Сергиевская игрушка на пищике

Обновлено: 05.05.2024

Самое расхожее звание: Сергиев Посад – столица православия или духовная столица России. Известны и другие: «Столица русской игрушки», «Родина Русской матрёшки», «Столица салютов и фейерверков».

Каждое из вышеперечисленных званий вскоре разберем отдельно, а сегодня поговорим об игрушках.

Столица русской игрушки Сергиев Посад

Часто упоминаются также звания «Кукольная столица России» и «Игрушечная столица России»

Поспорить с этими утверждениями достаточно сложно, есть целый ряд фактов, не дающих возможности усомниться:

  1. Первый отечественный музей игрушки находится в Сергиевом Посаде.
  2. Здесь же расположен Институт игрушки «Высшая школа народных искусств (академия)».
  3. Сергиевский район со своей резной игрушкой упоминается в летописях с XVII века.
  4. Действующая фабрика Богородской игрушки и одноименный музей.

Художественно-педагогический музей игрушки

Музей, расположенный в Сергиевом Посаде — это первый отечественный музей игрушки.

Основанный в октябре 1918 года в Москве коллекционером и художником Николаем Бартрамом, музей игрушки в 1931 году был переведен в Загорск (старое название города Сергиев Посад).

С биографией Николая Дмитриевича Бартрама можно ознакомиться на нашем сайте .

В 20-е годы Музей игрушки был очень популярен, по посещаемости он был вторым после Третьяковской галереи. Вот, что писала по этому поводу центральная газета «Известия»:

«…Музей разбивается на подотделы: игрушка и история, игрушка и быт, игрушка и театр, игрушка и религиозный культ, народное творчество игрушки, от игры к азбуке, от игры к знанию, зачатки мастерства в игрушке. За один год музей посетило свыше 34 тыс человек, главным образом дети, и до 300 организованных экскурсий»

С 80-х гг XX века коллекции музея располагаются в особняке, построенном на холме Волокуша, напротив Троице-Сергиевой лавры.

Сегодня в собрании музея хранятся детские игрушки с возрастом 100, 200 и даже 500 лет.

Постоянные выставки и экспозиции:

  • Новогодняя и рождественская игрушка,
  • Русская народная игрушка,
  • Игрушка стран Востока,
  • Русская и западноевропейская игрушка XIX — начала ХХ века,
  • Детский портрет.

Среди экспонатов представлены игрушки детей Николая II.

Ещё один интересный факт:

Первые в СССР искусственные ёлки были разработаны в Загорске.

В декабре 1959 года разработанные специалистами Загорского института игрушки синтетические ёлки прогремели на всю страну!

Подробнее про это можно прочитать на нашем сайте по ссылке .

Сергиевский район и резная игрушка, исторические факты

В ранних летописях расцвет Сергиевской игрушки относят к XXVII веку.

В те времена игрушки, сделанные монастырскими мастерами-бобылями, продавались паломникам, пришедшим в Троицкую Обитель, в качестве сувениров.

Кстати, помимо сувениров, в Обители Сергия пекли вкусную медовую коврижку для паломников.

В своей книге профессор Дмитрий Введенский, исследовавший истоки производства игрушек в Московской области, пишет:

"… богомольцы всегда поступали таким образом: удовлетворяя свои религиозные потребности они вместе с тем не забывали оставшихся дома детей . "

Именно Дмитрий Введенский записал и сохранил для нас легенду про первого глухонемого мастера, по прозвищу Татыга, который « . вырезал из липового дерева первую деревянную куклу 9 вершков и продал ее за семь гривен ассигнациями в лавку Ерофеева . » .

Скоро на куклу нашелся покупатель. Тогда предприимчивый торговец сделал Татыге заказ на резные деревянные куклы, а тот сообразил, что дело выгодное, стал набирать учеников из посадских детей. Ремесло это переняли другие мастеровитые жители, и начался здесь «потешный» промысел.

Артель

В начале XX века здесь уже работала целая промышленная артель по производству игрушек. В каталоге Сергиевской промышленной артели, издание которого датируется 1914 годом, в 40 разделах было описано 2644 игрушки.

Не у каждого современного производства игрушек есть такой ассортимент!

Это ещё не всё!

История продолжается, здесь мы практически ничего не рассказали про Богородскую игрушку. Это тема для отдельного разговора.

В XIX веке игрушечный промысел в Сергиевом Посаде развивался он в условиях конкуренции. Многие занимались изготовлением различных игрушек, отдельные мастера, семейные артели, мелкие производства.

В таких условиях, конечно, в выигрыше оказывались те, кто предлагал покупателям что-то новенькое и интересное, привлекал оригинальностью или изготавливал забавные изделия с юмором.

К середине XIX века помимо дерева широко стали применять папье-маше. Изготовленные из клееной бумаги фигурки были легки, их можно было размножать и таким образом, ставить на поток.

Большим спросом пользовались звуковые игрушки, на, так называемом пищике – от слова «пищать». Это особый механизм, с помощью которого игрушка могла издавать различные несложные звуки, имитирующие голоса птиц, животных и так далее.

По звуку они бывают разные. Сергиевские мастера старались, чтобы звучание соответствовало виду игрушки, её теме.

Птицы маленькие — должны пищать тонко, гусь — звук пониже, качели просто трещать, а медведь — реветь, в него встраивали «ревок».

Пищики бывают разного вида, их можно назвать — язычковый и флейтовый.

Флейтовым пищиком можно назвать любую гончарную свистульку, окарину. Бывают флейтовые пищики и на мехах. Высота звука в них зависит от толщины крышки и от величины отверстия.

Более разнообразны по звуку язычковые пищики. Их устройство сложнее флейтовых. У язычковых на силу звука и на его чистоту влияет оболочка, в которую встроен язычок.

Такие пищики издают вибрирующий звук. Язычок может быть встроен в материалы разной плотности и сам быть из различных материалов, что так же влияет на качество звука.

Звуковое устройство зависит от подачи воздуха, который подаётся с помощью мехов. Меха изготавливаются в основном из картона, который определённым образом обрабатывается, оклеивается тканью, скрепляется. Чтобы меха расправлялись, внутрь встраивают пружину.

Материалом для язычка может служить бамбук, камыш, тростник. Часто использовали язычки из слюды, такие считались наиболее удачными и долговечными. так же, использовали, так называемую, «зорьку птичьего пера» от крупной домашней птицы.

«Зорька» мастера-игрушечники называли то, что обычно именовалось «очином», то есть основание пера. Как ясно из названия, это та часть пера, которую раньше использовали для письма (после соответствующей очинки).

Ещё были язычки из фольги и из бумаги. Бумагу при этом, нужно обработать — для прочности и упругости пропитать парафином, подвергнуть другим процедурам.

В более поздние времена пробовали использовать даже киноплёнку, но она не дала нужного эффекта, быстро гнулась и рвалась.

Где такие пищики теперь?

В наше время, пожалуй, увидеть пищики с мехами можно только в музеях. В Сергиево-Посадском музее игрушки, в Русском и Этнографическом музеях СПб, в частных коллекциях.

В современные игрушки так же встраивают звуковые механизмы, но устроены они по- другому. По старинке делать их трудоёмко, да и мастеров, умеющих их делать, нет в живых.

Даже информации о таких игрушках почти нет. Они упоминаются в трудах Е.М. Беляковой и Е.Е. Штейнбах, а так же в книге И.И. Овешкова «Звуковая игрушка», изданной в 1939 году.


Игрушка с пищиком «Мальчик» (XIX век)

В Сергиевом Посаде производили разнообразные механические игрушки. На изготовлении таких забав специализировались разные мастера: Акуловы делали кланяющихся кукол, Рябышкины — вертящихся, Москвины — нянек с младенцами, Пичугины — паяцев и клоунов.

Среди кустарей-ремесленников было немало предприимчивых изобретателей. Они придумывали устройства для передачи движения: шарниры, глазные механизмы, разводы, планки, » качалы», меха, баланс, колеса с кривошипами, рычажки и валики с лопастями.

Старинная деревянная механическая игрушка

Старинная деревянная механическая игрушка

Приспособления обычно вставляли в пустотелые игрушки или ящички, на которых размещались фигурки. И чего они только не делали с помощью этой простейшей механики! Куклы кланялись и вертелись, няньки укачивали младенцев, паяцы и клоуны со звоном ударяли тарелками…

Дама неустанно заводила граммофон, проплывали лебеди перед барской усадьбой, ревел мишка с палкой на » пищике». Механизмы действовали эффектно, но по своей конструкции были очень простыми.

Усадьба. Мишка на

Усадьба. Мишка на » пищике». ( вторая половина XIX века. Московская губерния, Сергиев Посад. Папье — маше, дерево, перья, бумага, ткань, столярная и токарная работа, формовка, окраска, роспись).

» Гусельки» или » звонки» представляли собой встроенное в ящичек нехитрое устройство: на валике, обеспечивающем движение фигурок, укреплялись торчащие в разные стороны отрезки гусиных перьев, а параллельно валику натягивались 3-4 струны. При вращении ручки с валиком перья задевали за струны и слышался тренькающий, дребезжащий звук, напоминающий гусли.

Другое распространенное приспособление для озвучивания игрушек — » пищик» — состоит из двух деревянных пластин, соединенных тканью или кожей с отверстиями разного диаметра в нижней пластине. Эти отверстия были заклеены бумагой и образовывали миниатюрные меха. При нажатии верхней пластины бумага на отверстиях в донышке вибрирует и игрушка издает звук — » пищит».

Простейшие звукоподражательные механизмы: » бой», » писк», » голос», » гусельки» — делали игрушку близкой детскому восприятию. Бой четко отбивал такт работы кузнеца, бондаря, игру барабанщика. Животные ревели, стоило только нажать на меха. Птицы и куклы издавали пронзительный писк.

И. И. Чватов ( 1887 - 1968 годы жизни). Дама с граммофоном. ( начало XX века. Московская губерния, Сергиев Посад. Папье-маше, дерево, ткань, окраска, роспись).

» Дама с граммофоном». Автор — И. И. Чватов ( 1887 — 1968 годы жизни). Начало XX века. Московская губерния, Сергиев Посад. Папье-маше, дерево, ткань, окраска, роспись.

Звук отвечал образу и характеру игрушки. Звуковые повторы накладывались на ее ритмические движения, усиливали динамику, обогащали художественный образ. Механические и музыкальные игрушки стоили недешево, однако продолжали пользоваться спросом у покупателей. Они интересовали не только детей, но и взрослых — в качестве интересной и престижной детали оформления интерьера . С тех пор прошло много лет, но и в наши дни уникальные творения мастеров продолжают восхищать и вызывают уважение.

Дама с граммофоном.

Дама с граммофоном.

В начале XIX века в Сергием Посаде возникло и вскоре широко развилось производство лепной бумажной игрушки из папье-маше. Уже тогда существовали крупные мастерские, где работали одновременно мастера разных специальностей: резчики, » лепилы», » красилы», » отделывальщики».

Мастерские получали заказы на игрушки из Москвы и Петербурга, сбывали их на Киевской, Нижегородской и других ярмарках. Действовало в Посаде и множество мелких семейных мастерских, изготовлявших какой-либо один вид игрушки. Мужчины, как правило, лепили, женщины расписывали, а дети помогали в отделке. Производство лепных игрушек было полностью ручным и потому чрезвычайно трудоемким.

Кормилица ( конец XIX- начало XX века). Кошка с собакой на

Кормилица ( конец XIX- начало XX века). Кошка с собакой на » пищике» ( II половина 19 века). Лисичка на » пищике» ( 1918 — 1919 годы).

Модели, называемые » болвашками», делали лучшие резчики по специальным заказам. Резчик » болвашек» владел мастерством скульптора и конструктора одновременно. Он создавал игрушку-скульптуру из древесины , служившую рабочей моделью для игрушки из папье-маше.

Мальчик и петух на

Мальчик и петух на » пищике» ( ii половина 19 века).

Для приготовления лепной массы размачивали » сахарную» и » кульковую» бумагу, подмешивали муку, клей , мед, скипидар и лак. Готовую форму обклеивали бумагой, проглаживая руками и простукивая палочкой, подправляя выемки, старательно лепили губы и брови у кукол, морду и ноги у коней.

Кошка на

Кошка на » пищике» ( II половина 20 века). Мяч » гремучий» — погремушка ( начало XX века).

Сушили игрушки 2-3 дня, зимой на печках, на полках под потолком. Летом — на улице: на крылечках, поленницах, крышах сараев. Высушенную форму разрезали ножом на две части, снимали с модели и склеивали клейстером, потом связывали обе половинки веревкой.

После следующей однодневной просушки подрезали неровности и по шву наклеивали бумажные полоски. Затем грунтовали, шкурили, окрашивали, расписывали, и под конец покрывали лаком.

Папье-маше обогатило игрушку новыми ценными качествами. Легкий материал позволял формовать крупногабаритные изделия, которые можно было оборудовать механизмами движения и звука.

Пуделек на

Пуделек на » пищике» ( вторая половина XIX века).

Папье-маше свободно комбинировали с другими видами материалов, среди которых можно назвать следующие:

Особый эффект заключался в росписи и отделке бумажных лепных игрушек. Яркий колер клеевых красок, глянец лака, блеск бронзовой и алюминиевой краски придавали им особую красочность и нарядность. Игрушки нравились не только детям, но привлекали внимание взрослых. Их покупали для оформления небогатого интерьера горожане, жители пригорода и деревень.

Мужик с медведем - каталка ( папье-маше, дерево). Автор - А. А. Рыжов ( 1880-е годы).

Мужик с медведем — каталка ( папье-маше, дерево). Автор — А. А. Рыжов ( 1880-е годы).

Дымковские игрушки — это образцы миниатюрной глиняной скульптуры, уникальные изделия одного из древних русских народных промыслов, который возник в слободе Дымково Вятской губернии. В наши дни это территория города Кирова. Поэтому дымковские глиняные фигурки иногда называют » кировскими игрушками».

Дымковские игрушки являются изделиями ручной работы, поэтому каждой из них присуща индивидуальность. Нет и не может быть двух одинаковых фигурок, потому что мастер вкладывает в свою игрушки особенные характерные черты.

Яркие дымковские фигурки

Яркие дымковские фигурки

Это касается всех этапов создания глиняных фигурок, начиная от процесса лепки до росписи. Именно уникальность, своеобразие и широкая вариативность форм и являются изюминкой дымковской игрушки.

Образцы дымковских игрушек

Образцы дымковских игрушек

История промысла

История возникновения дымковского промысла берет свое начало в XV — XVI столетиях. Изначально красочные игрушки из глины имели форму свистулек. Матери делали их для забавы своих детей из доступных в данной местности природных материалов.

Позднее изготовлением ярких забавных фигурок стали заниматься целыми семьями. Долгими зимними вечерами мастера и их домочадцы вместе замешивали пластичную массу из глины, лепили небольшие игрушки, а после высушивали их и обжигали в печи при высокой температуре. Далее изделия расписывали вручную.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка » Тройка».

Яркие забавные фигурки с успехом продавались на ярмарке, которая проводилась в честь весеннего праздника Свистуньи. Он устраивался через месяц после Пасхи, и был посвящен памяти погибших в Хлыновском побоище в 1418 году.

В эти дни проводились массовые гулянья. Жители Вятской губернии веселились, пели и плясали. При этом самым популярным музыкальным инструментом была яркая, мастерски расписанная глиняная свистулька.

Позднее историческое значение праздника было подзабыто, а вот традиция изготовления расписных глиняных фигурок прижилась и получила широкое распространение. Так возник известный во всем мире русский народный промысел — дымковская игрушка.

В дальнейшем мастера занялись изготовлением глиняных фигурок на постоянной основе. При этом значительно расширился ассортимент изделий.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка » Парочка».

В начале XIX века производство дымковской игрушки распространилось по всей Вятской губернии и стало массовым. Глиняные фигурки делали в большом количестве практически в каждом дворе, поэтому местных покупателей оставалось все меньше и меньше.

Тогда маленькие яркие статуэтки стали возить на продажу в Оренбургскую область, в Москву и другие крупные города, где часто устраивались ярмарки и были открыты специальные лавки по продаже игрушек и сувениров.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка » Дама с собачкой».

Материалы и технология изготовления

Основным материалом для производства дымковской игрушки является местная глина ярко — красного оттенка. Для получения мягкой пластичной массы глину тщательно перемешивали с мелким речным песком .

Все части фигурки лепят отдельно, а после собирают изделие из деталей, скрепляя их между собой жидкой красной глиной. Все соединительные швы аккуратно сглаживают до получения идеально ровной поверхности изделия.

Срок просушивания у игрушек разный ( от 2 дней до полутора месяцев) — в зависимости от размера и композиционной сложности изделия.

Далее фигурки обжигают в печи при температуре около 850* С. После процедуры обжига дымковские игрушки покрывают двумя — тремя слоями темперных белил.

В начале возникновения промысла вместо белил использовали мел, разведенный в молоке до однородной консистенции. Раньше для росписи игрушек применяли темперные краски. смешанные с куриными яйцами и разведенными квасом.

После раскрашивания поверхность изделия смазывали взбитыми яичными белками, что помогало придать глянцевый блеск, а краски выглядели ярче.

В качестве основных инструментов для нанесения рисунков вместо кистей выступали птичьи перья и тонкие заостренные палочки.

В наше время для росписи дымковских игрушек применяются яркие анилиновые красители и мягкие кисти из натурального ворса.


» Девушка с самоваром».

Цветовая гамма и орнаменты росписей

Для росписи глиняных дымковских игрушек издавна использовалась богатая цветовая палитра. Среди основных цветов, характерных для дымковской росписи, можно назвать следующие:

В схемах росписей преобладает строгий орнамент с использованием различных геометрических фигур. Можно заметить различные композиционные сочетания полосок, кругов, ромбов, клеток и точек.

В качестве дополнительного декоративного элемента на готовый цветной узор наносятся мелкие капельки или ромбики из сусального золота.

Тематика дымковских игрушек

Поначалу формы фигурок были простыми и даже примитивными, но с течением времени внешний вид и качество игрушек совершенствовались, а их ассортимент значительно расширился.

Изначально тематика дымковских игрушек была следующей:

  • Фигурки животных — кони, бараны, овцы, козлы, собаки, кошки, свиньи, медведи, олени и другие.
  • Фигурки птиц — утки, гуси, куры, петухи, индюшки.
  • Мужские фигурки — в русской национальной одежде или в старинных костюмах.
  • Женские фигурки — барыни в пышных платьях с кокошником на голове.
  • Фигурки детей — младенцы в пеленках на руках у матери, мальчики и девочки в ярких нарядах.
  • Скоморохи — очень популярными были фигурки пляшущих человечков в ярких одеждах.
  • Водоноски — игрушки в виде женщин с коромыслом на плечах.
  • Сюжетные игрушки — фигурки мужчин, женщин и детей в процессе различных видов деятельности.

Сюжетная игрушка

Сюжетная игрушка » Семья».

В советскую эпоху народный промысел по изготовлению дымковских игрушек был поставлен на производственную основу. Были организованы цеха, в которых мастера вручную делали глиняные фигурки, обжигали их, а затем раскрашивали и покрывали яичными белками для придания краскам большей яркости.

Тематика современных дымковских игрушек значительно расширилась. Так, среди наиболее распространенных образцов изделий можно выделить следующие:

  • Стилизованные фигурки животных и птиц
  • Герои народных сказок
  • Изделия на темы исторических сюжетов
  • Фигурки мужчин и женщин в народных костюмах
  • Фигурки детей
  • Представители различных профессий
  • Предметы быта
  • Предметы старины

На сегодняшний день дымковская игрушка является предметом гордости мастеров и визитной карточкой всей Кировской области. Трудно переоценить историко — культурное значение данного народного промысла, который наглядно демонстрирует творческий потенциал жителей Вятского края.

Дымковская глиняная игрушка

Дымковская глиняная игрушка

В 2010 году в центре Кирова была установлена скульптурная группа » Семья», созданная в соответствии с классическими канонами изготовления дымковской игрушки.

Эта группа состоит из мужчины с гармонью, барыни в пышной юбке с младенцем на руках, ребенка со свистулькой, а также небольших фигурок собаки и кошки.

Скульптурная группа

Скульптурная группа » Семья» в центре Кирова.

В 2011 году в Кирове открылся музей » Дымковская игрушка: история и современность», в экспозиции которого насчитывается более 700 оригинальных образцов ярких глиняных фигурок. Таким образом, каждый желающий может познакомится с уникальными изделиями народных мастеров.

В Кировском музее дымковской игрушки

В Кировском музее дымковской игрушки

Дымковская игрушка : 1 комментарий

Образы всадника-свистульки и «гуляющего кавалера» с присущими им округлыми пластическими формами, приземистыми пропорциями, кукольной важностью и серьезностью принадлежат к числу наиболее ярких и самобытных в ассортименте дымковской игрушки. Но если сюжет всадника-свистульки типичен почти для всех центров народной глиняной игрушки XIX века, то «гуляющий кавалер» и появившаяся позднее аналогичная «гуляющая дама» — дело рук и фантазии только дымковских мастериц. Обе игрушки нравились им самим. Каждая лепила их в большом количестве, варьируя положение рук, цвет одежды (у всадников — непременно с эполетами на плечах), кольца, клетки и горохи на свистках и телах коней, высоту и форму шляпы, всегда лихо надетой, то с заломом, то с нолями, то треуголки.

Читайте также: