Система радиоуправления игрушками ссср

Обновлено: 26.04.2024

Основые технические данные

  • Система радиоуправления позволяет дистанционно управлять игрушкой на расстоянии до 10 метров.
  • Рабочая частота передатчика 27 МГц.
  • Мощность передатчика в пределах 4-10 мВт.
  • Потребление тока передатчиком не более 20 мА.
  • Вес передатчика с антенной и питанием не более 150 г.
  • Чувствительность приемника в рабочей полосе частот не хуже 100 мкВ.
  • Потребление тока приемником не более 20 мА.
  • Вес приемника не более 70 г.
  • Питание приемника производится от 6 элементов АА, а передатчика - от батарей "Крона-ВЦ".

Передатчик

Передатчик состоит из модулятора и генератора высокой частоты (рис.1). Модулятором передатчика служит симметричный мультивибратор, собранный на транзисторах VT2 и VT3, а высокочастотная часть на транзисторе VT1. Генератор высокой частоты собран по схеме с емкостной обратной связью. При открытом транзисторе модулятора VT2 цепь генератора замыкается на минус батареи, генератор возбуждается на рабочей частоте, сигнал высокой частоты излучается антенной.

Плата передатчика

Конструктивно передатчик выполнен на печатной плате из фольгированного гетинакса, размерами 43х63 мм. Катушка L2 выполнена печатным способом. Подстройка частоты производится конденсатором C4.

Плата передатчика со стороны проводников

Все транзисторы - КТ315Б. Конденсаторы: C1 - 24 пФ, C2 - 5,6 пФ, С3 - 15 пФ, С4 - 4\15 пФ, С5 - 3300 пФ, С6 - 75 пФ, С7-30 пФ, С8 - 3300 пФ, С9-С10 - 0,05 мкФ. Резисторы: R1 - 6,8 кОм, R2 - 4,7 кОм, R3 - 470 Ом, R4 - 110 Ом, R5-R6 - 22 кОм, R7 - 3 кОм. Стабилитрон - КС168А. L1 - это так называемая "удлиняющая катушка", в данной схеме использован стандартный дроссель ДПМ-0,5, индуктивностью 20 мкГн.

Приемник

Приемник состоит из высокочастотного каскада, усилителя низкой частоты и схемы управления двигателем.

Высокочастотный каскад приемника представляет собой сверхрегенератор, собранный на транзисторе VT1. Усилитель низкой частоты собран на транзисторах VT2-VT4, а схема управления двигателем на транзисторах VT5-VT8.

При отсутствии сигнала на эмитерной цепочке С8, R3 наблюдаются колебания частоты гашения. Частота гашения определяет чувствительность сверхрегенератора на его рабочей частоте и подбирается элементами С8, R3.

Командный сигнал передатчика выделяется контуром L1-С4, усиливается и детектируется сверхрегенератором. Далее сигнал команды низкой частоты поступает на первый каскад усилителя VT2.

Плата приемника системы радиоуправления

Конструктивно приемник выполнен на печатной плате из фольгированного гетинакса, размерами 55х90 мм. Катушка L1 содержит 15 витков провода ПЭЛ-1, диаметр катушки 8 мм. Дроссель L2 - 100 мГн. Номиналы остальных деталей указаны на принципиальной схеме.

Электрооборудование

Возможный вариант радиоуправляемой игрушки:

Пример реализации - трехколесный автомобиль. На оси ведущие колеса, а рулевое колесо на полуоси, которая может свободно поворачиваться. В отсутствии сигнала игрушка просто едет вперед, полуось рулевого колеса и ось ведущих колес - параллельны. При поступлении сигнала двигатель начинает вращаться в обратную сторону, игрушка двигается назад, рулевое колесо поворачивается, угол между полуосью рулевого колеса и осью ведущих колес около 30 градусов, и таким образом игрушка едет назад с разворотом.

В качестве антенн используется отрезок стальной проволоки диаметром 0,3 мм (можно использовать и медную проволоку диаметром 1-1,5 мм) длиной не менее 20 см.

У советских детей, кто бы что не говорил, хватало игрушек. Среди них были машинки на приводе. Но такие игрушки были не совсем удобны, ребенку приходилось бежать за такой машинкой. Длина провода, соединяющего машинку и пульт была невелика.

Вот точно такая же машинка была у меня. Трудно назвать ее в полной мере радиоуправляемой. Ведь игрушку и пульт соединял коротенький (сантиметров 70) провод. Однако, игрушка все равно была одной из самых любимых. Батареек вот только расходовала много.

Вот точно такая же машинка была у меня. Трудно назвать ее в полной мере радиоуправляемой. Ведь игрушку и пульт соединял коротенький (сантиметров 70) провод. Однако, игрушка все равно была одной из самых любимых. Батареек вот только расходовала много.

В 70-е годы прошлого века начали появляться первые радиоуправляемые модели. Это были железные дороги, которые производили из ГДР.

Московские мальчуганы в восторге прилипали к витринам «Детского мира», где красовалось новое игрушечное чудо. Однако стоило оно очень дорого, и позволить своему ребенку такую игрушку могла не каждая семья.

Но иногда родители всё же покупали своему чаду радиоуправляемую машинку. Радости не было предела. Притом ребенку строго наказывали не ломать свеженький подарок.

А вот это уже полноценный автомобиль на радиоуправлении. Прощайте, провода, да здравствует свобода перемещения!

А вот это уже полноценный автомобиль на радиоуправлении. Прощайте, провода, да здравствует свобода перемещения!

Я помню, как во времена моего детства меня напугал такой радиоуправляемый поезд. Он издавал самые настоящие звуки и на поворотах иногда даже искрил. К сожалению, сей раритет не дожил до наших времен. Иначе я её кому-нибудь бы подарил.

В 80-е в Советском Союзе игрушки уже стали разнообразными. В продажу поступили танки, вездеходы и луноходы. При этом родители покупали эти модели охотнее, ведь они стоили гораздо дешевле. Как результат – к середине 80-х ими играли все советские мальчишки.

Кроме того, ребята в СССР умели и любили конструировать игрушки своими руками. Для этого в стране было предостаточно бесплатных кружков. В специальных секциях дети создавали радиоуправляемые машинки, корабли и самолеты.

Как ни странно, в суровые 90-е годы продажи не снизились. Более того – моделей стало даже больше. Хитом стал игрушечный автомобиль ВАЗ 2109. Стоили они недорого, поэтому родители могли позволить купить их своим детям.

Спасибо за внимание!

Приходите к нам на канал – BACK IN USSR ! Там еще много интересных материалов!

Все современные шутки, что "в советское детство игрушки были деревянными и наглухо привинчены к полу", конечно же, абсолютно несостоятельны: ассортимент игрушек разного целевого назначения был по-настоящему огромен и разнообразен.

Но совершенно отдельную нишу занимали так называемые "умные" игрушки, которые предназначались не просто для развлекательных целей, а способствовали приобретению каких-либо навыков или развитию определенных умений. Некоторые из таких игрушек были довольно дорогими, в продаже встречались эпизодически и нередко случалось такое, что на весь большой двор с кучей ребятни находился всего один-единственный владелец подобный редкости.

Конечно же, хозяин вожделенной игрушки моментально приобретал весомый авторитет и "водиться" с ним мечтал каждый сознательный участник дворовых игр :) Наряду с радиоуправляемыми машинками, электромеханическими прибалтийскими игрушками и вожделенной игрой "За рулем" умением придавать авторитет владельцу славились различные планетоходы-луноходы. Космическая тематика вообще в советское время была очень популярной во всех областях жизни, что же касается детских игрушек - тут к ней наблюдался повышенный интерес.

Далеко не все советские игрушки со "сложной начинкой" имели в своей основе отечественные разработки. Так, например, невероятно популярный "Луноход" (он же - "Планетоход"), увидевший свет в далеком 1982 году, был довольно близкой копией американской игрушки BigTrak, появившейся на три года раньше советского варианта.

Но. как бы то ни было, в то время это была, пожалуй, одна из самых "умных" игрушек в СССР, которая в доступной и ненавязчивой форме помогала ребенку познакомиться с азами информатики. Ведь в отличие от большинства других самодвижущихся игрушек, "Луноходу" для движения требовались четкие указания-программы.

Клавиатура игрушки была очень простой: клавиши пульта, напечатанные на листе бумаги, были прикрыты прозрачной защитной пленкой; нажатие на них сопровождалось звуковым сигналом. Луноход мог выполнять шесть команд: движение вперед, назад, вправо, влево, стоп и лазер. Команды для движения управляли двумя электромоторчиками, а команда "лазер" включала лампочку и миниатюрный громкоговоритель.

Но все было бы слишком просто, если бы игрушка могла ездить по заданному кнопочкой направлению. Настоящее обучение информатике начиналось с использования кнопочек с цифрами, которые также присутствовали на клавиатуре лунохода. Каждая задаваемая игроком команда должна была сопровождаться определенным коэффициентом, обозначающим длину отрезка, на который луноход продвинется по заданию играющего.

Каждый отрезок - это 25 см, и если ребенок хотел, чтобы луноход проехал 2 метра вперед, ему нужно было задать команду ВПЕРЕД с коэффициентом 8. При поворотных командах игрушка рассматривала коэффициент в градусах (единица - это примерно 4 градуса, и игроку приходилось упражняться в вычислениях, чтобы задать игрушке нужный градус поворота).

Причем, чтобы обеспечить точность этим вычислениям, ребенку нужно было учитывать еще и особенность той поверхности, по которой катается луноход. Например, играя во дворе и гоняя игрушку по асфальту, колеса будут иметь хорошее сцепление с его поверхностью, а вот если луноход катается по натертому скользкому паркету, там лишний заданный градус поворота может заставить его крутануться слишком сильно.

При остановке лунохода команда СТОП путем заданного коэффициента определяла, на какое время игрушка должна остановиться. Примерно тот же алгоритм работал и при использовании команды ЛАЗЕР: например, заданный коэффициент 1 означал, что луноход ненадолго остановится, даст вспышку лампочки и один звуковой сигнал, а коэффициент 5 заставлял игрушку остановиться на более длительное время, дать пять вспышек и пять звуковых сигналов.

Все эти команды можно было чередовать в любой последовательности, и играющей поневоле увлекался составлением оптимального алгоритма, чувствуя себя самым настоящим программистом. Существовала возможность почувствовать себя и программистом "продвинутого" уровня, используя при создании программ циклы, т.е. заставляя то или иное действие (цепочку действий) повторяться заданное количество раз.

У лунохода цикличность была ограничена всего лишь двумя повторами - для этого имелась кнопочка х2, но начинающему программисту этого было вполне достаточно. Т.е. если играющий нажмет эту кнопку, то вся заданная им последовательность команд будет выполняться дважды. Журнал "Наука и Жизнь" 1988 года приводил даже схему, чтобы помочь владельцем луноходов разобраться с особенностями команд и использованием циклов.

Кстати, в отличие от своей заграничной версии, отечественный Луноход имел огромное преимущество: он был оснащен датчиком столкновения с препятствием. Сама по себе игрушка была дорогой (27 руб.) и дефицитной, но и батарейки к ней купить было не так-то просто. поэтому замысел разработчика был прост: если игрушка наткнулась на стену или уперлась в ножки шкафа, нечего ей буксовать, расходуя батарейки, пусть лучше питание у нее отключится.

Правда, неудобство в этом тоже было - при отключении питания из простенькой памяти устройства стиралась заданная программа, вынуждая игрока набирать последовательность команд заново. Хоть максимальная длина программы и составляла всего лишь 16 пунктов, однако подобное обстоятельство нередко вызывало досаду.

К слову сказать, дети осваивали азы программирования намного быстрее, чем большинство взрослых, которые подолгу крутили в руках инструкцию и быстро осваивали лишь самые простые команды вроде ВПЕРЕД или НАЗАД :))

От автора: «Сейчас рынок детских радиоуправляемых игрушек может предложить все, что душа пожелает. В мое детство иметь игрушку которую не надо было катать руками, а перемещать её по комнате или улице при помощи пульта, было мечтой.»
Я постарался собрать в посте игрушки которые имели дистанционное управление и были мечтой ребенка (не каждого конечно).
Так называемый «луноход». У меня он перестал работать после того, как я решил посмотреть что у него кроется в недрах.



Была у моего друга. Эксплуатировалась в фонтанах города — там и окончила свое существование.



Мечта — так и осталась мечтой. Стоила хороших денег.



Строили с соседом полосу препятствий, а потом преодолевали на этой технике.



Не успели купить, пока стояли в очереди их раскупили…



Купили вот такую — не зря же в очереди стояли. Крути, крути быстрей.



Один из таких был у моего знакомого, ни кому не давал играть.



Были и такие.



Знакомый хвастался такой.



Любимая игрушка в песочнице.



Имело место на прилавках. У своих знакомых не встречал.



Встречалась редко.



Данная вещь погибла под колесом авто — жаль.



В ванной с такой игрушкой пропадали часами.



Можно было и самому создать.


И у меня были такие игрушки… В конце концов, когда в них что — то ломалось хотелось разобрать и посмотреть, а что внутри, попытаться как — то отремонтировать. Только вот собрать снова не всегда получалось.

в моем детстве таких не было… может и были, но в нашу глушь они не добрались. а когда добрались — у меня уже были другие «игры» ))))))))

Сволочи вы! У вас было, а у меня не было!)))))) Катерок только был однажды. И он сдох. А все остальное… АААААЁ. ЁЁЁЁЁЁЁ

Сергей! Следующая тема-для нас, девочек. Заказываю бумажных кукол с бумажными нарядами на магнитиках. Думаю многие «девочки» порадуются такой теме.

А у меня был «ракетовоз» четерехосный «маз» с ракетой наверху управлялся через шнур, три электродвигателя один слева, другой справа отвечали за движение вперед назад вправо влево, а третий поднимал ракету, срабатывала механическая защелка и онра летела примерно до метра. Наконечник ракеты был из мягкой черной резины, она серая, перья оранжевые. Стоила 14 рублей типа собери сам, а 21 или 22 рубля стоил уже готовый. Потом я его разобрал потому-что нужны были электродвигатели, я тогда собирал машину корпус вырезал ручным лобзиком (за 1руб 2 или 4 копейки и пилки по 2 копейки) из тонкой фанеры (фанера упаковочная) разукрашивал обычными акварельными красками, только небыло упраления ))













Недавно я прогуливался в парке и встретил своего приятеля с шестилетним сыном. Ребенок увлеченно управлял квадрокоптером. Мы с приятелем разговорились и вспомнили свое детство − нам, советским мальчишкам о таком развлечении не приходилось даже мечтать. Однако в СССР все же были радиоуправляемые игрушки. Не такие навороченные, конечно, как сейчас, но все же. Давайте вспомним некоторые модели.

Танки

Ну кто из советских мальчишек не играл в войнушку? Здесь очень кстати были радиоуправляемые танки.
Эти танки не отличались оригинальностью, но это было не важно. Главное − такие игрушки успешно создавали атмосферу военного времени, которая была так знакома в СССР.

Танк готов сражаться за Красную армию.


Еще одна модель из СССР. На самом деле «беспроводных» танков было мало, в основном встречались модели, управляемые через проводной пульт.


Стоит отметить, что внешний вид радиоуправляемых игрушечных танков был максимально приближен к реальным моделям.



Автомобили

Радиоуправляемые машинки были в арсенале, пожалуй, у каждого советского мальчика. Здесь разнообразие моделей поражает − игрушки были абсолютно разных размеров, цветов и модификаций. Когда своя машина надоест, можно было ненадолго поменяться с другом.
Автомобиль вираж. В коробке − само авто, инструкция и пульт.


Спортивная радиоуправляемая машина.




Луноходы

Всем известно, что тема космоса в СССР, да и в других странах была на пике популярности. Неудивительно, что одной из самых любимых радиоуправляемых игрушек для советских детей были луноходы.
Тогда они пользовались особой популярностью, поэтому было выпущено несколько модификаций.
Первый луноход 1982 года.


Луноход латвийского производства с проводным пультом.



А такой луноход даже был у кого-то из моих друзей.



Прочие интересные электронные игрушки

Помимо перечисленных радиоуправляемых моделей, советские детишки с удовольствием играли и в другие электронные игрушки. Вспомним несколько самых любимых.
Поговорим не только об игрушечном транспорте, но и немного о других советских электродевайсах.

Подводная лодка

Была не радиоуправляемой, а управлялась с помощью проводного пульта. Даже в ванне, думаю, было интересно запускать ее в плавание. Хотя, судя по длине провода, она была предназначена и для использования в водоемах.
Может, у кого из читателей была такая? Напишите в комментариях, насколько влагоустойчивой она была.



Катер «Нептун»

Эта модель вообще никак не управлялась. Катер работал от батарейки и плыл по известной только ему одному траектории.
Вот его бы я не рискнул запускать в речке. Только если привязав к нему страховочную веревочку.



Планетоход «Интеркосмос»

Во времена СССР планетоход «Интеркосмос» был чем-то невообразимым. К игрушке прилагался пульт управления и, конечно, инструкция.
Машина передвигалась в направлении назад-вперед, а также делала поворот на месте. Также игрушка была оснащена световыми эффектами.
Планетоход «Интеркосмос».



Кстати, подобные игрушки успешно выставляются для продажи на онлайн-площадки. За них можно получить вполне приличные деньги. Стоимость редких экземпляров доходит до 20 тыс. руб.

Воздушный бой

Одновременно в игре могли участвовать только два человека. Один должен был взять на себя управление ракетницей, а другой − самолетом. Родители разрешали своим детям играть в «Воздушный бой» только дома.
Иначе − ценная игрушка могла быть испорчена мальчишками во дворе. Работала игра от батареек.
Одна из модификаций радиоуправляемой игрушки «Воздушный бой».



Морской бой

Большинство советских ребят играли в морской бой традиционным способом − на бумаге, но в глубине души мечтали об электронной версии.
Только избранным мальчишкам посчастливилось стать обладателями настольной игры «Морской бой». Ради этого они были готовы на все − хорошо себя вести, учиться на отлично и помогать родителям по дому. Естественно, игрушка предназначалась для двоих человек.
Каждый квадрат является аналогом рабочего поля на бумаге.


Так выглядит игрушка «Морской бой» с расставленными кораблями.



Чижик

Электронная игрушка «Чижик» предназначалась для знакомства детей младшего возраста с музыкальными инструментами. Клавиатура состояла всего из двух октав, но для освоения азов музыки этого было вполне достаточно.
Представляю, как болели головы родителей после пары часов игры их чада с такой игрушкой.
Выглядит почти как настоящее пианино.

Читайте также: