Симфония игрушек история создания

Обновлено: 12.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Долгое время бытовало мнение, что автор Детской симфонии, которую иногда называют ещё «Симфонией игрушек» - Йозеф Гайдн.

Но часть исследователей считают автором не Гайдна, а Леопольда Моцарта, отца великого Вольфганга Амадея.

Например, Бруно Аулих, автор многих занимательных историй о музыке, полагает, что это вовсе не симфония и не произведение для детей. По мнению Аулиха, Леопольд Моцарт совместно со своим учеником Райнпрехтером написали Детскую симфонию на заказ для рекламы фабрики игрушек. То есть по сути это рекламный трюк того времени.

Мнимое же авторство Иозефа Гайдна добавило популярности этому произведению и позволило уцелеть во времени.

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога дополнительного образования при обучении игре на баяне, аккордеоне


Курс повышения квалификации

Анализ урока как инструмент развития профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы педагогики и методологии общего образования


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Краткое описание документа:

Долгое время бытовало мнение, что автор Детской симфонии, которую иногда называют ещё «Симфонией игрушек» - Йозеф Гайдн.

Но часть исследователей считают автором не Гайдна, а Леопольда Моцарта, отца великого Вольфганга Амадея.

Например, Бруно Аулих, автор многих занимательных историй о музыке, полагает, что это вовсе не симфония и не произведение для детей. По мнению Аулиха, Леопольд Моцарт совместно со своим учеником Райнпрехтером написали Детскую симфонию на заказ для рекламы фабрики игрушек. То есть по сути это рекламный трюк того времени.

Мнимое же авторство Иозефа Гайдна добавило популярности этому произведению и позволило уцелеть во времени.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 919 481 материал в базе

Материал подходит для УМК

«Музыка», Сергеева Г.П., Критская Е.Д.

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Музыка», Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
  • Тема: Мир композитора
  • Учебник: «Музыка», Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
  • Тема: Мир композитора
  • Учебник: «Музыка», Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
  • Тема: Мир композитора
  • Учебник: «Музыка», Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
  • Тема: Мир композитора
  • Учебник: «Музыка», Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
  • Тема: Мир композитора
  • Учебник: «Музыка», Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
  • Тема: Мир композитора
  • Учебник: «Музыка», Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
  • Тема: Мир композитора
  • Учебник: «Музыка», Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
  • Тема: Мир композитора

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»
  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»
  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»
  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности преподавателя детской хореографии»
  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в профессиональном образовании»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»
  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»
  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»
  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Оставьте свой комментарий

  • 06.11.2020 1106
  • DOCX 20.9 кбайт
  • 16 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Соловых Инна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

70 минут

«Важнейшие особенности в диагностике личности»

69 минут

«Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений»

89 минут

«Воспитание и социализация обучающихся в условиях реализации ФГОС»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Тенденции

Тот момент когда остановил сериал, чтобы послушать "Детскую Симфонию"⁠ ⁠

Тот момент когда остановил сериал, чтобы послушать "Детскую Симфонию"


Когда музыканты резвятся как дети⁠ ⁠

Детская симфония. Композитор на данный момент доподлинно неизвестен. Фишка этого произведения в том, что в его составе кроме струнного оркестра используются детские игрушечные инструменты — кукушка, барабан, трещотка, труба, треугольник.

Итак, Виртуозы Москвы. Детская симфония.

Солисты - "дети" - Олег Табаков, Марк Захаров и Леонид Рошаль.

Долгое время бытовало мнение, что автор Детской симфонии, которую иногда называют ещё «Симфонией игрушек» - Йозеф Гайдн.

Но часть исследователей считают автором не Гайдна, а Леопольда Моцарта, отца великого Вольфганга Амадея.

Например, Бруно Аулих, автор многих занимательных историй о музыке, полагает, что это вовсе не симфония и не произведение для детей. По мнению Аулиха, Леопольд Моцарт совместно со своим учеником Райнпрехтером написали Детскую симфонию на заказ для рекламы фабрики игрушек. То есть по сути это рекламный трюк того времени.

Мнимое же авторство Иозефа Гайдна добавило популярности этому произведению и позволило уцелеть во времени.

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Тенденции


Когда музыканты резвятся как дети⁠ ⁠

Детская симфония. Композитор на данный момент доподлинно неизвестен. Фишка этого произведения в том, что в его составе кроме струнного оркестра используются детские игрушечные инструменты — кукушка, барабан, трещотка, труба, треугольник.

Итак, Виртуозы Москвы. Детская симфония.

Солисты - "дети" - Олег Табаков, Марк Захаров и Леонид Рошаль.

Долгое время бытовало мнение, что автор Детской симфонии, которую иногда называют ещё «Симфонией игрушек» - Йозеф Гайдн.

Но часть исследователей считают автором не Гайдна, а Леопольда Моцарта, отца великого Вольфганга Амадея.

Например, Бруно Аулих, автор многих занимательных историй о музыке, полагает, что это вовсе не симфония и не произведение для детей. По мнению Аулиха, Леопольд Моцарт совместно со своим учеником Райнпрехтером написали Детскую симфонию на заказ для рекламы фабрики игрушек. То есть по сути это рекламный трюк того времени.

Мнимое же авторство Иозефа Гайдна добавило популярности этому произведению и позволило уцелеть во времени.

31 марта нынешнего года великому австрийскому композитору Йозефу Гайдну исполнится 290 лет. Учитывая к тому же, что 2022-й объявлен годом литературы и театра Австрии в России, мы предлагаем вашему вниманию статью, посвященную жизни и творчеству выдающегося музыканта.


Портрет Й. Гайдна

Его биография началась 31 марта 1732 года, когда маленький Йозеф появился на свет в ярмарочном городке Рорау, недалеко от границы Австрии с Венгрией. Его отец был мастером колесного дела, проще говоря – каретником, а мать работала прислугой на кухне.


Дом, в котором родился Гайдн (сохранился до наших дней)

Родители мечтали, что сын станет священником. Но его выдающиеся музыкальные способности проявились уже в раннем детстве. Мальчик обладал прекрасным голосом, который с удовольствием слушал весь Рорау, и мечтал научиться играть на скрипке. Правда это у него получилось далеко не сразу, но зато в 6 лет он уже умел играть на барабанах! Когда скоропостижно скончался музыкант-ударник, который должен был участвовать в шествии по поводу Великой недели, то заменить его попросили Гайдна. Но так как будущий композитор был мал ростом, то перед ним шел горбун, у которого на спине был привязан барабан, и Йозеф мог спокойно играть на инструменте. Этот раритетный барабан и по сей день существует. Он находится в Хайнбургской церкви.

Со временем у Гайдна потихоньку решаются материальные проблемы, а начальные композиторские работы успешно принимаются публикой. Зимой 1751 г. была поставлена его первая опера «Хромой бес». Остроумный сюжет, прекрасная игра актеров, обаятельная, полная юмора музыка обеспечили опере оглушительный успех. Так Вена впервые услышала имя Йозефа Гайдна. К сожалению, ноты этого произведения до наших дней не дожили.

В это же время молодой композитор пишет первую симфонию. Именно его впоследствии назовут «отцом симфонии», композитором, ее создавшим. Конечно, подобные произведения писали и до Гайдна. Но только в его творчестве симфония стала тем, чем является сейчас. Он довел этот жанр до совершенства, до блеска, симфония у него стала классической, а значит – образцовой.

Почти в каждой симфонии Гайдна, человека веселого и остроумного, есть что-то неожиданное, интересное, смешное. То он изобразит в музыке неуклюжего медведя, то кудахтанье курицы (симфонии эти так потом и назовут: «Медведь» и «Курица»), то накупит разных детских игрушек – свистулек, трещоток, рожков, кукушек, пищалок и включит их звуки в симфонию, которая вошла в историю под названием «Детской» или «Симфония игрушек».

Йозеф Гайдн. Симфония игрушек или Детская симфония. 2-я часть.

Однажды на светском приеме исполнялось одно из новых сочинений композитора. Среди гостей находился князь Эстергази. Этот знатный венгерский род был одним из самых богатых, влиятельных и просвещенных семей Австро-Венгрии. «А что бы сказал молодой маэстро, если бы я предложил ему стать моим капельмейстером», — спросил князь у присутствующего здесь Гайдна. Композитор так и не понял тогда, шутка это или нет. Каково же было его удивление, когда он неожиданно получил предложение занять должность второго капельмейстера капеллы князя Эстергази. И 1 мая 1761 г. Гайдн подписал контракт. Ставя свою подпись, он вряд ли мог знать, что становится музыкальным слугой, а фактически собственностью княжеского рода Эстергази сроком почти на 30 лет, 30 самых лучших лет своей жизни. Это соглашение считается одним из самых долгосрочных и кабальных контрактов, которые знает история музыки.

Осенью 1790 г. умер князь Николай Эстергази. Его наследник, совершенно не интересуясь музыкой, тут же распустил капеллу. И композитор обретает долгожданную свободу, при этом теряя работу. Однако само его имя — Франц Йозеф Гайдн — уже прогремело не только в Австрии, но и во многих других странах таких, как: Россия, Англия, Франция.

И не успел музыкант окончательно обосноваться в Вене, как последовало приглашение в Англию, куда Гайдн отплыл 1 января 1791 г. Во время своего пребывания в этой стране, он за один год заработал почти столько же, сколько за 20 лет у Эстергази. А публика принимала его, как особу королевских кровей.

Всего Гайдном написано 104 симфонии, из которых 12 увидело свет в Лондоне, они так и называются «Лондонские». С ними тоже связаны интересные истории. Вот одна из них. Однажды композитор заметил, как некоторые зрители во время концерта засыпают. Гайдн, душа компании и весельчак, решил поступить хитро. Он написал специальную симфонию для английской публики. Произведение начиналось с тихих, плавных, практически убаюкивающих мелодических звуков. Внезапно в процессе звучания раздавался барабанный удар и гром литавр. Такой сюрприз повторялся в произведении не один раз, в результате чего любителям поспать на концертах осуществить свое желания не удалось. Лондонцы больше не дремали в залах, где дирижировал Гайдн. А симфония стала называться «Сюрпризом».

Йозеф Гайдн. Симфония № 94, «Сюрприз», 2-я часть, фрагмент.

Гайдн закончил свой земной путь в последний день весны – 31 мая 1809 г. «Non omnis moriar», в переводе с латыни «Не весь умру» — эти слова из оды древнеримского поэта Горация Гайдн любил повторять в последние годы жизни и завещал выгравировать их на своем надгробии. И великий композитор был абсолютно прав. Пока помнят его имя, пока звучит его музыка, он жив!

  • Симфония игрушек или Детская симфония (нем. Kindersinfonie, оригинальное название Berchtoldsgaden-Musik, известна как Cassatio ex G) — оригинальное шуточное камерное произведение. Приписывалась Йозефу Гайдну, однако часть исследователей считают её автором Леопольда Моцарта. Также существует мнение, что её автор — австрийский монах-бенедиктинец Эдмунд Ангерер (1740—1794). Кроме струнного оркестра в симфонии используются детские игрушечные инструменты — кукушка, барабан, трещотка, труба, треугольник.

Бруно Аулих считает, что «это не симфония, не произведение для детей и сочинено оно не Йозефом Гайдном». Происхождение этого произведения связывается с городом Берхтесгаден, центром производства игрушек, само сочинение предназначено для рекламных целей. Аулих считает, что музыка «Детской симфонии» однозначно принадлежит Леопольду Моцарту, а аранжировка некоему Райнпрехтеру, его ученику.

Связанные понятия

«Музыкальное приношение» (нем. Das Musikalische Opfer), BWV 1079, — это цикл канонов, фуг и других музыкальных произведений, написанных И. С. Бахом, основанных на теме, продиктованной Баху прусским королём Фридрихом II, и посвящённых ему. Поскольку инструментовка почти нигде не указана Бахом, сегодня этот цикл можно услышать исполненным на самых разных инструментах.

Концерт для оркестра, Sz. 116, BB 123 — симфоническое произведение в пяти частях венгерского композитора Белы Бартока. Одно из популярных произведений академической музыки XX века. Созданное в последние годы жизни после вынужденной эмиграции Бартока в США, это произведение, по мнению Витольда Рудзиньского, стало opus vitae композитора.

«Хорово́д ду́хов» (итал. La Ridda Dei Folletti, часто фр. La ronde des lutins), или фантастическое скерцо Op. 25 — виртуозное сочинение для скрипки и фортепиано Антонио Бадзини, написанное в 1852 году. Примерная продолжительность — 6 минут. Пьеса неоднократно издавалась ведущими мировыми издательствами; издание Шотта вышло под редакцией Августа Вильгельми, издание Ширмера — под редакцией Леопольда Ауэра, называвшего Бадзини «виртуозом в подлинном смысле слова» и отмечавшего, что в своё время эту.

Каноническая сонатина ми-бемоль мажор на «Каприсы» Паганини (итал. Sonatina canonica in Mi bemolle maggiore su Capricci di Niccolò Paganini) — сочинение Луиджи Даллапикколы, написанное в 1942—43 годах как переложение для фортепиано избранных каприсов Паганини, отличительной чертой которого является повсеместное использование канонов. Стало первым из трёх обращений композитора к тональной музыке, разделяющих этапы овладения им додекафонной техники.

Детский уголок (англ. Children's Corner; фр. Le Coin des enfants) L.113 (CD 119a) — цикл из шести фортепианных пьес Клода Дебюсси, написанный в 1906—1908 годах, по авторскому обозначению — «маленькая сюита». Опубликован в 1908 году, с оригинальными рисунками на обложке издания, сделанными самим композитором. Цикл впервые публично исполнен пианистом Гарольдом Бауэром 18 декабря 1908 года.

Де́тский альбо́м Op. 39 — сборник пьес для фортепиано композитора Петра Ильича Чайковского, носящий авторский подзаголовок «Двадцать четыре лёгкие пьесы для фортепиано». Сборник был сочинён Чайковским в мае-июле 1878 года и при первой публикации, последовавшей в декабре того же года в издательстве Юргенсона, посвящён племяннику композитора Володе Давыдову.

Струнный квартет — жанр академической музыки, произведение для четырёх смычковых инструментов (как правило — двух скрипок, альта и виолончели), а также музыкальный коллектив соответствующего состава, исполняющий такие произведения. Струнный квартет — наиболее распространённая разновидность квартета, хотя пользуются популярностью и некоторые другие составы (фортепианный квартет, квартет деревянных духовых).

Слова Святого Павла (итал. Parole di San Paolo) — сочинение Луиджи Даллапикколы для меццо-сопрано и камерного ансамбля, написанное в 1964 году на текст из Главы 13 Первого послания к Коринфянам в латинском переводе. Продолжительность — около 8 минут (ровно 100 тактов). Партитура опубликована издательством «Suvini Zerboni». Сочинение считается одним из самых совершенных во всём творчестве композитора.

«Бразильская народная сюита» или «Сюита бразильских народных мелодий», W020 (англ. «Suite populaire brésilienne for guitar» или англ. «Brazilian Folk Suite») — сюита бразильского композитора Эйтора Вила-Лобоса для гитары соло. Одно из его наиболее исполняемых произведений.

Симфония на тему песни французского горца или Севеннская симфония соль мажор (фр. Symphonie sur un chant montagnard français, Symphonie Cévenole) — наиболее известное в наши дни произведение Венсана д’Энди. Написана в 1886 году, впервые исполнена Оркестром Ламурё 20 марта 1887 года (партия фортепиано — Мари Леонтина Борд-Пен). Средняя продолжительность исполнения — 26 минут.

Увертюра «Гебриды, или Фингалова пещера» си минор, соч. 26 — концертная увертюра Феликса Мендельсона.

«Шехераза́да» — симфоническая сюита Н. А. Римского-Корсакова, написанная в 1888 году. Римский-Корсаков создал «Шехеразаду» под впечатлением от арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Произведение входит в рамки и традиции «Востока» в русской музыке, идущих от «Руслана и Людмилы» М. Глинки. Благодаря восточному колориту, созданному с помощью цитирования восточных мелодий, тем в восточном духе, имитации звучания восточных инструментов и тонов «Шехеразада» по своей форме и стилю — симфоническая сюита.

«Ящик с игрушками» (фр. La Boîte à joujoux) — одноактный балет французского композитора Клода Дебюсси, предназначенный для детской аудитории и основанный на иллюстрациях к детской книге художника Андре Элле. Является третьим и последним балетом Дебюсси. Балет первоначально написан для фортепиано, композитор работал над его оркестровкой, вероятно, до 1917 года, но так её и не закончил. Её завершил уже после смерти Дебюсси его друг Андре Капле. Премьера балета состоялась в 1919 году. Клавир балета.

Программная музыка — академическая музыка, не включающая в себя словесный текст, то есть инструментальная, однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание.

Церковная соната (итал. sonata da chiesa) - инструментальное сочинение барочного периода, обычно состоящее из четырёх частей. Чаще всего в церковных сонатах имелось несколько мелодий, а части создавались в разных темпах (медленная-быстрая-медленная-быстрая). Вторая часть таких сонат обычно была написана в быстром темпе и имела форму фуги, а третья и четвертая части были в бинарной форме и были написаны как сарабанда или жига.

Хорошо темпери́рованный клави́р (нем. Das wohltemperierte Klavier), BWV 846—893, — цикл клавирных произведений И. С. Баха, включающий 48 прелюдий и фуг, объединённых в 2 тома (24 пьесы в каждом томе). Название гласит.

Шесть сонат для разных инструментов (фр. Six sonates pour divers instruments) — неоконченный цикл из предполагаемых к написанию шести сонат французского композитора Клода Дебюсси, над которым он работал в последние годы жизни (1915—1917). Полное название — «Шесть сонат для разных инструментов, сочиненных Клодом-Ашилем Дебюсси, французским музыкантом» (фр. Six sonates pour divers instruments composées par Claude Debussy musicien français). Написать композитору удалось из задуманных только три: сонату.

Медитация на две темы из «Дня Бытия», op. 7 — сочинение Ивана Вышнеградского для виолончели и фортепиано. Одно из самых популярных и наиболее часто исполняемых произведений композитора.

Симфо́ния (др.-греч. συμφωνία — «созвучие, стройное звучание, стройность») — музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава (симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров; в симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса. Известны и такие разновидности жанра, как симфония-концерт (для оркестра с солирующим инструментом) и концертная симфония (от двух до девяти солирующих инструментов.

Проклятие девятой симфонии — суеверие, состоящее в том, что, начиная с Бетховена, всякий композитор, написавший 9-ю симфонию, умирает вскоре после этого.

«Ученик чародея» (фр. L'Apprenti sorcier) — симфоническое скерцо Поля Дюка, сочинённое им в 1897 году и исполненное впервые 18 мая того же года в концертной программе Национального музыкального общества, дирижировал автор. Сочинение Дюка относится к программной музыке и близко следует сюжету одноимённого стихотворения Иоганна Вольфганга Гёте, созданного ровно на сто лет раньше.

Карнава́л живо́тных (фр. Le carnaval des animaux) — сюита («зоологическая фантазия») для инструментального ансамбля Камиля Сен-Санса, одно из самых популярных его сочинений.

Страсти по Матфею (нем. Matthäus-Passion или Matthaeus Passion), BWV 244 — духовная оратория И. С. Баха для солистов, двух хоров и двух оркестров. Первая редакция «Страстей» датируется 1727-29 гг., вторая (которая лежит в основе всех современных интерпретаций) — 1736 г. Полное название: лат. Passio Domini nostri Jesu Christi secundum Matthaeum. Либретто Х. Ф. Генрици (Пикандера).

Фантастическая симфония, ор. 14 (полное название «Эпизод из жизни артиста, фантастическая симфония в пяти частях» ― фр. Épisode de la vie d’un artiste, symphonie fantastique en cinq parties) ― симфония Гектора Берлиоза. Написанная в 1830 году, она стала одним из первых крупных сочинений в жанре программной музыки и одним из самых известных произведений композитора.

Класси́ческая музыка (также — музыкальная классика) — свободное от терминологической строгости понятие, употребляемое, в зависимости от контекста, в различных значениях, имеющее вполне определённый исторический смысл и менее определённый оценочный. В разговорном языке понятие «классическая музыка» часто используется как синоним музыки «академической» или «симфонической».

Месса си минор (нем. Messe in h-moll, h-Moll-Messe) BWV 232 — музыкальное произведение Иоганна Себастьяна Баха для солистов, хора, оркестра и basso continuo, на традиционный (латинский) текст католического ординария. Наряду со Страстями по Матфею, самое масштабное сочинение Баха. Дата создания — 1748 или 1749 год.

Симфонические этюды (фр. XII Études Symphoniques) Op. 13 — произведение Роберта Шумана для фортепиано соло, посвящённое Уильяму Стерндейлу Беннету. Работа Шумана над произведением началась в 1834 году, первая публикация состоялась в 1837 году.

Постлюдия (через позднелатинское postludium, от «пост-» и лат. ludus, «игра») — в католическом богослужении, органная пьеса, исполняемая по завершении богослужения. Постепенно название постлюдий перешло на инструментальные заключения вокальных произведений.

«Игра́ воды́» (фр. Jeux d’eau) — произведение для фортепиано Мориса Равеля. Написано в 1901 году; посвящено Габриэлю Форе, у которого Равель в то время учился. Впервые исполнено публично в 1902 году Рикардо Виньесом.

«На пустынных островах» — вторая опера Сергея Прокофьева (так и не завершённая композитором) по собственному либретто, сочинялась им в 1901—1903 годах.

Арпеджио́не или арпеджо́не (итал. Arpeggione; иначе гитара-виолончель или гитара любви, нем. Liebes-Guitarre, фр. Guitarre d'amour) — струнный смычковый музыкальный инструмент. Близок виолончели по размеру и способу звукоизвлечения, но, как и гитара, имеет шесть струн и лады на грифе.

Альпийская симфония, op. 64 (нем. Eine Alpensinfonie) — последняя симфоническая поэма немецкого композитора Рихарда Штрауса, написанная в 1915 году. Несмотря на название («симфония»), по содержанию и форме это произведение является типичной симфонической поэмой.

Тангентенфлюгель (нем. Tangentenflügel) — клавишный музыкальный инструмент второй половины XVIII века, сочетавший в себе черты клавесина и фортепиано; непосредственный предшественник хаммерклавира. Был изобретён в 1750-е гг. Францем Якобом Шпетом, наладившим производство инструмента в Регенсбурге (фирма Späth & Schmahl, совместно с Кристофом Фридрихом Шмалем). Аналогичные инструменты производились и в других странах, часто из готовых клавесинов (путём замены механики). По характеру звука тангентенфлюгель.

Испанская симфония ре минор для скрипки с оркестром Op. 21 — произведение Эдуара Лало, написанное в 1874 году.

Бергамáска (итал. bergamasca; также варианты написания bergamask, bergomask, bergamesca) – старинный итальянский танец, распространённый в обиходе крестьян Северной Италии XVI-XVII веков. Название танца естественным образом произошло от названия местности – города Бергамо и одноимённой провинции.

Симфония-концерт для виолончели с оркестром, op. 125 — одно из последних крупных сочинений С. С. Прокофьева. Концерт окончен в 1952 году. Впервые исполнен М. Л. Ростроповичем с Московским молодёжным оркестром под управлением С. Т. Рихтера 18 февраля 1952 года в Большом зале Московской консерватории.

Музыка барокко — период в развитии европейской академической музыки, приблизительно между 1600 и 1750 годами.

Увертю́ра (фр. ouverture от лат. apertura «открытие; начало») — инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте), но иногда и к драматическому, а также к вокально-инструментальным произведениям — кантатам и ораториям или к инструментальным пьесам сюитного типа. Начиная с XX века такого рода музыкальные вступления нередко предваряют и кинофильмы.

Мангеймская школа (нем. Mannheimer Schule) — немецкое творческое и исполнительское направление, сложившееся в середине XVIII века в Мангейме. Композиторы этой школы выработали 4-частный симфонический цикл, подготовив таким образом классическую симфонию. Наиболее заметное влияние мангеймская симфония оказала на В. А. Моцарта.

Адажио для струнных (англ. Adagio for Strings) — наиболее известное музыкальное произведение Сэмюэля Барбера, написанное им в 1936 году и впервые исполненное 5 ноября 1938 года в Нью-Йорке Симфоническим оркестром NBC под управлением Артуро Тосканини в том числе и в прямом эфире радиовещания. Является аранжировкой для струнного оркестра второй части его собственного Первого струнного квартета, op. 11.

Инструментальная музыка — музыка, исполняемая на инструментах, без участия человеческого голоса, или с его участием.

Пять багателей (англ. Five Bagatelles) — произведение Уильяма Уолтона, первоначально написанное для гитары соло. Уолтон работал над этим циклом из пяти небольших пьес в 1971 г. по заказу выдающегося гитариста Джулиана Брима. Сочинение посвящено другу Уолтона, композитору Малкольму Арнольду. Цикл состоит из следующих пьес.

Пять песен (итал. Cinque canti) — вокальный цикл Луиджи Даллапикколы для баритона и камерного ансамбля, написанный по заказу Фонда Элизабет Спрэг Кулидж при Библиотеке Конгресса в 1956 году на стихи античных лириков в вольном переводе на итальянский Сальваторе Квазимодо. Характеризуется исключительной степенью взаимопроникновения слова и музыки. Работа ознаменовала полное устранение тонального центра в музыке композитора. Также сочинение известно подчёркнуто симметричной на всех уровнях структурой.

Шесть метаморфоз по Овидию, соч. 49 (англ. Six Metamorphoses after Ovid) — программная сюита Бенджамина Бриттена для гобоя соло. Шестичастная сюита была написана композитором в 1951 году и посвящена английской гобоистке Джой Боутон, дочери композитора Ратленда Боутона. Она же стал первой исполнительницей «Шести метаморфоз», впервые исполнив сюиту 14 июня 1951 года на музыкальном фестивале в Олдбру. Эта сюита стала одним из немногих инструментальных сочинений Бриттена, написанных в 1950-х годах, посвящённых.

Дирижёр (от фр. diriger — управлять, направлять, руководить) — руководитель разучивания и исполнения ансамблевой (оркестровой, хоровой, оперной и т. д.) музыки. Именно дирижёру принадлежит художественная трактовка произведения, он же призван обеспечить как ансамблевую стройность, так и техническое совершенство исполнения. Хотя те или иные формы управления группами музыкантов существовали ещё в глубокой древности, в самостоятельную профессию, требующую специальных навыков и специальной одарённости.

«Полёт шмеля» — оркестровая интермедия, написанная Николаем Римским-Корсаковым для его оперы «Сказка о царе Салтане», сочинённой в 1899—1900 годах. Интермедией заканчивается третий акт, в котором Лебедь-птица обращает князя Гвидона в шмеля, чтобы он мог слетать к своему отцу (который не знает, что Гвидон жив).

Римский карнавал (фр. Le Carnaval romain) Op. 9 ля мажор — увертюра Гектора Берлиоза для симфонического оркестра. Написана в 1844 году на основе музыки из оперы Берлиоза «Бенвенуто Челлини» (1838). Посвящена князю Константину Гогенцоллерн-Гехингенскому. Примерная продолжительность звучания — 9 минут.

Фанта́зия (итал. fantasia, от лат. phantasia, от др.-греч. φαντασία плод воображения) в европейской музыке — общее обозначение формально и стилистически различных жанров. При всём историческом разнообразии артефактов музыкальной фантазии общим для них была прекомпозиционная идея творческой свободы, которая чаще всего трактовалась как отказ от какой-либо одной и общепринятой формы-конструкции (в этом смысле музыковеды говорят об «импровизационности формы»), а иногда и шире — как творческий эксперимент.

Читайте также: