Сценарий праздника народной игрушки

Обновлено: 08.05.2024

Сценарий фольклорного праздника, который проводится после изучения народных промыслов. Рекомендуется для детей 1-6 классов.

ВложениеРазмер
narodnaya_igrushka.doc 51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №9 ИМЕНИ ЗАСЛУЖЕННОГО УЧИТЕЛЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕВЕРОВА А.Н.

учитель ИЗО и МХК

Гиносян Джульета Симоновна

Цель: воспитание уважения и интереса к творческому наследию русского народа, любви к своей Родине.

  • формировать представление о русских народных обычаях, традициях;
  • знакомить детей с русскими народными промыслами, создающими игрушку, особенностями русского фольклора (песни, частушки, загадки и т.д.)
  • развивать творческие способности, эстетическую культуру детей.

Кабинет(зал) оформлен в народном стиле предметами декоративно-прикладного искусства (вышивка, народные игрушки, платки и т.д.)

Выход детей в русских народных костюмах под музыку песни «Во кузнице».

Добрый день, ребята!

Сегодня мы проводим фольклорный праздник в рамках недели «Лицейские науки».

Назвали мы наш праздник «Народная игрушка».

В разных уголках России создают удивительной красоты игрушки. Все они отличаются друг от друга и особенностью лепки, и узорностью и красочностью росписи.

А началось все с великого чуда.

Жила-была искусная рукодельница, девушка Марьюшка, которая создавала небывалую красоту. Позавидовал злой Кащей красоте этой, превратил Марьюшку в жар-птицу. Схватил ее и понес в свое царство. Поняла девушка, что уносят ее от родной земли и стала сбрасывать на землю людям перья свои красочные, волшебные. Не каждый может видеть их, но тот, кто видит, красоту понимает и для других ее создает.

Я знаю точно, что вы, ребята, обладаете этим волшебным даром видеть чудесные перья жар-птицы, понимать и создавать красоту.

Вы знакомы со многими народными игрушками, с традициями их создания и украшения.

А загадки вы любите?

Ну, тогда вот вам загадки про народную игрушку. Вы внимательно слушайте и попробуйте отгадать их.

Со старинной сказкой схожи

Появились предо мной

Их рога на ель похожи

Цвет их желтый, голубой,

Темно-красный и зеленый

Стройный козлик и олень.

Забавлять меня готовы,

Быть со мною целый день.

На столе моем охотно

За моей следят работой,

Чтобы я устать не мог.

И рога у них большие,

Глаз нельзя от них отвесть.

Не попросят лишь поесть.

/Отгадка - Абашевская игрушка/

Чем знаменит тот промысел?

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости

Звенящей как басы.

Она стоит не прянично,

Ликующе и празднично.

В ней молодость изюминка,

В ней удаль и размах.

Сияйте охра с суриком,

Чтоб всем светло, не сумрачно

И грусть, и горечь льдинкою

Без всякого труда,

Пусть под улыбкой радостной

/ Отгадка - Дымковская игрушка/

Шли подружки по дорожке.

Было их немножечко

Раз куклешка, два куклешка

И еще куклешечка.

Во все времена русский народ славился как своим трудолюбием, так и умением веселиться с удалью и размахом.

Дети поют р усскую народную песню «А я по лугу».

А есть праздники, главные герои которых народные игрушки.

Ребята, из вас кто-нибудь знает такие праздники?

Конечно, это известный всем праздник «Свистунья».

Мастерит все село:

Девочки поют частушки про дымковскую игрушку.

Наши ручки крендельком,

Щеки будто яблоки,

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Мы игрушки расписные,

Всех на свете краше,

С лентами да бантами,

Да под ручку с франтами

Мы гуляем парами,

Мы игрушки знатные,

Сладкие да ладные,

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся.

Мальчики поют русскую народную песню «Где ж ты был, мой черный баран?»

В руках у поющих абашевские игрушки – бараны.

Где ж ты был, мой черный баран? – 2 р.

На мельнице, на мельнице,

Сударь мой, Иван! – 2 р.

Что ж ты там делал, мой черный баран? – 2р

Муку молол, муку молол,

Сударь мой, Иван! – 2р.

Чем же молол ты, мой черный баран? – 2р.

Сударь мой, Иван! –2р.

Кто ж тебя выгнал, мой черный баран? – 2р.

Мельники, мельники,
Сударь мой, Иван! – 2р.

Чем же тебя били, мой черный баран? – 2р.

Сударь мой, Иван! –2р.

Как же ты кричал, мой черный баран? – 2р.

Сударь мой, Иван! – 2р.

Во всем мире известна и любима статная, дородная русская красавица Матрешка. Кажется, что она существовала на Руси всегда. Но, оказывается, по историческим меркам она еще очень молода. Ей чуть больше 100 лет. А история ее рождения такова.

Как-то жена известного русского промышленника и мецената Саввы Ивановича Мамонтова привезла из Японии деревянную игрушку – добродушного мудреца по имени Фукурума. Игрушка была разъемной и состояла из пяти фигурок – таких же веселых мудрецов мал мала меньше. В России в то время тоже изготавливали игрушки – вкладыши. Это были расписные пасхальные яйца, бочата, коробочки. И поговаривали, что японский Фукурума создан нашим соотечественником, проживающим за рубежом.

Поди, узнай: так оно или не так. Авторство идеи – дело туманное.

Известно только, что в 1898 году мастер Василий Звездочкин по эскизу художника Сергея Малютина выточил на токарном стане первую матрешку. Так что, Фукурума доводится Матрешке дедушкой. Сейчас известны разные матрешки – семеновские, полхов-майдановские, нижегородские, вятские.

А наряду с традиционными матрешками появились и авторские. Но какой бы облик не приняла матрешка, она всегда весела, празднична, нарядна.

Ростом разные подружки

Не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Вот Дашка, Машка, Наташка.

Три штучки в одной кучке.

А сыночек Ванюшка дома остался,

Все они Матрешеньки,

Все они милешеньки.

Все с аленькими щечками

Под пестрыми платочками.

Чуть на меня похожие.

Матрешки друг в дружке –

Не поют частушки,

А поставишь в ряд,

Девочки исполняют песню-танец «Мы милашки, куклы-неваляшки».

Создатели традиционных игрушек, как сказители и песенники – тоже носители прошлого, носители национальной духовной культуры. Передавая из поколения в поколение игрушечное мастерство, они смогли донести до наших дней драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты. А у нас с вами есть счастливая возможность постигать эту мудрость и множить красоту.

Все дети поют русскую народную песню «Во кузнице и выходит из кабинета.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Народные песни и праздники с использованием фольклорного искусства в рамках патриотического воспитания детей»

В консультации музыкальный руководитель предлагает воспитателям рекомендации по реализации патриотического воспитания детей средствами фольклорного искусства.


ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В СОВРЕМЕННЫХ НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В ИГРУШКАХ

Конспект урока ИЗО в 5 классе.


Презентация к мастер-класс "Традиции воспитания из прошлого". Народные игрушки и игрушки сделанной из бумаги и картона.

Народные игрушки народными мастерами. Игрушки-самоделки своими руками, принесут ребенку удовольствие и пользу.


Сценарий фольклорного праздника "Календарь народных праздников. Святки"

Сенарий фолклорного праздника из цикла "Русскикие народные праздники, обряды и традиции".


Фольклорный праздник, сопровождаемый народной песней, шутками-прибаутками, хороводами и играми

Мероприятие посвящено Календарному народному празднику «Дожинки». Материал рассчитан на учащихся 5 – 6 классов. Продолжительность 40 – 45 минут. Неотъемлемым компонентом меропр.


Спортивно-фольклорный праздник "Русские народные забавы"

Праздник "Русские народные забавы" включает в себя ассорти русских народных и православных праздников: Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Осенины, а также игр и забав, которыми они сопр.


Внеклассное мероприятие – фольклорный праздник. Тема «Русский народный праздник «Красная горка»

Технологию организации и проведения праздника можно рассматривать как специальную план-программу, составленную с целью получения определённых педагогических и творческих результатов, соответственно он.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: воспитание любви к Родине и родному краю.

Задачи:

  • Познакомить детей с народными промыслами и их мастерами.
  • Расширять кругозор о культуре своей Родины и родного края.
  • Развивать выразительность речи и памяти.

(песня «Русские умельцы»)

Россия, Россия - края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Раздольные песни поют.

Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт.

Русский народ издавна удивлял весь мир. То победами своими героическими, то девицами-красавицами, то невиданными доселе открытиями, то умелыми руками. В мире даже словосочетание такое придумали - «русское чудо».Привыкли русским чудом называть и русскую удалую тройку – символ России, и русский простор, и загадочную русскую душу, и русское гостеприимство. А сегодня мы совершим с вами экскурсию в музей, который так и назовём – «Русские чудеса».Говорят, этим чудесам уже помногу лет, а они всё не перестают удивлять собой весь мир.

Наши предки испокон веков славились добрыми мастерами, людьми, которые создавали своими руками сказочную красоту.

Занимаясь разными ремеслами, люди зарабатывали себе на хлеб насущный.

Что такое ремесло? (ответы учеников)

Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд.

Историческая справка: Очень давно, когда еще сельскохозяйственная техника была слишком проста, а малоплодородные земли не давали хороших урожаев зерновых, население было вынуждено заняться разными промыслами. Потом промысловая продукция обменивалась на хлеб и другие необходимые предметы

Богата земля российская разнообразными народными промыслами.

Простому крестьянину не были доступны роскошные материалы - он творил из подручных. Дерево, глина, кость, лен, железо - все становилось предметом творчества. «Из обрезков дерева вырезали и расписывали миски, ложки, из глины лепилась замечательная посуда, из рога мастерили гребешки, из овечьей шерсти - платки, из льна - полотна и кружева. Все делалось руками: ткались половики, скатерти, полотенца, платья и рубахи. Руки мастеров превращали сугубо бытовые вещи в произведения искусства.

Ремёсла кормили, одевали, обували. Недаром русская пословица гласит «Ремесло не коромысло – плеч не оттянет, а само прокормит».

Ремесла сохранились и в наши дни.

1. Изделья из глины. (дымковская игрушка, филимоновская игрушка, гжель)

2. Роспись и резьба по дереву. (хохломская роспись, матрешки, городецкая роспись, Богородска игрушка)

3. Изделия из металла. (жостовская роспись, самовары)

4. Кружево. (Павлово-Посадские платки, вологодское кружево, Елецкие кружева)

Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал свои изделия затейливой росписью. Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличная манера изготовления. И сейчас мы с вами познакомимся поближе с некоторыми из промыслов.

1. Дымковская игрушка

- Для чего делали игрушки?

Игрушки в старину делались сначала вовсе не для игры. Они имели таинственный смысл: глиняные свистульки и деревянные дудочки делали, чтобы отгонять злых духов. Той же цели служили и погремушки. Узоры тоже рисовали не для красоты, а в качестве магических знаков.Кукла была изображением богини, а образ коня связывали с солнцем. Игрушки призывали добрых богов послать большой урожай, защитить, уберечь от несчастья. Но со временем грозные свистки и суровые богини превратились в весёлые свистульки, утешительные погремушки и в нарядных кукол, а магические знаки стали просто красивыми узорами. Такими они и дошли до наших дней.

Послушайте стих-е. О какой игрушке идёт речь?

Ели спят у большака

Спят деревья, спит река,

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

И село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

( Эти игрушки делают из глины в селе Дымково, что возле города Вятка. По белому фону их расписывают геометрическим орнаментом из кругов, полосок, клеток, волнистых линий. Самая известная игрушка – это барыня. А ещё есть дымковские кони, индюки, свистульки. Игрушки сначала лепят из глины, затем высушивают при комнатной температуре, потом ожигают в печах. После этого их покрывают белым слоем мела, разведённого на молоке и раскрашивают яркими разноцветными красками.)

(картинки игрушек со стихами?)

В России самой распространённой народной игрушкой считают … Отгадайте!

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может — три, а может, шесть.

Это русская. (матрешка).

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

В этой молодице

Для меньшей – темница.

Мы матрешки, мы подружки,

Утром рано мы встаем,

Вшестером поем частушки

И танцуем вшестером

Никогда мы не скучаем,

Шесть у нас платочков есть,

Чашек шесть у нас для чая

И салфеток тоже шесть

И кроваток нам не нужно,

Потому что в час ночной

Спим мы вместе, спим мы дружно,

Спим мы все одна в другой.

Наша русская матрешка

Не стареет сотню лет!

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

(песня о матрёшке)

Есть в России такое село – Богородское. Живут в том селе умельцы, которые наловчились делать деревянные игрушки – фигурки людей, медведей и разных других животных. Самая знаменитая богородская игрушка так и называется – мужик и медведь. А наша сценка расскажет,как,по преданию, возникло это ремесло резьбы по дереву.

Как- то шёл мужик с работы и зашёл в дремучий бор.

Подобрал мужик полено, снял он с пояса топор,

А из тёмного из леса мишка бурый прибежал.

Увидал он незнакомца и сердито зарычал.

Говорит мужик медведю :

«Не пугай, зверушка. Я тебя сейчас потешу, сделаю игрушку !»

Разрубил мужик полено, стукнул топоришком – и сработал он игрушку!

« Что за добрая игрушка, получилась славно.

Деревянная потешка смотрится забавно»

А на ней мужик с медведем, словно дровосеки,

Топорами бьют полено в маленькие щепки.

Над землёй века промчались, только, видно с этих пор

Два весёлых дровосека помнят мирный уговор.

И едва мы их увидим, сразу без ошибки

Богородская игрушка дарит нам улыбки.

Все гуляют налегке

На широких улицах

Никогда не хмурятся.

Там из липовой доски

Есть лекарство от тоски:

Потому что стар и млад

Всем игрушки мастерят.

Даже старые старушки

Делают себе игрушки.

Хохломская роспись - автор Л. Ларкина

В деревне Семёново-

Там в бытность свою.

И пели там птицы,

Леса там родили

И люди там жили,

Чтоб жизнь была краше

Для жителей тех-

Писали на чашах

Молились в соборах,

Чтоб не было суши.

А в этих узорах

Там музу вершил

Кистью русский народ.

И сказку творил,

Нежно вписаный плод.

Там сказка вплеталась

Вот так зарождалась

- Эти липовые ложки,

Блюдца, ковшики, матрешки,

Расписала нам сама

- Стулья, доски и полати,

И кроватки и кровати,

Расписала нам сама

- Нет наряднее раскраски,

Будто к нам пришла из сказки,

Где цари и терема,

С древних времен люди стремятся украсить свое жилище и предметы быта. В городе Семенов, который расположен в Нижегородском крае, издавна украшали росписью деревянную посуду. Так появилась «Золотая Хохлома» – искусство росписи красками по дереву. Этот промысел появился еще в 17 веке, и с тех пор на золотом фоне живут диковинные цветы – яркие алые и задумчивые черные. Золотой орнамент украшает деревянную мебель. Расписные ложки и куклы-матрешки известны во всем мире. Сегодня мастера предлагают не только расписную деревянную посуду, но и детскую мебель, подсвечники, декоративные блюда. Нарядность и особую красочность изделиям из дерева придает специальная технология лакирования. Благодаря сушке лакированного изделия в печах при высокой температуре, изделие приобретает особый золотисто-медовый оттенок.

5. Городецкая роспись (рассказывает кл. руководитель)(г. Городец в Нижегородской области)

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славиться по всей России

Своей росписью, творец.

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

Городецкие мастера рисовали в основном цветы, птиц.

Росписи выполняются гуашью. Сначала готовят цветной фон (часто желтый), на него наносят главные фигуры, букеты, в виде крупных цветовых пятен.

Существует три вида композиции в городецкой росписи

1. Цветочная роспись.

2. Цветочная роспись с включением мотива "конь" и "птица";

3. Сюжетная роспись

В 60-х годах в Городце создана фабрика «Городецкая роспись», выпускающая расписные игрушки и сувениры.

Розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,

Чудо на фарфоре –

Просто роспись… (гжель).

Чудо с синими цветами,

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка

Растут синие цветочки.

Вы не слышали о Гжели.


Необыкновенная фарфоровая посуда сине-белого цвета завораживает взор, окутывает дымчатым туманом – это знаменитая Гжель – народный керамический промысел. Живописный подмосковный регион Гжель расположен в 60 км от Москвы. Гжель известна и популярна не только в России, но и далеко за пределами страны. Голубая сказка, воплощенная мастерами Гжели в изящных чайниках, чашках, кувшинах, вазах и тарелках радует глаз и греет душу. Традиционный орнамент, украшающий фарфоровые изделия – синие и голубые цветы, листья, злаки, и гжельская синяя роза. Большие блюда украшают синей росписью диковинных птиц, изображением бытовых сцен. История гжельского фарфора начинается в 14 веке с изготовления предметов домашнего обихода, изразцов и черепицы. Затем был сложный путь к майоликовой посуде, фаянсу, а в 19 веке гжельские мастера стали изготавливать посуду из фарфора. Сегодня в Гжели производят не только посуду, но и игрушки, камины, люстры. Мастера расписывают свои изделия только вручную, вкладывая в каждый штрих свое умение и душу.

Какое качество русских людей помогает создавать эту красоту? (трудолюбие)

Игра «Доскажи пословицу»

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Землю - красит солнце, а человека – труд.

Труд человека кормит, а лень – портит.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Человек без труда, что земля без воды.

Дерево смотри в плодах, а человека смотри в делах.

Заключительное слово кл. руководителя:

Богато творчество русского народа. Сегодня мы познакомились с малой его частицей. Теплоту своих рук и щедрость сердец вкладывали мастера в свои поделки. За каждой из них кроется тайна. Только хорошие и добрые люди могли создать такую красоту и прославить на весь мир свою землю,свой край. Мы должны уважать труд и беречь то, что сделано руками талантливых людей. Это поможет нам сохранить свои национальные традиции, свое национальное достоинство.

В группу приглашаются дети средней группы, педагоги, родители под музыкальное сопровождение (звучит русская народная музыка). Ведущий предлагает походить по группе и рассмотреть экспонаты нашего музея.

Сценарий мероприятия с детьми средней группы «Русская народная игрушка»






- Дорогие наши гости, сегодня мы пригласили вас, чтобы вы посетили созданный нами мини-музей русской народной игрушки. В начале учебного года мы с ребятками заинтересовались вопросом, как появились первые игрушки, в которые играли дети в далеком прошлом. Ребятки наши узнали, что в давние времена не было фабрик, заводов, магазинов, не было таких материалов, как пластмасса, резина, искусственный мех, пластик, из которых сделаны современные игрушки. И мы решили узнать, во что же играли наши бабушки и пробабушки.

Ребята, давайте расскажем нашим посетителям, что мы узнали.

Пусть вам лучшею подружкой,

Станет русская игрушка.

И недаром все музеи,

Дорожат, гордятся ею.

Сейчас мы расскажем вам о самых древних игрушках, которые изготовили наши родители с детьми именно так, как их делали очень, очень давно. Воспитатель предлагает детям взять в руки куколки-обереги.

Хозяйка начинает рассказ:

У обрядов на Руси множество заветов,

И один из них - шитьё кукол-оберегов.

По поверью, талисман, защитит хозяев,

Забирая на себя бремя испытаний.

Из различных лоскутков ношеной одежды,

Катали мамы куколок с верою, надеждой.

Но единственный запрет: предки опасались,

Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.

Они древности полны и не так пустячны,

Из соломы и золы, глины настоящей.

До рождения дитя, делали "мотанку"

И ложили в колыбель для чертей обманку.



Чтоб малыш спокойно спал, зайчик духов отвлекал.

А Желанница была девушкам - подружка.

С длинным волосом из пряж - тоже не игрушка.

Чтоб желание сбылось - в косу ей вплетали

Ленту алую, потом исполненья ждали.

Крупеничка - оберег сытости, достатка.

Наполнялась сплошь зерном, гречкой, для задатка.

От кормилицы Земли силы приходили.

Под иконами в углу бережно хранили.

Травница - её травой наполняли разной.

Хвоя, мята, зверобой - служит безотказно.

По избе душистый дух лета разносился,

В этой куколке секрет - способ излечиться.

Символ Солнца – Конь-огонь, добрых отношений.

Он мужчин берег покой и спасал от лени.

Хохотушки по весне - стало быть, Веснянки,

Жизнерадостной судьбе верные служанки.

А традиции храня многовековые,

Главная в дому всегда - кукла Берегиня.

Обереги без лица, кажется незримо,

Отделят добро от зла неисповедимо.

Сколько вложено любви неприметной, тихой,

И защита на века от любого лиха.

- Вот в такие куколки и игрушки играли в далекой древности.

Воспитатель предлагает рассмотреть игрушки изготовленные руками детей и их родителями из соленого теста.

Хозяйка: вот эти игрушки на Руси называли мукосольками и хлебосольками. Как вы думаете, почему их так называли?

Дети: потому что их делали из муки и соли, из теста.

Хозяйка: правильно. Зародилось искусство тестопластики на севере России. В старину рукотворные диковины в виде фигурок людей и животных тоже служили оберегами. На Рождество жители - поморы лепили фигурки и дарили их знакомым, близким и детям, приговаривая: «Пусть у вас хлеб да соль водится, и никогда не переводятся!». Старинный славянский обычай – встречать гостей хлебом-солью – пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Даря такие игрушки-обереги, желали мира и достатка.


А сейчас отгадай те загадку про игрушку, которую любят и знают все.

Хороши, румяны щёчки,

На передниках – цветочки!

Хлопайте в ладошки, русские. (матрешки).

Девочки исполняют танец матрешек, гостей приглашают потанцевать с матрешками.


Мы веселые матрешки,

На ногах у нас сапожки

Завязали мы платочки,

Разгорелись наши щёчки,

В сарафанах наших пестрых,

Мы похожи словно сестры,

Хозяйка: (берет в руки дымковскую барышню) ребята, что у меня в руках за игрушка?

Дети: дымковская игрушка.

Хозяйка: правильно. Сейчас мы вам расскажем про нее.


Есть в России уголок,

Где из труб идет дымок,

Яркой глиняной игрушкой.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету света дымного,

А есть любовь людей.

А вот этот хоровод

В селе Дымково живёт?

Платья яркие в горошек,

Много точек и дорожек,

И на белом материале

Постарались от души,

Ах! Игрушки хороши!

Хозяйка: (показывает гостям Филимоновскую игрушку) а это что за игрушка?

Дети: филимоновская игрушка.

Хозяйка: давайте расскажем гостям, что мы узнали про эту игрушку.


Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

Эй, дружок, да подойди же,

На игрушку погляди же :

Наш петух из Филимоново

Раскрашен он ярко, здорово.

Полоски красные, зеленые,

На ножках веточки сосновые.

Хозяйка: ребята, скажите, а из чего чаще всего делали русские игрушки?

Дети: из глины и дерева.

Хозяйка: верно. Посмотрите на экспонаты нашего музея и угадайте, про какую игрушку я вам сейчас загадаю загадку.

Медведь, мужик, лиса и волк,

Деревянные игрушки

И медведи, и старушки

То сидят, а то стучат.

Ребятишек всех смешат.

Дети: богородская игрушка.

Хозяйка: а чем интересна и необычна эта игрушка?

Дети: она двигается, в ней есть механизм.

Хозяйка: правильно. В селе Богородском проживали такие мастера, которые не просто вырезали игрушки из дерева, но и приводили их в движение.

Хозяйка предлагает поиграть в эти игрушки и рассмотреть, как они двигаются.

Хозяйка: а сейчас я предлагаю вам видеоигру «Что лишнее?». На экране телевизора вы увидите группы игрушек. Вам надо узнать игрушки, сказать, как они называются, и определить, какая среди них лишняя.



Хозяйка: дорогие гости, мы надеемся, что экскурсия по нашему музею вам понравилась, и вы много узнали нового и интересного. На этом экскурсия окончена, и хочется еще раз отметить красоту, неповторимость, индивидуальность народной игрушки, потому что автор, который ее изготавливал, вкладывал в нее свое настроение, душу и частичку себя. Спасибо, что посетили наш музей.

Воспитатели и дети провожают гостей под песню «Русский сувенир».



Наш музей посетили дети других групп детского сада.



Используемая литература и музыкальный репертуар: «Обереги» - стихи Э. Поповой; стихи В. Василенко, В. Фофанов; «Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе» книга для педагогов и родителей. (издательский дом «Цветной мир» 2013); песня «Веселые матрешки» сл. М. Пляцковский, муз. В. Шаинский; песня «Русский сувенир».

Проект «Русская народная деревянная игрушка матрешка» "Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

Конспект НОД по дополнительному образованию «Русская народная игрушка. Украшение матрешки» Конспект НОД по дополнительному образованию в старшей логопедической группе «Радуга» (кружок «В горнице») воспитатель: Л. А. Бажкова ноябрь.

Конспект ООД по ФЦКМ «Русская народная игрушка» (старшая группа) Конспект ООД Познание ФЦКМ «Русская народная игрушка.» (старшая группа)Подготовила воспитатель-Цыряпкина Наталья Александровна. [/b] Цель:приобщать.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в средней группе «Русская народная игрушка матрёшка»

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в средней группе «Русская народная игрушка матрёшка» Цель: продолжать развивать у детей фантазию и воображение, научить новым способам нетрадиционного рисования- «монотипия» и «методом тычка»;.

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет)

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка — матрешка»

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка — матрешка» Задачи: Воспитательные: Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом.

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка матрешка» Цель: Ознакомление детей с русской народной игрушкой – Матрешка. Образовательные области: Коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое.

Образовательный проект «Русская народная игрушка» (вторая младшая группа) "Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

План-конспект занятия «Русская народная игрушка» Русская народная игрушка. (старшая группа) Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой. Задачи: 1. виды русской народной игрушки.

Встреча семейного клуба в целях реализации проекта «Русская народная игрушка»

Встреча семейного клуба в целях реализации проекта «Русская народная игрушка» Тема: «Во что играли дети в далеком прошлом?» Задачи: • рассказать родителям о роли народной игрушки в воспитании культурно-нравственных.

Мы провели развлечение на тему : "Праздник народной игрушки". Вот такой сценарий мы придумала для своих малышей!

Цель: формировать представление о народных играх, забавах и игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, словарный запас, воспитывать взаимопомощь в игре, уважение друг к другу.

Материал: кукла-неваляшка, матрёшка, хохломские ложки, бубенчики, бубен, погремушка, платочки для девочек, шаль, грузовик.

Ход сценария:

1. Сюрпризный момент: матрёшки приезжают на грузовике.

- Кто приехал к нам на машине? Сколько матрёшек? (много или одна)

«Посмотрите, какие красавицы к нам приехали. Это матрёшки расписные, русские игрушки. Их зовут Матрёши. Давайте с ними поздороваемся. Здравствуй Матрёша. (хоровой и 2-3 индивидуальных ответа). Они приехали к нам поиграть. –На кого матёши похожи? (на девочек) – Что одето у неё на голове? (платочек) – Что одето у Матрёши на туловище? (сарафан). – Давайте поиграем с матрешками? Матрёша хочет узнать где у деток ручки, ножки, глазки, ушки, бровки, коленочки, животики (дети показывают). – А теперь поиграем в прятки с матрёшками (даём каждому ребёнку по матрёшке). – Ну-ка спрячем матрёшек за спину! – Нету? – А где матрёшки? – Вот они! (2-3 раза). - Ребята давайте потанцуем с матрёшками? (танец). – А матрёшки принесли нам потешки! – Давайте поиграем?

(Хлопают ручками дети,

при последних словах

ручки кладут на головку.)

(большой пальчик соединяют

поочередно с каждым пальчиком)

- Как у нашей у Матрёшеньки

Сад зелёный, дом хорошенький!

Ванька-встанька у ворот

Громко песенку поёт.

- Кто поёт Матрёши песенку? (Ванька-встанька).

Целый день стоят как свечки

Эти чудо - человечки.

Не желают куклы спать,

Не уложишь на кровать.

И опять встают на ножки.

Подскажи - ка мне дружок:

Как название игрушки?

Отгадать совсем не сложно:

Это кукла неваляшка.

- К нам пришла неваляшка яркая рубашка (какая она яркая, красивая, (хоровой и 2-3 индивидуальных ответа). – Давайте покажем ей как мы умеем играть на музыкальных инструментах (раздаём бубен, ложки, погремушки).

- А теперь неваляшки посмотрят, как дети умеют прятаться.

П/и забава «Прятки».

Развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения, повеселить.

Описание. Воспитатель предлагает детям спрятаться вместе с ним от няни, которая в это время должна отвернуться и не смотреть, куда они прячутся. Дети вместе с воспитателем приседают на ковре, а воспитатель закрывает их платком. Воспитатель спрашивает у няни: "А где же наши дети? Тетя Галя, вы не видели их?" Няня начинает искать детей, нарочно заглядывая в другие места. Малыши с восторгом выскакивают из своего укрытия и с веселым смехом подбегают к ней. Няня обнимает их и приветливо говорит: "Где же вы так спрятались, что я не могла найти вас?" Хорошо поиграли? – Давайте потанцуем с неваляшкой? Танец «Неваляшек». Все дети встают со стульчиков, включается музыка и начинается совместный танец с воспитателями, (девочки одевают платочки).

- Вот потанцевали, поиграли и пришла пора игрушкам домой. Но они оставили нам угощение, скажем «до свидания» и помашем ручкой.

Музыкальный праздник нацелен на расширение представлений детей о народных игрушках, играх и забавах. Дети закрепляют знания о музыкальных инструментов и приемах игры на них. В развлечении использованы сюрпризные моменты, которые заинтересуют малышей. Проведение такого мероприятия положительно сказывается на эмоциональной сфере ребенка. Праздник вызывает радость, интерес и повышает активность детей в музыкальной деятельности.

ВложениеРазмер
знакомство с народным творчеством 16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий музыкального мероприятия

для детей второй группы раннего возраста

«Праздник народной игрушки»

Цель : Приобщать детей к народному творчеству на примере народных игрушек.

-имеет представление о народных играх, забавах и игрушках;

-эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действия;

-называет музыкальные инструменты;

-умеет ходить, бегать, не наталкиваясь на других детей;

-вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы.

Материал : матрёшка, уточка, лошадка, хохломские ложки, бубенчики, бубен, грузовик.

Сюрпризный момент : матрёшки приезжают на грузовике.

Вед.:- Кто приехал к нам на машине? Сколько матрёшек? (много или одна)

«Посмотрите, какие красавицы к нам приехали. Это матрёшки расписные, русские игрушки . Их зовут Матрёши. Давайте с ними поздороваемся. Здравствуй Матрёшка. (хоровой и 2-3 индивидуальных ответа) . Они приехали к нам поиграть. –На кого матёшки похожи? (на девочек) – Что одето у неё на голове? (платочек) – Что одето у Матрёши на туловище? (сарафан) . – Давайте поиграем с матрешками? Матрёшка хочет узнать где у деток ручки, ножки, глазки, ушки, бровки, коленочки, животики (дети показывают) .

– А теперь поиграем в прятки с матрёшками (даём каждому ребёнку по матрёшке) . – Ну-ка спрячем матрёшек за спину! – Нет матрешек. – А где матрёшки? – Вот они! (2-3 раза) . - Ребята давайте потанцуем с матрёшками?

Вед.: – А матрёшки принесли нам потешки! – Давайте поиграем?

Пальчиковая игра «Ой, летали гули»

Вед.: Дети, посмотрите, наши матрешки не одни приехали. Кто-то в грузовичке еще сидит! (Восп-ль достает уточку и показ. детям.)

Вед.: А как наша уточка по лугам ходила. Кря-кря-кря, по лугам ходила.

Посмотрите, какая красивая наша уточка. Какие перышки, клювик, шейка. (показ. игрушку) А теперь давайте с уточкой поиграем.

Хороводная игра «Утушка»

Вед.: Вот так грузовичок чудесный, сколько сюрпризов нам приготовил. Давайте в него еще заглянем! (Вед. С детьми смотрит в грузовичок и нах. Мешочек с муз. инструментами.)

Вед.: Дети, вы только посмотрите, какой чудесный мешочек! А что же в нем находится? ( восп-ль не показ. инст-т, звенит в бубен, ложки, колокольчик, погремушку). Дети, что звучит?

Музыкально-дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Вед.: Давайте, дети покажем, как мы умеем играть на музыкальных инструментах (раздаём бубен, ложки, погремушки) .

Вед.: Посмотрите, что-то еще есть в грузовичке. (Вед. Достает лошадку и показ. детям) Посмотрите, какая лошадка.

(Вед. рассматривает с детьми лошадку)

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Вед.: Давайте с лошадкой тоже поиграем.

Хороводная игра «Лошадка»

Вед.:- Вот потанцевали, поиграли и пришла пора нашим игрушкам возвращаться домой. Давайте скажем: «До свидания».

(Дети машут рукой игрушкам, затем под музыку покидают зал)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Праздник народной игрушки

1 вариант. Рассказ воспитателя о матрёшкеЦель. Познакомить с предназначением русской народной игрушки, ее историей.Задачи:- научить воспринимать и ценить прекрасное в любом его проявлении;- помо.


Ознакомление с народной игрушкой. Праздник «Кузьминки»

Ознакомление с народной игрушкой.Праздник «Кузьминки» Программное содержание. Обобщить имеющиеся у детей знания о народной игрушке, о народных промыслах России. Продолжить знакомство с вятской иг.


Сохранение и возраждение национальных традиций, обрядов, праздников через изготовление традиционной народной игрушки.

Приобщение детей к культуре своего народа, через практическую и творческую деятельность. Практическая деятельность является, самой оптимальной, для формирования интереса к народной культуре. т. к.

Праздник народной игрушки

Сценарий педагогического мероприятия с детьми младшего дошкольного возраста поможет организовать игровую деятельность, стимулировать интерес к народной игрушке.


Развлечение во второй младшей группы Тема: «Праздник народной игрушки»

Развлечение во второй младшей группыТема: «Праздник народной игрушки»Цель: формировать представление о народных играх, забавах и игрушках, приобщать к традициям русского нар.


Праздник народной игрушки (1 младшая группа)

Сценарий праздники для 1 младшей группы.

Сценарий развлечения в группе раннего возраста "Праздник народной игрушки"

Сценарий развлечения в группе раннего возраста"Праздник народной игрушки".

Читайте также: