Силуэт барышни дымковской игрушки

Обновлено: 04.05.2024

Описание: работу можно выполнить с детьми разного возраста упрощая или усложняя ход работы. Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, учителям, воспитателям дошкольных учреждений.
Назначение: работа послужит прекрасным оформлением интерьера и детских творческих выставок.
Цель: создание образа дымковской барышни в технике пластилинография с последующей росписью изделия.
Задачи:
-познакомить детей с техникой лепки и росписи по пластилину;
-учить самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к игрушке;
-развивать детскую фантазию и творчество;
-воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи».
Бытует легенда, что происхождение промысла связано с событиями глубокой древности. Однажды ночью встретились близ города два дружественных войска и, не узнав друг друга в темноте, вступили в бой. Много людей погибло в том случайном бою. С тех пор и пошла традиция каждую весну справлять тризну по погибшим. Со временем эта история забылась. Торжество, утратив свой трагический смысл, превратилось в массовые народные гулянья – праздник свистуньи, или свистопляски, на котором полагалось свистеть и кидаться расписными шарами из глины.

Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного, что серости серей!
В ней что-то есть от радуги, от капельки росы.
В ней что-то есть от радости, гремящей как басы!
Мы глиняному чуду поклонимся не раз,
О Дымковской игрушке поведую я сказ.

Мы все, безусловно, с самого раннего детства знакомы с Дымковской игрушкой. Не только потому, что Дымково видно на противоположном берегу Вятки. Просто уже очень они «родные». Если честно, когда была маленькой (в школьном возрасте), не понимала: «почему о ней так много говорят, ведь вроде ничего особенного, я и сама смогу так разрисовать глиняные фигурки». А любовь и уважение к дымке, как к традиции, как к наследию, пришли позже.

Поэтому я не задумываясь познакомила своего маленького ребенка с дымковской игрушкой, рассказала про мастериц, про разновидности фигурок, про рисованные узоры и оформление фольгой.

А здесь — небольшая коллекция раскрасок с дымкой для детей разных возрастов. Сначала можно давать контуры с обрисованными узорами для раскрашивания. А когда ребенок будет чуть старше и узнает дымковские орнаменты, то сможет уже разукрашивать игрушки без детализации.

Для раскрашивания необходимы краски.

Дымковские узоры

Сразу хочу напомнить, какие узоры обычно используются для раскраски дымковских игрушек. Их можно использовать, как шпаргалку.

Геометрический орнамент состоит из полос разной толщины, волнистых линий, колец, кругов, горошин, овалов. Характерным для росписи является сочетание крупных и мелких элементов. Мелкие элементы украшают крупные кольца, круги, полосы; или рассыпаются между ними (точки, черточки, тонкие линии).

Геометрические составляющие орнаментов дымковской росписи

Геометрические составляющие орнаментов дымковской росписи

Линии орнаментов

Из этих базовых элементов и слагаются цветные узоры на фартуках и платьях барышень, хвостах и крыльях петухов.

Дымковские узоры

Можете в качестве упражнения предложить ребенку нарисовать по ряду различные узоры. Правда, не всем детям подобное задание понравится (сужу по своей дочке, она сразу бы к фигуре перешла, без «прописей»).

Орнаменты

Дымковская игрушка Барыня (Барышня)

Барышень делали разных: с петухом, с коромыслом, с детьми, с собачкой, важных барышень, барышень с муфтами… Объединяли из всех пышная юбка и кокошник на голове (иногда его заменяла шляпка).

Барышня с собачкой Дымковское семейство
Барышня с коромыслом Еще вариант барышни с коромыслом
Знатная барыня с зонтиком Барышня с кавалером

А вот силуэты дымковских барышень для самостоятельного «заполнения» узорами.

Барышня с петухом Барышня с младенцем

Дымковские игрушки Петухи (раскраски для детей 4-7 лет)

Вся красота петуха — в его хвосте и крыльях.

Кстати, от некоторых людей слышала, что это не петух, а индюк. По мне: разве он похож на индюка?

Дымковский петух Еще один петух из Дымково
Петух для раскрашивания Петушиная семья

Дымковские лошадь, олень, козел

Дымковский козлик Олень
Лошадь Кавалер на лошади (или на козле?)

Готовясь к семинару по декоративно-прикладному искусству, я сделала несколько "дымковских" игрушек из бумаги, так как и увлекаюсь бумагопластикой, и преподаю конструирование из бумаги в кружке. Вот такая барышня у меня получилась.

«Дымковская барышня». Поделка из бумаги. Мастер-класс

Идея такой куколки пришла ко мне, когда я вспомнила, что зимой мы делали с детьми таких же ангелочков. Первый этап - это нарисовать и вырезать шаблон. Вот такой он у меня получился.


Вы можете его скопировать, но юбочку к низу нужно сделать всё-таки пошире. Затем легонько простым карандашом наметить личико и другие важные детали.



С обратной стороны тоже намечаем кофточку.


Следующий этап - роспись. Тут можно дать волю своей фантазии. Но нужно помнить, что кофточка и головной убор у дымковской барышни, как правило, однотонные, а в росписи юбочки обязательно используется тот же цвет, плюс ещё 2-3 дополнительно. Я расписала вот так.


Тут мне показалось, что нужно тоненьким контуром обвести кое-какие детали одежды.


Так барышня выглядит поярче.


С обратной стороны тоже раскрашиваем кофточку.

Затем склеиваем сзади юбку и, опустив вниз руки, приклеиваем их на нужное место. А можно просто их опустить, загладив линию сгиба. Получилась вот такая красавица.


А вот и подружка к ней в гости пришла.


Эта барышня выполнена по-другому. Юбочка - длинный узкий конус, фартучек - конус пониже и шире. Верхняя часть нарисована на сгибе листа бумаги, раскрашена, и вырезана. затем всё собирается на клей.


И, в заключение, вот такая композиция.


Идею такого замечательного индюка подсмотрела здесь, на МААМе. Спасибо, коллеги.

Мастер-класс «Дымковская барышня»

Мастер-класс «Дымковская барышня» Цель: познакомить детей с техникой «Лепка фигур из пластилина на каркасе». Задачи: 1. Приобщать детей к народному декоративно-прокладному.

Аппликация из скрученной гофрированной бумаги «Дымковская барышня»

Аппликация из скрученной гофрированной бумаги «Дымковская барышня» Цель: Способствовать развитию познавательного интереса к изобразительной деятельности. Познакомить детей с нетрадиционным видом аппликации.

Мастер-класс: поделка из бумаги «Ажурные цветы»

Мастер-класс: поделка из бумаги «Ажурные цветы» Остается совсем немного времени до наступления лета! И нам захотелось создать яркие и необычные цветы для украшения группы. Идея изготовления.

Мастер-класс: поделка из бумаги «Цветы»

Мастер-класс: поделка из бумаги «Цветы» Мы выполнили такую поделку с детьми. Для работы нам понадобилась цветная бумага (разного цвета, клей, ножницы. Как показано. Дальше подготовили.

Мастер-класс: поделка из бумаги «Цветы к 8 Марта!»

Мастер-класс: поделка из бумаги «Цветы к 8 Марта!» Здравствуйте,коллеги! Сегодня я хочу представить Вам мастер-класс: "Цветы к 8 Марта"! Цветок очень прост,но смотрится оригинально и очень.

Мастер-класс «Дымковская игрушка» поделка из бросового материала.

Мастер-класс «Дымковская игрушка» поделка из бросового материала. Дымковская игрушка. На берегу реки Вятки напротив города Кирова расположилась слобода Дымково. С незапамятных времен здесь лепили из глины.

Мастер-класс: поделка из бумаги «Телефон»

Мастер-класс: поделка из бумаги «Телефон» Мастер-класс «Телефон». Хочешь себе собственный телефон? Тогда тебе только стоит выполнять следующие шаги. Тебе понадобятся: • Картон.

Поделка из бумаги «Сова». Детский мастер-класс

Поделка из бумаги «Сова». Детский мастер-класс Умная сова - большая голова. Интересная, красивая птица. Ее много рисуют, делают различные аппликации и поделки. Совушку можно собрать,.

Начну с того, что идея была подсказана преподавателем в колледже, и на сегодняшний день, "окунувшись с головой" в работу с детьми, я оценила многофункциональность этого пособия. Данное пособие можно использовать и как демонстрационный материал, и как дидактическую игру.

Знакомство с дымковской игрушкой как видом народного декоративно - прикладного искусства.

В рисовании - совершенствовать технику гуашевыми красками:смешивать краски; легко и умело пользоваться кистью - создавать элементы узора.

Демонстрация барышни, со сменными юбками, пробуждает желание у детей : рисовать, вырезать, клеить. Предлагаю детям шаблон-силуэт барышни и фантазии ребенка нет предела.

Очень хорошо развивает мелкую моторику, эстетический вкус,придумывают свои орнаменты для юбки, и просто увлекаются, а может кто-нибудьстанет художником.

«Дымковская барышня». Демонстрационный материал для детей старшей и подготовительной групп







Мастер-класс «Дымковская барышня»

Мастер-класс «Дымковская барышня» Цель: познакомить детей с техникой «Лепка фигур из пластилина на каркасе». Задачи: 1. Приобщать детей к народному декоративно-прокладному.

Демонстрационный материал. Аппликация «Коты из сердечек»

Демонстрационный материал. Аппликация «Коты из сердечек» Таких замечательных котят можно подарить на День влюблённых,8 Марта,День рождения. На листе А4 под нарисованной шляпой спрятались гости,ребята.

Демонстрационный материал. Аппликация «Внутри кота-доброта».

Демонстрационный материал. Аппликация «Внутри кота-доброта». Ребят приветствовал житель страны Котилии со своими друзьями,которые хотели проверить наши знания. Желающие ответить подходили,брали.

Демонстрационный материал «Коты-геометрики». Аппликация

Демонстрационный материал «Коты-геометрики». Аппликация Вот такая идея подачи материала у меня родилась. Кот Саймон-любитель погонять местных пташек (понятия вверх-вниз,налево-направо повторили,часть.

Аппликация из скрученной гофрированной бумаги «Дымковская барышня»

Аппликация из скрученной гофрированной бумаги «Дымковская барышня» Цель: Способствовать развитию познавательного интереса к изобразительной деятельности. Познакомить детей с нетрадиционным видом аппликации.

Дымковская барышня из пластиковой бутылки. Мастер-класс

Дымковская барышня из пластиковой бутылки. Мастер-класс Дымковская тема меня захватила и не отпускает, поэтому мне после бумажных барышень захотелось сделать что-то более фундаментальное. Почему.

«Дымковская барышня». Поделка из бумаги. Мастер-класс

«Дымковская барышня». Поделка из бумаги. Мастер-класс Готовясь к семинару по декоративно-прикладному искусству, я сделала несколько "дымковских" игрушек из бумаги, так как и увлекаюсь бумагопластикой,.

Конспект проведения занятия по лепке в средней группе на тему «Дымковская барышня» из соленого теста. Тема: «Лепка «Дымковской игрушки»(барышни) из соленого теста. Программное содержание. Учить детей лепить «барышню» по мотивам дымковских.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Дымковская барышня» в старшей группе Цель: развивать интерес детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественное творчество в декоративном рисовании. Задачи:.

Цель: знакомство дошкольников с дымковской игрушкой, формирование чувства патриотизма и уважения к самобытной русской культуре.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Приобщение к искусству

-развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту произведений народного декоративно-прикладного искусства;

-закреплять знание названия цветов;

-учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков.

Приобщать детей к декоративной деятельности:

-учить украшать силуэты дымковской игрушки узором.

ОО «Познавательное развитие»

Развитие познавательных действий.

-создавать условия для ознакомления детей с цветом,

- способствовать развитию любознательности и познавательной мотивации

ОО «Речевое развитие»

-развивать и обогащать словарный запас детей

-развивать диалогическую форму речи.

-вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

-способствовать развитию у детей правильной самооценки,

-побуждать к активной деятельности

ОО «Физическое развитие»

-развивать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

Материалы и оборудование:

Глиняная игрушка барышня, изображение дымковских игрушек, картинки с образцами элементов дымковской росписи, мольберт, трафарет барышни на каждого ребенка, краски, кисти, ватные палочки по 2 на каждого ребенка, баночки для воды, тряпочки. Ноутбук для проигрывания аудиозаписей «Калинка», «Метелица», мольберт, силуэты дымковских барышень из картона на каждого ребёнка, образцы дымковских игрушек.»

Предварительная работа: Беседы о дымковской игрушке, об особенностях узора, композиции, цветосочетании. Рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства. Рисование элементов дымковской росписи. Просмотр презентации про дымковскую игрушку.

Работа с родителями: Консультация «Что я могу рассказать ребёнку о народном декоративно-прикладном искусстве России». Буклеты для родителей «Народная игрушка».

1. Вводная часть. Сюрпризный момент «Сундучок с сюрпризом».

2. Практическая работа – роспись силуэтов дымковской барышни.

Звучит народная музыка. (Воспитатель встречает детей в русском костюме)

Воспитатель: Здравствуйте, детишки! Девчонки и мальчишки! Спасибо, что мимо не прошли. К нам в гости зашли. Проходите, не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь! (Дети садятся на стульчики.)

Сюрпризный момент: Ой, а что же это такое? Это бабушкин сундук. Как вы думаете для чего он? Попробуем его открыть. Ой, он не открывается. Что же делать? А я догадалась. Нужно отгадать загадку.

Загадка: Все игрушки не простые,

А волшебно - расписные,

Белоснежны как березки,

Кружочки, клеточки, полоски -

Простой казалось бы узор,

А отвести не в силах взор". (дымковская игрушка)

Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли вы отгадали загадку. (воспитатель открывает сундучок, достаёт дымковские игрушки). Правильно, молодцы! Это дымковские игрушки.

Воспитатель: Эти игрушки нам прислали дымковские мастера из далёкой деревни Дымково.

Воспитатель: Из чего сделаны эти игрушки? (из глины)

Да, сначала их лепили из глины, затем обжигали в печах, красили белой краской, а затем расписывали узорами.

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим дымковских барышень. Посмотрите, какие красивые у них юбки, и все разные.

Воспитатель: Из каких элементов состоят узоры на юбке? (Круги, точки, полоски).

Воспитатель: Какие цвета используют мастера для рисования узоров. (красный, оранжевый, жёлтый, голубой, зелёный)

Воспитатель: Ой, ребята, здесь в сундучке ещё что-то есть. (шаблоны барышень)

Воспитатель: Что это? Дымковские барышни. Только какие-то они другие, что в них не так. (юбки не расскрашены)

Воспитатель: А что надо сделать, чтобы она стала настоящей дымковской барышней? (Разрисовать юбку).

Но прежде чем приступить к работе, давайте немного поиграем.

Мы игрушки расписные, (Стойка прямо, повороты влево, вправо)

Хохотушки вятские, (Улыбка друг другу с поворотом)

Щеголихи слободские, (Поворот вокруг себя)

Кумушки посадские. (Небольшие приседания)

У нас ручки крендельком (Показ рук вперед, на пояс)

Щёчки будто яблочки. (Легкие прикасания к своим щекам)

С нами издавна знаком (Стойка прямо)

Весь народ на ярмарке. (Поклон)

Воспитатель: А сейчас отправимся в мастерскую и распишем юбки нашим барышням.

- Проходите за свои рабочие места.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня работали как настоящие дымковские мастера, и у вас получился прекрасный хоровод барышень.

Посмотри, как хороша,

Щечки алые горят,

Итог: У всех барышень наряды красивые и у всех разные.

-Какие цвета вы использовали?

-Какие узоры рисовали?

-Очень нарядно и красиво вы украсили юбки дымковским барышням. Молодцы!

Конспект занятия «Дымковская игрушка «Барыня» для детей младшего школьного возраста

Конспект занятия «Дымковская игрушка «Барыня» для детей младшего школьного возраста Цель: познакомить учащихся с дымковской игрушкой «Барыня» Задачи: 1. Познакомиить учащихся с историей промысла дымковской игрушки. 2. Познакомить.

Лепка из пластилина «Дымковская барыня» в средней группе с использованием подручных материалов

Лепка из пластилина «Дымковская барыня» в средней группе с использованием подручных материалов Цель: познакомить детей с лепкой дымковской игрушки – Барышни, из пластилина и подручных материалов. Задачи: развивать желание лепить.

Мастер-класс «Дымковская барыня»

Мастер-класс «Дымковская барыня» Мастер- класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, родителей и педагогов дошкольного образования. Задачи: - развивать.

Читайте также: