Санитарная обработка игрушек в детском саду по санпин

Обновлено: 12.08.2022

2.3.1. Игрушки, игры, их части и принадлежности, пасты для лепки должны быть безопасны для здоровья детей и отвечать требованиям настоящих санитарных правил по органолептическим, санитарно-химическим, физико-гигиеническим, микробиологическим и токсиколого-гигиеническим показателям (пункты 2.3.2 - 2.3.16).

2.3.2. В игрушках не допускается применение древесины с червоточинами и сучками, набивочных материалов, содержащих твердые или острые инородные предметы (гвозди, иголки, металлическая стружка, щепки, осколки стекла или пластмассы и другое), горючих газов и горючих жидкостей.

2.3.3. В игрушках для детей до 3 лет не допускается применение меха, кожи, стекла, ворсованной резины, картона и бумаги, а также полимерных недублированных пленок толщиной менее 0,038 мм, целлулоида, набивочных гранул размером 3 мм и менее без внутреннего чехла, наполнителей игрушек, подобных погремушкам, размер которых во влажной среде увеличивается более чем на 50%.

2.3.4. В игрушках для детей старше 3 лет допускается наличие стекла в том случае, если оно необходимо для выполнения игрушкой ее функции.

2.3.5. В конструкторах и моделях для сборки для детей в возрасте до 10 лет пайка не допускается.

2.3.6. Не допускается утечка содержимого в игрушках, наполненных жидкостью или другим наполнителем.

2.3.7. В наборах предметов-реактивов для опытов не допускается применение пожаро- и взрывоопасных веществ, а также веществ, образующих такие соединения в процессе проведения опытов.

2.3.8. Защитно-декоративное покрытие игрушки должно быть стойким к влажной обработке. Не допускается поверхностное окрашивание и роспись погремушек и игрушек, контактирующих со ртом пользователя.

2.3.9. Масса погремушек должна быть не более 100 грамм.

2.3.10. В игрушках для детей до 3 лет не допускается миграция химических веществ 1 класса опасности.

2.3.11. Игрушки, игры, пасты для лепки, спортивный инвентарь, части и принадлежности должны быть безопасны для здоровья детей и отвечать требованиям безопасности по органолептическим, санитарно-химическим, физико-гигиеническим, токсиколого-гигиеническим показателям, установленным настоящим разделом санитарных правил.

2.3.12. Требования к органолептическим показателям:

а) интенсивность запаха образца и водной вытяжки игрушек для детей до 3 лет и игрушек, контактирующих с полостью рта, не должна превышать 1 балла;

б) интенсивность запаха образца и водной вытяжки игрушек для детей старше 3 лет не должна превышать 2 баллов;

в) игрушки, предназначенные для детей до 3 лет, и игрушки, контактирующие с полостью рта, не должны обладать привкусом интенсивностью более 1 балла.

2.3.13. Требования к физико-гигиеническим показателям:

а) эквивалентный уровень звука игрушек, имеющих акустическое звучание (кроме игрушек, издающих импульсный звук, игрушек-модулей для спортивных соревнований, настроенных музыкальных игрушек, духовых и ударных инструментов), для детей до 3 лет должен быть не более 60 дБА, от 3 до 6 лет - не более 65 дБА, старше 6 лет - не более 70 дБА. Уровень звука игрушек для игры на открытом воздухе должен быть не более 75 дБ;

б) максимальный уровень звука для детей до 3 лет должен быть не более 70 дБА, от 3 до 6 лет - не более 75 дБА, старше 6 лет - не более 80 дБА. Максимальный уровень звука игрушек для игры на открытом воздухе не должен превышать 85 дБА; игрушек, издающих импульсный звук, - не более 90 дБА;

в) уровень напряженности электростатического поля на поверхности игрушек не должен превышать 15 кВ/м;

г) уровень напряженности электромагнитного поля, излучаемого радиоуправляемыми, электронными и электротехническими игрушками, не должен превышать 25 В/м при диапазоне частот 03 - 300 кГц, 15 В/м при диапазоне частот 03 - 3 МГц, 10 В/м при диапазоне частот 3 - 30 МГц, 3 В/м при диапазоне частот 30 - 300 МГц, 10 мкВт/см2 при диапазоне частот 0,3 - 300 ГГц;

д) уровень напряженности электрического поля тока промышленной частоты (50 Гц), создаваемого игрушкой, не должен превышать 0,5 кВ/м;

е) уровень интенсивности интегрального потока инфракрасного излучения не должен превышать 100 Вт/м2;

ж) уровни локальной вибрации, создаваемые игрушкой, не должны превышать 63 дБ при среднегеометрической частоте октавных полос 8 Гц и 16 Гц, 69 дБ - при 31,5 Гц, 75 дБ - при 63 Гц, 81 дБ - при 125 Гц, 87 дБ - при 250 Гц, 93 дБ - при 500 Гц, 99 дБ - при 1000 Гц. Корректированный уровень виброускорения не должен превышать 66 дБ;

з) в детских игрушках запрещается использование систем лазерного излучения всех типов;

и) удельная эффективная активность естественных радионуклидов в природных материалах (песок, гипс, глина) и изделиях из них (керамические изделия), входящих в состав наборов для игр, наборов для детского творчества, не должна превышать 370 Бк/кг.

2.3.14. Требования санитарно-химической безопасности:

а) материалы и изделия, предназначенные для производства игр и игрушек, а также игры и игрушки, должны соответствовать требованиям настоящих санитарных правил по химической безопасности (Приложение 1);

б) выделение вредных веществ, содержащихся в 1 кг любых материалов игрушки, кроме формующихся масс и красок, наносимых пальцами, не должно превышать следующие допустимые уровни:

в) выделение вредных веществ, содержащихся в 1 кг формующихся масс и красок, наносимых пальцами, не должно превышать следующие допустимые уровни:

2.3.15. Оценка токсиколого-гигиенических показателей изделий проводится по индексу токсичности или по местному кожно-раздражающему действию.

Требования к токсиколого-гигиеническим показателям:

а) игрушки не должны оказывать местного кожно-раздражающего действия;

б) игрушки, предназначенные для детей до 3 лет, а также игрушки, функционально контактирующие с полостью рта ребенка, не должны оказывать раздражающего действия на слизистые;

в) индекс токсичности игрушек, определяемый в водной среде (дистиллированная вода), должен быть от 70 до 120% включительно, в воздушной среде - от 80 до 120% включительно. Значение индекса токсичности, определяемого с помощью люминесцентного бактериального теста, должно быть меньше 20%.

2.3.16. Требования микробиологической безопасности:

игрушки должны соответствовать требованиям настоящих санитарных правил по микробиологической безопасности (таблица 2).

Мытье игрушек в детском саду по СанПиН предусматривает ежедневную обработку мылом или содовым раствором. Можно использовать и моющее средство, но его состав должен подходить для детей – не содержать красителей и аллергенов. Лучше всего отдавать предпочтение средствам, специально разработанным для ухода за детскими вещами. Вымытые игрушки необходимо тщательно просушить, прежде чем давать воспитанникам.

Как мыть игрушки в детском саду: основные правила обработки

Мытье кукол, кубиков и других игровых предметов, согласно СанПиН, должно выполняться ежедневно, после ухода воспитанников домой. В ясельных группах эта процедура проводится дважды в день: днем и вечером. Если игрушки использовались на прогулке, то их необходимо вымыть сразу после того, как дети вернутся в помещение ДОУ. Применять одни и те же наборы игрушек для уличных игр и занятий в помещениях нельзя – это должны быть разные комплекты. Хранить их нужно также раздельно, в специально отведенных для этого шкафчиках.

Мягкие игрушки тоже необходимо мыть. Инструкция по мытью игрушек в детском саду предусматривает тщательную чистку таких предметов, поскольку в них сильнее накапливаются пыль и грязь. Каждый день их необходимо выбивать или пылесосить, а стирать – раз в 7-10 дней и как следует просушивать, желательно – на свежем воздухе. Разрешена ручная или машинная стирка (согласно рекомендациям производителя). СанПиН рекомендует применять мягкие игрушки в качестве учебных пособий, а для регулярных игр отдать предпочтение пластиковым или резиновым.

Если в детском саду есть куклы, их также обязательно нужно мыть, а кукольную одежду – стирать (вручную или в машинке) не реже раза в неделю. После стирки одежда проглаживается утюгом.

Выполняя мытье игрушек в ДОУ, важно иметь в виду, что маленькие дети нередко грызут игрушки, поэтому после обработки ни на одном предмете не должно быть ни моющего средства, ни воды. А сами игрушки должны быть изготовлены из тех материалов, которые возможно продезинфицировать специальными составами – резина, дерево, пластик. Во время мытья сотрудник, выполняющий процедуру, также обязан обращать внимание на общее состояние каждого изделия, отсутствие повреждений и неудаляемых загрязнений.

Алгоритм мытья игрушек в детском саду достаточно простой. Изделия помещают в тазик или ванночку, наполненную теплой водой с мылом (или с моющим средством) и как следует промывают с помощью губки. Емкость и губка должны быть соответствующим образом промаркированы и использоваться только для обработки игрушек. По окончании процедуры игрушки необходимо тщательно промыть в проточной воде и высушить.

Игрушки из пенолатекса, а также мягкие изделия могут обрабатываться мыльно-содовым раствором (200-220 г раствора на 10 л воды). После обработки их нужно как следует отжать и только потом промывать в проточной воде и высушивать.

Температура воды различается в зависимости от того, какие именно игрушки обрабатываются. Так, для ясельной группы температура должна составлять +50⁰ С, а для более старших групп достаточно 37-38⁰ С.

Дезинфекция и мытье игрушек в ДОУ при карантине

В условиях сезонных эпидемий вирусных заболеваний необходимо уделять особенное внимание дезинфекции игрушек. В качестве дезинфицирующего средства можно применять гидрохлорид натрия.

Обработка должна также проводиться и в том случае, если кто-то из воспитанников детского сада заразился вирусным заболеванием. Профилактическая обработка выполняется минимум 4 раза в год. В случае повышенного риска развития очагов заболевания руководство ДОУ может принять решение о проведении ежедневных дезинфекций.

График мытья игрушек в ДОУ

Каждое дошкольное учреждение составляет свой точный график выполнения этой процедуры, но в целом эти графики отличаются только точным временем. Пример графика приведен ниже.

Время обработки Младшая группа Старшая группа
День 12.40
Вечер 18.20 18.30

Для учета процедур по мытью и дезинфекции игрушек используется специальный журнал мытья игрушек в ДОУ. В этом журнале указываются: время и дата проведения обработки, список обработанных предметов, тип обработки и сведения об использованном моющем средстве, маркировка емкости и данные ответственного сотрудника, который ставит свою подпись в журнале.

Автоматизировать ведение журнала мытья игрушек можно с помощью программного модуля «Охрана здоровья сотрудников и детей» Системы контроля деятельности образовательного учреждения (СКДОУ). Он содержит более 20 журналов и позволяет вести контроль по COVID-19 с целью снижения заболеваемости детей и сотрудников. Подробнее о программе читайте здесь.

Тщательная уборка игрушек в детском саду – залог здоровья всех его воспитанников, особенно в обострившейся эпидемиологической ситуации. Своевременное и правильное мытье и дезинфекция дают возможность избежать распространения заболеваний и уберечь малышей от множества неприятностей, которыми чреват контакт с загрязненными поверхностями. Наряду с мытьем посуды, обработка игрушек является одной из наиболее ответственных и важных процедур, поэтому ей необходимо уделять самое пристальное внимание.

Дошкольное учреждение требует особенного внимания к поддержанию чистоты, поскольку от этого напрямую зависит здоровье детей, посещающих садик. Уборка в ДОУ регламентируется нормами СанПиН 2.4.1.3049-13 – данный документ определяет порядок работ, требования к используемым моющим и чистящим средствам, особенности уборки во внутренних помещениях и на прилегающей территории детского сада.

Уборка в детском саду подразделяется на два вида: ежедневная и генеральная. Основная задача ежедневной уборки – поддерживать благоприятные санитарные условия и чистоту. Ежедневная уборка в ДОУ включает в себя: мытье и дезинфекционную обработку игрушек, протирку мебели, мытье сантехники, очистку ковровых покрытий и мытье полов, проветривание помещений и кварцевание. Регулярное проведение уборок позволяет исключить быстрое развитие патогенной микрофлоры в помещениях и, тем самым, снизить нагрузку на детский иммунитет. Очень важно своевременно выполнять влажную уборку, чтобы не допускать скоплений пыли в помещениях. Удаление пыли позволяет снизить риск развития аллергических реакций у воспитанников. Наконец, тщательная обработка поверхностей, в частности, в санузлах и пищеблоке, обеспечивает профилактику кишечных инфекций.

Генеральная уборка помещений в ДОУ проводится согласно графику, построенному на основании СанПиН. Пример такого графика представлен на рисунке ниже.

Генеральная уборка в ДОУ выполняется ежемесячно. В отличие от каждодневной уборки, генеральная проводится с особой тщательностью и охватывает абсолютно все помещения и поверхности. В процессе уборки очищаются все труднодоступные места, которые не обрабатываются во время ежедневных уборок: плинтусы, участки пола под мебелью, осветительные приборы, вентиляционные вытяжки и т.п. Проводится влажная чистка ковров и жалюзи, мытье радиаторов отопления. Матрасы, одеяла и подушки проветриваются. Все дидактические материалы тщательно очищаются от пыли. Также проводится мытье окон. Ковры могут быть отданы в химчистку при необходимости.

Генеральная уборка и дезинфекция проводится в ДОУ в даты, назначаемые руководителем учреждения.

Кроме того, в детском саду периодически проводится уборка прилегающей территории от снега и льда, палой листвы, мусора и т.п. Пример такого графика с указанием периодичности приведен на рисунке ниже.

Уборка помещений ДОУ в теплое и холодное время года выполняется по схожему графику. Исключение составляет только периодичность и длительность проветриваний, изменяющаяся в зависимости от сезона.

Уборка помещений в ДОУ – базовые правила

СанПиН регламентирует базовый порядок уборки помещений во всех дошкольных учреждениях, который является обязательным к исполнению. Дважды в день необходимо проводить влажную уборку, используя безопасные моющие средства. Влажная уборка включает протирание поверхностей от пыли и мытье полов. Уборка в спальнях проводится после окончания тихого часа, в комнатах для приема пищи – после еды, в спортзалах – после занятий.

Влажная уборка помещений в ДОУ также включает обязательное мытье всех предметов, с которыми взаимодействуют дети: игрушек, мебели, спортивного инвентаря и т.п. Все столы необходимо промывать с мылом перед едой и после. Также обязательно нужно чистить стулья и пеленальные столики в ясельных группах. Спортинвентарь очищается после каждого занятия детей в спортзале. Маты чистятся мыльно-содовым раствором.

Особое внимание необходимо уделять мытью и дезинфекции санузлов. Унитазы, бачки, душевые поддоны, раковины, краны обязательно промываются с мылом и обрабатываются дезинфицирующим средством. Детские горшки нужно очищать ершиком с мылом после каждого использования.

Уборка пищеблока в детском саду

Кухня – помещение, от чистоты которого зависит здоровье каждого воспитанника. Нормы СанПиН строго регламентируют требования к чистоте пищеблоков в детских садах. Уборка кухни должна выполняться ежедневно. Помимо мытья полов, такая уборка включает: удаление пыли и остатков пищи с рабочих поверхностей, протирание стен и подоконников, промывание шкафов, радиаторов и колпаков ламп. Рабочие столы также необходимо мыть после каждого приготовления пищи, используя горячую воду с моющим средством. Столы для работы с сырыми продуктами обязательно дезинфицируются в конце смены.

Мытье и хранение посуды в пищеблкое ДОУ также имеет свои нюансы:

  • посуда для сотрудников и для воспитанников должна храниться по отдельности;
  • вся посуда маркируется согласно своему назначению;
  • мойка посуды проводится в два этапа: сначала посуда промывается горячей водой с моющим средством, затем тщательно ополаскивается.

Подробнее о мытье и обработке посуды в ДОУ читайте в соответствующей статье.

Уборка в ДОУ при коронавирусе

Пандемия COVID-19 внесла свои коррективы в работу многих учреждений, в том числе, детских садов. При сохраняющейся угрозе коронавируса ужесточаются требования к уборке в ДОУ – как к генеральной, так и к ежедневной.

Основное отличие заключается в постоянном использовании дезинфицирующих средств, а также в повышенном внимании к обработке контактных поверхностей. Дезинфектантом обрабатываются все используемые игрушки и инвентарь. В частности, пластиковые и резиновые изделия помещаются в дезраствор. Все поверхности, к которым прикасаются сотрудники и дети, обрабатываются не реже двух раз в день.

График проведения уборки в ДОУ составляет руководитель учреждения, он же контролирует исполнение этого графика. Кроме того, периодически качество уборки проверяют сотрудники санэпидстанции.

Как автоматизировать контроль уборки?

Для этого удобно использовать программный модуль «Охрана здоровья сотрудников и детей» Системы контроля деятельности образовательного учреждения (СКДОУ). Он содержит более 20 журналов и позволяет вести контроль по COVID-19 с целью снижения заболеваемости детей и сотрудников.

К примеру, посмотрите на видео, как работать в системе с журналом генеральной уборки:

Согласно федеральному закону № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в ДОУ должны соблюдаться санитарные правила и нормы (СанПиН), а именно – СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с Изменениями от 27.08.2015 г.). В этом документе описываются требования, которые определяют все стороны деятельности ДОУ, в том числе по организации питания детей.

ТЕРРИТОРИЯ – на территории дошкольной образовательной организации выделяются игровая и хозяйственная зоны. Хозяйственная зона оборудуется площадкой для сбора мусора на расстоянии не менее 15 м от здания. На площадке с твердым покрытием устанавливаются контейнеры с крышками. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров.

ЗДАНИЕ – в ранее построенных объектах дошкольных образовательных организаций пищеблоки допускается эксплуатировать в соответствии с проектом, по которому они были построены. Объемно-планировочные решения помещений пищеблока должны предусматривать последовательность технологических процессов, исключающих встречные потоки сырой и готовой продукции. Кладовые не размещаются под моечными, душевыми и санитарными узлами, а также производственными помещениями с трапами. В подвальных помещениях допускается хранение пищевых продуктов (овощей, консервированных продуктов) при обеспечении необходимых условий хранения, установленных производителем. Помещения для хранения пищевых продуктов должны быть не проницаемыми для грызунов. Технологическое оборудование размещается с учетом обеспечения свободного доступа к нему для его обработки и обслуживания.

ОТДЕЛКА. Во всех помещениях стены помещений должны быть гладкими, без признаков поражений грибком, плесени, и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию. Стены помещений пищеблока следует облицовывать влагостойким материалом, на высоту не менее 1,5 м; а в заготовочной пищеблока - на высоту не менее 1,8 м. Потолки окрашиваются влагостойкими материалами. Осветительные приборы должны иметь светорассеивающую пылевлагонепроницаемую защитную арматуру. Обязательно должна быть подводка горячей воды к помещениям пищеблока. Ревизия, очистка и контроль вентиляционных систем осуществляется не реже 1 раза в год.

ОБОРУДОВАНИЕ. Пищеблок должен быть оборудован необходимым исправным технологическим, холодильным и моечным оборудованием (приложение 4 СанПиН 2.4.1.3049-13). Технологическое оборудование, инвентарь, посуда, тара должны быть изготовлены из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами. Весь кухонный инвентарь и кухонная посуда должны иметь маркировку для сырых и готовых пищевых продуктов, в том числе разделочные столы, ножи и доски (из дерева твердых пород, без дефектов) - "СМ" - сырое мясо, "СК" - сырые куры, "СР" - сырая рыба, "СО" - сырые овощи, "ВМ" - вареное мясо, "ВР" - вареная рыба, "ВО" - вареные овощи, "гастрономия", "Сельдь", "Х" - хлеб, "Зелень". При работе технологического оборудования должна быть исключена возможность контакта сырых и готовых продуктов. Производственные столы должны быть цельнометаллическими. Компоты и кисели готовят в посуде из нержавеющей стали. Для кипячения молока выделяют отдельную посуду. Для персонала выделяется отдельная столовая посуда. Технологическое оборудование, являющееся источниками выделений тепла, газов, оборудуется локальными вытяжными системами вентиляции в зоне максимального загрязнения. Для ополаскивания посуды используются гибкие шланги с душевой насадкой. Во всех производственных помещениях, моечных, санузле устанавливаются раковины для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды через смесители. В месте присоединения каждой производственной ванны к канализации должен быть воздушный разрыв не менее 20 мм от верха приемной воронки, которую устраивают выше сифонных устройств.

I- обработка в 1-2% теплом растворе кальцинированной соды; II- обработка в разрешенных для этой цели дезинфекционных средствах; III- ополаскивание проточной водой в течение не менее 5 минут с последующим выкладыванием в чистую промаркированную посуду. Потребительскую упаковку консервированных продуктов перед вскрытием промывают проточной водой и вытирают. При приготовлении блюд не применяется жарка. Горячие блюда (супы, соусы, горячие напитки, вторые блюда и гарниры) при раздаче должны иметь температуру +60. +65 °C; холодные закуски, салаты, напитки - не ниже +15 °C. С момента приготовления до отпуска первые и вторые блюда могут находиться на горячей плите не более 2 часов. Если в меню не включены витаминизированные напитки, то витамин С добавляется в третьи блюда — компот (не выше +15 °С) или кисель (не выше +35 °С)- при контроле медработника и с оповещением родителей. Повторный разогрев блюд не допускается. Выдача готовой пищи разрешается только после проведения контроля бракеражной комиссией в составе не менее 3-х человек. Результаты контроля регистрируются в журнале бракеража готовой кулинарной продукции (таблица 1 приложения 8 СанПиН 2.4.1.3049-13). Непосредственно после приготовления пищи отбирается суточная проба готовой продукции (все готовые блюда). Суточная проба отбирается в объеме: порционные блюда - в полном объеме; холодные закуски, первые блюда, гарниры и напитки (третьи блюда) - в количестве не менее 100 г.; порционные вторые блюда, биточки, котлеты, колбаса, бутерброды и т.д. оставляют поштучно, целиком (в объеме одной порции). Пробы отбираются стерильными или прокипяченными ложками в стерильную или прокипяченную посуду (банки, контейнеры) с плотно закрывающимися крышками, все блюда помещаются в отдельную посуду и сохраняются в течение не менее 48 часов при температуре +2 - +6 °C. Посуда с пробами маркируется с указанием наименования приема пищи и датой отбора. Контроль за правильностью отбора и хранения суточной пробы осуществляется ответственным лицом. Не допускается использование: - запрещенных пищевых продуктов (приложении 9 СанПиН 2.4.1.3049-13; п. 8 Статьи 8 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции"); - остатков пищи от предыдущего приема и пищи, приготовленной накануне; - пищевых продуктов с истекшими сроками годности и явными признаками недоброкачественности (порчи), овощей и фруктов с наличием плесени и признаками гнили. Питание должно быть организовано в соответствии с примерным меню, утвержденным руководителем дошкольной образовательной организации, рассчитанным не менее чем на 2 недели. Работники, связанные с приготовлением и раздачей пищи (работники пищеблока, помощники воспитателя) ежедневно перед работой проходят осмотр на отсутствие катаральных явлений дыхательных путей, гнойничковых заболеваний рук, признаков инфекционных заболеваний (при наличии которых работники временно отстраняются от данного вида работ). Работники, связанные с приготовлением и раздачей пищи (работники пищеблока, помощники воспитателя) ежегодно проходят гигиеническое обучение с аттестацией. Работники пищеблока обеспечиваются спецодеждой (3 комплекта), которая хранится отдельно от верхней одежды. Спецодежду необходимо снимать перед посещением туалета. При порезах/ожогах рук работа проводится в перчатках. Запрещено во время работы носить украшения, булавки, заколки, принимать пищу.

Дезинфекцию проводят путем обеззараживания воды, предметов бытовой обстановки, пищевых продуктов и т. д.

  • профилактическая;
  • текущая;
  • заключительная.

Профилактическую дезинфекцию проводите ежедневно с целью предотвратить заболевания среди детей и работников.

При инфекционных заболеваниях (подозрениях на них) проводите дезинфекцию текущую и заключительную, чтобы предотвратить распространение болезни.

Кто может проводить дезинфекцию

Профилактическую и текущую дезинфекцию проводят специально обученные работники образовательной организации. Заключительную дезинфекцию – специально обученные работники либо организация, которая осуществляет дезинфекционную деятельность.

Дезинфекция медицинского кабинета – часть услуг по оказанию медицинской помощи. Проводят дезинфекцию в медицинском кабинете, если есть лицензия на осуществление медицинской деятельности.

Чтобы дезинфицировать помещения, которые не связаны с медицинской деятельностью, лицензия не нужна.

Как проводить уборку и профилактическую дезинфекцию

Уборка и дезинфекция в школе

Влажная уборка туалетов, столовой, вестибюлей, рекреации

После каждой перемены

Уборка учебных и вспомогательных помещений при открытых окнах или фрамугах

После окончания уроков или по окончании смены, когда школа работает в две смены. Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут. При неблагополучной эпидемиологической ситуации перерыв для дезинфекционной обработки увеличивают до 60 минут

Уборка туалетов, душевых, буфетов, помещений медицинского назначения с использованием дезинфицирующих средств

Уборка помещений интерната (при его наличии)

Обеззараживание санитарно-технического оборудования

Смена постельного белья и полотенец

По мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю

Генеральная уборка всех помещений школы и интерната (при его наличии)

Чистка вытяжных вентиляционных решеток

Обработка постельного белья в дезинфекционной камере

Перед началом учебного года

Такие требования установлены в пунктах 10.13, 12.3, 12.6, 12.7 СанПиНа школы.

Уборка и дезинфекция в детском саду

Влажная уборка в спальнях

После ночного и дневного сна. Если спальню используют для игровой и образовательной деятельности, то дополнительно уборку проводят за 30 минут до сна детей

Влажная уборка в групповых

После каждого приема пищи

Мытье столов в групповых помещениях горячей водой с мылом

До и после каждого приема пищи

Чистка ванн, раковин, унитазов

Влажная уборка спортивных залов

Один раз в день и после каждого занятия

Чистка ковровых покрытий с использованием пылесоса

Обеззараживание санитарно-технического оборудования

Мытье полов, удаление пыли и паутины, протирание радиаторов, подоконников в помещениях пищеблока

Мытье стен, осветительной арматуры, чистка стекол от пыли и копоти в помещениях пищеблока

Смена постельного белья, полотенец

По мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю

Генеральная уборка с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря

Мытье окон снаружи и изнутри

По мере загрязнения, но не реже двух раз в год (весной и осенью)

Сухая химическая чистка ковров

Химическая чистка или обработка в дезинфекционной камере постельных принадлежностей

Жалюзийные решетки и шахты вытяжных вентиляционных систем

По мере загрязнения

Мытье мочалок для мытья детей (замачивание в дезинфекционном растворе, полоскание проточной водой, просушка)

Мытье горячей водой с мылом

стульев, пеленальных столов, манежей и другого оборудования, подкладочных клеенок, клеенчатых нагрудников

Такие требования приведены в пунктах 13.15, 13.17, 13.19, 17.1, 17.5, 17.6, 17.10, 17.14, 17.16, 17.17 СанПиНа детского сада.

В детском саду необходимо дезинфицировать игрушки.

Совет: изучите инструкцию изготовителя или ярлык игрушки, чтобы узнать способ ее чистки и дезинфекции.

Игрушки, которые подлежат дезинфекции (пластмассовые, резиновые, комбинированные, металлические), кладут в раствор дезинфицирующего средства.

Крупные игрушки протирают ветошью, смоченной раствором дезинфицирующего средства.

После обработки игрушек дезинфицирующим средством их промывают проточной водой (температура 37 °C) и высушивают на воздухе.

Игрушки моют ежедневно в конце дня, а в группах для детей младенческого и раннего возраста – два раза в день. Кукольную одежду стирают по мере загрязнения детским мылом и проглаживают.

Когда качество игрушки не позволяет провести полноценную обработку дезинфицирующими средствами (мягконабивные, ворсованные), обработку проводят согласно инструкции изготовителя.

Игрушки, которые не подлежат дезинфекции, используют только в качестве дидактического материала.

Такой порядок дезинфекции игрушек установлен в пунктах 17.12, 17.13 СанПиНа детского сада.

Игрушки обеззараживайте в дезинфекционной камере. Обеззараживание мягких игрушек, которые имеют шероховатую поверхность, проводите пылесосом.

Совет: игрушки, которые ребенок приносит из дома, оставляйте в индивидуальном шкафчике для верхней одежды.

Ситуация: можно ли и как проводить ультрафиолетовое обеззараживание в образовательной организации

Проводите ультрафиолетовое обеззараживание воздуха в помещениях образовательной организации, чтобы снизить количество микроорганизмов и осуществить профилактику инфекционных заболеваний.

В отличие от дезинфекции с хлорсодержащими веществами ультрафиолетовое обеззараживание исключает вредное воздействие на человека.

Используйте ультрафиолетовые бактерицидные облучатели и установки.

Облучатели закрытого типа разрешено применять в присутствии людей, открытого типа – только когда в помещении никто не находится.

Удобнее использовать передвижные бактерицидные облучатели.

Включенная бактерицидная лампа не выделяет озон, поэтому ее применение безопасно для органов дыхания. Поэтому помещения с непрерывно работающими бактерицидными лампами не требуют проветривания.

Проводите ультрафиолетовое облучение для обеззараживания игрушек, которые невозможно обработать дезинфицирующими средствами. Во время ультрафиолетового обеззараживания выставьте крупные игрушки на открытое пространство, а составные игрушки максимально разберите.

Для повышения эффективности обеззараживания включайте облучатели во время проведения дезинфекции поверхностей и предметов или сразу после нее.

Нормируемой величиной для детских игровых комнат, помещений образовательной организации является объемная бактерицидная доза – 130 Дж/куб. м.

Ситуация: можно ли в образовательной организации установить уголок живой природы и как проводить его дезинфекцию

Уголки живой природы размещайте только в отдельных помещениях или специально выделенных местах.

Нельзя размещать аквариумы, животных, птиц в групповых помещениях (п. 6.11 СанПиНа детского сада).

В помещениях с уголками живой природы проводите ежедневную влажную уборку, чистку клеток, кормушек, замену подстилок, мытье поилок и смену в них воды.

Чтобы предотвратить заболевания у животных и заражение детей, обрабатывайте один раз в две недели клетки для животных, кормушки, поилки. После дезинфекции промывайте их проточной водой и высушивайте. Используйте специальные дезинфицирующие средства для обработки клеток животных (кроликов, попугаев и др.).

Как проводить дезинфекцию при инфекционных заболеваниях

При выявлении инфекционного заболевания в образовательной организации проводите текущую и заключительную дезинфекцию. Цель такой дезинфекции – предупредить заражение лиц, которые находятся в контакте с больными, и распространение инфекционного возбудителя за пределы образовательной организации.

Совет: при выявлении инфекционного заболевания в образовательной организации необходимо изучить и региональные нормы

Связано это с тем, что при некоторых заболеваниях согласно федеральному законодательству требуется проводить только текущую дезинфекцию (при чесотке, при стрептококковой инфекции). Однако в некоторых региональных документах установлена необходимость и заключительной дезинфекции. Например, приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 26 сентября 2005 г. № 383 предписывает при выявлении чесотки проводить и заключительную дезинфекцию силами дезинфекционной станции.

Существуют общие требования к проведению дезинфекции при любой болезни.

Текущую дезинфекцию проводите, если больной находится в образовательной организации. Обеззараживайте белье и посуду больного, помещения, в которых он находится. Проводите ежедневную влажную уборку полов и поверхностей дезинфицирующими средствами. Очищайте воздух, в том числе проводите ультрафиолетовое облучение и проветривание помещений.

Заключительную дезинфекцию осуществляют в очагах тех инфекций, возбудители которых устойчивы в окружающей среде (при вспышках сальмонеллеза, полиомиелита, глистных инвазий, педикулеза и т. д.).

Внимание: медицинский работник образовательной организации сообщает в территориальные учреждения здравоохранения о случаях инфекционных и паразитарных заболеваний среди обучающихся и работников

Заключительную дезинфекцию выполняйте после того, как заболевший покинул здание образовательной организации, в самые короткие сроки. Дезинфекционные мероприятия проводите согласно предписаниям, выданным органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Если не хватает сил и средств, чтобы провести заключительную дезинфекцию, привлекайте специалистов дезинфекционных станций.

Работники осуществляют дезинфекцию в очагах карантинных инфекций в защитной одежде.

Заключительную дезинфекцию проводят так:

  1. Медицинский работник образовательной организации или руководитель дезинфекционной бригады осматривает помещения, выясняет эпидемиологическую обстановку, определяет объем, содержание и очередность дезинфекционных работ.
  2. Готовят рабочие растворы соответствующей концентрации, которые обладают необходимым спектром действия.
  3. Обеззараживают наиболее важные в эпидемиологическом отношении объекты (мокроты, выделения, остатки пищи, посуда, белье). Одновременно отбирают вещи, которые подлежат камерному способу обеззараживания.
  4. При обнаружении насекомых в очаге их уничтожают.
  5. Обеззараживают помещения от более отдаленных комнат и помещений к более близким к выходу.
  6. Обеззараживают отдельные предметы (игрушки), собранные с мест, где присутствовал больной ребенок.

Методы и средства заключительной дезинфекции зависят от видов предметов и поверхностей, которые требуют обработки.

Обеззараживание физическим методом: обжигание, кипячение, пастеризация, горячий воздух, высушивание или ультрафиолетовое излучение.

Механические приемы дезинфекции: обмывание, вытряхивание, промывание с использованием мыла и синтетических моющих средств.

Химический метод дезинфекции предусматривает использование химических веществ, чаще всего в виде водных растворов. Данный метод применяют для изделий из стекла, коррозионно-стойких металлов, полимерных материалов, резины.

Воздушный метод дезинфекции предусматривает применение сухого горячего воздуха в воздушном стерилизаторе (сухожаровом шкафу) в лотках без упаковки.

Паровой метод применяют для изделий из термостойких материалов.

Как проводить обеззараживание предметов обихода, белья

Обеззараживание как способ дезинфекции постельного белья проводите с помощью кипячения и проглаживания с обеих сторон. Шерстяные одеяла, ковры, матрацы, пледы, занавески обрабатывайте пылесосом (с последующим обезвреживанием пыли специальными средствами). После чего подсушивайте и встряхивайте на солнце, проглаживайте горячим утюгом через ветошь. Пыль из контейнеров пылесосов после обезвреживания утилизируйте в общую канализацию.

Зимой, при температуре от -15 °C и ниже, предметы обихода и белье выносите на улицу на 40–45 минут.

Белье и другие вещи обеззараживайте в дезинфекционной камере.

Обеззараживание поверхностей помещений, раковин, кранов, ручек дверей, целлофановых и резиновых игрушек проводите орошением или протиранием специальными средствами, разрешенными к применению.

Какой инвентарь использовать для уборки и дезинфекции

Чтобы провести уборку и дезинфекцию, вы должны иметь:

  • промаркированный уборочный инвентарь (ведра, тряпки). После использования промывайте такой инвентарь горячей водой с моющими средствами и просушивайте;
  • рабочий запас дезинфицирующих средств;
  • инструкции по приготовлению растворов дезинфицирующих средств в различной концентрации. Концентрация зависит от эпидемической ситуации и конкретного возбудителя заболевания;
  • промаркированную емкость с крышкой для замачивания посуды в дезинфицирующем растворе. Для обеззараживания посуды используют и сухожаровой шкаф.

При текущей и заключительной дезинфекции используют:

  • гидропульт;
  • ведра с мерными отметками;
  • щетки для чистки мягких вещей;
  • распылители порошков и жидкостей;
  • мешки для транспортировки вещей в дезинфекционную камеру;
  • клеенчатые мешки для чистой и использованной ветоши, для использованных комплектов спецодежды;
  • средства индивидуальной защиты (очки, резиновые перчатки).

Какие дезинфекционные средства использовать

Перечень моющих и дезинфицирующих средств, которые разрешены к использованию в образовательных организациях, нормативными правовыми актами не определен.

Дезинфицирующие средства должны иметь:

  • свидетельство о госрегистрации;
  • сертификат соответствия системы ГОСТ Р;
  • инструкцию, которая утверждена изготовителем, или методические указания по их применению.

Выбирайте дезинфицирующие средства:

  • предназначенные для использования в детских организациях;
  • с низкой токсичностью (по параметрам отнесены к IV классу (малоопасные) по ГОСТ 12.1.007-76, утвержденному постановлением Госстандарта СССР от 10 марта 1976 г. № 579);
  • с широким спектром антимикробного и противовирусного действия (против ротавирусов, энтеровирусов, норволк-вирусов, ECHO-вирусов, вируса гепатита А, вирусов гриппа, ОРВИ и т. д.).
  • активные в отношении микобактерий, хламидий, грибов;
  • с моющими свойствами растворов и их хорошей смываемостью. Если заявлены моющие свойства, то дезинфекционное средство используют и для влажной уборки, и для дезинфекции;
  • стойкие в рабочих растворах (срок годности растворов – не менее двух недель);
  • которые не содержат хлор, фенолы, альдегиды, гуанидины.

Изучите инструкцию к дезинфицирующему средству, чтобы определить его состав и свойства.

Совет: периодически меняйте используемые средства, чтобы не появлялись устойчивые к дезинфекционным средствам штаммы микробов.

Закупайте несколько средств для дезинфекции различных объектов. Так, дезинфекционные средства с разными свойствами выбирайте для дезинфекции санитарно-технических приборов, предметов и поверхностей, которые контактируют с пищевыми продуктами, медицинского оборудования и инвентаря, рук работников и т. д.

Как расходовать моющие и дезинфицирующие средства

На федеральном уровне нормы расхода моющих и дезинфицирующих средств не приняты.

Утвердите нормы расхода моющих и дезинфицирующих средств внутренним локальным нормативным актом (приказом руководителя). Такое право следует из статей 28, 41 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

За основу возьмите Примерные нормы расхода, утвержденные приказом Министерства просвещения СССР от 28 января 1986 г. № 45. Несмотря на то, что данный нормативный правовой акт утратил силу, используйте его в качестве примера.

Как хранить дезинфекционные средства

Дезинфицирующие растворы и моющие средства храните в местах, которые не доступны для детей.

Такими местами являются:

  • закрытые шкафы в санузле;
  • подвальные и технические помещения, в которых храните запасы средств.

Емкости с растворами дезинфицирующих и моющих средств закрывайте плотно. На каждой емкости укажите:

Читайте также: