Санитарно эпидемиологическая экспертиза игрушек

Обновлено: 03.05.2024

Порядок
организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок
(утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 июля 2007 г. N 224)

С изменениями и дополнениями от:

1 декабря 2017 г., 16 ноября 2018 г.

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок устанавливает требования к организации и проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок проектной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, видов деятельности (работ, услуг).

2. В Порядке используются следующие термины и определения:

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза - деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальных органов, структурных подразделений и федеральных государственных учреждений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности (далее - органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор), федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, а также других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению соответствия (несоответствия) проектной и иной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных статьями 12, 13, 15 - 28, 40 и 41 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", техническим регламентам, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

Санитарно-эпидемиологическое обследование - деятельность органов и учреждений, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению соответствия (несоответствия) требованиям технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспорта, технологического оборудования, технологических процессов, рабочих мест;

Санитарно-эпидемиологическое исследование - деятельность федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, а также других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по определению свойств исследуемого объекта, его качественных и количественных характеристик, а также по установлению причинно-следственных связей между факторами среды обитания и здоровьем населения с использованием утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений;

Санитарно-эпидемиологическое испытание - установление соответствия (несоответствия) характеристик испытываемого объекта требованиям технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов федеральными государственными учреждениями здравоохранения - центрами гигиены и эпидемиологии, другими организациями, аккредитованными в установленном порядке;

Санитарно-эпидемиологическая оценка - действия органов и учреждений, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению вредного воздействия на человека факторов среды обитания, определению степени этого воздействия и прогнозированию санитарно-эпидемиологической обстановки;

Санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации;

Экспертное заключение - документ, выдаваемый федеральными государственными учреждениями здравоохранения - центрами гигиены и эпидемиологии, другими аккредитованными в установленном порядке организациями, экспертами, подтверждающий проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок в соответствии с техническими регламентами, государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, с использованием методов и методик, утвержденных в установленном порядке, и содержащий обоснованные заключения о соответствии (несоответствии) предмета санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, техническим регламентам;

Протокол исследования, испытания - документ, удостоверяющий факт проведения исследования, испытания, содержащий порядок их проведения и полученные результаты;

Метод исследований (испытаний) и измерений - правила применения определенных принципов и средств исследований, испытаний и измерений;

Методика исследований (испытаний) и измерений - организационно-методический документ, включающий метод исследований, испытаний и измерений, средства и условия испытаний, отбор проб, алгоритмы выполнения операций по определению одной или нескольких взаимосвязанных характеристик свойств объекта, формы представления данных и оценивания точности, достоверности результатов, требования техники безопасности и охраны окружающей среды.

3. Для санитарно-эпидемиологической экспертизы могут привлекаться научно-исследовательские и иные организации, аккредитованные в установленном порядке.

II. Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок

4. Основаниями для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок могут быть:

- предписания главных государственных санитарных врачей или их заместителей, выдаваемые на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

- определения, вынесенные должностными лицами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

- заявления граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз.

5. Санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок в целях государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лицензирования, социально-гигиенического мониторинга проводятся без взимания платы на основании предписаний и определений, указанных в п. 4 настоящего Порядка.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 27 ноября 2013 г. N АКПИ13-995, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 6 марта 2014 г. N АПЛ14-14, абзац второй пункта 5 настоящего Порядка признан не противоречащим действующему законодательству в части, лишающей гражданина возможности обратится в федеральные государственные учреждения здравоохранения - центры гигиены и эпидемиологии с заявлением о проведении санитарно-эпидемиологического исследования с целью выдачи экспертного заключения о соответствии или несоответствии занимаемого жилого помещения санитарным нормам на недоговорной основе, то есть бесплатно

В иных случаях санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок могут проводиться по заявлениям граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, органов государственной власти о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз на договорной основе.

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 5 января 2019 г. - Приказ Роспотребнадзора от 16 ноября 2018 г. N 950

6. Срок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз по заявлению гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица определяется в зависимости от вида и объема исследований конкретного вида продукции, вида деятельности, работ, услуг и не может превышать двух месяцев.

Срок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы соответствия размещения объектов, указанных в части 3 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны"(1) (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ, Объект) требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения не может превышать 20 дней.

Срок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта санитарно-защитной зоны не может превышать 30 календарных дней.

7. При проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок необходимо руководствоваться техническими регламентами, государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами и использовать методы, методики выполнения измерений и типы средств измерений, утвержденные в установленном порядке.

8. Результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок оформляются в виде экспертного заключения, акта обследования, протокола исследований (испытаний).

9. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза включает:

- проведение экспертизы представленных документов;

- проведение лабораторных и инструментальных исследований и испытаний;

- обследование объекта (при санитарно-эпидемиологической экспертизе объектов).

10. Для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции представляются следующие документы:

Для отечественной продукции:

- нормативные и/или технические документы (технические условия, технологические инструкции, рецептуры, стандарты организаций и др.) на продукцию, согласованные в установленном порядке, или нормативные и/или технические документы (технические условия, технологические инструкции, рецептуры и др.), ранее не согласованные, по которым предполагается изготавливать продукцию;

- санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии технических документов требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (при наличии);

- санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий производства требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (в случаях, предусмотренных законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения);

- протоколы исследований (испытаний) продукции (при их наличии);

- образцы продукции, необходимые для санитарно-эпидемиологической экспертизы;

- потребительская (или тарная) этикетка или их макеты;

- акт отбора образцов продукции, поступившей на санитарно-эпидемиологическую экспертизу;

- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Для импортной продукции:

- документы организации-изготовителя, по которым осуществляется изготовление импортной продукции;

- документы, выданные уполномоченными органами страны происхождения продукции, подтверждающие ее безопасность для человека;

- протоколы испытаний (исследований) продукции (при их наличии);

- образцы продукции в количестве, необходимом для санитарно-эпидемиологической экспертизы;

- акт отбора образцов продукции, поступившей на санитарно-эпидемиологическую экспертизу;

- потребительская (или тарная) этикетка или их макеты;

- техническое описание продукции с указанием условий применения (использования), другие нормативные и технические документы о составе и условиях применения;

- контракт (договор) или сведения о контракте (договоре) на поставку продукции (при необходимости).

11. Документы на иностранных языках, предоставляемые для цели проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы, должны быть переведены на русский язык, копии документов и их переводы должны быть заверены в установленном порядке.

12. Для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации представляются заявление и проектная документация с ее обоснованием.

Информация об изменениях:

Раздел II дополнен пунктом 12.1 с 29 декабря 2017 г. - Приказ Роспотребнадзора от 1 декабря 2017 г. N 1117

12.1. В целях выдачи санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) размещения Объекта предоставляются следующие документы:

1) заявление с указанием кадастрового номера земельного участка, на котором предусматривается размещение Объекта (при наличии), и сведений о функциональном назначении Объекта с указанием его основных технико-экономических параметров - предельной высоты, площади застройки (для объектов социального и жилищного назначения), типов водоснабжения и водоотведения, класса опасности(2) (при наличии);

2) градостроительный план земельного участка, на котором предусматривается размещение Объекта (в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории, на которой размещается Объект), с информацией о расположении данного земельного участка (территории) в пределах границ, предусмотренных частями 1 или 2 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ;

3) экспертное заключение о соответствии (несоответствии) размещения Объекта санитарно-эпидемиологическим требованиям по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы.

В случае если санитарно-защитная зона аэродрома не установлена либо санитарно-защитная зона аэродрома установлена, но земельный участок, на котором предусматривается размещение Объекта, не входит в границы данной зоны, к экспертному заключению прилагаются протоколы исследований (испытаний) качества атмосферного воздуха, уровней шума и электромагнитного излучения, выполненных аккредитованной организацией.

13. Для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы видов деятельности (работ, услуг) представляются заявление о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы или иные основания, указанные в п. 4 настоящего Порядка, правоустанавливающие документы или их копии.

14. Действия (бездействие) должностных лиц при оформлении санитарно-эпидемиологических заключений могут быть обжалованы в вышестоящий орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора, главному государственному санитарному врачу или в суд.

Жалобы относительно санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 27, ст. 3932

от 19 июля 2007 года N 224

О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок

(с изменениями на 16 ноября 2018 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Роспотребнадзора от 12 августа 2010 года N 309 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 38, 20.09.2010);

В соответствии с федеральными законами от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.I), ст.2; 2003, N 2, ст.167; N 27 (ч.I), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52 (ч.I), ст.5498; 2007, N 1 (ч.I), ст.21; ст.29; N 27, ст.3213), от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора (контроля)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (ч.I), ст.3436; 2002, N 44, ст.4297; 2003, N 2, ст.169; N 40, ст.3820; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; N 27, ст.2719; 2006, N 1, ст.17; 2007, N 1 (ч.I), ст.29), Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 322 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст.2899; 2006, N 22, ст.2337; N 52 (ч.III), ст.5587); постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 N 569 "О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 39, ст.3953), в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, упорядочения проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз приказываю:

1.1. Порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок (приложение N 1).

1.2. Порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений (приложение N 2).

1.3. Положение о реестре санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации (приложение N 3).

2.1. ФБУЗ "Информационно-методический центр" Роспотребнадзора:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 октября 2016 года приказом Роспотребнадзора от 22 июля 2016 года N 813. - См. предыдущую редакцию)

2.1.2. Ведение реестра санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации.

2.1.3. Организацию изготовления, распространение для нужд Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных органов бланков свидетельств о государственной регистрации, санитарно-эпидемиологических заключений, имеющих установленные степени защиты.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Н.В.Шестопалова.

в Министерстве юстиции

20 июля 2007 года,

регистрационный N 9866

Приложение N 1

УТВЕРЖДЕН
приказом Роспотребнадзора
от 19 июля 2007 года N 224

ПОРЯДОК
организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок

(с изменениями на 16 ноября 2018 года)

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок устанавливает требования к организации и проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок проектной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, видов деятельности (работ, услуг).

2. В Порядке используются следующие термины и определения:

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза - деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальных органов, структурных подразделений и федеральных государственных учреждений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности (далее - органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор), федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, а также других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению соответствия (несоответствия) проектной и иной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных статьями 12, 13, 15 - 28, 40 и 41 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", техническим регламентам, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

Санитарно-эпидемиологическое обследование - деятельность органов и учреждений, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению соответствия (несоответствия) требованиям технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспорта, технологического оборудования, технологических процессов, рабочих мест;

Санитарно-эпидемиологическое исследование - деятельность федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, а также других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по определению свойств исследуемого объекта, его качественных и количественных характеристик, а также по установлению причинно-следственных связей между факторами среды обитания и здоровьем населения с использованием утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений;

Санитарно-эпидемиологическое испытание - установление соответствия (несоответствия) характеристик испытываемого объекта требованиям технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов федеральными государственными учреждениями здравоохранения - центрами гигиены и эпидемиологии, другими организациями, аккредитованными в установленном порядке;

Санитарно-эпидемиологическая оценка - действия органов и учреждений, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению вредного воздействия на человека факторов среды обитания, определению степени этого воздействия и прогнозированию санитарно-эпидемиологической обстановки;

Санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации;

Экспертное заключение - документ, выдаваемый федеральными государственными учреждениями здравоохранения - центрами гигиены и эпидемиологии, другими аккредитованными в установленном порядке организациями, экспертами, подтверждающий проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок в соответствии с техническими регламентами, государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, с использованием методов и методик, утвержденных в установленном порядке, и содержащий обоснованные заключения о соответствии (несоответствии) предмета санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, техническим регламентам;

Протокол исследования, испытания - документ, удостоверяющий факт проведения исследования, испытания, содержащий порядок их проведения и полученные результаты;

Метод исследований (испытаний) и измерений - правила применения определенных принципов и средств исследований, испытаний и измерений;

Методика исследований (испытаний) и измерений - организационно-методический документ, включающий метод исследований, испытаний и измерений, средства и условия испытаний, отбор проб, алгоритмы выполнения операций по определению одной или нескольких взаимосвязанных характеристик свойств объекта, формы представления данных и оценивания точности, достоверности результатов, требования техники безопасности и охраны окружающей среды.

3. Для санитарно-эпидемиологической экспертизы могут привлекаться научно-исследовательские и иные организации, аккредитованные в установленном порядке.

II. Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок

4. Основаниями для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок могут быть:

- заявления граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз.

5. Санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок в целях государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лицензирования, социально-гигиенического мониторинга проводятся без взимания платы на основании предписаний и определений, указанных в п.4 настоящего Порядка.

В иных случаях санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок могут проводиться по заявлениям граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, органов государственной власти о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз на договорной основе.

6. Срок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз по заявлению гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица определяется в зависимости от вида и объема исследований конкретного вида продукции, вида деятельности, работ, услуг и не может превышать двух месяцев.

Срок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы соответствия размещения объектов, указанных в части 3 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ, Объект) требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения не может превышать 20 дней.".

Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 27, ст.3932.

(Сноска дополнительно включена с 29 декабря 2017 года приказом Роспотребнадзора от 1 декабря 2017 года N 1117)

Срок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта санитарно-защитной зоны не может превышать 30 календарных дней.

(Абзац дополнительно включен с 5 января 2019 года приказом Роспотребнадзора от 16 ноября 2018 года N 950)

7. При проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок необходимо руководствоваться техническими регламентами, государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами и использовать методы, методики выполнения измерений и типы средств измерений, утвержденные в установленном порядке.

8. Результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок оформляются в виде экспертного заключения, акта обследования, протокола исследований (испытаний).

9. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза включает:

- проведение экспертизы представленных документов;

- проведение лабораторных и инструментальных исследований и испытаний;

- обследование объекта (при санитарно-эпидемиологической экспертизе объектов).

10. Для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции представляются следующие документы:

Для отечественной продукции:

- нормативные и/или технические документы (технические условия, технологические инструкции, рецептуры, стандарты организаций и др.) на продукцию, согласованные в установленном порядке, или нормативные и/или технические документы (технические условия, технологические инструкции, рецептуры и др.), ранее не согласованные, по которым предполагается изготавливать продукцию;

- санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии технических документов требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (при наличии);

- санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий производства требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (в случаях, предусмотренных законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения);

- протоколы исследований (испытаний) продукции (при их наличии);

- образцы продукции, необходимые для санитарно-эпидемиологической экспертизы;

- потребительская (или тарная) этикетка или ее макеты;

- акт отбора образцов продукции, поступившей на санитарно-эпидемиологическую экспертизу;

- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Для импортной продукции:

- документы организации-изготовителя, по которым осуществляется изготовление импортной продукции;

- документы, выданные уполномоченными органами страны происхождения продукции, подтверждающие ее безопасность для человека;

- протоколы испытаний (исследований) продукции (при их наличии);

- образцы продукции в количестве, необходимом для санитарно-эпидемиологической экспертизы;

от 17 сентября 2012 года N 907

Методику определения размера платы за санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и другие виды оценок в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия человека согласно приложению N 1;

предельные размеры платы за санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и другие виды оценок в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия человека согласно приложению N 2.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека А.Ю.Попову.

Приложение N 1
к приказу

Методика определения размера платы за санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и другие виды оценок в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия человека

I. Общие положения

1.1. Настоящая Методика устанавливает единый порядок определения размера цены за санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и другие виды оценок в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия человека, осуществляемые федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями (далее - учреждения), находящимися в ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в целях предоставления Роспотребнадзором государственных услуг (далее - платные услуги).

1.2. Целью разработки настоящей Методики является обеспечение унифицированного подхода к расчету размера платы за оказание платных услуг (далее - плата), а также совершенствование оказания платных услуг и создание единых условий для учреждений.

II. Основные принципы формирования платы за оказание платной услуги

2.1. Размер платы не может превышать экономически обоснованные расходы на их оказание, определенные расчетно-нормативным методом в соответствии с настоящей Методикой.

2.2. Пересмотр размера платы на очередной финансовый год осуществляется один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции.

2.3. В размер платы включаются налоги и сборы, начисляемые и уплачиваемые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

2.4. Учреждения вправе в соответствии с настоящей Методикой самостоятельно определять стоимость платных услуг в пределах размеров, установленных в приложении N 2 к приказу Роспотребнадзора от 17.09.2012 N 907.

2.5. Расчетно-нормативные затраты за оказание платной услуги определяются с учетом объема работ, выполняемых при ее проведении, по формуле:

N = Nот + Nрм + Nон,

Nот - норматив затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, непосредственно занятого в оказании платной услуги;

Nрм - норматив затрат на приобретение расходных материалов;

Nон - норматив затрат на общехозяйственные нужды непосредственно отнесенные на оказание услуги.

2.6. Nот - норматив затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, непосредственно занятого в оказании платной услуги.

Норматив затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда рассчитывается как произведение величины трудоемкости в человеко-часах на выполнение объема работ (в пределах показателей для каждого вида платных услуг в зависимости от группы сложности согласно приложению N 1 к настоящей Методике) и средней заработной платы специалистов, участвующих в оказании платных услуг.*

При расчете норматива затрат на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда учитываются затраты на оплату труда только тех работников, которые принимают непосредственное участие в оказании платной услуги (вспомогательный, технический, административно-управленческий персонал не учитывается).

2.7. Nрм - норматив затрат на приобретение расходных материалов. Норматив затрат на приобретение расходных материалов включает в себя затраты на приобретение расходных материалов, непосредственно используемых для оказания платных услуг, в том числе на приобретение и доставку питательных сред, реактивов, бактерийных препаратов, лабораторных животных, дезинфицирующих и дератизационных средств, лабораторной посуды, тест-систем, спирта, других материалов.

В целях определения норматива затрат на приобретение расходных материалов, используемых для оказания платных услуг, данные материалы могут выделяться по видам, типам материалов.

В случае отсутствия норм расхода, определенных для соответствующих расходных материалов, осуществляется прямая выборка расходов, производимых на единицу платной услуги (исследование, проводимое в рамках ее оказания).

2.8. Nон - норматив затрат на общехозяйственные нужды.

Норматив затрат на общехозяйственные нужды включает в себя затраты на коммунальные услуги и амортизацию основных средств, использование которых непосредственно связано с оказанием платных услуг, затраты на приобретение услуг связи (в том числе затраты на внутригородскую, междугороднюю, международную связь), приобретение транспортных услуг.

Норматив затрат на коммунальные услуги определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг на оказание платных услуг в расчете на единицу платной услуги, с учетом требований обеспечения энергоэффективности и энергосбережения.

Норматив затрат на общехозяйственные нужды, включая коммунальные услуги и амортизацию основных средств, относится на единицу платной услуги пропорционально заработной плате и начислениям на нее персонала, непосредственно участвующего в оказании услуги.

III. Определение расчетно-нормативных затрат на оказание платной услуги

3.1. Для целей настоящей Методики при определении затрат на оказание конкретной платной услуги предусматривается отнесение ее к соответствующей группе сложности.

3.2. Проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы в целях выдачи свидетельства о государственной регистрации продукции, включая биологические активные добавки (далее - БАД) и пищевые добавки:

первая группа сложности - продукция, включающая один из видов исследований; БАД, пищевые добавки - продукт однокомпонентный;

вторая группа сложности - продукция, включающая два вида исследований; БАД, пищевые добавки - продукт двух-четырехкомпонентный;

третья группа сложности - продукция, включающая три и более видов исследований; БАД, пищевые добавки - продукт пяти-семикомпонентный;

четвертая группа сложности - БАД, пищевые добавки - продукт восьми-десятикомпонентный;

пятая группа сложности - БАД, пищевые добавки - продукт одиннадцати- и более компонентный.

3.3. Проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы в целях выдачи санитарно-эпидемиологического заключения по результатам лабораторных исследований на содержание загрязняющих веществ в среде обитания (далее - факторы среды обитания), проектную и иную нормативную документацию:

первая группа сложности - факторы среды обитания по одному виду исследования одного показателя (вещество); проекты предельно допустимых выбросов (далее - ПДВ) с количеством загрязняющих веществ до 10 включительно; проекты на размещение строительства, техническое перевооружение одного передающего радиотехнического объекта;

вторая группа сложности - факторы среды обитания по одному виду исследования по всем показателям (веществам); проекты ПДВ с количеством загрязняющих веществ от 11 до 20 включительно; проекты нормативов допустимых сбросов (далее - НДС) с количеством загрязняющих веществ до 10 включительно; проекты организации санитарно-защитных зон (далее - СЗЗ) объектов с количеством загрязняющих веществ и источников шума до 50 включительно;

третья группа сложности - факторы среды обитания по всем видам исследований по всем показателям (веществам); проекты ПДВ с количеством загрязняющих веществ от 21 до 50 включительно; проекты НДС с количеством загрязняющих веществ от 11 до 20 включительно; проекты организации СЗЗ объектов с количеством загрязняющих веществ и источников шума свыше 50;

четвертая группа сложности - проекты ПДВ с количеством загрязняющих веществ свыше 50; проекты НДС с количеством загрязняющих веществ свыше 20; проекты организации СЗЗ групп предприятий, зданий; проекты технических условий с установлением сроков годности на продукцию.

3.4. Проведение санитарно-гигиенических исследований:

первая группа сложности - испытания одного образца (пробы) пищевой, непищевой продукции, дезинфицирующих средств, воды централизованного снабжения, воздуха, почвы с использованием органолептических, титрометрических, фотометрических и потенциометрических методов исследований;

вторая группа сложности - испытания одного образца (пробы) пищевой и непищевой продукции, одно-двухкомпонентных БАД, пищевых добавок, минеральной и бутилированной питьевой воды на соответствие заявленного состава, тонизирующих напитков, алкогольной продукции с использованием органолептических, титрометрических, фотометрических, потенциометрических, гравиметрических, флуометрических методов исследований, капиллярного электрофореза, атомно-абсорбционной спектрометрии, газовой и высокоэффективной жидкостной хроматографии;

третья группа сложности - расширенные испытания одного образца (пробы) пищевой, непищевой продукции, трех-четырехкомпонентных БАД, алкогольной продукции, минеральной и бутилированной воды, дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств, объектов окружающей среды (вода, воздух, почва) с использованием органолептических, титрометрических, фотометрических, потенциометрических, гравиметрических, флуометрических методов исследований, капиллярного электрофореза, атомно-абсорбционной спектрометрии, газовой, высокоэффективной жидкостной хроматографии, хроматомасс-спектрометрии, спектрометрии с индуктивно связанной плазмой;

четвертая группа сложности - расширенные испытания одного образца (пробы) обогащенной и специализированной пищевой продукции, пищевой продукции, изготовленной по новым технологиям, бутилированной воды, расфасованной в емкости, многокомпонентных БАД, алкогольной продукции с целью подтверждения состава, подлинности, безопасности, наличию макро- и микроэлементов, пищевой и физиологической полноценности, а также объектов окружающей среды и непищевой продукции с использованием органолептических, титрометрических, фотометрических, потенциометрических, гравиметрических, флуометрических методов исследований, капиллярного электрофореза, атомно-абсорбционной спектрометрии, газовой, высокоэффективной жидкостной хроматографии, хроматомасс-спектрометрии, спектрометрии с индуктивно связанной плазмой, высокоэффективной жидкостной хроматомасс-спектрометрии, изотопной масс-спектрометрии, масс-спектрометрии с индуктивно связанной плазмой.

3.5. Проведение микробиологических исследований:

первая группа сложности - исследования минеральной воды; воды нецентрализованного водоснабжения; воздуха закрытых помещений; другой продукции с аналогичным набором и количеством микробиологических показателей;

вторая группа сложности - исследования питьевой воды, расфасованной в емкости; питьевой воды централизованного водоснабжения; воды сточной и воды поверхностных водоемов; почвы; смывов и воздуха воздуховодов; тонизирующих напитков; слабоалкогольной продукции; пива; безалкогольных напитков диетических; детского травяного чая; кондитерских изделий диетических и диабетических; пищевых добавок; ароматизаторов; БАД на основе белков, аминокислот и их комплексов, пищевых волокон, пробиотических микроорганизмов, одноклеточных водорослей; косметической продукции; средств и изделий для гигиены полости рта, предметов личной гигиены для детей и взрослых; другой продукции с аналогичным набором и количеством микробиологических показателей;

третья группа сложности - исследования воды плавательных бассейнов; масел животного, растительного происхождения; маргариновой продукции для диетического питания; БАД (не относящихся ко второй группе сложности); концентрированных плодово-ягодных консервов, определение остаточных количеств антибиотиков в пищевых продуктах; другой продукции с аналогичным набором и количеством микробиологических показателей; качественное и количественное определение генетически модифицированных организмов (далее - ГМО) молекулярно-биологическим методом в пищевых продуктах;

четвертая группа сложности - исследования продуктов прикорма; продуктов для питания недоношенных детей и для лечебного питания; специализированных продуктов для питания беременных и кормящих женщин; консервов (не относящихся к третьей группе сложности); другой продукции с аналогичным набором и количеством микробиологических показателей; определение ГМО и генетически модифицированных микроорганизмов молекулярно-биологическим методом в пищевых продуктах;

пятая группа сложности - исследования пищевых продуктов с одновременным определением ГМО молекулярно-биологическим методом.

3.6. Проведение токсикологических исследований:

первая группа сложности - исследования, выполняемые исключительно на альтернативных моделях методами биотестирования;

вторая группа сложности - исследования продукции, при экспертизе которой требуется определение кожно-раздражающего действия, действия на слизистые оболочки глаз, токсикометрических параметров при ингаляционном воздействии в условиях статической затравки отдельно или в любой необходимой комбинации показателей;

третья группа сложности - исследования продукции, при экспертизе которой требуется определение класса опасности при различных путях поступления, сенсибилизирующего действия и действия на слизистые оболочки рта отдельно, а также в любой необходимой комбинации показателей;

четвертая группа сложности - исследования продукции, при экспертизе которой требуется установление токсикометрических параметров острой, подострой, хронической токсичности при различных путях поступления, определение действия на кожу и слизистые оболочки, оценка специфических эффектов и отдельных последствий в любой необходимой комбинации показателей.

3.7. Исследования (измерения) физических факторов:

первая группа сложности - исследования одного физического фактора (шум, инфразвук, ультразвук, вибрация, постоянное магнитное поле, переменное магнитное поле, электростатическое поле, переменное электрическое поле, электромагнитное поле СВЧ-диапазона, инфракрасное излучение, ультрафиолетовое излучение, лазерное излучение, искусственная освещенность, яркость, коэффициент пульсации, температура воздуха, относительная влажность скорость движения воздуха, аэроионизация) в одной точке; одновременные исследования электромагнитного излучения СВЧ-диапазона от одной внутренней антенны базовой станции сотовой связи при подключении к общей антенно-фидерной системе трех операторов;

вторая группа сложности - исследования одного рабочего места; одного помещения; одного источника по параметрам искусственной освещенности; микроклимата в случаях, когда по методике измерений необходимо проведение исследований не более чем в пяти точках; исследования одного образца продукции по одному физическому фактору (шум, инфразвук, ультразвук, вибрация, постоянное магнитное поле, переменное магнитное поле, электростатическое поле, переменное электрическое поле, электромагнитное поле СВЧ-диапазона, инфракрасное излучение, ультрафиолетовое излучение, лазерное излучение, искусственная освещенность, яркость, коэффициент пульсации, температура воздуха, относительная влажность скорость движения воздуха, аэроионизация); одновременные исследования электромагнитного излучения СВЧ-диапазона от одной внутренней антенны базовой станции сотовой связи при подключении к общей антенно-фидерной системе двух операторов;

2.3.1. Игрушки, игры, их части и принадлежности, пасты для лепки должны быть безопасны для здоровья детей и отвечать требованиям настоящих санитарных правил по органолептическим, санитарно-химическим, физико-гигиеническим, микробиологическим и токсиколого-гигиеническим показателям (пункты 2.3.2 - 2.3.16).

2.3.2. В игрушках не допускается применение древесины с червоточинами и сучками, набивочных материалов, содержащих твердые или острые инородные предметы (гвозди, иголки, металлическая стружка, щепки, осколки стекла или пластмассы и другое), горючих газов и горючих жидкостей.

2.3.3. В игрушках для детей до 3 лет не допускается применение меха, кожи, стекла, ворсованной резины, картона и бумаги, а также полимерных недублированных пленок толщиной менее 0,038 мм, целлулоида, набивочных гранул размером 3 мм и менее без внутреннего чехла, наполнителей игрушек, подобных погремушкам, размер которых во влажной среде увеличивается более чем на 50%.

2.3.4. В игрушках для детей старше 3 лет допускается наличие стекла в том случае, если оно необходимо для выполнения игрушкой ее функции.

2.3.5. В конструкторах и моделях для сборки для детей в возрасте до 10 лет пайка не допускается.

2.3.6. Не допускается утечка содержимого в игрушках, наполненных жидкостью или другим наполнителем.

2.3.7. В наборах предметов-реактивов для опытов не допускается применение пожаро- и взрывоопасных веществ, а также веществ, образующих такие соединения в процессе проведения опытов.

2.3.8. Защитно-декоративное покрытие игрушки должно быть стойким к влажной обработке. Не допускается поверхностное окрашивание и роспись погремушек и игрушек, контактирующих со ртом пользователя.

2.3.9. Масса погремушек должна быть не более 100 грамм.

2.3.10. В игрушках для детей до 3 лет не допускается миграция химических веществ 1 класса опасности.

2.3.11. Игрушки, игры, пасты для лепки, спортивный инвентарь, части и принадлежности должны быть безопасны для здоровья детей и отвечать требованиям безопасности по органолептическим, санитарно-химическим, физико-гигиеническим, токсиколого-гигиеническим показателям, установленным настоящим разделом санитарных правил.

2.3.12. Требования к органолептическим показателям:

а) интенсивность запаха образца и водной вытяжки игрушек для детей до 3 лет и игрушек, контактирующих с полостью рта, не должна превышать 1 балла;

б) интенсивность запаха образца и водной вытяжки игрушек для детей старше 3 лет не должна превышать 2 баллов;

в) игрушки, предназначенные для детей до 3 лет, и игрушки, контактирующие с полостью рта, не должны обладать привкусом интенсивностью более 1 балла.

2.3.13. Требования к физико-гигиеническим показателям:

а) эквивалентный уровень звука игрушек, имеющих акустическое звучание (кроме игрушек, издающих импульсный звук, игрушек-модулей для спортивных соревнований, настроенных музыкальных игрушек, духовых и ударных инструментов), для детей до 3 лет должен быть не более 60 дБА, от 3 до 6 лет - не более 65 дБА, старше 6 лет - не более 70 дБА. Уровень звука игрушек для игры на открытом воздухе должен быть не более 75 дБ;

б) максимальный уровень звука для детей до 3 лет должен быть не более 70 дБА, от 3 до 6 лет - не более 75 дБА, старше 6 лет - не более 80 дБА. Максимальный уровень звука игрушек для игры на открытом воздухе не должен превышать 85 дБА; игрушек, издающих импульсный звук, - не более 90 дБА;

в) уровень напряженности электростатического поля на поверхности игрушек не должен превышать 15 кВ/м;

г) уровень напряженности электромагнитного поля, излучаемого радиоуправляемыми, электронными и электротехническими игрушками, не должен превышать 25 В/м при диапазоне частот 03 - 300 кГц, 15 В/м при диапазоне частот 03 - 3 МГц, 10 В/м при диапазоне частот 3 - 30 МГц, 3 В/м при диапазоне частот 30 - 300 МГц, 10 мкВт/см2 при диапазоне частот 0,3 - 300 ГГц;

д) уровень напряженности электрического поля тока промышленной частоты (50 Гц), создаваемого игрушкой, не должен превышать 0,5 кВ/м;

е) уровень интенсивности интегрального потока инфракрасного излучения не должен превышать 100 Вт/м2;

ж) уровни локальной вибрации, создаваемые игрушкой, не должны превышать 63 дБ при среднегеометрической частоте октавных полос 8 Гц и 16 Гц, 69 дБ - при 31,5 Гц, 75 дБ - при 63 Гц, 81 дБ - при 125 Гц, 87 дБ - при 250 Гц, 93 дБ - при 500 Гц, 99 дБ - при 1000 Гц. Корректированный уровень виброускорения не должен превышать 66 дБ;

з) в детских игрушках запрещается использование систем лазерного излучения всех типов;

и) удельная эффективная активность естественных радионуклидов в природных материалах (песок, гипс, глина) и изделиях из них (керамические изделия), входящих в состав наборов для игр, наборов для детского творчества, не должна превышать 370 Бк/кг.

2.3.14. Требования санитарно-химической безопасности:

а) материалы и изделия, предназначенные для производства игр и игрушек, а также игры и игрушки, должны соответствовать требованиям настоящих санитарных правил по химической безопасности (Приложение 1);

б) выделение вредных веществ, содержащихся в 1 кг любых материалов игрушки, кроме формующихся масс и красок, наносимых пальцами, не должно превышать следующие допустимые уровни:

в) выделение вредных веществ, содержащихся в 1 кг формующихся масс и красок, наносимых пальцами, не должно превышать следующие допустимые уровни:

2.3.15. Оценка токсиколого-гигиенических показателей изделий проводится по индексу токсичности или по местному кожно-раздражающему действию.

Требования к токсиколого-гигиеническим показателям:

а) игрушки не должны оказывать местного кожно-раздражающего действия;

б) игрушки, предназначенные для детей до 3 лет, а также игрушки, функционально контактирующие с полостью рта ребенка, не должны оказывать раздражающего действия на слизистые;

в) индекс токсичности игрушек, определяемый в водной среде (дистиллированная вода), должен быть от 70 до 120% включительно, в воздушной среде - от 80 до 120% включительно. Значение индекса токсичности, определяемого с помощью люминесцентного бактериального теста, должно быть меньше 20%.

2.3.16. Требования микробиологической безопасности:

игрушки должны соответствовать требованиям настоящих санитарных правил по микробиологической безопасности (таблица 2).

Читайте также: