекие предки — австралопитеки.

Самыми же древними куклами являются статуэтки, которые, скорее всего, были изготовлены с религиозной целью. Это так называемые палеолитические венеры. Их делали из кости животных (как правило, мамонта или слона) или мягких пород камня (известняка, кальцита, стеатита, мергеля). У многих из них есть общие черты: крайняя тучность и выраженные половые признаки — грудь и вульва. А вот голова часто была совсем крошечной или ее не было вовсе — вероятно, древние люди не считали голову женщины хоть сколько-нибудь заслуживающей внимания. Так или иначе, ученые полагают, что венеры имели отношение к культу плодородия. Все они покрыты простой резьбой, а некоторые еще и охрой. Самой древней из найденных является «Венера из Холе-Фельс», найденная в Германии. Возраст «старушки»: 35 000 — 40 000 лет.

Лепили наши предки и фигурки животных. Поэтому куклы могли быть не только прекрасными дамами, но и, к примеру, бизонами или мамонтами.

В Древнем Египте куклы уже предназначались не только для сакральных нужд, но и для «игральных». Последние представляли собой деревянные или керамические расширяющиеся книзу сосуды с волосами из нитей и бусинок и укороченными руками. В Древней Греции любили кукол из ткани, воска или глины. А в Риме иногда даже делали из янтаря, серебра или золота. И римские, и греческие куклы продавались в обнаженной натуре — без одежды. Предполагалось, видимо, что хозяин сошьет нужное сам.

А вот у древних славян куклы были прежде всего оберегами. Их часто шили девочкам в период полового созревания. А кукол-куваток клали в люльки младенцев, чтобы уберечь от злых духов. То же самое делали и когда человек заболевал — в постель к нему помещали красивую куклу, чтобы болезнь перешла на нее. Через некоторое время куклу сжигали. А еще такую игрушку могли положить в гроб покойнику.

Участники делились на две команды, каждая из которых играла на стороне своих богов. Тут тоже было свое подобие ворот, в которые загоняли мяч (правда, не ногами, а палками). Кто загонит наибольшее число раз — те боги и победили

В XIX веке самые красивые куклы хранились в шкафу как ценное произведение искусства. Все, что могли дети, — любоваться ими. А вот куклы из соломы, ткани или глины были вполне доступны, хоть и не отличались натуралистичностью. Добиться последнего, а заодно и снизить цену на кукол в том же XIX веке позволила простая технология — папье-маше. Именно в это время появляются первые говорящие, плачущие и даже ходящие куклы. Подробнее — в нашем материале «Куклы прошлого» .

Рассказ пойдет об обычных погремушках.

Итак, начнем!
Погремушки — это самые древние игрушки в мире. Их находят в доколумбовой Америке, у египетских фараонов, у хеттов — везде. На заре цивилизации их делали из тех материалов, которые были под рукой. Самые первые были сделаны заботливыми родителями из сушеных фруктов, которые содержали внутри семена и звучали при встряхивании как колокольчики. Поэтому самые древние погремушки, сделанные из глины и бронзы, напоминали по форме тыкву, гранаты и другие фрукты. Хотя ее шум должен был просто отвлекать и успокаивать малыша, всегда считалось, что он также обладал силой изгонять злых духов, предотвращать несчастья и рассеивать зло.


Детская погремушка — одно из самых гениальных изобретений человечества для ребенка. Фактически, она является основным тренировочным инструментом для развития малыша и общения с ним в первые месяцы.
Круглой погремушке из Месопотамии уже больше 4 тысяч лет. Она полна маленьких бусин и защипнута по краям, как пирожок. Возможно к ней крепилась палочка или она могла подвешиваться. Такой тип керамической погремушки встречается повсеместно. Ее, как и месопотамскую птичку 2 тысячелетия до н.э. можно использовать по назначению также, как и современные погремушки.


Эта древняя египетская погремушка в виде рыбки середины 2 тыс. до н. э. хранится в Бруклинском музее. Ее длина всего 11 см. Рыба в Египте — один из самых распространенных детских амулетов.


Эти погремушки сделаны из бронзы. Большая коллекция таких игрушек 9-10 вв. до н.э собрана в Метрополитен музее, найдены они на территории Ирана. Внутри бронзовых открытых шаров — бусины.


По такому же принципу делаются подвески «бола», которые известны у многих народов, в том числе в восточных странах и в Латинской Америке. Это небольшие подвески-погремушки в виде открытого или закрытого шарика, внутри которого находится бусина. Такая подвеска-колокольчик издает мелодичный звон и если его носит беременная женщина — малыш слышит этот звон и узнает его, когда рождается. Тихое позвякивание такого колокольчика детей очень успокаивает. Подвеска все время висит на шее матери и она играет ею с малышом.


Эти три погремушки из Латинской Америки: погремушка доколумбового периода, 1-2 в. до н.э. из каолиновой клины (Мексика, Халиско); погремушка индейцев Хиви (гуахибо) конца XIX века из тыквы, дерева и перьев из Венесуэлы и третья — из метала с каменной головой из Перу, 3 век.


А это китайские керамические погремушки XIX века.


Первоначально погремушка принадлежала миру взрослых. Это был один из первых атрибутов древних религий и одновременно — первый музыкальный инструмент. Они встречаются ее в шаманских обрядах, изображения погремушек-систрумов присутствуют в росписях древних египетских храмах, а маракасы и кастаньеты — тоже родственники детской погремушки. Объединяет их одно общее первоначальное назначение — они призваны были отгонять злых духов, очищать пространство и приносить в мир гармонию.
Эта шаманская погремушка 19 века с Аляски в виде кулика-сороки должна была помогала шаману в его путешествиях в другие миры. Тотемное животное несет его на спине, а лягушки символизируют злые силы, с которыми он борется на пути. Считалось, что шаманы могли активировать свойства магических объектов, используя вибрацию звука и концентрируя энергию.


Очень распространенный, и не только в Египте храмовый инструмент — систрум. В переводе означает «трясти», «встряхивать». На горизонтальные перекладины надевались металлические тарелочки, которые при встряхивании издавали очень приятный мелодичный звон. На иллюстрации — современная реконструкция египетского систрума, хеттский систрум первой половины 3-го тысячелетия до н.э., сделанный из меди (Метрополитен музей) и фрагмент росписи из храма Абу-Симбел в Египте, на котором изображена играющей на систруме одна из самых знаменитых своей красотой женщин древности — Нефертари, жена Рамзеса II.


Древнерусские погремушки делались из дерева и глины, кожи, бересты, соломы, внутрь вкладывались семена растений, бусины или камешки, чтобы игрушка не только развлекала малыша, но и, как водится, отгоняла нечисть и всякую лихоманку. Как и во всем мире распространена была погремушка круглой формы на палочке, на нее наносились узоры в виде спирали и другие символы. Шар и круглая форма практически у всех народов ассоциировалась с солнцем, дающим жизнь, тепло и урожай. В Поморье делали погремушки-шаркунки — из бересты или палочек плели много кубиков, которые соединялись в большой кубик на палочке, в каждый маленький при этом вкладывли сушеную горошину. На фотографии: погремушки-шаркунки, сплетенные из бересты в 1980-е годы в Архангельске мастером Варварским, хранятся в музее-заповеднике «Царицыно» в Москве.

Само слово «погремушка» означает предмет, полый внутри с размещенными внутри небольшими предметами типа бусин, камешков, семян растений, издающий звуки при встряхивании или имеющий какой-то другой способ звукоизвлечения. Это могли быть предметы различного назначения. Самые древние найденные погремушки предположительно относят к 8 тысячелетию до н.э… Детские — приблизительно к 4 тысячелетию до н.э.
С развитием изобразительного искусства погремушки пробрались и туда.
На старинных полотнах, начиная с изображений младенца Иисуса и заканчивая портретами лубимых отпрысков частенько присутствует погремушка.

На секунду отвлекусь от темы погремушек и скажу, что юные наследники мужского поля здесь тоже встречаются, так что, кого это раздражает — можно дальше не читать))
Остальных же приглашаю к просмотру и прочтению))

Начнем с портрета мальчика знаменитого Диего Веласкеса.


Немудрено потерять ребенка в красном платье в огромных, драпированных красным бархатом залах. А тут удобно — и ребенку весело и нянька всегда слышит — где он. Колокольчик, в данном случае еще и выполняет функцию амулета.
Другими амулетами, упомянутыми в предыдущем топике были кораллы.
Вот Мадонна с младенцем Бернардино Фунгаи (1460 – 1516). На младенце коралловое ожерелье, коралловая подвеска и браслет


А это Мадонна Сенигалья с Младенцем и ангелами, 1470
Пьеро делла Франческа (1420-1492)
Снова кораллы!

Впрочем, вернемся к погремушкам, тем более, что кораллов там тоже достаточно!

В XVI-XIX веках погремушки становятся настоящими драгоценностями, их делают из золота и серебра, украшают чеканным орнаментом и колокольчиками, отгоняющими злые силы. Иногда их украшают драгоценными камнями. Петелька позволяла повесить игрушку на шею ребенку, прикрепить к руке или (реже) к поясу, позже к конструкции добавился свисток. Такие погремушки становятся излюбленным подарком на крестины, к ним относились как к реликвиям, ценили их и берегли, поэтому их сохранилось довольно много, в отличие от обычных бытовых погремушек. Из-за высокой цены их могли позволить себе только богатые семьи, поэтому такая погремушка была признаком статуса и положения в обществе.
Вот голландские погремушки XVII века. Помимо серебра- кораллы и слоновая кость для прорезывания зубок. Еще и свисток. Три в одном)))


В европейских погремушках XVI-XIX веков использовали такие материалы, как кораллы, горный хрусталь, волчьи зубы, не только из-за красоты, но и потому, что им приписывалась сверъестественная сила. Волчий клык, например, символизировал власть. Он должен был передать власть от животного ребенку и таким образом защитить его от опасности. Коралл был широко известен как защита от порчи и сглаза, а кристаллы хрусталя лечили раны. Кроме того, считалось, что хрусталь помогает в учебе и улучшает память, то есть, чем раньше начать его носить — тем больше шансов на успешную учебу. Так что отношение к погремушке было более чем серьезным.


На последней в этом топике фотографии серебряные погремушки и свисток английской работы, предположительно середины XVIII века. Такие серебряные погремушки были популярны на протяжении нескольких веков в Европе и в Америке, вплоть до начала XX века.

Мультики каменного века и чихуахуа на колёсиках: самые старые детские игрушки.


До XX века практически все детские игрушки изготавливались из недолговечных материалов. Современным историкам приходится в основном догадываться, как играли дети, глядя на рисунки, анализируя упоминания в текстах или исходя из здравого смысла и условий жизни людей прошлого. Но всё же некоторые очень, очень старинные игрушки можно увидеть в музеях: их нашли археологи.

Самые древние «машинки» в мире


Как только появились повозки, дети стали в них играть. А самые добрые из родителей — дарить красивые, долговечные маленькие колесницы, которые можно катать по полу, сколько душе угодно. Самая старая игрушечная повозка найдена в греческом захоронении на территории Турции, ей около пяти тысяч лет. Она сделана из терракоты и украшена узорами. К сожалению, её положили в могилу ребёнку вместе с другими терракотовыми игрушками: фигурками животных и людей.

Самую старую игрушечную повозку нашли в могиле греческого мальчика.

На раскопках хараппской цивилизации в Индии нашли игрушечную повозку, запряжённую быками, с извозчиком на козлах и местом для любого игрушечного груза. Ей около двух тысяч лет. В Индии археологи находили и другие игрушки-тележки.

Игрушка хараппской цивилизации.

А сирийской повозке и лошадке к ней — таких игрушек в Сирии найдено много — около двух тысяч лет.

Внутрь можно посадить крохотную куклу и прокатить.

Такая кибитка может перевозить и игрушечную посуду.

Звери на колёсиках

Заставлять игрушечных зверей «бегать» или «следовать за хозяином» всегда было проще всего, поставив их на колёса. Неудивительно, что животных на колёсиках находят в разных частях света постоянно.

Льве, ежу и быку-зебу из Ирана больше трёх тысяч лет.

Не все уверены, что это были детские игрушки.

Всегда остаётся вероятность, что любая маленькая скульптура связана со священными обрядами.

Маленькая фигурка также могла быть и украшением жилища.

Вот эта чихуахуа на колёсиках была изготовлена до прихода европейцев. Говоря точнее, ей больше трёх тысяч лет. Она очень удивила археологов, потому что ацтеки не знали повозок и, как считалось, колеса тоже. Возможно, в их сознании колёсики годились только для игрушек или делать большие колёса было кощунственно, потому что колесо похоже на солнце, а солнцу поклонялись. Эта собачка тоже терракотовая. Глина долго «заменяла» пластик в производстве игрушек: она была относительно дёшева и позволяла легко и быстро придавать изделию любую форму.

Таких собачек в Мексике нашли несколько.

Выставлен в Лувре.

Этому греческому коню чуть меньше трёх тысяч лет.

Дети Древней Греции и Рима обожали лошадок на колёсиках.

На Руси тоже малые ребята играли с лошадками. Резной скакун двенадцатого века.

Обломки игрушечных лошадок часто находят в раскопках под Новгородом или в Старой Ладоге.

Самая старая подвижная лошадка не на колёсиках, а на полозьях — чтобы качаться. Изготовлена в семнадцатом веке, возможно, принадлежала в детстве английскому королю Карлу I.

При жизни хозяина лошадка выглядела лучше.

Воинственные игрушки


Этот бронзовый рыцарь из-за манеры исполнения кажется очень древним, но на самом деле ему шестьсот или семьсот лет. Нашли его в Германии.

Средневековый минимализм.

Игрушечному мечу из римской крепости в Британии от полутора до двух тысяч лет. Он, конечно, деревянный.

Настоящий меч, даже небольшой, попадал в руки мальчику не сразу.

А этим мечам из Старой Ладоги не больше тысячи двухсот. Они тоже деревянные.

Игрушечные мечи формой имитировали взрослые. Любовь ко всему старинному появилась намного позже.

Лошади верхом на помосте с колёсами выглядят странно только для взрослых. А для детских игрушечных битв — просто то, что надо. Возраст этой греческой игрушки — чуть больше двух тысяч лет.

Греческие дети играли в битвы на колесницах.

Типичный Древний Египет


Игрушки, которые совершают одно и то же движение, мало годятся для каждодневных игр, но поначалу детей забавляют. В Древнем Египте делали, например, вот такого раба-зернотёра. Ему почти три с половиной тысяч лет. Распрямляясь и нагибаясь, он как бы возил камнем, растирая зерно на доску.

Подвижные игрушки были не редкостью в Древнем Египте.

Примерно того же возраста лягушка, которой можно «скармливать» мух — с защёлкивающейся при помощи верёвочки челюстью.

Игрушка из кости.

В Древнем Египте находят и самых древних детских кукол. Все более древние найденные куклы были обрядовыми. Кстати, возможно, куклы для девочек у многих народов не только «работали» игрушками, но и служили оберегами.

Тряпичной кукле трудно чем-то удивить.

Мультики доисторической эпохи


Задолго до изобретения телевидения родители, похоже, усаживали детей смотреть мультики, чтобы малыши вели себя потише. Этот диск, который, если его вращать за ниточки, показывал «бегущую антилопу», найден на одной из стоянок каменного века. Ему больше шестнадцати тысяч лет. И он такой найден не один!

Для демонстрации работы учёные изготовили копию одного из вращающихся дисков.

Похожие диски с отверстиями для верёвочек возрастом около трёх тысяч лет находят и в Израиле, но только изготовлены они из глины. Судя по некоторым признакам, чаще всего их делали сами дети.

Подвижные игрушки


В Лувре выставлен глиняный кубарь из античных Фив. От волчка кубарь отличается тем, что играли с ним при помощи хлыстика из палочки и верёвки. Сначала верёвку закручивали, укладывая в специальные желобки, вокруг игрушки и ставили кубарь на пол. Потом резко дёргали за рукоятку хлыстика так, чтобы кубарь закрутился, пока верёвка сходит с него. Но на этом игра не останавливалась: ребёнок заставлял кубарь крутиться дальше, ловко подстёгивая его хлыстиком.

В кубари играли также в Средневековой Европе и на Руси.

Более простой в обращении волчок в античном мире тоже знали. Игрушка из погибших Помпей.

Волчки также использовались для настольных игр, но не в античном мире.

Мячи шили из ткани или кожи уже в Древнем Египте. Но они были очень тяжёлыми, ведь их набивали подручным материалом. До лёгких резиновых мячей было ещё очень далеко.

Играли в мячи практически по всему миру.

Погремушки


Погремушки одновременно развлекали детей и отгоняли шумом злых духов. Эта древнеримская погремушка изображает малыша, катающегося верхом на свинье. Внутри катается глиняный шарик, издавая звон о глиняные же стенки.

Один из экспонатов Лувра.

Месопотамские погремушки возрастом в четыре тысячи лет были устроены точно так же, только вместо одного шарика укладывалось несколько.

К сожалению, почти всегда погремушки находят в детских могилах.

Древнеегипетская погремушка в форме рыбы на пару веков помладше. Она также выполняла функцию амулета — именно из-за формы. Рыба была символом рождающейся жизни.

Довольно затейливая по сравнению с месопотамскими.

Бронзовые погремушки из Ирана возрастом около трёх тысяч лет.

Наверное, были очень звонкими.

Этой мексиканской погремушке три или четыре тысячи лет. Кстати, возможно, не все найденные погремушки давали в руки детям или, если давали, то только при исполнении религиозных обрядов. Никто не знает точно.

Читайте также: