Сергиево посадская деревянная игрушка

Обновлено: 17.05.2024

Самое расхожее звание: Сергиев Посад – столица православия или духовная столица России. Известны и другие: «Столица русской игрушки», «Родина Русской матрёшки», «Столица салютов и фейерверков».

Каждое из вышеперечисленных званий вскоре разберем отдельно, а сегодня поговорим об игрушках.

Столица русской игрушки Сергиев Посад

Часто упоминаются также звания «Кукольная столица России» и «Игрушечная столица России»

Поспорить с этими утверждениями достаточно сложно, есть целый ряд фактов, не дающих возможности усомниться:

  1. Первый отечественный музей игрушки находится в Сергиевом Посаде.
  2. Здесь же расположен Институт игрушки «Высшая школа народных искусств (академия)».
  3. Сергиевский район со своей резной игрушкой упоминается в летописях с XVII века.
  4. Действующая фабрика Богородской игрушки и одноименный музей.

Художественно-педагогический музей игрушки

Музей, расположенный в Сергиевом Посаде — это первый отечественный музей игрушки.

Основанный в октябре 1918 года в Москве коллекционером и художником Николаем Бартрамом, музей игрушки в 1931 году был переведен в Загорск (старое название города Сергиев Посад).

С биографией Николая Дмитриевича Бартрама можно ознакомиться на нашем сайте .

В 20-е годы Музей игрушки был очень популярен, по посещаемости он был вторым после Третьяковской галереи. Вот, что писала по этому поводу центральная газета «Известия»:

«…Музей разбивается на подотделы: игрушка и история, игрушка и быт, игрушка и театр, игрушка и религиозный культ, народное творчество игрушки, от игры к азбуке, от игры к знанию, зачатки мастерства в игрушке. За один год музей посетило свыше 34 тыс человек, главным образом дети, и до 300 организованных экскурсий»

С 80-х гг XX века коллекции музея располагаются в особняке, построенном на холме Волокуша, напротив Троице-Сергиевой лавры.

Сегодня в собрании музея хранятся детские игрушки с возрастом 100, 200 и даже 500 лет.

Постоянные выставки и экспозиции:

  • Новогодняя и рождественская игрушка,
  • Русская народная игрушка,
  • Игрушка стран Востока,
  • Русская и западноевропейская игрушка XIX — начала ХХ века,
  • Детский портрет.

Среди экспонатов представлены игрушки детей Николая II.

Ещё один интересный факт:

Первые в СССР искусственные ёлки были разработаны в Загорске.

В декабре 1959 года разработанные специалистами Загорского института игрушки синтетические ёлки прогремели на всю страну!

Подробнее про это можно прочитать на нашем сайте по ссылке .

Сергиевский район и резная игрушка, исторические факты

В ранних летописях расцвет Сергиевской игрушки относят к XXVII веку.

В те времена игрушки, сделанные монастырскими мастерами-бобылями, продавались паломникам, пришедшим в Троицкую Обитель, в качестве сувениров.

Кстати, помимо сувениров, в Обители Сергия пекли вкусную медовую коврижку для паломников.

В своей книге профессор Дмитрий Введенский, исследовавший истоки производства игрушек в Московской области, пишет:

"… богомольцы всегда поступали таким образом: удовлетворяя свои религиозные потребности они вместе с тем не забывали оставшихся дома детей . "

Именно Дмитрий Введенский записал и сохранил для нас легенду про первого глухонемого мастера, по прозвищу Татыга, который « . вырезал из липового дерева первую деревянную куклу 9 вершков и продал ее за семь гривен ассигнациями в лавку Ерофеева . » .

Скоро на куклу нашелся покупатель. Тогда предприимчивый торговец сделал Татыге заказ на резные деревянные куклы, а тот сообразил, что дело выгодное, стал набирать учеников из посадских детей. Ремесло это переняли другие мастеровитые жители, и начался здесь «потешный» промысел.

Артель

В начале XX века здесь уже работала целая промышленная артель по производству игрушек. В каталоге Сергиевской промышленной артели, издание которого датируется 1914 годом, в 40 разделах было описано 2644 игрушки.

Не у каждого современного производства игрушек есть такой ассортимент!

Это ещё не всё!

История продолжается, здесь мы практически ничего не рассказали про Богородскую игрушку. Это тема для отдельного разговора.

Уже на протяжении 300 лет в городе Сергиев Посад и его окрестностях развивается крупнейший в России промысел игрушки.

История происхождения игрушки Сергиева Посада

Уже на протяжении более 300 лет в город Сергиев Посад считается "игрушечной столицей" и родиной знаменитой русской матрешки . И это неспроста, ведь город выступает как крупнейший в стране центр кустарного производства игрушек.

Из исторических данных известно, что промысел предположительно возник в XVII в., а своего расцвета достиг в XVIII-XIX веках. Когда в городе впервые создали первую игрушку, точных данных нет. Однако известно, что еще в XV веке при Троице-Сергиевом монастыре существовали специальные мастерские, где монахи занимались объемной и рельефной резьбой по дереву. Одновременно с резьбой по дереву осуществлялось мастерство лепки, росписи, оформления игрушек, изготовления двигательных и звуковых механизмов. Со временем сформировались темы кукол, которые стали своеобразным сергиевским каноном.

С начала 80-х годов XIX в. промысел постепенно начал приходить в упадок. Это произошло в результате обострения конкуренции со стороны частных игрушечных фабрик. Московское губернское земство обратило на этот факт пристальное внимание, поэтому в 1890–х годах оно оказало помощь в сохранении стабильного развития кустарного производства (в том числе и игрушечного). Для этого были приглашены профессиональные художники, педагоги, экономисты, которые впервые стали разрабатывать новые образцы игрушек с учетом серьезной научной основы. В 1891 году в Сергиевом Посаде была открыта учебно-показательная мастерская под руководством В.И. Боруцкого. В это время появляется направление - разъемная точеная фигурка, а в начале XIX в. появилась и сразу стала популярной лепная бумажная игрушка, т. е. из папье-маше. Мастера очень быстро реагировали на происходящее и подхватывали новые направления. Помимо земских учреждений, стали появляться частные художественные кружки и мастерские, например, мастерская Н.Д. Бартрама под Курском, графини Н.Д. Тенишевой в Талашкино. После всемирной выставки в Париже 1900 года, где была представлена матрешка, началось массовое ее производство. В 1904 году мастерская-магазин “Детское воспитание” закрылся, а весь его ассортимент перешел в земскую учебно-показательную мастерскую в Сергиевом Посаде. С 1909 года матрешка участвует в Берлинской выставке, а благодаря передвижной выставке, с матрешкой знакомятся во многих городах мира.

Настоящие игрушки Сергиева Посада


Сегодня в Сергиевом Посаде находится знаменитый музей игрушки, который расположен на горе Волокуше. В нем хранится более 30 тысяч игрушек разных народов мира. Тут открываются экспозиции, в которых прослеживается история русской игрушки: народной, дворянской, индустриальной, детской игрушки культуры Востока - Японии и Китая, образцы игрушки Германии, Франции, Англии, Швейцарии.

Тематика и коллекция игрушек Сергиева Посада

Посадские мастера делали игрушки из дерева, папье-маше, использовали привозные фарфоровые головки для кукол. Тематика сергиевской ручной игрушки была достаточно разнообразной. Это объясняется выгодным географическим положением промысла: близость Москвы и соседство Троице-Сергиевой Лавры, привлекающей огромное количество богомольцев, которые оказали большое влияние на выбор сюжетов. Игрушка Сергиева Посада отражает многие стороны русской жизни, события прошлого времени, особенности быта различных слоев населения. Прочное место в сюжетах сергиевских кустарей занимали также бытовые темы.


Игрушка Сергиева Посада представляет собой декоративные и содержательные произведения народных мастеров: томные барыни, бравые гусары, юркие разносчики, цирковые артисты, куклы, одетые как по последней моде прошлого века, так и в традиционных костюмах российских губерний. В игрушках нашел отражение научно-технический прогресс, поэтому они представлены моделями паровозов, пароходов, автомобилей, аэропланов.
В настоящее время в Музее игрушки открыты следующие экспозиции:

Сегодня мы с вами отправимся в рабочий посёлок Богородское, расположенный недалеко от подмосковного города Сергиев Посад, и посетим фабрику старинного местного промысла - богородской игрушки.

Раньше она была во многих детских садах, а заказы на её изготовление поступали даже сверху. Сейчас же Богородской игрушке довольно трудно. Окончательно умереть промыслу не дают мастера, настоящие фанаты своего дела, вынужденные работать за не очень большую зп. Однако работники не унывают: получают истинное наслаждение от своего дела и улыбаются. Нам рассказали забавный случай, как однажды пришёл заказ от одного бизнесмена изготовить в подарок тёще ступу. С намёком)

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Промыслу Богородской игрушки около 350 лет. Тогда под контролем Троице-Сергиевой лавры в расположенном недалеко селе Богородское начала развиваться обработка дерева. Вырезали иконостасы, наличники, деревянные скульптуры и игрушки. Позже появилась школа мастеров-резчиков и профессиональная артель, нынешняя фабрика.

Более романтическая версия говорит про крестьянина, детям которого надоело играть с деревянной куклой и они её бросили. Крестьянин отвёз куклу на ярмарку, где ему повезло - игрушку увидел купец и заказал партию. Так и начали жители Богородского заниматься "игрушечным бизнесом".

Изготавливают игрушку из просушенной за 3-5 лет липы. Это мягкое дерево хорошо подходит для резки.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Запас сырья. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Запас сырья. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

После просушки дерево отправляется на зарубку. Обрабатывают будущую игрушку вручную или на токарном станке.

Заготовку изделия сначала вырубают топором или выпиливают ножовкой по шаблону. Потом обрабатывают инструментами - стамесками и специальными очень острыми богородскими ножами. Да, ножи тоже были местные. Когда-то пока одна часть села делала игрушки, вторая - готовила ножи и стамески для их изготовления. Сейчас мастера пользуются привозным инструментом или делают его сами.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Работа с заготовкой. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Работа с заготовкой. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Работа с заготовкой. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

У работника с опытом на вырезку одной заготовки тратится 15-20 минут. Впрочем, рабочий день мастера на фабрике короткий - до обеда. Дальше многие идут домой на частную работу или выполнять заказ фабрики.

В месяц по норме положено сдать 130-140 изделий. Порезы и ссадины - обычное дело при работе, но люди не унывают.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Работа с заготовкой. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Работа с заготовкой. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Работают здесь. Внутри приятно пахнет деревом.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Один из цехов. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Один из цехов. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Чтобы увидеть дальнейшие стадии изготовления Богородской игрушки, перемещаемся в другое здание рядом.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

После обработки игрушку собирают по частям.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

А это - будущие Карлсоны. Ниже они будут разукрашенными.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Традиционно игрушку не расписывали, но сейчас от этого правила иногда отступают. Получается не хуже:)
Работают гуашью, а после покрывают безвредным масляным лаком.

Раньше на фабрике работало несколько сотен человек. Теперь рабочих становится всё меньше и меньше, некоторые цеха даже пустуют. Говорят, что за 12 лет коллектив уменьшился в 2 раза и сильно постарел.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

Однако игрушка до сих пор получается замечательная. Вы только посмотрите, какие крутые Карлсоны!)) Добрые и весёлые!

Игрушка держится в руках, шарик вращается - Карлсон двигает рукой и ест варенье, банку с которым ему ещё не прикрепили.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 2 фото)

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 2 фото)

Но ложку уже выдали))

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

Есть игрушки и с героями других сказок. Здесь шарик крутится, а бабка с дедом пекут Колобка.

Встречаются разные подвижные сюжеты - кот ловит рыбу, куры клюют зерно. Вообще такая игрушка развивает у ребёнка воображение и руки.

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Фабрика Богородской игрушки - старинного подмосковного промысла. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

Неокрашенная игрушка часто изображает быт крестьянина, "помогают" которому звери.

Впрочем, сюжетов много, и чем будут заниматься герои, зависит от фантазии мастера. Есть тоже подвижные, как эта - самая известная - "Кузнецы" .

Богородская игрушка - старинный подмосковный промысел. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Богородская игрушка - старинный подмосковный промысел. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Так и просто игрушки с животными, в основном с медведями, или панно.

Богородская игрушка - старинный подмосковный промысел. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

Богородская игрушка - старинный подмосковный промысел. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Богородская игрушка - старинный подмосковный промысел. Богородское, Московская область. Фото автора статьи (ещё 1 фото)

В музее при фабрике попадаются композиции на былинные и сказочные темы.

Богородская игрушка - старинный подмосковный промысел. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Богородская игрушка - старинный подмосковный промысел. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Вырезают мастера и уникальные вещи, как эти шахматы "Северная война". Пётр и Карл XII со своими королевами.

Богородская игрушка - старинный подмосковный промысел. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Богородская игрушка - старинный подмосковный промысел. Богородское, Московская область. Фото автора статьи

Большой проблемой фабрики являются новые кадры. Молодёжь после окончания местного художественного училища или уезжает, или занимается частной резкой. Иначе - трудно выжить. Вот и создаются мастерские на дому. Многим рабочим тоже выгоднее работать дома и получать процент с заказа фабрики. Помогает фабрике также расположенная в Богородском Загорская ГАЭС. Отремонтировали музей и часть помещений, проводят фестивали промыслов, не дают традициям окончательно забыться.

Кроме игрушки мастера фабрики делают на заказ резную мебель, настенные деревянные панно с объемным изображением людей и животных.
С сырьем проблем нет. В селе торговцы продают липу с машин. Цены доступные - один кубометр стоит несколько тысяч, а хватит его на год работы.

Кто-то говорит, промысел погубило ещё создание единой фабрики. Изготовление игрушки - дело творческое, и сажать мастера в кабинет на рабочий день, требуя с него месячную норму - издевательство. В таких условиях никто не вспомнит про вдохновение, работать придётся для плана, а не для души. Что-то правдивое в этом есть.

При фабрике есть магазин. Цены - от нескольких сотен рублей, есть выбор. В московских магазинах наверняка будет дороже. Да и вообще, можно ли купить эту игрушку в Москве?

Понравилась статья? Спасибо, я старался! Ставьте, дорогие друзья, лайк и подписывайтесь на мой канал. Надеюсь, дальше будет только интереснее!

Подарите себе путешествие в детство.
Отдохните всей семьей в Богородском, что под Москвой.
Погрузитесь в мир, где родился и живет
всемирно известный русский промысел.











Президент США Франклин Рузвельт, принимая советского представителя
(во время второй мировой войны), поставил на стол богородские скульптуры, дав понять, что знает и ценит русское народное искусство

богородской игрушки, где собраны удивительные сокровища Богородского
промысла. Увезите Богородское с собой — приобретите Богородскую игрушку в фирменном магазине.

в парке богородской игрушки — вас ждет избушка на курьих ножках, Кот ученый, Иван-царевич у пруда, медведи и другие любимые персонажи русских сказок.

дом-музей Виктора Бокова,
всенародно известного поэта, автора стихов «Оренбургский пуховый платок», «Я назову тебя зоренькой», «На побывку едет», «Ой, снег-снежок» и многих-многих других.

единственная в России действующая гидроаккумулирующая электростанция — последняя комсомольская стройка.
Оцените завораживающий вид гигантского индустриального объекта СССР.

мастер-классы и экскурсии позволят не только узнать секреты Богородского промысла, но и почти самостоятельно
изготовить свою Богородскую игрушку.

совершите небольшое путешествие
в Калязин, сделайте фото величественного символа города — стоящей посреди Волги колокольни
Никольского собора.

богородской игрушки, где собраны удивительные сокровища Богородского
промысла. Увезите Богородское с собой — приобретите Богородскую игрушку в фирменном магазине.

в парке богородской игрушки — вас ждет избушка на курьих ножках,
Кот ученый, Иван-царевич у пруда, медведи и другие любимые персонажи русских сказок.

дом-музей Виктора Бокова,
всенародно известного поэта, автора стихов «Оренбургский пуховый платок», «Я назову тебя зоренькой», «На побывку едет», «Ой, снег-снежок» и многих-многих других.

единственная в России действующая гидроаккумулирующая электростанция — последняя комсомольская стройка.
Оцените завораживающий вид гигантского индустриального объекта СССР.

мастер-классы и экскурсии позволят не только узнать секреты Богородского промысла, но и почти самостоятельно
изготовить свою Богородскую игрушку.

совершите небольшое путешествие
в Калязин, сделайте фото величественного символа города — стоящей посреди Волги колокольни
Никольского собора.

Богородская игрушка прочно вошла в культурную жизнь русского народа, как его феномен.
В течение столетий этот край считается одним
из крупнейших в России центров
по художественной обработке дерева.

Местные крестьяне, в то время крепостные Троице-Сергиева монастыря, заложили основы развившегося впоследствии всемирно известного художественного промысла обработки дерева.

26 февраля 1764 года императрицей Екатериной II был подписан указ о секуляризации церковных владений, согласно которому все архиерейские и монастырские вотчины переходили в ведение и управление государства, и деревня Богородская перешла в разряд казенных поселений.

На рубеже XVIII и XIX веков в деревне возник игрушечный промысел. Причины его появления именно в этом селении остаются загадкой— жители окрестных сел и деревень, в основном, были заняты работой на фабриках и заводах. В Богородском же стали делать детские деревянные резные игрушки «в белье» (то есть белые, не раскрашенные), изображающие людей, зверей, птиц, сцены из быта, сюжеты по мотивам сказок и басен. Часть игрушек шкурили и расписывали, часть продавали, белые игрушки расходились у стен Лавры, по рынкам Москвы
и других городов.

В 1913 г. по инициативе земства ведущие резчики промысла объединились в «Кустарную игрушечно-резную артель», успешно участвовавшую в торговой и выставочной деятельности Кустарного музея. В 1960 году артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.

Богородское делает людей богаче за счет приобретения лучшего культурного опыта, вложенного в деревянную Богородскую игрушку.

В 1978 г. в Русский музей поступили уникальные игрушки XIX в., сделанные под Москвой в Сергиевом посаде и близлежащем селе Богородском. Эта коллекция была собрана замечательным русским гравером В.В. Матэ и уже в начале ХХ в. заинтересовала ученых. По желанию последнего владельца, народного артиста РСФСР Л. Ф. Макарьева, эти деревянные скульптурки были переданы в Русский музей и стали ценнейшими экспонатами собрания. Их авторы создали пластически ясные и выразительные образы, в которых чувство восхищения нарядами персонажей соединилось с мягким народным юмором.

Игрушки выполнены крупными срезами плоскостей с сохранением резких углов и граней деревянного бруска, а затем тщательно расписаны эмалевыми красками. Сергиевские игрушечники, очевидно, видели гравюры с картин западноевропейских и русских живописцев, листы из модных журналов. Романтизм эпохи Отечественной войны 1812 г. питал сергиевскую игрушку на протяжении всего XIX в.

Деревянные игрушки. Барыня и гусар. XIX век. Сергиев посад


Барыня. XIX век. Сергиев посад Московской губ.
Гусар. XIX век. Сергиев посад Московской губ.
Государственный Русский музей

Гусар из коллекции В.В.Матэ изображен в мечтательной позе, с подзорной трубой в руках и огромным палашом. Барыня в сложном головном уборе и платье свободного покроя держит в руках крошечную моську и кутается в шаль, непременный атрибут женского туалета того времени. Тщательность скульптурной проработки дополняется тонкой и изысканной красочной гаммой. Эти достоинства игрушек ставят их в ряд лучших произведений народного искусства XIX в.

Деревянные игрушки. Кормилицы. XIX век. Сергиев посад


Кормилицы. XIX век. Сергиев посад Московской губ.
Государственный Русский музей

Деревянные игрушки. Кормилицы. XIX век. Сергиев посад


Кормилицы. XIX век. Сергиев посад Московской губ.
Государственный Русский музей

Народный идеал женской красоты в исполнении игрушек Сергиевого посада отразился в фигурках кормилиц. В них ощущается чисто народное понимание пластических и декоративных задач. Скованность позы воспринимается как признак особенной значительности кормилицы, а легкий наклон всей игрушки на зрителя — как величавый поклон. Художественные принципы этой группы игрушек обнаруживают их родство с куклами-бабами из Владимирской губернии.

Деревянные игрушки. Болвашки. XIX век. Сергиев посад


Болвашка "Курильщик". XIX век. Сергиев посад Московской губ.
Болвашка "Кормилица". XIX век. Сергиев посад Московской губ.
Государственный Русский музей

В Русском музее хранится уникальная коллекция «болвашек» — деревянных форм для изготовления игрушек из папье-маше. Одна из них — «курильщик» — создана в мастерской Гавриила Салова в Сергиевом посаде и приписывается легендарному мастеру-балбешнику» Фигуркину. Выполненная из твердой породы дерева, фигурка толстого горбуна — сатирическое изображение купца-богатея. Это круглая скульптура. Обобщенная манера резьбы без лишней детализации позволяла сохранить в игрушке из папье-маше всю выразительность болванки, созданной талантливым мастером.

Изображение крестьянки-кормилицы в народном искусстве всегда наделялось особым благородством. «Кормилица с младенцем» из той же мастерской Салова — пример создания образа поэтичного, одухотворенного, родственного изображениям русской женщины в живописи А.Г.Венецианова. Мастер выявил все пластические возможности дерева. Мягко переходящие друг в друга плоскости создают спокойный и уравновешенный силуэт. Обе болвашки являются уникальными образцами подмосковной игрушки первой половины XIX в.

Деревянные игрушки. Пляшущие крестьянин и крестьянка. XIX век. Богородское


Пляшущие крестьянин и крестьянка. Середина XIX века.
Богородское Владимирской губ., Сергиев посад Московской губ.
Государственный Русский музей

Производство деревянных игрушек в селе Богородском возникло под непосредственным влиянием Сергиевого посада. Богородские резчики делали неокрашенную игрушку для сергиевских «красил». «Пляшущие крестьянин и крестьянка», «Мальчик под деревом», подаренные музею замечательным богородским мастером И. К. Стуловым, — пример сотрудничества художников из двух центров. Фигурки вырезаны в середине ХIХ века.

Деревянные игрушки. Мальчик под деревом. XIX век. Богородское


Мальчик под деревом. Середина XIX века.
Богородское Владимирское губ., Сергиев посад Московской губ.
Государственный Русский музей

В отличие от сергиевских мастеров богородским резчикам была ближе крестьянская тематика. В фигурках пляшущих стариков мастер реалистически точно подметил черты крестьянского характера. Их облик немного комичен: крестьяне отплясывают сосредоточенно и серьезно, добросовестно, будто работают. Энергичная резьба подчеркивает четкие, синхронные движения танцующих. Головы крестьян укреплены на пружинках и раскачиваются. Традиция игрушки с движением оказалась в дальнейшем особенно плодотворной для богородских резчиков.

Деревянные игрушки. Монахи. XIX век. Богородское


Монахи. Середина XIX века. Богородское Владимирское губ.
Государственный Русский музей

Богородских мастеров увлекала возможность передать в игрушке типичные черты людей различных сословий. В изображении монахов чувствуется ирония, их образы выразительны, предельно гротескны. Мастер остроумно использует форму тонкой щепки. В этом произведении неизвестного мастера проявились незаурядная выдумка и талант резчика.

Деревянные игрушки. Обед. XIX век. Богородское


Обед. Середина XIX века. Богородское Владимирское губ.
Государственный Русский музей

Для богородских мастеров типичен интерес к изображению сцен из реальной жизни. В скульптурных группах как бы ведется рассказ о труде и быте крестьян, в них проявляется стремление авторов показать важность совершаемого. Сеятели и косцы, кузнецы и пастухи — сильные, крепкие люди, в их фигурах есть особое спокойствие.

Традиции русской народной пластики и росписи живут и развиваются во многих старых центрах игрушечного производства. Опыт, накопленный поколениями, проявляется не только в традиционных сюжетах, он подсказывает обращение и к разнообразным современным темам. Смелая фантазия народных мастеров села Богородского, деревень Горьковской области воплощается в художественно-выразительных образах.

М. В. Плотникова, Н. О. Крестовская

Литература:
• М. В. Плотникова, Н. О. Крестовская. Игрушка - В кн. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., Художник РСФСР, 1984.
• Н.В. Тарановская. Русская деревянная игрушка. Л., 1968.
• М.В. Каменская. Русская народная деревянная скульптура. Л., 1948.
• Е.М. Белякова, Е.Е. Штейнбах. Игрушки Сергиева Посада. — В кн.: Панорама искусств. №3. М., 1980.

Читайте также: