Саратовская глиняная игрушка мастер класс

Обновлено: 14.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества г. Ершова Саратовской области»

Технологическая карта

мастер-класса для педагогов

«Изготовление Саратовской глиняной свистульки»

Педагог дополнительного образования Долматова Елена Викторовна)

Технологическая карта

мастер-класса для педагогов

«Изготовление Саратовской глиняной свистульки»

Цель: Изготовить Саратовскую глиняную свистульку

формировать навыки работы с глиной;

вылепить заготовку свистульки, используя приёмы работы с глиной

Оборудование: глина, вода, доска, штампики, «протыкалочка», стеки, образцы глиняных изделий, бумажные фигурки Саратовской глиняной свистульки 3-х цветов (красный, синий, жёлтый) для рефлексии.

Педагогические технологии: сотрудничества, объяснительно-иллюстративная, творческая

Этапы мастер-класса

Сегодня мы познакомимся с технологией изготовления Саратовской глиняной свистульки . Но прежде чем мы приступим к работе, я познакомлю вас с историей её возникновения.

«На Саратовщине не было отдельного промысла по изготовлению игрушки, и не было единого вида игрушки, как например в Дымково. Игрушек было много и были они разные. Восстановить все виды не реально». Так нам рассказывал на своих занятиях замечательный педагог и потомственный игрушечник, уроженец маленькой деревушки «Малая Крюковка» Африкантов Петр Петрович. Он смог один возродить историческую игрушку Саратовского края. Он хорошо знал с детства одно из направлений называемый ямочными. Это направление стало брендом города Саратова.

Петр Петрович в настоящее время является педагогом дополнительного образования в г. Саратове и ведет детское объединение «Керамика». Им написано методическое пособие «Саратовская глиняная игрушка». Саратовская область богата на глины. «Здесь встречаются глины разных оттенков: серо-белые, голубоватые, темно и светло коричневые, желтые, черные, красные и другие. Эти глины использовались как в лепке игрушки, так и в её декорировании. Все глиняные игрушки по технологии изготовления делились на две группы: те, которые обжигались, назывались «жженка», и те, что делались без обжига «сушка».»

Основной формой Саратовской глиняной игрушки были фигуры животных. Лепка фигуры человека являлась, как правило, исключением. Причина тому украшения фигур – «расточка» штампиками. По словам П.П. Африкантова – «На любом звере можно вывести любой рисунок оттиском, а на человеке оттиски где угодно не поставишь, и не каждый штампик подойдет. Человека лучше лепить в паре с животным. Роспись животного как бы захватывает человека, создавая целостность восприятия». Лепились в основном домашние животные и звери, обитающие в Саратовской области. Из заморских зверей лепилась только обезьяна, что, скорее всего, связано с тем, что её видели в цирке. Одной из особенностей Саратовской игрушки является то, что в лапах животных нет других животных или птиц. Птицы лепились только свистульки. Лепились и сказочные животные, например «Змей-Горыныч».

Петр Петрович расширил количество игрушечных персонажей, включив в современную Саратовскую игрушку тигров, львов, жирафов, гармониста.

В отличии от «Дымковской» или «Филимоновской» игрушек, Саратовская игрушка не статична. Все животные или люди выполнены в движении.

Еще одна характерная особенность Саратовской игрушки, то что она полностью не покрывалась красителями, как в других местах. «Цвет глины был определяющим цветом. Декор у Саратовской игрушки особенный делается древним ямчатым способом. На тело игрушки штампиками вдавливанием наносятся геометрический ямчатый декор, из треугольников, квадратов, кругов, крестиков, звездочек и т.п. Это процесс называется «расточкой». «Расточка» влияет на характер игрушки. Если поставить штампикиквадратные или треугольные игрушка получается как бы с жестким характером. А если дополнить кругами, то характер у игрушке смягчается. Материалом для «расточки» могут служить различные подручные предметы – колпачки от ручек, фломастеров, детали от игрушек, гвозди, шурупы и т.д. Штампики можно выточить из древесины твердых пород.

Окрас заключается в том, что в ямки закапывается краситель. Раньше в качестве красителя использовали жидкую глину различного цвета, а сейчас можно красить гуашью, акрилом, акварельными красками. Определенной цветовой гаммы в Саратовской игрушке нет. Можно красить любым цветом

Участники мастер-класса

Готовят рабочие места, знакомятся с историей возникновения Саратовской игрушки

Практическая работа (20 минут)

Объясняет технологию и порядок изготовленияСаратовской глиняной игрушки.

Свистулька состоит из двух частей:

2.Щелевое сопло или «дульце».

При образовании звука воздух, подаваемый в сопло, разбивается острым краем резонатора на два потока. Один выходит во внешнюю среду, а второй попадает в резонансную камеру, повышая в ней давление. В результате чего и образуется характерный звук.

Подготовка глины к лепке

Разминание шара в диск, с последующим формирование полого шара

Вырезание прямоугольного среза в стенке резонансной камеры по углом 30 градусов

Соединение резонансной камеры и дульца. Проба звука

Предание образа птицы с использованием дополнительной глины

Декорирование готовой свистульки «расточкой» из штампиков

Участники мастер-класса

Лепят Саратовскую глиняную игрушку, пробуют извлечь из неё звук.

Рефлексия (5 минут)

Перед вами лежат бумажные фигуркиСаратовской глиняной свистульки. Те педагоги у кого красная птичка скажите, интересно ли вам было и что нового вы узнали для себя.

У кого синяя птичка – что сложного было для вас в мастер-классе.

Обладатели жёлтой птички, что вам не понравилось на занятии.

Участники мастер-класса

Итог (2 минуты)

Сегодня вы попробовали себя в роли народных умельцев и у вас всё здорово получилось. Я благодарю вас за работу и желаю творческих успехов на поприще дополнительного образования.

Участники мастер-класса

Африкантов П.П. Методическое пособие «Саратовская глиняная игрушка». Из-во - «Саратовский областной центр народного творчества» г. Саратов. 2009 г.

Тема урока: Саратовская глиняная игрушка, русская народная песня.

Цели: сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах, традициях формы и росписи.

Проводит инструктаж. Настраивает детей на работу.

Показать многообразие народных игрушек.

Ребята! С самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните, какие? Из чего они сделаны? Где? Вот мячик. Все фабричные детские мячики похожи - один от другого не отличишь.

А вот игрушки, которые у меня в руках (или изображены на плакатах на доске), все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную.

В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину.А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть.

Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы . Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. Точная дата появления саратовской игрушки неизвестна, но исчезновение пришлось на 1960-е годы. Изготовление игрушки обычно было делом мастера-одиночки, а сбыт таких игрушек производился на рынках Саратова и пригородов.

В XXI веке началось возрождение саратовской игрушки и немаловажную роль в этом сыграл музей народных художественных ремёсел «Солдатенковы».

Несмотря на то, что технология изготовления игрушки была частично утеряна, сейчас она полностью восстановлена. В Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева и в Саратовском областном музее краеведения. представлены традиционные глиняные саратовские игрушки.

Игрушка изготавливается с обжигом (жжёнка) и без обжига (сушка). Цвет жжёнки золотистый, а цвет сушки всегда природный цвет глины — бело-серый или светло-коричневый, до желтоватого.

Декорируется игрушка древним ямчатым способом. На сыром изделии штампиками оттискиваются геометрические рисунки в виде ямок. Штампиковые углубления потом выборочно заполняются красителями. Раньше красителями служили местные разноцветные глины. Сейчас для подкраски используются гуашь и темпера.

У всех игрушек гривы коней, глаза, копытца, подкрашиваются чёрной или тёмно-коричневой краской. После подкрашивания, изделие покрывается молоком, бесцветным водоэмульсионным лаком или нитролаком, на который, для лучшего блеска, наносится бесцветный масляный лак. Отличается Саратовская глиняная игрушка от других глиняных игрушек своим декором, особенность которого состоит в подкрашенных и отлакированных геометрических штампиковых углублениях.

В основном на Саратовщине лепили животных. Фигурки были узнаваемы и лепились в различных позах, из которых при игре составлялись игровые композиции. Особое предпочтение отдавалось свисткам. Свистки делались нескольких видов: маленькие, средние и большие — «гуделки». У гуделок проделывалось до шести игральных отверстий.

Африкантов Петр Петрович Игрушки из глины на Руси лепили испокон веков. Саратовский самодеятельный художник П.П. Африкантов рассказывает, что среди его предков тоже были мастера, занимавшиеся этим промыслом. Он помнит, что в семье лепили многие: дед, мама и её сёстры. Они, конечно же, не были так известны, как создатели знаменитой дымковской, каргопольской или филимоновской игрушки. Однако у каждого были свои приемы подбора и подготовки глины, способы изготовления фигурок, секреты их украшения.

Петр Петрович Африкантов родился в 1950 г. в деревне Малая Крюковка Татищевского района Саратовской области. После окончания средней школы поступил в Тимирязевский сельскохозяйственный техникум. Затем работал трактористом, шофером, автомехаником, корреспондентом, редактором и заведующим редакцией сельскохозяйственной литературы Приволжского книжного издательства. В настоящее время является педагогом дополнительного образования, руководителем детского объединения "Керамика".

Изучение нового материала. Познакомить учащихся с историей возникновения игрушек, народных промыслов, с древним смыслом орнамента.

Беседа о приемах работы с глиной. Игрушки, о которых мы говорим, делают из глины, лепят. И здесь существуют свои законы и правила.

1. Вытяжка. Основной кусок пластилина формуют идентично очертаниям будущей игрушки.

2. Лепка из пласта. Раскатывают пласт глины толщиной от 0,5 до 1 см, из которого выкраивают детали, подвергаемые дальнейшей обработке.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

УНИКАЛЬНАЯ САРАТОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКАМуниципальный интеллектуально-творчес.

Курс повышения квалификации

Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении


Курс повышения квалификации

Анализ урока как инструмент развития профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС

Курс повышения квалификации

Авторская разработка онлайн-курса


«Как общаться с ребенком, чтобы он дал вам поработать из дома?»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

УНИКАЛЬНАЯ САРАТОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКАМуниципальный интеллектуально-творчес.

УНИКАЛЬНАЯ САРАТОВСКАЯ
ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА
Муниципальный интеллектуально-творческий марафон обчающихся 1-4-х классов «Страна знаний»
Номинация «Все обо всем»
Исследовательский проект
Выполнила ученица 4а класса МБОУ «СОШ№33» г.Энгельса
Руководитель: Глухова Ирина Викторовна
2021 год

Актуальность -Сегодня все понимают, что возможность творить - главное условие.

Актуальность -Сегодня все понимают, что возможность творить - главное условие для гармоничного развития личности ребенка в целом, а чтобы творить, надо знать творчество народов нашей страны, своего родного края.
Проблема (идея) - Лепка народных игрушек к тому же способствует приобщению прекрасному, к культуре своего народа, но, прежде чем лепить, надо научиться разбираться в особенностях глиняной игрушки.
Цель – определить особенности, найти сходства и отличия саратовской глиняной игрушки и игрушек наиболее знаменитых ремесленных центров.
Задачи исследования:
Узнать о саратовской глиняной игрушке;
Систематизировать имеющиеся сведения об игрушках разных ремесленных центров;
выделить отличительные признаки и черты сходства в глиняных игрушках разных ремесленных центров;
Обобщить полученные результаты и сделать выводы об уникальности саратовской глиняной игрушки.

Из истории русской глиняной игрушкиГлиняные игрушки являются частью ремесел.

Дымковская игрушкаВедёт свою историю с XV века; Среди переселенцев, обосновав.

Дымковская игрушка
Ведёт свою историю с XV века;
Среди переселенцев, обосновавшихся за рекой Вяткой - в слободе Дымково, было много ремесленников, гончаров и игрушечников. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают.
Узоры имеют простые геометрические формы: круги, клетку, волны.
Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга.
Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).
Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.

Каргопольская игрушкаВедет свою историю с XIX века; промысел, распространен.

Каргопольская игрушка
Ведет свою историю с XIX века;

промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области.

архаичный внешний вид, хорошо узнаваем по стилю, росписи и типажу.
Для ее украшения мастерицы использовали мел, печную сажу – настоящих красок тогда не знали.
2 направления сюжетов:
-старинные одиночные животные и люди: Полкан (мужчина с телом коня), Берегиня (держащая голубей в руках), женщина-мать как олицетворение животворящей силы земли и солнца, любимый образ — фигура «Бобки»;
-сюжетные многофигурные композиции, которые демонстрируют сельский образ жизни или сказки: «Девушка стирает», «Рыбаки», «Тройка лошадей» и т.д.

Филимоновская игрушкаВпервые упоминается в летописях XVI века; Родина промыс.

Филимоновская игрушка
Впервые упоминается в летописях XVI века;
Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области;

Изначально все филимоновские игрушки - свистульки, лепятся из местной пластичной глины «синики»;

Всю скульптурку лепят из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм;

Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зелёный, жёлтый и голубой цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми.

Саратовская игрушкаПромысел зародился в начале 17 века в пригородных русских.

Саратовская игрушка
Промысел зародился в начале 17 века в пригородных русских деревнях Саратова и на окраинах города;
Не было отдельного промысла по изготовлению игрушки, и не было единого вида игрушки, как например в Дымково;
Саратовская область богата на глины. «Здесь встречаются глины разных оттенков: серо-белые, голубоватые, темно и светло коричневые, желтые, черные, красные и другие. Эти глины использовались как в лепке игрушки, так и в её декорировании.
Все глиняные игрушки по технологии изготовления делились на две группы: те, которые обжигались, назывались «жженка», и те, что делались без обжига «сушка»;
Игрушка, изготовленная методом «сушки»
Игрушка, изготовленная методом «жженки»

Долгое время этот вид искусства был незаслуженно забыт и сегодня он возрождае.

Долгое время этот вид искусства был незаслуженно забыт и сегодня он возрождается благодаря мастеру художественной лепки из глины Петру Петровичу Африкантову.Он смог один возродить историческую игрушку Саратовского края.

Это направление стало брендом города Саратова. В Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева и в Саратовском областном музее краеведения представлены традиционные глиняные саратовские игрушки.
Петр Петрович Африкантов
Возрождение саратовской глиняной игрушки

Характерные особенности саратовской глиняной игрушкиОсновной формой Саратовс.

Характерные особенности
саратовской глиняной игрушки
Основной формой Саратовской глиняной игрушки были фигуры животных. Лепка фигуры человека являлась, как правило, исключением.

Саратовская игрушка не статична. Все животные или люди выполнены в движении.

Игрушка полностью не покрывалась красителями, как в других местах. «Цвет глины был определяющим цветом.

Декор у Саратовской игрушки особенный делается древним ямчатым способом. На тело игрушки штампиками вдавливанием наносятся геометрический ямчатый декор, из треугольников, квадратов, кругов, крестиков, звездочек и т.п. Это процесс называется «расточкой».

Определенной цветовой гаммы в Саратовской игрушке нет. Можно красить любым цветом.


Выводы Глиняные игрушки всех рассмотренных народных промыслов имеют многовеко.

Выводы
Глиняные игрушки всех рассмотренных народных промыслов имеют многовековую историю;
Все игрушки выражают одни и те же образы: животных людей, сцены из жизни;
Саратовские глиняные игрушки имеют свои особенности, фигуры не статичны, а изображены в движении ;
Саратовская глиняная игрушка имеет свой особенный декор, и раскрас, которые делают ее уникальной и узнаваемой среди других глиняных игрушек.
Заключение
Все перечисленные виды русских глиняных игрушек популярны среди народа уже не одно столетие. Простые формы свистулек и поделок отражают опыт многих поколений ремесленников и художников.
Сказочный мир глиняных игрушек — яркое проявление народного творчества, которое заслуживает внимания. Даже современные изделия, выполненные по традиционным сюжетам, помогают проследить историю, развитие и региональные особенности таких произведений искусства.

Таким образом, гипотезу о том, что Саратовская глиняная игрушка не похожа на другие, т. е уникальна в своем исполнении считаю доказанной.

Благодарю за внимание Список используемой литературы и источники информации.

Благодарю за внимание
Список используемой литературы и источники информации:

Краткое описание документа:

Саратовская глиняная игрушка имеет такую богатую историю, и что, несмотря на то, что она была несправедливо забыта, в наше время это искусство продолжает свое существование, и более того, вдохновлено новой волной популярности среди современных ценителей народного мастерства. Игрушки не стали выглядеть хуже, напротив, сделав большой шаг в развитии, современные мастера вывели их на новый уровень.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Дворец пионеров. Памятник Олегу Табакову. 2016


Мост через Волгу Саратов-Энгельс. Весна 2016


Музейная площадь. Троицкий собор. 2016



14 февраля в Детской областной библиотеке имени А. С. Пушкина прошел очередной праздник Книгодарения.

14 февраля в Детской областной библиотеке имени А. С. Пушкина прошел очередной праздник.

Вышла в свет новая книга «Невероятные приключения Максима Гвоздикова в Саратове»

В конце 2021 года в издательстве вышла в свет новая книга, повествующая о рождении в Саратове.

Статьи

14 февраля в Детской областной библиотеке имени А. С. Пушкина прошел очередной праздник Книгодарения.

14 февраля в Детской областной библиотеке имени А. С. Пушкина прошел очередной праздник Книгодарения.

Вышла в свет новая книга «Невероятные приключения Максима Гвоздикова в Саратове»

В конце 2021 года в издательстве вышла в свет новая книга, повествующая о рождении в Саратове двух детских театров. Эту замечательную, фантастически правдивую историю написал московский автор Геннадий Киселев. Вот что он рассказал в своем интервью:

Презентация новой книги – альбома «Саратовская пешеходка. Прошлое, настоящее будущее» автора В.И. Давыдова.

18 февраля 2021 года в Областной универсальной научной библиотеке Саратова состоялась первая презентация новой книги – альбома «Саратовская пешеходка. Прошлое, настоящее будущее» автора В.И. Давыдова.

Саратовская глиняная игрушка - возрождение традиции

Проект издательства "Орион" «Саратовская глиняная игрушка - возрождение традиции» вошел в число победителей первого грантового конкурса Президентского фонда культурных инициатив!

Представленная нами идея смогла победить в острой конкурентной борьбе – только одна из 8 проектных команд, подавших заявку, получила поддержку. Мы рады этому доверию и выбору, тому, что наш проект был высоко оценен экспертами. Надеемся получить такую же высокую оценку от жителей нашей области, где он будет реализовываться.

Около 1200 детей, из 38 районов области примут участие в мастер-классах по лепке и получат первичные навыки изготовления игрушки от автора и собирателя традиции Петра Африкантова.

Все библиотеки области (919 ) получат методическое пособие «Лепка и декорирование саратовской глиняной игрушки», 520 книг «Горновица. Сказка и быль о саратовской глиняной игрушке» , будут распределены между районными и сельскими библиотеками.

Более 1500 взрослых по области (преподавателей, воспитателей, методистов) получат наглядный опыт проведения - мастер-классов по лепке и декорированию и в дальнейшем будут продолжать традицию - лепить саратовскую игрушку вместе с детьми.

И еще - музеи области получат небольшую коллекцию игрушек для экспонирования.

Презентация книги - альбома «Саратовская пешеходка. Прошлое, настоящее, будущее»

18 февраля в 14 часов приглашаем Вас на презентацию новой книги - альбома «Саратовская пешеходка. Прошлое, настоящее, будущее» автор В. И. Давыдов.

Издательство Орион объявляет подписку на новую книгу «Невероятные приключения Максима Гвоздикова в Саратове».

Это книга об истории саратовских детских театров. Мы приглашаем Вас поучаствовать в акции «Сделаем книгу вместе» и стать спонсорами этого издания.

Личный кабинет

Для поиска нужной информации нужно набрать слово или фразу и нажать на кнопку поиска. Поиск ведется по полному совпадению фразы, поэтому лучше набирать два-три слова, например, "база отдыха чардым" - 2 варианта. Написав слишком просто, например, "лес" Вы получите все возможные результаты около 620 вариантов. Поиск ведется по всем параметрам, таким как: название, адрес, присутствие в тексте и тп.

Регистр не имеет значения, то есть Вы можете писать как заглавными буквами, так и прописными.

Поиск достопримечательностей по сайту

Как искать интересные места на сайте

Для поиска нужной информации нужно набрать слово или фразу и нажать на кнопку поиска. Поиск ведется по полному совпадению фразы, поэтому лучше набирать два-три слова, например, "база отдыха чардым" - 2 варианта. Написав слишком просто, например, "лес" Вы получите все возможные результаты около 620 вариантов. Поиск ведется по всем параметрам, таким как: название, адрес, присутствие в тексте и тп.

Регистр не имеет значения, то есть Вы можете писать как большими буквами, так и малыми.

Поиск достопримечательностей по району


Как искать интересные места и достопримечательности по региону

Для поиска нужной информации нужно в окне "Выбрать регион" нажать на нужное значение. Поиск ведется по всем локациям и объектам принадлежащим выбранному региону, кроме некоторых объектов, занимаюих несколько районов, таких как реки.

В списке появятся все статьи, где в адресе указан выбранный регион, это может быть район Саратовской области, города Саратов и Энгельс, а так же, поиск дает некоторые результаты по соседним с Саратовской областью областям.

Саратовская глиняная игрушка наравне с саратовской гармошкой является брендом Саратовской области, промысел зародился в начале 17 века в пригородных русских деревнях Саратова

Саратовская глиняная игрушка наравне с саратовской гармошкой является брендом Саратовской области, промысел зародился в начале 17 века в пригородных русских деревнях Саратова

Познавательный и активный туризм

Этнотуризм и ремесла

Ремесла и народные промыслы

Карта интересных мест области

Туристическая карта Саратова

Карта природных памятников

Саратовская глиняная игрушка наравне с саратовской гармошкой является брендом Саратовской области. Гончарное ремесло всегда была одним из главных народных промыслов в Саратовской губернии. Зародился данный вид творчества в деревня Малая Крюковка Татищевского района. Промысел зародился в начале 17 века в пригородных русских деревнях Саратова и на окраинах города по месту залегания пригодных для изготовления игрушки глин. Широкое распространение получил промысел во второй половине 19 века. По мнению историков, навыки изготовления игрушки на саратовскую землю, возможно, были привезены первыми поселенцами, которые заселяли необжитые земли по берегам реки Большой Колышлей и его притоку реки Крюковка, так же как производство сарпинки завезено немецкими ткачами. Обычно в те времена приезжал барин с крестьянами и заселял отведённую ему землю. Переселение производилось из разных мест государства и отследить, откуда переехали на саратовскую землю игрушечники, сегодня не представляется возможным.


На Саратовщине не было отдельного промысла по изготовлению глиняной игрушки. Игрушку мастера- одиночки ваяли по вечерам, в свободное от основной работы время. Лепили кто лучше, кто похуже, кто с обжигом делал, а кто без обжига, кто из серо-белой глины, а кто из коричневой. На Саратовщине игрушки полностью не покрывались красителями, как в Дымково и других местах. Цвет глины, был определяющим цветом. Сердце Саратовской игрушки – её декоре. После лепки игрушка декорируется. А декор у ней особенный, не как у других. Она декорируется древним ямчатым способом. На тело игрушки штампиками, вдавливанием наносится геометрический ямчатый декор из крестиков, кружочков, звёздочек и так далее. Из таких штампиковых оттисков составляются часто целые геометрические рисунки. Этот процесс называется «расточка». Саратовская игрушка – это многообразие оттенков глин, штампиков и штампиковых геометрических рисунков.


По данным исследователей эта игрушка намного старше дымковской, хотя точная дата появления саратовской игрушки неизвестна, но исчезновение пришлось на 1960-е годы. Аналогов Саратовской игрушки не существует. Изготовление игрушки обычно было делом мастера-одиночки, а сбыт таких игрушек производился на рынках Саратова и пригородов. Своеобразная "ямчатая" игрушка помогала воспитывать детей и украшала быт сельчан. Долгое время данный вид искусства был незаслуженно забыт и возрождается благодаря мастеру художественной лепки из глины Петру Петровичу Африкантову он унаследовал технологию лепки от мастера Пахомовой Пелагеи Андрияновны 1916 г.р. Несмотря на то, что технология изготовления игрушки была частично утеряна, считается, что сейчас она полностью восстановлена. В Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева и в Саратовском областном музее краеведения, представлены традиционные глиняные саратовские игрушки.


Игрушка изготавливается с обжигом (жжёнка) и без обжига (сушка). Цвет жжёнки золотистый, эта игрушка лепилась из серо-белой глины с добавлением желтоватой (бежевой), Сырьё для изготовления игрушек, предназначенных для обжига, тщательно перерабатывается, оно измельчается на мельнице в муку, просеивается или в жидком состоянии процеживалось через частое сито или материю. Таким способом из глиняной массы удаляются крупинки извести, которые повреждают изделие. Дальше фигурка обрабатывалась геометрическими штампиками, сушилась и обжигалась. Именно из-за обжига она имела приятный золотистый цвет. В штампиковые углубления закапывалась обычно коричневая глина. Сейчас закапываются и другие красители. После закапки покрывалась молоком или яйцом.


Цвет сушки всегда природный цвет глины — бело-серый или светло-коричневый, до желтоватого, эта игрушка не обжигалась в печи. Она лепилась из серо-белой саратовской глины, обрабатывались геометрическими штампиками, сушились, подкрашивались и покрывались молоком. Игрушка всегда имела естественный цвет глины и полностью красителями не закрашивалась. Места залегания серо-белой глины – склоны саратовских гор вдоль Волги, есть выходы глиняного пласта в различных местах Саратовского и Татищевского районов.


Декорируется саратовская игрушка уникальным древним ямчатым способом. На сыром изделии штампиками оттискиваются геометрические рисунки в виде ямок. В этом состоят её художественная ценность и главная отличительная особенность от других известных игрушек. По сырому изделию штампиками с геометрическим рисунком (линии, квадраты, уголки, кружочки, полушария, точки, звёздочки, треугольнички и др.) оттискивается на теле игрушки геометрический рисунок. После высыхания изделия, в штампиковые углубления (выборочно) закапывается краситель или красители. Раньше красителями служили местные разноцветные глины. Сейчас для подкраски используются гуашь и темпера. Потом на изделие тампоном (пульверизатором) наносится молоко (клей ПВА, ацетоновый бесцветный лак). В результате чего, поверхность изделия получает матовый блеск. Чтобы изделие блестело сильнее, сверху по первому покрытию наносится масляный бесцветный лак. Надо отметить, что в результате покрытия лаком изделие отражает солнечные лучи не только всей своей поверхностью, но и каждое штампиковое углубление на теле изделия отражает лучи по-своему, оно даёт свой угол отражения и свой лучевой спектр.


У всех игрушек гривы коней, глаза, копытца, подкрашиваются чёрной или тёмно-коричневой краской. После подкрашивания, изделие покрывается молоком, бесцветным водоэмульсионным лаком или нитролаком, на который, для лучшего блеска, наносится бесцветный масляный лак. Отличается Саратовская глиняная игрушка от других глиняных игрушек своим декором, особенность которого состоит в подкрашенных и отлакированных геометрических штампиковых углублениях.


В основном на Саратовщине лепили животных. Фигурки были узнаваемы и лепились в различных позах, из которых при игре составлялись игровые сценки. Наибольшей популярностью пользовались свистки с головами животных. Свистки были разной величины: маленькие – с одним или двумя игральными отверстиями и большие свистки – «гуделки». «Гуделки», чаще всего, лепились в виде птиц, у которых в хвостовой части делалось вдувное отверстие. По бокам проделывалось до шести игральных отверстий. Людей, по сравнению с животными, лепилось мало. В арсенал животных входил верблюд. Игрушки лепились как в статичном состоянии, так и в игровых позах.

Читайте также: