Схема составления описательного рассказа о дымковской игрушке

Обновлено: 18.05.2024

1. Гжель - это посуда, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: камины, люстры, часы и другие фарфоровые изделия.

2. Изначально гжелью называлась местность, располагавшаяся на юго-востоке Московской области. Жители сёл и деревень, находившихся в этой местности, были прекрасными мастерами гончарного искусства.

3. Свои произведения мастера изготавливают из глины.

4. Все изделия обжигают в печи.

5. После обжига изделия макают в специальный розовый раствор. Так легко найти дефекты и трещинки.

6. Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок "мазок с тенью”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.

7. Особенностью гжельской росписи является использование трёх основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок.

8. Нанесение рисунка на изделие называется росписью.

9. Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, сюжетные росписи.

Предварительный просмотр:

Схема составления описательного рассказа о дымковской росписи

1. Разнообразие дымковских игрушек: звери, птицы, человек, сказочные персонажи, бытовые сценки.

2. Когда-то очень давно на берегу реки Вятка появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки топили печи и кудрявые дымки

весело поднимались к небу. Так и назвали слободу Дымковской.

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки.

3. Для производства используется местная красная глина.

4. Фигурки лепят по частям, у барышни прежде всего лепят юбку, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал.

5. Фигурка готова.

6. Обжигают в печи.

7. Покрывают белилами.

8. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке

особую яркость и нарядность.

9. Геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки

наносятся в различных сочетаниях.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Схема составления описательного рассказа о городецкой росписи

1. Эта роспись родилась в Поволжье, на берегах чистой и светлой речки Узоры. Свои изделия крестьяне всех окрестных деревень отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

Ассортимент городецких изделий широк. Это прялки, короба, шкатулки, сундуки, разделочные доски, посуда, панно-тарелки, деревянные игрушки, детские каталки, мебель, даже части дома — ставни, двери, ворота.

2. Возникновение росписи берет начало в производстве прялочных донец.

3. Роспись по дереву.

4. Роспись не нуждается в термообработке.

5. Основные цвета городецких росписей: ярко-желтый, киноварь, синий, зеленый и «разбеленные» тона – розовый и голубой.

6. Наиболее распространенными мотивами являются цветы — розы, купавки с симметричными листьями; животные - конь, птица; сюжетные композиции - всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки.

7. Стилизованный цветок розы, яблони, шиповника это розан - основа цветка - большого круг, сердцевина - маленький круг, а лепестки являются дужками.

8.. Заключительный этап росписи - нанесение белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид.

9. При окончательной отделке изделия покрывают лаком.

Предварительный просмотр:

Схема составления описательного рассказа о хохломской росписи

1. Разнообразие видов изделий: посуда, домашняя утварь и мебель.

2. Город Семёнов считается столицей «золотой» хохломы, в посёлке Хохлома изделия продавали.

3. Легенда о возникновении промысла. Давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и её угостил. В благодарность птица-Жар задела золотым крылом чашку с кашей и чашка стала золотой.

4. Хохломские предметы сделаны из дерева.

5. Технология промысла: - «бельё» – выточенное неокрашенное изделие - грунтовка жидкой очищенной глиной и покрытие олифой чтобы на поверхности появилась липкая лаковая плёнка - лужение – втирание в поверхность изделия измельченного алюминиевого порошка - роспись изделия

6. Обжиг в печи до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается «золотая хохлома»

7. Традиционные цвета хохломской росписи – красный, желто-золотистый, зеленый, черный.

8. Фоновая роспись.

9. Основные элементы росписи: ягоды, листья, декоративные цветы, «травка», веточки, завитки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» для воспитателей и родителей

•Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. •Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится.


Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"

Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся.


Конспект итогового занятия по развитию речи во 2 младшей группе по теме "Игрушки". Составление описательного рассказа с помощью схемы.

Програмное содержание:формировать умение детей отвечать на вопросы и учить составлять короткий рассказ об игрушке.учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму имен существительных при пом.


Схемы составления описательных рассказов по живописи

Ознакомление детей с разными жанрами изобразительного искусства подводит к созданию разных видов текстов: описания или рассматривания пейзажей и натюрмортов, рассуждения, комментиров.


СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМЫ РАССКАЗА.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.


Тема: «Обитатели морских водоемов» Цель: научить детей составлять описательные рассказы по плану –схеме. Целевые ориентиры: способствовать развитию у детей коммуникативной, познавательной активности, составлять текст опираясь на схему, умения делать вывод

Конспект образовательной деятельности по познавательной речевой деятельности в подготовительной логопедической группе ОНРТема: «Обитатели морских водоемов» .

Схемы и описательные рассказы росписей по народному творчеству

Схема и краткий рассказ по схеме росписей -дымка, мезенская, городец, гжель, хохлома.

Задачи: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Уметь выделять элементы узора: мазки, точки, кольца, круги, прямые линии. Формировать умения детей согласовывать слова в предложении, употреблять глаголы в повелительном наклонении, вежливой форме обращения, использовать диалогическую и монологическую речь. Способствовать обогащению словаря прилагательными. Закрепить произношение звука «с». Воспитывать интерес к народной игрушке, эмоциональную отзывчивость, бережное отношение к игрушкам.

Рассматривание альбома «карусель», рассказ воспитателя о дымковской игрушке, внесение отдельных игрушек в изоуголок, рисование узоров по мотивам дымковской росписи, разучивание потешек.

2-3 дымковские игрушки, колечки, корзина.

Ребята, вы не видели, у меня на столе стояли яркие, расписные дымковские игрушки (перед занятием их убрала помощник воспитателя). Наверное, они спрятались. Давайте позовё м их: «Дымковские игрушки, яркие, расписные, где вы?»

Дети: (повторяют вместе с воспитателем).

Дети: яркая, красивая, расписная, весёлая и т. д.

(Барышня собирает колечки и предлагает всем хором повторить понравившиеся слова).

Барышня: спасибо, ребята, почти полную корзину набрала я красивых слов. Ой, что это в моей корзине? Достаёт из корзинки по одной игрушке. Кто это?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: когда я скажу: вот они расписные дымковские игрушки, вы должны прочитать потешку про игрушку (2-3ребёнка).

Барышня: спасибо детвора, ну а мне пора домой.

Ребята, я вижу, что вам не хочется, чтобы барышня уходила от вас. Давайте её вежливо попросим, чтобы она осталась.

Останьтесь у нас, пожалуйста.

А как Саша попросит?

Будьте добры, останьтесь.

Наташа, попроси ты.

Ребята, вы так ласково и вежливо меня просили, что мне захотелось остаться у вас и поиграть с вами.

Встаньте все и идите за мной: по дорожке я иду, за собой ребят веду. Ножками потопали, ручками похлопали.

Воспитатель: повторяет вместе с детьми: мы плясали, мы плясали, мы плясали – топали. Развесёлый вышел пляс, среди улицы у нас.

Воспитатель обращается к барышне: садитесь, пожалуйста. Мы ещё с вами поиграем в игру : «Угадай игрушку». Дети будут рассказывать всё об игрушке, а вы отгадывать.

Первую игрушку загадываю я. А теперь загадывают дети 2-3 человек о любимой игрушке.

Барышня делает анализ. Можно привлечь детей.

Что вам понравилось? О чём можно ещё рассказать? Саша так подробно и интересно рассказал, что я сразу угадала, что это. Оля придумала такие красивые слова, так выразительно и громко рассказывала и я угадала, что это.

Молодцы, ребята, очень интересные загадки загадывали мне о дымковской игрушке. Давайте оставим их в группе, подойдите ко мне, мы все вместе найдём куда их поставить.

Дидактические игры «Дымковские игрушки»

Дидактические игры «Дымковские игрушки» В младшем дошкольном возрасте начинаем знакомить детей с народной дымковской игрушкой. Яркие,доступные восприятию игрушки радуют детей.

Планирование НОД по рисованию в средней группе: «Дымка»

Планирование НОД по рисованию в средней группе: «Дымка» «Узор на полосе – дымковская игрушка».Предварительная работа: Рассказ воспитателя о создании дымковской игрушки, о мастерах, особенностях.

- воспитывать бережное отношение к игрушкам, желание ими играть, интерес к художественным произведениям.

Обучающая: Продолжать знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства на примере дымковской игрушки.

Развивающая : Учить детей, рассматривая иллюстрации с дымковскими игрушками, рассказывать о них называя цвет, форму, материал, элементы, дымковской росписи.

Упражнять в образовании имен существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов.

Продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя полным ответом,

пополняя словарный запас за счёт прилагательных и глаголов. Продолжать

знакомить с устным народным творчеством.

Воспитательная: Воспитывать патриотическое чувство через знакомство с народной игрушкой, а также бережного к ней отношения.

Демонстрационный материал: иллюстрации дымковских игрушек (Барышня, мужик с гармошкой, мамки- няньки с детьми, индюк, барашек, петух, дымковская игрушка : барыня, индюк.

Ход занятия.

(дети становятся в круг)

Собрались все детки в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, может, мы отправимся в путешествие на автобусе

А пока мы будем ехать, я вам расскажу удивительную историю

Далеко, далеко в одном селе жили люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, и из труб домов валил дым да, так что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Жили в том селе люди, которые лепили из глины…. игрушки не простые,

Белоснежны, как березки

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор». Эти игрушки называли дымковские.

Воспитатель: Ребята, Мы с вами добрались до села Дымково, и я приглашаю вас посетить выставку замечательных умельцев.

Дети выходят из автобуса и подходят к иллюстрациям дымковских игрушек

Что же означали элементы, которыми мастера расписывали свои поделки?

(Символы природы они обозначают Здоровья, счастья, добра желают.)

Например, ребята, как вы думаете, что мог означать круг?

Воспитатель: А что могла означать волнистая линия?

Воспитатель: А что же могла означать клетка?

-Скажите, мне, пожалуйста, какие игрушки вы видите на картинках? (Барышни, мужик с гармошкой, мамки- няньки с детьми, индюк, барашек, петух и т. д.)

- Давайте с вами расскажем об игрушке.

Эти игрушки называли как? (это дымковские игрушки)

-Как называется эта игрушка? (Эта игрушка - Барыня)

-Из чего она сделана? (она сделана из глины, она глиняная)

-Какие элементы использовали мастера при украшении игрушки? (Дымковскую игрушку разрисовывают разными элементами: кружками, кольцами, полосками, змейками.)

-Какие цвета используют при раскрашивании? (красный, оранжевый, желтый, синий, голубой, зеленый.) т. е. яркие цвета

Воспитатель: Значит, давайте обобщим. Это дымковская игрушка- барыня, она сделана из глины, дымковскую игрушку разрисовывают кружочками, колесиками, полосками, змейкой, и используют яркие цвета, такие как красный, оранжевый, желтый, синий, голубой и зеленый.

- Давайте немножко разомнемся

Физминутка «Игрушки»

Привезли мы глину с дальнего бугра

(руки на поясе, повороты с пружинкой)

Ну-ка за работу, чудо-мастера!

(руки вперед, в стороны)

Слепим, высушим – и в печь!

(лепят «ладошками»)

А потом распишем

(пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)

Будем мы игрушки «печь»,

(лепят «ладошками»)

Печка жаром пышет.

(кулачки сжимают и разжимают)

А в печи не калачи, не ватрушки,

(машут указательным пальцем)

А в печи – игрушки!

(руки вперед)

Воспитатель: А давайте ребята поиграем с вами в одну игру!

Дидактическая игра «Скажи какой»

Воспитатель называет предмет, а дети – его признаки.

Эти игрушки одинаковые? (НЕТ) Они разные. Игрушки бывают разных цветов, размеров, сделаны из разных материалов.

Мячик (какой) – круглый, красный, резиновый.

Зайчик (какой) – мягонький, беленький, пушистый.

Машина (какая) – металлическая, игрушечная, зеленая.

Жираф (какой) – высокий, пятнистый, резиновый.

Кукла (какая)- красивая, голубоглазая, большая…

Воспитатель: Дымковские мастера с такой любовью делали игрушки, что назвали их очень ласково:

Не лошадь, а… лошадка

Не утка, а… уточка

Не курица, а… курочка

Не собака, а… собачка

Не петух, а… петушок

Не козел, а… козлик

Дымковские игрушки всегда такие красивые, смотришь на них, и хочется стихи сочинять. Давайте попробуем, как настоящие поэты досказать стихотворные строчки, чтобы сохранилась рифма:

Барышня – красавица всем нам очень … (нравится).

Кофточка цветная, юбка … (расписная).

На коне сидит Емеля, едет он на … (карусели,

Много есть зверюшек дымковских … (игрушек).

Уточка с утятами, курочка с … (цыплятами).

У большого индюка все расписаны … (бока)

Давайте поиграем. Я буду называть одну игрушку, а вы много игрушек.

Д/и «Один - много» (одна барышня – много барышень, один козлик – много козликов, один конь – много коней, один индюк- много индюков.)

-Ну что ребята, мы побывали в гостях в селе Дымково. Вам понравилось?

Пора отправляться домой (усаживаются в автобус).

- Где мы побывали? (Мы побывали в селе Дымково)

- Какие игрушки описывали? (Мы описывали дымковские игрушки барыню и индюка)

- В какие игры играли? (Мы играли в игру : «Скажи какой», «Назови ласково», «Один - много»)

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки» Обучающие задачи: расширять знания детей по теме «Игрушки»; развивать речевой слух, формировать развитие элементарных.

Декоративная аппликация «Дымковские игрушки». Конспект НОД во 2 младшей группе

Декоративная аппликация «Дымковские игрушки». Конспект НОД во 2 младшей группе Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Задачи: Вызвать эмоциональный отклик; учить чувствовать гармонию, выразительность.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Описание игрушки с пересказом знакомой сказки» Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Описание игрушки с пересказом знакомой сказки» Программное содержание: Связная речь: Продолжать.

Конспект НОД по развитию речи «Любимые игрушки ребят» для детей младшей группы

Конспект НОД по развитию речи «Любимые игрушки ребят» для детей младшей группы Тема: «Любимые игрушки ребят». Рассматривание и описание игрушек. Образовательные области: познавательное, речевое, физическое. Задачи:.

Конспект НОД по развитию речи «Выбираем игрушки для прогулки» для детей младшей группы Тема «Выбираем игрушки для прогулки» Образовательные области: познавательное, речевое, физическое, социально – коммуникативное. Задачи:.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Мои любимые игрушки» по стихам А. Барто

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Мои любимые игрушки» по стихам А. Барто Образовательные задачи: - Познакомить детей со стихами А. Барто. - Упражнять в умении подбирать существительные + прилагательные. Развивающие.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Игрушки» с использованием ИКТ Конспект образовательной деятельности по развитию речи на тему «Игрушки» для детей с интеллектуальной недостаточностью с использованием.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Будем мы лечить игрушки»

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Будем мы лечить игрушки» Цель: развивать общение и контакт взрослого и детей. Задачи:учить детей внимательно слушать воспитателя;формировать способность детей к диалогической.

Конспект занятия по развитию речи «Из чего сделаны игрушки» для детей младшей группы

Конспект занятия по развитию речи «Из чего сделаны игрушки» для детей младшей группы Тема: «Из чего сделаны игрушки» Задачи: учить определять название игрушек и материал, из которого сделаны; развивать слуховое восприятие,.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Пособие адресовано педагогу дополнительного образования детей, родителям, воспитателям дошкольного образования детей.

Методическое пособие активизирует речь ребенка, поможет составить по картинкам описательные рассказы о народных промыслах, запомнить краткую характеристику, историю возникновения данной росписи и игрушки .

ВложениеРазмер
shemy_sostavleniya_opisatelnogo_rasskaza_o_narodnyh_promyslah.doc 760.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

«Центр детского творчества»

Схемы составления описательных рассказов о народных промыслах

Елена Владимировна Бацура

Пособие адресовано педагогу дополнительного образования детей, родителям, воспитателям дошкольного образования детей.

Методическое пособие активизирует речь ребенка, поможет составить по картинкам описательные рассказы о народных промыслах, запомнить краткую характеристику, историю возникновения данной росписи и игрушки .

Пособие разработано на основе личного педагогического опыта, интернет – ресурсов.

Методическое пособие разработано педагогом дополнительного образования детей Еленой Владимировной Бацура.

МБУ ДО «Центр детского творчества» 2017год.

Схема составления описательного рассказа о гжельской росписи

1. Гжель - это посуда, статуэтки, игрушки, изделия интерьера: камины, люстры, часы и другие фарфоровые изделия.

2. Изначально гжелью называлась местность, располагавшаяся на юго-востоке Московской области. Жители сёл и деревень, находившихся в этой местности, были прекрасными мастерами гончарного искусства.

3. Свои произведения мастера изготавливают из глины.

4. Все изделия обжигают в печи.

5. После обжига изделия макают в специальный розовый раствор. Так легко найти дефекты и трещинки.

6. Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок "мазок с тенью”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.

7. Особенностью гжельской росписи является использование трёх основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок.

8. Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, сюжетные росписи.

Схема составления описательного рассказа о хохломской росписи

1. Разнообразие видов изделий: посуда, домашняя утварь и мебель.

2. Легенда о возникновении промысла. Давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и её угостил. В благодарность птица-Жар задела золотым крылом чашку с кашей и чашка стала золотой.

3. Хохломские предметы сделаны из дерева.

4. Технология промысла: - «бельё» – выточенное неокрашенное изделие - грунтовка жидкой очищенной глиной и покрытие олифой чтобы на поверхности появилась липкая лаковая плёнка - лужение – втирание в поверхность изделия измельченного алюминиевого порошка - роспись изделия

5. Обжиг в печи до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается «золотая хохлома»

6. Традиционные цвета хохломской росписи – красный, желто-золотистый, зеленый, черный.

7. Фоновая роспись.

8. Основные элементы росписи: ягоды, листья, декоративные цветы, «травка», веточки, завитки.

Схема составления описательного рассказа о городецкой росписи

1. Эта роспись родилась в Поволжье, на берегах чистой и светлой речки Узоры. Свои изделия крестьяне всех окрестных деревень отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

Ассортимент городецких изделий широк. Это прялки, короба, шкатулки, сундуки, разделочные доски, посуда, панно-тарелки, деревянные игрушки, детские каталки, мебель, даже части дома — ставни, двери, ворота.

2. Возникновение росписи берет начало в производстве прялочных донец.

3. Роспись по дереву.

4. Роспись не нуждается в термообработке.

5. Основные цвета городецких росписей: ярко-желтый, киноварь, синий, зеленый и «разбеленные» тона – розовый и голубой.

6. Наиболее распространенными мотивами являются: цветы — розы, купавки с симметричными листьями; животные - конь, птица; сюжетные композиции - всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки.

7. Заключительный этап росписи - нанесение белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид.

8. При окончательной отделке изделия покрывают лаком.

Схема составления описательного рассказа о матрёшке

1. В России есть несколько городов и сёл, где производятся матрёшки: Загорск, Семенов, Полховский Майдан, везде эти куклы имеют свои особенности.

2. Прообразом русской матрёшки послужила фигурка японского бога мудрости Фукурумы.

Первая русская матрешка - девочка в сарафане и платке с черным петушком в руках.

3. Матрёшек делают из древесины липы или березы.

4. Последовательность изготовления матрешки: чурбачок, вытачивание «бельё», шлифовка, грунтовка, роспись.

5. В качестве красок для росписи используется гуашь.

6. Разнообразие ассортимента матрешек: традиционные и авторские /матрешки с памятниками архитектуры, с живописными пейзажами, с цветочными мотивами, с сюжетами из народных сказок, зверюшки, мужички, богатыри, домики, новогодние и т. д.

7. Форма матрешки: вытянутая, широкая, толстобокая и др.

8. В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком.

Схема составления описательного рассказа о дымковской игрушке

1. Разнообразие дымковских игрушек: звери, птицы, человек, сказочные персонажи, бытовые сценки.

2. Когда-то очень давно на берегу реки Вятка появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки топили печи и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Так и назвали слободу Дымковской.

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки.

3. Для производства используется местная красная глина.

4. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал.

5. Обжигают в печи.

6. Покрывают белилами.

7. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность.

8. Геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях.

Схема составления описательного рассказа о филимоновской игрушке

1. Разнообразие филимоновских игрушек: звери, птицы, люди, многофигурные композиции

2. Деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины.

Шел гончар Филимон по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шел, он шел дремучими лесами, солнышко ему жарко светило. Жарко стало, а тут и ручеек. Присел он на камушек и обнаружил залежи отличной глины. Повертел он ее в руках – получилась птичка, проткнул дырочки – запела птичка. Так с тех пор и лепят игрушки-свистульки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

3. Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет.

4. Уникальная по своим свойствам глина, позволяла мастерице всю скульптурку лепить из одного куска.

5. Все филимоновские игрушки — свистульки, даже барыни и кавалеры. Но свисток никогда не делали в фигурке, а только в хвосте зверей или птиц, которых давали в руки персонажу.

6. Использовали цвета — малиново-красный, желтый и зеленый. Иногда применяли синий или фиолетовый цвета.

7. Орнамент из полос, солнышек, елочек, решеток наносится на белый или желтый фон.

Цель: формирование коммуникативных навыков, развитие эстетических чувств дошкольников.

1.Активизироватьнавыки составления описательных рассказов об игрушке с опорой на схему.

2.Расширять словарный запас прилагательных.

3. Обогащать опыто способе изготовления и росписи дымковских игрушек, их многообразии.

1.Поддерживать интерес к речевой деятельности дошкольников: умение отвечать на вопросы,участвовать в беседе,

2.Развивать интерес к русским народным традициям и промыслам;

1.Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

2.Воспитывать бережное отношение к культурному наследию народов России.

3. Воспитывать взаимопомощь, вежливость, ответственность.

Оборудование: дымковские игрушки, поднос с игрушками из разного материала (глины, стекла, дерева и т.д), презентация, «схема – помощница» для составления описательного рассказа о дымковской игрушке, гуашь, непроливайки, салфетки, ватные палочки, «печать».

Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках и истории их возникновения, составление презентации, разучивание физминутки.

Ход НОД

Дети с воспитателем входят в зал.

Воспитатель.Ребята, посмотрите как много у нас гостей, давайте с ними поздороваемся.

Дети. Здравствуйте.

Воспитатель.Сегодня утром, когда я шла в детский сад, почтальон вручил мне письмо и посылку. В посылке лежала шкатулка, но я почему-то не смогла ее открыть. А вот, что написано в письме я вам сейчас прочитаю. Слушайте.

« Здравствуйте, ребята! С давних времен в нашем селе мастера делали красивые игрушки, расписывали их яркими красками. Так бы они и радовали людей чудесными игрушками, если бы не случилось несчастья. Злой волшебник Чернушка, украл все краски, и мастера остались без работы.Он вернет краски, если вы выполните все его задания. Мы просим вас помочь вернуть нам краски.

ВложениеРазмер
konspekt_nod_dymkovskaya_igrushka.docx 152.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Дымковская игрушка»

Цель: формирование коммуникативных навыков, развитие эстетических чувств дошкольников.

1.Активизироватьнавыки составления описательных рассказов об игрушке с опорой на схему.

2.Расширять словарный запас прилагательных.

3. Обогащать опыто способе изготовления и росписи дымковских игрушек, их многообразии.

1.Поддерживать интерес к речевой деятельности дошкольников: умение отвечать на вопросы,участвовать в беседе,

2. Развивать интерес к русским народным традициям и промыслам;

1.Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

2. Воспитывать бережное отношение к культурному наследию народов России.

3. Воспитывать взаимопомощь, вежливость, ответственность .

Оборудование: дымковские игрушки, поднос с игрушками из разного материала (глины, стекла, дерева и т.д), презентация, «схема – помощница» для составления описательного рассказа о дымковской игрушке, гуашь, непроливайки, салфетки, ватные палочки, «печать».

Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках и истории их возникновения, составление презентации, разучивание физминутки.

Дети с воспитателем входят в зал.

Воспитатель. Ребята, посмотрите как много у нас гостей, давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель. Сегодня утром, когда я шла в детский сад, почтальон вручил мне письмо и посылку. В посылке лежала шкатулка, но я почему-то не смогла ее открыть. А вот, что написано в письме я вам сейчас прочитаю. Слушайте.

« Здравствуйте, ребята! С давних времен в нашем селе мастера делали красивые игрушки, расписывали их яркими красками. Так бы они и радовали людей чудесными игрушками, если бы не случилось несчастья. Злой волшебник Чернушка, украл все краски, и мастера остались без работы.Он вернет краски, если вы выполните все его задания. Мы просим вас помочь вернуть нам краски.

Воспитатель. Я, кажется, догадалась, шкатулку мы сможем открыть, если мы выполним задания волшебника Чернушки. Ну что, ребята, поможем народным умельцам?

Воспитатель. Вот и первое задание. Нам надо узнать из какого села народные умельцы прислали нам письмо, и как называются игрушки, которые они изготавливают? Для этого отгадайте загадку. И если вы правильно назовете отгадку, то получите краску.

Посмотри сюда, дружок,

Вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом.

Точно в дымке все кругом,

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо- сказки,

Все игрушки не простые,

А волшебно - расписные:

Белоснежны, как березки.

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы, узор

Отвести не в силах взор . (дымковская игрушка)

Воспитатель. Молодцы, ребята, с этим заданием вы справились .И за него вы получаете «красную краску».

Воспитатель. Вас ждет второе задание. Нужно вспомнить все о дымковской игрушке и правильно ответить на вопросы.

Беседа по вопросам .

-Как называется село, где делают дымковские игрушки? (Дымково).

-От какого слова произошло название села? (дым)

-Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)

- Как лепят дымковские игрушки? (фигурки лепят из целого куска глины , отдельные части прилепляют.)

- Где обжигают игрушки? (в печи)

-На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)

-Какие геометрические фигуры используют для росписи дымковских игрушек?

-Какие цвета используют мастера для росписи дымковских игрушек? (Красный, синий, зеленый, желтый, белый)

Воспитатель. Молодцы, вы так много знаете о дымковской игрушке. Действительно, чтобы дымковская игрушка стала такой яркой, нарядной, надо много труда вложить и всегда помнить, что дымковская игрушка рождается три раза: первый раз игрушка рождается, когда ее лепят из красной глины; второй раз, когда обжигают; третий – когда ее белят и расписывают.

Молодцы с этим заданием вы тоже справились, за это вы получаете «зеленую краску».

Воспитатель. Дымковские мастера изготавливают много разных игрушек. Давайте вспомним и назовем их.

(Дети называют дымковские игрушки ( барышня, индюк, водоноска, олени идр.)

Воспитатель. Молодцы! А вот следующую краску мы получим, если скажем про дымковские игрушки.

Дидактическая игра «Назови, какая» (с мячом).

(Яркие, нарядные, веселые, праздничные, восхитительные, смешные, задорные, волшебные, необычные, узорчатые, расписные, удивительные, народные, глиняные, причудливые, чудесные, изумительные, прекрасные, красочные и др.)

Воспитатель. Ребята, очень много прекрасных слов вы сказали про дымковские игрушки, и за это вы получаете краску «синего цвета».

Воспитатель. Для выполнения следующего задания нам понадобится «схема – помощница». Она нам поможет последовательно составить рассказ о дымковской игрушке. (Пояснение символов схемы)

Итак,сначала– называете игрушку;

второе называем промысел к которому принадлежит игрушка;

третье называемиз чего делают игрушку;

четвертое- вспоминаем процесс изготовления игрушки;

пятое нужно вспомнить что делают, чтобы, игрушка стала крепкой

шестое- назвать, чем сначала покрывают изделие;

седьмое– какие использованы цвета;

восьмое – какие использованы узоры.

В: Опишите дымковскую игрушку на выбор, опираясь на схему.

Дети составляют описательный рассказ о дымковской игрушке с опорой на схему (2-3 человека)

Воспитатель. Молодцы, какие у вас получились интересные рассказы. И за это вы получаете «желтую краску».

Воспитатель. Ребята,мы с вами много говорили о дымковской игрушке, а у вас есть любимые игрушки? (да)

Воспитатель. Назовите их. Ответы детей.

Воспитатель. Посмотрите, у меня тоже есть игрушки. И среди них карточка с пятым заданием. Нужно назвать игрушку; материал, из которого она сделана; какая она.Если вы выполните это задание правильно, то получите краску.

Например. Это кукла. Кукла сделана из пластмассы. Она пластмассовая. Дидактическая игра «Скажи правильно»

(Дети по – очереди выполняют задание)

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием. За него вы получаете последнюю пятую краску, которую используют дымковские мастера для фона при росписи игрушек «черную».

Воспитатель. Ребята, со всеми заданиями волшебника Чернушки мы справились и теперь давайте попробуем открыть шкатулку.

А, посмотрите, здесь дымковские барышни. Это дымковские мастера прислали для вас. Только они не успели их расписать. Но я, надеюсь, мы сами сможем их расписать. Но сначала потренируем наши пальчики.

Привезли мы глину с дальнего бугра (взявшись за руки, идут по кругу),

Ну-ка за работу, чудо-мастера (вытягивают руки вперед, в стороны).

Слепим, высушим и в печь (лепят ладошками),

А потом распишем (пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии) ;

Будем мы игрушки печь (лепят ладошками),

Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают).

А в печи - не калачи (машут указательным пальцем),

А в печи- игрушки! (вытягивают руки вперед).

Воспитатель. Ребята, проходим в нашу мастерскую и присаживаемся за столы. Дети садятся за столы.

- С элементами дымковской росписи вы уже знакомы. Помните, что дымковские умельцы в своей работе используют пять основных цветов,а для росписи одной игрушки берут только три основных цвета.У вас на столе есть печати, палочки, при помощи которых вы будите наносить узоры. Не забываем, работать нужно аккуратно, чтобы работа получилась красивой, как у дымковских мастеров. А теперь засучите рукава и преступайте к работе.

Дети под музыку расписывают дымковскую игрушку.

Воспитатель. Какие красивые получились игрушки. А пока работы подсыхают, подойдите все ко мне.

- Вспомните, какой росписью мы расписывали игрушки?

-Сколько раз рождается дымковская игрушка? (3)

-Когда она рождается в первый раз? (когда ее лепят из красной глины)

-Когда она рождается во второй раз? (когда ее обжигают).

- А когда в третий раз? (когда ее белят и расписывают)

Воспитатель. Ребята, вы сегодня так много рассказали о дымковской игрушке, справились со всеми заданиями Чернушки, помогли дымковским мастерам вернуть краски и даже расписать игрушки. А краски мы позже соберем в посылку и отправим в Дымково для народных умельцев.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


КонспектНОД по развитию речи во 2 младшей группе "Испорченное настроение"

Учить детей определять не только свое личное состояние, но и состояние окружающих людей.

конспект НОД по развитию речи «ДЫМКОВСКАЯ БАРЫШНЯ» в средней группе

Конспект НОД по развитию речи с использованием народной игрушки.


КонспектНОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики"".

Програмное содержание, Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики".


"Влияние игрушки на развитие ребенка, какие игрушки нужны детям?"

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве .

"Влияние игрушки на развитие ребенка, какие игрушки нужны детям?"

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве .


Конспект подгруппового занятия для дошкольников с нарушениями зрения. Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки» Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки»

Цель: развитие зрительного восприятия.Задачи:Коррекционно-обучающие:1) Закреплять знания воспитанников об игрушках, умение выделять и называть части из которых они состоят.Коррекционно-разви.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "ДЫМКОВСКИЕ МАСТЕРА"

Это занятие направлено на развитие речи дошкольников, на формирование у детей умение составлять описательный рассказ по схеме. В первой части занятия воспитатель заинтересовывает детей, предлагает отп.

Читайте также: