Сборные модели донецкой фабрики игрушек

Обновлено: 28.03.2024

Донецкая фабрика игрушек "Укрпромигрушка" (ДФИ)

А в этой теме выкладываю список Олега Маликова по ремейкам
Думаю по этой теме возникнут дополнения и замечания
Надеюсь также на помощь авторитетов
огромное поле деятельности

"Укрпромигрушка" (г.Донецк):
Первое время колесные диски у всех моделей "Укрпромигрушки" окрашивались серебристой краской. Возможно, многие модели "Укрпромигрушки" выпускаются до сих пор.

A-6 Lancia Flavia Berlina 1961 г.
Ремейк Mebetoys
Пластмасса
Конец 70-х гг. – начало 90-х гг.
Модель выпускалась с указанием цены сверху надписи "MADE IN USSR" – "Ц 1Р 10К", "Ц 1Р 20К" и без указания цены.

A-11 Lancia Fulvia Coupe 1965 г.
Ремейк Mebetoys
Пластмасса
Конец 70-х гг. – начало 80-х гг.

А19 Mercedes-Benz 250SE 1965 г.
Ремейк Mebetoys
Пластмасса
Конец 70 гг. – начало 90-х гг.

A22 Chevrolet Corvette Rondine 1963 г.
Ремейк Mebetoys
Пластмасса
Конец 70-х гг. –
До конца 80-х гг. модель имела механизм автоматического открывания капота при открытии левой двери. Последние выпуски с неровными линиями сетки на облицовке радиатора, с фарами без сеточек рассеивателей.

A-26 Rolls-Royce Silver Shadow Coupe 1966 г.
Ремейк Mebetoys
Пластмасса
1980 г. – начало 90-х гг.

A-44 Bertone Runabout 1969 г.
Ремейк Mebetoys-Mattel
Пластмасса
Середина 80-х гг. – начало 90-х гг.

А-102 De Tomaso Pantera 1971 г.
Ремейк Mebetoys
Пластмасса
Начало 80-х гг. – начало 90-х гг.
Модель полностью аналогична De Tomaso, выпускавшейся на Киевской фабрике игрушек, но имела стандартные для донецких моделей колеса, эмблему фабрики на днище и другую коробку.

Renault R16 1965 г.
Ремейк Politoys
Пластмасса, металл
1974 г. – начало 90-х гг.
Выпускался в индивидуальной коробке с изображением только данной модели и в групповой коробке аналогичного дизайна с изображениями моделей Fiat 125, Ghia V.280, Iso Grifo и Renault 16.
В начале производства днище модели хромировалось.
В первые годы производства выпускался также металлический вариант модели.

Fiat 125 1967 г.
Ремейк Politoys
Пластмасса
1974 г. – начало 90-х гг.
Выпускался в индивидуальной и в групповой коробках.
В начале производства днище модели хромировалось.

Volkswagen Variant 1600 ~1966 г.
Ремейк Politoys
Пластмасса
1974 г. – конец 70-х гг.

Chrysler (Ghia) Valiant V-280 1964 г.
Ремейк Politoys
Пластмасса, металл
1974 г. – начало 90-х гг.
Выпускался в индивидуальной и в групповой коробках. В начале производства днище модели хромировалось. В первые годы производства выпускался также металлический вариант модели, имевший неоткрывающиеся двери без имитации интерьера с внутренних сторон дверей, крепление днища двумя шурупами и меньшие дверные ручки.
Модель неправильно названа производителями Ghia V.280.

Autobianchi Primula Coupe 1965 г.
Ремейк Politoys
Пластмасса, металл
1974 г. – начало 90-х гг.
В начале производства днище модели хромировалось.
В первые годы производства выпускался также металлический вариант модели.

Iso Grifo 1965 г.
Ремейк Politoys
Пластмасса
1975 г. – начало 90-х гг.
Выпускался в индивидуальной и в групповой коробках.
В начале производства днище модели хромировалось.

Ferrari 275GTB/4 1966 г.
Ремейк Politoys
Пластмасса, металл
1975 г. – начало 90-х гг.
В первые годы производства выпускался также металлический вариант модели, отличающийся эмблемой завода в передней части днища и отсутствием глушителей

Ford Mustang 2+2 Bertone 1965 г.
Ремейк Politoys
Металл, пластмасса
Начало 80-х гг. – начало 90-х гг.
Выпускался в коробке с прозрачным пластмассовым колпаком. Также производился пластмассовый вариант.


Уточненный (особенно по срокам выпуска) вариант:

"Укрпромигрушка" (г.Донецк):
Первое время колесные диски у всех моделей "Укрпромигрушки" окрашивались серебристой краской. Возможно, многие модели "Укрпромигрушки" выпускаются до сих пор.

A-6 Lancia Flavia Berlina 1961 г.
Ремейк Mebetoys
Пластмасса
~1980 г. – начало 90-х гг.
Модель выпускалась с указанием цены сверху надписи "MADE IN USSR" – "Ц 1Р 10К", "Ц 1Р 20К" и без указания цены.

A-11 Lancia Fulvia Coupe 1965 г.
Ремейк Mebetoys
Пластмасса
~1980 г. – начало 80-х гг.

А19 Mercedes-Benz 250SE 1965 г.
Ремейк Mebetoys
Пластмасса
~1980 г. – начало 90-х гг.
Первые выпуски имели надписи на дне «MEBETOYS» и «MADE IN ITALY».

A22 Chevrolet Corvette Rondine 1963 г.
Ремейк Mebetoys
Пластмасса
~1980 г. –
До конца 80-х гг. модель имела механизм автоматического открывания капота при открытии левой двери. Последние выпуски с неровными линиями сетки на облицовке радиатора, с фарами без сеточек рассеивателей. Первые выпуски имели надпись на днище "Ц 1Р 40К".

A-26 Rolls-Royce Silver Shadow Coupe 1966 г.
Ремейк Mebetoys
Пластмасса
1980 г. – начало 90-х гг.

A-44 Bertone Runabout 1969 г.
Ремейк Mebetoys-Mattel
Пластмасса
Середина 80-х гг. – начало 90-х гг.

А-102 De Tomaso Pantera 1971 г.
Ремейк Mebetoys
Пластмасса
~1980 г. – начало 90-х гг.
Модель полностью аналогична De Tomaso, выпускавшейся на Киевской фабрике игрушек, но имела стандартные для донецких моделей колеса, эмблему фабрики на днище и другую коробку.

Renault R16 1965 г.
Ремейк Politoys
Пластмасса
1975 г. – начало 90-х гг.
Выпускался в индивидуальной коробке с изображением только данной модели и в групповой коробке аналогичного дизайна с изображениями моделей Fiat 125, Ghia V.280, Iso Grifo и Renault 16.
В начале производства днище модели хромировалось.

Fiat 125 1967 г.
Ремейк Politoys
Пластмасса
1975 г. – начало 90-х гг.
Выпускался в индивидуальной и в групповой коробках.
В начале производства днище модели хромировалось.

Volkswagen Variant 1600 ~1966 г.
Ремейк Politoys
Пластмасса
1975 г. – конец 70-х гг.

Chrysler (Ghia) Valiant V-280 1964 г.
Ремейк Politoys
Пластмасса, металл
1975 г. – начало 90-х гг.
Выпускался в индивидуальной и в групповой коробках. В начале производства днище модели хромировалось. В первые годы производства выпускался также металлический вариант модели, имевший неоткрывающиеся двери без имитации интерьера с внутренних сторон дверей, крепление днища двумя шурупами и меньшие дверные ручки. Возможно металлический вариант модели выпускался и на Киевской фабрике игрушек им. Ватутина в начале 90-х.
Модель неправильно названа производителями Ghia V.280.

Autobianchi Primula Coupe 1965 г.
Ремейк Politoys
Пластмасса
1975 г. – начало 90-х гг.
В начале производства днище модели хромировалось.

Iso Grifo 1965 г.
Ремейк Politoys
Пластмасса
1975 г. – начало 90-х гг.
Выпускался в индивидуальной и в групповой коробках.
В начале производства днище модели хромировалось.

Ferrari 275GTB/4 1966 г.
Ремейк Politoys
Пластмасса
1975 г. – начало 90-х гг.
C 1986 – с эмблемой завода в передней части днища; позже исчезли глушители и хром.

Ford Mustang 2+2 Bertone 1965 г.
Ремейк Politoys
Металл, пластмасса
Начало 80-х гг. – начало 90-х гг.
Выпускался в коробке с прозрачным пластмассовым колпаком. Также производился пластмассовый вариант.

А-45 Alfa-Romeo Iguana 1969 г.
Ремейк Mebetoys-Mattel
Пластмасса
Середина 80-х гг. – начало 90-х гг.
Аналогична модели Киевской фабрики игрушек, но с эмблемой ДФИ на днище.

Mercedes-Benz 230SL 1963 г.
Ремейк Politoys
Металл
Конец 70-х гг. - начало 90-х гг.
Кроме другого руля, аналогична модели Киевской фабрики игрушек.


На фото: пример сотрудничества: автотрейлейр северодонецкого производства с донецкими моделями

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Донецкая фабрика игрушек (ДФИ) первой в СССР освоила массовое производство пластмассовых копий автомобилей в масштабе 1:43. В 1974 г. цех механической игрушки изготовил первые 56 тыс. масштабных моделей автомобилей (30 тыс. из которых были поставлены на экспорт). Фактически все эти модели – ремейки снятых с производства моделей иностранных фирм «Politoys» и «Mebetoys». В первую производственную серию вошли модели: Renault R16, FIAT 125, Autobianchi Primula Coupe, Volkswagen 1600 Familkar и Ghia V.280. В течение 1975 г. было изготовлено уже 150 тыс. моделей. Кроме того, к пяти названным вскоре прибавились Ferrari 275GBT/4 и ISO Grifo. Примерно половина выпущенных моделей экспортировалась в социалистические страны. Цена моделей производства ДФИ была вполне доступной, поэтому они быстро раскупались не столько коллекционерами, сколько родителями в качестве игрушек. Правда, уже в наше время они стали коллекционными редкостями.

Следует отметить, что ремейки (от англ. «remake» - переделывать) советского производства, сильно отличались от своих зарубежных прототипов. Так, красочные коробки с прозрачными вставками в СССР были заменены грубыми картонными. Оригинальные колеса заменялись упрощенными, унифицированными для всех моделей. Зачастую машинки имели отвратительное качество литья и окраски. Многие модели в 1980-х – начале 1990-х гг. делались из пластмассы ввиду того, что литьевые формы были основательно изношены и не выдерживали литья из металла. Названия машин указывались сокращенно, а то и вовсе неправильно.

Модели автомобилей, выпускавшиеся ДФИ:

------
Alfa-Romeo Iguana (1969 г.)
Ремейк модели фирмы «Mebetoys-Matell» (Италия). Номер А-45 по каталогу ДФИ. Металл. Выпускалась в середине 1980-х (1982 г.?) – начале 1990-х гг. Крепление днища осуществлялось двумя шурупами. Первоначально модель выпускалась на Киевской фабрике игрушек им. Ватутина, а затем литьевые формы были переданы на ДФИ. Модель имела цену 3 руб. 85 коп., а с 1984 г. – 3 руб. 50 коп.





------
Autobianchi Primula Coupe (1965 г.)
Ремейк модели фирмы «Politoys» (Италия). Номер А-5 по каталогу ДФИ. Пластмасса, металл. Выпускалась в 1974 г. – начале 1990-х гг. В начале производства выпускался металлический вариант модели. В дальнейшем, после перехода на выпуск из пластмассы, днище модели металлизировали.




------
Bertone Runabout (1969 г.)
Ремейк модели фирмы «Mebetoys-Matell» (Италия). Номер А-44 по каталогу ДФИ. Пластмасса. Выпускалась в середине 1980-х – начале 1990-х гг.

------
Chevrolet Corvette Rondine Pininfarina (1963 г.)
Ремейк модели фирмы «Mebetoys» (Италия). Номер А-22 по каталогу ДФИ. Пластмасса. Выпускалась в конце 1970-х – начале 1990-х гг. До конца 1980-х гг. модель имела механизм автоматического открывания капота при открытии левой двери. Последние выпуски имели неровные линии сетки на облицовке радиатора и фары без сеточек рассеивателей. Первые модели имели цену 1 руб. 40 коп., затем с 1984 г. – 1 руб. 25 коп.






------
De Tomaso Pantera (1971 г.)
Ремейк модели фирмы «Mebetoys» (Италия). Номер А-102 по каталогу ДФИ. Пластмасса. Выпускалась в начале 1980-х (1983 г.?)– начале 1990-х гг. Аналогичная модель выпускалась на Киевской фабрике игрушек им. Ватутина.

------
Ferrari 275GBT/4 (1966 г.)
Ремейк модели фирмы «Politoys» (Италия). Номер 540 по каталогу «Politoys». Номер А-27 по каталогу ДФИ. Пластмасса, металл. Выпускалась в 1975 г. – начале 1990-х гг. В начале производства выпускался металлический вариант модели, затем только пластмасса. Аналогичная модель, в металлическом варианте, выпускалась на Производственном объединении «Электробытмаш» (г. Донецк).





------
FIAT 1100R
Номер А-9 по каталогу ДФИ. Некоторыми коллекционерами выпуск этой модели ДФИ ставится под сомнение.

------
FIAT 125 (1967 г.)
Ремейк модели фирмы «Politoys» (Италия). Номер 578 по каталогу «Politoys». Пластмасса. Выпускалась в 1974 г. – начале 1990-х гг. Выпускалась в индивидуальной или универсальной коробках. В начале производства днище модели металлизировали.




------
Ford Mustang 2+2 Bertone (1965 г.)
Ремейк модели фирмы «Politoys» (Италия). Металл, пластмасса. Выпускалась в начале 1980-х – начале 1990-х гг. Упаковывалась в коробку с прозрачным пластмассовым колпаком. Также производился полностью пластмассовый вариант модели. Аналогичная модель выпускалась на Киевской фабрике игрушек им. Ватутина.






------
Ghia V.280 (1964 г.)
Ремейк модели фирмы «Politoys» (Италия). Номер 550 по каталогу «Politoys». Название указано ошибочно, оригинальная модель называлась Chrysler Valiant V.280. Пластмасса, металл. Выпускалась в 1974 г. – начале 1990-х гг. Выпускалась в индивидуальной или универсальной коробках. В начале производства выпускался металлический вариант, имевший не открывающиеся двери без имитации интерьера с внутренней стороны и меньшие дверные ручки. Крепление днища осуществлялось двумя шурупами. В начале производства пластмассового варианта днище металлизировали.



------
ISO Grifo (1965 г.)
Ремейк модели фирмы «Politoys» (Италия). Номер 553 по каталогу «Politoys». Пластмасса. Выпускалась в 1975 г. – начале 1990-х гг. Упаковывалась в индивидуальную или универсальную коробки. В начале производства днище модели металлизировали.



------
Lancia Flavia Berlina (1961 г.)
Ремейк модели фирмы «Mebetoys» (Италия). Номер А-6 по каталогу ДФИ. Пластмасса. Выпускалась в конце 1970-х – начале 1990-х гг. Первые выпуски имели цену 1 руб. 20 коп., выштампованную на днище модели, затем с 1984 г. – 1 руб. 10 коп.



------
Lancia Fulvia Coupe (1965 г.)
Ремейк модели фирмы «Mebetoys» (Италия). Номер А-11 по каталогу ДФИ. Пластмасса. Выпускалась в конце 1970-х – начале 1980-х гг. Некоторыми коллекционерами выпуск этой модели ДФИ ставится под сомнение.

------
Mercedes-Benz 230SL (1963 г.)
Ремейк модели фирмы ««Politoys» (Италия). Металл. Выпускалась в конце 1970-х – начале 1990-х гг. Первоначально модель выпускалась на Киевской фабрике игрушек им. Ватутина, а затем литьевые формы были переданы на ДФИ. Модель имела цену 3 руб. 50 коп.






------
Mercedes-Benz 250SE (1965 г.)
Ремейк модели фирмы «Mebetoys» (Италия). Номер А-19 по каталогу ДФИ. Пластмасса. Выпускалась в конце 1970-х – начале 1990-х гг. Первые выпуски не отличались от итальянского прототипа и даже имели выштампованные надписи на днище «Mebetoys» и «Made in Italy». Но донецкие «Мерседесы» уже изначально имели пластмассовый корпус и металлизированное днище. Впрочем, вскоре надписи на днище изменили, а его само начали выпускать под цвет корпуса.





------
Renault R16 (1965 г.)
Ремейк модели фирмы «Politoys» (Италия). Пластмасса, металл. Выпускалась в 1974 г. – начале 1990-х гг. В начале производства выпускалась из металла. Имела индивидуальную коробку с изображением данной модели или универсальную, с изображениями моделей FIAT 125, Ghia V.280, ISO Grifo и Renault R16. Первоначально, после перехода на пластмассу, днище модели металлизировали.



------
Rolls Roys Silver Shadow Coupe (1966 г.)
Ремейк модели фирмы «Mebetoys» (Италия). Номер А-26 по каталогу ДФИ. Пластмасса. Выпускалась в 1980 г. – начале 1990-х гг.


------
Volkswagen 1600 Familkar Variant (1966 г.)
Ремейк модели фирмы «Politoys» (Италия). Номер 542 по каталогу «Politoys». Пластмасса. Выпускалась в 1974 г. – конце 1970-х гг.





Использованная литература:
Бармасов А. Отечественные изготовители моделей. // Автомобильный моделизм. - № 4. – М., 2000. – с. 6 – 8.
Дементьев Д. От ремейков к ремейкам. // Автомобильный моделизм. - № 3. – М., 2006. – с. 20 – 23.
Маликов О. Ремейки. // Автомобильный моделизм. - № 1. – М., 2006. – с. 20 – 23.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Кто из нас в детстве не играл в солдатики!? Да-да, в тех самых маленьких черных или коричневых викингов, пиратов, легионеров, индейцев, ковбоев и больших неандертальцев, викингов, скаутов и пехотинцев! Эти пластмассовые наборы хорошо помнят мальчишки конца 1970-х, 1980-х и даже начала 1990-х гг. И даже сейчас на интернет-форумах коллекционеров можно найти взрослых мужчин, которые все так же увлеченно, как в детстве, хранят, продают, покупают и обмениваются такими солдатиками.

Выпускали их на Донецкой фабрике игрушек с 1977 по 1994 гг. «Донецкие» солдатики поражали воображение: они были максимально реалистичными, отличались динамичными позами – замахивались, рубили, стреляли, кололи. И цена на эти игрушки была вполне доступной: набор из 8 маленьких фигурок стоил 50 копеек, из 6 больших – 1,5 рубля.

По своему происхождению «донецкие» солдатики были вполне себе «буржуйскими». Дело в том, что весной 1971 г. на XXIV съезде КПСС было принято решение об увеличении выпуска детских игрушек в СССР. Имевшихся в наличии мощностей, оборудования и пр. не хватало, поэтому за дело взялись с истинно советским размахом. Уже в 1973 г. заработала специально построенная фабрика игрушек в Донецке, оснащенная самым передовым оборудованием. На тот момент она стала самым большим игрушечным предприятием в СССР и одним из крупнейших в Европе.

«Старшие братья» наших солдатиков являлись произведением американской фирмы «Louis Marx Toys». Ее владелец, Луис Маркс, в новогоднем номере журнала «Time» за 1955 г. был назван «Королем Игрушек». В 1972 г. Маркс продал свои предприятия американской компании «Quaker Oats». В 1975 г. «Quaker Oats» перепродала игрушечную империю британской компании «Dunbee-Combex». А затем, в том же 1975 г. представителями Министерства легкой промышленности СССР было подписано соглашение с «Dunbee-Combex», поставившей через совместную советско-британскую фирму «Novo Toys Ltd.» пресс-формы для выпуска «донецких» солдатиков.



Скауты. 150 мм



Индейцы



Ковбои, чаще всего именовавшиеся донецкими мальчишками "ковбойцами" :)



Пираты



Викинги



Неандертальцы, чаще всего попросту называвшиеся "первобытными"



Римские легионеры



Викинги, 150 мм

“Novo Toys Limited” — под этим сложным названием скрывалась дочерняя фирма-посредник, основанная в конце 1976 года специально для поддержания прямых торговых отношений с советской фирмой “Novoexport”. Фактическое управление находилось у руководства компании “Rovex Models and Hobbies”, входившей тогда в концерн DCM.

Причина для расставания с “фроговскими” пресс-формами была вполне прозаической. В течении 1970-х гг. британская экономика находилась в состоянии рецессии, что в совокупности с повышением цен на нефть делало торговлю продукцией из пластика едва ли не убыточным предприятием. Вместе с тем, отделение фирмы “Rovex Models and Hobbies”, непосредственно относившееся к FROG, хоть и потеряло позиции на рынке моделей, но всё ещё продолжало более-менее уверенно “держаться на плаву”.

В создавшейся ситуации, чтобы погасить долги других филиалов и дочерних фирм, руководство концерна DCM приняло решение продать “фроговскую” производственную оснастку, а саму торговую марку ликвидировать — этот процесс начался в 1974 году и логически завершился в 1977-м году, когда пресс-формы для самолётов стран Оси выкупила фирма “Revell”.

Впрочем, советский период в истории “фроговских” разработок начался несколько раньше. Договор на приобретение пресс-форм для пластиковых моделей, продававшихся на британском рынке под торговой маркой FROG, был подписан ещё в августе 1975 года. Интересная особенность подписанного соглашения заключалась в том, что советская сторона упорно не хотела рассчитываться за производственную оснастку (большая часть которой была не первой свежести) драгоценной валютой, в результате чего британцы согласились принять в качестве расчета готовые отливки. Соответственно, вся полиграфия, равно как и процесс комплектации, производился в Великобритании.

В Советском Союзе о таких нюансах не знали, в связи с чем, несмотря на явные противоречия, возникло два устоявшихся заблуждения и давно уже пришло время развенчать эти мифы:

1. Фирма Novo Toys Limited не являлась производителем моделей. Британская сторона получала отливки из СССР.

2. Сборка полных комплектов (полиграфия + отливки) не производилась в Советском Союзе. В 1981-м году остатки полиграфии были переданы советской стороне в рамках дополнительного соглашения.

А теперь подробнее.

Сразу после заключения соглашения компания “Rovex Models and Hobbies”, готовясь к прибытию отливок советского производства, решила пойти по пути наименьшего сопротивления и под конец 1975 года выпустила три тестовые партии коробок для моделей Supermarine S.6B, De Havilland D.H.60 и Lavochkin La-7. За основу были взяты “белые” коробки типа H1 с минимальным форм-фактором, с которых были удалены изображения самолётов стран Оси и вся атрибутика FROG. Такие безымянные коробки часто называются “нововскими”, хотя на самом деле к ним они никакого отношения не имели, поскольку на тот момент такой фирмы просто не существовало. Инструкций для них напечатать не успели, зато имелся некоторый запас “фроговских” декалей.

Примечательно, что выбирая бокс-арты для “синих” коробок британские дизайнеры не везде использовали последние издания FROG в качестве исходных образцов. Так, часть рисунков создавалась заново (например, для “Skua” и Super VC10), а для моделей автомобилей в масштабе 1/16, дирижабля R-100, истребителя “Gladiator” и лайнера “Britannia” вообще не успели подготовить полиграфию.

Пятизначные индексы “Ново” также имели свои особенности. Первая группа моделей, доставка которых в СССР была намечена на 1976-1977 гг., имела номера начинающиеся на “76”. Например, номер 76002 (принадлежавший SNCAM Dewoitine D.520) означал, что данная модель шла под номером “2” в группе 1976 года. Соответственно, вторая группа моделей, производство которых намечалось с 1978 года, получила индексы, начинающиеся на “78”.

Между тем, 76-е индексы вовсе не означали, что модели под ними были сразу же запущены в производство на советских предприятиях. Как раз, наоборот — в 1976 году из 39 наименований как минимум 8 (5 самолётов и 3 корабля) всё ещё выпускались в Великобритании под торговой маркой FROG, в то время как остальные только добирались до СССР. Более того, несмотря на выпуск каталога “Novo 1976”, британские моделисты узнали об этой торговой марке лишь в апреле 1977 года во время проведения ежегодной Ярмарки Игрушек в Бирмингеме. Соответственно, в продаже на внутреннем британском рынке “нововские” модели появились ещё позже и не стали каким-то откровением, хотя в плане розничной стоимости они на какой-то момент составили определённую конкуренцию моделям от “Airfix” и “Matcbox”.

С “экс-фроговскими” моделями был ещё один неоднозначный нюанс. Как многие знают, не все из них пошли на экспорт — часть моделей просто не успели (или не захотели) освоить в производстве, а другие попали под запрет (имеется в виду история с “Sea Fury”). Тем не менее, до момента ликвидации фирмы “Novo Toys Limited”, которая случилась по причине банкротства концерна DCM в 1980 году, британская сторона успела получить около 4.000.000(. ) комплектов отливок, не считая так называемых “promo” (тестовые партии), количество которых сейчас вряд ли удастся установить.

Поскольку планы на 1980-е гг. были грандиозными, успели напечатать огромное количество полиграфии, которые остались невостребованными. В рамках дополнительного соглашения всё это богатство в 1981 году передали представителям СССР, благодаря чему на советском внутреннем рынке появилась вполне легальная возможность приобрести экспортные комплекты.

Теперь перейдём к самому главному — так какие же предприятия занимались изготовлением моделей на производственной оснастке от FROG при существовании Советского Союза (то есть в период с 1976-го по 1991-й год включительно)?

Институт Игрушки (Загорск\Москва, РСФСР) – 1977-1980

ЦКТБИ (Москва, РСФСР) – 1977-1980

Бакинская фабрика игрушек (Баку, АзССР) – 1979-1991

Донецкая фабрика игрушек (Донецк, УССР) – 1977-2006

Завод “Контакт” (Саратов, РСФСР) – пресс-формы на хранении (Fokker F.VII)

Завод “Кругозор” (Москва, РСФСР) – 1977-2006

Завод “Огонек” (Москва, РСФСР) – 1977-2000

Завод “Прогресс” (Москва, РСФСР) – 1977-2006

Завод “Сухумприбор” (Сухуми, ГрССР) – 1980-1986

Завод “Счетмаш” (Курск, РСФСР) — 1979

Наро-Фоминский завод пластических масс (Наро-Фоминск, РСФСР) – 1979-1991

ПО “Закарпатприбор” (Ужгород, УССР) — 1988

ПО “Мир” (Минск, БССР) – 1979-1996

ПО “Сихарули” (Тбилиси, ГрССР) — 1979

Харьковская фабрика игрушек (Харьков, УССР) – пресс-формы на хранении (Super VC10 and “Wyvern”)

Химический завод “Луч” (Ярославль, РСФСР) – 1979-1991

Исходя из текущей информации невольно напрашивается вопрос — зачем нужно было так “распылять” пресс-формы? Можно же было их собрать на одном-двух, максимум — трех предприятиях? На самом деле всё не так просто, как кажется, поскольку в СССР существовала так называемая “концепция распределения”, в рамках которой каждая союзная республика получала свой “кусочек пирога”. Именно по этой причине производственная оснастка вплоть до середины 1980-х гг. периодически мигрировала между советскими предприятиями. Также стоит учитывать, что даже при существовании FROG в её “арсенале” одновременно присутствовало не более 70-80 наименований пластиковых моделей, поскольку сохранять в производстве больший ассортимент было очень тяжело экономически.

Никаких дополнительных принципов распределения по типам техники при СССР не существовало, поэтому модели разошлись между указанными предприятиями в случайном порядке. Другое дело, что удалось организовать четыре центра выпуска моделей — Донецк, Москва, Минск и Ташкент, где находилось более 80% всех “экс-фроговских” пресс-форм. Примерно в таком же составе в декабре 1991 года закончился советский период выпуска.

Донецкая фабрика игрушек "Укрпромигрушка" (ДФИ)

А в этой теме выкладываю список Олега Маликова по ремейкам
Думаю по этой теме возникнут дополнения и замечания
Надеюсь также на помощь авторитетов
огромное поле деятельности

"Укрпромигрушка" (г.Донецк):
Первое время колесные диски у всех моделей "Укрпромигрушки" окрашивались серебристой краской. Возможно, многие модели "Укрпромигрушки" выпускаются до сих пор.

A-6 Lancia Flavia Berlina 1961 г.
Ремейк Mebetoys
Пластмасса
Конец 70-х гг. – начало 90-х гг.
Модель выпускалась с указанием цены сверху надписи "MADE IN USSR" – "Ц 1Р 10К", "Ц 1Р 20К" и без указания цены.

A-11 Lancia Fulvia Coupe 1965 г.
Ремейк Mebetoys
Пластмасса
Конец 70-х гг. – начало 80-х гг.

А19 Mercedes-Benz 250SE 1965 г.
Ремейк Mebetoys
Пластмасса
Конец 70 гг. – начало 90-х гг.

A22 Chevrolet Corvette Rondine 1963 г.
Ремейк Mebetoys
Пластмасса
Конец 70-х гг. –
До конца 80-х гг. модель имела механизм автоматического открывания капота при открытии левой двери. Последние выпуски с неровными линиями сетки на облицовке радиатора, с фарами без сеточек рассеивателей.

A-26 Rolls-Royce Silver Shadow Coupe 1966 г.
Ремейк Mebetoys
Пластмасса
1980 г. – начало 90-х гг.

A-44 Bertone Runabout 1969 г.
Ремейк Mebetoys-Mattel
Пластмасса
Середина 80-х гг. – начало 90-х гг.

А-102 De Tomaso Pantera 1971 г.
Ремейк Mebetoys
Пластмасса
Начало 80-х гг. – начало 90-х гг.
Модель полностью аналогична De Tomaso, выпускавшейся на Киевской фабрике игрушек, но имела стандартные для донецких моделей колеса, эмблему фабрики на днище и другую коробку.

Renault R16 1965 г.
Ремейк Politoys
Пластмасса, металл
1974 г. – начало 90-х гг.
Выпускался в индивидуальной коробке с изображением только данной модели и в групповой коробке аналогичного дизайна с изображениями моделей Fiat 125, Ghia V.280, Iso Grifo и Renault 16.
В начале производства днище модели хромировалось.
В первые годы производства выпускался также металлический вариант модели.

Fiat 125 1967 г.
Ремейк Politoys
Пластмасса
1974 г. – начало 90-х гг.
Выпускался в индивидуальной и в групповой коробках.
В начале производства днище модели хромировалось.

Volkswagen Variant 1600 ~1966 г.
Ремейк Politoys
Пластмасса
1974 г. – конец 70-х гг.

Chrysler (Ghia) Valiant V-280 1964 г.
Ремейк Politoys
Пластмасса, металл
1974 г. – начало 90-х гг.
Выпускался в индивидуальной и в групповой коробках. В начале производства днище модели хромировалось. В первые годы производства выпускался также металлический вариант модели, имевший неоткрывающиеся двери без имитации интерьера с внутренних сторон дверей, крепление днища двумя шурупами и меньшие дверные ручки.
Модель неправильно названа производителями Ghia V.280.

Autobianchi Primula Coupe 1965 г.
Ремейк Politoys
Пластмасса, металл
1974 г. – начало 90-х гг.
В начале производства днище модели хромировалось.
В первые годы производства выпускался также металлический вариант модели.

Iso Grifo 1965 г.
Ремейк Politoys
Пластмасса
1975 г. – начало 90-х гг.
Выпускался в индивидуальной и в групповой коробках.
В начале производства днище модели хромировалось.

Ferrari 275GTB/4 1966 г.
Ремейк Politoys
Пластмасса, металл
1975 г. – начало 90-х гг.
В первые годы производства выпускался также металлический вариант модели, отличающийся эмблемой завода в передней части днища и отсутствием глушителей

Ford Mustang 2+2 Bertone 1965 г.
Ремейк Politoys
Металл, пластмасса
Начало 80-х гг. – начало 90-х гг.
Выпускался в коробке с прозрачным пластмассовым колпаком. Также производился пластмассовый вариант.


Уточненный (особенно по срокам выпуска) вариант:

"Укрпромигрушка" (г.Донецк):
Первое время колесные диски у всех моделей "Укрпромигрушки" окрашивались серебристой краской. Возможно, многие модели "Укрпромигрушки" выпускаются до сих пор.

A-6 Lancia Flavia Berlina 1961 г.
Ремейк Mebetoys
Пластмасса
~1980 г. – начало 90-х гг.
Модель выпускалась с указанием цены сверху надписи "MADE IN USSR" – "Ц 1Р 10К", "Ц 1Р 20К" и без указания цены.

A-11 Lancia Fulvia Coupe 1965 г.
Ремейк Mebetoys
Пластмасса
~1980 г. – начало 80-х гг.

А19 Mercedes-Benz 250SE 1965 г.
Ремейк Mebetoys
Пластмасса
~1980 г. – начало 90-х гг.
Первые выпуски имели надписи на дне «MEBETOYS» и «MADE IN ITALY».

A22 Chevrolet Corvette Rondine 1963 г.
Ремейк Mebetoys
Пластмасса
~1980 г. –
До конца 80-х гг. модель имела механизм автоматического открывания капота при открытии левой двери. Последние выпуски с неровными линиями сетки на облицовке радиатора, с фарами без сеточек рассеивателей. Первые выпуски имели надпись на днище "Ц 1Р 40К".

A-26 Rolls-Royce Silver Shadow Coupe 1966 г.
Ремейк Mebetoys
Пластмасса
1980 г. – начало 90-х гг.

A-44 Bertone Runabout 1969 г.
Ремейк Mebetoys-Mattel
Пластмасса
Середина 80-х гг. – начало 90-х гг.

А-102 De Tomaso Pantera 1971 г.
Ремейк Mebetoys
Пластмасса
~1980 г. – начало 90-х гг.
Модель полностью аналогична De Tomaso, выпускавшейся на Киевской фабрике игрушек, но имела стандартные для донецких моделей колеса, эмблему фабрики на днище и другую коробку.

Renault R16 1965 г.
Ремейк Politoys
Пластмасса
1975 г. – начало 90-х гг.
Выпускался в индивидуальной коробке с изображением только данной модели и в групповой коробке аналогичного дизайна с изображениями моделей Fiat 125, Ghia V.280, Iso Grifo и Renault 16.
В начале производства днище модели хромировалось.

Fiat 125 1967 г.
Ремейк Politoys
Пластмасса
1975 г. – начало 90-х гг.
Выпускался в индивидуальной и в групповой коробках.
В начале производства днище модели хромировалось.

Volkswagen Variant 1600 ~1966 г.
Ремейк Politoys
Пластмасса
1975 г. – конец 70-х гг.

Chrysler (Ghia) Valiant V-280 1964 г.
Ремейк Politoys
Пластмасса, металл
1975 г. – начало 90-х гг.
Выпускался в индивидуальной и в групповой коробках. В начале производства днище модели хромировалось. В первые годы производства выпускался также металлический вариант модели, имевший неоткрывающиеся двери без имитации интерьера с внутренних сторон дверей, крепление днища двумя шурупами и меньшие дверные ручки. Возможно металлический вариант модели выпускался и на Киевской фабрике игрушек им. Ватутина в начале 90-х.
Модель неправильно названа производителями Ghia V.280.

Autobianchi Primula Coupe 1965 г.
Ремейк Politoys
Пластмасса
1975 г. – начало 90-х гг.
В начале производства днище модели хромировалось.

Iso Grifo 1965 г.
Ремейк Politoys
Пластмасса
1975 г. – начало 90-х гг.
Выпускался в индивидуальной и в групповой коробках.
В начале производства днище модели хромировалось.

Ferrari 275GTB/4 1966 г.
Ремейк Politoys
Пластмасса
1975 г. – начало 90-х гг.
C 1986 – с эмблемой завода в передней части днища; позже исчезли глушители и хром.

Ford Mustang 2+2 Bertone 1965 г.
Ремейк Politoys
Металл, пластмасса
Начало 80-х гг. – начало 90-х гг.
Выпускался в коробке с прозрачным пластмассовым колпаком. Также производился пластмассовый вариант.

А-45 Alfa-Romeo Iguana 1969 г.
Ремейк Mebetoys-Mattel
Пластмасса
Середина 80-х гг. – начало 90-х гг.
Аналогична модели Киевской фабрики игрушек, но с эмблемой ДФИ на днище.

Mercedes-Benz 230SL 1963 г.
Ремейк Politoys
Металл
Конец 70-х гг. - начало 90-х гг.
Кроме другого руля, аналогична модели Киевской фабрики игрушек.


На фото: пример сотрудничества: автотрейлейр северодонецкого производства с донецкими моделями

Читайте также: