Саратовская глиняная игрушка африкантов

Обновлено: 28.04.2024

Саратовская глиняная игрушка, православные традиции и современность

Страничка обозревателя

«Народная игрушка – это
материали зованный народный дух ».
Пётр Африкантов .

Петра Африкантова в Саратове знают как игрушечника-глинолепа, возродившего Саратовскую глиняную игрушку и почти совсем не знают, как человека владеющего художественным словом. Серия книг, которую он сейчас издаёт самиздатом – проливает свет на его творчество. Хотя, сам Пётр Африкантов не называет себя литератором, а говорит о себе исключительно как о пропагандисте Саратовской глиняной игрушки, такая самооценка дела не миняет. Пётр Африкантов в своих литературных опытах вышел далеко за пределы простой популяризации игрушки и её краеведческой разработки. Его биллетристика стала жить своей жизнью.
Действительно, предметом литературного исследования Петра Африкантова является народная игрушка и тему эту он, как мастер, знает досконально. Сейчас вышла в свет уже его четвёртая книга. В этих книгах он выступает и как поэт, и очеркист, и драматург, и рассказчик, и сказитель, и даже частушечник. И хотя Пётр Африкантов в разговоре частенько говорит о своих литературных опытах уничижительно, дескать, какой я художник слова, просто на безрыбье и рак рыба, намекая на то, что большие писатели тему игрушки неразрабатывают. Однако, мне кажется, что это несовсем так. Да, большого литературного опыта у него нет, но то, что он умеет «брать быка за рога», в этом ему не откажешь. «Быком» же в его произведениях выступает народность. Тема обязывает. Пётр Африкантов и сам этого не отрицает. «Всё, что я пишу, – говорит он, – стоит на фундаменте самобытности русских людей, на их миропонимании, а народная игрушка – это материализованный народный дух. – И добавляет.– Здесь тебе и православие, и жажда правды и потребность справедливости, и мечта вместе взятые. Игрушка – это всегда стратегия, это борьба за детские души». И с этим трудно не согласиться. Что мы закладываем в детские души при помощи игрушки, то потом и пожинаем.
Так уж получилось, что автор, рассказывая о некогда исчезнувшем малом промысле, не может не сказать и о нас и о тех, кто был до нас, потому что глиняная игрушка, как увеличительное стекло, а точнее сказать, как солнечный луч, высветила в книгах всё, имеющее к ней и к нам отношение. Сама игрушка в своей идее – многогранна, как и многогранен человеческий талант и потому, лишь просто сказать о том, как делать игрушку, – значит, ничего не сказать. Пётр Африкантов в своих книгах пошёл другим путём, он написал антологию глиняной игрушки, рассмотрев народное детище со всех сторон, используя для этого самые распространённые жанры беллетристики. Сам автор считает, что заглянуть в душу игрушки и отразить её можно только при помощи художественного слова.
О глиняной народной игрушке Саратовской области Пётр Африкантов написал достаточно много. Я же попробую исследовать только некоторые произведения вошедшие в первые четыре книги автора. В этих книгах Пётр Африкантов предстаёт не только как художник слова, но в первую очередь, как исследователь, философ, как мастер-игрушечник, потому как сам, собственными руками и силами души возродил забытый промысел своего края и своих предков. Это было сделать не так-то просто. Пришлось порыться в архивах, поездить и порасспрашивать об игрушечном деле, некогда исчезнувшей родной деревушки, стариков-односельчан, что с распадом деревни разъехались кто куда.
Дело восстановления забытой игрушки, равно как и предварительное зарождение книги началось с рюкзака, кед, лопаты для поиска старых осыпавшихся и поросших травой глинищ и размышлений о прошлом и настоящем, игрушечного дела, называемого сейчас наивным искусством. Именно на таком материале строится его первое на эту тему литературное произведение – очерк «Ямчатая – значит из Саратова». Очерк был опубликовано в журнале «Волга – 21 век» в 2010 году под псевдонимом (Е.П. Вениаминов). Название же «наивное искусство» Пётр Африкантов не признаёт, по крайней мере, в отношении глиняной игрушки. Он считает, что в отношении игрушки, произошла утрата понимания её философского значения, равно как понимание её происхождения и бытования, а под словом «наивность», в данном случае, следует разуметь «целомудрие».
«Наивность» в распространённом понимании, это нечто сродни примитивности,– рассуждает Пётр Африкантов, – тогда как целомудрие, это простота, бесхитростность, соучастие, наделённость особой философией понимания бытия, умение разделить с человеком его душевные страдания и поселить в сердце покой. Целомудрие, это утрачиваемое человечеством качество, а целомудренная игрушка, есть не что иное как свидетельство и гимн образу божьему в человеке; игрушка – это тайна, только не всем сейчас это уже дано понимать. Люди понимающие – отдают предпочтение игрушке слепленной из глины любящими руками, нежели поделке сделанной бесчувственным металлическим станком. Этот вопрос через литературных героев поднимается автором во многих произведениях, потому как он его считает краеугольным камнем игрушечного бытия. Например, в историческом рассказе «Алёшкины скакуны» мастер-предок об этом говорит так: «Ведь в игрушке, что люди любят? а любят они то, что сами частично растеряли. в первую очередь доброту… Игрушки, они людей заново учат любить. Чувство это в людях поддерживают».

Глиняные игрушки, созданные великими мастерами, были целомудренны, потому что их создатели сами были таковыми, они не могли создавать ничего против собственной души и против совести. Они, как и иконописцы должны были ваять чистой душой, вот почему в рассказе «Алёшкины скакуны» идёт размежевание игрушечников на два лагеря. В одном – это лепильщики Михей и его жена, которых и мастерами то назвать трудно, а с другой – мастер Ларя (Илларион), дед Пахом и другие. Первые лепят, лишь бы только продать и прибыль получить, стараясь угодить миру сему с царствующими в нём низменными страстями, а вторые делают игрушку по совести, без угождения миру, отражая в своих игрушках божью правду, потому и нет у мастера Лари злых игрушек. «Не люблю злых»,– говорит в рассказе мастер о баранчиках и тут же, отогнув их шеи, делает игрушки миролюбивыми.
Зависть к успехам Лари и желание узнать его игрушечный секрет толкает Михея на подлом Лариного сарая. Вора обнаруживают, а отношение Лари к взломщику не только недружественное, а можно сказать, снисходительное и даже участливое.
«– Чего ты хотел? Я знаю.– Говорит вору Ларя. – Ты бы лучше у меня спросил, я бы не отказал. Сарай бы не пришлось взламывать, запор портить». Христианская душа Лари видит, что грех толкнул Михея на подлом, отсюда и снисходительность и участливость. И эта участливость и снисходительность больше чем расправа потрясли Михея. Разумеется, так поступить, как поступил Ларя, мог далеко не всякий. Попади к кому другому, то вор мог и зубов не досчитаться и целых рёбер, но он был пойман игрушечником, человеком, который, можно сказать, не от мира сего и получил урок, который не только не забывается, но и учит побеждать в человеке греховные помыслы.
Но, не всё гладко и в собственной семье игрушечника.
О секрете предков, с подачи завистливых и злых людей, задумывается и сын Лари Алёша. Считая, что отец скрывает от него какое-то заклинательное слово, он прямо спрашивает об этом отца и получает подобающий ответ: «Лепи весело, когда расточиваешь в небе душой пари, подкрашивай сердцем и чтоб при этом душа пела, продавай не скупись!» и чуть ниже добавляет: «– Я тебя Алёшка в душу свою смотреть учу. В какую ямочку, какую краску капнуть душа должна сказать, а не рука. И никто… никто тебе Алексей в этом деле не подсказчик, ни дед, ни я, ни кто другой, хоть весь амулетами обвешайся. И весь наш секрет состоит в том, что в душу свою умеем заглядывать и за рублём не гонимся. Расписываем игрушку только тогда, когда душа просит, вот и получаются игрушки на загляденье. А ты, как Марфутка про заклинательные слова, да амулеты речь ведёшь. Не годится так, не нашенское это дело».
Таким образом, глиняная игрушка, в стародавние времена, уже имеет свой неизменный образ, название которому – любовь и доброта. В настоящее время в игрушечном мире появились игрушки не совместимые с тем стародавним образом. Люди, давая своим детям свирепые игрушки, сами вкладывают для игры в детские ручонки духовный напалм, и горит, горит невидимым пламенем их детская душа, и всё это подаётся под видом доброты, обязательной борьбы со злом, только эта борьба с игрой мускулов и бряцанием суперсовременным оружием, даёт другой результат. Такая борьба имеет другой нравственный облик. Эту тему П. Африкантов развивает в одном из своих драматургических произведений.
Отчаянную борьбу со злыми игрушками «зубастиками» в комедии П. Африкантова «Глиняный Топ», ведут добрые игрушки «простяшки». Они помогают своим мастерицам сопротивляться злу, когда алчные хозяева заставляют их лепить злых зубастиков ради наживы. Хозяин игрушечной мастерской «Шишкарь» считает, что будущее в игрушечном мире принадлежит злым зубастикам и им, подобным игрушкам и даже это философски аргументирует. Он говорит про зубастиков, что «…это будущее игрушечной промышленности и мировой политики в воспитании подрастающего поколения» и далее добавляет: «Зубастики воспитывают в детях борцов за свои права, а эти (тычет в простяшек) воспитывают нытиков, не могущих предотвратить зло или бороться с ним. Так какая игрушка полезнее?? Воспитатели…».
Позиции производителя игрушек налицо и он отстаивает её силой собственных властных полномочий.
Вторая пьеса автора «Скудя» предназначена для самых маленьких. Здесь драматург, исходя из возраста зрителей, говорит о добре и зле на понятном для этого возраста языке. Главными героями этой пьески являются глиняный волчонок Скудя, которого слепила баба Лена, от которой он сбежал посмотреть мир и молоденькая овечка Даша. Им противостоят настоящие злые волки, от которых Скудя, ценой жизни, спасает стадо овец, а его самого спасает любовь овечки Даши.
Здесь мы не случайно заговорили о любви, потому как любовь и ненависть пронизывают все произведения П. Африкантова. Автор не пассивный наблюдатель происходящего, он призывает оказывать злу сопротивление и ни в коем случае ему не служить.

Личный кабинет

Для поиска нужной информации нужно набрать слово или фразу и нажать на кнопку поиска. Поиск ведется по полному совпадению фразы, поэтому лучше набирать два-три слова, например, "база отдыха чардым" - 2 варианта. Написав слишком просто, например, "лес" Вы получите все возможные результаты около 620 вариантов. Поиск ведется по всем параметрам, таким как: название, адрес, присутствие в тексте и тп.

Регистр не имеет значения, то есть Вы можете писать как заглавными буквами, так и прописными.

Поиск достопримечательностей по сайту

Как искать интересные места на сайте

Для поиска нужной информации нужно набрать слово или фразу и нажать на кнопку поиска. Поиск ведется по полному совпадению фразы, поэтому лучше набирать два-три слова, например, "база отдыха чардым" - 2 варианта. Написав слишком просто, например, "лес" Вы получите все возможные результаты около 620 вариантов. Поиск ведется по всем параметрам, таким как: название, адрес, присутствие в тексте и тп.

Регистр не имеет значения, то есть Вы можете писать как большими буквами, так и малыми.

Поиск достопримечательностей по району


Как искать интересные места и достопримечательности по региону

Для поиска нужной информации нужно в окне "Выбрать регион" нажать на нужное значение. Поиск ведется по всем локациям и объектам принадлежащим выбранному региону, кроме некоторых объектов, занимаюих несколько районов, таких как реки.

В списке появятся все статьи, где в адресе указан выбранный регион, это может быть район Саратовской области, города Саратов и Энгельс, а так же, поиск дает некоторые результаты по соседним с Саратовской областью областям.

Саратовская глиняная игрушка наравне с саратовской гармошкой является брендом Саратовской области, промысел зародился в начале 17 века в пригородных русских деревнях Саратова

Саратовская глиняная игрушка наравне с саратовской гармошкой является брендом Саратовской области, промысел зародился в начале 17 века в пригородных русских деревнях Саратова

Познавательный и активный туризм

Этнотуризм и ремесла

Ремесла и народные промыслы

Карта интересных мест области

Туристическая карта Саратова

Карта природных памятников

Саратовская глиняная игрушка наравне с саратовской гармошкой является брендом Саратовской области. Гончарное ремесло всегда была одним из главных народных промыслов в Саратовской губернии. Зародился данный вид творчества в деревня Малая Крюковка Татищевского района. Промысел зародился в начале 17 века в пригородных русских деревнях Саратова и на окраинах города по месту залегания пригодных для изготовления игрушки глин. Широкое распространение получил промысел во второй половине 19 века. По мнению историков, навыки изготовления игрушки на саратовскую землю, возможно, были привезены первыми поселенцами, которые заселяли необжитые земли по берегам реки Большой Колышлей и его притоку реки Крюковка, так же как производство сарпинки завезено немецкими ткачами. Обычно в те времена приезжал барин с крестьянами и заселял отведённую ему землю. Переселение производилось из разных мест государства и отследить, откуда переехали на саратовскую землю игрушечники, сегодня не представляется возможным.


На Саратовщине не было отдельного промысла по изготовлению глиняной игрушки. Игрушку мастера- одиночки ваяли по вечерам, в свободное от основной работы время. Лепили кто лучше, кто похуже, кто с обжигом делал, а кто без обжига, кто из серо-белой глины, а кто из коричневой. На Саратовщине игрушки полностью не покрывались красителями, как в Дымково и других местах. Цвет глины, был определяющим цветом. Сердце Саратовской игрушки – её декоре. После лепки игрушка декорируется. А декор у ней особенный, не как у других. Она декорируется древним ямчатым способом. На тело игрушки штампиками, вдавливанием наносится геометрический ямчатый декор из крестиков, кружочков, звёздочек и так далее. Из таких штампиковых оттисков составляются часто целые геометрические рисунки. Этот процесс называется «расточка». Саратовская игрушка – это многообразие оттенков глин, штампиков и штампиковых геометрических рисунков.


По данным исследователей эта игрушка намного старше дымковской, хотя точная дата появления саратовской игрушки неизвестна, но исчезновение пришлось на 1960-е годы. Аналогов Саратовской игрушки не существует. Изготовление игрушки обычно было делом мастера-одиночки, а сбыт таких игрушек производился на рынках Саратова и пригородов. Своеобразная "ямчатая" игрушка помогала воспитывать детей и украшала быт сельчан. Долгое время данный вид искусства был незаслуженно забыт и возрождается благодаря мастеру художественной лепки из глины Петру Петровичу Африкантову он унаследовал технологию лепки от мастера Пахомовой Пелагеи Андрияновны 1916 г.р. Несмотря на то, что технология изготовления игрушки была частично утеряна, считается, что сейчас она полностью восстановлена. В Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева и в Саратовском областном музее краеведения, представлены традиционные глиняные саратовские игрушки.


Игрушка изготавливается с обжигом (жжёнка) и без обжига (сушка). Цвет жжёнки золотистый, эта игрушка лепилась из серо-белой глины с добавлением желтоватой (бежевой), Сырьё для изготовления игрушек, предназначенных для обжига, тщательно перерабатывается, оно измельчается на мельнице в муку, просеивается или в жидком состоянии процеживалось через частое сито или материю. Таким способом из глиняной массы удаляются крупинки извести, которые повреждают изделие. Дальше фигурка обрабатывалась геометрическими штампиками, сушилась и обжигалась. Именно из-за обжига она имела приятный золотистый цвет. В штампиковые углубления закапывалась обычно коричневая глина. Сейчас закапываются и другие красители. После закапки покрывалась молоком или яйцом.


Цвет сушки всегда природный цвет глины — бело-серый или светло-коричневый, до желтоватого, эта игрушка не обжигалась в печи. Она лепилась из серо-белой саратовской глины, обрабатывались геометрическими штампиками, сушились, подкрашивались и покрывались молоком. Игрушка всегда имела естественный цвет глины и полностью красителями не закрашивалась. Места залегания серо-белой глины – склоны саратовских гор вдоль Волги, есть выходы глиняного пласта в различных местах Саратовского и Татищевского районов.


Декорируется саратовская игрушка уникальным древним ямчатым способом. На сыром изделии штампиками оттискиваются геометрические рисунки в виде ямок. В этом состоят её художественная ценность и главная отличительная особенность от других известных игрушек. По сырому изделию штампиками с геометрическим рисунком (линии, квадраты, уголки, кружочки, полушария, точки, звёздочки, треугольнички и др.) оттискивается на теле игрушки геометрический рисунок. После высыхания изделия, в штампиковые углубления (выборочно) закапывается краситель или красители. Раньше красителями служили местные разноцветные глины. Сейчас для подкраски используются гуашь и темпера. Потом на изделие тампоном (пульверизатором) наносится молоко (клей ПВА, ацетоновый бесцветный лак). В результате чего, поверхность изделия получает матовый блеск. Чтобы изделие блестело сильнее, сверху по первому покрытию наносится масляный бесцветный лак. Надо отметить, что в результате покрытия лаком изделие отражает солнечные лучи не только всей своей поверхностью, но и каждое штампиковое углубление на теле изделия отражает лучи по-своему, оно даёт свой угол отражения и свой лучевой спектр.


У всех игрушек гривы коней, глаза, копытца, подкрашиваются чёрной или тёмно-коричневой краской. После подкрашивания, изделие покрывается молоком, бесцветным водоэмульсионным лаком или нитролаком, на который, для лучшего блеска, наносится бесцветный масляный лак. Отличается Саратовская глиняная игрушка от других глиняных игрушек своим декором, особенность которого состоит в подкрашенных и отлакированных геометрических штампиковых углублениях.


В основном на Саратовщине лепили животных. Фигурки были узнаваемы и лепились в различных позах, из которых при игре составлялись игровые сценки. Наибольшей популярностью пользовались свистки с головами животных. Свистки были разной величины: маленькие – с одним или двумя игральными отверстиями и большие свистки – «гуделки». «Гуделки», чаще всего, лепились в виде птиц, у которых в хвостовой части делалось вдувное отверстие. По бокам проделывалось до шести игральных отверстий. Людей, по сравнению с животными, лепилось мало. В арсенал животных входил верблюд. Игрушки лепились как в статичном состоянии, так и в игровых позах.

Африкантов Пётр Петрович

Африкантов Пётр Петрович родился родился 12 декабря 1950 года в деревне Малая Крюковка Татищевского района Саратовской области в семье Петра Андриановича и Пелагеи Ивановны Африкантовых. В семье уже подрастала дочь Анна.

Африкантов Пётр Петрович — мастер художественной лепки из глины, игрушечник. Окончил Тимирязевский сельскохозяйственный техникум, Саратовский педагогический институт. Работал трактористом, автомехаником, корреспондентом газеты, редактором, заведующим отделом Приволжского книжного издательства. В настоящее время работает педагогом дополнительного образования, является руководителем детского объединения «Керамика».


Родительский дом П.П.Африкантова в Малой Крюковке. Родители Петра Петровича уезжали из деревни предпоследними.

Постановлением правительства Саратовской области изделия мастера отнесены к народному художественному промыслу.

Мастер восстановил старинную традиционную саратовскую глиняную игрушку. Его коллекция выставлялась в различных музеях города. Пётр Петрович также занимается популяризацией глиняной игрушки. Им написаны методическое пособие по лепке и художественные произведения для детей, в которых главными героями являются глиняные игрушки.

Коллекции мастера приобретены Саратовским областным музеем краеведения и Саратовским государственным музеем им. А.Н. Радищева.

На протяжении столетий в Саратове и пригородных деревнях лепили игрушки из глины. Лесами наша местность не богата, зато глиняного материала столько, что на века хватит.

Деревня Малая Крюковка Татищевского района, где родился и почти до двадцати лет жил Африкантов Пётр Петрович, была когда-то известна особой игрушкой — со штампиками, такая и теперь зовется «саратовской».

Технологические особенности саратовской игрушки таковы, что они узнаваемы не только специалистами. Декорируется игрушка древним ямчатым способом. На сыром изделии штампиками оттискиваются сложные геометрические рисунки в виде ромбовидных ямок. «Штампиковые углубления» потом выборочно заполняются красителями. Раньше красителями служили местные разноцветные глины, особый вид гнилого ила. Сейчас для подкраски используются гуашь и темпера.

Мастер с удовольствием работает с глиной, любит и по-своему чувствует её. Он знает, какие глины встречаются в разных местах нашей области, как нужно смешивать разные виды материала, чтобы получить желаемую пластичность и цвет. Мастер рассказывает: «Гончарной глины, к сожалению, у нас своей нет. Саратовская глина – с изрядной примесью извести, которая после обжига увеличивается в размерах и буквально разрывает изделие на части. Знал гончаров, работавших в Саратове, а глину привозящих из Подмосковья, Украины… Но это, на мой взгляд, не выход». Поэтому он сам придумал способы борьбы с известью и подробно описал их в своей книге по керамике, чтобы накопленный опыт не пропадал.

Раньше все глиняные игрушки по технологии изготовления делились на две большие группы: те, которые обжигались, и те, что делались без обжига. Если игрушка обжигалась, то мастера всегда подбирали цвет так, чтоб отлив после обжига и покрытия лаком был золотистый. Мастера обожженную игрушку называли «жжёнка», а ту, что не обжигалась – «сушка». П.П. Африкантов отмечает, что наши земляки предпочитали лепить свистульки. Они были разных размеров: одни величиной с воробья, а другие – с голубя. От размера свистульки зависела высота звучания. Различали «гуделки» и «свистушки».

Глиняные игрушки мастера Африкантова отличаются своей декоративностью. Сочетание цвета основы и коричневого ямчатого декора, многоцветность росписи придают изделиям своеобразие и неповторимость. Из глины Петр Петрович делает не только игрушки, но и скульптуры, глиняные панно, барельефы.

Работы Петра Петровича официально отнесены к изделиям народных художественных промыслов. Они хранятся во многих музеях. Скульптурная композиция «Охота с лайками на медведя» отобрана в фонд ЮНЕСКО.

П.П. Африкантов участвовал в Международной творческой конференции под эгидой ЮНЕСКО «Семейные ремесленные мастерские: национальные традиции и современные культуры», проходившей в 2003 году в Москве, и во II Межрегиональной выставке-конкурсе современной рукотворной игрушки в г. Чебоксары в 2007 году.На этом конкурсе работа Петра Петровича вошла отдельным диском в мультимидийный альбом «Мастера-керамисты – детям». В 2010 году вышло написанное им методическое пособие по изготовлению традиционной саратовской глиняной игрушки. В 2010 году – брошюра «Глиняные скакуны Саратова». В том же году в журнале «Волга-XXI век» был опубликован большой очерк о саратовской глиняной игрушке «Ямчатая – значит из Саратова». (Музеи России)

Африкантов Пётр Петрович автор целого ряда книг, имеющих общее заглавие «Сказки о Саратове»

В первую включены сказки, поэмы, былины, Стихотворное произведение «Сказка о глиняном петушке» является пробой пера автора Петра Петровича Африкантова. Читая сказку обязательно догадаешься что писал её игрушечник — Пётр Петрович действительно? мастер игрушечник, возродивший местную народную глиняную игрушку. Особое место в сборнике занимает произведение Былина о князе, строителе. В ней отражено время возникновения города, выписаны исторические деятели того времени, благодаря кому и был построен город-крепость Саратов.

Саратовская глиняная игрушка, православные традиции и современность

Куда отослано: Министерство промышленности и энергетики Саратовской области

Автор проекта: Африкантов Пётр Петрович

На территории Саратовского края и города Саратова, издревле бытовала глиняная игрушка, как изделие, предназначенное для воспитания детей и украшения жилищ. Приоритет глиняной игрушке мастерами отдавался потому, что лесов в нашей местности не густо, а вот хороших игрушечных глин различных оттенков предостаточно. В основном, игрушки делались бытового плана, из которых предпочтение отдавалось домашним и диким животным. В настоящее время местная историческая глиняная игрушка имеется в Саратовском Государственном Художественном музее имени А.Н. Радищева (130 изделий) и Областном музее краеведения.

Цель проекта:
1. Воспитание в саратовцах чувства любви к родному краю, его истории, традициям и культурным ценностям.
2. На основе игрушки воспитание в детях доброты, мужества, душевности и любви к ближнему.

Задачи проекта:
1. Аккумулирование имеющихся знаний об игрушке и организация деятельности сети культурных заведений области на развитие Саратовской глиняной игрушки.
2. Создание условий для функционирования детских и взрослых творческих объединений по изготовлению игрушки.

Базис проекта:
Проект базируется на краеведческом фундаменте, методических и сценических наработках, выставках, мастер-классах, литературном сопровождении и публикациях в СМИ.

Краеведческий фундамент:
1. Наличие коллекции Саратовской глиняной игрушки.
2. Наличие мастера, имеющего навык лепки игрушки.
3. Наличие традиций в изготовлении игрушки.
4. Сохранённость родовой преемственности в изготовлении игрушки на протяжении семи поколений.
5. Наличие краеведческого исследовательского материала:
а) Сохранилась старинная глиняная игрушка (1914 год изготовления).
б) Имеются воспоминания о глиняной игрушке людей старше 80-летнего возраста с адресами проживания, фотографиями рассказчиков и паспортными данными.
в) Наличие родового предания об игрушечниках фамильного древа с именами, фамилиями, сохранившимися фотографиями и годами жизни, начиная со времени отмены крепостного права.

Современные методические наработки
1. Написано и издано методическое пособие по изготовлению Саратовской глиняной игрушки (2009 г.)
2. Написано, но не издано методическое пособие по изготовлению глиняной игрушки со свистковыми устройствами разной степени сложности
3. Разработана серия брошюр «библиотечка Саратовской глиняной игрушки» (выпущено в свет семь брошюр в серийном исполнении, подготовлена ещё одна и одна брошюра в работе)
4. Изготовлен буклет – «Традиционная глиняная игрушка Саратовского края».
5. Издан заводом «Римкер» настенный и настольный календари на 2013 год – «Добрая игрушка земли Саратовской»
6. Переиздан буклет – «Традиционная глиняная игрушка Саратовского края». (2011 год)
7. Переиздан с уточнениями и добавлениями буклет – «Традиционная глиняная игрушка Саратовского края». (2012 год)

2. Телеканал «ТТВ-Саратов» снял и показал фильм об изготовлении саратовской игрушки в детском объединении «Керамика» МОУДОД «ЦДОД» Заводского района
3. Снят фильм мастером-игрушечником. Фильм принял участие во Второй Межрегиональной выставке-конкурсе современной рукотворной игрушки (Чебоксары, 2007). Фильм вошел отдельным диском в мультимидийный альбом проекта «Мастера – керамисты – детям».
4. Публикации в журналах «Волга 21 век», «Литературный Саратов», «Гимназический взвоз» и интернет-журнале «Молоко».
5. Министерство культуры Саратовской области и Саратовский областной центр народного творчества выпустили по декоративно-прикладному творчеству альбом «Умельцы Саратова». В нём представлена Саратовская глиняная игрушка со статьёй заведующей научно-методического отдела СГХМ им. А.Н. Радищева Т.Б. Царёвой.
6. Издан красочный буклет «Традиционная глиняная игрушка саратовского края». Буклет передан в Саратовский областной краеведческий и Радищевский музеи.
7. Дополнен и переиздан красочный буклет «Традиционная глиняная игрушка саратовского края». Буклет передан в Саратовский областной краеведческий и Радищевский музеи.
(Далее информация по газетам не отслеживалась)

Выставки и мастер-классы
Наиболее значимые выставки с мастер-классами:
1. Выставка в музее народных художественных ремёсел «Солдатенковы».
2. Выставка игрушки в Саратовском этнографическом музее,
3. Выставка саратовской глиняной игрушки в «Культурном центре имени П.А.Столыпина».
4. Выставка в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н.Радищева.
5. Выставка игрушки в городе Москве в музее композитора М.И. Глинки на Международной творческой конференции под эгидой ЮНЕСКО «Семейные ремесленные мастерские: национальные традиции и современные культуры». От Саратовской области была представлена Саратовская глиняная игрушка (одна из игрушек была взята в фонд ЮНЕСКО, 2003 год.).
6. Региональная выставка в городе Воронеже. Организовал поездку музей Солдатенкова, (2009 год)?
7. Саратовский областной центр народного творчества (ДК Техстекло), 2010, 2012 г.
8. Выставка игрушки в городе Москве в парке Царицино (2013 год).
9. Выставка глиняной игрушки на Театральной площади в День города (2014 год).
Сценическое сопровождение
1. Написана, издана, но не поставлена в театре пьеса о глиняной игрушке для младших школьников «Скудя».
2. Написана, издана, но не поставлена в театре пьеса-комедия, написанная по мотивам глиняной игрушки для подросткового возраста «Глиняный Топ».
3. Предполагается театральная постановка по мотивам стихотворной сказки «Сказка о глиняном петушке».

Изданы семь книг с произведениями про Саратов и саратовскую глиняную игрушку тиражом 50 экземпляров. Книги переданы в центральные библиотеки и музеи города.
В эти книги вошли:

1. Издана серия исторических рассказов о мастерах родового древа игрушечников (12 рассказов).
2. Написан и издан исторический рассказ для детей «Глиняные скакуны».
3. Издан очерк «Ямчатая – значит из Саратова
4. Издан очерк «Родные пенаты».
5. Издано стихотворное произведение «Сказка о глиняном петушке».
6. Изданы пьесы о глиняной игрушке.
7. Издан роман-сказка «Старый дом под черепичной крышей»
8. Изданы народные частушки об игрушке.
9. Издано наглядное методическое пособие по изготовлению глиняных свистков и глиняного музыкального инструмента – «окарина».
10. Издана былина о сказочных богатырях русских Скудельнике, Дубравнике и Соломенщике.
10. – Издан обзор литературных произведений о саратовской народной игрушке Людмилы Верчинской – «Слово о народной игрушке» (переиздано в лит. худ. журнале «Молоко»).

№ Мероприятия Дополнительная информация

1 Издать серию книг с общим примерным названием «Сказание о глиняной игрушке Саратовского края». Это издание будет энциклопедией Саратовской глиняной игрушки с последующим продолжением серии.

2 Провести презентацию вышедших книг по игрушке с привлечением общественности города.
С приглашением сотрудников музеев, театров и т.д.
3 Поставить в театрах города: пьесу для младших школьников – «Скудя», комедию для подросткового возраста – «Глиняный Топ»
Заслуживает внимание театральная импровизированная постановка по стихотворному произведению «Сказка о глиняном петушке»
4 Организовать праздник по случаю возрождения Саратовской глиняной игрушки. Праздник видится, как театрализованное мероприятие с дарением игрушки и проигрыванием сценок из произведений об игрушке, выступлением чтецов, певцов и т.д.
5 Переиздать методическое пособие «Саратовская глиняная игрушка», выпущенное в 2009 году.
С доработкой.
6 Выпустить большим тиражом серию брошюр по глиняной игрушке для школ и других культурных заведений. Серия будет называться «Библиотечка Саратовской глиняной игрушки»
Доступность и дешевизна книжечек.
В этой серии уже выпущено четыре брошюры. Не выпушена одна. В работе находится еще одна.
7 Организовать творческую мастерскую по изготовлению игрушки, которая должна привлечь лучшие молодые силы художественно одарённых людей.
Для этого будут нужны две небольшие комнаты. Одна для лакирования и сушки изделий ( с форточкой или вытяжкой), другая комната предназначена непосредственно для лепки.
9 Создать музей Саратовской глиняной игрушки
Видится как музей-магазин. Один зал – музей, а другая комната – магазин.
10 Создать в детском парке скульптурную композицию по героям произведений о саратовской глиняной игрушке.
Игрушки должны быть сделаны, преимущественно, в движении, небольшой величины.
11 Создать торговый знак (эмблему) с рисунком (рельефом) глиняной игрушки.
Мне видится в качестве такого знака игрушка – «Тройка» (определит жюри)
12 Учредить ежегодную премию за лучшую глиняную игрушку.
Среди взрослых.
13 В положение о детских творческих конкурсах включить в качестве постоянной номинации пункт о традиционной глиняной игрушке.
Для детских садов и школ.
14 Организовать передачу на телевидении
Мастер расказывет и показывает, как делается игрушка
15 Учредить в городе праздник «День глиняного петушка» Можно приурочить к Дню города.
16 Назвать одну из улиц Саратова в честь глиняной игрушки – «ИГРУШЕЧНАЯ». Может быть игрушечный проезд и так далее. Название автобусной остановки «Игрушечная».
17 Учредить премию, которая будет вручаться лучшим игрушечникам года, чтецам, литераторам, создавшим литературные произведения об игрушке или отличившимся в праздник «День глиняного петушка». Можно всё это сделать по номинациям.
18 Украсить здания Саратова светящимися петушками и др. игрушками в движении (маленькими и большими).
19 Выпустить красочный альбом «Саратовская народная игрушка из глины» В альбом войдут лучшие лепные произведения игрушечников области.
20 Учредить во всех учреждениях дополнительного образования кружки по лепке игрушки.
21 На Соколовой горе создать скульптурную композицию по стихотворной сказке «Сказка о Соколовой горе». В сказке главная героиня лепит игрушки.
22 Обучить лепке саратовской глиняной игрушке по возможности большее количество педагогов и культурно-просветительских работников области.

23 Создать серию роликов по технологии лепки саратовской глиняной игрушке и разместить в ЮТУБе

24 Создать электронный вариант серии книг под общим названием «Сказки о Саратове и саратовской глиняной игрушке». Разместить в интернете.
25 Учредить в городе Саратове и городах области один из троллейбусов (автобусов) под названием «Игрушечный». Проезд на этом транспорте должен быть бесплатным для всех детей. Транспорт должен быть соответствующе разрисован.

Исходя из представленных наработок, можно и нужно возродить и вновь социализировать нашу местную игрушку. Такая задача вполне выполнима. Для её реализации в области имеются все возможности:
1. Наличие собственной игрушки, с собственным лицом и техникой исполнения.
2. Развитая культурная сеть области.
3. Обладание литературной базой поддержки Саратовской глиняной игрушки. В неё входят уже написанные пьесы, частушки, сказки, очерки, роман-сказка и рассказы.
4. Наличие собственного художественного училища.
5. Имеется собственная консерватория.
Силами саратовских музыкантов можно написать – оперу по стихотворному произведению «Сказка о глиняном петушке» и музыку для балета по тому же произведению?

И ТАК.
В городе по теме – «Народная глиняная игрушка» поют, музицируют, танцуют, смотрят спектакли, лепят, декламируют стихи, читают, проводят читательские конференции, устраивают выставки глиняной игрушки.
Нетрудно догадаться, что на учреждённый в городе праздник под названием «День глиняного петушка» будут собираться гости не только из России. Свои игрушки принесут не только саратовцы, но приедут игрушечники и из других городов.
Кроме Саратова, сегодня, такое осуществить, нигде невозможно. Просто потому, что хорошая игрушка в регионах есть, а наработок для многослойной её подачи нет. С претворением в жизнь выше перечисленных мероприятий, Саратов превратится в центр народной игрушки страны.

Саратовская глиняная игрушка наравне с саратовской гармошкой является брендом Саратовской области. Гончарное ремесло всегда была одним из главных народных промыслов в Саратовской губернии. Зародился данный вид творчества в деревня Малая Крюковка Татищевского района. Промысел зародился в начале 17 века в пригородных русских деревнях Саратова и на окраинах города по месту залегания пригодных для изготовления игрушки глин. Широкое распространение получил промысел во второй половине 19 века. По мнению историков, навыки изготовления игрушки на саратовскую землю, возможно, были привезены первыми поселенцами, которые заселяли необжитые земли по берегам реки Большой Колышлей и его притоку реки Крюковка, так же как производство сарпинки завезено немецкими ткачами. Обычно в те времена приезжал барин с крестьянами и заселял отведённую ему землю. Переселение производилось из разных мест государства и отследить, откуда переехали на саратовскую землю игрушечники, сегодня не представляется возможным.

На Саратовщине не было отдельного промысла по изготовлению глиняной игрушки. Игрушку мастера- одиночки ваяли по вечерам, в свободное от основной работы время. Лепили кто лучше, кто похуже, кто с обжигом делал, а кто без обжига, кто из серо-белой глины, а кто из коричневой. На Саратовщине игрушки полностью не покрывались красителями, как в Дымково и других местах. Цвет глины, был определяющим цветом. Сердце Саратовской игрушки – её декоре. После лепки игрушка декорируется. А декор у ней особенный, не как у других. Она декорируется древним ямчатым способом. На тело игрушки штампиками, вдавливанием наносится геометрический ямчатый декор из крестиков, кружочков, звёздочек и так далее. Из таких штампиковых оттисков составляются часто целые геометрические рисунки. Этот процесс называется «расточка». Саратовская игрушка – это многообразие оттенков глин, штампиков и штампиковых геометрических рисунков.

По данным исследователей эта игрушка намного старше дымковской, хотя точная дата появления саратовской игрушки неизвестна, но исчезновение пришлось на 1960-е годы. Аналогов Саратовской игрушки не существует. Изготовление игрушки обычно было делом мастера-одиночки, а сбыт таких игрушек производился на рынках Саратова и пригородов. Своеобразная "ямчатая" игрушка помогала воспитывать детей и украшала быт сельчан. Долгое время данный вид искусства был незаслуженно забыт и возрождается благодаря мастеру художественной лепки из глины Петру Петровичу Африкантову он унаследовал технологию лепки от мастера Пахомовой Пелагеи Андрияновны 1916 г.р. Несмотря на то, что технология изготовления игрушки была частично утеряна, считается, что сейчас она полностью восстановлена. В Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева и в Саратовском областном музее краеведения , представлены традиционные глиняные саратовские игрушки.

Игрушка изготавливается с обжигом (жжёнка) и без обжига (сушка). Цвет жжёнки золотистый, эта игрушка лепилась из серо-белой глины с добавлением желтоватой (бежевой), Сырьё для изготовления игрушек, предназначенных для обжига, тщательно перерабатывается, оно измельчается на мельнице в муку, просеивается или в жидком состоянии процеживалось через частое сито или материю. Таким способом из глиняной массы удаляются крупинки извести, которые повреждают изделие. Дальше фигурка обрабатывалась геометрическими штампиками, сушилась и обжигалась. Именно из-за обжига она имела приятный золотистый цвет. В штампиковые углубления закапывалась обычно коричневая глина. Сейчас закапываются и другие красители. После закапки покрывалась молоком или яйцом.

Цвет сушки всегда природный цвет глины — бело-серый или светло-коричневый, до желтоватого, эта игрушка не обжигалась в печи. Она лепилась из серо-белой саратовской глины, обрабатывались геометрическими штампиками, сушились, подкрашивались и покрывались молоком. Игрушка всегда имела естественный цвет глины и полностью красителями не закрашивалась. Места залегания серо-белой глины – склоны саратовских гор вдоль Волги, есть выходы глиняного пласта в различных местах Саратовского и Татищевского районов.

Декорируется саратовская игрушка уникальным древним ямчатым способом. На сыром изделии штампиками оттискиваются геометрические рисунки в виде ямок. В этом состоят её художественная ценность и главная отличительная особенность от других известных игрушек. По сырому изделию штампиками с геометрическим рисунком (линии, квадраты, уголки, кружочки, полушария, точки, звёздочки, треугольнички и др.) оттискивается на теле игрушки геометрический рисунок. После высыхания изделия, в штампиковые углубления (выборочно) закапывается краситель или красители. Раньше красителями служили местные разноцветные глины. Сейчас для подкраски используются гуашь и темпера. Потом на изделие тампоном (пульверизатором) наносится молоко (клей ПВА, ацетоновый бесцветный лак). В результате чего, поверхность изделия получает матовый блеск. Чтобы изделие блестело сильнее, сверху по первому покрытию наносится масляный бесцветный лак. Надо отметить, что в результате покрытия лаком изделие отражает солнечные лучи не только всей своей поверхностью, но и каждое штампиковое углубление на теле изделия отражает лучи по-своему, оно даёт свой угол отражения и свой лучевой спектр.

У всех игрушек гривы коней, глаза, копытца, подкрашиваются чёрной или тёмно-коричневой краской. После подкрашивания, изделие покрывается молоком, бесцветным водоэмульсионным лаком или нитролаком, на который, для лучшего блеска, наносится бесцветный масляный лак. Отличается Саратовская глиняная игрушка от других глиняных игрушек своим декором, особенность которого состоит в подкрашенных и отлакированных геометрических штампиковых углублениях.

В основном на Саратовщине лепили животных. Фигурки были узнаваемы и лепились в различных позах, из которых при игре составлялись игровые сценки. Наибольшей популярностью пользовались свистки с головами животных. Свистки были разной величины: маленькие – с одним или двумя игральными отверстиями и большие свистки – «гуделки». «Гуделки», чаще всего, лепились в виде птиц, у которых в хвостовой части делалось вдувное отверстие. По бокам проделывалось до шести игральных отверстий. Людей, по сравнению с животными, лепилось мало. В арсенал животных входил верблюд. Игрушки лепились как в статичном состоянии, так и в игровых позах.

2015 год. Технология изготовления Саратовской глиняной игрушки занесена в реестр области как объект нематериального культурного наследия (ОНКН). Информация напечатана на сайте Саратовского областного центра народного творчества. С этих же пор саратовская глиняная игрушка участвует во всех фестивалях и ярмарках, проводимых в городе.

Читайте также: