Силуэт филимоновской игрушки для росписи

Обновлено: 05.05.2024

Роспись красками силуэта филимоновской игрушки. Закреплять умение подбирать необходимые цвета, развивать любознательность и эстетический вкус.

ВложениеРазмер
rospis_kraskami_filimonovskoy_igrushki.docx 42.87 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 2 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности

по ознакомлению с изделиями декоративно-прикладного искусства

« Роспись бумажных силуэтов филимоновских игрушек»

г.о. Подольск, мкр.Климовск 2016

Образовательная область «Познание»

- расширять представление детей о многообразии филимоновской игрушки. Закреплять знания и умения росписи филимоновской игрушки;

- показать особенности выполнения росписи различных бумажных силуэтов.

Образовательная область «Коммуникация»

- продолжать развивать речь детей;

- обогащать лексический запас;

- развивать мелкую моторику рук.

- Образовательная область «Социализация»
- совершенствовать навыки действовать со сверстниками сообща, договариваясь друг с другом.

Образовательная область «Художественное творчество»

- закреплять умение детей расписывать силуэт филимоновской игрушки;

- продолжать совершенствовать технику выполнения филимоновского узора;

- обратить внимание на особенности расположения узора в различных формах.

Материал: иллюстрации Ю. Васнецова «Пошла Маня на базар» и «Пошел котик на торжок». Игрушка дымковская и филимоновская. Пластилин белый и коричневый. Мягкие игрушки (покупатели). Игрушка «Дед Филимон». Карточки с изображением дымковской и филимоновской игрушек.

Материал раздаточный: гуашь, кисти, салфетки, вода в баночках, ½ альбомного листа с контурным изображением петуха, кота, барана.

На мольберте стоят иллюстрации Ю.Васнецова.

- Кто нарисовал иллюстрации? (Ю.Васнецов).

- Ребята, куда пошел котик? (На торжок).

- Куда пошла Маня? (На базар).

- Куда ходят ваши родители за покупками? (В магазин).

- А вы знаете, что народные мастера привозят свои поделки-игрушки на ярмарку. И люди из многих городов приезжают, чтобы на игрушки полюбоваться, да и купить их для своих детишек. (На столе дымковские и филимоновские игрушки).

- Есть у меня карточки с нарисованными игрушками, да вот беда, все они перепутались. Помогите, пожалуйста, их разобрать.

- Вот эта кукла, откуда к нам приехала? (Из Дымково).

- А лиса откуда? (Из Филимоново).

- Из какого материала делают такие игрушки? (Из глины).

- А по цвету, глина различается? (Да, филимоновская из белой глины, а дымковская из коричневой).

- Возьмите все по одной карточке и разложите филимоновские к лисе, а дымковские – к барышне.

Появляется дед Филимон (игрушка - бибабо)

Под музыкальное сопровождение

- Ох, сколько детишек! Здравствуйте! Хочу пригласить вас на ярмарку. Пойдемте со мной.

Дети переходят к другому столу, на нем листы с изображением филимоновских игрушек.

- Ох, беда, беда! Игрушки-то все белые, не раскрашенные. Один-то я не справлюсь, все раскрасить не смогу. Кто же мне поможет?

Дети вызываются помочь, выбирают самостоятельно лист с контуром.

Занимайте места в мастерской и давайте разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому…»

В гости к пальчику большому показывают большие пальцы рук

Приходили прямо к дому соединяют пальцы рук - «Крыша»

Указательный и средний показывают указательные и средние

Безымянный показывают безымянные,

зажав остальные пальцы в кулак

И последний, показать мизинцы, зажав остальные сам мизинчик - малышок пальцы в кулак

Постучался на порог удары кулачками друг от друга

- Кисточку возьмите тремя пальчиками, сядьте удобно.

- Краской, какого цвета будем рисовать сначала? (Желтой).

(дети, опираясь на полученные знания, приступают к самостоятельному рисованию узора желтой краской)

- Ой, ой, ой. Посмотрите, что случилось! Дед Филимон испачкал краской фартук. Надо его постирать.

Стираем, стираем, стираем целый день. Смотрите, ручки, ножки.

Устали ли они? И снова на работу готовы ли идти?

Полощем, полощем, полощем целый день. Смотрите, ручки, ножки.

Устали ли они? И снова на работу готовы ли идти?

Выжимаем, выжимаем, выжимаем целый день.Смотрите, ручки, ножки.

Устали ли они? И снова на работу готовы ли идти?

Вешаем, вешаем, вешаем целый день. Смотрите, ручки, ножки.

Устали ли они? И снова на работу готовы ли идти?

Утюжим, утюжим, утюжим целый день. Смотрите, ручки, ножки.

Устали ли они? И снова на работу готовы ли идти?

- Вот и помогли деду Филимону. Пора нам в мастерскую возвращаться.

Дети продолжают работу.

- У кого игрушка готова, везите ее на ярмарку. Покупатели уже ждут.

Дети подходят к столу с мягкими игрушками.

Воспитатель: говорит за мягкую игрушку (ведет диалог).

Покупатель(игрушка ): хвалит рисунок, покупает его, объясняя, зачем нужен именно этот рисунок:

- Петух - будет меня будить; баран - буду с ним дружить;

кот – будет мышей пугать и т. д.

Молодцы мастера, хорошо потрудились. Все игрушки на ярмарке продали. Пора домой возвращаться.

Игра: «На чем поедем? »

- На чем поедем в группу?

Дети: на поезде (машине, лошадке…)

- Проверяем колеса (стучат кулачком по кулачку)

- Выпускаем пар! (ш-ш-ш)

- Даем сигнал (У-У-У…)

Каждый ребенок, выходя из кабинета, называет того, кого он везет в своем вагоне.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект НОД по художественному творчеству « Веселая ярмарка. Роспись силуэтов дымковской игрушки».

НОД расчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста, для закрепления знаний детей о дымковской игрушке и ее образах.


"Филимоновские мастера" (роспись филимоновской игрушки)

Сформировать знания детей об особенностях росписи игрушки, ёё колорите,основных элементах узора.


Конспект интегрированного занятия в средней группе. Тема: «Роспись силуэта филимоновской игрушки»

Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно-прикладного искусства путѐм ознакомления с филимоновской игрушкой.


Конспект НОД по народно – прикладному искусству в подготовительной к школе группе. «Роспись силуэтов дымковской игрушки»

Воспитывать интерес к народно – прикладному искусству; продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусства нераздельно от народной музыки и у.


"Роспись Филимоновской игрушки"

Филимоновской росписи – полоски, «ёлочки», правильно использовать основные цвета промысла. Развивать графические умения и навыки в изображении элементов узора по народным мотивам.


Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе «Роспись филимоновской игрушки»

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ.Наглядные: рассматривание филимоновских игрушек.Словесные: указания, пояснения, напоминания, поощрение, вопросы репродуктивного и поискового характера, художественное слово, оценк.


Методическая разработка итогового занятия по ознакомлению с изделиями декоративно-прикладного искусства на тему: «Роспись силуэтов Филимоновской игрушки» для старшей группы.

Методическая разработка итогового занятия по ознакомлению с изделиями декоративно-прикладного исскуства на тему: "Роспись силуэтов Филимоновской игрушки".

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств художественного воспитания дошкольников. Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи, особенности жизни, быта, передающиеся из поколения в поколение, усваивают эталоны красоты. Декоративное искусство всегда несет на себе отпечаток условности в передаче формы, цвета в выполнении элементов узора. В результате систематической работы ребенок приобретает навыки не только условного решения формы, но и ее орнаментального оформления. Народная игрушка разнообразна по стилю исполнения. Умение лепить игрушки в разных стилях возможно лишь при полном понимании ребенком различия в изображении формы и декоративных украшений. Для этого нужно чаще знакомить детей с игрушками разных промыслов, с их особенностями, как скульптурными, так и орнаментальными.

ВложениеРазмер
shablony_filimonovskih_igrushek.docx 1.69 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Развлечение для детей средней группы. Путешествие в сказку. Сравнение дымковской и филимоновской игрушек.

Дети в игровой форме закрепляют знания о дымковских и филимоновских народных игрушках, об особенностях их росписи.


Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Роспись филимоновских и Дымковских игрушек».

Программное содержание:Познакомить детей с изделиями народных мастеров, дать представление о способах их изготовления и особенностях росписи; закрепить названия некоторых видов народных игрушек.

Мастер - класс. Образовательная область : « Художественно - эстетическое развитие» Тема : « Роспись филимоновских игрушек»


"Филимоновские мастера" (роспись филимоновской игрушки)

Сформировать знания детей об особенностях росписи игрушки, ёё колорите,основных элементах узора.

Роспись Филимоновской и Дымковской игрушек

Дети и взрослые научатся создавать и расписывать филимоновскую и дымковскую игрушку.


НОД «Знакомство детей с видами филимоновских игрушек»

Задачи.Приобщать детей к истокам русской народной культуры на основе активного использования фольклора. Продолжать знакомство с филимоновской игрушкой, как видом народного декоративно прикладного иску.


План-конспект ООД по лепке «Мастерская игрушек» на тему «Филимоновская игрушка"

Тип ООД: Художественно-эстетическое. ЛепкаЦель ООД: формирование у детей представления о многообразии народных промыслов, народной игрушки. Формирование уважительного отношения к народному творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Филимоновская глиняная игрушка

ФИЛИМОНОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКАВ деревне Филимоново ,расположенной недалеко от Тулы ,издавна занимаются изготовлением из красной глины разнообразных свистулек, изображающих животных .


План конспект интегрированной позновательно-образовательной деятельности "Филимоновская игрушка"

Познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства – филимоновской глиняной игрушкой; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях; созд.

Конспект занятия :"Филимоновский лес"

Мне очень нравится филимоновская игрушка. Дети любят яркие, красивые цвета, и эта игрушка вполне ими обладает. Узоры достаточно просты в исполнении и детям нетрудно их рисовать. Я хо.

Конспект занятия:"Филимоновский поросёнок"

Мне очень нравится филимоновская игрушка. Дети любят яркие, красивые цвета, и эта игрушка вполне ими обладает. Узоры достаточно просты в исполнении и детям нетрудно их рисовать. Я хо.

Конспект занятия:" Филимоновская деревня"

Мне очень нравится филимоновская игрушка. Дети любят яркие, красивые цвета, и эта игрушка вполне ими обладает. Узоры достаточно просты в исполнении и детям нетрудно их рисовать. Я хо.


Филимоновская раскраска.

Раасскрась филимоновские фигурки.


"Филимоновские мастера" (роспись филимоновской игрушки)

Сформировать знания детей об особенностях росписи игрушки, ёё колорите,основных элементах узора.

Филимоновская роспись в детском саду

Веселая и нарядная филимоновская игрушка известна всем. Собачки, лошадки, петухи и овечки со свистульками, раскрашенные яркими красками, никого не оставляют равнодушным. Особенно они нравятся малышам. В детских садах филимоновская роспись входит в программу обучения детей рисованию. Ребятишек знакомят с ее основами и историей создания игрушки. Их учат раскрашивать шаблоны филимоновской игрушки для рисования, тем самым приобщая к народному творчеству.

История появления игрушки

История возникновения филимоновской игрушки берёт начало в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По легенде, гончарное ремесло там появилось при Иване Грозном, когда гончар по имени Филимон нашёл в окрестностях качественную синюю глину. Она была пригодной для изготовления гончарных изделий и великолепно подходила для росписи. Но раскопки показали, что изготовлением глиняных изделий здесь занимались еще в эпоху палеолита. В древних курганах были найдены глиняные черепки со следами характерной росписи.

Филимоновская глина отличается высокой жирностью и пластичностью. Ее называют синикой. При обжиге глина меняет свой изначально черно-синий цвет на белый или слегка розоватый. Изготовлением игрушек-свистулек традиционно занимались женщины, а мужчины-гончары делали глиняную посуду. Лепить игрушки начинали поздней осенью и всю зиму сушили их на печках. К весне фигурки обжигали — из невзрачных серых они становились ослепительно белыми. Затем их расписывали яркими красками. Готовые свистульки выглядели великолепно. Их традиционно продавали на пасхальных ярмарках. В деревне Филимоново это был один из основных видов заработка.

Особенности создания филимоновской игрушки

Наибольшее распространение филимоновская игрушка получила в XIX веке, когда появились акриловые краски. С их помощью мастерицы создавали великолепную роспись, которая стала характерной особенностью их изделий.

В начале XX века ремесло практически исчезло. Возрождаться оно начало в 60-е годы, когда руководство страны стало поддерживать народные промыслы.

Особенности изделий

Образы и роспись филимоновских игрушек восходят к временам языческой древности. В дохристианские имена времена они имели сакральный смысл и часто служили оберегами:

    Уточка символизирует воду. С изготовления этой фигурки начиналось обучение ремеслу. В древности она была оберегом для маленьких детей.
  1. Всадник на лошади или просто лошадка изображают Велеса — языческого бога удачи и плодородия.
  2. Петушок охраняет домашний очаг от несчастий.
  3. Козочка, олень, бык и барашек с трехцветными кольцами на шеях отгоняют злых духов.
  4. Корова — этот оберег приносит в дом достаток.
  5. Курочка — символ благополучия.
  6. Барышня в нарядной юбке — это особый оберег. Он символизирует древнерусскую богиню Макошь. Традиционно ее изображали с младенцем в правой руке или с утицей в левой. Эта фигурка является символом огромного семейного счастья.

Позже, в 19 веке, появились другие игрушки. Их образы соответствовали особенности жизни людей этого времени:

  • танцующие солдаты и барышня — их называли люботой;
  • солдат с конём или с курочкой, символизирующий обыденную деревенскую жизнь;
  • Иван, который поймал Жар-птицу;
  • чаепитие — образ, связанный с появлением тульских самоваров.

Как рисовать по шаблону

При изготовлении игрушек никогда не используются шаблоны. Чтобы сделать игрушку, мастер просто тщательно разминает глину. Он лепит фигурки, соответствующие традициям мастерства. Мелкие детали отсутствуют. Женщин изображают с младенцем или птицей. У мужчин большие тяжелые сапоги. Главные персонажи — барыни, всадники, солдаты, изредка крестьянки. Их лица едва намечены. На людей надеты ярко раскрашенные пышные юбки или штаны. Кофточки и рубашки обычно одноцветные, украшенные орнаментом по подолу, рукавам и воротнику.

У животных длинные вытянутые шеи. Фигурки людей также несколько вытянуты. Игрушки не детализированы — филимоновских лошадок, быков, барашков, оленей, собак можно отличить только по наличию или отсутствию рогов. Почти все они являются свистульками. Расположение свистка зависит от того, какой образ используется: у животных он находится в хвосте, а у людей — в птице, которую они держат подмышкой.

Символика цветов и узоров

Мастерицы расписывали свои изделия особыми разноцветными полосками и узорами. Каждый из них имел определенное значение:

  • окружности, украшенные узорами, символизируют солнце;
  • треугольники — это символы земли;
  • зигзаги олицетворяют воду;
  • елочки — трава и деревья.

Языческая символика вкладывает в эти орнаменты сильную духовную силу, оберегающую людей от зла. Все элементы напоминают о неразрывной связи человека с природой. Форма орнаментов постоянно меняется, хотя их смысл остается тем же. Это делает филимоновские узоры неповторимыми и уникальными. Цвета росписи также несут древний сакральный смысл. Во всех игрушках присутствуют три главных цвета:

  • жёлтый символизирует огонь и солнечный свет;
  • красный или малиновый олицетворяет землю, человеческое тело и дух;
  • зелёный обозначает природу и возрождение жизни.

Иногда помимо традиционных цветов добавляют цвет фуксии и бирюзовый окрас.

Этапы росписи

Филимоновская глина после обжига приобретает идеально белый цвет и не нуждается в грунтовке. Роспись всех игрушек производится в следующем порядке:

  1. Мастер желтит свистульку, для чего на ее определенные элементы наносится желтая краска. Ту часть, которую человек касается губами при свисте, не окрашивают.
  2. Малиновая раскраска производится тонкой кисточкой. На фигурку наносятся разнообразные узоры: ёлочки, треугольнички, полоски, окружности.
  3. Аналогичным образом производится озеленение игрушки.

Мастер поэтапно рисует узоры тоненькой кисточкой. Для оформления игрушек используют гусиное или куриное перо. Волосяные кисточки не применяются, так как они оставляют на глине ворсинки и разводы. Краски не смешивают — следующий цвет наносится после полного высыхания предыдущего. Основные элементы росписи — белые и желтые полосы. Они бывают достаточно широкими и задают игрушке основной тон. Поверх них наносятся тонкие полоски остальных цветов. Полосы делают ровными и аккуратными, они не должны сползать или перекрывать друг друга.

Занятия в детском саду

Занятие филимоновской росписью в детском саду прекрасно развивает творческие способности малышей. Для раскрашивания используют шаблоны игрушек, изготовленные из бумаги. Обычно это фигурки котов, лошадок, уточек. Часто используют шаблон филимоновской лошадки — на нем проще всего учиться росписи.

История филимоновской игрушки

Существует много программ и курсов для дошкольников по изучению игрушки. В начале занятий детей знакомят с ее историей и основами росписи, затем приступают к раскрашиванию. Для росписи необходимо подготовить шаблоны раскраски филимоновской игрушки с нанесенным на них желтым цветом, несколько раскрашенных свистулек, акварельные краски или гуашь, кисти или ватные палочки. Во время занятий можно читать стихи или художественные произведения, напевать песни или показывать малышам картинки. Можно включить народную музыку.

Благодаря занятиям у детей развивается мелкая моторика и сенсорная чувствительность. Ребёнок осваивает художественные традиции своего народа, учится рисовать несложные геометрические фигуры и элементы.

Детей увлекают такие занятия, они узнают на них много нового. Иногда вместо традиционной глины используют другие материалы (например, гипс).

Все материалы по теме «Филимоновская роспись игрушек. Картинки и раскраски»
( 11 картинок )

Элементы филимоновской росписи.

Чудо-дерево. Филимоновская роспись

Лошадка-свистулька. Филимоновская игрушка

Филимоновская свистулька. Козлик

Рыбка. Раскраска по теме «Филимоновские игрушки»

Барашек. Филимоновская игрушка. Раскраска

Филимоновская раскраска. Игрушка козлик и цветок

Нарисуй филимоновский узор на игрушках

Раскраска филимоновских игрушек

Филимоновская роспись. Последовательность раскраски игрушек

    Филимоновская роспись. Последовательность раскраски игрушек

Филимоновские игрушки. Раскрась петушка

Ваши предложения
и пожелания

Конспект ОД по рисованию в подготовительной группе «Красная книга Оренбуржья»

Фотоотчет о конструировании из бумаги «Ежик» для старших дошкольников

Дидактическая игра для речевого развития «Кулак, ладонь»

Мастер-класс «Лиса в технике «оригами»

Конспект НОД по рисованию в смешанной технике в средней коррекционной группе «Одуванчик — жёлтый сарафанчик»

Сценарий экологического квеста «Ребята и Эколята» для детского сада

Конспект занятия по аппликации с элементами рисования «Веселая улитка» в подготовительной группе

Мастер-класс по оригами «Котёнок»

Неофициальные символы России. Тени

Элементы для заполнения лэпбука «Россия»

Неофициальный символы России в картинках

Государственные праздники России в картинках

Читайте также: