Шишкин лес музей бабенской игрушки

Обновлено: 27.04.2024

Вырезать токарную игрушку, заняться верховой ездой и сыграть в лазертаг – рассказываем, где можно попробовать это и многое другое в поселении Михайлово-Ярцевское.

Дом культуры «Михайловское»

Заняться вокалом и поиграть на музыкальных инструментах как в группах, так и индивидуально все желающие смогут на занятиях вокально-инструментального ансамбля «Гармония», а с театральным искусством дети от 9 лет смогут познакомиться в студии «Маска», где их научат актерскому мастерству и помогут раскрыть свой творческий потенциал.

Рукоделием и рисованием дети 2-14 лет смогут заняться в студиях «Рисовашки» и «Волшебные ручки». Здесь детям дадут попробовать себя в разных техниках декоративно-прикладного искусства: бумагопластике, лепке, оригами, аппликации, а также живописных техниках разных стран – например, мадхубани-индия и суми-э-япония.

Занятия в секциях «Гармония», «Маска» и «Рисовашки» проводятся бесплатно. Стоимость за месяц посещения мастерской «Волшебные ручки» составит 1800 рублей.

Конеферма «Костин Двор»


Фото: конеферма «Костин Двор»

Детей и взрослых приглашают научиться верховой езде или просто покататься на лошадях для удовольствия на конеферме «Костин Двор» в поселке Сенькино-Секерино.

Для самых маленьких здесь проводятся занятия на мини-лошадях – покататься на них могут дети весом до 30 килограммов. Как утверждают специалисты фермы, общение с лошадьми оказывает на малышей большое психотерапевтическое воздействие, а значит, такое катание для детей не только увлекательно, но и полезно.

Для детей весом более 30 килограммов и взрослых в «Костином Дворе» проходят занятия на лошадях верховых пород. Тем же, кто уже владеет базовыми навыками верховой езды, на ферме предлагают классы конкура на спортивных лошадях. Здесь также предоставляют возможность участия в специализированных соревнованиях и сдачи на разряд.

Стоимость обучения в центре начинается от 1000 рублей за 30-минутное занятие. При покупке абонемента на 4, 8 и 12 месяцев действуют скидки.

Детская художественная школа «Бабенская игрушка»

Помимо занятий по изготовлению бабенской игрушки – ее точению и художественной росписи, – в школе также можно посещать кружки по лепке из глины и живописи.

Загородный клуб «Лачи»


Фото: загородный клуб «Лачи»

Незабываемые выходные обещают всем посетителям загородного клуба «Лачи» в деревне Лужки в Михайлово-Ярцевском. Список активностей здесь действительно впечатляет – для детей и взрослых тут проводятся состязания по лазертагу (1000 рублей за игру на человека), квесты, мастер-классы по рукоделию, кулинарии и фотографии. Также здесь открыты веревочный парк, «парк насекомых», где можно сделать впечатляющее фото на фоне огромной божьей коровки или богомола, и детский луна-парк с увлекательными аттракционами – от каруселей и железной дороги до батутов. Есть где разгуляться и любителям игр с мячом – на территории клуба есть оборудованные спортивные площадки для игры в футбол, баскетбол и волейбол.

1 сентября 2001года глава Подольского района Москалёв Николай Петрович построил детскую художественную школу «Бабенская игрушка» с целью сохранения местных традиций, возрождения знаменитой в России Бабенской деревянной токарно-полированной игрушки. Виданов Сергей Валентинович стал хранителем промысла, преподавателем декоративно - прикладного отделения в школе и создателем музея «Дом токаря», автор книг о бабенском промысле, создатель развивающих детских наборов, которые есть в каждом детском саду Подольска и Подольского района. Тицкая Светлана Алексеевна, преподаватель класса "Глиняная игрушка" работает в школе с момента её основания. Изучает с учениками традиционную глиняную игрушку разных областей России. Директор - Заркуа Инга Ражденовна. В школе работают 6 преподавателей: Виданов Сергей Валентинович, Виданова Анна Сергеевна, Кофман Александра Анатольевна, Соболева Мария Львовна, Тицкая Светлана Алексеевна, Туманова Юлия Владимировна.

О себе:

Преподаватели и учащиеся Школы активно участвуют в культурной и общественной жизни поселения и города Москвы.
Школа является активным участником городских мероприятий и программ Департамента культуры города Москвы, в том числе, Большого Фестиваля Детских школ искусств, Московского культурного форума.
.
Большое внимание уделяется благотворительной деятельности: регулярно проводятся в школе благотворительные экскурсии и мастер- классы для инвалидов, ветеранов, пенсионеров и людей, находящихся на попечении в центрах социального обслуживания. Мастер-классы в Детском онкологическом центре.

Общественная деятельность школы
Пилотный проект преподавателя Виданова С.В. с муниципальным дошкольным образовательным учреждением Центр развития ребенка – детский сад № 45 «Колосок»: «Экспериментальное апробирование технологий по росписи Бабенских игр и игрушек» сроком 01.09.2019г.-31.08.2021
01.09.2021-31.08.2026

Телевидение и съёмки:
- Канал Культура-Пряничный домик «Игра в бирюльки»
Сюжет о том, кто и как делают бирюльки, кратко об истории промысла, видах бирюлек и правила игры.

- Канал СТС- «Как делают матрешки»
Сюжет о том как вытачивают и расписывают матрешки.

- Канал Москва24-«Музеи Новой Москвы Бабенская игрушка»
Сюжет о Бабенской игрушке.

- Первый канал- Хочу Знать «Игра в бирюльки»
Сюжет о том, кто и как делают бирюльки, кратко об истории промысла, видах бирюлек и правила игры.

-Первый канал-Доброе утро-«Проверяем поговорки
Сюжет про игру бирюльки.

-Канал RT-Про бирюльки, для Южной Америки

- Газета Родина видеорепортаж «Удар в спиннер»
Сюжет про волчки, кратко о промысле.

На фото Сергей Виданов. Фото: Никита Нестеро

На фото Сергей Виданов. Фото: Никита Нестеров

Уже осенью в поселке Шишкин Лес откроется музейная экспозиция в которой будут представлена история Михайловской школы графа Сергея Шереметева и образцы бабенских игрушек 1900 – 1980 годов.

Мы поговорили с одним из основателей этого места, преподавателем Детской школы искусств «Бабенская игрушка», талантливым мастером Сергеем Видановым.

С большим количеством образцов народного промыла нам удалось познакомиться в его кабинете. Стены украсили стеллажи, заставленные матрешками, деревянными грибами, ярко раскрашенными животными и разноцветными башнями-пирамидами. Под потолком висели старинные фотографии. Их дополнили копии дореволюционных, советских газет и архивных документов с упоминаниями фактов из истории народного промысла и биографии знаменитых мастеров.

— Открыть нашу школу помог Николай Москалев, глава Подольского района, в состав которого входил поселок Шишкин Лес. Можно сказать, это была наша с ним совместная инициатива. Мы начали обустраивать все в конце 90-х. Школа открылась в 2001 году, — поделился Сергей Виданов.

Несмотря на то, что на момент нашей с ним беседы занятия в учреждении уже закончились, в кабинет время от времени заходили юные ученики нашего героя. Ребята советовались с преподавателем, задавали вопросы и возвращались к неоконченным поделкам.

ССтеллажи в кабинете Сергея Виданова. Фото: Никита Нестеров

Стеллажи в кабинете Сергея Виданова. Фото: Никита Нестеров

— У нас дети осваивают сразу два ремесла. С одной стороны ребята учатся работать с деревом. С другой — рисовать. А моя задача не только научить, но и сохранить. Если останется почва, можно развивать дальше, — продолжает Сергей Виданов. — Еще наши воспитанники работают в других творческих направлениях. Ребята участвуют в выставках, становятся лауреатами различных творческих конкурсов. Почти у всех народных промыслов есть отличительная роспись. Наша Бабенская игрушка может похвастаться другой особенностью. Она тщательно отполирована. Ее очень приятно держать в руках. По этой причине промысел и завоевал свою популярность. В первую очередь Бабенская игрушка — представляет собой яйца, грибы, башни, пирамидки, волчки, бирюльки, матрешки. Это обусловлено формой заготовки. Игрушки вытачиваются на старых токарных станках, — объяснил Сергей Виданов. — А еще у нас тут целый грибной город.

Он продемонстрировал различные головоломки. Одна из них, бирюльки, старинная игра на усидчивость. Цель — подцепить фигуры различных необычных форм небольшим крючком и, не уронив их, поочередно переместить в коробочку.

Токарный станок и заготовки. Фото: Никита Нестеров

Токарный станок и заготовки. Фото: Никита Нестеров

— Эта игра способствует развитию мелкой моторики рук. На первый взгляд может показаться, что даже взрослому нелегко подцепить крючком деталь и опустить ее в коробочку. Это не так. Здесь главное приноровиться, — продемонстрировал Сергей Виданов.

Рассказав об игрушках, он показал токарный цех. В этот момент его помощник запустил станок. Как только стамеска прикоснулась к болванке, воздух наполнился запахом свежей древесной стружки.

— А еще недавно у нас провели ремонт, — подытожил народный ремесленник. После этого школа действительного преобразилась. Но самое главное впереди. Сергей Виданов подходит к запертой двери, открывает ее и позволят заглянуть в помещение, залитое светом вечернего солнца.

— Очень надеюсь, что скоро здесь будет музей. Планируем обустроить его за лето. Приходите на открытие в сентябре.

А в конце нашей беседы Сергей Виданов подарил свою книгу с подробным рассказом об истории Бабенской игрушки.

СПРАВКА:

Бабенская игрушка зародилась в Вороновской и Краснопахорской волостях примерно в середине позапрошлого века. Изначально ее изготавливали на дому местные крестьяне. С ростом популярности в деревне Бабенки, сейчас поселение Вороновское, основали артель. Это случилось в 1911 году. За полтора столетия технология изготовления игрушек нисколько не изменилась. Разве что вместо станка с ножным приводом стали использовать механический.

Кандидат педагогических наук Л. РЕЗАНОВ, доцент кафедры декоративно-прикладного творчества Московского государственного университета культуры и искусств, учитель центра образования № 1828 "Сабурово" (Москва). Фото автора.

О бабенской игрушке в Подольском районе Московской области знают и стар, и млад. С историей промысла детей знакомят учителя местных школ. А делать игрушки своими руками ребят обучают в поселке с поэтическим названием Шишкин Лес, где несколько лет назад был открыт центр дополнительного образования "Бабенская игрушка". Теперь сюда приезжают преподаватели со школьниками и студентами из окрестных мест и из столицы, чтобы познакомиться с технологией промысла, с его прошлым и настоящим.

С. В. Виданов с ребятами испытывают волчки-перевертыши перед раскраской. Чтобы волчок перевернулся, нужно приложить особое усилие.

Как и встарь, обучать детей токарному делу в центре дополнительного образования "Бабенская игрушка" начинают с двенадцати лет и, естественно, с самых простых вещей.

В класс росписи игрушки принимают детей с шести-семи лет. Некоторые ребята-старшеклассники одновременно проходят обучение и в токарном классе, и в классе росписи.

Свое имя промысел получил по названию деревни Бабенки, что в тридцати километрах от московской кольцевой автомобильной дороги и в нескольких километрах от Шишкина Леса. С конца XIX века в этих местах на юго-западе Подмосковья стали изготовлять деревянную токарно-полированную игрушку. Промыслом в разные годы было охвачено более сорока деревень трех волостей. Исследователи называют здешних мастеров изобретателями многоместных игрушек-вкладышей. Из Подольской губернии родом и мастер Василий Петрович Звездочкин, который, переехав в Москву, стал одним из авторов известной на весь мир русской матрешки.

До 1917 года ассортимент токарных изделий в Бабенках был очень разнообразен. Точили пасхальные яйца, мелкие рюмочки, чашечки, графинчики, самовары, грибки, баночки, подсвечники, погремки (в основном из березы). Изделия подмосковных токарей получали дипломы международных выставок-ярмарок и экспортировались в другие страны. Два уникальных экспоната того времени: 100-местное полированное яйцо токаря Ф. Е. Ромахина и крохотные бирюльки И. В. Сазонова - до сих пор хранятся в Музее игрушки Сергиева Посада. 50-местные яйца делали многие мастера.

Большинство токарей работали на дому. Инструмент мастера покупали в Москве, но чаще заказывали у местных кузнецов. Красители и растворители обычно приобретали в местных лавках. Работали круглый год, с перерывом на два летних месяца (июль, август), чтобы убрать урожай со своих наделов. Детей приобщали к станку с 12-13 лет: начинали учение с изготовления несложных предметов или с полировки (механической окраски игрушек на станке). Учеба длилась, как правило, два года.

После известного Декрета народных комиссаров "О мерах содействия кустарной промышленности" (1919 г.) в Московской губернии повсеместно появились токарные артели: Бабенская, Осоргинская, Ликинская, "Апрелевский токарь", улитинская "Сельчанин", сергиево-посадская "Дитяшко" и др.

Бабенский токарь-старожил Александр Григорьевич Седов (1923 г. р.) вспоминает: "В артели было больше 300 человек. В три смены работали. Своя станция вырабатывала электричество и подавала свет в цех. Деревня Бабенки освещалась до одиннадцати часов вечера, пока работают рабочие в мастерской. Кустари точили тысячи разных видов игрушек: пирамиды, матрешки, Ваньку-встаньку, бирюльки…" В отличие от Бабенок другие деревни уезда специализировались на какой-то одной игрушке. Ярцево - "сидело" на матрешке, Пудово - на вкладных шарах.

В сложные 1920-е годы бабенские мастера одними из первых стали зарабатывать валюту своими изделиями (в те времена произведения русских кустарно-художественных промыслов были очень популярны на Западе).

В 1926 году в селе Вороново организовали школу кустарного ученичества (сокращенно ШКУ, а позднее ФЗУ) для подготовки специалистов-игрушечников: токарей, полировщиков, раскрасочников. Вот как описывает свою учебу в ШКУ К. Н. Максимова: "Училась я в 1935-37 гг. в группе у Царева и Гаврилова на токаря. С утра - в школу. Там завтракаем. Учимся до обеда по общеобразовательным дисциплинам. Обед. После обеда - 4 часа токарки. Начинали с того, как правильно обтесать и забить чурку, держать инструмент. Далее - заточка инструмента, простенькие вещи, сначала глухие, потом выборные. На экспорт точили самовары, которые полировал Г. Ф. Рыбаков в красный цвет. Отличники учебы премировались поездками в Москву и Ленинград…" В 1941 году школу закрыли. За пятнадцать лет она подготовила около 500 мастеров по изготовлению деревянной игрушки.

До 1930 года токари работали более или менее свободно, сами ездили на рынки, договаривались с магазинами, брали в дома учеников. Ситуация резко изменилась с началом коллективизации. Слово "кустарь" стало чуждым советскому обществу. Индивидуальное производство не поощрялось. И люди потянулись с насиженных мест в города, на фабрики. Уходили лучшие, увозя опыт, мастерство, традиции и обескровливая собственный промысел.

В годы Великой Отечественной войны все мужское население до шестидесяти лет призвали в армию. В токарных артелях работали лишь женщины. Но вместо игрушек они точили ручки для саперных лопат, детали к вещмешкам и палаткам.

До войны игрушечный ассортимент насчитывал до 250 наименований, а после - лишь до 50 видов. Вместо закрытых Вороновской, Свининских артелей и Вороновской ШКУ осталась одна игрушечная артель "Полированная игрушка" в деревне Бабенки. С середины 50-х годов в артель начинают поступать выпускники Загорской профтехшколы. Липу в это время закупали в Рязанской и Арзамасской областях в количестве 150 кубометров в месяц, позднее ее стали привозить из Башкирии; березу рубили в Серпуховском лесничестве. В 1963 году был организован выпуск изделий с выжигой (выжиганием. - Прим. авт. ) и модернизированы станки для выпуска уникальных токарных игрушек. На фабрике трудились 117 человек, из них только восемь токарей-надомников.

В 70-е годы в Бабенках пошла мода на большие матрешки, самовары, бочата, банки, которые мастера точили исключительно для себя, своих домочадцев и родни, причем в матрешку частенько вкладывали бутылку. А завел эту моду токарь А. Г. Седов. В перестройку, как и в далекие двадцатые, все ожило, забурлило. В Россию стало приезжать больше иностранцев. Подорожали сувениры. За выточенное яйцо токарю на фабрике платили 8 копеек, а за забором - уже 50 копеек. Уходили "на сторону" яйца и матрешки. Пять лет бушевала эта стихия. Потом спрос на токарные изделия упал, поубавилось скупщиков, разбежались мастера. Фабрика закрылась. Профессионалов, которые могли бы передать свое искусство подрастающему поколению, оставалось все меньше. К середине 90-х годов в московском Центральном Детском мире была лишь одна секция с отечественными игрушками. А сегодня славную профессию токаря по дереву можно смело занести в своего рода Красную книгу (если б такая была).

Лишь стараниями энтузиастов, и в первую очередь заслуженного деятеля искусств Московской области Сергея Валентиновича Виданова, бабенский игрушечный промысел не забыт. В поселке Шишкин Лес распоряжением администрации Подольского района Московской области построен целый учебный комплекс - муниципальный центр дополнительного образования детей "Бабенская игрушка". Он был открыт 1 сентября 2001 года. Здесь уютные светлые классы, просторные, хорошо оборудованные мастерские для росписи и токарного производства, большой зал для выставок и концертов. За четыре года учащиеся осваивают программу обучения и получают диплом о художественном начальном образовании. По старинным образцам С. В. Виданову удалось восстановить вместе с ребятами почти весь обширный ассортимент бывшей Бабенской фабрики. Так, в игре и в труде дети изучают историю, постигают народное искусство, проникаются уважением к традиции. Нередко разрабатывают и собственные игрушки. А во время акции "Вернем игрушки детям" передают самодельные коллекции в детские сады.

Интерес к точеной игрушке у Сергея Валентиновича с детства был настолько серьезный, что сразу после школы он пошел работать на фабрику в цех росписи, где трудились в основном женщины. С благодарностью вспоминает свою наставницу Анну Сергеевну Цареву. Токарному же мастерству учился самостоятельно. После службы в армии окончил Московское училище прикладного искусства. Стал профессиональным художником. На фабрике до ее закрытия проработал недолго. Но оказался практически единственным на бабенской земле человеком, кто свое ремесло не бросил. Мало того, подавшись в сторожа, в свободное время Сергей собирал сведения из истории бабенского промысла, ездил по деревням, записывал воспоминания старожилов, часами пропадал в архивах. За последние тридцать лет освоил станок так, что теперь может ваять на нем и 50-местные матрешки, и миниатюрные бирюльки, помещающиеся в скорлупе грецкого ореха. "Поколение, на бабенских игрушках воспитанное, в космос прорвалось. И недаром. Наши игрушки действительно развивают, настраивают на созидание", - говорит Виданов.

Рядом с центром, в отдельной рубленой избе, - музей токарных игрушек "Дом токаря". В нем насчитывается более 600 ценнейших экспонатов бабенского промысла, в том числе деревянный токарный станок XIX века, старые черно-белые фотографии мастеров, лучшие поделки художников прошлых лет и наших современников . В экспозиции много работ нынешних мальчишек и девчонок, учеников Виданова.

Гости в Шишкином Лесу не редкость. Дважды приезжали сюда воспитанники Детской академии русской культуры (при центре образования "Сабурово" Южного округа Москвы). Приезжали, чтобы поучиться токарному искусству, разнообразным техникам росписи и конечно же увезти домой маленькую точеную расписную игрушку, сделанную своими руками. Во время этих этнографических экспедиций, которые длились около недели, ребята вели летопись, куда записывали свои впечатления. Вот некоторые отрывки из летописи (без ссылки на авторов).

"Мастер-класс просто суперский. Всегда приятно, когда тебя чему-то новому учат, а если еще и получается, то пребываешь на седьмом небе".

"Если говорить честно, я раньше сидел дома в четырех стенах (у меня однокомнатная квартира). И совершенно не знал, как это интересно самому что-нибудь сделать руками, чему-нибудь практическому научиться".

"Поездка в Шишкин Лес мне очень, очень сильно запала в душу. Я видел выточенные изделия. Сергей Валентинович называет их мелочевкой. Меня поразило, что из обыкновенной чурки можно сотворить тонкостенное и изящное изделие".

"То, что вижу и держу в руках, непостижимо, не укладывается в моей голове. Изделия народного промысла. Их сделал наш русский мужик?! Нет - это мог сделать только большой Мастер. Вероятно, что эти люди вдохновляются красотой природы, воодушевляются и делают необыкновенные вещи".

"Встречи с мастером и его учениками позволили понять одну простую истину - народное ремесло не умирает, нужно просто о нем вспомнить, и оно преодолеет время и, как феникс, возродится, шагнув в новую эпоху вместе с нами".

Боголепов И. Промыслы Московской губернии. - М., 1880.

Виданов С. Бабенский игрушечный промысел. - Подольск, 2002.

Виданов С. Бабенская игрушка. Энциклопедия. - Подольск, 2006.

Вихляев П. Промыслы. - М., 1908.

Водарский Я., Истомина Э. Сельские кустарные промыслы Европейской России на рубеже XIX-XX столетий. - М., 2004.

Народное искусство Подмосковья. Возрождение традиций токарного ремесла. Выпуск 2. Сост. Барадулин В. А. - Подольск, 1997.

Промыслы крестьян Подольского уезда Московской губернии середины XIX - начала XX вв. / Автор-составитель С. В. Виданов. - Подольск, 2004.

Скопинская игрушка

Название города и гончарного ремесла образовано от названия птицы Скопа – это птица-рыболов или речной орел. Город Скопин находится в Рязанской области, на берегу реки Верда. Найденные при раскопках в этих краях глиняная посуда и игрушки относятся к временам киевской Руси. В такой посуде местные жители готовили масло, хранили молочные продукты, воду и квас, использовали для заквашивания теста. Временем возникновения скопинской керамики истории считают 1860-ее годы. Уже тогда город Скопин был известным центром гончарного промысла. С развитием производства, появлением фабрик и заводов, резко падает спрос на кустарную посуду, поэтому мастера сменяют вид своей деятельности и в больших количествах начинают лепить глиняные фигурки: игрушки, свистульки и декоративные статуэтки. Хрупкая глиняная игрушка, изящно оформленная, больше была предметом украшения интерьера, нежели детской забавой. В начале 20 века изделия скопинских мастеров были представлены на крупнейших выставках народного творчества в Петербурге и Париже. Скопинская керамика 19-20 веков хранится в мировых музеях.

В период первой мировой войны резко упал спрос на глиняные изделия, да и количество умельцев значительно сократилось, т.к. большинство мужчин, в том числе и гончары, были призваны на фронт. Новый расцвет гончарного промысла приходится уже на 1920-е годы. В это время мастера из Скопина получают разовые заказы от российских и зарубежных музеев, в попытке сохранить лучшие традиции лепного искусства. В эти годы большинство скопинских игрушек имеют ряд характерных признаков: преобладают красновато-желтых оттенков, пропали изображения зверей и птиц, на смену им пришли всевозможные налепы в виде жгутиков, линий, кругов и спиралей. Стоит заметить, что в состав глазурей входил свинец, который мог вызвать отравление и даже смерть мастера. Поэтому особо остро стоял вопрос о поиске безвредной поливы, которая по своим декоративным функциям не уступала бы свинцовому составу.

Описание игрушки

Каждый мастер пытался превзойти остальных, выдумывая новые сюжеты, производя сложные работы, разрабатывая искусные и оригинальные техники лепки. Лучшие свои образцы было принято выставлять на окошках своего дома или мастерской, что являлось своеобразной рекламой мастера. В 19 веке основные сюжеты скопинских мастеров – большие шары, созданные на гончарном круге, огромные декоративные вазы и горшки с замысловатым узором, фигурки диких зверей и птиц (больше всего встречается медведей и львов), сказочные существа, фигурки барышень и всадников. Внешне скопинские игрушки оригинальны, они отличаются от других русско-народных ремесел и выделяются на общем фоне. Так же как и посуда и иные глиняные предметы человеческого быта, игрушки изготавливались из светло-коричневой глины, после обжига игрушку поливали глазурью. Недочеты в своем гончарном деле местные мастера часто обращали в свою пользу: неперемолотые крупинки глазури неравномерно растекались по игрушке, что придавало готовому изделию оригинальность. Для игрушек применялись глазури разных оттенков: темно-коричневая глазурь с окисью марганца, ярко-зеленая с окисью мели, темно-желтая с добавлением окиси железа.

Среди лучших скопинских мастеров можно отметить братьев Василия и Федора Оводовых, отца и сына Желобова, Ивана Тащеева, Михаила Пеленкина, Александра Рожко, Нелли Насоновой, Марии Линевой и другие. Основной вклад в становление и развитие скопинского промысла внесла семья Оводовых. Идея игрушек у гончара Оводова появилась, когда он, работая в имении графа Бобринского, был впечатлен архитектурным декором, у себя в мастерской гончар вылепил большую фигуру льва с разинутой пастью и лежащей лапой на шаре. Свое творение мастер поставил у себя во дворе. Этому же гончару принадлежит идея пропускать через сито глину, в результате чего получалась длинная лапша, которой украшали густые гривы львов и лошадей. Все фигурки скопинских мастеров создаются, словно архитектурное сооружение. На гончарном круге вытягивается форма, а затем прорабатывается вручную. Изделие формируется на гончарном круге не целиком, а частями, а потом уже все готовые детали соединяются воедино с помощью жидко разведенной глины.

Как играть?

Хрупкая глиняная игрушка, изящно оформленная, прекрасно подойдет для украшения интерьера, необычный внешний вид и мелодичное звучание привлекают детей, но все таки из-за своей хрупкости Скопинские игрушки не предназначены для активной детской игры.

Плюсы и минусы

Ремесленники из Скопина научились изготавливать глазури разных цветов. При обжиге в горне или печи нерастворенные крупинки глазури расплавлялись и растекались по глиняной фигурке, поэтому и получили свое название «потечные». Использование потечной глазури – это основной признак скопинских игрушек. Скопинский промысел отличается большим ассортиментом изделий, неординарной фантазией авторов, оригинальным строением глиняных предметов.

Новый век

Скопинский промысел один из немногих, где исторически сложилась и полностью сохранилась до наших дней традиционная технология изготовления предметов. Сегодня игрушки также изготавливают несколькими способами ¬– ручной лепкой, изготовление на гончарном круге, прессование, литье, с помощью современного оборудования. Замешивается сухая глина с небольшим количеством воды, так образуется глиняное тесто. Такая смесь легче поддается обжигу, меньше сокращается в объемах. Для полной готовности требуется многократный обжиг. После того, как игрушка остыла после печи, ее заливают глазурью, сразу же декорируют и снова обжигают, позже наносят тонкий слой прозрачной глазури и снова закрепляют его в печи.

Производство

Современное развитие скопинской игрушки происходит по нескольким направлениям: массово выпускаются изделия, приготовленные шликерным литьем в гипсовых формах, производятся кухонные и бытовые предметы, а также создаются уникальные декоративные фигурки и игрушки, которые часто можно встретить в музеях, на выставках и ярмарках народного творчества. Изделия скопинского художественного промысла – визитная карточка Рязанской области.

Читайте также: