Сценарий русская народная игрушка

Обновлено: 30.04.2024

Дети стоят у входа в зал, их встречает скоморох Тимошка.

Начинаем, начинаем!
Всех на праздник приглашаем!
И девчонок, и мальчишек,
И тихонь, и шалунишек!

(Звучит русская народная песня «Светит месяц»).
(Дети подскоками заходят в зал, стают в круг).

Наш праздник начинается,
Скучать сегодня запрещается!
Будем шутить, смеяться, танцевать,
В русские народные игры играть!

Но сначала давайте с вами познакомимся.

Я – веселый скоморошка,
А зовут меня Тимошка!
А вас как зовут?

(Тимошка предлагает детям хором назвать свои имена).

Вот мы с вами и познакомились.

Эх, русская душа,
До чего ж ты хороша.
И поет и веселится
Наша русская душа.

Песня «Русская душа».

А сейчас, детвора,
Начинается игра.
Дружно за руки беритесь
В хоровод все становитесь!

Танец-игра «Веселый хоровод»

(Муз.В.Рихтера)
(Сборник «Праздники в детском саду» под редакцией М.А Михайловой).
Дети выбирают ведущего. Он становится в центр круга. Держась за руки, играющие двигаются простым шагом в правую сторону, ведущий идет им навстречу, поют текст:

Звенит веселый хоровод,
Все шире круг у нас,
И тот, кто в этот круг войдет,
Станцует нам сейчас.

Дети останавливаются, хлопают и поют:

Ведущий исполняет движения, которые за ним на повтор музыки повторяют все дети.
Движения могут быть различными, в зависимости от фантазии ведущего: подскоки, приседание, повороты и т.д. При повторе игры – выбирается новый ведущий.

Звенит веселый хоровод,
Кружит нас каруселью.
Другой игры настал черед,
Рады все веселью!

Дети выбирают «жмурку», завязывают ему глаза, ставят в середину круга, поворачивают вокруг себя несколько раз, затем спрашивают:

– Кот, кот, на чем стоишь?
– На квашне.
– Что в квашне?
– Квас.
– Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Тот, кого он поймал, становится «жмуркой».

Сказки любите, ребятки?
Отгадайте-ка загадки.
Вы, ребятки, не зевайте,
Вместе хором отвечайте!

Он гулял по лесу смело,
Но лиса героя съела.
На прощанье спел бедняжка,
Его звали… Чебурашка. (Колобок)

Всё узнает, подглядит,
Всем мешает и вредит.
Ей лишь крыска дорога,
А зовут ее… Яга. (Шапокляк)

Потерял он как-то хвостик,
Но его вернули гости.
Он ворчлив, как старичок
Этот грустный… Пятачок. (Ослик Иа)

Он играет понемножку
Для прохожих на гармошке.
Музыканта знает всяк,
Его имя… Шапокляк. (Крокодил Гена)

Приходили к нему Мышка,
Лиса, Зайка, Косолапый Мишка.
Он не низок, не высок,
Стоит в поле… (Теремок)

Отгадали вы загадки.
Молодцы, мои ребятки.
Становись в кружок опять
Будем в «Теремок» играть!

Хороводная игра «Теремок».

(Русская народная песня, обработка Т.Попатенко)
(Музыкальный руководитель №3 – 2004)
Для игры выбираются «звери» – Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка, Медведь. Они стоят в стороне. Остальные дети, взявшись за руки, в кругу (теремок).
Дети идут по кругу и поют:

Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, полю, Мышка бежит

(Мышка бежит за кругом)

У дверей остановилась и стучит:

Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?

(Мышка стучит, поет, вбегает в круг).

Игра продолжается. Дети идут по кругу, поют:

Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, Лягушка бежит,

(Лягушка прыгает за кругом)

У дверей остановилась и стучит:

Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?

(Лягушка стучит и поет)

Мышка: Я Мышка-норушка, а ты кто?
Лягушка: Я Лягушка-квакушка!
Мышка: Иди ко мне жить!

(Таким же образом входят в круг Лисичка и Зайка. Когда к теремку подходит Медведь и говорит: «Я – Мишка, всех «ловишка» – все звери разбегаются, а Медведь их ловит).

Много игр на празднике нашем –
Играем, шутим, поем и пляшем.
В играх рот не разевай –
Смелость, ловкость проявляй!

Сейчас я приглашаю силачей силой помериться.

Игра «Мед и Сахар».

Дети садятся на пол по два человека друг против друга – с одной и с другой стороны держась за палку. По сигналу начинают ее перетягивать – соревнуются, на чьей стороне больше силы.

А сейчас, ребята, не зевайте –
Еще одну загадку отгадайте!

Много ешь или немножко,
Но нужна к обеду… (ложка).

Снова нас зовет игра,
Поиграем, детвора!

Игра «Где работа – там еда».

На расставленных по кругу стульях лежат ложки. Играющих больше, чем стульев. Под музыку дети бегут вокруг стульев, с окончанием музыки каждый должен взять со стула ложку. Кто не успел взять ложку и занять стул, – выбывает из игры.

Поиграли, – отдохнем,
Дружно песню запоем.

Песня «Расписная ложка».

(Муз.Н.Суховой)
(Сб. «Музыкальная палитра» №6-2007)

Приглашаю всех ребят
В «Карусель» поиграть.
Становись в кружок дружней,
Берись за ленточки скорей!

В центре зала стоит ведущий. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки. Сбоку от круга – ребенок с бубном.

1-я часть – дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова:

(Идут четким шагом по кругу, «музыкант» ритмично ударяет в бубен).

А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.

(Легко бегут по кругу).

Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.

(Дети замедляют бег, останавливаются).

(Опускают ленточки, «музыкант» кладет бубен и встает в общий круг).

2-я часть – дети бегут по кругу под народную плясовую мелодию. С окончанием музыки каждый старается быстро подобрать конец ленточки. Ребенок, оставшийся без ленты, становится «музыкантом».

А сейчас опять игра,
Будем веселиться, детвора!

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Водящий – «заря» – ходит сзади с лентой. Дети поют:

Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые,
За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, тот, заметив, быстро берет ленту, и они оба бегут по кругу в разные стороны, стараясь занять свободное место. Тот, кто останется без места, становится «зарей».

Веселимся мы, играем,
И нисколько не скучаем.
Ждет вас новая игра –
«Золотые ворота»!

Игра «Золотые ворота».

8 детей создают 4 пары и распределяются по залу, становятся лицом друг к другу, берутся за руки. Подняв сцепленные руки, они образуют ворота.

Дети выстраиваются в длинную нить, взявшись за руки. Первым стоит скоморох Тимошка, который водит эту нитку за собой через воротца. На ходу дети приговаривают:

– Золотые ворота пропускают не всегда,
Первый раз прощается, второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим мы вас.

На первые две фразы «ворота» держат руки поднятыми вверх, а на конец третьей опускают вниз и ловят проходящих детей. Дети, попавшие в ворота, расходятся в разные стороны. Игра повторяется. В конце игры образуется две команды.

Сейчас будем мы, ребята,
В интересную игру играть.
Силу нашу силушку
Всем нам надо показать.

Игра «Перетягивание каната»

Дружно с вами мы играли,
И нисколько не скучали,
А теперь пришла пора
Нам проситься детвора.

Без меня вы не скучайте,
А скучно станет – поиграйте.
Зовите меня, скомороха Тимошку,
Развеселю я вас немножко!

В группу приглашаются дети средней группы, педагоги, родители под музыкальное сопровождение (звучит русская народная музыка). Ведущий предлагает походить по группе и рассмотреть экспонаты нашего музея.

Сценарий мероприятия с детьми средней группы «Русская народная игрушка»






- Дорогие наши гости, сегодня мы пригласили вас, чтобы вы посетили созданный нами мини-музей русской народной игрушки. В начале учебного года мы с ребятками заинтересовались вопросом, как появились первые игрушки, в которые играли дети в далеком прошлом. Ребятки наши узнали, что в давние времена не было фабрик, заводов, магазинов, не было таких материалов, как пластмасса, резина, искусственный мех, пластик, из которых сделаны современные игрушки. И мы решили узнать, во что же играли наши бабушки и пробабушки.

Ребята, давайте расскажем нашим посетителям, что мы узнали.

Пусть вам лучшею подружкой,

Станет русская игрушка.

И недаром все музеи,

Дорожат, гордятся ею.

Сейчас мы расскажем вам о самых древних игрушках, которые изготовили наши родители с детьми именно так, как их делали очень, очень давно. Воспитатель предлагает детям взять в руки куколки-обереги.

Хозяйка начинает рассказ:

У обрядов на Руси множество заветов,

И один из них - шитьё кукол-оберегов.

По поверью, талисман, защитит хозяев,

Забирая на себя бремя испытаний.

Из различных лоскутков ношеной одежды,

Катали мамы куколок с верою, надеждой.

Но единственный запрет: предки опасались,

Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.

Они древности полны и не так пустячны,

Из соломы и золы, глины настоящей.

До рождения дитя, делали "мотанку"

И ложили в колыбель для чертей обманку.



Чтоб малыш спокойно спал, зайчик духов отвлекал.

А Желанница была девушкам - подружка.

С длинным волосом из пряж - тоже не игрушка.

Чтоб желание сбылось - в косу ей вплетали

Ленту алую, потом исполненья ждали.

Крупеничка - оберег сытости, достатка.

Наполнялась сплошь зерном, гречкой, для задатка.

От кормилицы Земли силы приходили.

Под иконами в углу бережно хранили.

Травница - её травой наполняли разной.

Хвоя, мята, зверобой - служит безотказно.

По избе душистый дух лета разносился,

В этой куколке секрет - способ излечиться.

Символ Солнца – Конь-огонь, добрых отношений.

Он мужчин берег покой и спасал от лени.

Хохотушки по весне - стало быть, Веснянки,

Жизнерадостной судьбе верные служанки.

А традиции храня многовековые,

Главная в дому всегда - кукла Берегиня.

Обереги без лица, кажется незримо,

Отделят добро от зла неисповедимо.

Сколько вложено любви неприметной, тихой,

И защита на века от любого лиха.

- Вот в такие куколки и игрушки играли в далекой древности.

Воспитатель предлагает рассмотреть игрушки изготовленные руками детей и их родителями из соленого теста.

Хозяйка: вот эти игрушки на Руси называли мукосольками и хлебосольками. Как вы думаете, почему их так называли?

Дети: потому что их делали из муки и соли, из теста.

Хозяйка: правильно. Зародилось искусство тестопластики на севере России. В старину рукотворные диковины в виде фигурок людей и животных тоже служили оберегами. На Рождество жители - поморы лепили фигурки и дарили их знакомым, близким и детям, приговаривая: «Пусть у вас хлеб да соль водится, и никогда не переводятся!». Старинный славянский обычай – встречать гостей хлебом-солью – пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Даря такие игрушки-обереги, желали мира и достатка.


А сейчас отгадай те загадку про игрушку, которую любят и знают все.

Хороши, румяны щёчки,

На передниках – цветочки!

Хлопайте в ладошки, русские. (матрешки).

Девочки исполняют танец матрешек, гостей приглашают потанцевать с матрешками.


Мы веселые матрешки,

На ногах у нас сапожки

Завязали мы платочки,

Разгорелись наши щёчки,

В сарафанах наших пестрых,

Мы похожи словно сестры,

Хозяйка: (берет в руки дымковскую барышню) ребята, что у меня в руках за игрушка?

Дети: дымковская игрушка.

Хозяйка: правильно. Сейчас мы вам расскажем про нее.


Есть в России уголок,

Где из труб идет дымок,

Яркой глиняной игрушкой.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету света дымного,

А есть любовь людей.

А вот этот хоровод

В селе Дымково живёт?

Платья яркие в горошек,

Много точек и дорожек,

И на белом материале

Постарались от души,

Ах! Игрушки хороши!

Хозяйка: (показывает гостям Филимоновскую игрушку) а это что за игрушка?

Дети: филимоновская игрушка.

Хозяйка: давайте расскажем гостям, что мы узнали про эту игрушку.


Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

Эй, дружок, да подойди же,

На игрушку погляди же :

Наш петух из Филимоново

Раскрашен он ярко, здорово.

Полоски красные, зеленые,

На ножках веточки сосновые.

Хозяйка: ребята, скажите, а из чего чаще всего делали русские игрушки?

Дети: из глины и дерева.

Хозяйка: верно. Посмотрите на экспонаты нашего музея и угадайте, про какую игрушку я вам сейчас загадаю загадку.

Медведь, мужик, лиса и волк,

Деревянные игрушки

И медведи, и старушки

То сидят, а то стучат.

Ребятишек всех смешат.

Дети: богородская игрушка.

Хозяйка: а чем интересна и необычна эта игрушка?

Дети: она двигается, в ней есть механизм.

Хозяйка: правильно. В селе Богородском проживали такие мастера, которые не просто вырезали игрушки из дерева, но и приводили их в движение.

Хозяйка предлагает поиграть в эти игрушки и рассмотреть, как они двигаются.

Хозяйка: а сейчас я предлагаю вам видеоигру «Что лишнее?». На экране телевизора вы увидите группы игрушек. Вам надо узнать игрушки, сказать, как они называются, и определить, какая среди них лишняя.



Хозяйка: дорогие гости, мы надеемся, что экскурсия по нашему музею вам понравилась, и вы много узнали нового и интересного. На этом экскурсия окончена, и хочется еще раз отметить красоту, неповторимость, индивидуальность народной игрушки, потому что автор, который ее изготавливал, вкладывал в нее свое настроение, душу и частичку себя. Спасибо, что посетили наш музей.

Воспитатели и дети провожают гостей под песню «Русский сувенир».



Наш музей посетили дети других групп детского сада.



Используемая литература и музыкальный репертуар: «Обереги» - стихи Э. Поповой; стихи В. Василенко, В. Фофанов; «Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе» книга для педагогов и родителей. (издательский дом «Цветной мир» 2013); песня «Веселые матрешки» сл. М. Пляцковский, муз. В. Шаинский; песня «Русский сувенир».

Проект «Русская народная деревянная игрушка матрешка» "Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

Конспект НОД по дополнительному образованию «Русская народная игрушка. Украшение матрешки» Конспект НОД по дополнительному образованию в старшей логопедической группе «Радуга» (кружок «В горнице») воспитатель: Л. А. Бажкова ноябрь.

Конспект ООД по ФЦКМ «Русская народная игрушка» (старшая группа) Конспект ООД Познание ФЦКМ «Русская народная игрушка.» (старшая группа)Подготовила воспитатель-Цыряпкина Наталья Александровна. [/b] Цель:приобщать.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в средней группе «Русская народная игрушка матрёшка»

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в средней группе «Русская народная игрушка матрёшка» Цель: продолжать развивать у детей фантазию и воображение, научить новым способам нетрадиционного рисования- «монотипия» и «методом тычка»;.

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет)

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка — матрешка»

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка — матрешка» Задачи: Воспитательные: Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом.

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка матрешка» Цель: Ознакомление детей с русской народной игрушкой – Матрешка. Образовательные области: Коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое.

Образовательный проект «Русская народная игрушка» (вторая младшая группа) "Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

План-конспект занятия «Русская народная игрушка» Русская народная игрушка. (старшая группа) Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой. Задачи: 1. виды русской народной игрушки.

Встреча семейного клуба в целях реализации проекта «Русская народная игрушка»

Встреча семейного клуба в целях реализации проекта «Русская народная игрушка» Тема: «Во что играли дети в далеком прошлом?» Задачи: • рассказать родителям о роли народной игрушки в воспитании культурно-нравственных.

Способствовать проявлению у детей двигательной активности.

Расширение представлений о народной игрушке, народных промыслах и народных играх через малые фольклорные жанры.

Развивать речь,воображение, мелкую моторику рук.

Вызвать положительный эмоциональный отклик к устному народному творчеству, посеять в детях доброту.

Используемые материалы и оборудование: народные игрушки матрёшка, петрушка, птички на круге, юла, шкатулка, сундучок с деревянными ложками, корзинка «волшебная» палочка, клубочек, цветные платочки,кот-Васька мягкая игрушка, ширмочка, домик,шапочка кошки,колокольчик, магнитофон с аудиозаписями.

Предварительная работа:использование песенок, потешек, чтение стихотворений о народных игрушках, проведение подвижных игр «Мышеловка»,«Курочка-хохлатка» , пальчиковая гимнастика: «Юла»,

Развитие танцевальных движений с платочками, игры на деревянных ложках

Ход деятельности

Вед: «Здравствуйте,ребятки,я Хозяюшка-Забавушка пришла к вам из добрых сказок и со мной кот – Васька,послушайте потешку,

«Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Вед: «Котик хочет с Вами поиграть в игру «Мышеловка»-(дети встают в круг)котик сидит в середине круга. «Мыши» водят хоровод на лежанке дремлет кот, тише мыши,не шумите,кота-Ваську не будите,вот проснётся васька-кот,разобьёт весь хоровод- (дети убегают на стульчики,а кот в руках Вед. их догоняет. (2р)

Вед: «Ребятки,какие вы все ловкие,никого котик не поймал. Вам понравилось с котом играть?»

Вед: «Котик посиди на лавочке,отдохни. а ребятам я покажу,что у меня лежит в корзиночке. Сейчас я взмахну «волшебной»палочкой

«1,2,3-что-то круглое появись».Смотрите ребятки,да- это волшебный клубочек! Вот он покатился по дорожке,что-то хочет показать?

Кот-Васька: «Мурр-Муу»

Вед: «Котик,ты что-то знаешь?»

Вед: «Катись,катись клубок,покажи нам,где живут добрые игрушки?»

-Ребятки,посмотрите,домик,здесь кто-то живёт. Хозяюшка показывает матрёшку. (читает стихотворение про матрёшку)

Хороша, не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В нашем садике играть

По подолу цветики.

Весело кружаться в танце яркие букетики!»

-А наша русская Матрёшка хочет,чтобы девочки танец станцевали.

(девочки в нарядных юбочках,с платочками в руках исполняют танец в кругу, вместе с Хозяюшкой под музыку аудиозапись «Ах,как весело сегодня,веселятся малыши)

-Девочки,Матрёшка,вам улыбается,ей понравился танец. Давайте ей скажем вместе: «Матрёшка,оставайся у нас!»

Вед: «Я клубочек покатаю и желанье угадаю, в колокольчик позвоню, в доме этом кто живёт?

Вед: держит в руках Петрушку на палочке и произносит слова:

«Здравствуйте,ребятишки,девчонки и мальчишки. Я весёлая игрушка,а зовут меня Петрушка! Я люблю играть,шутить и веселиться. У меня есть ложки,да,не простые,а музыкальные,расписные.

Вед: «Петрушка у нас мальчики умеют играть на ложках деревянных».

Петрушка: «Очень хочу посмотреть!»

Хозяюшка достаёт из сундучка ложки деревянные и раздаёт мальчикам.

(мальчики встают в круг исполняют игру на ложках под аудиозапись музыка Г. Железнова «игра на ложках или Русская плясовая» вместе с Хозяюшкой)

Вед: «Молодцы какие,правда,Петрушка?-да мне очень весело с ребятами. Оставайся с нами.

-Вот шкатулка расписная,в ней игрушка заводная,

Птички в домике живут,

Птички зёрнышки клюют.

-Посмотрите-ка какие птички:расписные,да,заводные (показывает как зёрна клюёт-дети рассматривают игрушку)

-Поиграем ребята в игру «Курочка-хохлатка»

(я буду «курочкой» а вы будете изображать «цыплят»,один ребёнок (постарше)- «кошка». «Кошка» садится на стул в сторонке. «Курочка» и «цыплятами» ходит по площадке. Вед:говорит-

«Вышла курочка-хохлатка,с нею жёлтые цыплятки,

Квохчет курочка: «Ко-ко,не ходите далеко».

(приближаясь к кошке, вед: -говорит:

На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет. Кошка мяукает бежит за цыплятами,которые убегают в определённый угол площадки к курице-маме. Ведущая (курица)защищает цыплят,разводя руки в стороны, и говорит при этом: «Уходи кошка,не дам тебе цыпляток!

Вед: «Ай,да,ребятки,какие ловкие цыплятки,быстро бегают от кошки!»

-котик говорит,что-то ещё осталось в шкатулке?

Я такая заводная!

Стоит пару раз нажать-

И меня не удержать!

Быстро заверчусь на месте.

Очень грустно быть одной. Ну,давай, резвиться вместе! Не соскучишься со мной!

-Ребята, что это,показываю.

Дети: юла (рассмотреть, как юла вращается).

Пальчиковая игра «Юла».

(сжать правую руку в кулак,вытянуть указательный палец. Опустить указ. палец вниз и быстро –быстро им вращать)

Ты юла, юла пляши, малых деток весели,

-Быстро кружится, поёт и гудит, как самолёт у-у-у…

Вед: «Ребята, вам понравились игрушки?»

-какие они все добрые,сколько много мы о них узнали. А как мы будем с ними играть?

Давайте мы для наших игрушек спляшем танец «Шире круг,шире круг музыка зовёт, всех друзей,всех подруг в дружный хоровод» аудиозапись

(дети вместе с Хозяюшкой встают в круг и танцуют)

-Молодцы,ребята,как вы хорошо играли,танцевали,но игрушкам пора в сказку возвращаться помашем рукой «До свиданья!»под фонограмму.

Хозяюшка прячет матрёшку в домик,петрушку за ширму,птичек и юлу в шкатулку и раздаёт детям угощение.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в первой младшей группе «Русские народные потешки» Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству через знакомство с потешками. Задачи: Побуждать запоминать.

Педагогический проект в младшей разновозрастной группе «Русские народные сказки» Актуальность проекта: Сказка источник народной мудрости. Она учит смелости, мудрости, доброте, честности. Сказку можно считать одним из.

Проект «Русские народные подвижные игры» для младшей группы Методы проекта: Познавательно – игровая деятельность, игры, беседы. Тип проекта: познавательно – игровой. Место проведения проекта: Муниципальное.

Презентация «Русские народные игрушки» Русская народная игрушка отличается образностью, красочностью и оригинальностью. Благодаря своему лаконичному содержанию, они характеризуются.

Русские народные сказки как средство развития речи младшей группы Начиная с раннего возраста детям систематически рассказывают сказки, заботясь о том, чтобы произведения художественной литературы оказывали.

Сценарий физкультурного развлекательного вечера «Русские народные подвижные игры» в старшей группе 5–6 лет Цель: Приобщение детей к культуре народов России. Задачи: Развивать ловкость, гибкость, пластичность, координацию движений, артистические.

Сценарий литературной викторины «Русские народные сказки» в старшей группе Сценарий литературной викторины по русским народным сказкам в старшей группе Воспитатель: Сорокина И. В. Г. Санкт-Петербург,2018 г. Ведущая:.

Сценарий спортивного досуга «Русские народные игры» (средняя-старшая группа) Цель: Приобщение к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора. Задачи: -расширять представление о традициях.

Сценарий спортивного праздника «Русские народные игры» Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие! Красны девицы, да добры молодцы! Спасибо, что мимо не прошли, К нам на праздник зашли. Времена теперь.

«Русские народные посиделки». Сценарий утренника в средней группе, посвященного Международному женскому Дню Музыкальный руководитель: Яшкинас Кристина Сергеевна Участники: Дети средней группы ДОУ Действующие лица: Ведущий, Бабушка Федора, дети.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Сценарий фольклорного досуга «Русская народная игрушка» для старшего дошкольного возраста

Звучит русская народная песня «Как у наших у ворот» в исполнении шумового оркестра и балалайки.

Ведущая. Добрый день гости нашего праздника, который мы посвятили народной игрушке. В подмосковном городе Загорске есть целый музей игрушки.

Вот бы туда попасть и полюбоваться игрушками разных времён и народов. Но раз это невозможно, мы поговорим с вами о русской народной игрушке. Игрушки рождались в среде традиционных народных промыслов в умелых руках резчиков по дереву и кости, у мастеров гончарного круга, у мастеров плетения из лозы и соломы и т.д.. Эти расшитые рушники, расписные деревянные ложки, берестяные туесочки ловко мастерили наши деды и прадеды, бабушки и пробабушки.

Воспитатель.

Интересна история появления матрёшки в России. (Рассказ другого воспитателя, или ребёнка.)

Оказывается, что у нашей красавицы Матрёшки есть дедушка в далёкой от нас Японии, а зовут его Дарума. Режут его тоже из дерева, но весь он круглый, как наш ванька – встанька, и разрисован по другому. О нём в Японии говорят: «Дарума некрасив лицом, зато красив душой». Фигурка Дарумы может исполнить любые желания. Задумавший желание должен сразу закрасить один «пустой» глаз Дарумы чёрной тушью, а когда желание, наконец исполнится – подрисовать второй глаз. Тогда будет всё в порядке! Деревянные фигурки Дарумы можно легко купить в любой японской лавочке. На круглом, как блин, лице вместо глаз художник рисует белой краской два пятнышка.

Когда-то попала японская игрушка в село Семёново, а там жили мастера по дереву, художники. Понравилась им идея деревянной игрушки, вот и сделали они свою русскую игрушку.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

В деревянные бока.

А внутри секреты есть.

Может, три, а может шесть –

Наша русская …..(матрёшка).

Откроем нашу красавицу – матрёшку и увидим ещё одну, а в ней ещё, и ещё…. И каждая расписана розами да узорами, одна краше другой. Жаль малы они, и плохо вам видны, издалека, но это не беда. Вот этих живых матрёшек вы хорошо рассмотрите.

Девочки в сарафанах и платочках и с народными инструментами в руках исполняют танец под музыку композитора Ю.Слонова «Матрёшки».

Ведущая – Сейчас мы проведём конкурсы и все на тему матрёшки.

1. Составить слово матрёшка из кубиков, или карточек.

2. Раскрасить матрёшку всей командой.

3. Эстафета с платочком (добежать до стула, повязать платочек и сказать фразу: - « На матрёшку я похож, очень мил я и пригож!»).

  1. Из какого дерева режут ложки, вытачивают матрёшек, режут богородские игрушки? …..(из липы)
  2. Из какого дерева делают бочки, двери, паркет и буфет. (из дуба)
  3. Какое дерево называют самым музыкальным, то есть из него делают музыкальные инструменты? … (из ели)
  4. Какое дерево, из-за красивой узорчатой древесины, используют для изготовления дорогостоящей мебели. (карельская берёза)

В оперении нарядном:

Распустил свой хвост….

А вот и не петух, а индюк, хотя на петушков красок тоже не жалели. (Рассматривают иллюстрации, или выставку детских рисунков, раскрасок.)

Воспитатель рассказывает про другие народные игрушки: игрушки из глины, соломки и т.д., используя иллюстрации из книг, игрушки и изделия из глины.

Издавна славилась тульская деревня Филимоново глиняной игрушкой. Лесов вокруг Филимоново мало. Но зато много оврагов, а в них полно всякой глины: белой, красной, розовой, чёрной. Из этой глины делали разную посуду и игрушки тоже, чтоб порадовать ребятишек. Свои игрушечные фигурки животных филимоновцы разрисовывали в основном полосками: красная – жёлтая – зелёная, красная – жёлтая – зелёная. Взглянешь – в глазах рябит-слепит, как от солнышка. У всех животных сильно-сильно вытянуты шеи, так что коровы в Филимонове похожи на жирафов, а медведи на забавных змей-горынычей.

В тех местах, где глина глубоко, или плохая, не гончарная, игрушки делали из еловых шишек, из соломки. Эти игрушки из природного материала сделали наши ребята на занятиях ручным трудом. А посмотрите какая забавная кукла-стригушка получилась из соломы. Вот такие изящные колокольчики можно сплести из соломки умелыми руками. В переводе с французского на русский язык «сувенир» означает «память». Вот и стала деревенская игрушка русским сувениром, игрушкой-памяткой.

Ведущая: - Трудолюбивые и умелые русские люди украшали свой быт, и свои праздники. На праздники устраивались в больших селах и городах ярмарки, где и торговали своими изделиями.

Игра «Барыни – сударыни» - нужно мальчику – водящему отгадать у кого из девочек, стоящих в хороводе, оказался платочек. после окончания музыки, который они незаметно передавали друг

Ведущая : - А теперь помогите мне определить из какого материала изготовлена эта игрушка? (лошадка, или курочка) Правильно - из опилок!

Эта дешёвая фабричная игрушка имитирует народную игрушку, которая изготавливалась в штучных экземплярах. Изготовленная вручную игрушка стоит очень дорого, да и найти её трудно.

Рассматривают расписанных городецкими узорами лошадок в книжных иллюстрациях. Находят мотивы городецких узоров в предметах народного быта и игрушках представленных на выставке.

Каждое время приносит свои игрушки, но народная игрушка всегда останется одной из любимых, хотя бы потому, что при желании мы любую из них можем сделать своими руками, как это делали наши предки.

Любовь к России впитывается с материнским молоком, а крепнет она от созерцания русской природы, знакомства с ее героическим и трагическим прошлым, от изучения величавой архитектуры, от прикосновения к русским традициям.

А мастеров, славящихся своими золотыми руками, на Руси издавна было немало. Их ремесло становилось семейным промыслом, а округу, где проживали мастера, делало знаменитым на весь свет.
Целые деревни занимались одним видом промысла: плели кружева, расписывали платки, делали ложки, самовары или же отраду для детей и взрослых: игрушки. По сей день игрушки, сделанные русскими мастерами, несут радость людям и становятся украшением многих коллекций.


Кукла—первая среди игрушек. Она, известная с глубокой древности, остаётся вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Всюду, где селится и живёт человек, кукла — неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла не рождается сама. Её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребёнок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Кукла на Руси появилась более 1000 лет назад. Самые первые куклы делались из золы, которую брали из очагов и смешивали с водой. Потом скатывали шарик и прикрепляли к нему юбку. Такая кукла называлась «Баба» - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, она дарилась в день свадьбы. Такая кукла была оберегом женщины, дома, очага. При переезде эту куклу обязательно брали с собой. И эта традиция была нормой еще до тридцатых годов прошлого века. Ещё одну очень древнюю куклу женщины делали, когда остригали свои волосы и клали их в небольшой мешочек. Таких кукол помещали рядом с больным человеком, и он быстро выздоравливал. Этими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы.

Сейчас известно 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда. Игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сёстры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Куклу делали с большим старанием. Так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.


По утверждению историков, резьбой по дереву в XVII веке занимались крестьяне многих сел, в том числе в Сергиевом Посаде и Богородском.

Игрушечный промысел зародился здесь под влиянием Троице-Сергиева монастыря — в то время одного из крупнейших центров художественных ремёсел Московской Руси. Местные мастера вырезали из дерева фигурки людей и животных. Нередко такие фигурки имели символическое значение. Медведь, персонаж многих народных сказок, по языческим верованиям, был символом могущества. Козёл олицетворял добрую силу, покровительствовал урожаю. Баран и корова символизировали плодородие, олень — изобилие, удачный брак.


В Мордовии в селе Подлесная Тавла делают уникальные деревянные игрушки, иногда даже целые композиции: сказочных персонажей, пастухов, охотников — вырезают каждую деталь с ювелирной точностью. Фигурки людей одеты в национальные рубахи, на которых тщательно прорисованы узоры.

Игрушки вырезаются из мягких пород дерева и имеют некоторое сходство с богородской игрушкой, но со своим, особым, колоритом. Творческий коллектив, развивая традиции мордовской народной резьбы, создал самобытный (тавлинский) стиль художественной обработки дерева. Применяются оригинальная пластика форм, своеобразные технические приёмы резьбы и фактура порезок. Скульптурам, декоративным маскам и движущимся игрушкам из неокрашенного дерева на мордовские народные темы и сюжеты из сельской жизни присущи лаконичность и условность формы, выразительность образов. Центральное место в работах тавлинских мастеров занимает образ человека в различных жизненных ситуациях, часто наполненных юмором. В украшении одежды персонажей, подставок для игрушек мастера широко используют орнаментальные мотивы геометрического характера. Преимущественно техника исполнения — контурная и 3-гранно-выемчатая резьба.


Вятский край и его деревня Дымково лепили из глины. Дымковская глиняная игрушка – самый яркий представитель глиняных промыслов России. Дымковские мастера лепили упитанных барынь под зонтиками, розовощеких кавалеров на коне, жанровые сценки народных гуляний или семейного чаепития. Лепились и животные: коровы, бараны, козлы, овцы, петушки. Игрушки довольно просты в исполнении, но как они раскрашены! На чисто-белом фоне сияют изумрудно-зеленый, оранжевый, желтый, малиновый, синий цвета, блестит сусальное золото.

До сих пор все куклы из Дымково изготавливаются и расписываются только вручную. Каждая игрушка является авторской работой, воплощением внутреннего мира и душевной гармонии мастера. Все игрушки существуют в единственном экземпляре, что делает их еще более привлекательными и ценными.


Еще одним представителем глиняного ремесла в русской игрушке является филимоновская школа. Это глиняные фигурки животных и людей, как и в дымковской игрушке, только каждая игрушка без исключения является свистулькой. Игрушки необыкновенно изящны и тонки. Это связано с особенностями филимоновской глины: при сушке глина покрывалась трещинами, поэтому их часто приглаживали мокрой рукой, что сужало и вытягивало туловище фигурок. Барыни-красавицы, медведи, солдаты, коровы, гармонисты – веселый пересвист издавали все. В хвосте всех зверей и птиц находится свисток. Как игрушка из Дымково, так и филимоновская, до сих пор делается только вручную.

Любая из этих игрушек радует своего хозяина, потому что сделана с доброй душой и добрыми руками. А самое главное – игрушка из России до сих пор жива и любима. И пусть так остается еще долгие-долгие годы.



Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Большая заслуга в этом принадлежит известным мастерам из д. Гринево: Ивану Васильевичу Дружинину (1887 - 1949г.г.) - талантливому мастеру - классику каргопольской игрушки и Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1889 - 1977г.г.) - самой знаменитой мастерице.

Изделиям этих мастеров свойственны лучшие черты старых каргопольских игрушек. В прошлом они отличались архаичностью образов, наивной условностью лепки и примитивной, но живописной раскраской в 2 - 3 цвета. Фигурки монументальны, неподвижны. В большинстве своем это одиночные фигурки, которые лепились из одного куска глины, налепных деталей было немного. Формы предельно упрощены. Именно в лепке лежит секрет выразительности каргопольских игрушек.

В пластике и орнаменте "глиняных баб" Ивана Дружинина сохранилась ощутимая связь с древнейшей традицией земледельческого культа, с образом языческой богини Матери - покровительницы плодородия, защитницы урожая, дома, семьи.

Основная тема творчества Ульяны Бабкиной - образы окружающей её повседневной жизни, образ человека северной деревни. Меткие по пластическому решению, радостные по росписи, игрушки воплощают естественную радость жизни.

Уже у Бабкиной появляются несвойственные ранее для каргопольской игрушки характеристики: движение, усложненность пластического решения, расширение тематики и сюжетные игрушки.

Своим художественным наследием она являет живую преемственную связь времён. В 50-60 г.г. 20 века она одна во всей округе продолжала заниматься лепкой игрушки.

Ульяна Ивановна Бабкина жила в покинутой всеми деревне Гринево, расположенной в 17 километрах от Каргополя. Восемьдесят девять лет - всю жизнь делала мастерица свои "бобки" (местное название игрушки), то под протяжно распеваемую сказку, то под задорную частушку, то под напев старинной песни, перекликавшейся с образами глиняных фигурок. Она часто дарила игрушки детям или несла на ярмарку в Каргополь.



На весь мир известна наша кукла-матрешка. Ее везут из России во все концы мира как сувенир. Историками-исследователями установлено, что русские матрешки были выточены по образу и подобию японских фигурок лысого монашка, которые были привезены в Россию путешественниками. Первая русская матрешка была выточена мастером Звездочкиным, а расписана Сергеем Малютиным. Она состояла из восьми фигурок: первая, самая большая – девочка, держащая петушка, за ней мальчик и так далее. Самым последним был младенец в пеленках.

Наиболее распространены пятиместные матрешки, хотя встречаются и куклы на 15 мест. Стоили первые игрушки баснословных денег, и, хотя предназначались для детских игр, покупали их чаще взрослые состоятельные люди. Очень полюбили нашу Матрену иностранцы – вывозилась кукла целыми коробами. По сей день девочка Матрена остается традиционным «сувениром из России», и, несмотря на то, что в избытке выпускаются заводские матрешки, высоким спросом пользуется ручная работа.

Любая из этих игрушек радует своего хозяина, потому что сделана с доброй душой и добрыми руками. А самое главное – игрушка из России до сих пор жива и любима. И пусть так остается еще долгие-долгие годы.

Народная игрушка-часть нашей культуры, она несет в себе эмоциональную память о прошлом, сохраняет приметы настоящего. Понять и почувствовать это ребенку поможет посещение музея изобразительных искусств МУДО «ЦЭВД», где организована выставка народных игрушек.

Читайте также: