Сергей романов коллекционер игрушек

Обновлено: 16.05.2024

Сейчас в Москве в Коломенском во Дворце царя Алексея Михайловича проходит выставка «Все лучшее — детям» из коллекции С.Г. Романова – крупнейшего коллекционера игрушек в нашей стране.

Об этой же выставке, посвященной игрушкам 1950 — 1980 г., я узнала совершенно случайно. Выставка работает с марта, увы, уже 13 августа — закрытие.
Так что если у кого-то есть возможность съездить в Коломенское в эти или следующие выходные — получите большое удовольствие не только от выставки, но и от прогулки по парку.

Кто не сможет — может быть, будут интересны мои фотографии.
Сразу хочу извиниться — фотографировала некоторые витрины по нескольку раз. Качество не очень — в залах полумрак, стекла бликуют.
Для меня очень интересны подписи — кто есть кто, где изготовлен. Старалась сфотографировать все таблички.
В общем, если будут какие-то повторы — простите.

Все фотографии в этом топике не смогу показать. Но окончание будет уже после выходных.
Приятного просмотра!







































































































































Ямогу: Создаю добрых кукол и детские игрушки, а так же мишек тедди. Обучаю шить куколок, продаю материалы для творчества.

Ямогу: ООАК кукол Паола Рейна, Готц, мини реборнов. Вяжу одежду и свои фирменные сапожки для кукол. Делаю парики из шкурки козы с 2006 года. Тедди мастер, участник 11 международных выставок кукол и медведей.

;-) Спасибо. Конечно, сходите, если есть возможность. Это я еще не все фотографии выложила, не успела пока разобрать. Там еще есть Нина-космонавт!

Надюш, ну и работу ты провела. Все с подписями! Очень здорово!
Я, когда ездила в Москву, ходила на эту выставку. Уходить не хотела, все разглядывала тщательно. Попросила пофотографировать, но мне не разрешили. Я в тихую щелкнула несколько раз и все. По пятам за мной ходила тетя.
Сейчас опять все смотрела, читала. Спасибо тебе огромное. Еще вернусь, посмотрю.

Ириш, там за фото просто надо 50 руб. заплатить — и пожалуйста, хоть пять раз все сфотографируй, только без вспышки. Просто для меня мало толку просто посмотреть, ничего в голове потом не остается все равно…

Ой, спасибо! Вот это богатство. Все бы вживую потрогать и рассмотреть. Будем любоваться фотографиями. Не нашла только информации про мишку 11 и 12 на первых фотографиях с мишками. Может у вас есть фотография с подписями?

Татьяна, спасибо! Увы… То ли не сфотографировала, то ли пропало фото при перезаписи. Не могу найти, очень обидно…

Большинство представленных игрушек я видела только на фотографиях. Кое-что было в моем далеком детстве, но малая толика из представленного на выставке. Но не могу отделаться от ощущения, что игрушек для мальчиков все-таки представлено мало — ни металлических самосвалов, ни кранов- экск.

Еще раз напоминаю, что выставка открыта до 13 августа в Коломенском во Дворце царя Алексея Михайловича в тех же залах, где и раньше демонстрировались куклы и игрушки из коллекции С.Г. Романова раньше.

Еще раз простите за качество съемки. Как уж смогла…

До окончания выставки осталось еще несколько дней. Если у кого есть возможность — обязательно сходите.












































































































































































Ямогу: Авторские шарнирные куклы.

Ямогу: Приветствую всех! Недавно я увлеклась созданием кукол в смешанной технике! В этом деле я ещё новичок) Буду рада, если вам понравятся мои работы!

Художник-реставратор Сергей Романов всю жизнь собирает игрушки – в его коллекции более 12 000 экземпляров!

Художник-реставратор Сергей Романов

Как сейчас помню, мне года четыре, мама разложила передо мной фотоальбомы. Я вижу на выцветших снимках каких-то детей, некоторые держат в руках игрушки. И эти дети на самом деле мои бабушка, дедушка, мама. «А что, ты тоже была ребенком?» – с неподдельным удивлением спрашиваю я маму.

Фотографии заворожили меня, и особенно игрушки на них. Да, мне открылся новый удивительный мир. Я упросил маму найти ее старые игрушки и отдать мне. И тогда мама привезла от бабушки два чемодана игрушек из ее детства, из 40–50-х годов. Они и дали старт моей коллекции. Как хорошо, что в то время люди еще не выбрасывали вещи, хранили их на антресолях, на дачах, сами не зная зачем!

Голыши из целлулоида и предметы детской гигиены, 50–60-е гг

Потом к тем артефактам добавились мои собственные паровозики, машинки, медведи – все, во что я играл в 70-е, когда был ребенком. Конечно, эстетически «мой» период уступает «маминому» и «бабушкину», но какими бы ни были уродливыми некоторые игрушки, все равно это история. В моей коллекции есть кукла Юрий Никулин, композитный юноша в костюме гитлерюгенда (он принадлежал самому Молотову), мишка 1910 года, подаренный Фаине Раневской ее близкой подругой Анастасией Цветаевой, целлулоидный клоун с подвижными руками и головой, сделанный по модели скульптора Веры Мухиной в 1937 году, гимнастки из 60-х годов ленинградского скульп­тора Льва Сморгона и прочие артефакты – символы разных эпох.

Целенаправленно собирать игрушки я начал в старших классах. Родители хотели, чтобы я стал врачом, а я в итоге стал художником-реставратором и коллекционером. Кукольный доктор, позор семьи. (Смеется.) Сегодня в моей коллекции – более 12 000 экземпляров. За эти годы у меня было 62 выставки. Сейчас проходит 63-я, в Региональном общественном фонде Булата Окуджавы – называется «Елка, свечка, два шара». Там можно познакомиться с коллекцией елочных игрушек, увидеть, например, шарики с портретами вождей коммунизма (1930-е годы), сосульки времен оттепели, пенопластовые игрушки 60-х, да много чего еще.

Я собираю все подряд: и иностранные (первых Барби, мишек Тедди, фарфоровых немецких кукол), и русские игрушки, и советские. Моя цель – создать наиболее полную, представительную коллекцию в мире, чтоб в ней было все, что когда-либо производилось. Часто я приобретаю дубли особенно ценных экземпляров.

К слову, о ценности – тут своя система. Да, в коллекции есть старинные куклы и игрушечная мебель 40-х годов XIX века. Но найти фарфоровую куклу того периода подчас проще, чем какую-нибудь копеечную советскую игрушку. Например, я уже долго гоняюсь за зеленым вертолетом-каталкой, в котором сидит медвежонок (завод «Новатор»). Медвежонка-то я отыскал, а вертолета нигде, ни у кого нет. Или помните, был такой слон полиэтиленовый в матрос-ке, от фабрики «Малыш». Брат говорит: «Да зачем тебе этот слон, он же ерундовый». Но я хочу его найти. Это действительно коллекционная редкость, и как раз потому, что «ерунда» (никому в голову не приходило хранить этого слона): сломался – выбросили.

Иногда игрушки попадают ко мне в ужасном состоянии, и я их реставрирую. Не люблю грязь. Игрушки – не мусор, и они должны иметь такой вид, чтоб на выставке они не вызывали жалость. Как-то, очень давно, ко мне попал белый медведь – мягкая игрушка 50-х годов. То, что он белый, я понял, отогнув его лапку и посмотрев стыки. Он был серо-буро-малиновый. Я его выпотрошил, прокипятил, отдельно простирал опилки и заново собрал. Он стал как новенький. Когда в 90-е годы у меня проходила одна из первых выставок, на нее заглянула сотрудница музея игрушки Сергиева Посада и сказала: «Зря вы его постирали, кажется, что он только что из магазина, никакой аутентичности». Но вот прошло двадцать с лишним лет, и сейчас этот медведь выглядит как надо – очевидно, что он винтажный, время отложило свой естественный, деликатный отпечаток, и смотреть на него приятно.

Открылась выставка еще в ноябре, но никак руки не доходили написать о ней. Надо было заболеть, чтобы наконец-то дошли :))

Много писать не буду, надеюсь, по фото все будет понятно. Экспозиция небольшая, расположена в тех же залах «Дворца Алексея Михайловича», что и выставка антикварных игрушек два года назад. Контраст, конечно, разительный — от былой красоты и изобилия к унылому советскому аскетизму. «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем». Вот и разрушили, камня на камне не осталось даже от той худосочной игрушечной промышленности, какая у нас до революции была. В первом зале представлены милые артельные игрушки 1920х годов, очень незатейливые, но сделанные с большой любовью, фантазией и мастерством. Забавные крестьянские детишки, народы СССР в национальных костюмах (даже черты лиц очень характерны именно для этих народов).

«Другое детство». Выставка игрушек 1920х — 1950х гг. из коллекции Сергея Романова. Москва. Музей Коломенское



Другое детство. Выставка игрушек 1920х - 1950х гг. из коллекции Сергея Романова. Москва. Музей Коломенское



Другое детство. Выставка игрушек 1920х - 1950х гг. из коллекции Сергея Романова. Москва. Музей Коломенское





Другое детство. Выставка игрушек 1920х - 1950х гг. из коллекции Сергея Романова. Москва. Музей Коломенское





Другое детство. Выставка игрушек 1920х - 1950х гг. из коллекции Сергея Романова. Москва. Музей Коломенское



Другое детство. Выставка игрушек 1920х - 1950х гг. из коллекции Сергея Романова. Москва. Музей Коломенское



Другое детство. Выставка игрушек 1920х - 1950х гг. из коллекции Сергея Романова. Москва. Музей Коломенское

Потом и их не осталось — почти все артели разогнали. Фабрику Дунаева закрыли и уничтожили. Пара куколок в костюмах медсестры и пионера напоминают нам о последних днях фабрики и тщетных попытках выжить между жерновами безжалостной советской реальности.


Следующий зал наполнен причудливыми милитаристскими играми и игрушками, и нам сейчас даже сложно представить, как, например, играли в игру «Битва под Москвой 1941 года». Там были варианты победившей стороны? Или как?



Тем не менее, всюду жизнь, дети все равно рождаются и растут, а люди всегда и во все времена прежде всего хотят мира и счастья. Поэтому в витринах есть и прекрасные артельные зверюшки, сделанные настоящими мастерами, нарядная елка, веселые цирковые артисты, слоны и верблюды, потрясающий тряпочный ворон, машинки — мечта любого мальчика. Куклы… И совершенно очаровательные детки на коньках и лыжах.


















Прошла самая ужасная в истории человечества война, отгремели бои, и во всех детских страны загремели целлулоидные пупсы. Они были большие и неуклюжие. Мне один такой достался от мамы, я его страшно боялась, и играть с ним так и не стала. Его, должно быть, выбросили потом, но я почему-то не жалею.





Почему-то тот мамин пупс был без одежки, и эти все как на подбор голыши… Может быть, их предполагалось все время купать? Вот и организаторы выставки очень интересно обыграли эту особенность — оформили все в виде этакой ванной комнаты, где в хлопьях душистой пены принимают водные процедуры забавные голыши всех размеров. Даже старинное мыло отыскалось и заняло место в экспозиции. Надо-надо умываться по утрам и вечерам…

Все больше появляется примет долгожданной мирной жизни — Куклы, посуда, мебель, кухонная утварь, поезда, увозящие далеко-далеко…








Заканчиваются 50е годы… Страна оживает. Потихоньку налаживается отечественное производство игрушек. Не за горами очень интересные годы, щедрые на художественные находки. Но все это впереди. Наверное, на следующих выставках мы это увидим.

Это, конечно, далеко не все, но все показать невозможно.
Очень надеюсь, что хотя бы москвичам удастся посетить эту интереснейшую выставку.
Спасибо, что заглянули!

Игрушки на тему освоения космоса. Фото Андрея Карпухина.


Не буду многое объяснять, понятно и так, с запуском первого спутника человечество стало грезить полетами в космос. Эта тема настолько широка, что о ней можно говорить очень долго. Мир человеческой фантазии безграничен, люди придумывали на эту тему книги, фильмы, анимационное кино, мир научной фантастики. Эта тема не обошла и игрушку. Посмотрите, какое огромное множество различных луноходов, ракет, марсианок, космоходов и космолетов придумало человечество, а роботы, а сами космонавты, ну разве не замечательно?!
Андрей придумывал с этими игрушками сюжетные композиции в песках, причем выбирая для этого разное время суток. По-моему, получилось просто здорово. А снимок космонавта возле ракеты, как многие догадались, сделан на ВДНХ.















понедельник, 17 февраля 2014 г.

Коллекция. Куклы на стройплощадке.

Эта серия снимков была сделана несколько лет назад, часть из них экспонировалась в галерее "Двадцать первый век" и выставке "Искусство куклы" в Манеже. На снимках куклы разных периодов выполненные в разных техниках.

Озорной мальчишка стоящий на трубе - это кукла Андрюшка, кукла выпускалась в Москве на фабрике ,,8 марта" в 1950-х - начале 60-х годов. Выполнен он из древесно-стружечной массы. Кукла придумана замечательной художницей Маргаритой Николаевной Вильям, она часто работала над созданием образов кукол совместно со своей близкой подругой и коллегой Еленой Евгениевной Борисовой. Эту куклу помнят и любят очень многие, у кого она была, и те у кого она цела и живет до сих пор, за выразительность образа, за живость и характерность, ведь несмотря на некий оттенок дурашливости улыбка у этой куклы вполне искренняя.


Две куклы вгромоздившиеся на строительной лестнице - это работы не менее известной художницы Киселевой, выпускались они с 1946- 1955 годы в Москве. Они сделаны из папье- маше с мягко-набивными телами. У более ранней модели скульптурные обувь и носки, а у более поздней ножки разутые под съемную обувку. Одна из них даже с плачуще-кричащим механизмом, ввиде мехов внутри корпуса, потянешь за пуговку на веревочке и раздасться звук. Модель кукольной головки была очень популярна еще с довоенных времен, она была для затяжки в мягкое тело и ввиде бюстика с плечиками для пришивания к полностью мягкому телу. Этот типаж выпускался также и в объемно-тканевом варианте, был так же вид этой же головки только со скульптурной прической, это уже шла модель головки мальчика Вовы, а девочка была с приклеенным паричком. Эти две девочки за давностью лет, увы, свои волосы утратили.



Две гимнастки сидящие на трубе, радостно подняв руки, куклы из целлулойда начала 1960-х годов. Гимнастка побольше, в красном купальнике, сделана в Ленинграде на Охтинском химкомбинате, а поменьше в желтом на Раменском химкомбинате в Подмомосковье.



Клоун в желтом стоящий на вентиляционном люке - это фигурка из целлулойда с подвижными руками и головой на резинке, в руке он держит мячик на резиночке. Игрушка выпускалась очень долго с 1937 по начало 1960-х годов заводом им. Косякова. А выполнена эта кукла по скульптурной разработке самой Веры Игнатьевны Мухиной. Инересен так же тот факт, что Мухина преподавала скульптуру куклы в Московском техникуме игрушки с 1925-1931 годы, пока его не перевели в Загорск. Она так же являлась разработчиком дизайна немногочисленного колличетва видов кукол и кукольных головок, об этом просто забыли, поэтому на сегодня многие из ее разработок после того как их тиражировали, остаются безымянными.



Кукла с забавным хвостиком и бантом сидящая внутри трубы - это Иришка, художницы Фадеевой, она сделана в 1958 году из целлулойда на Тюменском химкобинате. У куклы нарушенные пропорции, длинные тонкие ножки с большими стопами в сандалиях, у ног небычные шарниры в области креплений, они как бы выходят из низа песочника, у куклы укрупненная голова, она вообще весьма стилизована, но Иришка так же как и Андрюшка настолько необычная своей живостью, что тут же полюбилась миллионам советских детей.


Резиновые фигурки детей стоящие на бетонной круглой поверхности, с арматурой на заднем фоне. Все эти игрушки выпускались в Ленинграде на заводе "Ленинградский красный треугольник" с начала 1950-х по середину 1960-х годов. Отличает эти фигурки качество и скульптурность проработки . Они очень стильные, по ним можно понять как одевали детишек в начале 1950-х годов, образы советских детей той поры, словно сошедшие со страниц детских книг с иллюстрациями Пахомова, Лебедева, Жукова и других художников, работавших в этом жанре.



Забавная история как мы с Андреем Карпухиным это снимали. Мы собрали кукол в сумки - пакеты, проложив пупырчатой пленкой, и поехали на ближайшую стройку. Было лето, была страшная жара, площадка открытая и раскаленная на солнце, аж от земли когда смотришь слегка плывет изображение. На площадке никого, может обеденный перерыв, может просто рабочие попрятались от жары, потому что невозможно работать. А мы такие, свободно, спокойно, со знанием дела, проходим, начинаем все распаковывать, достаем аппаратуру, устанавливаем штатив, выбираем натуры, прикидываем где и что будем снимать. Начинаем расставлять кукол. И тут. Как любопытные кошки начинают к нам подбираться сзади рабочие. Они нас не поняли, что мы такое и зачем мы это делаем, как два взрослых, с виду здоровых мужика, могут снимать каких-то старых кукол, да и зачем. Наверное, они подумали, что мы два игрушечных маньяка, и решили на всякий случай к нам не приставать с вопросами, а просто быстро и тихо уйти. А мы спокойно все доделали, сели в машину и уехали восвояси. Зато, вот результат. Мне лично все равно что о нас подумали, даже прикольно. Шок - это по нашему.

Читайте также: