Сценарий про дымковскую игрушку

Обновлено: 07.05.2024

Сценарий досуга в младшей группе «Знакомство с дымковской игрушкой» Сценарий досуга «Знакомство с дымковской игрушкой" Цель: доставить детям радость; дать представление о народном промысле на примере дымковской игрушки; познакомить с элементами дымковской росписи; развивать эстетическое восприятие, интерес к народному творчеству; воспитывать.

Дымковские игрушки. Сценарии развлечений - Сценарий праздника для старшей группы «Дымковская карусель»

Публикация «Сценарий праздника для старшей группы «Дымковская. » Сценарий праздника «ДЫМКОВСКАЯ КАРУСЕЛЬ» для детей старшей группы №4 Составила: Воспитатель: Минзар.О.О Биробиджан Цели: познакомить детей с народными промыслами с дымковской игрушкой, традициями русских народных праздников; воспитание уважения к истории своего народа.

Конспект квест-игры «Дымковская игрушка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад№30» Конспект организованной образовательной деятельности по Декоративно-прикладному искусству на тему: Квест Дымковская игрушка. Для обучающихся средне-старшего возраста. Автор: Гафина М.А.

Сценарий совместной деятельности с детьми по декоративному рисованию «Дымковские чудеса» (средняя группа) Цель: создание условий для развития творческих способностей детей, посредством дымковской росписи. Задачи: Образовательные: - Учить детей расписывать силуэт игрушки дымковским узором, используя различный материал; - Продолжать учить отмечать и называть характерные особенности.

Математическая викторина в старшей группе «Путешествие в Дымково» Математическая викторина Старшая группа "Путешествие в дымково" Цель: формирование математических представлений о цифрах, геометрических фигурах, способствовать развитию познавательной активности, логического мышления воспитанников, выявлению интеллектуальной одаренности.

Дымковские игрушки. Сценарии развлечений - «Дымковская игрушка» утренний сбор «Неделя творчества»

Статья ««Дымковская игрушка» утренний сбор «Неделя. » Утренний сбор Тема недели: «Неделя творчества» Тема: «Дымковская игрушка» Цель: Познакомить детей с народным промыслом «Дымковской игрушкой». Воспитывать интерес к быту и обычаям России. Формировать доброжелательное отношение меду детьми, атмосферу сотрудничества. Развивать.

Сценарий ООД для детей подготовительной группы «Мастерская по росписи дымковского петушка» Цель: Способствовать обогащению представления об использовании глины с детьми и развитию творческого потенциала Задачи: 1.Образовательные 1.1 Продолжать знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством, изделиями из глины, народными игрушками 2. Развивающие 2.1.

Развлечение по итогам проекта «Дымковская игрушка»

Развлечение по итогам проекта «Дымковская игрушка» Сценарий развлечения по итогам проекта «Дымковская игрушка», проведенного в средней группе № 10 в декабре 2019 г. Музыкальный зал украшен: на сдвинутом занавесе развешаны изображения дымковских игрушек (козлик, петушок, водоноска, баран, индюк. Перед занавесом – скамейки.

Конспект занятия «Праздник в дымковской деревне» (Коллективная композиция) Цель: способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Задачи: -развивать эстетическое восприятие.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Сценарий праздника "Русская ярмарка"

Цели: познакомить детей с народными промыслами, традициями русских народных праздников; воспитание уважения к истории своего народа, патриотизма; развитие творческих способностей детей.

Оформление: холл украшен работами детей, выполненными на уроках рисования и технологии (в технике росписи дымковской игрушки), панно "Русская деревня", "Ярмарка", а также различные предметы народных промыслов, принесенные учениками из дома. Все дети одеты в русские народные костюмы.

Ход праздника

1. Ведущие - два скомороха.

1) На ярмарку! На ярмарку! Эй, не стойте у дверей, Заходите к нам скорей!

2) Под кустом у дорожки сидели скоморошки. Я - скоморох Трошка.

1) А я — Федул-скоморошка! Пожалуйте к нам, гости дорогие! Не скучайте, веселитесь!

2) На Руси промыслов разных много, Тех, что глаз радуют и пользу приносят

1).Вот послушайте рассказ,мы порадуем им вас!

2).Эй ,ребята не Ленитесь в круг скорее становитесь!

1).Если очень захотеть, что не пожелается,

Все всегда произойдет, все всегда сбывается!

2). В волшебную сказку с вами войдем.

В старинное Дымково мы попадем!

2. Выходят дети и поют песню

Маленькие русские селенья,
Славные большие города
Часто вызывают удивленье
Красотою древнего труда.

Ласковыми ситцами славится Иваново,
Тула - самоварами, звонкими баянами,
Оренбург - пуховыми славится платками,
Покоряет Вологда чудо-кружевами.

Славен гжелью Кострома, Гусь Хрустальный, Хохлома,
Дымков тоже славится, всем на свете нравится.

Никакого чуда в этом нет.
Тем Россия издавна живет.
Внук, увидев дедовы секреты,
Сыновьям своим передает.

Ласковыми ситцами славится Иваново,
Тула - самоварами, звонкими баянами,
Оренбург - пуховыми славится платками,
Покоряет Вологда чудо-кружевами.

Славен гжелью Кострома, Гусь Хрустальный, Хохлома,
Дымков тоже славится, всем на свете нравится.

2. Рассказ о народных промыслах. ( выходят дети в народных костюмах)

1-уч. В разное время в разных уголках России возникали свои особенные народные промыслы, секреты которых мастера передавали своим детям, а те своим внукам. Так возникла Хохлома, Жостовские подносы, Гжель, так возникла и Дымковская игрушка.

2-уч Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей! В ней нету цвета дымного, что серости серей. В ней что-то есть от радуги, от капелек росы. В ней что-то есть от радости, гремящей, как басы.

3) 3-уч В ней молодость-изюминка, в ней удаль и размах. Сияйте охра с суриком по всей земле в домах! И злость, и хмурость льдинкою без всякого следа Пусть под улыбкой Дымкова растают навсегда!

4-уч В одном селе, вблизи города Вятка,около 400 лет назад , жили-были умельцы - глиняных дел мастера.

5-уч Называлось это село Дымковской слободой, так как состояло оно из отдельных хозяйств "дымов", так в старину называли самостоятельные зажиточные крестьянские семьи. Мастерство свое мастера передавали из поколения в поколения, секретов своих чужакам не раскрывали.

6-уч Очень интересен процесс создания Дымковской игрушки: глину сначала тщательно разминают, делают несколько колобков разных размеров, затем из каждого колобка вылепливают разные части тела будущей фигурки, соединяют их воедино, несколько дней сушат на воздухе, а потом помещают в специальную обжиговую печь. После обжига фигурку раскрашивают.

3. Дети водят читают хором и раскрашивают игрушки:(звучит музыка)
Ели спят у Большака в инее седом,

Спят деревья. Спит река скованная льдом.

Мягко падает снежок, вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом. Точно в дыме все кругом.

Голубые дали, и село большое «Дымково» прозвали.

Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо – сказки.

Вечера зимою длинны, и лепили там из глины.

Все игрушки не простые, а волшебно – расписные.

Белоснежны как березки, кружочки, клеточки, полоски –

Простой казалось бы узор, но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава, заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду – удивительное чудо!

7-уч И славились глиняные поделки (игрушки, свистульки, статуэтки) из Дымковской слободы на всю Россию. Дымковские игрушки легко отличить от других, они яркие, красочные, преобладают голубой, малиновый, желтый и оранжевый цвета, рисунок выполнен преимущественно на белом фоне.

4. Виды Дымковской игрушки (демонстрация).

Дымковские игрушки обычно делятся на следующие виды:

- Фигурки женщин - красочные расширяющиеся к низу юбки и изящный головной убор,

- Фигурки мужчин - русская национальная одежда - шировары, чаще голубого цвета рубашка, кружочки румяных щек,

--Фигурки животных - чаще лошадки, петушки, олени,

- Композиции фигурок на бытовую тему или сказочные персонажи. .

5. Ярморочные гулянья.

А начинался промысел с простых свистулек и расписных глиняных шаров, что изготавливали первые умельцы еще в 16 веке. . Лепили их женщины и дети зимой, а весной продавали на ярмарках.

Игрушки дымковских мастеров были самым ярким украшением ярмарки, на которой проходило праздничное гулянье с озорным и веселым названием Свистунья. Почему Свистунья? Да потому, что на этом народном празднике на разные голоса звенел веселый пересвист дымковских свистулек.

6. Дети поют частушки

О древней дымковской игрушке мы споем сейчас частушки! Наши руки крендельком, щеки, будто яблоки. С нами издавна знаком есь народ на ярмарке.

Предлагается для внимания сценарий развлечения "Путешествие в Дымково", которое завершает проект по дымковской игрушке, во время которого дети ознакомились с дымковской росписью, узнали историю создания игрушек, историю самого местечка Дымково, узнали чем занимались дымковцы, какие использовали краски для росписи, чем отличались их игрушки от других. Закрепление этих знаний и произошло во время развллечения.

ВложениеРазмер
Сценарий развлечения "Путешествие в Дымково"имеет цель закрепить знания о дымковском промысле. 25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Развлечение « Путешествие в Дымково»

1.Вызвать радостное чувство от знакомства с народным творчеством.
2.Закреплять умение различать элементы росписей, колорит.
3.Формировать интерес к народным игрушкам, играм, хороводам.
4.Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Материал.
Дымковские игрушки, иллюстрации, музыкальная запись русских народных песен; русские народные костюмы на девочек, кокошники в дымковском стиле, бубенцы для игры, народные инструменты, свистульки.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня по дороге в детский сад увидела я сороку.

Сорока-белобока по лесу летала,
По деревьям скакала,
Детский сад искала.
Принесла в клюве письмо. (Показывает детям письмо)
От кого оно? (Открывает конверт и читает письмо)
«Здравствуйте, ребятки,-
Машутки и Ванятки,
Тани, Вани, Пети и другие дети!
Если любите играть,
Сочинять и рисовать,
Приезжайте в гости!
Милости просим!
Игрушки из села Дымково.»

Давайте зажмурим глаза и скажем: Покружись, покружись

и в Дымково окажись!

(звучит народная музыка)Слайд

2.-Смотрите-ка, река! А по берегам реки- город. Реку Вяткой называют, и город такое же имя носит. Вятка- город старинный. Когда-то вокруг него крепостные стены были, защищающие жителей от врагов. А на другом берегу стоит село, где жили гончары. Они лепили из глины посуду и игрушки. Чтобы посуда была крепкой, ее обжигали в печках. Каждое утро над селом дружно поднимались дымки из печных труб. Может быть, поэтому это село и назвали Дымково.

1. Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

2. Там любят песни, пляски 2

Там рождаются чудо-сказки,

И лепят там из глины

3.Белоснежны как березки

Кружочки, клеточки, полоски

Простой казалось бы узор

Но отвести не в силах взор

3. А ну-ка, посмотрим, кто здесь живет

Кто письмо прислал с сорокой?
Кто послал ее далеко?
Кто ребяток в гости звал?
Кто игру им обещал?
Поскорее покажись, покажись,
Поскорее назовись, назовись!

Звучит народная музыка . На экране видеоряд.

Рита: 1.За студеною водицей
Водоноска - молодица,
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет
На коромысле не спеша.
Посмотри, как хороша
Давуд 2. Конь бежит
Вся земля дрожит.
В поле травушка-муравушка,
Ничком лежит.

3. Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога (баран).

Мухаммед: 4. Петушок , петушок.
Золотой гребешок,
Ты подай голосок
Через темный лесок,
Через лес, через реку
Прокричи: «Ку-ка-ре-ку».

Маргоша: 5. Вот индюк нарядный, 3
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Артем Ш.: Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост

Артем П.: 6. Утка -Марфутка
Бережком идёт,
Уточек-Марфуточек
Купаться ведёт.

-Красивые игрушки? Давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг. Как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить ее в движении.

4. Музыкально- пантомимическая игра «Барыня».

Дети становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий произносит: «Барыня!», и дети стараются двигаться так. Как, по их представлению, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками. «Конь!»- дети скачут, как лошадки. «Индюк!»- дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками- крыльями, надувая щеки. «Козлик!» «Котик!»

Воспитатель: Всю зиму женщины Дымково лепили глиняные игрушки и распродавали их на празднике проводов зимы. Многие игрушки делали как свистульки. Да и сам праздник назывался «Свистунья». Веселые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны и общую радость людей.

Вятка вздрогнула от свиста,

Всяк свисток к губам прижал.

И пошла базаром сказка,

Родился в веселый час

Вятский праздник «Свистопляс»!

Поиграем и мы. Народная игра «Золотые ворота»

Все дети говорят:

Ай, люди, ай, люди,

Наши руки мы сплели.

Мы их подняли повыше,

Получились не простые,

Золотые ворота!
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:


Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Правила игры: Игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно.

Отличная игра, а теперь на нашем празднике посмотрим

6. Танец «Валенки»

7.А какой праздник без игр-вызовов друг друга на поединок?

Разбираем бубенцы (колокольчики) и свистульки и начали!

А теперь поиграем в игру «Бубенцы»

8.БУБЕНЦЫ (или РУЧЕЕК)

Задачи: Развивать умение действовать по сигналу, внимание, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию, построению в круг, хороводному движению.

Описание: Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами.

Все дети говорят: 5

Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!

После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

Правила: Ловить начинать только после слов «Звон!». Игрок, которого ловят, не должен выбегать за пределы круга.

А как называется праздник в Дымково? «Свистунья» или «Свистопляска» .А почему?

9.А вот послушайте, что об этом рассказывает легенда.

«Однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная… Казалось, нет от них спасения. Но вятичи – люди находчивые. Придумали горожане «военную» хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и тёмной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Заметались испуганные враги , показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу весёлой «Свистуньей».

Давайте и мы поиграем в эту игру.

(Ставим стульчик , на него Бабу Ягу…-это враги)

Встанем в круг. Возьмем свистульки свои.

Воспитатель руку вверх поднимает-все на два шага вперед.

Руку опускает- резко свистят.

Рука поднята- отходят на два шага. (Повторить 2-3 раза)

Вот такие игры и пляски на празднике в Дымково! Ну что ж, пора и возвращаться! Встали в круг , закрыли глаза :

В детский сад опять вернись!

Вот, ребята, мы и побывали в Дымково! Чем там занимаются?

Делают замечательные игрушки и нам доставляют большое удовольствие! За что большое им спасибо!

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение —
детский сад № 47

Во второй младшей группе

По теме «Дымковская игрушка»

Екатеринбург 2016 г.

Цель: продолжить знакомство с дымковской игрушкой, особенностями узора; учить различать элементы дымковской росписи, рисовать кружочки с помощью приспособлений (тычков).
Материал и оборудование: шаблон дымковская лощадка, видеопрезентация «Дымковская игрушка», образец педагогического рисунка, краски, кисти, тычки (ватные палочки), салфетки, стаканы с водой.

Ход занятия:
I Создание игровой мотивации.

Ели спят у большака

Спит деревня, спит река,

Мягко падает снежок,

Вьётся голубой дымок,

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки,

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно- расписные:

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой. Казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о «дымке» слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду,

Мы поклонимся не раз.

О древней дымковской игрушке

Поведём сейчас рассказ.

Я лошадка серый бок

Я копытцем постучу,

Если хочешь прокачу!

Посмотри, как я красива

Хороши и хвост, и грива

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Дымковский я петушок, пышный хвост и гребешок.

Точки, клеточки, кружки. Краски сочны и ярки.

Всадник
Всадник на коне
Бока крутые, рога золотые,
Копытца с оборкой,
А на спине - Егорка.

Воспитатель: Ребята, как называются все эти игрушки?
Дети: Дымковские.
Воспитатель: Давайте вспомним, как их делают.
Дети: Сначала игрушки вылепили из глины, потом высушили, окрасили в белый цвет и украсили узорами.
Воспитатель: Какого бывают цвета бывают дымковские игрушки?
Дети: Только белые.
Воспитатель: А какие узоры?
Дети: Кольцо, круг, точка, прямая линия.
Воспитатель: Какие цвета использованы?
Дети: Красный, желтый, голубой, зеленый, оранжевый.
Воспитатель: Я тоже как мастер, Разрисовала лошадку яркими, красными, голубыми, кружками.
Лошадке так понравился наряд, она стала веселой. Улыбается.
Посмотрите, дети, сколько грустных лошадок. Почему?
Дети: Нет наряда.


II Рисование «Украсим дымковскую лошадку».
Воспитатель: Давайте мы им нарисуем наряд, и они будут улыбаться.
Посмотрите, как я украшаю свою лошадку.
Но еще такие кружочки и точки можно рисовать специальным инструментом. Тычком – с намотанной на нее ватой.
Такой палочкой рисовать точки и кружочки гораздо быстрее. (показ приема рисования).
При смене цвета краски, то и тычок тоже нужно менять.
Вот и украсила я свою лошадку.
А теперь попробуйте сами.

III Физминутка.
Физминутка «Замри»
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Мы топаем ногами, (топают)
Мы хлопаем руками, (хлопают)
Качаем головой, (качают головой)
Мы руки поднимаем, (руки вверх)
Потом их опускаем, (руки вниз)
Мы руки подаем (руки в «замок»)
И бегаем кругом, (покружиться на месте)
Раз, два, три, (три хлопка)
Любая фигура замри! (изобразить любую фигуру)

Садитесь поудобнее, начинаем работу.
Дети выполняют рисунок, воспитатель помогает тем, кто затрудняется сделать это самостоятельно.


IV Рефлексия
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие красивые и нарядные получились у вас лошадки.
Молодцы! Все старались, были активные, внимательные и дружные.

Познакомить учащихся с традициями в росписи дымковской игрушки, формировать навыки в создании единства формы и декора игрушки, композиции и ритма цветовых пятен и элементов.

Образовательная: формировать умения создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов.

Развивающая: развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности.

Воспитательная: воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

Оборудование и материалы: образцы дымковской игрушки; таблица с изображением росписи дымковских элементов; эскизы собственной разработки воспитанников; акриловые и гуашевые краски; салфетки и тряпочки; печатки-тычки (ватные палочки), баночки с водой, кисти.

  1. Организованная часть: Приветствие в стихах, цели и задачи занятия.
  2. Теоретическая часть: Краткий обзор пройденного материала.
  3. Практическая часть: Роспись дымковской барышни по эскизу.
  4. Заключительная часть: Организация тематической выставки.

Дети входят в зал под русско-народную музыку.

Когда-то очень давно на проросшем лесом берегу реки Вятки построили наши предки город, окружили его крепостными стенами, глубокими рвами. А на другом берегу со временем появилось поселение - слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу.

Наверное, поэтому и назвали слободу Дымковской. Но не только каравай хлеба да горшки с кашей поспевали в жарких печах. Издавна в Дымковской слободе жили гончары. А вы знаете, кто такие гончары? Гончар - это мастер, изготовляющий глиняную посуду. Лепили из местной красной глины посуду, дымковские игрушки, а ещё дудочки-свистульки. Слепят и в печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали. Поэтому и дымили очаги гончаров.

Ели спит у большака.

Спят деревья, спит река

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом

Точно в дымке все кругом,

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки,

Вечера зимой длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки непростые.

Белоснежны, как березки.

Кружочки, клеточки, полоски

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава.

Воспитатель: А находилось это село недалеко от города Вятка - так сейчас называется город Киров. Разными ремеслами занимались её жители, но игрушечное дело прививалось лучше всего.

А игрушки дымковских мастеров были самыми ярким украшением ярмарки, на котором проходило праздничное гуляние с озорным и веселым названием «Свистунья».

Воспитатель: А почему свистунья? Да потому, что на этом народном празднике на разные голоса звенел веселый пересвист дымковских свистулек. Свистели все и взрослые и дети. Игрушку-свистульку, которой отводилась такая важная роль на празднике, и лепили особенно тщательно, по частям. Обычно свистульки были в виде сказочных животных.

А почему мы перешли к свистулькам? А потому что возникновение дымки неразрывно связано с древним обрядом - свистопляской и праздничными гуляниями. Именно к ней приурочивали производство и массовую продажу глиняных игрушек и свистулек.

Воспитатель: Старинная легенда рассказывает, что однажды город окружили враги. Много их пришло из чужой земли, сила неместная. Казалось, нет от них спасения. Но вятичи - люди находчивые. Придумали горожане военную хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Заметались испуганные враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу веселой «Свистуньей». Но больше всего славы досталось знаменитым дымковским игрушкам - нарядным куклам. Долгими зимними вечерами при свете лучины под звуки простой русской песни лепили из глины дымковские мастера и мастерицы фигурой барынь и кавалеров, коней и индюков.

Для производства использовали местную красную глину, тщательно перемешанную с мелким речным песком. Фигурки лепили по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комков.

Отдельные детали собирали и долепливали, используя жидкую глину (как связывающий материал). Следы лепки сглаживали влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки, покрывали мелом, разведенном на молоке.

- А давайте, ребята, вспомним, как мы с вами лепили игрушки.

1 воспитанник: Мы брали специально приготовленную глину, мяли комок глины руками, она согревалась в теплых ладонях и по частям лепили игрушки. Чтобы игрушки были гладкими, их разглаживали мокрой тряпкой. Когда игрушки подсохли, мы их ставили в печь для обжига, закаляли жаром, чтобы они стали твердыми. Оставшиеся фигурки покрывали акриловой краской (водоэмульсионной краской).

2 воспитанник: Для декоративных украшений мы раскатывали глиняный жгутик в мокрой салфетке, отбивали ее ребром ладони, сглаживали пальцем, превращая в ленточку.

  1. воспитанник: Учились лепить шарики, лепешечки, завитки, плетенки для оформления игривы и хвостов животных.
  2. воспитанник: Использовали различные приемы: лепка из целого куска вытягиванием, прием примазывания и налепа.

Воспитатель: Игрушки у нас готовы, как же мы с вами будем расписывать игрушки?

Раньше игрушку расписывали анилиновыми красителями: - это такая маслянистая жидкость, которая употребляется при производстве красителей. Эти красители замешивали на яйце с квасом, использовали вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка - вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость.

Сегодня для росписи применяют темперные (смешанные) краски и мягкие колонковые (удлиненные) кисти.

Использование широкой гаммы до 10 цветов придает дымковской игрушке яркость и наглядность. Значит, дымковской игрушке характерны все цвета радуги. А еще широко применяются белые и черные цвета. А какие же элементы используются при росписи игрушек?

Круги, прямые и волнистые линии, точки, клетки и горошины.

Правильно. Мастера, используя только эти пять элементов, умудрились придумывать такое разнообразие узоров, что все изделия становились праздничными и очень яркими.

Существуют такие правила: узор наносится сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Рисование узоров начинай с крупных элементов.

Расписывание индюка начинаем с хвоста, а расписывание барышень, (слайды), с наиболее ярких частей одежды - с сарафанов, с юбочек.

Воспитатель: При старании можно вылепить и расписать вот такие яркие игрушки.

Воспитатель: Сегодня большое место принадлежит многофигурным жанровым композициям. Это уже современное искусство. Дымковская игрушка напоена привольной русской силой, расцвечена любовью к красоте, в ней отражаются древние предания и легенды многих народов.

Воспитатель: Цель нашего сегодняшнего занятия: как можно ярче расписать дымковские игрушки. Давайте мы ее распишем так, чтобы она заискрилась, засверкала в наших руках, выглядела нарядной, праздничной, как у настоящего мастера. И с этими игрушками мы с вами отправимся на праздничное гуляние «Свистунья».

Перед тем, как начать наше практическое занятие мы с вами повторим основные правила безопасности:

  1. нельзя размахивать кисточками;
  2. осторожно обращаться с баночками с водой;
  3. все оборудование должно находиться с правой стороны.

А сейчас вспомним правила при рисовании краской.

  1. При рисовании различных линий кисть ведут по ворсу, рука с кистью при этом движется впереди линии.
  2. Каждую линию при рисовании и при закрашивании проводят только один раз, а линию нужно вести не останавливаясь, иначе она может получиться неровной.
  3. Красками пользуемся аккуратно, лишнюю убираем на край баночки, промываем кисточки и хорошо вытираем салфеткой.
  4. При росписи нужно применять кисточки разных размеров, а так же использовать печатки-тычки (ватные палочки) для расписывания игрушек точками.

Воспитатель: Хороша игрушка расписная,

Вся поет, бесхитростно светла,

И видна в ней радость молодая

Ставшего искусством ремесла.

Сегодня игрушек сверкающих ряд

Выходит на свет показать свой наряд.

1 воспитанник: Эта девица-краса

С хлебом-солью на руках

Всех сегодня приглашает

На «Свистунье» побывать.

2 воспитанник: У меня есть дружок -

Эх, свистну, чихну, прокачусь

И обратно ворочусь.

3 воспитанник: Уточка-марфуточка

4 воспитанник: Индя-индя, индючок

Ты похож на сундучок

Сундучок не простой,

Красный, белый, золотой.

Сразу стало веселей

Называюсь я теперь.

6 воспитанник: Олень - знак удачного брака,

Знак обильной жизни.

7 воспитанник: Вот курица нарядная

Вся такая важная

Посмотрите пышный хвост

У нее совсем на прост

Точно солнечный цветок

А высокий гребешок

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

8 воспитанник: Бока крутые, рога золотые

Копытца с оборкой

Прокачусь я с горки.

9 воспитанник: Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил

И за хвост не удержаться

Если гриву отпустил.

10 воспитанник: Посмотри как хороша

Щечки алые горят,

Сидит кокошник горделиво

И девица как королева

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет.

11 воспитанник: Ах, игрушка не простая

Вот такая расписная

И нет в ней цвета дымного

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги

От капелек росы

От музыки, от радости,

От сказки, от мечты.

Воспитатель: Вот и очутились наши игрушки на праздничном гулянии. Они все такие нарядные, яркие, праздничные. Словно радуга воцарилась. На славу постарались ребята!

С давних пор на реке Вятка встречали весну долгожданным веселым праздником «Свистунья». В честь древнего славянского бога Ярилы -весеннего света и тепла. Удалые тогда были игрища. И в праздник как запоют, засвистят игрушки на разные голоса. Переливчатые и призывные ребячьи песни зазвучат.

- «Весна, Весна Красная! Приди Весна, с радостью, со великою милостью!

Благослови, мати, Весну закликати, Зиму провожати.

И так задорно и весело поет свистулька, так мило сердцу весеннее воскрешение, что ноги сами в пляс пускаются.

Танец со свистульками

Воспитатель: Веселятся от души на всю ширь, а когда утомятся, то игрушки на самые видные почетные места установят, чтобы не покидал праздник человека весь год

Праздник продолжался до самого вечера.

А какой же праздник без частушек?

Дети исполняют частушки.

Воспитатель: Вот мы с вами и побывали на ярмарочном гулянии. Посмотрели праздничную выставку. Такие народные гулянья проводились в старину, радовали народ своей яркостью и весельем. Вятка славилась своими базарами и ярмарками «свистоплясками».

Чему вы сегодня научились? Какие у вас возникли чувства?

К чему мы сегодня с вами пришли? Пришли к тому, что нельзя забывать прошлое. Народное искусство - великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Все, что оставили нам наши предки: народные песни, былины сказки, русские избы - должно остаться в нашей памяти.

Память - это мост, соединяющий сегодняшний день с вчерашним, настоящее с прошлым.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Внеклассное мероприятие "Волшебный подарок" для 6 классов.

Разработка внеклассного мероприятия "Волшебный подарок".для 6 классов( с углубленным изучением английского языка в форме театрального представления.Спектакль разработан для повышения мотивации и подде.


Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие в этот удивительный и сказочный мир спорта – королевство волшебных мячей».

В сценарии использованы вопросы по теме спортивные игры.

Разработка внеклассного мероприятия Волшебный лабиринт «Здоровый образ жизни»

Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-х классов волшебный лабиринт «Здоровый образ жизни» Цели: -повторение изученног.

Внеклассное мероприятие "Волшебные сказки Британии"

Данное мероприятие было проведено в рамках декады английского языка.


Сценарий внеклассного мероприятия по литературе для 6-8 классов "Рассыпала осень волшебные краски. "

Данное внеклассное мероприятие адресовано преподавателям русского языка и литературы и классным руководителям 6-8 классов.


Сценарий внеклассного мероприятия: «Волшебный мир искусства»

Внеклассное мероприятие «Волшебный мир искусства», представляет собой театрализованное представление, которое посвящено Древней Греции. Весной и летом на склонах лесистого Геликона и на высоком .


Сценарий внеклассного мероприятия «Волшебный мир», посвящённого Году тетра

Сценарий внеклассного мероприятия «Волшебный мир», посвящённого Году тетра.

Читайте также: