Сценарий о русских игрушках

Обновлено: 17.05.2024

Сценарий предназначен для постановки в учреждениях культуры, городского, районного и сельского уровня. (Предполагаемая аудитория – дети дошкольного возраста и школьники начальных классов).

Тематика сценария – популяризация старинного русского промысла – изготовления игрушек, требует достаточно сложного подготовительного периода, как технологического (создание реквизита и сценического оформления, так и организационного (работа с детскими садами, школами, семьями, поиск народных умельцев и др.).

Весь праздник можно разделить на две части: выставочно-игровую и сценическую.

выставка работ местных мастеров игрушки;

выставка детских работ;

выставка семейных детских уголков;

организация торговли традиционными и современными игрушками;

Девица-мастерица – ведущая (русский костюм)

Петрушка – знаменитый кукольный артист

Матрешка – русская кукла-символ

Барби – гостья из Америки, модница

Привидение – персонаж теневого театра

Алиса – хитрая лиса

Базилио – злой черный кот

Скоморохи, сестрицы Матрешки, участники детских художественных коллективов.

Сценография : в качестве театрального задника – подвешенный на штакете белый занавес – «язык», шириной 2,5—3 метра, используемый двумя способами: а) как экран для демонстрации слайдов; б) как сцена теневого театра. В этом случае необходимо позади «языка» установить небольшой подиум для актера, играющего роль Привидения, и еще глубже прожектор (по возможности со сменными светофильтрами). Чуть ближе «языка» подвешен занавес, состоящий из двух половин, нижние концы которого подвязаны по принципу «итальянского занавеса», но так, чтобы были видны установленные по кромкам «языка» две полки, куда по ходу спектакля будет ставиться реквизит. Дополнительная бутафория – на усмотрение постановщиков. Необходимо предусмотреть, чтобы дети – зрители принесли на спектакль любимые игрушки.

Звучит фонограмма русского плясового наигрыша. Выбегают (вприпрыжку, вприсядку, колесом – кто как умеет, можно даже использовать ходули) 4-5 скоморохов.

СКОМОРОХИ: – Здравствуйте, мальчишки-шалунишки!

Веселиться не ленитесь!

– Ждут вас шутки, озорство

И улыбок штук по сто!

– Ждут свистелки, погремушки

И начальник их Петрушка!

– Потанцуем мы немножко

Вместе с тетушкой Матрешкой!

–Пожалеете едва ли,

Что на ярмарку попали!

– Поведем на этот раз

Об игрушках наш рассказ!

– Да и вы, ребята, сами

Не с пустыми же руками!

– Тот, чьи ушки на макушке,

Покажи свои игрушки!

– Ну и ну! Вот это да!

Сколько ж вас пришло сюда?

– И какие экземпляры!

Куклы Маши, куклы Лары.

(Спускаются в первые ряды зала, здороваясь с куклами.)

– Кукол Барби и не счесть,

– И Матрешки тоже есть!

– Посчитать нельзя и за ночь.

– Как живешь, Михал Иваныч!

– Как успехи, Буратино?

– Что за чудная картина!

Возвращаются на сцену.)

– Ну, ребята, ну, мальцы!

Одно слово — молодцы!

К– празднику, скажу вам лично,

Вы готовы на «отлично»!

– Но и мы не подкачаем,

Так что смело начинаем!

(Скоморохи убегают. На сцене номер – танец хороводного плана. В конце его в танцевальный рисунок вписывается действующее лицо. Это ведущая, Девица-мастерица.)

МАСТЕРИЦА: Здравствуйте, мои юные друзья! Сегодня у нас с вами необычный день. Сегодня праздник! Вы спросите: какой? А скажите, ребята, кто каждый день помогает вам веселиться, развлекаться, играть в разные забавные игры?

(Под музыку «вплывает» Матрешка в сопровождении сестриц Матрешек, мал мала меньше.)

МАТРЕШКА (текст на музыке) :

Я тетушка Матрешка

Несу грибов лукошко.

За мной родные внучки

Идут сложивши ручки.

И все они Матрешеньки,

И все они милешеньки.

Все с аленькими щечками

Под пестрыми платочками,

У каждой по корзинке,

Набрали вам малинки.

МАСТЕРИЦА: Здравствуйте, дорогие, здравствуйте, красавицы! Мы очень вам рады. Что за праздник без русской Матрешки! А вот и Петрушка, наш любимый весельчак и задира! Ой, да он не один. Кого же он привел? Гостья, видать, не наша, заморская.

(Появляется Петрушка. Одной рукой он поддерживает Барби, которая стоит на доске с колесиками – скейтборде.)

ПЕТРУШКА: Эй, Девица-мастерица,

Дай-ка гостьюшке водицы,

Или чаю поднеси.

БАРБИ: Йес, гер Питер, гран мерси!

(Кукле Барби приносят расписную чашку с чаем.)

МАСТЕРИЦА: Ну, как же, как же! Слыхали, слыхали. Вы самая знаменитая американская кукла. Надеюсь, Вам будет интересно у нас на празднике, среди русских игрушек.

ПЕТРУШКА: Хоть она и их кровей,

Девка верная. Ей-ей!

Чай плохих не приведу.

БАРБИ: Хау ду ю ду?

МАСТЕРИЦА: Барби. Красивое имя. И платье, какое на Вас! Совсем не похоже на наши сарафаны.

ПЕТРУШКА (горделиво) :

Вот уж Бог не приведи,

На Матрешку погляди!

Расфуфырилась, как груша!

МАТРЕШКА: Ну, зачем Вы так, Петруша!

ПЕТРУШКА: Ладно, чай и я не лорд?

МАТРЕШКА: Ну, а это что?

МАТРЕШКА: А на что ж сия потеха?

БАРБИ: Чтобы очень быстро ехать!

Прокатитесь-ка, сэр Пит!

(Петрушка пытается стать на скейтборд, но падает.)

ПЕТРУШКА: Не хочу, живот болит!

МАСТЕРИЦА: Дорогие гостьюшки, пойдемте, я вас устрою, с дороги умою, а там честным пирком, да за праздничек.

(В это время из-за задника выглядывают Кот Базилио и Лиса Алиса.)

ПЕТРУШКА: Кто-то, кажется, мяучит?

БАРБИ: Может, кот, синьор Петруччо?

МАТРЕШКА: Петр Иваныч, дорогой,

ПЕТРУШКА: За мной!

(Вся группа уходит. И к сменяют злодеи – Кот и Лиса.)

БАЗИЛИО: Не заметили, поди.

Эй, Алиса, выходи.

АЛИСА: Здесь я, здесь, мой дорогой!

БАЗИЛИО: Да уж не глухой.

АЛИСА: Ну, теперь, мой безобразник,

Ты сломаешь этот праздник!

Хоть белугою реви.

БАЗИЛИО: Привидение зови!

(Гаснет свет. Лучом высвечиваются Кот и Лиса. Лиса делает руками «волшебные пасы».)

АЛИСА: Чепуха, белиберда,

Глупость, чушь и ерунда!

Вместе все соединись!

(Зажигается прожектор за сценой. Постепенно на занавесе – «языке» появляется силуэт Привидения.)

ПРИВИДЕНИЕ: Эй, потише! Ни гу-гу.

Злому делу помогу.

Все, к чему ни прикоснусь,

Невидимкой станет пусть!

( Привидение исчезает: Кот и Лиса торжествуют.)

АЛИСА: Вот теперь – порядок!

БАЗИЛИО: Веселись, ребята!

Масленица. Сценарий праздника для проведения в помещении Сценарий праздника разработан для проведения в помещении. Старшая группа. Смысл сценария заключается не только в развлекательных мероприятиях,.

Мини-музей «Русская изба» Приобщение детей к русской национальной культуре начинается с раннего детства. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«История народной игрушки»

Педагог дополнительного образования Баранова Ирина Викторовна МБОУ ДО ДДТ МО Ейский район, отдел МБОУ СОШ № 9 с.Кухаривка.

Цель: Познакомить детей с историей народной игрушки и привить интерес к истокам народного творчества, культуре своей Родины.

Образовательная задача:

- познакомить с историей народной игрушки и направлениями в декоративно- прикладном творчестве.

Развивающая задача:

- развить образное и пространственное воображение, внимание, память;

- способствовать развитию творческих способностей;

Воспитательная задача:

- воспитывать уважительное отношение, между членами коллектива в совместной творческой деятельности;

- приобщить обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство культуры своей Родины.

Предварительные задачи перед мероприятием:

- Дети должны узнать у родителей, бабушек, дедушек – какими игрушками они играли в детстве.

- Подготовить представление своей «Любимой игрушки».

Методы и приемы проведения занятия : беседа с объяснением нового материала, словесный, наглядный, рассказ.

Материально-техническое оснащение :

Оборудование кабинета технологии: компьютер, проектор, экран, презентация.

Демонстрация иллюстраций, слайдов, игрушек, рисунков, конспект.

Нитки разного цвета, поролон или синтепон, лоскутки ткани, ножницы.

I . Организационный момент .

Проверка готовности к занятию.

Тема нашего занятия – «История народной игрушки»

Кто в детстве в куклы не играл, тот счастья не видал.
(народная мудрость)
История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой.

Игрушки начали изготавливать давно. С древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметов быта, изготовленные из простейшего природного материала. С помощью таких игрушек детей приучали к труду. Лук, стрелы, лодочки, сделанных в миниатюре, но технически правильно, воспитывали у мальчиков необходимые навыки для охоты, рыболовства, скотовода-кочевника. Игра в куклы, шитье для них одежды, «приготовление пищи» приучали девочек к труду женщины-хозяйки.

Из каких материалов изготовляли игрушки?

Игрушки появились рядом с человеком очень давно. В древности их делали из того материала, который был под рукой, – из кожи и дерева, ткани и глины, мягкого камня и бивней мамонта. Часто народное творчество обращалось к таким материалам, как солома, лен, пряжа. Иногда куклы вязались крючком и спицами.

В Древней Руси разновидностей детских игрушек было не очень много. Их изготавливали из того, что было под рукой. Из остатков ткани шили кукол, из глины лепили свистульки и погремушки, из дерева вырезали разнообразные фигурки.

Из соломы игрушку мастерили и в Пензенской, Тамбовской, Калужской, на

Кубани и в других губерниях России. Обычно соломенные игрушки не продавали, их изготовляли для своих детей. Нередко игрушки из этого материала делали сами дети.

В былые времена крестьяне зимой или ближе к весне, клали соломенные жгутики, чтобы вода с оттаявших стекол не стекала на пол, из этих жгутиков дети и мастерили себе кукол. Затем украшали, наряжали в тряпочки вроде сарафана.

Долгое время игрушки создавались в семье взрослыми в часы досуга на потеху детям. При их изготовлении вкладывалось много выдумки, отражалась любовь к детям – красивые, яркие по окраске, четкой формы игрушки были выразительны и доходчивы. Изготовлялись они кустарным способом, отражали быт людей, наиболее любимых животных. Часто животные изображались в одежде и представляли собой сказочных персонажей.

Деревянная игрушка существовала почти повсеместно в нашей лесной полосе, центром же ее производства надо считать бывшую Московскую губернию со старинным очагом деревянной кустарной игрушки - Сергиевым посадом. С появлением первых Сергиевских деревянных игрушек связаны местные легенды и предания. Рассказывают, что первые игрушки из дерева стал резать основатель монастыря, Сергий Радонежский, оделявший ими приходивших к нему крестьянских детей.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Рассказ об изготовлении кукол .

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую куколку уже могла делать любая девочка. Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, стан, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и нарядный сарафан из пестрых лоскутков. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались уж очень хорошо, и она делала их на заказ. Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась, как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали корзинку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Традиционная тряпичная кукла безлика Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевлённым, недоступным для вселения в неё злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.

По назначению куклы подразделялись - это береговые, обрядные, игровые.

Самые настоящие куклы - обереги выполнялись без иглы и ножниц. Ткань не резали, а рвали. Иногда кукол так и называли — "рванки". Традиционная тряпичная кукла безлика, лицо оставалось белым. Часто, изготавливая такие куклы, читались молитвы, приговоры. Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельную .

Свадебные куклы. Большое значение на Руси имели свадебные куклы. Некоторых из них клали новобрачной на колени с целью вызвать материнскую силу. Втайне от молодых перед свадьбой еще одну особую куклу шила мать невесты. Во время свадебной церемонии родительница отрывала от подола большой куклы двух маленьких куколок и передавала их новой семье с пожеланиями благополучия и чадородия. Большая кукла оставалась в ее доме.

По классификации куклы различались по назначению и по технологии изготовления. Куклы – закрутки – это куклы «столбушки», «пеленашки».

Краткий технологический показ педагогом.

Также из тканевых квадратов делались : вепская, зерновушка, мать т дочь

Вепская -или (Кормилка) – образ замужней женщины, символ благочестия и достатка. Этой куколке приделывали объемную тряпичную грудь – чтобы дети были всегда сытыми и здоровыми. Она «согревала» местечко в колыбельке до рождения ребенка. После рождения – висела над изголовьем, как оберег от порчи и сглаза. Когда малыш подрастал, с этой куколкой ему позволяли играть.

Зерновушка - - (еще одно название – Зернушка) – в ее матерчатое тельце насыпали зерно после уборочной страды, а затем пузатую куколку устанавливали на амбарных сундуках, чтобы урожай будущий был еще богаче.

Мать и дочь - Куклы связаны одной ниточкой, символизирующий неразрывную связь в жизни мамы с дочкой.

В Древней Руси родители сами мастерили поделки для детей. Только в начале 19 века традиционные русские игрушки стали национальным промыслом.

Современное название «ИГРУШКА» возникло в 16 веке во Франции.

А какими игрушками играли ваши родители, бабушки, дедушки?

Дети отвечают на поставленный вопрос.

А теперь мы послушаем рассказы о ваших любимых игрушках.

Дети рассказывают о своих любимых игрушках.

Народная игрушка - это куклы из дерева и соломы, глины и ткани.

Народное творчество значительно отличается от профессионального декоративно-прикладного искусства. Ведь народные мастера не получают специального художественного образования. Работа их носит характер традиционного коллективного творчества. Основные приемы обработки материала, круг образов, представления о прекрасном создаются и сохраняются веками, усилиями многих безыменных мастеров. Навыки ремесла передаются от отца к сыну, от матери к дочери.

Постичь красоту народного искусства, значит понять душу народа, его историю не только разумом, но и сердцем.

Сегодня бал у малышей
“День игрушек в классе”
Смущенно дети все стоят
И Маша и Тарасик.
Милей мальчишкам корабли
В канавах на бульварах
Ребята тоже принесли
Своих любимцев старых.
Сегодня Буратино тут
И плюшевые мишки
Игрушки дружно достают
Из сумок ребятишки.

Ведущий: Да, ребята, хоть мы с вами уже школьники, но игрушки с нами рядом и иногда под партой вы играете.

Достает пупса: - У меня игрушка, точная копия малыша какими когда- то были вы. Вот ребенок родился, потом все становится интересно и весело - вот так: хохот.

Первой игрушкой в жизни ребенка является погремушка.

Веселее всех игрушка
Расписная погремушка.
Дайте плаксе погремушку
Станет плакса хохотушкой.
Как большой сидит Андрюшка
На ковре перед крыльцом
У него в руках игрушка-
Погремушка с бубенцом
Мальчик смотрит, что за чудо
Мальчик очень удивлен.
Не поймет он, ну откуда
Раздается этот звон.

Ведущий: Я предлагаю вам, ребята, с помощью погремушек подыграть себе и спеть.

Песня-танец “Мишка с куклой”


Мишка с куклой громко топает, громко топает - посмотри
И в ладоши звонко хлопает, звонко хлопает - раз, два, три,
Мишке весело, мишке весело, вертит Мишенька головой.
Кукле весело, тоже весело, ой, как весело – ой- ой- ой.

Ведущий: В древности погремушки имели еще одно значение. Сохранилось поверье , что своим шумом они отгоняли злых духов и тем самым, оберегали малыша от болезней.

Ведущий: Есть игрушки, которые помогают нам двигаться,

Бьют его, а он не злится
Он поет и веселится.
Потому что без битья, нет для
Мячика житья.
Днем и ночью на полу
Мяч зимой дремал в углу.
Без игры, наверняка,
Отлежал он все бока.

Ведущий:

Ты катись веселый мячик
Быстро, быстро по рукам
У кого остался мячик-
Тот попрыгает здесь нам.

Игра “Веселый мяч”

Очень любит Танечка
Быструю скакалочку.
Скок да скок, скок да скок, Галочке не жалко ног,
А бывает жалко, быструю скакалку.
- Отдохни, скакалочка - еле шепчет Танечка.

Танец “Веселый зоопарк”


Ведущий: Дети фантазеры от природы. Капля детского воображения легко превращает обыкновенную ложку в телефонную трубку в одной игре, в кораблик в другой, ленточка из косички станет речкой на кукольном пути, бинтом в игрушечной больнице.

Вагоны это стулья, а паровоз кровать,
А если ты не веришь, то можешь не играть!
Смастерил я грузовик
Для сестры Катюшки
Подняла Катюшка крик:
- Разве это грузовик - три пустых катушки.
Смастерил я ей коня,
Пусть берет не жалко.
Катя смотрит на меня,
Не желает брать коня:
- Это просто палка.
Я свернул два лоскутка.
- Ах, - сказала Катя,
- Ах, какая красота-
Кукла в пестром платье.

Ведущий: У нас был объявлен конкурс “ Игрушка своими руками”. Давайте познакомимся с вашими работами. (Рассказы детей.)

Ведущий: А вот куклы появились очень давно. Первая кукла в России была сделана из дерева. В средней полосе России известна тряпичная кукла из белой холстины. У девицы-

Белолицы обязательно была коса из пакли или натуральные волосы, но не было лица, чтобы в нее не вселились злые духи. Без куклы не обходились даже в самом бедном доме. Почти каждая крестьянка умела сама мастерить кукол. Сегодня вы принесли своих любимых кукол, правда изготовленных на заводе. Покажите нам их:

Куколка моя родная
Час прощанья наступает
Девочки любимых кукол
Никогда не забывают.

Ведущий: В куклы играют обычно девочки, а я сейчас предлагаю поиграть мальчикам.

ИГРА “НАДЕНЬ ШАПОЧКУ КУКЛЕ” (кто быстрее)

А теперь девочки укладывают своих кукол спать и поют им колыбельную.

Поют:

Наступает ночка
Ты устала дочка
Ножки бегали с утра,
Глазкам спать давно пора.
Ждет тебя кроватка
Спи, дочурка, сладко.


Ведущий: А.Л. Барто написала цикл стихов “Игрушки”. Давайте их вспомним:

Я люблю свою лошадку
Причешу ей шерстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик
И поеду к маме в гости.

Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог
Весь до ниточки промок.

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишку лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.

Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу:
- Ой, досточка кончается,
Сейчас я упаду!

Ведущий: Ребята, конечно же, с игрушками надо обращаться бережно.

И тогда они будут радовать не только вас, но и ваших братьев и сестер.

Королевские солдатики
Маршируют до зари.
Изо всей из математики
Знают только раз, два, три.

Кто в игрушках самый главный?
Я, солдатик оловянный,
Я не плачу, не горюю,
Днем и ночью маршируют.

А еще могу стрелять
Из ружья и пушки,
Если кто - нибудь ломать
Вздумает игрушки.

Ведущий: Послушайте музыкальное письмо от игрушек. (Звучит грамзапись)


У коляски нет колес,
У ежа отклеен нос.
Стали черными цыплята,
А из мишки лезет вата.
Были новыми игрушки,
А сейчас они старушки.
Так давайте поскорей
Возьмем кисточки и клей,
Нитки и катушки
И вылечим игрушки.
И нам за это от души
Спасибо, скажут малыши.

Ведущий:

Котенок вырастет кошкой
Такой же, как все на свете.
Птенец, превратится в птицу
Такую же, как все на свете.
А дети мечтают, а дети играют
И даже их папы и мамы не знают
Кем станут, кем вырастут дети!

Сегодня присутствует на празднике у нас много взрослых. И я уверена, что у каждого, хотя бы однажды, в памяти всплывал образ любимой игрушки из детства. Хочется, чтобы эти образы были яркими и позитивными.

Ведущая: (на фоне музыки)Добрый день, ребята. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям. О чем сегодня на занятии пойдет речь, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Раскрасавицы-подружки
Знамениты на весь мир.
Для детей они – игрушки,
А для взрослых – сувенир. (ответы детей)

Правильно, разговор сегодня пойдет о старинной русской народной игрушке – матрешке.

Словно репка она крутобока
И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
Как две радуги выгнуты брови.
Губы – мака пунцовый наряд,
И румянцем, свежее моркови,
Глянцеватые щеки горят.

Так же с третьей, четвертой и пятой –
Вынимай их одна за другой!
Пусть становятся в ряд, что солдаты
Рдеют щеки и брови – дугой.
Бус цветнистых на них мы нанижем,
А милей они чопорных дам,
И дивятся им Лондон с Парижем.
И, должно быть, завидуют нам.
Всеволод Рождественский

Для начала, ребята, расскажите нам, что вы знаете о матрешке.

МАЛЬЧИКИ


У меня матрешка есть,
Новая игрушка,
В жёлтом сарафанчике
Славная толстушка.

А её откроешь –
В неё сидит вторая,
Вся в зеленом, как весной
Травка молодая…

А вторую отвернешь –
Там еще матрешка.
Та матрешка вовсе крошка,
То – любимая матрешка.

Вся она как маков цвет –
Сарафан на ней надет
Алый, как цветочек,
И под цвет платочек.

Пуще всех её храню,
Больше всех её люблю,
Маленькую крошку –
Красную матрешку.
З. Медведева

ДЕВОЧКИ


У матрёшки синеглазой
С балалайкою в руках,
Сарафан расшит тесьмою,
Весь в лазоревых цветах.

Раскрываешь расписную,
Глядь – а в ней ещё одна,
И похожа на большую –
Распрекрасная краса!

Только милая девица,
Развернув гармонь слегка,
Песню распевает лихо.
А за ней ещё одна.

На трещётке, изловчившись,
Такт весёлый отстучит,
Половинкою раскрывшись,
К нам меньшую пригласит.

Пять красавиц расчудесных,
В сарафанах, что в цветах,
В красках солнечных небесных!
Песни русские в стихах.
Елена Камышная

Ведущая: Ребята, героиней сегодняшнего праздника не случайно стала матрешка. Матрешка – уникальная русская игрушка, которая, наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Ни один турист не уедет от нас без этой расписной «крестьяночки». Но мало кто знает, что своим происхождением она обязана старому японскому мудрецу. Этот дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство их пяти фигурок, вставленных одна в другую. Изображал он Фукуруму – божество счастья и долголетия, а пять фигурок внутри – пятерых божеств рангом ниже. Однажды эту традиционную японскую игрушку увидел русский художник Сергей Малютин. Он тут же взял бумагу и набросал русский вариант забавной фигурки.Токарь Василий Звёздочкин выточил для неё форму, а Малютин по собственным рисункам расписал её.

Малютин переодел ее в русский сарафан с передничком, яркий платочек. Нарисовал ей красивые голубые глазки, положил на щеки яркий румянец. Вот так и родилась эта "весёлая жизнерадостная девочка”.

Кукла получилась на удивление русской. Так и хотелось назвать ее русским именем.

1-й мальчик:

Красивая игрушка, похожа на Катюшку,
А может, на Танюшку? – ей имя подбирал.
Красивая игрушка, как русская девчушка.
И мастер ту игрушку Матрешкою назвал.

Ведущая: Назвали куклу «Матрёна с петухом», так как в руке она держала петуха. А внутри устроились её дети: старшие дочки – помощницы – в фартучке с серпом, а ещё мальчонка в косоворотке, девчушка с куклой, малышка с пальчиком во рту и младенец в пелёнках. Всего восемь фигурок в скромной деревенской одежде, с милыми живыми лицами – добродушными и весёлыми. Это было в 1899 году, а в апреле 1900 года владелица мастерской М.А. Мамонтова отвезла матрёшку на Всемирную выставку в Париж и была награждена бронзовой медалью за игрушки.

2-й мальчик:

Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец.
Неба синь блесну в ее глаза.
И пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
Ну, так что ж, гуляй по свету,
Весели себя, частной народ…
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
С. Жульков «Русская матрёшка»

Ведущая: Позднее матрешки распространились по всей стране, и выпускать их стали везде, где существовали деревянные промыслы.

Первую матрешку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом-Посаде.

Наиболее известны четыре вида матрешек: семеновская, загорская, полхов-майданская и вятская.

(выходит девочка, у неё в рука загорская матрёшка)

Девочка:

Я из Сергиева Посада. Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

Матрёшка семёновская

(выходит девочка, у неё в руках семёновская матрёшка)

Девочка:

Я из тихого зеленого городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых
В подарок принесла.

(выходит девочка, у неё в руках майдановская матрёшка)

Девочка:

Я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.

(выходит девочка, у неё в руках вятская матрёшка)

Девочка:

Наши губки бантиком,
Да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы матрешки вятские
Всех на свете краше.
Расписные, яркие
Сарафаны наши.

(выходит девочка, у неё в руках авторская матрёшка)
Девочка:

Я матрешка-сувенир
В расписных сапожках
Прогремела на весь
Русская матрешка!
Мастер выточил меня
Из куска берёзы
До чего румяна я;
Щеки, словно розы!

Ведущая: Авторской называют матрешку, изготовленную по собственному замыслу профессиональным художником или художником любителем. В авторской матрешке может соединяться сюжет народной сказки или национального костюма. По этим куклам любой ребенок может сделать первые шаги в познании нашей многонациональной Родины. Ведь каждый регион России изображал на матрешках свою региональную одежду.

Каждая матрешка загорская, семёновская, майдановская, вятская, авторская хороша по-своему. Но у них и много общего – все они символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.

Ведущая:

Эй, матрешки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!

(девочки поют частушки и танцуют)

Мы матрёшки, мы подружки,
Утром рано мы встаём.
Вшестером поём частушки
И танцуем вшестером.

Мы – весёлые сестрицы!
Мы – матрёшки-озорницы!
Раз, два, три, четыре, пять –
Любим в прятки поиграть!

Если любите вы шутку,
То зажмурьтесь на минутку,
Сосчитайте до пяти,
Нас попробуйте найти.

Мы веселые матрешки.
На ногах у нас сапожки.
В сарафанах наших пестрых
Мы похожи словно сестры.

Никогда мы не скучаем,
Шесть у нас платочков есть,
Чашек шесть у нас для чая
И салфеток тоже шесть.

И кроваток нам не нужно,
Потому что в час ночной
Спим мы вместе, спим мы дружно,
Спим мы все одна в другой.

Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.

Ведущая:

Давайте, друзья
Поиграем немножко:
В матрёшке большой есть
Поменьше матрёшка.
Цветастое платье,
Румяные щёчки!
Её открываем –
В ней прячется дочка.
Матрёшки танцуют,
Матрёшки смеются
И радостно просят
Тебя улыбнуться!
Они к тебе прыгают
Прямо в ладошки –
Какие веселые
Эти матрёшки!
Ю. Володина

Я предлагаю вам игру «Назови матрёшку старинным русским именем». Задание – назвать дружную семью матрёшек старинными русскими именами. Для этого создадим две команды по 5 человек : команду мальчиков и команду девочек. Перед вами 2 столика с матрёшками , каждая команда по очереди берёт матрёшку, начиная с самой маленькой, называет имя и вкладывает матрёшку в другую, постепенно собирая игрушку. Чтобы имена не повторялись, за игрой будут наблюдать два «эксперта», у мальчиков «экспертом» будет девочка и наоборот. Кто начнёт первым, сейчас узнаем с помощью считалочки.

Считалочка

Мы – красавицы матрешки
Разноцветные одежки.
Раз – Матрена.
Два – Малаша,
Мила – три.
Четыре – Маша.
Маргарита – это пять.
Нас не трудно сосчитать.
В. Степанов

Игра «Назови матрёшку старинным русским именем».


Ведущая: Интересно, а как же рождается матрешка? Делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной.

Древесина выдерживается два–три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается. Сначала вытачивает самую маленькую матрешечку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше . Принципы изготовления матрёшки не поменялись за те долгие годы, что существует эта игрушка.

Девочка:

Нам, конечно, интересно
Про матрешек рассказать,
Но неплохо бы напомнить:
Когда мы будем танцевать?

Исполнение танца «Русские матрёшки» автор музыки Эдуард Скороходов

Ведущая:

Какой русский сувенир
Покорил уже весь мир?
Балалайка? Нет! . Гармошка?
Нет! . То – русская матрёшка .
Иностранцу нет желанней
Куклы в красном сарафане.
Детская игрушка эта,
Обошла уже пол света!
Так, немного и немало
Символом России стала.
Владимир Моисеев

(исполнение песни «Матрёшечки… авторы В. Темнов – А. Осьмушкин с элементами хореографии)


Ведущая: В чем же секрет такого успеха и долголетия матрёшки?

Что за чудо, что за прелесть этот русский сувенир,
Облетевший всю планету,
Покоривший целый мир!
И проста, и так понятна
Форма есть, как хороша!
Остается лишь загадкой наша русская душа!

Ведущая: В Европе матрешки стали безумно популярны потому, что приоткрывали завесу тайны о загадочной русской душе и национальной русской культуре. Матрешка приобрели огромную популярность. Она как добрая посланница живёт в наших современных квартирах, поселяется в доме болгарина и югослава, француза и американца.

Ныне матрешки – визитная карточка России, её слава и гордость. Мы не представляем нашу историю и культуру без этой своеобразной игрушки. И хотя постепенно матрешка из обычной детской игрушки превратилась в предмет искусства, она по-прежнему радует и детей, и взрослых своей красотой и теплотой и готова раскрыть людям свою тайну, подарить им кусочек яркого солнца и хорошее настроение. Мы надеемся, что на сегодняшнем празднике наши матрешки вам все это подарили.

Мальчик: (держит в руках матрешку)

Мы матрешку сбережем,
Через годы пронесем.
Чтобы наши дети, внуки
Тоже брали ее в руки.

Ведущая: Пока будет жить матрёшка, излучая истинную русскую красу, не угаснет и вера в наш умный, душевный, красивый русский народ, в нашу неповторимую Родину – Россию с её зажигательными танцами ,задорными частушками и чудесными душевными песнями.

(выходят дети, у них в руках флажки РФ)

Исполнение песни «Моя Россия» (слова Н. Соловьёвой, музыка Г. Струве)


Финал (Дети хором повторяют РОССИЯ. РОССИЯ. РОССИЯ. Машут флажками)

В группу приглашаются дети средней группы, педагоги, родители под музыкальное сопровождение (звучит русская народная музыка). Ведущий предлагает походить по группе и рассмотреть экспонаты нашего музея.

Сценарий мероприятия с детьми средней группы «Русская народная игрушка»






- Дорогие наши гости, сегодня мы пригласили вас, чтобы вы посетили созданный нами мини-музей русской народной игрушки. В начале учебного года мы с ребятками заинтересовались вопросом, как появились первые игрушки, в которые играли дети в далеком прошлом. Ребятки наши узнали, что в давние времена не было фабрик, заводов, магазинов, не было таких материалов, как пластмасса, резина, искусственный мех, пластик, из которых сделаны современные игрушки. И мы решили узнать, во что же играли наши бабушки и пробабушки.

Ребята, давайте расскажем нашим посетителям, что мы узнали.

Пусть вам лучшею подружкой,

Станет русская игрушка.

И недаром все музеи,

Дорожат, гордятся ею.

Сейчас мы расскажем вам о самых древних игрушках, которые изготовили наши родители с детьми именно так, как их делали очень, очень давно. Воспитатель предлагает детям взять в руки куколки-обереги.

Хозяйка начинает рассказ:

У обрядов на Руси множество заветов,

И один из них - шитьё кукол-оберегов.

По поверью, талисман, защитит хозяев,

Забирая на себя бремя испытаний.

Из различных лоскутков ношеной одежды,

Катали мамы куколок с верою, надеждой.

Но единственный запрет: предки опасались,

Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.

Они древности полны и не так пустячны,

Из соломы и золы, глины настоящей.

До рождения дитя, делали "мотанку"

И ложили в колыбель для чертей обманку.



Чтоб малыш спокойно спал, зайчик духов отвлекал.

А Желанница была девушкам - подружка.

С длинным волосом из пряж - тоже не игрушка.

Чтоб желание сбылось - в косу ей вплетали

Ленту алую, потом исполненья ждали.

Крупеничка - оберег сытости, достатка.

Наполнялась сплошь зерном, гречкой, для задатка.

От кормилицы Земли силы приходили.

Под иконами в углу бережно хранили.

Травница - её травой наполняли разной.

Хвоя, мята, зверобой - служит безотказно.

По избе душистый дух лета разносился,

В этой куколке секрет - способ излечиться.

Символ Солнца – Конь-огонь, добрых отношений.

Он мужчин берег покой и спасал от лени.

Хохотушки по весне - стало быть, Веснянки,

Жизнерадостной судьбе верные служанки.

А традиции храня многовековые,

Главная в дому всегда - кукла Берегиня.

Обереги без лица, кажется незримо,

Отделят добро от зла неисповедимо.

Сколько вложено любви неприметной, тихой,

И защита на века от любого лиха.

- Вот в такие куколки и игрушки играли в далекой древности.

Воспитатель предлагает рассмотреть игрушки изготовленные руками детей и их родителями из соленого теста.

Хозяйка: вот эти игрушки на Руси называли мукосольками и хлебосольками. Как вы думаете, почему их так называли?

Дети: потому что их делали из муки и соли, из теста.

Хозяйка: правильно. Зародилось искусство тестопластики на севере России. В старину рукотворные диковины в виде фигурок людей и животных тоже служили оберегами. На Рождество жители - поморы лепили фигурки и дарили их знакомым, близким и детям, приговаривая: «Пусть у вас хлеб да соль водится, и никогда не переводятся!». Старинный славянский обычай – встречать гостей хлебом-солью – пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Даря такие игрушки-обереги, желали мира и достатка.


А сейчас отгадай те загадку про игрушку, которую любят и знают все.

Хороши, румяны щёчки,

На передниках – цветочки!

Хлопайте в ладошки, русские. (матрешки).

Девочки исполняют танец матрешек, гостей приглашают потанцевать с матрешками.


Мы веселые матрешки,

На ногах у нас сапожки

Завязали мы платочки,

Разгорелись наши щёчки,

В сарафанах наших пестрых,

Мы похожи словно сестры,

Хозяйка: (берет в руки дымковскую барышню) ребята, что у меня в руках за игрушка?

Дети: дымковская игрушка.

Хозяйка: правильно. Сейчас мы вам расскажем про нее.


Есть в России уголок,

Где из труб идет дымок,

Яркой глиняной игрушкой.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету света дымного,

А есть любовь людей.

А вот этот хоровод

В селе Дымково живёт?

Платья яркие в горошек,

Много точек и дорожек,

И на белом материале

Постарались от души,

Ах! Игрушки хороши!

Хозяйка: (показывает гостям Филимоновскую игрушку) а это что за игрушка?

Дети: филимоновская игрушка.

Хозяйка: давайте расскажем гостям, что мы узнали про эту игрушку.


Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

Эй, дружок, да подойди же,

На игрушку погляди же :

Наш петух из Филимоново

Раскрашен он ярко, здорово.

Полоски красные, зеленые,

На ножках веточки сосновые.

Хозяйка: ребята, скажите, а из чего чаще всего делали русские игрушки?

Дети: из глины и дерева.

Хозяйка: верно. Посмотрите на экспонаты нашего музея и угадайте, про какую игрушку я вам сейчас загадаю загадку.

Медведь, мужик, лиса и волк,

Деревянные игрушки

И медведи, и старушки

То сидят, а то стучат.

Ребятишек всех смешат.

Дети: богородская игрушка.

Хозяйка: а чем интересна и необычна эта игрушка?

Дети: она двигается, в ней есть механизм.

Хозяйка: правильно. В селе Богородском проживали такие мастера, которые не просто вырезали игрушки из дерева, но и приводили их в движение.

Хозяйка предлагает поиграть в эти игрушки и рассмотреть, как они двигаются.

Хозяйка: а сейчас я предлагаю вам видеоигру «Что лишнее?». На экране телевизора вы увидите группы игрушек. Вам надо узнать игрушки, сказать, как они называются, и определить, какая среди них лишняя.



Хозяйка: дорогие гости, мы надеемся, что экскурсия по нашему музею вам понравилась, и вы много узнали нового и интересного. На этом экскурсия окончена, и хочется еще раз отметить красоту, неповторимость, индивидуальность народной игрушки, потому что автор, который ее изготавливал, вкладывал в нее свое настроение, душу и частичку себя. Спасибо, что посетили наш музей.

Воспитатели и дети провожают гостей под песню «Русский сувенир».



Наш музей посетили дети других групп детского сада.



Используемая литература и музыкальный репертуар: «Обереги» - стихи Э. Поповой; стихи В. Василенко, В. Фофанов; «Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе» книга для педагогов и родителей. (издательский дом «Цветной мир» 2013); песня «Веселые матрешки» сл. М. Пляцковский, муз. В. Шаинский; песня «Русский сувенир».

Проект «Русская народная деревянная игрушка матрешка» "Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

Конспект НОД по дополнительному образованию «Русская народная игрушка. Украшение матрешки» Конспект НОД по дополнительному образованию в старшей логопедической группе «Радуга» (кружок «В горнице») воспитатель: Л. А. Бажкова ноябрь.

Конспект ООД по ФЦКМ «Русская народная игрушка» (старшая группа) Конспект ООД Познание ФЦКМ «Русская народная игрушка.» (старшая группа)Подготовила воспитатель-Цыряпкина Наталья Александровна. [/b] Цель:приобщать.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в средней группе «Русская народная игрушка матрёшка»

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в средней группе «Русская народная игрушка матрёшка» Цель: продолжать развивать у детей фантазию и воображение, научить новым способам нетрадиционного рисования- «монотипия» и «методом тычка»;.

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет)

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка — матрешка»

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка — матрешка» Задачи: Воспитательные: Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом.

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка матрешка» Цель: Ознакомление детей с русской народной игрушкой – Матрешка. Образовательные области: Коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое.

Образовательный проект «Русская народная игрушка» (вторая младшая группа) "Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

План-конспект занятия «Русская народная игрушка» Русская народная игрушка. (старшая группа) Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой. Задачи: 1. виды русской народной игрушки.

Встреча семейного клуба в целях реализации проекта «Русская народная игрушка»

Встреча семейного клуба в целях реализации проекта «Русская народная игрушка» Тема: «Во что играли дети в далеком прошлом?» Задачи: • рассказать родителям о роли народной игрушки в воспитании культурно-нравственных.

Читайте также: