Схема санитарного исследования игрушки

Обновлено: 15.05.2024

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Школьникова К.Л.

Текст научной работы на тему «К вопросу о гигиенической характеристике детских игрушек»

К вопросу о гигиенической характеристике детских

Из Ленинградского научно-исследовательского санитарно-гигиенического института

Производству игрушек в нашей стране уделяется большое внимание. Однако сз гигиенической литературе вопросы гигиены игрушки освещены крайне недостаточ-мо. Задачей настоящей работы является пополнить в какой-то мере имеющийся «пробел.

Нами разработан материал анализов детских игрушек, исследованных в химической лаборатории отдела санитарной экспертизы Научно-исследовательского санитарно-гигиенического института. Игрушки являются любимым предметом и обязательными спутниками детства. Вот почему систематический санитарный контроль за :игрушками имеет большое гигиеническое и противоэпидемическое значение.

Неудовлетворительное качество материалов игрушки, неаккуратная отделка, ллохая конструкция, непрочная фиксация краски могут при определенных условиях явиться источником травмы или отравления ребенка.

Лаборатория берет на учет все предприятия, изготовляющие игрушки, производит плановое обследование всего имеющегося сырья и готовой продукции и дает •заключение об их доброкачественности. В Ленинграде игрушки изготовляются на предприятиях государственной промышленности и местной промышленности; их изготовлением занимаются также артели промысловой кооперации и коопераций инвалидов. Качество выпускаемых игрушек в значительной мере зависит от условий работы предприятия.

Крупная промышленность, а также некоторые артели промкооперации, располагают большими благоустроенными помещениями, современным техническим оборудованием, высококвалифицированными кадрами мастеров игрушки, инженеров и художников, снабжаются фондовым высококачественным сырьем, что гарантирует выпуск лучших по качеству игрушек. Мелкие же артели, как правило, по качеству выпускаемой продукции значительно уступают им. К тому же большая часть рабочих (в основном инвалидов) является надомниками. В качестве материала для игрушек используются отходы промышленных предприятий.

Исследование игрушек производится по выработанной лабораторией- схеме, содержащей следующие разделы:

1. Описание игрушки: размер, основное сырье, форма и конструкция, окраска, цвет, прочность и аккуратность изготовления.

2. Физико-химические исследования. Во всех окрашенных игрушках определяется прочность фиксации краски, вид краски (масляные, эмалевые, гуашь и пр.), химический состав (не всегда), растворимые в воде и слабой уксусной кислоте ядовитые примеси (мышьяк, свинец, барий, медь, хром, цинк и др.). В неокрашенных игрушках, в зависимости от материала, определяется: состав металла — в металлических; в резиновых, пластикатных и пластмассовых игрушках — наличие ядовитых примесей в водной и уксуснокислой вытяжке (мышьяк, барий, свинец, фенол, формалин и др.); в деревянных игрушках — влажность дерева; в матерчатых — загрязненность и влажность набивного материала (опилок, стружек, ваты и др.).

3. На основании полученных результатов исследования дается заключение о доброкачественности образца и в некоторых случаях указания к исправлению. Физико-химические исследования производятся в основном по методикам, принятым при исследовании пищевых продуктов.

Лабораторией в течение 1946—1950 гг. всего исследовано 433 игрушки и большое число полуфабрикатов и сырья. Исследованные образцы игрушек по основному сырью разделяются на металлические, деревянные, целлулоидные, резиновые, мягко-набивные, бумажно-картонные, папье-маше, пластмассовые, пластикатные, глиняные, ватные и стеклянные елочные украшения.

Гигиенические требования, по которым производится оценка игрушки, сводятся к следующему:

1. Материал сам по себе должен быть безвредным, не содержать легко извлекаемых вредных примесей и легко поддаваться очистке и дезинфекции.

2. Краски, применяющиеся для отделки, должны быть прочно фиксированы.

3. Отделка готовых изделий должна быть аккуратной, исключающей возможность травмы ребенка (острые края, шероховатости и т. п.).

4 Игрушка по своей конструкции должна быть доступна необходимой очистке.

5. Внешнее оформление игрушки должно приучать детей к правильному пониманию образа, цвета, формы. Тона красок должны быть яркими и радостными.

В соответствии с этим гигиеническая характеристика исследованных игрушек представляется в следующем виде: из 433 исследованных игрушек 343 имеют наружную окраску, остальные изготовлены из цветных материалов или вовсе не окра-

шены. Форма наружного покрытия — эмалевые и масляные краски, литографские: масляные краски, нитроэмали, масляный лак, нитролаки, асфальтовый лак, гуашь.. авилиновые краски.

В основном применяются красители:

а) минеральные: цинковый и свинцовый крон, окись хрома, цинковые и титановые белила, литопон, охра, мумия, берлинская лазурь и др.;

б) органические: ауромин, ганза, литоль, крапплак, нигрозин, сажа газовая,, родамин, фуксин, хризоидин, основной коричневый и др.

Из 433 исследованных образцов 265 признаны удовлетворительными. Они изготовлены из качественных материалов и удовлетворяют предъявляемым требованиям-

Наибольший процент хороших и удовлетворительных игрушек выявлен среди' целлулоидных, папье-маше, мягконабивных, пластмассовых.

168 образцов признаны не отвечающими санитарно-гигиеническим требованиям, и забракованы. Главной причиной, по которой было забраковано большинство' образцов, является непрочность фиксации краски. Этот недостаток присущ главным

образом деревянным, бумажно-картонным и резиновым игрушкам.

Так, из 37 образцов забракованных деревянных игрушек на 18 непрочно фиксировались краски: (стирались при легком трении сухим, влажным и. смоченным слюной тампоном). Из 43 бумажно-кар-тонных игрушек оказались неудовлетворительными 24 образца по той же причине. Из 55 исследованных резиновых игрушек 19 образцов оказались с-, непрочно фиксированной краской.

Плохая фиксация краски на деревянных игрушках обнаруживалась на образцах, покрытых масляными красками, ввиду того что для разведения, продажных густотертых и художественных красок применяются иногда плохие сорта олифы и в. недопустимых количествах «разбавители», чем нарушается прочность пленки. Чаще всего это были; игрушки, выпускаемые мелкими инвалидными предприятиями.

Совершенно неудовлетворительна фиксация краски на игрушках, окрашенных в яркие цвета спиртовыми растворами анилиновых красок или водорастворимыми красками, как гуашь, акварель и краска Для материи. Эти краски вовсе не содержат пленкообразующих веществ или образуют непрочную, легко стирающуюся пленку. На предприятиях, изготовляющих бумажно-картонные игрушки, для разведения густотертых красок применяются плохие сорта олифы и бумага, не соответствующая ассортименту изготовляемых игрушек.

Непрочная фиксация краски обнаруживается также среди целлулоидных и металлических игрушек.

Часть исследованных образцов забракована вследствие наличия режущих т. царапающих мест, могущих нанести травму ребенку. Это является недостатком главным образом металлических игрушек, вследствие неаккуратной отделки готовых изделий из деталей, изготовленных штамповкой, без дальнейшей обработки. На некоторых деревянных игрушках в местах скрепления деревянных деталей имеется острая,, царапающая проволока.

Четырнадцать образцов не отвечают санитарным требованиям вследствие наличия ядови1ых примссей в основном или дополнительном материале, например, так. называемые оловянные солдатики, содержащие 97,5% свинца; металлические дудки, у которых «свистульки» или нагубники сделаны из пластмассы, выделяющей формалин; наличие водорастворимых ядовитых примесей в красках, покрывающих дудки.

Некоторые игрушки признаны неудовлетворительными вследствие негигиеничности основного или дополнительного материала, например, мягконабивные игрушки,, заполненные влажными и грязными опилками и соломой; нагубники, окрашенные' масляными красками, на деревянных дудках.

Ввиду непрочности и неаккуратности изготовления забракованы главным образом резиновые, целлулоидные и в меньшей мере мягконабивные игрушки. Резиновые игрушки забракованы вследствие непрочного крепления металлического «пищика»; основным недостатком целлулоидных образцов является плохо склеенные швы, расходящиеся в. местах скрепления, сильно режущие и царапающие; неаккуратно изготовлены и некоторые мягконабивные игрушки, плохо работают механизмы звучания и механизмы глаз.

Сопоставление данных физико-химического исследования однородных по материалу игрушек по годам их изготовления показывает, что качество игрушек значительно улучшается. В образцах последних лет редко встречаются такие недостатки., как наличие растворимых, ядовитых примесей, негигиеничность основного или дополнительного материала, острые, режущие края. Значительно улучшилась фиксация* краски благодаря применению хороших сортов эмалей и нитроэмалей.

1.2. Размеры, масса (масса игрушки для детей до 3-х лет не должна превышать 100 г, для 7-ми лет – не больше 400 г и для детей до 10 лет – 800 г).

1.3. Расцветка игрушки.

1.4. Материал (основной и дополнительный), на каких частях.

1.6. Форма и конструкция.

1.7. Прочность и аккуратность изготовления.

1.8. Наличие легкого отделения мелких деталей, колючих, режущих,
слабо защищенных и других деталей, опасных с точки зрения детского травматизма.

2. Санитарная характеристика материала

2.И. Загрязненность материала (сырья), использование старого утиля.

2.2. Прочность фиксации красителя (краска расположена на поверхности ровным слоем, неровным, имеет выпуклости, трещины, дефекты окрашивания, прочность пленки).

2.3. Особенные и специальные санитарные признаки (огнебезопасность, способность рассеваться и др.).

3. Эстетическая и воспитательная характеристика игрушки (развивает начальные движения и восприятие, знакомит детей с элементами науки и техники, содействует художественному и музыкальному развитию детей, отображает предметы и образцы внешнего мира).

4. Органолептическая оценка игрушки (уровень запаха игрушек для детей до 3 лет – не больше 1 балла, от 3 до 7 лет – 2, для старших 7 лет – не больше 3 баллов).

5. Химический анализ игрушки (см. приложение 2).

6. Санитарно-гигиеническая (суммарная) оценка и рекомендации.

Приложение 2. Методики химического анализа детских игрушек

1. Проведение лабораторного определения прочности фиксации красителя:

а/ переход краски на салфетку после мойки игрушки холодной водой;

б/ стирание: +слабое, ++среднее, +++сильное, х – краска не вытирается:

– при протирании сухим тампоном;

– во время стирки в горячей воде (60 °С) с мылом не меньше 3 мин,

– во время стирки на протяжении 3 мин 2 % раствором хлорной извести комнатной температуры (18 °С).

2. Определение состояния красителей при действии на них на протяжении 2 мин 1 % раствора НСІ, КОН, NaHCO3.

Взять тампоны ваты, смоченные в кислоте, в щелочи, в содовом растворе и поочередно протереть окрашенные места игрушки. Если краска растворяется – вата окрашивается.

Если игрушка окрашена в несколько цветов, необходимо проверить на растворимость каждый вид краски.

О неудовлетворительной фиксации судят по изменению цвета использованных растворов, изменению цвета ватного тампона при нанесении их на поверхность игрушки, по изменению вида игрушки (потемнение краски, наличие липкой поверхности игрушки).

3. Определение свинца в краске.

Если краска растворимая, необходимо определить наличие свинца. Для этого тампон ваты смочить в 3-5 % растворе уксусной кислоты и протереть участок окрашенной игрушки, потом на вату нанести каплю 5 % раствора йодистого калия.

При наличии свинца в количестве больше, чем 0,1 %, вата закрашивается в желтый цвет за счет образования РbІ.

Во время гигиенической оценки оптических игрушек кроме вышеуказанных пунктов необходимо определять:

а/ силу увеличения (необходимо, чтобы отображение букв было высотой не меньше 2,75 мм)

б/ приближение предмета к глазам (при рассмотрении должно быть не ближе чем на 250 мм)

в/ межцентровое расстояние систем стереоскопу (норма 50-64 мм).

Приложение 3. Санитарно-гигиеническая характеристика школьных учебников

Схема санитарного исследования школьных учебников

1. Санитарно-гигиеническая характеристика:

    1. Название учебника и его короткое описание (автор, название, издательство, место и год издания, тираж, для какого класса (возраста) предназначенный.
    2. Качество переплета (материал, твердый, мягкий, на тканевой основе)
    3. Соединение (клеевое, проволочное, ниточное)
    4. Размеры.
    5. Масса.

2. Видимость текста:

2. 1. Качество бумаги (цвет, прозрачность, гладкость).

2.2. Качество печати (контрастность букв и фона, насыщенность, цвет, прочность краски).

3. Легкость для чтения

3.1. Гарнитура шрифта.

3.2. Кегль шрифта.

3.3. Высота малой буквы „н”, мм

3.4. Толщина основных штрихов, мм

3.5. Толщина соединительных штрихов, мм

3.6. Длина строки, мм

3.7. Формат издания, мм

3.8. Плотность набора

3.9. Количество переносов.

3.10. Интерлиньяж, мм

3.11. Апрош между словами, мм

4. Общая санитарно-гигиеническая оценка и рекомендации.

Приложение 4. Методика гигиенической оценки школьных учебников

Гигиеническая оценка школьных учебников проводится в соответствии с „Санітарними правилами оформлення шкільних підручників” № 1405-7676 и Госстандартом 7.21-80 „Підручники та навчальні посібники для І-Х класів загальноосвітньої школи. Видавниче оформлення і поліграфічне виконання” и заключается в оценке качества оформления учебника, то есть соответствия основных элементов оформления учебников гигиеническим требованиям, которые в значительной мере предопределены в первую очередь возрастным особенностями развития детей. При этом особенно важное значение имеет качество учебников для детей младшего школьного возраста в связи с возрастными особенностями зрительного анализатора и недостаточным развитием у них навыков чтения.

Качество полиграфических материалов и бумаги определяет санитарное состояние учебника (качество переплета, использования шершавой, пористой, непроклеенной бумаги, которая легко вбирает влагу, приводит к быстрому загрязнению и порче учебника, мешает формированию гигиенических навыков у детей и влечет эпидемическую опасность).

Обложка учебника должна быть крепкой, сделанной из материала, который минимально может загрязняться. Для учебников используют твердые переплеты, покрытые бумажной, пленочной или сплошной тканевой обложкой с кантом, тканевой или бумажной спинкой, и мягкие переплеты на бумажной или нетканой основе. Учебники сшивают нитями, не допускается клеевое или проволочное соединение.

Максимальная масса школьного учебника не должна превышать 300 г. Общая масса учебников в расчете на один учебный день в комплекте с письменными принадлежностями (без массы ранца или портфеля) не должна превышать допустимых норм перенесения грузов на расстояние до 3 км. учениками І-III классов от 1,5 до 2 кг, IV-V – от 2 до 2,5 кг, УІ-УІІ – от 3 до 3,5 кг, VІІІ-Х(ХІ) – от 4 до 4,5 кг

Степень зрительной нагрузки при чтении зависит от:

  • условий видимости текста;
  • легкости для чтения.

Видимость текста определяется:

  • качеством бумаги (цвет, прозрачность, гладкость). Бумага должна быть белого или едва желтоватого цвета с коэффициентом отражения 0,7-0,8, гладкой и блестящей, плотной и не глянцевой. Прозрачность бумаги определяют за разницей коэффициентов отражения до и после подкладывания под страницу черной пластинки. Эти требования больше всего удовлетворяет бумага печатная № 1 и офсетная № 1 и № 2. Допускается применять печатную бумагу № 2, запрещается печатная бумага № 3 и газетная.
  • качеством печати(контрастность букв и фона, насыщенность, цвет и прочность краски).

Легкость для чтения определяется:

  • характером шрифта (гарнитурой, кеглем);
  • форматом полосы;
  • длиной строк;
  • интерлиньяжем;
  • апрошем.

Гарнитура – это вид или рисунок шрифта. Она должна иметь простые очертания с прямым черчением букв, быть четкой, выразительной, что достигается при определенных соотношениях ширины букв к их высоте, а также толщине основных (вертикальных) и соединительных (горизонтальных и наклоненных) штрихов.

Кегль – это размеры шрифта и набора, который включает высоту буквы и свободных пространств над и под буквой и измеряется в печатных пунктах (пункт равняется 0,376 мм).

Он должен отвечать возрастным особенностям зрительного восприятия и степени развития навыков чтения. В частности, учебники для 1 класса (в т.ч. буквари и др.) должны набираться гарнитурами больших кеглей с очертаниями, которые приближаются к квадрату, и небольшой разницей в толщине основных и соединительных штрихов, без насечек на концах букв, что значительно облегчает чтение и больше всего отвечает особенностям зрительного восприятия детей, которые учатся читать. В букваре весь текст набирается одной гарнитурой. Замена рисунка шрифта в букваре недопустима. Новые буквы в букварях выполняются не нарисованными, а печатными, не мельче кегля 48, за исключением образцов прописей.

Во II классе дети переходят от узнавания отдельных букв к свободному чтению. Тогда наиболее легко воспринимается шрифт с насечками на концах, которые ведут взгляд ребенка от буквы к букве. В учебниках для среднего и старшего школьного возраста постепенно переходят от больших кеглей к меньшим с соотношением ширины букв и их высоте 1:1,5 – 1:1,75 и соотношением толщины основных и соединительных штрихов 2:1-3:1.

В ІІІ-Х(ХІ) классах дополнительные тексты (примечания, объяснения, указатели, словари и тому подобное) допускается печатать шрифтом прямого или курсивного, нормального или полужирного черчения, а также курсивом с кеглем не ниже 8. Слова и фразы в тексте рекомендуется выделять прямым полужирным или жирным шрифтом, разбивка допускается лишь для отдельных слов.

Правильное сочетание требований к печати и набору, в частности уменьшение кегля шрифта с возрастом детей требует укорачивания длины строк. При оформлении учебников для младшего и среднего школьного возраста нельзя использовать набор в две колонки, поскольку частые переходы от строки к строке затрудняют восприятие текста и предопределяют зрительную усталость. В учебниках для VІІІ-ХІ классов из предметов, которые не требуют длительного непрерывного чтения (анатомия и физиология человека, география, словари, указатели и тому подобное), допускается набор в две колонки кеглем 10 при длине строк не меньше 63 мм и расстоянии между колонками не меньше 9-10 мм

Легкость чтения текста определяется также четкостью ограничения полосы набора окружающими полями, которые должны контрастировать с полосой набора, быть белыми, иметь достаточные размеры, чтобы при движении глаз вдоль строки и при переходе от строки к строке боковым зрением четко воспринимались конец и начало строки. Оптимальные размеры полей определяются по разнице рекомендуемых форматов издания и полосы набора. Для обеспечения четкого восприятия текста между ним и рисунками создаются пробелы не меньше 12 пунктов для черно-белых и 18 пунктов для цветных рисунков.

Плотность набора, то есть количество знаков на площади 1 см2, должна составлять не больше 10 знаков при размерах кегля 14 и выше и не больше 15 знаков при размерах кегля 9-12. Плотность набора считается удовлетворительной, если на 1 см2 приходится не больше двух строк. Все строки за исключением заглавий и абзацев должны начинаться с одного вертикального уровня, что продиктовано правильным ритмом движения глаз вдоль строки.

Дополнительный текст подается с небольшим отступлением от вертикали, которая дает возможность быстро находить его в учебнике.

Плотность набора исследуют путем наложения на страницу специальной металлической пластинки с пятью отверстиями площадью 1 см2 каждое, коэффициент отражения бумаги – фотометром.

Количество переносов на страницу ограничивается, в частности в учебниках для младших классов, тремя-четырьмя.

В учебниках, особенно для детей младшего школьного возраста, рекомендуются цветные иллюстрации, выполненные светлыми, малонасыщенными красками с четкими деталями.

Интерлиньяж – расстояние между строками, размерами полей.

Апрош – расстояние между буквами и словами в строке.

Размеры шрифтов, интерлиньяж, апрош измеряют с помощью микроскопа с микрометрическим окуляром или микрометрической лупы (цена деления 0,1 мм), длину строк – металлической линейкой с миллиметровыми делениями. Четкость печати определяют с применением лупы с 2-5-разовым увеличением. Фактические размеры шрифтов определяют путем измерения малой буквы “н”.

Все измерения делают в трех местах учебника (в начале, в середине и в конце).

Требования к гарнитурам, кеглям шрифтов и их размеров, набора учебников для школьников разного возраста приведенные в таблице.

Зоны наблюдения – исследуемые территории (исследуемая и контрольная), характеризующиеся идентичными условиями проживания и деятельности населения, но отличающиеся направленностью, распространением и интенсивностью влияния исследуемых этиологических факторов окружающей среды, ограниченные необходимым количеством контингентов наблюдения.

Рекомендуется для исследования отбирать группы населения, наиболее чувствительные и испытывающие наибольшее влияние изучаемого фактора.

В отобранных зонах наблюдения тщательно исследуется санитарно-гигиеническая ситуация, проводятся лабораторное и инструментальное изучение интенсивности действия, всех факторов, и дается им гигиеничная оценка.

В зонах, отобранных для изучения здоровья населения, проводится изучение состояния здоровья людей с помощью эпидемиологического метода и основных способов его реализации – санитарно-статистического исследования, медицинского обследования, клинического наблюдения и натурного эпидемиологического эксперимента.

В зависимости от методологической направленности гигиенические исследования влияния факторов окружающей среды на здоровье населения можно свести к пяти принципиальным схемам изучения.

Схема 1. Гигиеническое исследование типа “фактор – показатель здоровья”

Гигиеническое исследование типа “фактор - показатель здоровья”

Схема 2. Гигиеническое исследование типа “фактор – комплекс показателей здоровья”

Гигиеническое исследование типа “фактор - комплекс показателей здоровья”

Схема 3. Гигиеническое исследование типа “комплекс факторов – показатель здоровья”

Гигиеническое исследование типа “комплекс факторов - показатель здоровья”

Схема 4. Гигиеническое исследование типа “комплекс факторов – комплекс показателей здоровья”

Гигиеническое исследование типа “комплекс факторов - комплекс показателей здоровья”

Схема 5. Инверсионный подход к изучению влияния факторов окружающей среды на здоровье населения

Инверсионный подход к изучению влияния факторов окружающей среды на здоровье населения

Приложение 2. Формулы для расчетов загрязнения атмосферного воздуха.

1. Загрязнение атмосферного воздуха осуществляется одним веществом. В этом случае сравнение степени загрязнения атмосферного воздуха в зонах наблюдения проводят по среднемесячным концентрациями с вероятностью 98%.

Для этого сначала высчитывают среднемесячную концентрацию загрязнителя по формуле:


где С1, С2, Сn – концентрации по данным анализа;

n – количество анализов за месяц.

Для расчета следует использовать максимально разовые или среднесуточные концентрации, исключая из расчетов «крайние» значения результатов анализа.

Затем рассчитывают среднее квадратичное отклонение


и коэффициент вариации Сv = .

Зная коэффициент вариации (Сv) по графику определяют значение коэффициента (а), который необходим для расчета среднемесячной концентрации С м с вероятностью 98% по формуле:

Именно по значению среднемесячной концентрации С м и сопоставляют загрязнение атмосферного воздуха в зонах наблюдения.

2. При наличии в атмосферном воздухе нескольких веществ, не имеющих эффекта биологической суммации действия, рассчитывают суммарный показатель загрязнения атмосферного воздуха (К) по формуле:


где: С м 1, С м n – концентрации отдельных загрязнителей, мг/м 3 ;

С м і – интегрированная (обобщенная) среднемесячная концентрация всех загрязнителей, мг/м 3 ;

ПДК1, ПДКn – предельно допустимые концентрации загрязнителей, мг/м 3 ;

М – коэффициент, величина которого зависит от класса опасности загрязнителя:

І класс (А) – чрезвычайно опасные, М = 1,0;

ІІ класс (Б) – високоопасные, М = 1,5;

ІІІ класс (В) – умеренно опасные, М = 2,0;

ІV класс (Г) – малоопасные, М = 4,0.

3. При наличии в атмосферном воздухе нескольких веществ, обладающих эффектом биологической суммации действия, рассчитывают приведенную концентрацию (С м прив) по формуле:


где: С м 1 – концентрация вещества, на которое проводится суммация, мг/м 3 ;

С м 2, С м n – концентрация загрязнителей, мг/м 3 ;

ПДК1 – предельно допустимая концентрация вещества, на которое проводится суммация, мг/м 3 ;

ПДК2, ПДКn – предельно допустимые концентрации других загрязнителей, мг/м 3 .

4. При наличии в атмосферном воздухе веществ, обладающих эффектом биологической суммации и веществ, не обладающих эффектом биологической суммации, рассчитывают суммарный показатель загрязнения (Ксум) по формуле:


где: С м прив – приведенная концентрация, мг/м 3 ;

ПДКприв – предельно допустимая концентрация вещества, на которое проводят суммацию, мг/м 3 .

5. Степень загрязнения атмосферного воздуха в баллах рассчитывают по формуле:


где: А, Б, В, Г – классы опасности веществ;

1, 2…n – количество веществ одного класса опасности;

Сі– среднемесячная концентрация і-го загрязнителя;

ПДКі – предельно допустимая концентрация і-го загрязнителя;

bі – весовой коэффициент данного вещества в зависимости от класса опасности;

y – приоритетный индекс среды (для воздуха = 3).

6. Оценка уровней шума в баллах осуществляется по формуле:


где: Lекв – фактический середнеэквивалентный уровень шума, дБА;

ПДУ – предельно допустимый уровень шума, дБА;

bi – весовой коэффициент;

y – приоритетный индекс (для шума = 2).

7. Методика оценки уровней загрязнения почвы экзогенными химическими веществами базируется на расчете среднегодового индекса территориальной нагрузки. Сначала рассчитывают индекс для каждого вещества отдельно:


где Мi – количество технического препарата, использованного для обработки почвы в зоне наблюдения за несколько лет, кг/га;

Zi – % содержания действующего вещества в техническом препарате;

n – количество лет внесения;

Ki – средний оценочный балл препарата, который учитывает такие его свойства, как токсичность, стойкость, летучесть и кумуляция.

Далее все индексы, рассчитанные по каждому веществу, суммируют и делят на их количество


8. Состояние окружающей среды в зоне наблюдения, выраженное в баллах, оценивают как сумму баллов отдельных сред биосферы и отдельных факторов:

9. Жилищно-бытовые условий населения в баллах оценивают, используя формулу:


где К1,2,3 – групповой весовой коэффициент (К1 = 1,0; К2 = 1,0; К3 = 2,0);

Ф1,2,3 – фактическое число баллов по группе показателей;

М1,2,3 – максимальное число баллов для данного показателя (М1 = 10,0; М2 = 12,0; М3 = 10,0);

в – приоритетный индекс фактора.

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ИНТЕГРАЛЬНОГО ИНДЕКСА ЗДОРОВЬЯ И ОЦЕНКИ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЕЯ В СВЯЗИ С ВЛИЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Методика изучения влияния окружающей среды на здоровье населения

Информацию о показателях, характеризующих состояние здоровья населения (например, об уровне заболеваемости, смертности, инвалидности или физического развития) получают из разных источников информации, перечисленных на первом занятии этого раздела.

Для моделирования взаимосвязей в системе «окружающая среда – здоровье население» и установления количественной величины такой связи используют математико-статистический метод, результатом которого является расчет обобщенных индексов здоровья, характеризующего уровень здоровья населения, интегрируя в себе ряд показателей.

Требования к индексам:

  • 1) доступность данных для расчета индекса;
  • 2) полнота охвата населения;
  • 3) качество (данные не должны изменяться во времени и пространстве);
  • 4) рентабельность – простота и невысокая стоимость расчета;
  • 5) приемлемость метода расчета и оценки;
  • 6) воспроизводимость разными специалистами;
  • 7) специфичность (отбирают изменения только в тех явлениях, воспроизведением которых они являются);
  • 8) чувствительность к изменениям соответствующих явлений;
  • 9) валидность (мера истинного выражения);
  • 10) репрезентативность;
  • 11) иерархичность;
  • 12) соответствие цели.

Приложение 2. Методика расчета интегрального индекса здоровья (по Л.Е. Полякову и Д.М. Малинскому)

1 этап: отбор наиболее информативных показателей, характеризующих здоровье населения в зоне наблюдения.

2 этап: расчет отдельных показателей здоровья для каждой зоны наблюдения (Мi).

3 этап: расчет средних величин для каждой зоны наблюдения (М) и среднего квадратичного отклонения i-показателя в зоне наблюдение (i).

4 этап: расчет нормированных к среднему уровню показателей здоровья отдельно для каждой зоны наблюдения по формуле (i):

где i – нормированный показатель здоровья;

Мi – значение отдельного показателя здоровья;

М – среднее значение показателя здоровья;

– среднее квадратичное отклонение показателя в зоне наблюдения.

5 этап: замена нормированных показателей (i) вероятностными единицами (i) по специальной таблице:

Таблица замены нормированных показателей здоровя (i) вероятностными единицами (i)

i i i i i i
Меньше -3,00 0,01 -0,51…-1,00 0,41 1,01…1…1,50 0,68
-2,51…-3,00 0,04 -0,01…-0,50 0,46 1,51…2…2,00 0,80
-2,01…-2,50 0,09 0 0,50 2,01…2…2,50 0,91
-1,51…-2,00 0,20 0,01…0…0,50 0,54 2,51…3…3,0- 0,96
-1,01…-1,50 0,32 0,51…1…1,00 0,59 3,01 и более 0,99

6 этап: расчет средней вероятностной единицы (у) показателей здоровья для каждой зоны наблюдения по формуле:

где i – сумма вероятностных единиц по зоне наблюдения;

n – количество отобранных показателей здоровья.

7 этап: расчет интегрального индекса здоровья (К): К=(1-y) х 100%

Показатели здоровья Зоны наблюдения – М i i
1
2
3
4
5
……
n
i
у
К

Таким образом, мы получаем цифровой индекс, который можно сравнивать. Также следует отметить, что этот метод расчета прост, доступен и информативен. Если все этапы расчета были проведены без ошибок, то при полном благополучии окружающей среды обобщенный индекс равняется приблизительно 65-70%.

Приложение 3. Распределение населения по группам здоровья по его критериям

Группа здоровья Критерии здоровья Удельный вес населения в группе, %
мужчины женщины
І Здоровые: а) не болели в период наблюдения (3 года) на острые и хронические заболевания, а при медосмотрах не выявлены отклонения от нормы; б) болели 1-3 раза на ОРВИ и другие острые заболевания, но при медосмотрах не выявлены отклонения от нормы 27-28 20-21
ІІ Практически здоровые: а) болели более 3 раз на ОРВИ и другие острые заболевания, но при медосмотрах не выявлены отклонения от нормы; б) при медосмотрах установлены функциональные отклонения, преморбидное состояние или незначительные проявления болезни 20-21 16-17
ІІІ Хронические больные на стадии компенсации 39-40 47-48
ІV Хронические больные на стадии субкомпенсации 11-12 14-15
V Хронические больные на стадии декомпенсации 1 0,8

Приложение 4. Ориентировочная шкала структуры первичной заболеваемости городского населения по обращениям, %

Приложение 5. Процент лиц І-ІІ групп здоровья отдельных возрастно-половых групп населения

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ ПОЧВЫ

(с изм., внесенными Методическими указаниями, утв. Минздравом СССР 19.02.1981 N 2293-81, МУ 2.1.7.730-99, утв. Минздравом РФ 07.02.1999)

Заместитель Главного государственного санитарного врача СССР В.Е.КОВШИЛО 4 августа 1976 г. N 1446-76

Санитарная охрана почвы, как одного из важнейших объектов окружающей среды, в настоящее время имеет актуальное значение. В первую очередь это связано с тем, что несмотря на профилактические мероприятия, проводимые в нашей стране и за рубежом, заболеваемость кишечными инфекциями бактериальной и вирусной природы остается на высоком уровне, что в значительной степени обусловлено циркуляцией в окружающей среде патогенных энтеробактерий и кишечных вирусов.

Однако, чтобы своевременно ограничить циркуляцию в окружающей среде патогенных микроорганизмов за счет проведения профилактических мероприятий, необходимо иметь высокочувствительные и доступные широкой практике методы их обнаружения в объектах внешней среды, в том числе и в почве.

Широкое использование ядохимикатов в сельском хозяйстве обусловливает значительное загрязнение ими почвы. При этом в силу физико-химических особенностей почвы, процессов сорбции в ней создаются условия для накопления пестицидов и тесного контакта их остаточных количеств с микрофлорой. В литературе накоплен значительный материал о различном неблагоприятном воздействии химических токсических веществ на микроорганизмы. В этих условиях перед санитарно-эпидемиологической службой появляется ряд новых задач, увеличивающих объем исследований почвы по санитарно-микробиологическим показателям. Так, изучение влияния химических веществ на процессы самоочищения почвы, почвенный микробиоценоз, на выживаемость кишечных микробов в почве является одним из этапов гигиенического нормирования вредных химических веществ в почве.

В изданных за последние годы руководствах и сборниках по санитарной микробиологии и гигиене почвы (1-2, 4-7) практически повторяется инструкция по санитарно-бактериологическому исследованию почвы населенных мест (1958). В настоящее время получены новые данные по усовершенствованию методов обнаружения в почве патогенных и санитарно-показательных микроорганизмов, которые можно рекомендовать для практической санитарной службы.

Настоящие Методические указания предназначены для использования санитарно-бактериологическими лабораториями санитарно-эпидемиологических станций, осуществляющих контроль за санитарным состоянием почвы, микробиологами научно-исследовательских учреждений и производственных лабораторий, изучающих влияние химических веществ на микрофлору почвы в плане их нормирования.

I. СХЕМА И САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЧВЫ

В настоящих Методических указаниях приведен полный набор микробиологических показателей и методов их определения, использование которых позволяет дать комплексную санитарно-микробиологическую оценку почвенного покрова. Одни показатели (бактерии группы кишечных палочек, термофильные, нитрифицирующие, общее количество бактерий и Cl. perfringens) указывают на степень фекального загрязнения. Изучение состояния почвенного биоценоза по этим показателям и дополнительно по ряду групп и видов почвенной микрофлоры позволяет более глубоко определять изменения в почве, происходящие в результате бактериального, органического и химического загрязнений.

В соответствии с целями исследований в каждом конкретном случае можно использовать определенную группу показателей. В таблице 1 приведены 4 группы показателей. При проведении текущего санитарного надзора за состоянием почвы целесообразно ограничить исследования проведением краткого санитарно-микробиологического анализа, указывающего на наличие и степень фекального загрязнения почвы. По показателям, включенным в эту группу, можно определять и самоочищение почвы от энтеробактерий и органических веществ.

СХЕМА САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЧВЫ

Исследование почвы по полному санитарно-микробиологическому анализу показано при осуществлении предупредительного санитарного надзора при выборе территорий для размещения населенных пунктов, отдельных объектов, ЗПО и др., а также при проведении научных исследований. Проведение анализа почвы по полной схеме позволяет получать наиболее полные данные о степени фекального и органического загрязнения и течении процессов самоочищения.

Определение влияния химических веществ на почвенный биоценоз предусматривает дополнительные исследования, позволяющие дать более быструю характеристику антибактериального действия химических соединений, а также их действия на активность почвенной микрофлоры.

В необходимых случаях, а также по эпидемическим показаниям можно проводить индикацию и выделение из почвы патогенных микроорганизмов, в распространении которых почва играет важную роль.

II. ОЦЕНКА САНИТАРНОГО СОСТОЯНИЯ ПОЧВЫ ПО МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ

Имеющиеся в литературе данные (1, 2, 3) и исследования, проведенные Молдавским НИИ гигиены и эпидемиологии, позволили разработать схему оценки санитарного состояния почвы по 4-м микробиологическим показателям (табл.2).

СХЕМА ОЦЕНКИ САНИТАРНОГО СОСТОЯНИЯ ПОЧВЫ ПО МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ

Количество термофильных бактерий в грамме почвы

В процессе самоочищения на разных этапах возникают различные количественные соотношения этих показателей. Наиболее быстро отмирает кишечная палочка, поэтому при сравнительно высоких ее титрах титры Cl. perfringens и нитрифицирующих бактерий низкие. Это показывает, что в почве интенсивно протекают процессы самоочищения как от патогенных микроорганизмов, так и от органического загрязнения.

Высокий титр (1,0 и выше) кишечной палочки при низких титрах остальных 3-х показателей характеризует почву как свободную от возбудителей кишечных инфекций, но в которой еще не закончились процессы распада и минерализации органических веществ.

Высокие титры всех показателей свидетельствуют о законченных процессах самоочищения и характеризуют почву как чистую, свободную от патогенных энтеробактерий и органических загрязнений.

Эти моменты имеют важное значение при определении не только фактического санитарного состояния почвы определенных территорий, но и для выяснения стадий течения процесса самоочищения, установления сроков полива, удобрения почвы навозом и т.д.

О загрязнении почвы навозом и компостами свидетельствует повышенное содержание в ней термофилов (более 1000 клеток в 1 г почвы).

Дополнительным показателем является общее количество бактерий в грамме почвы. Единого норматива этого показателя нет, так как количество бактерий в почвах разных типов и климатических районов сильно варьирует. Для подзолистых почв наличие 10 млн. бактерий в грамме почвы и более указывает на фекальное загрязнение. Для других типов почв необходимо устанавливать конкретные нормативы этого показателя.

Приведенная выше схема позволяет оценивать санитарное состояние почвы в 2-х аспектах: загрязнения патогенными энтеробактериями и органическими веществами. Причем исследования, проведенные в ИОКГ им.А.Н.Сысина, Молдавском НИИ гигиены и эпидемиологии и в Киевском НИИ ОКГ им.А.Н.Марзеева, показали, что основной косвенный показатель - численность кишечных палочек - является надежным индикатором фекального загрязнения почвы и при загрязнении ее химическими веществами. Вышеизложенное позволяет рекомендовать эту схему для оценки санитарного состояния почвы независимо от того, загрязнена она химическими веществами или нет.

Косвенные микробиологические показатели не указывают на наличие или отсутствие в почве других возбудителей инфекционных заболеваний (столбняка, сибирской язвы, ботулизма), кишечника и других вирусов, патогенных для человека.

Для выделения или индикации этих патогенных микроорганизмов необходимо проводить специальные исследования с использованием лабораторных животных в крупных бактериологических лабораториях или научных учреждениях. Описание этих методик приводится ниже в соответствующих разделах Методических указаний.

В санитарно-бактериологических лабораториях районных санэпидстанций можно проводить исследование почв на присутствие тифопаратифозных и сальмонеллезных возбудителей. Необходимость в проведении таких анализов возникает при расследовании вспышек, при установлении источника заражения, а также при проведении противоэпидемических мероприятий.

III. ОТБОР ПРОБ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОБРАБОТКА ПОЧВЕННЫХ ОБРАЗЦОВ ДЛЯ АНАЛИЗА

Санитарное обследование, выбор точек отбора проб

Увеличение количества источников загрязнения почвы привело к необходимости увеличения объема работы по санитарной охране почвы. В настоящее время санитарному надзору подлежат не только территории населенных мест, но и за их пределами.

Основными объектами, территории которых подлежат контролю органов санитарного надзора с применением санитарно-микробиологических методов исследования и требующими проведения ряда мероприятий по предотвращению загрязнения почвы, являются: детские и лечебно-профилактические учреждения; сельские и неканализованные районы городских населенных пунктов; территории первого пояса зоны санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения; зоны свалок, отвальных площадок; сельскохозяйственные поля, орошаемые водой из открытых водоемов, стоками животноводческих ферм и комплексов и удобряемые навозом; земледельческие поля орошения городскими и промышленными сточными водами, а также при внесении их осадков в качестве удобрения.

Обязательным предварительным этапом при санитарно-бактериологическом исследовании почвы является санитарное обследование. Суть его заключается в том, что санитарный врач на основании предварительно составленной карты санитарного обследования визуально и в результате опроса описывает изучаемую территорию, выбирает на ней точки взятия проб, участвует в отборе проб. В Приложении 1 дан примерный образец карты санитарного обследования земельного участка.

На основании результатов санитарного обследования территории и ее описания составляется схематический план земельного участка с нанесением источников загрязнения. Это позволяет правильно обосновать выбор точек отбора проб почвы.

На изучаемой территории при наличии одного источника загрязнения выделяют два участка, 25 м каждый; один вблизи источника загрязнения (опытный), другой - вдали (контрольный). Контрольный выбирают с таким расчетом, чтобы он был заведомо незагрязненный и имел одинаковый почвенный состав с опытным.

Если на изучаемой территории имеется несколько источников загрязнения, то необходимо выделить несколько опытных участков около каждого загрязняющего внешнюю среду объекта. Если на территории нет видимых источников загрязнения, то необходимо выделить участки согласно элементам рельефа.

Отбор образцов почвы

Пробы почвы отбираются на каждом из участков в его пяти точках по диагонали или по "конверту" (четыре точки по углам и одна в центре).

В том случае, если исследователя интересуют последствия непосредственного внесения химического вещества в почву, пробы отбираются поверхностно (0-1 см) стерильным инструментом (нож, шпатель) в количестве 0,3-0,5 кг в одной точке.

Если изучается воздействие химического вещества на микрофлору почвенного горизонта, то для отбора проб почвы пользуются следующей методикой. Каждая точка, в которой проводится отбор проб почвы, представляет собой центр выбранного для исследования 1 м территории. Здесь выкапывается прикопка (шурф) размером в плане 0,3 м0,3 м и глубиной 0,2 м. Поверхность одной из стенок шурфа очищают стерильным ножом. Затем из этой стенки вырезают почвенный образец, размер которого обусловлен заданной навеской. Так, если необходимо отобрать 200 г почвы, размер образца 20 см3 см3 см, 500 г - 20 см5 см 3 см.

При изучении воздействия пестицидов и др. химических веществ на микрофлору и процессы самоочищения в более глубоких слоях почвы для отбора проб почвы пользуются шурфом глубиной до 1 м. Пробы отбираются из стенки шурфа стерильным инструментом через каждые 10 см.

В тех случаях, когда исследователя интересует влияние химических веществ на микрофлору почвы и процессы самоочищения в более глубоких слоях почвы, не имеет большого смысла отбирать пробы почвы, а следует производить изучение грунтовых вод, отбираемых с помощью прибора Гончарука.

Отобранные образцы помещают в стерильную посуду и доставляют в лабораторию. При невозможности приступить к исследованию почвы немедленно допускается хранение образца при температуре 4-5°, но не более 24 часов.

Подготовка и обработка почвы для анализа

Для приготовления среднего образца объемом 0,5 кг почву всех образцов одного участка высыпают на стерильный плотный лист бумаги, тщательно перемешивают стерильным шпателем, отбрасывают камни и прочие твердые предметы. Если проба почвы однородна, допускается тщательное перемешивание почвы в банке. Затем почву распределяют на листе ровным тонким слоем в форме квадрата.

Диагоналями почву делят на 4 треугольника. Почву из двух противоположных треугольников отбрасывают, а оставшуюся вновь перемешивают, опять распределяют тонким слоем и делят диагоналями и так до тех пор, пока не останется примерно 0,5 кг почвы.

Перед посевом почву диспергируют. С этой целью почву с соблюдением условий стерильности просевают через сито диаметром 3 мм. При просеивании сито покрывают сверху стерильной бумагой. Почву дисперсную можно не подвергать просеиванию. Почву торфяную, содержащую большое количество органических веществ, предварительно растирают в ступке. Неперегнившую растительную массу отбрасывают.

Образец почвы тщательно перемешивают и из него отбирают навески, величины которых выбираются исходя из предполагаемой степени загрязнения почвы и планируемых определений. Для учета почвенных микроорганизмов и энтеровирусов достаточно навески от 1 до 10 г, для санитарно-показательных микроорганизмов от 1 до 30 г, для патогенных энтеробактерий (50-55,5 г). Первое разведение навески почвы (1:10) делают в стерильной посуде, добавляя стерильную водопроводную воду в соотношении 1:10 к весу почвы (например: 1 г почвы разводят в 10 мл стерильной водопроводной воды, 10 г почвы - в 100 мл воды и т.д.). После приготовления навески применяют соответствующую предварительную обработку почвы в зависимости от типа и вида учитываемого микроорганизма. Основная цель, которую преследуют проводя предварительную обработку почвы, заключается в том, чтобы извлечь клетки микроорганизмов из почвенных агрегатов, что достигается разрушением последних и десорбцией микроорганизмов с поверхности почвенных частиц.

Основными приемами предварительной обработки почвы являются: 1) 10-минутное вертикальное встряхивание почвенной суспензии первого разведения в пробирках с резиновыми пробками - при навеске почвы 1 г; 2) 3-минутная обработка почвенной суспензии первого разведения на мешалке механического диспергатора (размельчитель тканей, марки РТ-2) - при навеске почвы более 1 г.

Почвенную суспензию, содержащую в 1 мл 0,1 г почвы, через 30 секунд после предварительной обработки (за это время оседают грубые минеральные частицы) используют для приготовления последовательно убывающих концентраций почвы. Для этого из первого разведения, находящегося во флаконе, с содержанием почвы 0,1 г/мл отбирают стерильной пипеткой 1 мл и переносят в пробирку с 9 мл стерильной водопроводной воды. При этом получают второе разведение, содержащее 0,01 г/мл почвы. Повторяя эту операцию, доводят разведение почвы до 0,0001-0,00001 г/мл. Для приготовления каждого разведения используют отдельные пипетки.

Приготовленные децимальные разведения используются для посева почвы на различные питательные среды, а также для учета численности микроорганизмов методом прямой микроскопии.

Для определения отдельных показателей применяются и другие способы обработки, описание которых приводится ниже в соответствующих разделах.

Для получения сравнимых и более полных результатов желательно производить пересчет количества обнаруживаемых микроорганизмов на 1 г абсолютно сухой почвы. Для этого необходимо производить определение влажности анализируемого образца почвы. С этой целью навеску почвы (10-20 г) помещают в заранее взвешенный стеклянный или металлический бюкс и высушивают в сушильном шкафу при 105°С. Первое контрольное взвешивание высушенной почвы делают через 3 часа, затем высушивают почву до постоянного веса (контрольное взвешивание каждые 2 часа). Расчет производится по следующей формуле:

2.Определение размеров и формы игрушки(наличие острых краев, углов, мелких легкоотделяемых деталей.

3.Определение запаха игрушки (посторонний, специфический, ароматический и т.п.)

4.Определение массы игрушки (взвешивание0

5.Определение прочности игрушки

а)прочность соединения деталей в игрушке определить путем приложения к ней нагрузки 50Н диаметром при этом игрушка не должна разрушаться

б)прочность скрепления деталей погремушек , сваренных ультразвуковой сваркой определяют следующим образом: игрушку роняют 5 раз с высоты 100см. на стальную пластинку 1,5см. ,при этом игрушка не должна разрушаться.

В)прочность соединения деталей погремушек проверяют путем приложения к ним нагрузки в 25Н при этом игрушка не должна разрушаться.

6.Определение в набивочных материалах твердых или острых предметов. Определяют органолептически.

7.Определение уровня шума издаваемого игрушками. Уровень шума, издаваемого игрушками измеряют шумомерами включенным в шкалу "А". Микрофон шумомера направляют в сторону шума, издаваемого игрушкой и устанавливают на расстоянии 50см. от игрушки. Измерение проводят в 3-х точках на высоте 50,80,120см. от пола .Оценка производится по максимальному показателю шумомера.

8.Наличие мягкой резины или присоски на наконечнике снарядов металл. Игрушек проверяют органолептически.

9.Проведение лабораторного определения прочности фиксации красителей.

а)образец игрушки моют горячей водой/60 с/ с мылом не менее 3 мин., затем определяют состояние красок.

Б)образец игрушки моют в течение 3 мин. 2% раствором хлорной извести комнатной температуры/18 с/

В)определяют состояние красителя при воздействии на них в теч. 3 мин. 1% раствором HCI,KOH,NHCO3,как аналогов действия слюны и пота. О неудовлетворительной фиксации судят по изменению окраски использованных растворов, изменению цвета белого ватного тампона при соприкосновении с поверхностью игрушки, подвергающейся воздействию названных растворов, по изменению вида игрушки(потускнение окраски, липкая поверхность игрушки и т.п.).

10.Полученные результаты гигиенического исследования образцов игрушек фиксируются в протоколе, где указываются:

-название и краткая характеристика исследуемого образца

-дата изготовления образца и поступление его на исследование

-общее заключение с учетом того, что при получении хотя бы одного отрицательного показателя, исследуемый образец должен откланяться от согласования или изыматься из продажи

Читайте также: