Северная игрушка из дерева

Обновлено: 01.05.2024

Панки в музейной экспозиции. Русский музей, СПб.

Искусствоведы определяют панку как «деревянную обрядовую куклу». Однозначно, что все сходятся в её описании: из цельного куска дерева или корня, состоит из трёх условных частей, имеет вид человека, чаще женщины, лицо схематично или вообще без черт.

По множеству причин, ясного объяснения появления панок, их предназначения и времени появления, на сегодняшний день пожалуй нет.

Возможно, это связано с тем, что искусствоведы и этнографы, имевшие возможность изучать вопрос, делали это в советский период и вынуждены были делать это через призму атеизма.

Возможно, что на момент проведения исследований, не осталось в памяти народа уже истинных сведений, они обросли поверьями и преданиями, а что-то и вовсе было додумано.

Так, или иначе, нам приходится опираться на имеющиеся этнографические исследования и самостоятельно сопоставлять имеющиеся, хотя и порой противоречивые сведения.

Обычно по локальным признакам панок разделяют на три группы: из Яреньги, Лопеньги и Лудского Посада.

Изготовлением панок поморы, в прежние времена, обычно занимались весной, в период охоты на морского зверя, «веснование». Там было время заниматься резьбой, как они говорили: «от скуки режем панок и коней». Кони и птицы, наряду с панкой, вообще неотъемлемая тема в поморских творениях.

Где-то утверждается, что панка — образ идола, только маленький, домашний. Некоторые считают её символом умерших предков. Многие утверждают, что это игрушка-оберег.

В своей работе «Поморские куклы панки» Г.Н. Бабаянц говорит так:

Исследователи поморской игрушки рассматривали её только с эстетической стороны, обращая внимание только на художественные особенности «панок», которые рассматривались в общем как игрушки Онежского полуострова…

Автор констатирует, что многие учёные-этнографы занимались этой темой, но сводной работы о панках пока нет.

Просто «поморская игрушка»?

Все исследователи сходятся на том, что в образе панки прослеживается явная связь с древними идолами, обрядовыми скульптурами. В их образах прослеживается явное сходство с изображениями Великой Богини на обрядовых вышитых полотенцах, а так же в образах поморских козуль.

Слово «панк» на ненецком означает — дерево, ствол, стебель. Некоторые считают, что название связано с материалом, из которого куклы изготовлены. Но есть и другие версии и главная — связь с некими «панами», возможно, лесными духами, возможно, имеется ввиду некая загадочная «чудь белоглазая», возможно, речь идёт о духах предков.

Каждый вариант обосновывается достаточно убедительно.

Изначально северные куклы-панки, вероятнее всего, были языческими идолами и предназначались для ритуалов языческой магии, но даже с приходом на северные земли православия они сохранили свою архаичную форму и значение.

Пишет один из авторов в интернете, в статье «Откуда вы, русские панки». Он же утверждает:

Когда надо было избавиться от какой-то напасти, обережную панку брали в руки, трижды поворачивали против часовой стрелки, приговаривая при этом: «Отвернись злом, повернись добром». Особенно широкое распространение имел женский образ (баба), олицетворявший Богиню Мать, основу жизни, кладезь ее силы и здоровья. Выбросить или проявить небрежность по отношению к кукле считалось не допустимым. И даже после смерти личная обережная панка отправлялась вместе со своим хозяином или хозяйкой в загробный мир.

Этнограф И.А. Кельсиев пришёл к выводу, что возможно, название и назначение панок связано с обрядами почитания умерших предков. В урало-алтайских наречиях слово «панен» означает — положить, класть, а «пангед» — могила, «панан» — хоронить. Взаимосвязь действительно проследить можно. Тем более, что на Русском Севере действительно существовали традиции по определённым датам поминовения предков ставить на стол именно панку, а остальное время она хранилась за иконами.

Всё же игрушка

Как бы там не было с обрядами и идолами, а в панку дети играли и это подтверждается многочисленными свидетельствами исследователей.

Г.Н. Бабаянц пишет, что сравнительный анализ панок разного времени показал, что вид кукол со временем изменялся, совершенствовался. Более старые куклы были примитивнее, почти не украшены, не имели черт лица. А вот позднее их стали украшать, на лице наметились глазки, рот.

Украшали панок орнаментами на одежде. Рисунок наносили как с помощью резьбы, так и выжиганием с помощью проволоки или раскалённого гвоздя. К XX веку геометрические орнаменты на одежде, сменились более реалистическими украшениями.

Но основные параметры изготовления панки, отличающие её от других, остались:

  • Чаще всего это женская фигура
  • Условно разделена на три части
  • У панки нет ног
  • Черт лица либо нет, либо изображены условно-схематично

Есть предание, что ноги ей нельзя делать, чтобы «не убежала», если оживёт, когда «вселится дух». Отсутствие лица так же связано с духами: они любят входить через глаза и рот.

Только среди панок, приобретённых в Лудском уезде, были найдены мужские изображения с ножками.

Панка должна была беречь своего маленького хозяина, поэтому её дарили ребёнку, изготовив специально для него. Куклу нельзя было выбросить, её берегли.

Помимо изображения людей, изготавливали для игры коней, птиц, которым так же придавалось обереговое значение.

Вообще, многие исследователи сходятся на том, что к XX столетию панка действительно стала восприниматься местными жителями как игрушка.

В силу обстоятельств, связанных с приходом христанства, затем Советской власти, с изменениями в быту, связанными с техническим прогрессом, первичное назначение панки утратилось, осталось лишь в народной памяти сознание, что она важна, что образ её должен сохраняться.

Панка в наши дни

Эти необычные куклы в наше время овеяны легендами, многие пытаются разгадать их «тайну». Слово «тайна» написано в кавычках, поскольку часто, таинственность сильно преувеличивается с целью просто собрать больше аудиторию.

Впрочем, конечно, в истории поморских панок ещё наверняка много неразгаданных тайн, но хотелось бы получить достоверные ответы, основанные на реальных фактах, документах и выводах исследователей.

Сейчас тема панок интересна многим мастерам и они потихоньку возрождают забытые образы, серьёзно подходя к делу, беря за основу музейные образцы.

Напоминают куклу панку образы в мазыкской игрушке, которая, по словам мастеров, была не так давно возрождена так же, из почти забытых.

Среди мастеров, которые делают северную игрушку известны — Алексей Безобразов, Юрий Линник, Дмитрий Москин.

Ценность

Поморская панка представляет собой художественную и историческую ценность. Изучать панку начали ещё до революции. Некоторые исследователи вообще считают её прообразом всей деревянной скульптуры на Руси, основой, из которой образовались впоследствии многие деревянные игрушечные промыслы.

Описание панки

Объёмные, схематично выполненные из цельного куска дерева или корня, человеческие фигурки. Они имели в основном женский образ, но встречаются среди находок и мужские, у которых делали ножки.

Их вид можно сравнить со столбиком или балясиной. Лицо плоское. Если есть глаза, рот и нос, то они обозначены схематично, ямками или бороздками, с помощью ножа или выжигания. Руки едва обозначены.

Интересный эффект получался от выжигания барочным воздём, круг с обозначенным центром. У более современных фигурок виден сетчатый след шляпки гвоздя.

Основная работа выполнялась топором. Фигурку условно делили на три части, намечали их и вырубали контур. Мастер мог впоследствии довести фигурку острым ножом, придать более чёткие формы.

Цельность, нерасчленённость, пожалуй главная черта поморских фигурок, причём не только панок. Птицы, коники так же срублены исключительно топорм из цельного куска дерева. Дерево может быть разное: липа, берёза, сосна, осина, дуб, любое другое

Собиратели панок

На этих кукол этнографы обратили внимание ещё до Революции, в 1910 году. Хранитель отдела этнографии Русского музея, Л.В. Костиков, собрал первую коллекцию, придавая этим куклам особое значение и выделяя их среди прочих.

Далее важное дело по пополнению коллекции панок было поручено местному жителю Лудского Посада, Архангельской губернии, И.Н. Чиркову.

Забавно, что местные жители быстро сориентировались и поскольку настоящих, старинных панок было не так много, они стали предлагать этнографам «новодел», качественно выполненные работы под старину.

Самая большая коллекция панок собрана в Этнографическом музее СПб, но, к сожалению, выставлены далеко не все образцы, а лшь малая часть.

«Панки» повсюду

Интересно отметить, что применительно к куклам этот термин встречается только на Онежском полуострове, хотя слово «панк, панки» известно повсюду с давних времён. Но на Руси оно не связано с известным современным движением.

Искусствоведы полагают, что именем паны народ именовал всех, с кем когда-либо приходилось вести борьбу. Иногда «пан» заменялось на «чудь».

Это слово встречается в названиях деревень не только в Онежском и Архангельском крае, во многих областях — Ярославской, Вологодской, Костромской областях можно встретить название «Паны».

В Чудских/Панских могильниках археологи находят кукл-идолов, похожих на русских панок.

На самом деле, находятся и такие знатоки, которые видят связь поморской панки со знаменитой Сергиевской игрушкой. Действительно, есть сходство в образе Сергиево-Посадской болвашки, маховой игрушки, пеленашки с северной панкой.

Сергиев Посад был центром торговли, почему бы и не проникнуть образу? Но это лишь предположения.

Деревянные Игрушки Русского Севера

Деревянные коники – наиболее древний вид игрушки. У северных коников массивная короткая шея и легкая маленькая голова. Кони грузные, порой даже слишком преувеличенно. Могучее тело опирается на короткие ноги, которые подпирают туловище подобно колоннам. Были на Севере распространены также и коники-каталки, коники, запряженные в сани, каретки.

Конь темный

Уткоконь

Конь

Композиция из трех коней

Конь

Конь ползунок

Коник сиреневый

Конь темного цвета

Конь с санями

Коник зеленый с золотом

Упаковочный мешочек

Коник

Конь салатового цвета

Конь красный

Коник

Коник

Коник большой

Зеленый Конь

Конь - каталка большой

Подарочный сертификат

История


Юрий и Евгения Безобразовы

История нашего семейного ремесла восходит к началу 20 века, когда прадед занимался столярным делом в своей мастерской в деревне близ города Галича Костромской губернии. Сквозь время это ремесло и знания были сохранены и приумножены дедом и отцом. И наша цель в сохранении и развитии ремесленных и культурных традиций нашей семьи, нашей страны. В каждом изделии мы стараемся отразить уникальность нашей народной культуры, сохраняя архаичные формы и традиционный геометрический орнамент. Особое внимание мы уделяем изучению древних экспонатов, этнографических образцов, их морфологии и истории возникновения.

Сотрудничество

У меня нет слов! Это прекрасная работа, их не хочется выпускать из рук! Это давно забытое живое тепло творчества и любви! Ваши изделия живые, в них есть воплощение замечательных мастеров своего дела! Благодарю от всей души, что есть люди сохраняющие традиции Русского Севера, дарящие нам память, любовь к своей земле! Благодарю , это потрясающие работы! Они прекрасно оживили интерьер в моем доме!


Ребята, благодарю вас за эту работу! Такая душевная ключница и такие тёплые пожелания в посылочке в придачу! Теперь заходишь домой, а перед глазами "Семья вместе, так и душа на месте"! С родителями вашими в Севастополе уже познакомились, теперь ждём и вас со своими чудесными игрушками! Ещё раз благодарю вас, Юрий и Евгения!


Вещи прекрасные,сделанные с душой,ручная работа вызывает трепет у меня! Спасибо Вам! Погремушечку и ангелочка подарю внучке,ей 1 месяц! Медведиков я коллекционирую! А чашей и досочкой буду с удовольствием пользоваться и любоваться. С уважением и благодарностью Нина!!

Панки — автор Юрий Безобразов

Семья Юрия и Евгении Безобразовых ( https://vk.com/woodmagazine ) из Череповца, несколько осовременив и придав новые черты, занимается изготовлением традиционной деревянной поморской игрушки "панка".

Творчество этих мастеров безусловно вызывает сильный интерес, но не менее интересна и сама кукольная традиция, бытовавшая на Онежском полуострове Архангельской губернии — поселениях Лопшеньга, Яреньга, Пушлахта, Уна и Луда. Цельнодеревянные игрушки, грубовато вырубленные из одного куска дерева, идеально подходили для детских игр — невозможно разбить и даже поломать. Подобные изделия существовали во времена оные на довольно большой территории — в Карелии, Поморье, старом Новгороде Великом, на Ладоге.

Бросающейся в глаза особенностью панков является их грубая форма — схематические черты, намёком выделяющие детали, но при этом в каждой игрушке даже малыш, легко угадывал человека или животное, которое панка изображала. Детишки в этих деревянных истуканчиков замечательно играли и всё было просто до того момента, пока куклы не попали на глаза культурологов и вмиг не обрели у оных невероятную загадочность (культурологам нравится когда всё сложно, когда есть причины выдвигать завиральные гипотезы и трясти пылью книжных архивов). И панки, имеющие действительно вид древних идолов, вызвали у исследователей настоящий экстаз. А так как ни один респондент в Поморье не смог озвучить ни единого иного предназначения панков, кроме как для детских игр, то учёным не оставалось ничего другого как включить свою безудержную фантазию.

Панки — автор Юрий Безобразов

Итак — что мы знаем?

Изготовлением панок для своих детей поморы занимались обычно весной — в период охоты на морского зверя, в минуты отдыха из найденных на берегу брёвен и чурок, резали различные фигурки «от скуки режем панок и коней». Порой игрушки были плоскими — изготавливались из небольших обрезков досок, на которых делался эскиз будущей фигурки, а потом выпиливался пилкой или вырезался ножом. Но чаще всё же панки делались объёмными. По воспоминаниям жителей Варзуги Мошниковой З.И. и Рогозина Ф.Г. мужики перед тем как уйти на свой "торосовый промысел", считали долгом оставить подарки жёнам своим и детишкам. Особой любовью они окружали своих маленьких дочерей:

«Сколько ей, бедной, придется еще повидать и пережить в жизни…». Дочкам и предназначались эти незатейливые куклы. А назывались они "панками" за свой богатый и яркий наряд. Ведь изначально украшались фигурки яркой раскраской, им шились платья по моде того времени — белую блузку и юбку украшенную орнаментом. Шился жакет "сак" чуть выше колен или "пятистенок" — поморский вариант верхней тёплой одежды. Кукла получалась очень нарядной, красивой и практичной. Девочки такие игрушки берегли и нередко такая панка переходила от старшей сестры к младшей, а то и от матери к дочери.

Панки — автор Юрий Безобразов

Человекоподобная панка чаще всего изображает женскую фигуру и по своей форме разделена на три условные части. У панки не бывает ног, а черты лица либо отсутствуют вовсе, либо помечены схематично грубыми врезками ножа.

Загадочно и название куклы — самая распространённая версия это происхождение от ненецкого слова "панк" — дерево, ствол, стебель. Отличное объяснение, но скучноватое.

Есть и позагадочнее — на российской географической карте слово "пан" довольно распространено (Панщина, Паны, Пановы горы, Панино и так далее). Археолог и этнограф Александр Иванович Кельсиев писал:

«Меня давно занимало широко распространенное название курганов: Паны, Панки, Панские или Пановы могилы, равно и обилие деревень с такими же названиями в местностях, где встречаются курганные кладбища. В подмосковных местностях эти названия можно было бы объяснить присутствием литвы, но употребление для курганов того же названия даже в Олонецкой и Архангельской губерниях, где литва никогда не была, заставляло предполагать в звуке «пан» нечто иное. У исчезнувших языческих инородцев это слово не означало ли кладбища, смерти предка, покойника, загробного мира и т.п.?»

И хотя насчёт присутствия поляков и литвы на Севере Кельсиев очень ошибается, всё равно — наблюдение его интересно. У финноговорящих народов корень "пан" довольно распространён: у эрзи "пандо" это гора, могила, холм, по карельски "панан" — хоронить. Весь использовала слова "панен" — класть, "пангед" — могила.

Панки — автор Юрий Безобразов

Вообще в устной традиции "паны" это какой то злобный вымерший народ, так в деревне Гусарниково Ростовского уезда в 19 веке была сделана интересная этнографическая запись, говорящая о захороненных в местных курганах "Панские могилы": «одноглазые, одноногие и однорукие великаны, обладавшие непомерной силой и ловкостью: они перекидывались топорами с Гусарниковского городища на Дебольское, бегали, взявшись цепью за руки, от городца до городца в три минуты, от народа жили особняком; насыпали городища, а под ними ходы рыли, где и хранили клады; они сильно обижали народ и принуждали его прятаться в леса. С течением времени, число панов становилось все меньше и меньше».

Но положа руку на сердце признаем — сомнительно, что поморы называли кукол, что делали для своих дочурок, именем злых татей и мертвецов.

Панки — автор Юрий Безобразов

Версию о том, что слово "панк" произошло от польских панов я нигде не читал вовсе и это очень странно. Конечно, человек далёкий от истории, только пальцем у виска покрутит — при чём тут шляхта Речи Посполитой? Но если чуть интересоваться прошлым, то легко вспомнить, что польские и литовские паны не только бывали — они жили именно на Онежском полуострове Белого моря!

После разгрома под Москвой в 1612 году армии Хадкевича, ее остатки под руководством полковников Барышпольца и Сидорки осенью 1613 г. через Тихвин и Белозерск двинулись на Каргополь. О приближении «черкас» знали и принимали соответствующие меры: укрепляли остроги, учили крестьян военному делу и клялись « на литовсих людей стоять всем на один».

Не решившись атаковать защищенный Каргополь, двухтысячный отряд поляков и «прочих воровских людей» двинулся к средней Онеге. Войско их разделилось — часть ушла на Северную Двину, но большая часть двигалась на север в сторону города Усть Онеги, имея в планах выбраться из России северным путём. По пути своему поляки "и прочие воровские люди" сеяли смерть и хаос — тысячами убивали мирное население, жгли деревни и храмы.

Панка — автор Юрий Безобразов

Большая бойня произошла около Турчасово, где местное население решило дать отпор захватчикам запершись в Цилядинском остроге. Но всё это закончилось кровопролитным поражением — профессиональные солдаты легко сломили сопротивление ополченцев и сожгли их в деревянной крепости. Когда отряды Барышпольца дошли до Усть Онеги, подошла зима и руководство захватчиков приняло решение зимовать в окрестных деревнях. Там они прожили целую зиму — один отряд, по легендам, зимовал в Ворзогорах, а второй в Пурнеме (до сих пор жители Пурнемы носят прозвище "католики".

Наверняка в крови местных поморов немало польской примеси: вояки не миндальничали с местным населением — женщин насиловали). Что бы прокормить многотысячное войско, интенданты под охраной солдат изымали продукты, одежду и ценности по всему Онежскому полуострову — добирались конечно до близкой Луды и Лопшеньги.

Одетые в щегольские европейские одежды из дорогой ткани, увешанные золотом и ценностями из ограбленной Москвы, паны безусловно производили своим внешним видом сильное впечатление на местное население. Так не отсюда ли определение пана как чего то красивого и нарядного?

Отличная версия, если не забывать, что панки это почти всегда женские фигуры, и только в Лудском посаде делали панок в форме мужчин и с ногами.

Панка — автор Юрий Безобразов

Напоследок хотелось бы поговорить о том, имели ли поморские панки какое то обереговое значение? Ни один помор ничего подобного никогда не говорил — это только детские игрушки, но вид то у них действительно странный!

Масса людей из столиц уверена — панки это рудименты каких то древних верований и отголоски языческих времён. Так как поморов в язычники никто ещё записать не умудрился, то приводятся примеры из культов северных кочевых народов, и вот там действительно просто раздолье для таких догадок. Примитивные идолоподобные куклы были у всех кочевых народов вплоть до Сахалина. И всегда эти фигурки связаны с культом умерших предков: иттарма (сынские, куноватские ханты), итэрма (сосьвинские манси), сонгэт (нижиеобские ханты), мохар (сосьвинские манси), окинь (среднеобские ханты), алэл (кеты).

Со многими этими народностями поморы пересекались — кукол их видели, даже более того, некоторые промысловики сталкивались с языческими капищами — на промысел зверя многие держали путь на остров Вайгач — священную землю ненцев (самоедов). В течении тысячелетия Вайгач, или как его называли самоеды — "Хэбидя", был местом магической силы для всех северных народов. Скандинавы называли остров Иотунгейма и были уверены, что населяют его маги и чародеи.

Панки — автор Юрий Безобразов

Английский мореплаватель Бурро, посетивший в 1556 году Вайгач, насчитал на его северной оконечности четыреста двадцать идолов, сгруппированных вокруг самого крупного истукана “Весако” с семью ликами. Напротив Болвановских идолов, на выступающем берегу материка, также находилось 4 каменных и 356 деревянных языческих идола. В 1594 году голландец Най вновь видел и описал “мыс идолов”, который получил от русских название “Болванский нос”. В 1824 году русский мореплаватель Иванов, приставший к Вайгачу также обнаружил эти языческие изваяния. После чего они были повалены и сожжены христианскими миссионерами, которые водрузили на высшей точке мыса крест.

Так вот, эти вайгачские "болваны" чрезвычайно похожи на поморских панок! Да ведь похоже это не всегда значит "то же самое" — сходство самоедских идолов и поморских кукол лишь в грубой обработке и схематичности. Но чем чёрт не шутит — можно допустить, что промысловики, отчасти, повторяли в своих игрушках увиденные образы.

В любом случае, сейчас уже точно никто сказать не сможет, а сами панки — вот они!

Деревянные Игрушки Русского Севера

История нашего семейного ремесла восходит к началу 20 века, когда прадед занимался столярным делом в своей мастерской в деревне близ города Галича Костромской губернии. Сквозь время это ремесло и знания были сохранены и приумножены дедом и отцом. И наша цель в сохранении и развитии ремесленных и культурных традиций нашей семьи, нашей страны. В каждом изделии мы стараемся отразить уникальность нашей народной культуры, сохраняя архаичные формы и традиционный геометрический орнамент. Особое внимание мы уделяем изучению древних экспонатов, этнографических образцов, их морфологии и истории возникновения.

Сотрудничество

У меня нет слов! Это прекрасная работа, их не хочется выпускать из рук! Это давно забытое живое тепло творчества и любви! Ваши изделия живые, в них есть воплощение замечательных мастеров своего дела! Благодарю от всей души, что есть люди сохраняющие традиции Русского Севера, дарящие нам память, любовь к своей земле! Благодарю , это потрясающие работы! Они прекрасно оживили интерьер в моем доме!


Ребята, благодарю вас за эту работу! Такая душевная ключница и такие тёплые пожелания в посылочке в придачу! Теперь заходишь домой, а перед глазами "Семья вместе, так и душа на месте"! С родителями вашими в Севастополе уже познакомились, теперь ждём и вас со своими чудесными игрушками! Ещё раз благодарю вас, Юрий и Евгения!


Вещи прекрасные,сделанные с душой,ручная работа вызывает трепет у меня! Спасибо Вам! Погремушечку и ангелочка подарю внучке,ей 1 месяц! Медведиков я коллекционирую! А чашей и досочкой буду с удовольствием пользоваться и любоваться. С уважением и благодарностью Нина!!

Деревянный семейный оберег - мощный защитник семьи и дома.
Такой оберег будет хранить только благостную, теплую и радостную энергию семьи и их дома. Защищать от негативных воздействий, сглазов и разногласий между членами семьи.

Антон Болдырев

◆ Мастерская по изготовлению традиционных поморских оберегов, игрушек и предметов обихода ◆

◆ Все изделия выполнены из дерева и наполнены духом русского севера, так как воссозданы на своей родине ◆

◆ Делая заказ, Вы получаете изделие ручной работы, выполненное в индивидуальном, неповторимом формате, а, значит, оно будет в единственном экземпляре ◆

◆ Работаем как с готовыми идеями, так и создаем по Вашему запросу◆

Готовые работы

Наша полка




◆ ПАНКА◆ Деревянные обереги ручной работы ◆ запись закреплена
◆ ПАНКА◆ Деревянные обереги ручной работы ◆ запись закреплена
◆ ПАНКА◆ Деревянные обереги ручной работы ◆ запись закреплена
◆ ПАНКА◆ Деревянные обереги ручной работы ◆ запись закреплена
◆ ПАНКА◆ Деревянные обереги ручной работы ◆ запись закреплена

Паночка готова!
Традиционная деревянная игрушка/оберег создаёт в пространстве особую уютную атмосферу.
Свободна к приобретению.

◆ ПАНКА◆ Деревянные обереги ручной работы ◆ запись закреплена

Иван Дедёшин

◆ ПАНКА◆ Деревянные обереги ручной работы ◆ запись закреплена
◆ ПАНКА◆ Деревянные обереги ручной работы ◆ запись закреплена
◆ ПАНКА◆ Деревянные обереги ручной работы ◆ запись закреплена

Традиционные куклы - панки.
Их варианты возможны только в пределах сложившегося типа: конь то застывший в стремительном беге, то статичный, тяжёлый, понурый; куклы - панки - фронтально стоящие, монументальные, суровые, будто идолы. Крестьяне - поморы делали эти игрушки во время весенней охоты в открытом море.
Автор одного этнографического очерка начала XX века писал: "У нас народ теперь промышленный отправляется теперь в море бить зверя, и любимое занятие там от скуки - вырезка панок и коней"
(Северные Сокровища. И.Я. Богуславская.)

◆ ПАНКА◆ Деревянные обереги ручной работы ◆ запись закреплена

Крепкая и счастливая Семья.
Приятная на ощупь фигурка из липы. Наполнит уютом и особой атмосферой ваше пространство.
Мастерим на заказ.

Читайте также: