Сенсорные игрушки для аутистов

Обновлено: 07.05.2024

А вы знали, что Джин Айрес разработала метод сенсорной интеграции не для детей с аутизмом? Но ведь совершенно очевидно, что у детей с РАС всегда масса сенсорных особенностей. Поэтому сенсорную интеграцию при аутизме можно и нужно использовать в повседневной жизни и на занятиях. Аутизм от этого не пройдет, но ребенку будет значительно проще контролировать свое поведение.

В клинике «Прогноз» перед курсом реабилитации всегда проводится аппаратная диагностика. По ее результатам мы видим, что у детей с аутизмом часто снижена сенсорная реактивность вестибулярной системы. Нередко и реакция на тактильную стимуляцию тоже снижена. В этом случае ребенок может упорно пытаться организовать для себя дополнительную сенсорную стимуляцию, чтобы компенсировать этот дефицит: крутится на месте, раскачивается, пытается потрогать все и всех.

Конечно, у некоторых детей с аутизмом встречается и ГИПЕРчувствительность к определенным стимулам, но в этой статье мы обсудим приспособления, которые помогут детям с со сниженной чувствительностью вестибулярной и тактильной систем.

Ребенку нравится крутиться на месте

Такое поведение может быть признаком сниженной сенсорной реактивности полукружных каналов вестибулярного аппарата. Ребенок многократно совершает вращения, чтобы стимулировать эту часть вестибулярной системы, ведь полукружные каналы реагируют на угловое ускорение головы.

Вы можете использовать вот такой тазик-черепашку, чтобы покрутить ребенка и помочь ему получить необходимую стимуляцию. Кроме вращения эту игрушку можно использовать как балансир, шлем для игр, гараж для машинок и т.д.. Кстати, знакомство с идеей о том, что один предмет может выполнять много функций очень полезно для детей с РАС.

Как ребенку помогает вращение?

  • Успокаивает
  • Увеличивает речевую активность или количество вокализаций
  • Повышает концентрацию внимания
  • Помогает установить глазной контакт
  • Уменьшает количество стимов

Положительный эффект от вращения может сохраняться несколько часов. Если вы заметили, что у ребенка никогда после вращения не кружится голова – это признак сниженной чувствительности полукружных каналов. Крутите почаще.

Ребенок плохо ощущает свое тело

Это характерно для большинства детей с аутизмом. Несформированность схемы тела может проявляться в том, что ребенок неуклюжий, неусидчивый, гиперактивный или наоборот очень пассивный. Часто у таких детей снижен мышечный тонус.

Нередко все это говорит о ГИПОчувствительности второй части вестибулярного аппарата – отолитовой. Эта часть отвечает за линейные движения и реагирует на гравитацию. Утяжеленные приспособления (жилет, шарф, плед) усиливают воздействие гравитации и ребенок начинает лучше ощущать свое тело.

Как ребенку помогают утяжеленные приспособления?

  • В утяжеленном жилете легче сосредоточиться на задании
  • Легче установить глазной контакт
  • Утяжеленное одеяло помогает заснуть
  • Утяжеленный браслет на запястье помогает улучшить контроль за движениями руки во время письма

Вес утяжеленных жилетов и одеял не должен превышать 15% от веса ребенка. Утяжеленные приспособления лучше всего не использовать дольше, чем 30 минут подряд. Иначе наступает привыкание и они перестают помогать. Утяжеленные браслеты также бывают разного веса, нужно подбирать индивидуально.

Ребенку нравится все трогать

У детей с аутизмом часто встречается сниженная чувствительность к тактильным стимулам. Как это проявляется? Ребенок не чувствовует боль, не обращает внимания на прикосновения, не ощущает, что стало жарко или холодно. В этом случае нужно предлагать ребенку больше разнообразных тактильных ощущений, чтобы преодолеть высокий барьер чувствительности. Часто для этого используют поверхности в разными текстурами, щетки, но можно поработать и с температурными ощущениями.

Этот симпатичный енот наполнен вишневыми косточками. Он может быть грелкой (для этого мешочек с косточками нагревают в микроволновке) или охлаждать (подержите мешочек в морозилке). Игрушка пригодится для знакомства с температурными ощущениями (тепло-холодно). А кому-то будет помогать засыпать или снимать боль.

Дети с ГИПОчувствительной тактильной системой обожают все трогать. Им очень трудно отказаться от прикосновений. В этом нет ничего плохого, есть прикосновения не доставляет беспокойства окружающим, ведь иногда детям с РАС нравится трогать волосы или лица других людей или какие-то предметы на земле, которые являются неподходящими из гигиенических соображений. Лучше, если у ребенка будут безопасные предметы, которые позволяют ему получать необходимые ощущения. Например, вот такой фиджет-кубик с различными кнопочками и рычагами, которые очень приятно трогать. Кстати, детям без нарушений развития такой кубик тоже нравится.

Как ребенку помогает возможность трогать фиджет?

  • Снимает эмоциональное напряжение
  • Позволяет избежать конфликтных ситуаций
  • Развивает тактильную чувствительность
  • Обеспечивает необходимую стимуляцию без риска для здоровья

Будьте внимательны: многие дети, которые сами любят все трогать, не выносят, когда прикасаются к ним. Но по мере развития тактильной системы может постепенно развиваться толерантность к прикосновениям других людей.

Почему ощущения так важны для ребенка с аутизмом?

У мозга человека с аутизмом есть определенные особенности. Поэтому чаще всего поиск сенсорных стимулов не является прихотью, это физиологическая потребность. Приспособления, о которых рассказывается в этой статье, могут стать своеобразными ключами, которые помогут ребенку с вашей помощью развить навыки самоконтроля.

Что почитать?

Узнать больше о методе сенсорной интеграции для детей с аутизмом вы сможете из книги автора метода Джин Айрес, а также из других книг, которые найдете в разделе Сенсорная интеграция на нашем сайте.

Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) особенные и требуют своеобразного подхода. По внешним признакам их развитие соответствует нормам, но в то же время они существенно отличаются от сверстников.

Дети с расстройством аутистического спектра

Дети-аутисты плохо контактируют с внешним миром (при наличии тяжелого аутизма наблюдается полная отчужденность). Малыши часто проявляют пассивность ко всему происходящему: не демонстрируют никакой реакции на голод, холод и даже боль. Чаще всего они молчаливы, но могут ни с того ни с сего процитировать фразу, услышанную ранее.
К подбору игрушек для таких детей нужно подходить с особой тщательностью, так как их большая часть попросту будет игнорироваться.

Критерии выбора игрушек

Все детки, не зависимо от своих предпочтений и особенностей, любят играть. Нужно учесть, что игрушки для ребенка с ауитзмом должны быть немного другими. Обычно дети-аутисты предпочитают изделия для младшей возрастной категории. Современные производители разработали тематическую серию из развивающих материалов, которые помогают детям с особенностями познавать окружающий мир.
На какие моменты необходимо обращать внимание в первую очередь при выборе? Основная задача игрушек для детей-аутистов – это активизация слабо развитого чувства осязания. Такие дети обычно творческие личности, следовательно, они находят свой способ исследования вещей.

Критерии выбора игрушек

Игрушками могут быть:

  • изделия с музыкальными элементами;
  • тканевые и картонные книги;
  • кубики разных размеров с нанесенным изображением цифр, букв, фигур, животных;
  • рельефные фигурки.

Критерии выбора игрушек для аутистов

Важный принцип: сложная форма заболевания = простые игрушки.

Больше разнообразия

Дети сложно воспринимают новое, и каждая игрушка встречается с настороженностью. Поэтому все развивалки часто покупаются по принципу подобия: когда ребенок предпочитает игрушки одной формы, определенного цвета, музыкального или мягкого типа — эти критерии учитываются при покупке в первую очередь. Но за таким постоянством кроется опасность. Ребенок может отказаться воспринимать все новое, и это напрямую повлияет на его развитие. По этой причине необходимо постараться подбирать разнообразные развивающие материалы.
Не стоит засыпать кроху различными предметами, ведь загроможденная комната для аутиста провоцирует появление чувства тревоги.

Критерии выбора игрушек для детей аутистов

Правильно подобранные игрушки предоставят возможность удовлетворить весь спектр актуальных потребностей.

Совет: хотите сделать правильный выбор – возьмите малыша с собой в магазин и прислушайтесь к его мнению.

Батуты и пазлы

Если дети хотят стать обладателями яркой надувной горки или небольшого домика, не стоит этому препятствовать. У аутистов нарушен не только контакт с окружающим миром, но и со своим телом. Батут поможет в форме увлекательной игры научить контролировать свое тело и правильно реагировать на движения.
Пазлы же развивают терпение и чувство концентрации. Начинать знакомить детей с игрой нужно с простых вариантов, постепенно их усложняя.

Батуты и пазлы для аутистов

Мультипликационные герои

Часто аутичные дети (АД) увлекаются мультипликационными фильмами, и это можно использовать с пользой. Они привязываются к образам. На современном игрушечном рынке можно найти музыкальных и плюшевых мультипликационных героев, из дерева или иных материалов. Постарайтесь отдать предпочтение качественным изделиям повышенной крепости, так как аутичные дети к ним привязываются сильнее, чем здоровые.

Аутичные дети (АД)

Игры-головоломки

Одной из проблем АД является нарушенная способность взаимодействовать с окружающими. По этой причине рекомендуется выбирать игры, которые позволяют наладить контакт между детьми и родителями. К ним относятся:

  • конструкторы;
  • строительные блоки;
  • детские железные дороги;
  • головоломки.

Конструктор «Лего», например, развивает фантазию, и способен увлечь одновременно людей разной возрастной категории.
Важно играть с ребенком, а не оставлять его наедине.

Игры-головоломки

Сделай сам

В магазинах данная разновидность развивалок встречается редко, но их можно сделать и самому. Это так называемые сенсорные игрушки, основной задачей которых является развить:

  • крупную и мелкую моторику;
  • зрительное восприятие;
  • тактильные ощущения;
  • слух;
  • мышление;
  • навыки общения.

Игры-головоломки сделай сам

Например, небольшой коврик с яркими элементами, шуршащими отделениями, разноцветными карточками, фетровыми игрушками на липучках, шершавыми цифрами и буквами, бубенцами, шариками и т.д. Часто родители изготавливают целые стенды, на которых располагают молнии, шнуровки, крючки, замочки с ключами, разнообразные липучки и кармашки, шьют мягкие книги, и многое другое.
Важно, чтобы на одном коврике или стенде сочетались разные стимульные материалы: холодные, гладкие, теплые, шершавые, мягкие, колючие или твердые предметы.

Специальные игрушки для детей с РАС

В начале 2018 года стала популярной игрушка под названием «спиннер». Большинство людей считает, что она специально разработана для аутистов: одновременно и развивает, и успокаивает. Но практикующие коррекционные психологи опровергают данную информацию и утверждают, что спиннер наоборот погружает в себя по принципу гипноза. Основная цель занятий с АД – это социализация. Именно по этой причине подбирать необходимо предметы, по типу фотоальбомов или говорящих плакатов, которые будут выступать в роли коммуникатора.
Также к этой категории можно отнести массажеры, подушки с вибрацией, настенное планирование дня.

Специальные игрушки для детей с РАС

Как играют аутичные дети

Малыши с расстройством аутистического спектра играют по-особенному. Уже с первых лет жизни можно отметить некоторые отличия:

  • чаще выставляют подобные игрушки в одну линию;
  • предпочитают играть в одиночестве;
  • преобладают монотонные и цикличные движения;
  • не допускают к процессу посторонних.

Специальные игрушки для детей с РАС игра

Обычные дети в период игры балуются, шумят, подражают взрослым и сверстникам, задают десятки вопросов в минуту.
Совет: если вы стали замечать, что ребенок отказывается от вербальной или социальной коммуникации, не может или не хочет познавать новое, обратитесь к психиатру, возможно, у ребенка присутствует та или иная степень РАС.
Отзывы относительно правильного подбора игрушек для детей с РАС

Положительные Отрицательные
У нашей малышки с 2 лет есть обожаемый друг – ушастый зайка, и она себя чувствует с ним более защищенной и спокойной. Стирать и сушить его приходится оперативно ночью, так как она его просто не выпускает из рук никогда. Психолог наша сказала, что это даже хорошо. (Света) Нам недавно поставили диагноз, и я даже не догадывалась, что полная комната игрушек – это плохо. Будем исправляться! (Нина)
Спасибо игрушечной индустрии, сегодня настолько большой выбор, что порой сам теряешься. Мы взяли себе за правило раз в неделю покупать новую и кардинально отличающуюся развивалку. И знаете, это реально работает. (Ксения) Что только не пробовали, а дочь одного медведя за собой носит, ни на одну другую игрушку не реагирует, и психиатры не помогают. Руки опускаются, не все так просто и безоблачно. (Ира)
Фетровые фигурки на липучках – это нечто. Сама освоила технику кройки и шитья, теперь я разрабатываю, шью, мы играем недельку-две, а потом относим в свой детский сад. И все счастливы, и квартира не “загромождается”, и ребенок развивается, да и бюджетно, что немаловажно. (Дина) Дома мы рисуем, лепим, делаем поделки, игрушкам современным не доверяю, и стараюсь от телевизора держать подальше (Надежда)
В игровой у дочери есть большой аквариум (с пузырями, разными рыбками, замками, водорослями и улитками), надувной бассейн с разными шариками (пластиковыми, надувными, гладкими, пупырчатыми, разноцветными), стенд для рисования ладошками и многое другое. У нас из трех комнат в квартире пришлось выделить одну комнату для игровой. Всем родителям рекомендую. (Екатерина)
Никогда не задумывалась, что игрушки нужно выбирать правильно. Теперь буду данному вопросу уделять больше внимания. (София)
Спасибо за информацию, особенно относительно советов «Сделай сам». (Яна)
Сенсорные игры для меня открыли в одном детском центре. Это просто нечто из категории «невероятное». Малышка просто в восторге была, и моментально увлеклась новой игрушкой. (Тамара)

Вывод
Выбирая очередную игрушку своему малышу, помните, она должна быть не только нужной и полезной, но и желанной. Ведь то, что его не заинтересует, будет пылиться в комоде.
Даже самая интересная вещь станет абсолютно бесполезной, если с ней не научить взаимодействовать. Своеобразная игра детей-аутистов часто сложна и скучна для взрослых, но без посторонней помощи они не справятся.
Важно наладить с ребенком контакт, и все получится.

Видео — Коррекция аутизма дома: игры и игрушки. Воспитание ребенка с аутизмом

Видео — Развивающие игры. Арина, аутист, 4 года

Подборка материалов для увлечения в игры и общение детей с особенностями в развитии. варианты обучения ребенка через сенсорные игры. подсказки в помощь маме особого детеныша(Аутизм, Алалия, СДВГ, ЗПР,ЗПРР, синдром Дауна, ДЦП)
Показать полностью.

Изготовление:
* Карточки ПЕКС и коммуникативные книги
в течении 2-3х дней
* Доски для расписания - 2-7ми дней
* Деревянные игрушки, пособия - 7-20ти дней
* Пошив гамака, качели - 7-10ть дней

Игрушки из Польши:
* Цены уточняйте или смотрите в верхнем посте группы, доставка 1-3 недели.

Игрушки из США:
* Цены уточняйте или смотрите на стене группы, доставка 10-20 дней.

УКРАИНА, г. ОДЕССА

Магазин особых игрушек "ВНУТРИ" (Аутизм, СДВГ)

Магазин особых игрушек "ВНУТРИ" (Аутизм, СДВГ) запись закреплена

ПРАЙСЫ ЦЕН ПРИКРЕПЛЕНЫ.

Срок доставки 10-20 дней!

ОПЛАТА 100% на карту Приват банка

Подборка интересных игрушек для особых детей
для релаксации, развития, стимуляции сенсорно-моторных реакций и пр.
ИЗ ПОЛЬШИ ПОД ЗАКАЗ

Для лучшего и эффективного восприятия информации особым детям необходимы дополнительные сенсорные раздражители. В этом альбоме найдете подходящие инструменты для стимуляции слухового внимания, жевательные кулоны, браслеты и колпачки. а также наборы для питья для деток с ДЦП.

в наличии
и под заказ около 14 - 20 дней

Юля Станимак

ДОПОЛНЕНИЕ к прайсу на особые игрушки из США новинки:
Доски-лабиринты 62
Сенсорный шарик Атом 21
Гибкие человечки 14
Гибкие животные 15
Показать полностью.
Сенсорные спагетти длинные 16
Сенсорные спагетти зигзаг 19
Сенсорные сыр и мышки 10
Сенсорные сыр, мышки и набор животных 31
Строительный набор Форт 47
Напольные сенсорные плитки 91
Строим по модели - Кролик Банни 40
Строим по модели – Ночь и День 39
Строим по модели – машина 48
Обучающая игра Пес Барбос 26
Обучающая игра Белка 23
Обучающая игра Енот 15
Бейсбол 39
Набор АНТИСТРЕСС 1. - 58
Набор АНТИСТРЕСС 2. - 39
Набор АНТИСТРЕСС 3. - 59
Набор АНТИСТРЕСС 4. - 100
Набор АНТИСТРЕСС 5. - 28
Балансировочный стул:
72 Toddler
85 Preschool
96 Kids
109 Teens

Роман Комков

Iuliia Kogan

Магазин особых игрушек "ВНУТРИ" (Аутизм, СДВГ)

Магазин особых игрушек "ВНУТРИ" (Аутизм, СДВГ) запись закреплена

Интенсив ТИШИНА для детей с различным уровнем развития КАРПАТЫ

Лида Козлова

Мы подготовили двухнедельный отдых и реабилитацию в Грузии: для особых детей – ABA-интенсив с кинезиотерапией, инивидуальными и групповыми занятиями, а также занятиями с логопедом-дефектологом, а для родителей – тематические завтраки, встречи с психологом и полезные курсы, мастер-классы и семинары по темам воспитания и развития детей, а также современных методик обучения. Мы везём в Грузию специалистов из Москвы со многолетним опытом работы.
Показать полностью.

Наш лагерь пройдёт на побережье Аджарии, где находятся пляжи с чёрным магнитным песком. Таким образом мы совместим интенсивную терапию ребёнка с оздоровлением и отдыхом.

Торопитесь, места заканчиваются!

Ольга Мусиенко

Магазин особых игрушек "ВНУТРИ" (Аутизм, СДВГ)

Магазин особых игрушек "ВНУТРИ" (Аутизм, СДВГ) запись закреплена

🐾

ДЕНЬ 1

Игра. Этапы игры, важность игры для особенного ребенка.
Коммуникация и общение детей.
Уровни социальных навыков. Как формировать эти навыки?
Показать полностью.
Обучение детей коммуникативным умениям в группе. Просьба, комментарий, диалог, имитация, ожидание, придумывание, теория сознания и эмпатия.
Групповая игра и правила.
Как учить детей вместе играть и как убирать себя из их игры.
Эмоциональный интеллект. Этапы эмоционального интеллекта, способы обучения, практический тренинг.
Мастер класс: Социальная история. Создание от текста до итоговой работы.

🐾

ДЕНЬ 2

Креативность, командная работа, критическое мышление и коммуникация – что делать, чтобы помочь нашим детям в будущем?
Придумывание в картинке, слове, звуке, движении.
Стимуляция вариативности в разных сенсорных сферах. Практика. Музыкальная история. Хаотичная история М. Шичида в картинках. Игровая терапия на сенсорной базе. Нить истории.
Ресурс творчества для человека
Творчество как коммуникация.
Арт практика.
Выгорание и обесценивание. Диалог с собой. Нахождение ресурса и сил.

Самоевкусное и самое нужное и подробное внутри тренинга от Валентина Юрчик, - Поведенческий аналитик, арт-терапевт, специализируется на активации речи, формировании навыков игры, имитации и социальной коммуникации (Беларусь)


Дети, которые имеют расстройства аутистического спектра, обычно нуждаются в отдельном подходе к своему развитию. Визуально и многим другим признакам они отвечают нормам, однако при этом их поведение все равно отличается от сверстников.

Дети-аутисты нередко не могут нормально контактировать с миром. Иногда у них формируется практически полная отчужденность от контактов. Дети нередко пассивны – они никак не реагируют на холод, на боль, часто не отзываются даже в случае голода. Обычно такие дети молчаливые, но зачастую могут что-то внезапно рассказать.

Выбирая игрушки для таких детей, стоит проявлять особую бдительность. Многие игрушки будут проигнорированы аутистами.

Как выбирать игрушки для аутистов

Дети, вне зависимости от имеющихся предпочтений, предпочитают игру в качестве механизма получения знаний и навыков. Важно учесть, что подбор игрушек для аутистов должен быть несколько иным. Нередко аутистам нравятся игрушки, подходящие детям младшей категории. Производители специально создают такие комплекты игрушек, которые помогают детям с особенностями изучать внешний мир.

Как правильно выбрать игрушки для аутистов? Основная задача – активировать в таком случае чувство осязания. Нередко эти дети проявляют высокую творческую активность, а потому они ищут свой собственный путь исследования вещей.

В качестве игрушек для детей с аутизмом подойдут:

  • Музыкальные изделия.
  • Картонные книги.
  • Книги из ткани.
  • Кубики различных размеров с буквами, цифрами.
  • Фигурки с рельефом.

Игрушки – это связь между ребенком и взрослыми. Также с помощью игрушек аутисты могут устанавливать контакты и со своими сверстниками. Нередко для этого применяются лото, викторины и т.д. Выбирая игрушку, стоит обязательно ориентироваться на возраст ребенка, на степень аутизма, увлеченность, реакцию и т.д.

Разнообразие в игрушках

Дети с аутизмом плохо воспринимают что-то новое. Они каждую игрушку встречают в штыки. Потому все развивающие игры стоит покупать только по подобию: если ребенок любит игрушки одной формы, некоторого цвета и типа – эти критерии стоит учесть. Однако за постоянством всегда скрываются и проблемы. К примеру, ребенок может отказаться к восприятию чего-то нового, в результате этого его развитие будет медленным. Потому стоит пытаться покупать разнообразные материалы для развития детей.

Комната, переполненная предметами, вызывает у детей с аутизмом тревогу. Грамотно подобранные игрушки помогают реализовать потребности ребенка в качественном развитии. Можно взять ребенка с собой в магазин и там уже узнать, что именно он хочет получить.

Пазлы, батуты

Если детям хочется получить в свое распоряжение надувную горку или же домик, в котором можно прятаться, то не стоит им противоречить. Аутисты испытывают сложности в контактах с окружающим миром, не осознают реакций своего тела. Батут помогает им управляться своим телом, что дает возможность правильно реагировать на все движения.

Пазлы – хороший способ пробудить терпеливость и увеличить концентрацию ребенка на одном занятии. Стоит осуществлять начальное знакомство с изделий попроще, а затем уже переходить к более сложным пазлам.

Мультипликационные персонажи

Зачастую дети с аутизмом увлечены именно мультфильмами. Они сильно привязываются к персонажам, а потому можно приобрести таких героев, выполненных их древесины, пластика и других материалов. Лучше всего брать игрушки более крепкие, поскольку аутичные дети привязаны к таким персонажам. Любую поломку они воспринимают близко к сердцу.


Головоломки

Проблема детей с аутизмом – нарушение коммуникационных функций. Поэтому важно выбирать такие игры, во время которых дети могут взаимодействовать с родителями и друзьями.

Игры, которые пригодятся аутистам:

  • Конструкторы.
  • Детские ж/д дороги
  • Головоломки

Конструкторы позволяют проявить фантазию, вы можете сами играть с ребенком, не оставляя его одного.

Игрушки для развития

Сенсорные игрушки также очень хорошо подходят аутистам. Игрушки позволяют развивать моторику, визуальное восприятие, слух, интеллект и т.д.

К примеру, красивый коврик с многочисленными деталями, подвесками, карточками, разными игрушками, шариками – хороший вариант приобретения для тренировки детей. Зачастую родители сами формируют целые стенды, на которых накручивают и навязывают разные ниточки, веревки, кармашки, крючки. Нужно, чтобы все вещи были разными по своему воздействию: острые, гладкие, теплые, холодные и т.д.

Стоит ли использовать спиннеры?

Спиннер – это успокаивающая игрушка, а потому ее нередко советуют аутистам. Но на практике она вряд ли их устроит. Спиннер может сильно погрузить в себя, замкнуть, поскольку он работает примерно как гипноз. Главная цель занятий с ребенком, у которого диагностирован аутизм – налаживание социализации. Потому и нужно подбирать такие предметы, которые являются коммуникаторами с миром.

Любые массажеры, планировщики, виброподушки – все это подойдет детям с аутизмом.

Процесс игры с аутичным ребенком

Дети с расстройствами аутистического спектра ведут себя во время игры не так, как остальные малыши. С первых лет у них уже можно выделить некоторые особенности:

  • Они часто ставят игрушки в одну линию.
  • Любят играть в одиночестве.
  • Им нравятся однотипные движения.
  • Они не хотят подключать к процессу игры других людей.

Простые дети без расстройств часто балуются, кричат, пытаются задавать свои бесконечные вопросы. Если же ребенок перестал проявлять навыки коммуникации, он не желает ничего изучать, то в таком случае нужно обратиться к психиатру.

Если вы покупаете игрушку своему малышу, обязательно учитывайте тот факт, что она должна быть нужной, полезной, желанной. Если игрушка не придется по нраву, то она просто будет отброшена в дальний угол.

Дети с аутизмом плохо играют в сюжетные игры. К трем годам обычные дети уже способны играть в достаточно сложные ролевые игры, причем как в одиночку, так и с другими. У детей с аутизмом такого нет. Они редко проявляют свои символические навыки. Им требуется помощь со стороны, чтобы как-то их развить. Потому такие дети могут наслаждаться игрой с машинками, монотонно катая их по треку, однако никаких сложных сценок они не смогут разыграть.

Даже самая увлекательная игрушка окажется бесполезной, если ребенок не понимает, как взаимодействовать с ней. Игры детей-аутистов нередко чересчур сложны и запутанны для взрослых. Но при этом таким детям нужна помощь, иначе их состояние будет только ухудшаться.


Даже родители особых детей затрудняются сказать, какие игрушки любят аутисты. Им тяжело угодить, сложно заинтересовать и даже то, на что они обращают внимание в магазине, может быть потом отвергнуто. Тем более сложно приходится тем, кто идет в гости и выбирает подарок

Проще всего взять с собой малыша в торговый центр и сразу купить то, что ему понравилось, но это не всегда осуществимо. Поэтому рассмотрим, что все-таки можно приобрести, а от каких идей сразу отказаться.

Игрушки, которые нельзя дарить

Не стоит преподносить ничего символического, что вы купили исключительно для приличия. Дети с расстройством не больны, они лишь обладают особенностями, поэтому будут ждать от вас чего-нибудь действительно интересное, а пустышка их разочарует. Еще одна причина — они легко утомляются, слишком много бесполезных игрушек для них — эмоциональный хлам.

Аккуратнее с рекламируемыми спиннерами и слаймами. Во-первых, они далеко не всем интересны, а во-вторых, не при всякой форме аутизма их стоит дарить. Возможно, это подойдет взрослому или подростку, но не маленькому ребенку.

Пищащие, визжащие, орущие предметы — можете оставить на одной полке со спиннерами. Большинство людей с расстройством обладают гиперчувствительным слухом, поэтому такой презент может вызвать напряжение и даже испугать.

Дарить сложные головоломки или трудные в сборке игрушки для аутистов – все равно, что преподнести безногому человеку ботинки. Даже здоровым детям не рекомендуется выбирать то, что не соответствует пока их возможностям, а также возрасту.

Подходящие игрушки для детей с аутизмом

Неплохо перед покупкой все-таки узнать, чем увлекается ребенок, какие у него предпочтения. Однако есть универсальные подарки:

● пазлы с крупными деталями

● музыкальный инструмент (если увлекается музыкой)

● несложный конструктор типа «Лего»

● фигурки героев любимых мультфильмов

● карточки с картинками


Детям с аутизмом важно удовлетворять сенсорный «голод». Для развития вестибулярного аппарата им можно преподнести снаряды из домашнего игрового комплекса, для мелкой моторики:

• легкие головоломки, наподобие «змейки»

• тесто для лепки

Подходящие по возрасту головоломки и логические игры, понравятся не только ребенку, но и родителям. Развивающие игрушки для детей с аутизмом помогают улучшать мышление, память, создают ощущение успеха.

Кроме того, при расстройстве полезны игры, в которые можно играть коллективно, тем самым безболезненно выдергивая ребенка из неконтактной среды. Поэтому можно подарить:

Отличный вариант — игровая палатка или домик. Особенно если в доме нет личного пространства, где аутист может прятаться в моменты эмоционального перенапряжения.

Стереотипия — стоит ли покупать однотипные игрушки

Аутисты консервативны в своих предпочтениях. Например, они могут каждый раз просить игрушки только красного цвета или вовсе, одинаковые наборы конструкторов. С одной стороны, ребенок будет доволен, с другой, однообразие — это шаг назад в развитии.

Если он так хочет игрушку, которая у него уже есть, постепенно приучайте его к разнообразию. Сделайте выбор в пользу другого цвета или формы, купите немного модифицированную по функциям и возможностям. В любом случае, хотя бы попробуйте договориться о замене.


Альтернативные подарки аутистам

Если при конкретной форме аутизма та или иная игрушка не актуальна, узнайте, можно ли у вас в городе приобрести сертификат на иппотерапию или дельфинотерапию. В большинстве случаев это самый лучший подарок.

Оба вида терапии не только улучшают физические и контактные показатели, но также необъяснимым пока образом влияют на повышение уровня норадреналина, ГАМК, дофамина, мелатонина в 90% случаев. В 70% отмечаются улучшение эмоционального спектра и снижение влияния фобий.

Читайте также: