Саратовская игрушка народный промысел

Обновлено: 29.04.2024

Саратовская глиняная игрушка, православные традиции и современность

Куда отослано: Министерство промышленности и энергетики Саратовской области

Автор проекта: Африкантов Пётр Петрович

На территории Саратовского края и города Саратова, издревле бытовала глиняная игрушка, как изделие, предназначенное для воспитания детей и украшения жилищ. Приоритет глиняной игрушке мастерами отдавался потому, что лесов в нашей местности не густо, а вот хороших игрушечных глин различных оттенков предостаточно. В основном, игрушки делались бытового плана, из которых предпочтение отдавалось домашним и диким животным. В настоящее время местная историческая глиняная игрушка имеется в Саратовском Государственном Художественном музее имени А.Н. Радищева (130 изделий) и Областном музее краеведения.

Цель проекта:
1. Воспитание в саратовцах чувства любви к родному краю, его истории, традициям и культурным ценностям.
2. На основе игрушки воспитание в детях доброты, мужества, душевности и любви к ближнему.

Задачи проекта:
1. Аккумулирование имеющихся знаний об игрушке и организация деятельности сети культурных заведений области на развитие Саратовской глиняной игрушки.
2. Создание условий для функционирования детских и взрослых творческих объединений по изготовлению игрушки.

Базис проекта:
Проект базируется на краеведческом фундаменте, методических и сценических наработках, выставках, мастер-классах, литературном сопровождении и публикациях в СМИ.

Краеведческий фундамент:
1. Наличие коллекции Саратовской глиняной игрушки.
2. Наличие мастера, имеющего навык лепки игрушки.
3. Наличие традиций в изготовлении игрушки.
4. Сохранённость родовой преемственности в изготовлении игрушки на протяжении семи поколений.
5. Наличие краеведческого исследовательского материала:
а) Сохранилась старинная глиняная игрушка (1914 год изготовления).
б) Имеются воспоминания о глиняной игрушке людей старше 80-летнего возраста с адресами проживания, фотографиями рассказчиков и паспортными данными.
в) Наличие родового предания об игрушечниках фамильного древа с именами, фамилиями, сохранившимися фотографиями и годами жизни, начиная со времени отмены крепостного права.

Современные методические наработки
1. Написано и издано методическое пособие по изготовлению Саратовской глиняной игрушки (2009 г.)
2. Написано, но не издано методическое пособие по изготовлению глиняной игрушки со свистковыми устройствами разной степени сложности
3. Разработана серия брошюр «библиотечка Саратовской глиняной игрушки» (выпущено в свет семь брошюр в серийном исполнении, подготовлена ещё одна и одна брошюра в работе)
4. Изготовлен буклет – «Традиционная глиняная игрушка Саратовского края».
5. Издан заводом «Римкер» настенный и настольный календари на 2013 год – «Добрая игрушка земли Саратовской»
6. Переиздан буклет – «Традиционная глиняная игрушка Саратовского края». (2011 год)
7. Переиздан с уточнениями и добавлениями буклет – «Традиционная глиняная игрушка Саратовского края». (2012 год)

2. Телеканал «ТТВ-Саратов» снял и показал фильм об изготовлении саратовской игрушки в детском объединении «Керамика» МОУДОД «ЦДОД» Заводского района
3. Снят фильм мастером-игрушечником. Фильм принял участие во Второй Межрегиональной выставке-конкурсе современной рукотворной игрушки (Чебоксары, 2007). Фильм вошел отдельным диском в мультимидийный альбом проекта «Мастера – керамисты – детям».
4. Публикации в журналах «Волга 21 век», «Литературный Саратов», «Гимназический взвоз» и интернет-журнале «Молоко».
5. Министерство культуры Саратовской области и Саратовский областной центр народного творчества выпустили по декоративно-прикладному творчеству альбом «Умельцы Саратова». В нём представлена Саратовская глиняная игрушка со статьёй заведующей научно-методического отдела СГХМ им. А.Н. Радищева Т.Б. Царёвой.
6. Издан красочный буклет «Традиционная глиняная игрушка саратовского края». Буклет передан в Саратовский областной краеведческий и Радищевский музеи.
7. Дополнен и переиздан красочный буклет «Традиционная глиняная игрушка саратовского края». Буклет передан в Саратовский областной краеведческий и Радищевский музеи.
(Далее информация по газетам не отслеживалась)

Выставки и мастер-классы
Наиболее значимые выставки с мастер-классами:
1. Выставка в музее народных художественных ремёсел «Солдатенковы».
2. Выставка игрушки в Саратовском этнографическом музее,
3. Выставка саратовской глиняной игрушки в «Культурном центре имени П.А.Столыпина».
4. Выставка в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н.Радищева.
5. Выставка игрушки в городе Москве в музее композитора М.И. Глинки на Международной творческой конференции под эгидой ЮНЕСКО «Семейные ремесленные мастерские: национальные традиции и современные культуры». От Саратовской области была представлена Саратовская глиняная игрушка (одна из игрушек была взята в фонд ЮНЕСКО, 2003 год.).
6. Региональная выставка в городе Воронеже. Организовал поездку музей Солдатенкова, (2009 год)?
7. Саратовский областной центр народного творчества (ДК Техстекло), 2010, 2012 г.
8. Выставка игрушки в городе Москве в парке Царицино (2013 год).
9. Выставка глиняной игрушки на Театральной площади в День города (2014 год).
Сценическое сопровождение
1. Написана, издана, но не поставлена в театре пьеса о глиняной игрушке для младших школьников «Скудя».
2. Написана, издана, но не поставлена в театре пьеса-комедия, написанная по мотивам глиняной игрушки для подросткового возраста «Глиняный Топ».
3. Предполагается театральная постановка по мотивам стихотворной сказки «Сказка о глиняном петушке».

Изданы семь книг с произведениями про Саратов и саратовскую глиняную игрушку тиражом 50 экземпляров. Книги переданы в центральные библиотеки и музеи города.
В эти книги вошли:

1. Издана серия исторических рассказов о мастерах родового древа игрушечников (12 рассказов).
2. Написан и издан исторический рассказ для детей «Глиняные скакуны».
3. Издан очерк «Ямчатая – значит из Саратова
4. Издан очерк «Родные пенаты».
5. Издано стихотворное произведение «Сказка о глиняном петушке».
6. Изданы пьесы о глиняной игрушке.
7. Издан роман-сказка «Старый дом под черепичной крышей»
8. Изданы народные частушки об игрушке.
9. Издано наглядное методическое пособие по изготовлению глиняных свистков и глиняного музыкального инструмента – «окарина».
10. Издана былина о сказочных богатырях русских Скудельнике, Дубравнике и Соломенщике.
10. – Издан обзор литературных произведений о саратовской народной игрушке Людмилы Верчинской – «Слово о народной игрушке» (переиздано в лит. худ. журнале «Молоко»).

№ Мероприятия Дополнительная информация

1 Издать серию книг с общим примерным названием «Сказание о глиняной игрушке Саратовского края». Это издание будет энциклопедией Саратовской глиняной игрушки с последующим продолжением серии.

2 Провести презентацию вышедших книг по игрушке с привлечением общественности города.
С приглашением сотрудников музеев, театров и т.д.
3 Поставить в театрах города: пьесу для младших школьников – «Скудя», комедию для подросткового возраста – «Глиняный Топ»
Заслуживает внимание театральная импровизированная постановка по стихотворному произведению «Сказка о глиняном петушке»
4 Организовать праздник по случаю возрождения Саратовской глиняной игрушки. Праздник видится, как театрализованное мероприятие с дарением игрушки и проигрыванием сценок из произведений об игрушке, выступлением чтецов, певцов и т.д.
5 Переиздать методическое пособие «Саратовская глиняная игрушка», выпущенное в 2009 году.
С доработкой.
6 Выпустить большим тиражом серию брошюр по глиняной игрушке для школ и других культурных заведений. Серия будет называться «Библиотечка Саратовской глиняной игрушки»
Доступность и дешевизна книжечек.
В этой серии уже выпущено четыре брошюры. Не выпушена одна. В работе находится еще одна.
7 Организовать творческую мастерскую по изготовлению игрушки, которая должна привлечь лучшие молодые силы художественно одарённых людей.
Для этого будут нужны две небольшие комнаты. Одна для лакирования и сушки изделий ( с форточкой или вытяжкой), другая комната предназначена непосредственно для лепки.
9 Создать музей Саратовской глиняной игрушки
Видится как музей-магазин. Один зал – музей, а другая комната – магазин.
10 Создать в детском парке скульптурную композицию по героям произведений о саратовской глиняной игрушке.
Игрушки должны быть сделаны, преимущественно, в движении, небольшой величины.
11 Создать торговый знак (эмблему) с рисунком (рельефом) глиняной игрушки.
Мне видится в качестве такого знака игрушка – «Тройка» (определит жюри)
12 Учредить ежегодную премию за лучшую глиняную игрушку.
Среди взрослых.
13 В положение о детских творческих конкурсах включить в качестве постоянной номинации пункт о традиционной глиняной игрушке.
Для детских садов и школ.
14 Организовать передачу на телевидении
Мастер расказывет и показывает, как делается игрушка
15 Учредить в городе праздник «День глиняного петушка» Можно приурочить к Дню города.
16 Назвать одну из улиц Саратова в честь глиняной игрушки – «ИГРУШЕЧНАЯ». Может быть игрушечный проезд и так далее. Название автобусной остановки «Игрушечная».
17 Учредить премию, которая будет вручаться лучшим игрушечникам года, чтецам, литераторам, создавшим литературные произведения об игрушке или отличившимся в праздник «День глиняного петушка». Можно всё это сделать по номинациям.
18 Украсить здания Саратова светящимися петушками и др. игрушками в движении (маленькими и большими).
19 Выпустить красочный альбом «Саратовская народная игрушка из глины» В альбом войдут лучшие лепные произведения игрушечников области.
20 Учредить во всех учреждениях дополнительного образования кружки по лепке игрушки.
21 На Соколовой горе создать скульптурную композицию по стихотворной сказке «Сказка о Соколовой горе». В сказке главная героиня лепит игрушки.
22 Обучить лепке саратовской глиняной игрушке по возможности большее количество педагогов и культурно-просветительских работников области.

23 Создать серию роликов по технологии лепки саратовской глиняной игрушке и разместить в ЮТУБе

24 Создать электронный вариант серии книг под общим названием «Сказки о Саратове и саратовской глиняной игрушке». Разместить в интернете.
25 Учредить в городе Саратове и городах области один из троллейбусов (автобусов) под названием «Игрушечный». Проезд на этом транспорте должен быть бесплатным для всех детей. Транспорт должен быть соответствующе разрисован.

Исходя из представленных наработок, можно и нужно возродить и вновь социализировать нашу местную игрушку. Такая задача вполне выполнима. Для её реализации в области имеются все возможности:
1. Наличие собственной игрушки, с собственным лицом и техникой исполнения.
2. Развитая культурная сеть области.
3. Обладание литературной базой поддержки Саратовской глиняной игрушки. В неё входят уже написанные пьесы, частушки, сказки, очерки, роман-сказка и рассказы.
4. Наличие собственного художественного училища.
5. Имеется собственная консерватория.
Силами саратовских музыкантов можно написать – оперу по стихотворному произведению «Сказка о глиняном петушке» и музыку для балета по тому же произведению?

И ТАК.
В городе по теме – «Народная глиняная игрушка» поют, музицируют, танцуют, смотрят спектакли, лепят, декламируют стихи, читают, проводят читательские конференции, устраивают выставки глиняной игрушки.
Нетрудно догадаться, что на учреждённый в городе праздник под названием «День глиняного петушка» будут собираться гости не только из России. Свои игрушки принесут не только саратовцы, но приедут игрушечники и из других городов.
Кроме Саратова, сегодня, такое осуществить, нигде невозможно. Просто потому, что хорошая игрушка в регионах есть, а наработок для многослойной её подачи нет. С претворением в жизнь выше перечисленных мероприятий, Саратов превратится в центр народной игрушки страны.

Личный кабинет

Для поиска нужной информации нужно набрать слово или фразу и нажать на кнопку поиска. Поиск ведется по полному совпадению фразы, поэтому лучше набирать два-три слова, например, "база отдыха чардым" - 2 варианта. Написав слишком просто, например, "лес" Вы получите все возможные результаты около 620 вариантов. Поиск ведется по всем параметрам, таким как: название, адрес, присутствие в тексте и тп.

Регистр не имеет значения, то есть Вы можете писать как заглавными буквами, так и прописными.

Поиск достопримечательностей по сайту

Как искать интересные места на сайте

Для поиска нужной информации нужно набрать слово или фразу и нажать на кнопку поиска. Поиск ведется по полному совпадению фразы, поэтому лучше набирать два-три слова, например, "база отдыха чардым" - 2 варианта. Написав слишком просто, например, "лес" Вы получите все возможные результаты около 620 вариантов. Поиск ведется по всем параметрам, таким как: название, адрес, присутствие в тексте и тп.

Регистр не имеет значения, то есть Вы можете писать как большими буквами, так и малыми.

Поиск достопримечательностей по району


Как искать интересные места и достопримечательности по региону

Для поиска нужной информации нужно в окне "Выбрать регион" нажать на нужное значение. Поиск ведется по всем локациям и объектам принадлежащим выбранному региону, кроме некоторых объектов, занимаюих несколько районов, таких как реки.

В списке появятся все статьи, где в адресе указан выбранный регион, это может быть район Саратовской области, города Саратов и Энгельс, а так же, поиск дает некоторые результаты по соседним с Саратовской областью областям.

Саратовская глиняная игрушка наравне с саратовской гармошкой является брендом Саратовской области, промысел зародился в начале 17 века в пригородных русских деревнях Саратова

Саратовская глиняная игрушка наравне с саратовской гармошкой является брендом Саратовской области, промысел зародился в начале 17 века в пригородных русских деревнях Саратова

Познавательный и активный туризм

Этнотуризм и ремесла

Ремесла и народные промыслы

Карта интересных мест области

Туристическая карта Саратова

Карта природных памятников

Саратовская глиняная игрушка наравне с саратовской гармошкой является брендом Саратовской области. Гончарное ремесло всегда была одним из главных народных промыслов в Саратовской губернии. Зародился данный вид творчества в деревня Малая Крюковка Татищевского района. Промысел зародился в начале 17 века в пригородных русских деревнях Саратова и на окраинах города по месту залегания пригодных для изготовления игрушки глин. Широкое распространение получил промысел во второй половине 19 века. По мнению историков, навыки изготовления игрушки на саратовскую землю, возможно, были привезены первыми поселенцами, которые заселяли необжитые земли по берегам реки Большой Колышлей и его притоку реки Крюковка, так же как производство сарпинки завезено немецкими ткачами. Обычно в те времена приезжал барин с крестьянами и заселял отведённую ему землю. Переселение производилось из разных мест государства и отследить, откуда переехали на саратовскую землю игрушечники, сегодня не представляется возможным.


На Саратовщине не было отдельного промысла по изготовлению глиняной игрушки. Игрушку мастера- одиночки ваяли по вечерам, в свободное от основной работы время. Лепили кто лучше, кто похуже, кто с обжигом делал, а кто без обжига, кто из серо-белой глины, а кто из коричневой. На Саратовщине игрушки полностью не покрывались красителями, как в Дымково и других местах. Цвет глины, был определяющим цветом. Сердце Саратовской игрушки – её декоре. После лепки игрушка декорируется. А декор у ней особенный, не как у других. Она декорируется древним ямчатым способом. На тело игрушки штампиками, вдавливанием наносится геометрический ямчатый декор из крестиков, кружочков, звёздочек и так далее. Из таких штампиковых оттисков составляются часто целые геометрические рисунки. Этот процесс называется «расточка». Саратовская игрушка – это многообразие оттенков глин, штампиков и штампиковых геометрических рисунков.


По данным исследователей эта игрушка намного старше дымковской, хотя точная дата появления саратовской игрушки неизвестна, но исчезновение пришлось на 1960-е годы. Аналогов Саратовской игрушки не существует. Изготовление игрушки обычно было делом мастера-одиночки, а сбыт таких игрушек производился на рынках Саратова и пригородов. Своеобразная "ямчатая" игрушка помогала воспитывать детей и украшала быт сельчан. Долгое время данный вид искусства был незаслуженно забыт и возрождается благодаря мастеру художественной лепки из глины Петру Петровичу Африкантову он унаследовал технологию лепки от мастера Пахомовой Пелагеи Андрияновны 1916 г.р. Несмотря на то, что технология изготовления игрушки была частично утеряна, считается, что сейчас она полностью восстановлена. В Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева и в Саратовском областном музее краеведения, представлены традиционные глиняные саратовские игрушки.


Игрушка изготавливается с обжигом (жжёнка) и без обжига (сушка). Цвет жжёнки золотистый, эта игрушка лепилась из серо-белой глины с добавлением желтоватой (бежевой), Сырьё для изготовления игрушек, предназначенных для обжига, тщательно перерабатывается, оно измельчается на мельнице в муку, просеивается или в жидком состоянии процеживалось через частое сито или материю. Таким способом из глиняной массы удаляются крупинки извести, которые повреждают изделие. Дальше фигурка обрабатывалась геометрическими штампиками, сушилась и обжигалась. Именно из-за обжига она имела приятный золотистый цвет. В штампиковые углубления закапывалась обычно коричневая глина. Сейчас закапываются и другие красители. После закапки покрывалась молоком или яйцом.


Цвет сушки всегда природный цвет глины — бело-серый или светло-коричневый, до желтоватого, эта игрушка не обжигалась в печи. Она лепилась из серо-белой саратовской глины, обрабатывались геометрическими штампиками, сушились, подкрашивались и покрывались молоком. Игрушка всегда имела естественный цвет глины и полностью красителями не закрашивалась. Места залегания серо-белой глины – склоны саратовских гор вдоль Волги, есть выходы глиняного пласта в различных местах Саратовского и Татищевского районов.


Декорируется саратовская игрушка уникальным древним ямчатым способом. На сыром изделии штампиками оттискиваются геометрические рисунки в виде ямок. В этом состоят её художественная ценность и главная отличительная особенность от других известных игрушек. По сырому изделию штампиками с геометрическим рисунком (линии, квадраты, уголки, кружочки, полушария, точки, звёздочки, треугольнички и др.) оттискивается на теле игрушки геометрический рисунок. После высыхания изделия, в штампиковые углубления (выборочно) закапывается краситель или красители. Раньше красителями служили местные разноцветные глины. Сейчас для подкраски используются гуашь и темпера. Потом на изделие тампоном (пульверизатором) наносится молоко (клей ПВА, ацетоновый бесцветный лак). В результате чего, поверхность изделия получает матовый блеск. Чтобы изделие блестело сильнее, сверху по первому покрытию наносится масляный бесцветный лак. Надо отметить, что в результате покрытия лаком изделие отражает солнечные лучи не только всей своей поверхностью, но и каждое штампиковое углубление на теле изделия отражает лучи по-своему, оно даёт свой угол отражения и свой лучевой спектр.


У всех игрушек гривы коней, глаза, копытца, подкрашиваются чёрной или тёмно-коричневой краской. После подкрашивания, изделие покрывается молоком, бесцветным водоэмульсионным лаком или нитролаком, на который, для лучшего блеска, наносится бесцветный масляный лак. Отличается Саратовская глиняная игрушка от других глиняных игрушек своим декором, особенность которого состоит в подкрашенных и отлакированных геометрических штампиковых углублениях.


В основном на Саратовщине лепили животных. Фигурки были узнаваемы и лепились в различных позах, из которых при игре составлялись игровые сценки. Наибольшей популярностью пользовались свистки с головами животных. Свистки были разной величины: маленькие – с одним или двумя игральными отверстиями и большие свистки – «гуделки». «Гуделки», чаще всего, лепились в виде птиц, у которых в хвостовой части делалось вдувное отверстие. По бокам проделывалось до шести игральных отверстий. Людей, по сравнению с животными, лепилось мало. В арсенал животных входил верблюд. Игрушки лепились как в статичном состоянии, так и в игровых позах.

Личный кабинет

Для поиска нужной информации нужно набрать слово или фразу и нажать на кнопку поиска. Поиск ведется по полному совпадению фразы, поэтому лучше набирать два-три слова, например, "база отдыха чардым" - 2 варианта. Написав слишком просто, например, "лес" Вы получите все возможные результаты около 620 вариантов. Поиск ведется по всем параметрам, таким как: название, адрес, присутствие в тексте и тп.

Регистр не имеет значения, то есть Вы можете писать как заглавными буквами, так и прописными.

Поиск достопримечательностей по сайту

Как искать интересные места на сайте

Для поиска нужной информации нужно набрать слово или фразу и нажать на кнопку поиска. Поиск ведется по полному совпадению фразы, поэтому лучше набирать два-три слова, например, "база отдыха чардым" - 2 варианта. Написав слишком просто, например, "лес" Вы получите все возможные результаты около 620 вариантов. Поиск ведется по всем параметрам, таким как: название, адрес, присутствие в тексте и тп.

Регистр не имеет значения, то есть Вы можете писать как большими буквами, так и малыми.

Поиск достопримечательностей по району


Как искать интересные места и достопримечательности по региону

Для поиска нужной информации нужно в окне "Выбрать регион" нажать на нужное значение. Поиск ведется по всем локациям и объектам принадлежащим выбранному региону, кроме некоторых объектов, занимаюих несколько районов, таких как реки.

В списке появятся все статьи, где в адресе указан выбранный регион, это может быть район Саратовской области, города Саратов и Энгельс, а так же, поиск дает некоторые результаты по соседним с Саратовской областью областям.

Саратовская глиняная игрушка наравне с саратовской гармошкой является брендом Саратовской области. Гончарное ремесло всегда была одним из главных народных промыслов в Саратовской губернии. Зародился данный вид творчества в деревня Малая Крюковка Татищевского района. Промысел зародился в начале 17 века в пригородных русских деревнях Саратова и на окраинах города по месту залегания пригодных для изготовления игрушки глин. Широкое распространение получил промысел во второй половине 19 века. По мнению историков, навыки изготовления игрушки на саратовскую землю, возможно, были привезены первыми поселенцами, которые заселяли необжитые земли по берегам реки Большой Колышлей и его притоку реки Крюковка, так же как производство сарпинки завезено немецкими ткачами. Обычно в те времена приезжал барин с крестьянами и заселял отведённую ему землю. Переселение производилось из разных мест государства и отследить, откуда переехали на саратовскую землю игрушечники, сегодня не представляется возможным.

На Саратовщине не было отдельного промысла по изготовлению глиняной игрушки. Игрушку мастера- одиночки ваяли по вечерам, в свободное от основной работы время. Лепили кто лучше, кто похуже, кто с обжигом делал, а кто без обжига, кто из серо-белой глины, а кто из коричневой. На Саратовщине игрушки полностью не покрывались красителями, как в Дымково и других местах. Цвет глины, был определяющим цветом. Сердце Саратовской игрушки – её декоре. После лепки игрушка декорируется. А декор у ней особенный, не как у других. Она декорируется древним ямчатым способом. На тело игрушки штампиками, вдавливанием наносится геометрический ямчатый декор из крестиков, кружочков, звёздочек и так далее. Из таких штампиковых оттисков составляются часто целые геометрические рисунки. Этот процесс называется «расточка». Саратовская игрушка – это многообразие оттенков глин, штампиков и штампиковых геометрических рисунков.

По данным исследователей эта игрушка намного старше дымковской, хотя точная дата появления саратовской игрушки неизвестна, но исчезновение пришлось на 1960-е годы. Аналогов Саратовской игрушки не существует. Изготовление игрушки обычно было делом мастера-одиночки, а сбыт таких игрушек производился на рынках Саратова и пригородов. Своеобразная "ямчатая" игрушка помогала воспитывать детей и украшала быт сельчан. Долгое время данный вид искусства был незаслуженно забыт и возрождается благодаря мастеру художественной лепки из глины Петру Петровичу Африкантову он унаследовал технологию лепки от мастера Пахомовой Пелагеи Андрияновны 1916 г.р. Несмотря на то, что технология изготовления игрушки была частично утеряна, считается, что сейчас она полностью восстановлена. В Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева и в Саратовском областном музее краеведения , представлены традиционные глиняные саратовские игрушки.

Игрушка изготавливается с обжигом (жжёнка) и без обжига (сушка). Цвет жжёнки золотистый, эта игрушка лепилась из серо-белой глины с добавлением желтоватой (бежевой), Сырьё для изготовления игрушек, предназначенных для обжига, тщательно перерабатывается, оно измельчается на мельнице в муку, просеивается или в жидком состоянии процеживалось через частое сито или материю. Таким способом из глиняной массы удаляются крупинки извести, которые повреждают изделие. Дальше фигурка обрабатывалась геометрическими штампиками, сушилась и обжигалась. Именно из-за обжига она имела приятный золотистый цвет. В штампиковые углубления закапывалась обычно коричневая глина. Сейчас закапываются и другие красители. После закапки покрывалась молоком или яйцом.

Цвет сушки всегда природный цвет глины — бело-серый или светло-коричневый, до желтоватого, эта игрушка не обжигалась в печи. Она лепилась из серо-белой саратовской глины, обрабатывались геометрическими штампиками, сушились, подкрашивались и покрывались молоком. Игрушка всегда имела естественный цвет глины и полностью красителями не закрашивалась. Места залегания серо-белой глины – склоны саратовских гор вдоль Волги, есть выходы глиняного пласта в различных местах Саратовского и Татищевского районов.

Декорируется саратовская игрушка уникальным древним ямчатым способом. На сыром изделии штампиками оттискиваются геометрические рисунки в виде ямок. В этом состоят её художественная ценность и главная отличительная особенность от других известных игрушек. По сырому изделию штампиками с геометрическим рисунком (линии, квадраты, уголки, кружочки, полушария, точки, звёздочки, треугольнички и др.) оттискивается на теле игрушки геометрический рисунок. После высыхания изделия, в штампиковые углубления (выборочно) закапывается краситель или красители. Раньше красителями служили местные разноцветные глины. Сейчас для подкраски используются гуашь и темпера. Потом на изделие тампоном (пульверизатором) наносится молоко (клей ПВА, ацетоновый бесцветный лак). В результате чего, поверхность изделия получает матовый блеск. Чтобы изделие блестело сильнее, сверху по первому покрытию наносится масляный бесцветный лак. Надо отметить, что в результате покрытия лаком изделие отражает солнечные лучи не только всей своей поверхностью, но и каждое штампиковое углубление на теле изделия отражает лучи по-своему, оно даёт свой угол отражения и свой лучевой спектр.

У всех игрушек гривы коней, глаза, копытца, подкрашиваются чёрной или тёмно-коричневой краской. После подкрашивания, изделие покрывается молоком, бесцветным водоэмульсионным лаком или нитролаком, на который, для лучшего блеска, наносится бесцветный масляный лак. Отличается Саратовская глиняная игрушка от других глиняных игрушек своим декором, особенность которого состоит в подкрашенных и отлакированных геометрических штампиковых углублениях.

В основном на Саратовщине лепили животных. Фигурки были узнаваемы и лепились в различных позах, из которых при игре составлялись игровые сценки. Наибольшей популярностью пользовались свистки с головами животных. Свистки были разной величины: маленькие – с одним или двумя игральными отверстиями и большие свистки – «гуделки». «Гуделки», чаще всего, лепились в виде птиц, у которых в хвостовой части делалось вдувное отверстие. По бокам проделывалось до шести игральных отверстий. Людей, по сравнению с животными, лепилось мало. В арсенал животных входил верблюд. Игрушки лепились как в статичном состоянии, так и в игровых позах.

2015 год. Технология изготовления Саратовской глиняной игрушки занесена в реестр области как объект нематериального культурного наследия (ОНКН). Информация напечатана на сайте Саратовского областного центра народного творчества. С этих же пор саратовская глиняная игрушка участвует во всех фестивалях и ярмарках, проводимых в городе.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как появились на Руси глиняные игрушки? И почему они такие разные? Филимоновская, каргопольская, дымковская, тульская… Глиняные "достопримечательности" можно обнаружить во многих областях России. Русские игрушки преимущественно изготавливались из двух материалов: глины ( Абашевская , Дымковская игрушка ) и дерева ( матрёшка , Мазыкская игрушка , Птица счастья ). Этот материал будет посвящен отдельным местам производства глиняной игрушки. Начнем с буквы "А" и далее по алфавитному списку с некоторыми отклонениями:

  1. Пензенская (Абашевская);
  2. Городецкая (Жбанниковская);
  3. Вятская (Дымковская);
  4. Архангельская (Каргопольская);
  5. Курская и Орловская (Плешковская и Чернышенская, Кожлянская );
  6. Рязанская ( Сапожковская)
  7. Костромская (Петровская или Сусанинская);
  8. Новоторжская;
  9. Новгородская (Солецкая);
  10. Липецкая (Романовская);
  11. Рязанская (Скопинская);
  12. Старооскольская;
  13. Тульская (Филимоновская);
  14. Калужская (Хлудневская)
  15. Воронежская;

1. Аб́ашевская игрушка

Русский художественный промысел , сформировавшийся в Спасском уезде , ныне Спасском районе Пензенской области. Производство игрушки возникло в XIX в. на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале XX в. кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины. Активное развитие абашевской игрушки припадает на XX век, одним из самых известных мастеров в те годы был Тимофей Зоткин. Абашево не было обычным селом. Особенность его проистекала из староверческого большинства его жителей. Влияние религиозных убеждений особенно явно проявилось в изделиях абашевских мастеров. Они любили изображать золоторогого оленя с фантастическими рогами, напоминающими лестницу. Это отражение мифологии старообрядцев: лестница ведёт к богу.

Главная особенность таких игрушек - удлинённое туловище и короткие ноги , на фоне которых сразу же привлекает внимание неестественно длинная шея . Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами (символ древа жизни в язычестве или лестницы у старообрядцев) . Подобным образам присуща некая сатиричность. Традиционный размер игрушки – в ладонь. Окраска однотонная, встречается позолота или серебрение (краской). Основные цвета – красный, синий и зелёный.

Встречаются и совсем необычные персонажи – такие, как городовой-взяточник с курами, встречается и в виде кентавра, и на свинье!

Встречаются и совсем необычные персонажи – такие, как городовой-взяточник с курами, встречается и в виде кентавра, и на свинье!

Лаконичность и однотонность раскраски усиливают влияние формы. В начале тридцатых годов иссякли запасы материалов для глазури , приобрести их стало невозможно – страна переживала трудности, а тут деревенскую кооперацию буквально заполнили всевозможных цветов масляные краски. Поначалу обожженные изделия расписывались маслом, а поверх покрывались лаком; когда же широкое распространение получили эмалевые краски , перешли на них – излишен стал этап лакирования.

В 1969 г. вернуться к работе с глиной старого мастера Акинфия Фроловича Зоткина (1883 – 1974 гг.), который в ту пору добирал восьмой десяток лет. Он положил начало производству на Беднодемьяновской (г. Беднодемьяновск (ныне г. Спасск) фабрике глиняных свистулек – дудок , изготовляя их руками, как это делали исстари. За время работы на фабрике Акинфий Фролович изготовил шесть тысяч свистулек. Его изделия, традиционные для абашевского промысла, в отличие от деревенских, были покрыты разноцветной поливой , что выделяло их из поделок других мастеров. На промыслах сложились целые династии и из других фамилий.

Абашевскую игрушку можно увидеть в Государственном историческом музее Москвы, Русском музее Санкт-Петербурга, музеях Сергиева Посада, Пензы. Компания ЗАО «Абашевская Керамика» награждена дипломом «за сохранение и возрождение народного искусства России».

Много подробностей об Абашевской игрушке здесь .

2. Городецкая или Жбанниковская игрушка

Городецкий район Нижегородской области известен как центр деревянной «городецкой» резьбы, но изготовление глиняных свистулек - «дудок» - малоизвестный народный промысел. Производство игрушек возникло здесь во второй половине XIX века. Крупный центр - западная часть Балахнинского уезда. Игрушку лепили в деревнях Роймине, Рыжухине, Смиркине, Прокурене, Язвицах, Шадрине и др.

Центром изготовления глиняных игрушек традиционно считается деревня Жбанниково, имя которой дало название всему промыслу. Городецкая земля — родина целого созвездия народных художественных промыслов.

Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трёх ногах-основах. Сначала делали дудки-свистульки в виде птиц. Со временем появились животные, всадники и женские фигурки. Местная свистулька получила известность в 1930-е гг., тогда же появились новые типы игрушк и, помимо традиционных (например, всадники ) и сложился характер росписи, сохраняющийся и в современной игрушке.

Удивительно то, что сегодняшняя традиционная жбанниковская свистулька мало чем отличается от средневековой, найденной при археологических раскопках на городецкой земле.

Удивительно то, что сегодняшняя традиционная жбанниковская свистулька мало чем отличается от средневековой, найденной при археологических раскопках на городецкой земле.

Причудливое сочетание красок в росписи создается использованием темной эмалевой краски в качестве фона, по которому наносятся пятна более светлых тонов. Рога, уши, копытца, конец хвостика - свистка, у птиц – гребешки, иногда серебрятся алюминиевой краской.

После этого тычком наносится несколько пятен эмалевой же краской, но другого цвета (красные пятна по желтому фону, молочно-белые по красному и т. д.). Продолжают расписывать игрушки и «под Хохлому».

Раньше для росписи игрушек мастерами использовались масляные краски , сегодня широкое применение получили темперные. В завершении игрушку окрашивали бесцветным лаком.

Много материалов о Городецкой игрушке здесь.

3. Дымковская игрушка

Пожалуй, самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой (в городе Кирове) . Они широко представлены во многих музеях. Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими фигурками и свистульками.

Самые старые образцы, созданные в XIX веке, очень редки. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымкове.

Первые свистульки лепили к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи» — в память о погибших в Хлыновском побоище 1418 года. Столкнулись тогда вятчане и устюжане — «своя своих не познаша». Заканчивались дни памяти всеобщей игрой на свистульках. Первое письменное упоминание о «дымке» относится к 1811 году.

Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».

Деньшин, Ал. Вятская глиняная игрушка в рисунках / Ал. Деньшин. М.: Издание собственность автора, 1917.

Деньшин, Ал. Вятская глиняная игрушка в рисунках / Ал. Деньшин. М.: Издание собственность автора, 1917.

Игрушечный промысел стал делом жизни для художника Алексея Деньшина. В 15 лет он впервые разглядел в глиняных фигурках настоящее искусство. Зарисовывал, изучал технологию, возил в музеи Москвы и Петербурга целые коллекции. Создал три рукописных альбома.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина , тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком . Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают. Готовую глиняную фигуру вначале покрывали смесью молока и мела, а затем поверху красками. Раньше игрушки расписывали темперными красками , замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти.

Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки -ромбики из потали или сусального золота , наклеенные поверх узора.

В основном, они представляют собой отдельно стоящие фигурки; сравнительно немного в это время композиций, объединенных общей пластиной-основанием. Самая многочисленная группа – игрушки-свистульки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Мужчина — этот образ в дымковской игрушке обыгрывают в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Читайте также: