Санитарно гигиеническая оценка игрушки

Обновлено: 27.04.2024

1.2. Размеры, масса (масса игрушки для детей до 3-х лет не должна превышать 100 г, для 7-ми лет – не больше 400 г и для детей до 10 лет – 800 г).

1.3. Расцветка игрушки.

1.4. Материал (основной и дополнительный), на каких частях.

1.6. Форма и конструкция.

1.7. Прочность и аккуратность изготовления.

1.8. Наличие легкого отделения мелких деталей, колючих, режущих,
слабо защищенных и других деталей, опасных с точки зрения детского травматизма.

2. Санитарная характеристика материала

2.И. Загрязненность материала (сырья), использование старого утиля.

2.2. Прочность фиксации красителя (краска расположена на поверхности ровным слоем, неровным, имеет выпуклости, трещины, дефекты окрашивания, прочность пленки).

2.3. Особенные и специальные санитарные признаки (огнебезопасность, способность рассеваться и др.).

3. Эстетическая и воспитательная характеристика игрушки (развивает начальные движения и восприятие, знакомит детей с элементами науки и техники, содействует художественному и музыкальному развитию детей, отображает предметы и образцы внешнего мира).

4. Органолептическая оценка игрушки (уровень запаха игрушек для детей до 3 лет – не больше 1 балла, от 3 до 7 лет – 2, для старших 7 лет – не больше 3 баллов).

5. Химический анализ игрушки (см. приложение 2).

6. Санитарно-гигиеническая (суммарная) оценка и рекомендации.

Приложение 2. Методики химического анализа детских игрушек

1. Проведение лабораторного определения прочности фиксации красителя:

а/ переход краски на салфетку после мойки игрушки холодной водой;

б/ стирание: +слабое, ++среднее, +++сильное, х – краска не вытирается:

– при протирании сухим тампоном;

– во время стирки в горячей воде (60 °С) с мылом не меньше 3 мин,

– во время стирки на протяжении 3 мин 2 % раствором хлорной извести комнатной температуры (18 °С).

2. Определение состояния красителей при действии на них на протяжении 2 мин 1 % раствора НСІ, КОН, NaHCO3.

Взять тампоны ваты, смоченные в кислоте, в щелочи, в содовом растворе и поочередно протереть окрашенные места игрушки. Если краска растворяется – вата окрашивается.

Если игрушка окрашена в несколько цветов, необходимо проверить на растворимость каждый вид краски.

О неудовлетворительной фиксации судят по изменению цвета использованных растворов, изменению цвета ватного тампона при нанесении их на поверхность игрушки, по изменению вида игрушки (потемнение краски, наличие липкой поверхности игрушки).

3. Определение свинца в краске.

Если краска растворимая, необходимо определить наличие свинца. Для этого тампон ваты смочить в 3-5 % растворе уксусной кислоты и протереть участок окрашенной игрушки, потом на вату нанести каплю 5 % раствора йодистого калия.

При наличии свинца в количестве больше, чем 0,1 %, вата закрашивается в желтый цвет за счет образования РbІ.

Во время гигиенической оценки оптических игрушек кроме вышеуказанных пунктов необходимо определять:

а/ силу увеличения (необходимо, чтобы отображение букв было высотой не меньше 2,75 мм)

б/ приближение предмета к глазам (при рассмотрении должно быть не ближе чем на 250 мм)

в/ межцентровое расстояние систем стереоскопу (норма 50-64 мм).

Приложение 3. Санитарно-гигиеническая характеристика школьных учебников

Схема санитарного исследования школьных учебников

1. Санитарно-гигиеническая характеристика:

    1. Название учебника и его короткое описание (автор, название, издательство, место и год издания, тираж, для какого класса (возраста) предназначенный.
    2. Качество переплета (материал, твердый, мягкий, на тканевой основе)
    3. Соединение (клеевое, проволочное, ниточное)
    4. Размеры.
    5. Масса.

2. Видимость текста:

2. 1. Качество бумаги (цвет, прозрачность, гладкость).

2.2. Качество печати (контрастность букв и фона, насыщенность, цвет, прочность краски).

3. Легкость для чтения

3.1. Гарнитура шрифта.

3.2. Кегль шрифта.

3.3. Высота малой буквы „н”, мм

3.4. Толщина основных штрихов, мм

3.5. Толщина соединительных штрихов, мм

3.6. Длина строки, мм

3.7. Формат издания, мм

3.8. Плотность набора

3.9. Количество переносов.

3.10. Интерлиньяж, мм

3.11. Апрош между словами, мм

4. Общая санитарно-гигиеническая оценка и рекомендации.

Приложение 4. Методика гигиенической оценки школьных учебников

Гигиеническая оценка школьных учебников проводится в соответствии с „Санітарними правилами оформлення шкільних підручників” № 1405-7676 и Госстандартом 7.21-80 „Підручники та навчальні посібники для І-Х класів загальноосвітньої школи. Видавниче оформлення і поліграфічне виконання” и заключается в оценке качества оформления учебника, то есть соответствия основных элементов оформления учебников гигиеническим требованиям, которые в значительной мере предопределены в первую очередь возрастным особенностями развития детей. При этом особенно важное значение имеет качество учебников для детей младшего школьного возраста в связи с возрастными особенностями зрительного анализатора и недостаточным развитием у них навыков чтения.

Качество полиграфических материалов и бумаги определяет санитарное состояние учебника (качество переплета, использования шершавой, пористой, непроклеенной бумаги, которая легко вбирает влагу, приводит к быстрому загрязнению и порче учебника, мешает формированию гигиенических навыков у детей и влечет эпидемическую опасность).

Обложка учебника должна быть крепкой, сделанной из материала, который минимально может загрязняться. Для учебников используют твердые переплеты, покрытые бумажной, пленочной или сплошной тканевой обложкой с кантом, тканевой или бумажной спинкой, и мягкие переплеты на бумажной или нетканой основе. Учебники сшивают нитями, не допускается клеевое или проволочное соединение.

Максимальная масса школьного учебника не должна превышать 300 г. Общая масса учебников в расчете на один учебный день в комплекте с письменными принадлежностями (без массы ранца или портфеля) не должна превышать допустимых норм перенесения грузов на расстояние до 3 км. учениками І-III классов от 1,5 до 2 кг, IV-V – от 2 до 2,5 кг, УІ-УІІ – от 3 до 3,5 кг, VІІІ-Х(ХІ) – от 4 до 4,5 кг

Степень зрительной нагрузки при чтении зависит от:

  • условий видимости текста;
  • легкости для чтения.

Видимость текста определяется:

  • качеством бумаги (цвет, прозрачность, гладкость). Бумага должна быть белого или едва желтоватого цвета с коэффициентом отражения 0,7-0,8, гладкой и блестящей, плотной и не глянцевой. Прозрачность бумаги определяют за разницей коэффициентов отражения до и после подкладывания под страницу черной пластинки. Эти требования больше всего удовлетворяет бумага печатная № 1 и офсетная № 1 и № 2. Допускается применять печатную бумагу № 2, запрещается печатная бумага № 3 и газетная.
  • качеством печати(контрастность букв и фона, насыщенность, цвет и прочность краски).

Легкость для чтения определяется:

  • характером шрифта (гарнитурой, кеглем);
  • форматом полосы;
  • длиной строк;
  • интерлиньяжем;
  • апрошем.

Гарнитура – это вид или рисунок шрифта. Она должна иметь простые очертания с прямым черчением букв, быть четкой, выразительной, что достигается при определенных соотношениях ширины букв к их высоте, а также толщине основных (вертикальных) и соединительных (горизонтальных и наклоненных) штрихов.

Кегль – это размеры шрифта и набора, который включает высоту буквы и свободных пространств над и под буквой и измеряется в печатных пунктах (пункт равняется 0,376 мм).

Он должен отвечать возрастным особенностям зрительного восприятия и степени развития навыков чтения. В частности, учебники для 1 класса (в т.ч. буквари и др.) должны набираться гарнитурами больших кеглей с очертаниями, которые приближаются к квадрату, и небольшой разницей в толщине основных и соединительных штрихов, без насечек на концах букв, что значительно облегчает чтение и больше всего отвечает особенностям зрительного восприятия детей, которые учатся читать. В букваре весь текст набирается одной гарнитурой. Замена рисунка шрифта в букваре недопустима. Новые буквы в букварях выполняются не нарисованными, а печатными, не мельче кегля 48, за исключением образцов прописей.

Во II классе дети переходят от узнавания отдельных букв к свободному чтению. Тогда наиболее легко воспринимается шрифт с насечками на концах, которые ведут взгляд ребенка от буквы к букве. В учебниках для среднего и старшего школьного возраста постепенно переходят от больших кеглей к меньшим с соотношением ширины букв и их высоте 1:1,5 – 1:1,75 и соотношением толщины основных и соединительных штрихов 2:1-3:1.

В ІІІ-Х(ХІ) классах дополнительные тексты (примечания, объяснения, указатели, словари и тому подобное) допускается печатать шрифтом прямого или курсивного, нормального или полужирного черчения, а также курсивом с кеглем не ниже 8. Слова и фразы в тексте рекомендуется выделять прямым полужирным или жирным шрифтом, разбивка допускается лишь для отдельных слов.

Правильное сочетание требований к печати и набору, в частности уменьшение кегля шрифта с возрастом детей требует укорачивания длины строк. При оформлении учебников для младшего и среднего школьного возраста нельзя использовать набор в две колонки, поскольку частые переходы от строки к строке затрудняют восприятие текста и предопределяют зрительную усталость. В учебниках для VІІІ-ХІ классов из предметов, которые не требуют длительного непрерывного чтения (анатомия и физиология человека, география, словари, указатели и тому подобное), допускается набор в две колонки кеглем 10 при длине строк не меньше 63 мм и расстоянии между колонками не меньше 9-10 мм

Легкость чтения текста определяется также четкостью ограничения полосы набора окружающими полями, которые должны контрастировать с полосой набора, быть белыми, иметь достаточные размеры, чтобы при движении глаз вдоль строки и при переходе от строки к строке боковым зрением четко воспринимались конец и начало строки. Оптимальные размеры полей определяются по разнице рекомендуемых форматов издания и полосы набора. Для обеспечения четкого восприятия текста между ним и рисунками создаются пробелы не меньше 12 пунктов для черно-белых и 18 пунктов для цветных рисунков.

Плотность набора, то есть количество знаков на площади 1 см2, должна составлять не больше 10 знаков при размерах кегля 14 и выше и не больше 15 знаков при размерах кегля 9-12. Плотность набора считается удовлетворительной, если на 1 см2 приходится не больше двух строк. Все строки за исключением заглавий и абзацев должны начинаться с одного вертикального уровня, что продиктовано правильным ритмом движения глаз вдоль строки.

Дополнительный текст подается с небольшим отступлением от вертикали, которая дает возможность быстро находить его в учебнике.

Плотность набора исследуют путем наложения на страницу специальной металлической пластинки с пятью отверстиями площадью 1 см2 каждое, коэффициент отражения бумаги – фотометром.

Количество переносов на страницу ограничивается, в частности в учебниках для младших классов, тремя-четырьмя.

В учебниках, особенно для детей младшего школьного возраста, рекомендуются цветные иллюстрации, выполненные светлыми, малонасыщенными красками с четкими деталями.

Интерлиньяж – расстояние между строками, размерами полей.

Апрош – расстояние между буквами и словами в строке.

Размеры шрифтов, интерлиньяж, апрош измеряют с помощью микроскопа с микрометрическим окуляром или микрометрической лупы (цена деления 0,1 мм), длину строк – металлической линейкой с миллиметровыми делениями. Четкость печати определяют с применением лупы с 2-5-разовым увеличением. Фактические размеры шрифтов определяют путем измерения малой буквы “н”.

Все измерения делают в трех местах учебника (в начале, в середине и в конце).

Требования к гарнитурам, кеглям шрифтов и их размеров, набора учебников для школьников разного возраста приведенные в таблице.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА, НОРМЫ, ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ

Производство и реализация игр и игрушек

Дата введения 1993-09-01

Научно-исследовательским институтом гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Госкомсанэпиднадзора России (Кайсина О.В., Сухарева Л.М., Чумичева О.А.); Московским городским центром Госсанэпиднадзора (Михайлова И.Л.); Московским областным центром госсанэпиднадзора (Лежнева А.Б.); Управлением санитарно-эпидемиологического надзора Госкомсанэпиднадзора России (Епифанова Т.М.); научно-исследовательским институтом резиновых и латексных изделий Департамента химической промышленности Российской Федерации (Чикишев Ю.Б., Шумская Н.И.).

СанПиН 43-125-4142-86, "Список сырья и материалов", дополнения N 1, 2 к Санитарным правилам N 867-70 считать утратившими силу.

УТВЕРЖДЕНО Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 12 августа 1993 г. N 9

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарно-гигиенических правил и норм государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами возлагается на органы и учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

СанПиН распространяется на ассортимент игрушек в соответствии с ГОСТом 25779-90 "Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля".

Производству и реализации подлежат игрушки (игры), безопасность которых подтверждена сертификатом.

1. Требования к материалам

1.1. Для производства игрушек (игр) разрешается использовать:

сырье и материалы, включенные в Перечень (приложение 1);

другие материалы, получившие гигиеническую оценку и подтвержденные сертификатом.

1.2. Для изготовления игрушек (игр) допускается использовать производственные отходы материалов (вторичная переработка). Использование производственных отходов, поступающих с других неспециализированных по выпуску детских игрушек предприятий, допускается по согласованию с органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

1.3. Для производства игрушек не допускается применение материалов:

указанных в ГОСТе 25779-90 (п.1.3.);

натурального меха и кожи (для игрушек, предназначенных для детей до 3-х лет);

1.4. Детали музыкальных духовых игрушек, предназначенные для соприкосновения с губами детей, и погремушки должны быть изготовлены из легко дезинфицирующихся материалов, не впитывающих влагу.

2. Требования и игрушкам

2.1. Предприятия, организации и учреждения независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, а также иные юридические и физические лица, осуществляющие производство и реализацию игрушек (игр), направляют продукцию в учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации для оценки и оформления гигиенического сертификата (приложение 3).

2.2. Игрушки (игры) должны соответствовать утвержденному образцу-"типовому представителю".*

* "Типовой представитель" - образец игрушки, изготовленный по единой технологии применяемых материалов и красителей (вне зависимости от образца игрушки).

2.3. Уровень запаха всех видов игрушек (игр) не должен превышать 2-х баллов.

2.4. Декоративное или защитное покрытие игрушек должно быть стойким к действию слюны, пота и влажной обработки.

2.5. Уровень звука, издаваемый игрушкой, предназначенной для игры в помещении (за исключением настроенных музыкальных игрушек, духовых и ударных инструментов), не должен превышать 65 дБА, а уровень звука, издаваемый игрушкой, предназначенной для игры на открытом воздухе, не более 75 дБА.

2.6. Уровень звука игрушки, издающий импульсный шум в качестве игрового момента (одиночный выстрел), должен быть не более 95 дБА.

2.7. В настольно-печатных играх текст должен быть напечатан контрастным для фона цветом. Цифровые и буквенные обозначения должны иметь черную окраску или черный рельеф.

Гигиенически обоснованными являются следующие оптимальные цвета для фона:

Высота букв текста в настольно-печатных играх, предназначенных для чтения детьми в возрасте до 10 лет, должна быть не менее 2,3 мм и не менее 1,75 мм - для детей старше 10 лет.

2.8. Из игрушек не должны выделяться мономеры, пластификаторы, ингредиенты резин и продукты их превращения в концентрациях, превышающих допустимые количества миграции (ДКМ) для изделий, контактирующих с пищевыми продуктами.

3. Требования к производству и реализации игрушек (игр)

3.1. Предприятие должно гарантировать выпуск продукции безопасной для здоровья ребенка, подтвержденной наличием сертификата.

3.2. Устройство и санитарное содержание производственных помещений, в которых изготавливаются игрушки (игры), должны отвечать действующим "Санитарным правилам организации технологических процессов и гигиенических требований к производственному оборудованию" N 1042-73* МЗ СССР.

* На территории Российской Федерации действуют СП 2.2.2.1327-03. - Примечание изготовителя базы данных.

3.3. Работники, непосредственно связанные с изготовлением, контролем и реализацией игрушек, не должны иметь противопоказаний по состоянию здоровья в соответствии с действующими нормативными документами.

3.4. На потребительской упаковке или вкладыше следует указывать возраст детей, для которых предназначена конкретная игра или игрушка, в частности:

от года до 3-х лет (ясельный);

от 3-х до 6-ти лет (дошкольный);

от 6-ти до 10-ти лет (младший школьный);

от 10-ти до 14-ти лет (средний школьный).

3.5. Запрещается прикладывать к губам игрушки, предназначенные для контакта со ртом ребенка при их демонстрации. У продавца должен быть демонстрационный образец.

4. Санитарно-гигиенический контроль

4.1. Контроль за соблюдением санитарных правил и норм возлагается на органы и учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется на этапе постановки игрушки на производство и при ее производстве и реализации.

На этапе постановки игрушки на производство проводится гигиеническая оценка ее, по результатам которой выдается гигиенический сертификат (прил. 2).

4.2. Для гигиенической оценки должны быть представлены: нормативно-техническая документация, образцы игрушек (не менее 3-х экземпляров) и рецептура применяемых материалов. При необходимости предприятие-изготовитель представляет описание технологического процесса. Образцы и копии документов возврату не подлежат.

При рассмотрении заявки на сертификацию продукции предприятие-изготовитель информируется о сроках проведения гигиенической сертификации, видах исследования и стоимости работ.

4.3. На импортные изделия и материалы должны быть представлены сертификаты, подтверждающие их безвредность для здоровья детей.

При отсутствии или отказе от выдачи сертификата импортные материалы и изделия подлежат экспертизе органами Государственного санитарного надзора в установленном порядке.

4.4. Госсаннадзор за выпускаемыми и реализуемыми игрушками (играми) проводится:

путем выборочного контроля образцов игрушек, взятых у изготовителя или в торговле; игрушки оплате и возврату не подлежат;

в порядке инспекционного контроля за сертифицированной продукцией совместно с территориальными органами Госстандарта России.*

4.5. Надзор, проводимый органами Госстандарта и Госсанэпиднадзора России предусматривает взаимное признание результатов и испытаний.

4.6. При выявлении игрушек, не соответствующих настоящим требованиям, необходимо запретить (приостановить) производство или реализацию.

При решении вопроса о прекращении дальнейшего производства или реализации данных игрушек (игр) следует информировать вышестоящие органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и другие заинтересованные ведомства и организации.

4.7. Для оформления банка данных об использовании новых материалов для производства игрушек (игр) органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы обязаны ежегодно представлять в Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации данные о вновь согласованных материалах отечественного и импортного производства.

5. Лабораторные исследования

5.1. Образцы игрушек, предназначенные для исследования, должны быть изготовлены по технологии, утвержденной для их серийного производства, и представлены для исследований не раньше, чем через 10 дней, и не позже 30 дней после их изготовления.

Количество образцов, необходимых для исследования, зависит от характера и объема исследования и согласовывается заинтересованной организацией с учреждением, проводящим экспертизу. Минимальное количество - 3 образца. В тех случаях, когда изготавливаются крупногабаритные игрушки, для лабораторного исследования могут представляться отдельные детали игрушек, изготовленные по технологии, которая будет применяться при серийном производстве.

5.2. При постановке игрушки на производство образцы для исследования предъявляются предприятием-изготовителем; при выборочном или инспекционном контроле отбор образцов осуществляется органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора с оформлением соответствующей документации.

5.3. Органолептические исследования.

5.3.1. Игрушки из пластических масс тщательно промываются водой при температуре 37°С (без механической обработки, применения мыл или синтетических моющих средств), прополаскивают дистиллированной водой и просушивают при комнатной температуре.

5.3.2. При органолептических исследованиях образцов игрушек отмечается: внешний вид, характер поверхности (сухая, липкая, гладкая), наличие дефектов и запах.

Определение запаха игрушек (или вытяжек) проводится комиссией (не менее 5 человек) при комнатной температуре. Характер запаха отмечается описательно (посторонний, неприятный, специфический ароматический, неопределенный). Интенсивность запаха выражается в баллах в соответствии с нижеследующей шкалой (см. табл.1).

Определение интенсивности запаха*

* Инструкция по санитарно-химическому исследованию изделий, изготовленных из полимерных и др. синтетических материалов, предназначенных для контактов с пищевыми продуктами, утверждена Минздравом СССР, N 880-71 от 2 февраля 1971 года.

Методические указания распространяются на изделия швейные и трикотажные бельевые; швейные и трикотажные платьево-блузочного и пальтово-костюмного ассортимента; чулочно-носочные; головные уборы; платочно-шарфовые; кожаные и меховые, а также на материалы для их изготовления (натуральные, подвергшиеся в процессе производства обработке; химические волокна и нити; пленки).

Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование
Российской Федерации

4.1 /4.3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. ХИМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ /
ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Гигиеническая оценка одежды для детей,
подростков и взрослых

Методические указания

МУК 4.1/4.3.1485-03

Минздрав России

Москва 2003

Гигиеническая оценка одежды для детей, подростков и взрослых: Методические указания. - М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2003.

1 Разработаны НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН (Л.М. Текшева, Н.К. Барсукова, Л.Г. Надёжина, Д.А. Андреев), Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава России (Б.Г. Бокитько), ЦГСЭН в г. Москве (Л.А. Якушева), МИФИ [государственный университет] (А.А. Котляров).

2 Рекомендованы Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Минздраве России.

3 Утверждены 29.06.03 и введены 30.06.03 Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, Первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации.

4 . Введены взамен методических указаний № 1353-76 от 31 августа 1976 г в части одежды.

Главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, Первый заместитель
Министра здравоохранения Российской Федерации

Дата введения: 30 июня 2003 г.

4.1 /4.3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. ХИМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ/ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Гигиеническая оценка одежды для детей, подростков и взрослых

Методические указания

МУК 4.1/4.3.1485-03

1.1 . Настоящие методические указания определяют порядок организации и проведения гигиенической оценки одежды для детей, подростков и взрослых. Методические указания устанавливают требования к определению электризуемости, гигроскопичности, воздухопроницаемости материалов; санитарно-химических показателей, индекса токсичности; к проведению клинических испытаний.

1.2 . Требования настоящих методических указаний обязательны для аккредитованных испытательных лабораторий , занимающихся гигиенической оценкой одежды для детей, подростков и взрослых.

1.3 . Настоящие методические указания распространяются на изделия швейные и трикотажные бельевые; швейные и трикотажные платьево-блузочного и пальтово-костюмного ассортимента; чулочно-носочные; головные уборы; платочно-шарфовые; кожаные и меховые, а также на материалы для их изготовления (натуральные, подвергшиеся в процессе производства обработке; химические волокна и нити; пленки).

Организация-изготовитель или организация, реализующая продукцию, представляет следующую документацию

для отечественной продукции:

● заявку на проведение гигиенической оценки, где указывают наименование и реквизиты организации-заявителя, вид продукции, материалы, из которых она изготовлена, область применения;

● уставные документы организации-заявителя;

● образцы продукции в количестве, необходимом для гигиенической оценки;

● нормативно-техническую документацию на продукцию;

● сведения об идентичности представленных для гигиенической оценки образцов выпускаемой или реализуемой продукции;

для импортной продукции:

● заявку на проведение гигиенической оценки установленного образца;

● документы, подтверждающие безопасность продукции, выданные официально уполномоченными на то органами (на языке страны и в переводе на русский язык);

● протоколы испытаний продукции (при их наличии);

● контракт (договор) на поставку данной продукции либо предконтрактную документацию;

● техническое описание продукции с указанием состава и области применения (использования);

● образцы продукции в количестве, необходимом для гигиенической оценки.

3.1. Определение органолептических показателей

Определение органолептических показателей изделий (и/или вытяжек) проводят по инструкции № 880-71 «Санитарно-химические исследования изделий, изготовленных из полимерных и других синтетических материалов, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами».

Для исследования запаха образцов берут колбу с притертой пробкой емкостью 300 мл, куда помещают образец размером 10 ´ 10 см 2 и выдерживают при температуре (40 ± 2) °С в течение 1 ч.

3.2. Определение электризуемости материалов

Электризуемость определяют по величине напряженности электростатического поля, единица измерения - кВ/м. Отбор образцов проводят:

● для тканей - по государственному стандарту на ткани и штучные изделия текстильные, правила приемки и методы отбора проб;

● для трикотажных полотен - по государственному стандарту на полотна трикотажные, правила приемки и методы отбора образцов.

Образец должен иметь размеры 1 ´ 1 м.

Аппаратура и материалы:

● измеритель напряженности электростатического поля СТ-1 или другой измеритель с аналогичными метрологическими параметрами;

● плоский металлический электрод размером 500 ´ 500 мм и толщиной не менее 3 мм для размещения на его поверхности образцов;

● измерительная проводящая пластина диаметром 200 мм с закрепленными ограничительными стойками-изоляторами длиной 100 мм;

● валик диаметром 50 мм с длиной рабочей части не менее 500 мм; рабочая часть валика должна быть обернута одним слоем 100 %-ной полиамидной ткани.

Образец и валик перед испытанием выдерживают в подвешенном состоянии не менее 24 ч в атмосферных условиях по государственному стандарту на материалы текстильные (климатические условия для кондиционирования и испытания проб и методы их определения). В этих же условиях проводят испытания.

Плоский металлический электрод и измерительную проводящую пластину протирают неокрашенной хлопчатобумажной тканью, смоченной этиловым спиртом и просушивают в естественных условиях.

Подготовку измерителя электростатического поля к работе проводят в соответствии с руководством по эксплуатации. Преобразователь и стойки-изоляторы крепятся с одной стороны измерительной пластины.

Проведение испытания:

1 ) образец разместить на поверхности плоского металлического электрода;

2 ) измерительную пластину установить по центру образца ткани на расстоянии 100 мм от поверхности образца, при этом стойки-изоляторы должны упираться в поверхность образца;

3 ) измерение напряженности электростатического поля проводят в покое в течение 3 мин. Результатом испытания считают максимальное значение напряженности электростатического поля (Еп);

4 ) удалить прибор с поверхности образца;

5 ) провести валиком пять раз по поверхности образца так, чтобы давление на образец осуществлялось только за счет веса валика;

6 ) измерительную пластину установить по центру образца и осуществлять измерение напряженности электростатического поля после воздействия валиком в течение 3 мин. Результатом испытания считают максимальное значение напряженности электростатического поля после воздействия валиком (Ев).

Каждое последующее измерение необходимо проводить после того, как напряженность электростатического поля плоского металлического электрода будет составлять менее 0,35 кВ/м.

Обработка результатов

Напряженность электростатического поля на поверхности образца Е в кВ/м вычисляют по формуле:

Ев - максимальное значение напряженности электростатического поля после воздействия на образец валиком;

Еп - максимальное значение напряженности электростатического поля в покое.

Относительная погрешность измерения будет равна:

d - предел допускаемой основной относительной погрешности измерителя.

Результаты испытаний оформляются протоколами испытаний.

3.3. Определение гигроскопичности материалов

Гигроскопичность определяют по государственному стандарту на полотна текстильные, методы определения гигроскопических и водоотталкивающих свойств.

3.4. Определение воздухопроницаемости материалов

Воздухопроницаемость определяют по государственному стандарту на материалы текстильные и изделия из них, методы определения воздухопроницаемости.

3.5. Определение индекса токсичности

Определение индекса токсичности проводится по МУ 1.1.037-95 «Биотестирование продукции из полимерных и других материалов» или по MP 11-1/131-09 «Определение токсичности химических соединений, полимеров, материалов и изделий с помощью люминесцентного бактериального теста».

3.6. Определение санитарно-химических миграционных показателей

3.6.1 . Исследования санитарно-химических показателей изделий и материалов проводят в зависимости от состава материала и используемых текстильно-вспомогательных веществ.

3.6.2 . Отбор образцов проводят по государственному стандарту на правила приемки и методы отбора проб методом случайной выборки.

Образцы должны быть выдержаны в лабораторных условиях 24 ч. Изделия и материалы для новорожденных и детей до 1 года, а также первого слоя подлежат обязательной предварительной стирке без моющих средств.

От каждого изделия или материала берут по две точечные пробы размером (0,5 ´ 0,5) м.

3.6.3 . Условия моделирования водных вытяжек при определении миграции формальдегида и других органических показателей.

Пробы, измельченные на кусочки размером (10 ´ 10) мм, помещают в колбу с притертой пробкой и заливают водой в соотношении: для одежды первого слоя, постельного белья - (1,0 ± 0,1) г на 50 мл воды; для одежды второго слоя, тяжелых махровых хлопчатобумажных тканей - (1,0 ± 0,1) г на 100 мл воды; для изделий из кожи и меха - (1,0 ± 0,1) г на 100 мл воды.

Колбы с содержимым выдерживают в термостате 1 ч при температуре (40 ± 2) °С, затем определяют органические вещества (табл. 1).

В изделиях третьего слоя (кроме изделий для новорожденных и детей до 1 года), материалах для их изготовления, тканях для колясок формальдегид и другие органические вещества определяют в воздушных вытяжках.

В изделиях третьего слоя для новорожденных и детей до 1 года органические вещества определяют в водных вытяжках (в соотношении (1,0 ± 0,1) г на 50 мл воды) и воздушных вытяжках (насыщенность камеры 1 м 2 /м 3 ).

3.6.4 . Условия моделирования водных вытяжек при определении металлов.

Пробы (для всех видов одежды, тканей и полотен), измельченные на кусочки размером (10 ´ 10) мм, помещают в колбу с притертой пробкой и заливают водой в соотношении (1,0 ± 0,1) г на 50 мл воды; для определения хрома в коже и изделиях их нее - в соотношении (0,1 ± 0,01) г на 100 мл воды.

Колбы выдерживают в термостате 1 ч при температуре (40 ± 2) °С и определяют выделившиеся металлы (табл. 1).

3.6.5 . Условия моделирования водных вытяжек при определении индекса токсичности.

Пробы (для всех видов одежды, тканей и полотен), измельченные на кусочки размером (1 ´ 1) см, помещают в колбу с притертой пробкой и заливают водой в соотношении (1,0 ± 0,1) г на 50 мл воды; при определении индекса токсичности на приборе «Биотокс» - в соотношении (1,0 ± 0,1) г на 5 мл воды; для определения токсичности кожаных, меховых материалов и изделий из них - в соотношении (1,0 ± 0,1) г на 100 мл воды.

Колбы выдерживают в термостате 24 ч при температуре (40 ± 2) °С при определении на анализаторе и 24 ч без температурного режима при определении на «Биотоксе», затем вычисляют значения индекса токсичности.

3.6.6 . Условия моделирования воздушных вытяжек при определении органических веществ.

Исследуемые образцы закладывают в герметическую камеру объемом не менее 45 дм 3 или в камеру с воздухообменом 0,5 об./ч в следующих соотношениях: для легких материалов (вес 1 м 2 до 500 г) отношение площади поверхности образца к объему камеры равно 1 м 2 /м 3 ; для тяжелых материалов (вес 1 м 2 свыше 500 г) отношение площади поверхности образца к объему камеры равно 0,1 м 2 /м 3 .

При исследовании готовых изделий допускается помещение в камеру всего изделия, исходя из указанных соотношений.

Изделие или образец в соответствии с указанным соотношением загружают в камеру и выдерживают в течение суток (24 ч) при температуре (40 ± 2) °С.

Отбор проб воздуха из камеры осуществляют в соответствии с методиками (табл. 1) и далее определяют органический показатель химическим методом. Результат, полученный при исследованиях в герметической камере, делится на коэффициент 1,2, учитывающий условия эксплуатации.

Металлы в воздушной среде не контролируют.

3.6.7 . Рекомендуемые методы определения санитарно-химических показателей.

Санитарно-химические показатели, определяемые по нормативно-методической документации

Общие требования к мебели, игрушкам, наглядным пособиям.

ВложениеРазмер
Санитарно-гигиенические требования к мебели, игрушкам, наглядным пособиям, раздаточному материалу, плакатам. 2.6 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Проект на тему: « Санитарно-гигиенические требования к мебели, игрушкам, наглядным пособиям, раздаточному материалу, плакатам .» Выполнила: Рогатина Н. В

Санитарно-гигиенические требования к мебели

Общие требования к детской мебели • Высота сиденья стула должна соответствовать длине голени со стопой (в обуви); глубина сиденья составляет 2/3 длины бедра . • Обязательно должно быть выдержано соотношение основных элементов: крышки стола, спинки и сиденья стула. • Расстояние по вертикали от заднего, обращенного к ребенку края стола до сиденья стула - дифференция - равно разности высоты сиденья и высоты локтевой точки свободно опущенной руки сидящего ребенка с добавлением 4 см . • Расстояние по горизонтали от заднего края крышки стола до спинки стула - дистанция спинки должна превышать передне -задний размер грудной клетки ребенка не более, чем на 5 см • Расстояние по горизонтали между задним краем крышки стола и краем сиденья - дистанция сиденья - должна быть только отрицательной, т. е. стул должен заходить за край стола на 4 см

Группа роста детей (мм) Группа мебели Высота стола (мм) Высота сиденья стула (мм) до 850 00 340 180 свыше 850 до 1000 0 400 220 с 1000 - 1150 1 460 260 с 1150 - 1300 2 520 300 с 1300 - 1450 3 580 340 с 1450 - 1600 4 640 380 . Основные размеры столов и стульев для детей раннего возраста и дошкольного возраста

Расстановка мебели Двухместные столы устанавливаются не более, чем в 3, а четырехместные не более, чем в 2 ряда . Расстояние между рядами столов должно быть не менее 0, 45 м. Расстояние первого ряда столов от светонесущей стены должно составлять не менее 0, 45 м.

Спальни оборудуют стационарными кроватями. Кровати для детей до 3 лет должны иметь: длину - 120 см; ширину - 60 см; высоту ограждения от пола - 95 см; ложе с переменной высотой от пола - на уровне 30 см и 50 см. Следует предусматривать возможность уменьшения высоты бокового ограждения не менее чем на 15 см. Длина стационарной кровати для детей 3 - 7 лет составляет 140 см, ширина - 60 см и высота - 30 см. Кровати расставляют с соблюдением минимальных разрывов: между длинными сторонами кроватей - 0,65 м, от наружных стен - 0,6 м, от отопительных приборов - 0,2 м, между изголовьями двух кроватей - 0,3 м. Во избежание травматизма детей стационарные двухъярусные кровати не используют .

Оборудование групповых (игровых) комнат Мебель изготовляют из легких прочных материалов (сухой выдержанный лес, алюминий, пластмасса и др.), покрывают светлыми безвредными красками или лаком, стойкими к воде, мылу и дезинфицирующим средствам. Поверхности детской мебели должны быть гладкими, все углы столов, стульев, шкафов и др. округлыми или со смягченными гранями . Рекомендуется цветовая маркировка столов и стульев, чтобы ребенок мог самостоятельно находить стол и стул, соответствующие его росту. С этой целью мебель одного размера в каждой группе помечают одинаковым цветным рисунком или символом .

В соответствии с санитарными рекомендациями « Санитарноэпидемиологическая оценка игрушки» (2005) к игрушкам предъявляются следующие гигиенические требования : Игрушка по весу и размерам должна соответствовать силе ребенка, развивать его мускулатуру, способствовать развитию органов чувств. Форма и отделка игрушки должны исключить всякую опасность ранений и травм . Игрушка должны быть яркими и красочными. Краски должны быть хорошо фиксированы и не растворяться в воде, слюне и желудочном соке. Каждая игрушка должна легко подвергаться чистке и дезинфекции. Набивной материал мягких игрушек должен быть предварительно тщательно дезинфицирован. Заполнители из песка, гравия, металлических, деревянных и т. п. материалов не допускаются. Игрушиа , приходящие в соприкосновение со ртом (свистульки, дудки), не разрешаются для пользования в детских коллективах.

Наиболее гигиеничны резиновые и целлулоидные игрушки. Наихудшие – с гигиенической точки зрения – «мягкие» игрушки (плюшевые, меховые зайки и т. п. ) Мягкие игрушки быстрее и сильнее других обсеменяются микроорганизмами и труднее очищаются от бактериальной загрязненности при дезинфекции горячей водой и УФЛ. Поэтому они не должны допускаться в группы яслей и изоляторы детских учреждений. Игрушки из другого материала для детей грудного возраста должны быть индивидуальные. Следует широко рекомендовать применение бактерицидных ультрафиолетовых ламп для обеззараживания игрушки. При применении УФЛ для полной дезинфекции необходимо облучение всех поверхностей игрушки, для чего следует поворачивать игрушку и облучать не менее 30 мин . Мытье игрушки горячей водой при температуре не ниже 50 о необходимо для повседневного ухода за ними в детских учреждениях.

Наглядные пособия должны быть дидактически целесообразны, соответствовать программе ДОУ, а также возрасту детей. Наглядные пособия выполняют следующие функции - ознакомление с явлениями и процессами, которые не могут быть воспроизведены в ДОУ; - ознакомление с внешним видом объекта в его современном виде и в историческом развитии; - наглядное представление об устройстве объекта, принципе его действия, управлении им, технике безопасности; - наглядное представление о сравнении или измерении характеристик явления или процесса; - знаковое изображение этапов эксплуатации, изготовления или проектирования изделия; - ознакомление с историей науки и перспективами ее развития.

Основные требования к наглядным пособиям в ДОУ: - Соблюдение в изображениях пропорций в соответствии с соотношениями реальных объектов; - Соотношение с реальным цветом объектов и высокий цветовой контраст (80 - 95%); - Чёткое выделение ближнего, среднего и заднего планов. - Дети лучше различают черные объекты на белом фоне, лучше воспринимают заполненные фигуры, чем контурные. - Величина картинок определяется в зависимости от возраста и зрительных возможностей с учетом офтальмолога. - Сложный фон сюжетных картинок должен быть свободен от лишних деталей. - Располагать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, а хорошо выделялись по отдельности. - В цветовой гамме желательны желто-красно-оранжевые и зеленые тона. Необходимо помнить, что для детей с нарушением зрения характерна аномалия синего и фиолетового цветов.

Детская игрушка - не просто предмет для развлечения. Она способствует умственному, физическому и эстетическому развитию ребенка.
Играя, дети познают окружающий мир. Игрушкой пользуются абсолютно все дети - и раннего и дошкольного возраста. Игрушка как предмет детского обихода должна отвечать определенным гигиеническим и педагогическим требованиям.

С гигиенической точки зрения особенно важно, из какого материала сделана игрушка. Это могут быть резина или мягкие ткани, металл или дерево, пластмассы и др. К каждому из указанных материалов гигиенисты предъявляют определенные требования.
Обязательным условием гигиенической полноценности игрушки является такая ее конструкция, которая исключает возможность детского травматизма. Игрушки не должны иметь острых частей, которые могут нанести травму ребенку; детали игрушек должны быть хорошо зачищены и закреплены.
В детских учреждениях обязательно должна строго соблюдаться групповая принадлежность игрушек. С этой целью каждой группе дошкольного учреждения необходимо иметь набор игрушек, которыми дети других групп не должны пользоваться.
Игрушки из плюша, меха, сукна, бумаги, картона невозможно тщательно очистить от пыли и грязи, поэтому они противопоказаны, особенно самым маленьким.
Такие игрушки, как свистульки, губные гармошки, дудки, которые дети берут в рот, не допускаются ввиду опасности передачи со слюной инфекции от одного ребенка к другому. Взамен их можно применять такие озвученные игрушки, как погремушки, ручная гармонь, органчик, колокольчик, а также барабан.
Игрушки из тканей (плюшевые, меховые, суконные) трудно подвергать тщательной очистке. Использование движущихся игрушек (тележки, каталки) весьма желательно и целесообразно. Вместе с тем они должны отвечать возрастным требованиям детей данной группы и удовлетворять всем указанным требованиям.
Детям дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) необходимы крупные строительные материалы, дающие простор фантазии, сложные, позволяющие комбинировать: конструкторы, заводные игрушки и т. п.
Всем возрастам очень полезны игрушки, предназначенные для игр детей на воздухе. Прогулки тогда проходят с большим эмоциональным подъемом у детей, что немало способствует их оздоровительному эффекту.
Приобретать для детских учреждений нужно преимущественно такие игрушки, которые легко мыть и дезинфицировать (например, резиновые, металлические, деревянные) с хорошей отделкой, прочной и безопасной для детей окраской.

Уход за игрушками.

Игрушки постоянно переходят от одного ребенка к другому и поэтому могут стать переносчиками инфекции. Дети раннего возраста, играя, часто берут в рот игрушку, которую только что бросили на пол или загрязнили.
Как показывают наблюдения, наиболее простым и в то же время достаточно эффективным способом борьбы с бактериальной обсемененностью игрушек является мытье юс горячей водой (не ниже 50°) с мылом и щеткой или пищевой содой в течение минуты. Мыть игрушки необходимо ежедневно, а не только по мере их загрязнения.
Хранить игрушки нужно в закрытых шкафах в группах раннего возраста, а для дошкольников - на полках, высота которых должна быть доступной детям.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


гигиенические требования к тестированию физической подготовленности детей

В данном материале перечислены требования к проведению диагностики детей дошкольного учреждения.


Консультация для воспитателей "Педагогические и гигиенические требования к организации питания"

Консультация для воспитателей "Педагогические и гигиенические требования к организации питания","Задачи по формирова­нию культурно-гигиенических навыков с учетом возрастных норм".


Специальные и гигиенические требования к созданию предметно-развивающей среды: требования СанПина, безопасность, охрана труда

Консультация для педагогов.


Проект на тему: «Санитарно-гигиенические требования к мебели, игрушкам, наглядным пособиям, раздаточному материалу, плакатам.»

Общие требования к мебели, игрушкам, наглядным пособиям.

Гигиенические требования к игрушкам

Данная публикация предназначина по здовому образу жизни для детей дошкольног возраста.Игрушка — один из важных предметов детского обихода, с которым ребенок сталкивается с первых дней своей жизн.


ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКИМ ИГРУШКАМ

Игрушки являются предметом постоянного и широкого пользования и к ним предъявляются строгие гигиенические требования.

Читайте также: