Скопинская игрушка рязанская область

Обновлено: 04.05.2024

В корзине пусто!

Быстрый заказ

Карандашница 'Пень'

Длина: 19 смШирина: 11 смВысота: 16 смМасса: 0,6 кг..

Быстрый заказ

Карандашница 'Гриб'

Длина: 12 смШирина: 12 смВысота: 12 смМасса: 0,3 кг..

Быстрый заказ

Сувенир-копилка 'Весёлый мышонок'

Длина: 10 см.Длина: 10 см.Длина: 19 см.Объём: л.Масса: 0,5 кг.

Быстрый заказ

Сувенир 'Хрюшка'

Длина: 9 смШирина: 9 смВысота: 13 смМасса: 0,2 кг..

Быстрый заказ

Сувенир 'Сова'

Длина: 6 смШирина: 6 смВысота: 12 смМасса: 0,2 кг..

Быстрый заказ

Сувенир 'Снегурочка'

Длина: 14 см.Длина: 14 см.Длина: 30 см.Объём: л.Масса: 1,2 кг.

Быстрый заказ

Сувенир 'Снеговик' б.

Длина: 15 смШирина: 10 смВысота: 17 смМасса: 0,4 кг..

Быстрый заказ

Сувенир 'Снеговик' м.

Длина: 7 смШирина: 5 смВысота: 10 смМасса: 0,1 кг..

Быстрый заказ

Сувенир 'Снеговик' ср.

Длина: 10 смШирина: 8 смВысота: 12 смМасса: 0,2 кг..

Быстрый заказ

Сувенир 'Скопинский квасничок'

Длина: 13,5 смШирина: 7 смВысота: 22 смОбъем: 1,3 л.Масса: 0,6 кг..

Быстрый заказ

Сувенир 'Свинка' с.м.

Длина: 10 смШирина: 5 смВысота: 5 смМасса: 0,2 кг..

Быстрый заказ

Сувенир 'Дед Мороз'

Длина: 17 см.Длина: 17 см.Длина: 33 см.Объём: л.Масса: 1,2 кг.

Сувенир

Быстрый заказ

Сувенир 'Бычок' м.

Высота: 10 смМасса: 0,2 кг..

Сувенир

Быстрый заказ

Сувенир 'Бычок'

Высота: 12 смМасса: 0,15 кг..

Сувенир

Быстрый заказ

Сувенир 'Бычок' ср.

Высота: 12 смМасса: 0,2 кг..

Быстрый заказ

Сувенир "Тёща"

Длина: 23 смШирина: 21 смВысота: 39 смОбъем: 16 л.Оптовая упаковка: 2 шт..

Быстрый заказ

Сосуд 'Сова'

Длина: 25 смШирина: 17 смВысота: 40 смМасса: 1,4 кг..

Быстрый заказ

Сосуд 'Скопин'

Высота: 44 смОбъем: 2 л.Масса: 1,9 кгОптовая упаковка: 5 шт..

Быстрый заказ

Сосуд 'Скопа'

Длина: 29 смШирина: 18 смВысота: 50 смОбъем: 0,3 л.Масса: 2,5 кгОптовая упаковка: 5 шт..

Быстрый заказ

Сосуд 'Скопа'

Длина: 15 смШирина: 14 смВысота: 43 смМасса: 1,4 кг..

Быстрый заказ

Сосуд для мёда м.

Длина: 11,5 смШирина: 11,5 смВысота: 15 смОбъем: 2 л.Масса: 0,4 кгОптовая упаковка: 8 шт..

Быстрый заказ

Сосуд для мёда

Длина: 15,5 смШирина: 15,5 смВысота: 21 смОбъём: 15,5 лМасса: 0,8 кг..

Быстрый заказ

Сосуд декоративный на рыбах

Длина: 28 смШирина: 18 смВысота: 50 смОбъем: 2,2 л.Масса: 2,1 кг..

Скульптура-копилка 'Корова'

Высота: 32 смМасса: 2 кг..

Служба поддержки
Дополнительно
Личный кабинет

© Все права защищены. Не является публичной офертой. 1640 - 2022 Скопинская художественная керамика | Официальный сайт предприятия

Скопинская игрушка

Название города и гончарного ремесла образовано от названия птицы Скопа – это птица-рыболов или речной орел. Город Скопин находится в Рязанской области, на берегу реки Верда. Найденные при раскопках в этих краях глиняная посуда и игрушки относятся к временам киевской Руси. В такой посуде местные жители готовили масло, хранили молочные продукты, воду и квас, использовали для заквашивания теста. Временем возникновения скопинской керамики истории считают 1860-ее годы. Уже тогда город Скопин был известным центром гончарного промысла. С развитием производства, появлением фабрик и заводов, резко падает спрос на кустарную посуду, поэтому мастера сменяют вид своей деятельности и в больших количествах начинают лепить глиняные фигурки: игрушки, свистульки и декоративные статуэтки. Хрупкая глиняная игрушка, изящно оформленная, больше была предметом украшения интерьера, нежели детской забавой. В начале 20 века изделия скопинских мастеров были представлены на крупнейших выставках народного творчества в Петербурге и Париже. Скопинская керамика 19-20 веков хранится в мировых музеях.

В период первой мировой войны резко упал спрос на глиняные изделия, да и количество умельцев значительно сократилось, т.к. большинство мужчин, в том числе и гончары, были призваны на фронт. Новый расцвет гончарного промысла приходится уже на 1920-е годы. В это время мастера из Скопина получают разовые заказы от российских и зарубежных музеев, в попытке сохранить лучшие традиции лепного искусства. В эти годы большинство скопинских игрушек имеют ряд характерных признаков: преобладают красновато-желтых оттенков, пропали изображения зверей и птиц, на смену им пришли всевозможные налепы в виде жгутиков, линий, кругов и спиралей. Стоит заметить, что в состав глазурей входил свинец, который мог вызвать отравление и даже смерть мастера. Поэтому особо остро стоял вопрос о поиске безвредной поливы, которая по своим декоративным функциям не уступала бы свинцовому составу.

Описание игрушки

Каждый мастер пытался превзойти остальных, выдумывая новые сюжеты, производя сложные работы, разрабатывая искусные и оригинальные техники лепки. Лучшие свои образцы было принято выставлять на окошках своего дома или мастерской, что являлось своеобразной рекламой мастера. В 19 веке основные сюжеты скопинских мастеров – большие шары, созданные на гончарном круге, огромные декоративные вазы и горшки с замысловатым узором, фигурки диких зверей и птиц (больше всего встречается медведей и львов), сказочные существа, фигурки барышень и всадников. Внешне скопинские игрушки оригинальны, они отличаются от других русско-народных ремесел и выделяются на общем фоне. Так же как и посуда и иные глиняные предметы человеческого быта, игрушки изготавливались из светло-коричневой глины, после обжига игрушку поливали глазурью. Недочеты в своем гончарном деле местные мастера часто обращали в свою пользу: неперемолотые крупинки глазури неравномерно растекались по игрушке, что придавало готовому изделию оригинальность. Для игрушек применялись глазури разных оттенков: темно-коричневая глазурь с окисью марганца, ярко-зеленая с окисью мели, темно-желтая с добавлением окиси железа.

Среди лучших скопинских мастеров можно отметить братьев Василия и Федора Оводовых, отца и сына Желобова, Ивана Тащеева, Михаила Пеленкина, Александра Рожко, Нелли Насоновой, Марии Линевой и другие. Основной вклад в становление и развитие скопинского промысла внесла семья Оводовых. Идея игрушек у гончара Оводова появилась, когда он, работая в имении графа Бобринского, был впечатлен архитектурным декором, у себя в мастерской гончар вылепил большую фигуру льва с разинутой пастью и лежащей лапой на шаре. Свое творение мастер поставил у себя во дворе. Этому же гончару принадлежит идея пропускать через сито глину, в результате чего получалась длинная лапша, которой украшали густые гривы львов и лошадей. Все фигурки скопинских мастеров создаются, словно архитектурное сооружение. На гончарном круге вытягивается форма, а затем прорабатывается вручную. Изделие формируется на гончарном круге не целиком, а частями, а потом уже все готовые детали соединяются воедино с помощью жидко разведенной глины.

Как играть?

Хрупкая глиняная игрушка, изящно оформленная, прекрасно подойдет для украшения интерьера, необычный внешний вид и мелодичное звучание привлекают детей, но все таки из-за своей хрупкости Скопинские игрушки не предназначены для активной детской игры.

Плюсы и минусы

Ремесленники из Скопина научились изготавливать глазури разных цветов. При обжиге в горне или печи нерастворенные крупинки глазури расплавлялись и растекались по глиняной фигурке, поэтому и получили свое название «потечные». Использование потечной глазури – это основной признак скопинских игрушек. Скопинский промысел отличается большим ассортиментом изделий, неординарной фантазией авторов, оригинальным строением глиняных предметов.

Новый век

Скопинский промысел один из немногих, где исторически сложилась и полностью сохранилась до наших дней традиционная технология изготовления предметов. Сегодня игрушки также изготавливают несколькими способами ¬– ручной лепкой, изготовление на гончарном круге, прессование, литье, с помощью современного оборудования. Замешивается сухая глина с небольшим количеством воды, так образуется глиняное тесто. Такая смесь легче поддается обжигу, меньше сокращается в объемах. Для полной готовности требуется многократный обжиг. После того, как игрушка остыла после печи, ее заливают глазурью, сразу же декорируют и снова обжигают, позже наносят тонкий слой прозрачной глазури и снова закрепляют его в печи.

Производство

Современное развитие скопинской игрушки происходит по нескольким направлениям: массово выпускаются изделия, приготовленные шликерным литьем в гипсовых формах, производятся кухонные и бытовые предметы, а также создаются уникальные декоративные фигурки и игрушки, которые часто можно встретить в музеях, на выставках и ярмарках народного творчества. Изделия скопинского художественного промысла – визитная карточка Рязанской области.

Глиняные игрушки

Глиняная игрушка – это проявление особенностей национального народного творчества на протяжении нескольких веков. Изделия из глины пользовались особым успехом у людей независимо от пола, возраста и статуса. Мастерами воссоздавались реальные или воображаемые предметы и образы, которые предназначались для умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания ребёнка, являлись частью интерьера, украшением дома. Игрушки демонстрировали историческую сущность народов на протяжении нескольких столетий.

Описание игрушки

Всё, разнообразие красок, формы, украшений, неповторимость в исполнении, способ лепки, неординарность образа можно наблюдать на примере Дымковской, Каргопольской, Филимоновской, Абашевской, Хлудневской, Романовской игрушки и керамики Скопина. Поколения за поколениями мастеров-ремесленников и художников создают образцы глиняных изделий, придерживаясь многолетних традиций народа и пользующие популярностью вот уже не одно столетие.

Дымковская глиняная игрушка образовалась в 15-м столетии недалеко от города Вятка в слободе Дымково. Игрушки изготовлялись и расписывались только руками, поэтому среди них не найдёшь одинаковых и похожих друг на друга фигурок. Для нанесения орнамента использовали специальная смесь, в составе которой было яйцо, уксус и сухой анилиновый краситель. Главными элементами росписи являлись геометрические фигуры. Для создания узоров обычно использовалось яркие цвета и позолота. Формой Дымковской игрушки являются полые внутри фигурки изображающие животных, птичек, девиц и кавалеров. В давние времена готовые игрушки покрывали молочно-меловой смесью и уже, потом наносили краски. В современном мире мастера Дымковской игрушки предпочитают, используют для росписи краску на водной основе (гуашь), с добавлением яичного продукта или темперные краски. Вятская игрушка вот уже много лет считается народным искусством, отличительной чертой которого является яркость, красочность и индивидуальность.

Каргопольская игрушка появилась в г. Каргополь Архангельской обл. и была практически полностью утрачена. Благодаря мастерице-игрушечнице У.И. Бабкиной сохранились некоторые образцы. Она смогла воссоздать утраченный вид промысла и создать архаичную внешность, стилистику, типаж и методы росписи игрушки. Многочисленные фигурки (Берегиня, Полка, Бобка) и сюжетно-тематические композиции дошли до наших дней, и являются украшением музея народного творчества.

Филимоновская игрушка относится к середине 16 века. Промысел появился среди мастеров гончарного дела, проживающих в Тульской области. Лепкой игрушек занимались в основном женская половина населения и ребятня, используя местную пластичную глину. Со временем данное производство пришло в убыток и одни из последних мастериц проживали в деревне Филимоново. Одиночные и многофигурные композиции пользовались огромным спросом и покупались населением для эстетического удовольствия. Существовало более 50-и образцов филимоновской игрушки, среде них были фигурки людей и животных, целые тематические сюжеты. По своей стилистики фигурки имели вытянутые пропорции, были расписаны орнаментом, состоящим из геометрических фигур, в качестве красителей использовали синтетические краски.

Абашевская игрушка родом из села Абашево. В связи с тем, что большинство населения являлись староверами, то и игрушки носили в основном религиозные мотивы, например, оленьс необычными рогами олицетворяющие «дорогу к всевышнему». В середине 19 века изготовлением игрушки занялись мастера в одном их районов Пензенской области. Игрушки делались умельцами, каждый из которых придерживался истории, но и сам придумывал свои уникальные сувениры. Начиная с 30-х гг. изделия стали раскрашивать маслянистыми красителями, а сверху добавляли бронзовые или серебряные элементы. Хлудневская игрушка – это гончарный промысел, который начал своё существование в Калужской области, в деревне Хлуднево. Начиная с 16 века мастера, используя глину этих мест, лепили музыкально-шумовые инструменты и различные фигурки. Одна придуманная мастерицей фигурка могла содержать целую историю, и чтобы её узнать обладатель сувенира должен был повертеть игрушку и раскрыть скрытый замысел мастера. Ещё одной визитной карточкой Хлудневского гончарного промысла является «мокрый соловей» – это сосуд со свистком, звук из которого можно извлечь только налив в него воду. На сегодняшний день такие свистки делают в форме птичек.

В Липецкой области в селе Романово-Городище, где проживали бояре Романовы со своими крестьянами, возникло гончарное производство, где из глины местной добычи создавались цветная посуда, «романушки» (свистульки), и более 40 сюжетных Романовских игрушек, среди которых: летящие птицы, тройки лошадей, наездники, животные, люди и многое другое. Керамика Скопина – это изделия из глины и керамики, представленные в виде скульптур или игрушек. Появление промысла в 19 веке в Рязанской области в городе Скопине, связано с обнаружением залежей глины. Ещё во времена Древнерусского государства появились декоротивно-бытовая посуда и фигурки, отличающиеся своей простотой. Это были герои русских сказок в первую очередь драконы, и хищной птицы скопа.

Как играть?

В давние времена глиняные игрушки в форме фигурок использовали в качестве предметов для проведения ритуальных обрядов, связанных с сельскохозяйственным календарём. Известно, что например, свистулька выполняла функции оберега, и исходящий из неё звук обладал способностью отгонять злых духов. Изготовляли игрушку-свистульку к весне, к тому времени, когда славяне начинали праздновать «свистопляску» – самобытный праздник сопровождаемый свистом и плясками. Впоследствии, когда этот музыкальный предмет перестал выполнять вышеуказанные функции, он обрёл новый статус и его развитие пошло по двум направлениям.

В первом случае свистулька превратилась в музыкальный инструмент в виде сосудообразной флейты с десятком – окарину (гусёнок). А в другом варианте – стала народной игрушкой и могла быть представлена в виде птицы или целой композиции (филимоновская барыня со свистулькой-птицой под мышкой). Наряду с обрядовыми игрушками большой популярностью пользовались грематушки – глиняные полые цилиндры, наполненные шариками из этого же материала, они выполняли функцию погремушки и создавались специально для детей. Многочисленные образцы подобных глиняных изделий были найдены при раскопках на территории Киева, Рязани, Москвы, Коломны и других величественных городов России.

Плюсы и минусы

Глиняные игрушки олицетворяли образы, без каких либо анатомических особенностей и детализации объектов. За основу народной игрушки взяты три фигурки – это конь, птица и баба. Именно из них, внося небольшие изменения, создавались любимые в народе игрушки и талисманы-обереги. Из коня получались: корова, коза, баран. Птица перевоплощалась во все свистящие музыкальные инструменты. А бабе отводилось особое место в создании многофигурных композиций. Все вновь созданные образы несли определенное значение, кто-то символ могущества и благодати, а кто-то знак добра, плодородия и изобилия. Также особое значение имел использованный орнамент и цвет народных промыслов, например, красный, означал огонь; жёлтый – цвет хлебной нивы и солнца; зелёный – возрождение жизни; синий – воду и небо, космос; белый издавна считался символом чистоты. Игрушки для детей создавались из расчёта возраста, соблюдались размеры, пластика, отсекалось всё лишнее, и оставалась одна суть. Фигурки были наполнены тайной, сказкой, они будили фантазию и воображение ребёнка, вызывали эмоции и радость.

Новый век

До сих пор одной из визитных карточкой России является глиняная игрушка, которая является отражением русского культурного наследия. Даже современные изделия, выполненные по традиционным сюжетам, погружают человека в мир сказок, по-прежнему символизируя щедрость и безграничную доброту русской души. На сегодняшний день они уже не несут той функциональности и значения, что в прошлые века, но остаются объектом любования.

В корзине пусто!

Скопинский гончарный художественный промысел - традиционный центр народного искусства на Рязанской земле. Своим возникновением промысел обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопина. Глиняная посуда в местах, где позднее появился город Скопин, делалась еще во времена Киевской Руси. В этой посуде сбивали масло, заквашивали тесто, хранили молоко, воду, квас.

Годом рождения Скопинского гончарного промысла считается 1640-й. В этом году в переписи населения появилось первое имя Скопинского гончара - Демка Киреев, сын Бердников.


Скопинский гончарный промысел развивался, как и многие другие в России, производя гончарную посуду для крестьянского быта, печные трубы, кирпич, черепицу. Но во второй половине XIX века в Скопине появилась отрасль, прославившая его далеко за его пределами, производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных.

"Ничего равного этим произведениям русского народного искусства мы не видим среди скульптурных, посудных изделий других народов", - так оценивал изделия Скопинских мастеров конца XIX - начало XX веков один из крупнейших русских искусствоведов А. Салтыков.

Спрос на декоративные изделия поощрял мастеров делать их на продажу. Замысловатые фигуры возили на праздничные базары в Москву, Рязань, Липецк, а также в города юга России и на Украину. Их охотно покупали любители "экзотики" народного искусства, коллекционеры, иностранцы.


Достаточно быстро Скопин приобрел невиданную популярность. Изделиями Скопинских гончаров стали пополняться крупнейшие музеи России. Благодаря этому, современный посетитель Московского Исторического, Петербургских - Русского, Этнографии, Рязанских - Художественного и Историко-архитектурного музея-заповедника может ознакомиться с прекрасными коллекциями Скопинских работ конце XIX - начала XX века.

В 1900 году работы были представлены на выставке в Париже. В 1902 и 1913 годах скопинские изделия экспонировались на кустарных выставках и были неоднократно отмечены наградами.


Скопинский промысел всегда отличался широким ассортиментом изделий, буйством фантазии, исключительной смелостью пластических решений, оригинальными конструкциями сосудов, подсвечников, скульптур. Наряду с лаконичными гончарными формами делались сосуды с богатой лепниной, с изображением различных птиц, рыб, животных, сказочных и былинных персонажей. Орнамент наносился всевозможными штампиками и стеками по сырой глине в виде оттисков. Характер орнамента мог быть как растительным, так и геометрическим, но геометрический преобладал. Изделия глазуровались цветными поливами различных оттенков коричневого, желтого, зеленого, серо-синего цвета.

В изделиях Скопинского промысла всегда чувствовался пытливый характер мастера-экспериментатора, часто изобретавшего новые формы, способы декорирования и обжига, порой заимствуя их из других ремесел.
В начале XX века в городе насчитывалось около 50 мастерских. Некоторые впоследствии были объединены в артель "Керамик". На базе этой артели была создана Скопинская фабрика художественной керамики. Ныне это закрытое акционерное общество "Скопинская художественная керамика", численность - 160 человек, где, в основном, и сосредоточено наследие древнего народного промысла.

Большой талант, настоящая одержимость мастеров и виртуозное мастерство гончаров-художников смогли не только бережно сохранить до наших дней исконно русские традиции, неповторимый народный колорит уникальной Скопинской керамики, но и продолжить их развитие, создавать новые варианты скульптурных и многоярусных сосудов, кувшинов, подсвечников.

По достоинству оценен труд Скопинских мастеров. Среди них есть народные художники - Голованова Татьяна и Лощинина Татьяна, заслуженные работники культуры - Н. Насонова и А. Рожко, 10 художников являются членами союза художников России. В 1991 году восьми ведущим мастерам было присвоено звание Лауреатов Государственной Премии России в области литературы и искусства: Пеленкину М., Насоновой Н., Рожко А., Полякову С., Линевой М., Курбатовой А., Головановой Т., Лощининой Т.

Изделия скопинских мастеров экспонируются на многих выставках. Участвуя в конкурсах, художники Скопина часто занимают призовые места.
Ассортимент изделий, выпускающихся на Скопинском промысле, как и в прежние времена, разнообразен. По-прежнему, самые интересные, по-настоящему уникальные произведения - квасники, кумганы, подсвечники, скульптуры, оправы для каминных часов делаются авторами вручную на гончарной основе. Выпускаются также вазы, глазурованные фигурные сосуды, посуда, сувенирные изделия: свистульки, колокольчики.
На Скопинской фабрике художественной керамики ведется большая исследовательская работа в области новых технологий, применения новых материалов. Коллектив промысла всегда охотно откликается на нужды заказчика. Сегодня фабрика успешно работает как с ближними торговыми предприятиями, так и с отдаленными регионами страны. Немалый интерес Скопинский народный промысел представляет для туристических организаций. Оригинальные изделия Скопинского художественного промысла являются своеобразной визитной карточкой Рязанской области. На предприятии действует музей истории Скопинской керамики, проводятся экскурсии.

Скопинский гончарный промысел

Скопинский гончарный художественный промысел возник на рязанских землях более трех веков назад. На сегодняшний день является одним из самых прославленных центров российского народного творчества. Основой для развития данного промысла в этих краях послужили залежи светлой гончарной глины, которыми так богаты окрестности нынешнего города Скопин.

История промысла

Началом развития скопинского промысла признан 1640 г. Именно в этом году среди списков населения зафиксировано имя первого скопинского гончара Демки Киреева, Бердникова сына.

гончарное дело

(Крестьянское гончарное дело)

Первое время скопинский промысел был ничем не примечателен, гончарами производилась посуда, черепица, кирпич и печные трубы из глины. Начало развития скопинской декоративной керамики приходится на вторую половину 19-го века. В этот период скопинскими мастерами стали изготавливаться превосходные творения - глазированные фигурные сосуды, многоярусные подсвечники причудливых форм, украшенные лепниной в виде невиданных зверей, птиц и рыб.

керамический сосуд

(Керамический фигурный сосуд)

Благодаря своей затейливости скопинская керамика стала прославляться за пределами Рязани. Ее стали возить на праздничные базары крупных городов России и Украины. Часто изделия скопинских мастеров скупались иностранцами, коллекционерами и прочими любителями народного искусства.

Вскоре, произведения скопинских умельцев стали выставляться в крупных российских музеях, представлялись на различных ремесленных выставках, в 1900 году даже экспонировались на одной из Парижских выставок, многократно отмечались наградами.

Элементы промысла

старинная керамическая посуда

(Старинная керамическая посуда)

Отличительной особенностью скопинской художественной керамики является многообразие ассортимента изделий, смелость решений, оригинальность и сложность форм и непревзойденная фантазия авторов. Мастерами изготавливались изделия, как незамысловатых форм, так и высокохудожественные произведения, украшенные богатой лепниной с различными видами животных, а также былинными и сказочными персонажами.

керамическая рыбка

(Керамический узор - рыбка на посуде)

Узоры на изделия наносились по сырой глине при помощи разнообразных штампиков и стеков. В орнаменте преобладали растительные мотивы или геометрические формы. Для глазировки изделий применялись поливы различных цветов – зеленого, желтого, коричневого и серо-синего.

керамическое сувенирное изделие

(Керамическое сувенирное изделие - кувшин)

Скопинский гончарный промысел развивался достаточно быстро, с каждым годом все более возрастало мастерство авторов, осваивались различные методики. На сегодняшний день скопинские мастера владеют самыми разнообразными техниками исполнения – это и гончарство, и ручная лепка, и литье в формы из гипса с последующей доработкой вручную, и полусухое прессование.

Произведения скопинских мастеров поражают своей оригинальностью и превосходным исполнением, в них чувствуется пытливость и изобретательность мастера, экспериментировавшего с формами, способами декорирования и обжига.

Читайте также: