Скопинская керамика и игрушка

Обновлено: 01.05.2024

Всё нахожусь под впечатлением от поездки в Рязань. Ну, поехала-то совершенно внезапно, резко забронировала гостиницу - и в путь. Ничего заранее не узнавала, кроме, конечно, Есенина и Павлова. Решила, на месте разберёмся, ещё интереснее будет. Про михайловское кружево уже написала. Теперь вот про скопинскую керамику. Получились просто-таки записки путешественника.

Нетрудно догадаться, что делают её в городе СкопИн. Приблизительно в полдень сели мы с сыном в автобус и через два часа были там. По московским меркам - самое время. На автовокзале безлюдно. Почти. Нашли бабулю, спросили, как идти. Оказалось, транспорт до фабрики не ходит, вкругаля ходить далече, но есть народная тропа, огородами-огородами - и там будете. Мы тропу не нашли, зашли в магазин и нам встречный вопрос: а вам какая керамика-то нужна? Может, лучше что-то пластмассовое в свой огород поставите? Не, Москва, конечно, вполне себе деревня и многие тут между собой знакомы, но у меня и огорода нету, и везти такую тяжесть издалека. Женщина засмеялась, сказала, что, конечно, скопинская керамика - это действительно то, что обязательно надо посмотреть, тропа, она вон там, надо дом обойти, потом между гаражей тропинка, потом она идёт через кладбище, потом через военное кладбище. Мужество меня покинуло, но сын - мужик, и мы пошли. Дошли в 3 часа, на магазине вывеска - работает до 4 часов. О-о-о-о-о.

В магазине разрешили фотографировать и я воспользовалась возможностью

Скопинская керамика, фото № 1

Скопинская керамика, фото № 2

Скопинская керамика, фото № 3

Скопинская керамика, фото № 4

Потом милые женщины в магазине напомнили, что магазин скоро закрывается, посетовали, что в Скопине после пяти вообще всё безлюдно. Таак. Мы быстренько закупились сувенирами и поскакали обратно по народной тропе к автовокзалу, мало ли, вдруг скоро будет последний автобус.

Из окна автобуса увидели музей гончарного искусства.

Но можно же в других источниках поискать!

Итак. Возникновение декоративной керамики Скопина исследователи единодушно относят к 1860-м гг. Выпуск художественных гончарных изделий первыми освоили братья Федор и Василий Оводовы. Их фамилия фигурирует как в литературе о Скопине, так и в устных рассказах гончаров. Оводовы первыми узнали секрет приготовления свинцовой глазури, переняв его у липецких мастеров, и стали делать глазурованные изделия. Вслед за ними изготовление декоративной глазурованной керамики освоили отец и сын Желобовы, Иван Тащеев и другие мастера.

Обращение к новым формам изделий побудило гончаров отыскивать новые художественные средства, осваивать новую технику исполнения. Вытягивание формы на гончарном круге теперь сочеталось с проработкой ее вручную, а возросшая роль декора вела к широкому использованию различных художественных приемов, к эволюции художественного образа. При этом скопинские мастера сохранили один из древнейших способов выполнения изделий, когда вещь не тянется на круге целиком, а формуется по частям из длинных кусков глины, «жгутов-налепков», которые потом соединяются вместе при помощи жидко разведенной глины-шликера. Изделия скопинцев создаются подобно архитектурному сооружению: на коническую ножку ставится кольцевое тулово квасника, на котором поднимается вверх сложное рельефное горло, завершающееся высокой крышкой, изгибаются ручка и носик. Между носиком и горлом часто помещали скульптурные изображения птиц. Фигурки птиц, медведей, львов располагали в отверстии кольца и на крышке.

На следующий день мы пошли в художественный музей Рязани. Урра. Там проходила выставка "Народные промыслы рязанской области". Конечно, фотографировала. Михайловское кружево получилось хорошо, но керамика. Квалификация фотографа подвела.

Скопинская керамика, фото № 5

Скопинская керамика, фото № 6

Скопинская керамика, фото № 7

Скопинская керамика, фото № 8

Скопинская керамика, фото № 9

Скопинская керамика, фото № 10

Скопинская керамика, фото № 11

Скопинская керамика, фото № 12

А уже накануне отъезда в историческом музее Рязани были сделаны и вот эти фотографии. Фотограф прежний.

Скопинская игрушка

Название города и гончарного ремесла образовано от названия птицы Скопа – это птица-рыболов или речной орел. Город Скопин находится в Рязанской области, на берегу реки Верда. Найденные при раскопках в этих краях глиняная посуда и игрушки относятся к временам киевской Руси. В такой посуде местные жители готовили масло, хранили молочные продукты, воду и квас, использовали для заквашивания теста. Временем возникновения скопинской керамики истории считают 1860-ее годы. Уже тогда город Скопин был известным центром гончарного промысла. С развитием производства, появлением фабрик и заводов, резко падает спрос на кустарную посуду, поэтому мастера сменяют вид своей деятельности и в больших количествах начинают лепить глиняные фигурки: игрушки, свистульки и декоративные статуэтки. Хрупкая глиняная игрушка, изящно оформленная, больше была предметом украшения интерьера, нежели детской забавой. В начале 20 века изделия скопинских мастеров были представлены на крупнейших выставках народного творчества в Петербурге и Париже. Скопинская керамика 19-20 веков хранится в мировых музеях.

В период первой мировой войны резко упал спрос на глиняные изделия, да и количество умельцев значительно сократилось, т.к. большинство мужчин, в том числе и гончары, были призваны на фронт. Новый расцвет гончарного промысла приходится уже на 1920-е годы. В это время мастера из Скопина получают разовые заказы от российских и зарубежных музеев, в попытке сохранить лучшие традиции лепного искусства. В эти годы большинство скопинских игрушек имеют ряд характерных признаков: преобладают красновато-желтых оттенков, пропали изображения зверей и птиц, на смену им пришли всевозможные налепы в виде жгутиков, линий, кругов и спиралей. Стоит заметить, что в состав глазурей входил свинец, который мог вызвать отравление и даже смерть мастера. Поэтому особо остро стоял вопрос о поиске безвредной поливы, которая по своим декоративным функциям не уступала бы свинцовому составу.

Описание игрушки

Каждый мастер пытался превзойти остальных, выдумывая новые сюжеты, производя сложные работы, разрабатывая искусные и оригинальные техники лепки. Лучшие свои образцы было принято выставлять на окошках своего дома или мастерской, что являлось своеобразной рекламой мастера. В 19 веке основные сюжеты скопинских мастеров – большие шары, созданные на гончарном круге, огромные декоративные вазы и горшки с замысловатым узором, фигурки диких зверей и птиц (больше всего встречается медведей и львов), сказочные существа, фигурки барышень и всадников. Внешне скопинские игрушки оригинальны, они отличаются от других русско-народных ремесел и выделяются на общем фоне. Так же как и посуда и иные глиняные предметы человеческого быта, игрушки изготавливались из светло-коричневой глины, после обжига игрушку поливали глазурью. Недочеты в своем гончарном деле местные мастера часто обращали в свою пользу: неперемолотые крупинки глазури неравномерно растекались по игрушке, что придавало готовому изделию оригинальность. Для игрушек применялись глазури разных оттенков: темно-коричневая глазурь с окисью марганца, ярко-зеленая с окисью мели, темно-желтая с добавлением окиси железа.

Среди лучших скопинских мастеров можно отметить братьев Василия и Федора Оводовых, отца и сына Желобова, Ивана Тащеева, Михаила Пеленкина, Александра Рожко, Нелли Насоновой, Марии Линевой и другие. Основной вклад в становление и развитие скопинского промысла внесла семья Оводовых. Идея игрушек у гончара Оводова появилась, когда он, работая в имении графа Бобринского, был впечатлен архитектурным декором, у себя в мастерской гончар вылепил большую фигуру льва с разинутой пастью и лежащей лапой на шаре. Свое творение мастер поставил у себя во дворе. Этому же гончару принадлежит идея пропускать через сито глину, в результате чего получалась длинная лапша, которой украшали густые гривы львов и лошадей. Все фигурки скопинских мастеров создаются, словно архитектурное сооружение. На гончарном круге вытягивается форма, а затем прорабатывается вручную. Изделие формируется на гончарном круге не целиком, а частями, а потом уже все готовые детали соединяются воедино с помощью жидко разведенной глины.

Как играть?

Хрупкая глиняная игрушка, изящно оформленная, прекрасно подойдет для украшения интерьера, необычный внешний вид и мелодичное звучание привлекают детей, но все таки из-за своей хрупкости Скопинские игрушки не предназначены для активной детской игры.

Плюсы и минусы

Ремесленники из Скопина научились изготавливать глазури разных цветов. При обжиге в горне или печи нерастворенные крупинки глазури расплавлялись и растекались по глиняной фигурке, поэтому и получили свое название «потечные». Использование потечной глазури – это основной признак скопинских игрушек. Скопинский промысел отличается большим ассортиментом изделий, неординарной фантазией авторов, оригинальным строением глиняных предметов.

Новый век

Скопинский промысел один из немногих, где исторически сложилась и полностью сохранилась до наших дней традиционная технология изготовления предметов. Сегодня игрушки также изготавливают несколькими способами ¬– ручной лепкой, изготовление на гончарном круге, прессование, литье, с помощью современного оборудования. Замешивается сухая глина с небольшим количеством воды, так образуется глиняное тесто. Такая смесь легче поддается обжигу, меньше сокращается в объемах. Для полной готовности требуется многократный обжиг. После того, как игрушка остыла после печи, ее заливают глазурью, сразу же декорируют и снова обжигают, позже наносят тонкий слой прозрачной глазури и снова закрепляют его в печи.

Производство

Современное развитие скопинской игрушки происходит по нескольким направлениям: массово выпускаются изделия, приготовленные шликерным литьем в гипсовых формах, производятся кухонные и бытовые предметы, а также создаются уникальные декоративные фигурки и игрушки, которые часто можно встретить в музеях, на выставках и ярмарках народного творчества. Изделия скопинского художественного промысла – визитная карточка Рязанской области.

Глиняные игрушки

Глиняная игрушка – это проявление особенностей национального народного творчества на протяжении нескольких веков. Изделия из глины пользовались особым успехом у людей независимо от пола, возраста и статуса. Мастерами воссоздавались реальные или воображаемые предметы и образы, которые предназначались для умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания ребёнка, являлись частью интерьера, украшением дома. Игрушки демонстрировали историческую сущность народов на протяжении нескольких столетий.

Описание игрушки

Всё, разнообразие красок, формы, украшений, неповторимость в исполнении, способ лепки, неординарность образа можно наблюдать на примере Дымковской, Каргопольской, Филимоновской, Абашевской, Хлудневской, Романовской игрушки и керамики Скопина. Поколения за поколениями мастеров-ремесленников и художников создают образцы глиняных изделий, придерживаясь многолетних традиций народа и пользующие популярностью вот уже не одно столетие.

Дымковская глиняная игрушка образовалась в 15-м столетии недалеко от города Вятка в слободе Дымково. Игрушки изготовлялись и расписывались только руками, поэтому среди них не найдёшь одинаковых и похожих друг на друга фигурок. Для нанесения орнамента использовали специальная смесь, в составе которой было яйцо, уксус и сухой анилиновый краситель. Главными элементами росписи являлись геометрические фигуры. Для создания узоров обычно использовалось яркие цвета и позолота. Формой Дымковской игрушки являются полые внутри фигурки изображающие животных, птичек, девиц и кавалеров. В давние времена готовые игрушки покрывали молочно-меловой смесью и уже, потом наносили краски. В современном мире мастера Дымковской игрушки предпочитают, используют для росписи краску на водной основе (гуашь), с добавлением яичного продукта или темперные краски. Вятская игрушка вот уже много лет считается народным искусством, отличительной чертой которого является яркость, красочность и индивидуальность.

Каргопольская игрушка появилась в г. Каргополь Архангельской обл. и была практически полностью утрачена. Благодаря мастерице-игрушечнице У.И. Бабкиной сохранились некоторые образцы. Она смогла воссоздать утраченный вид промысла и создать архаичную внешность, стилистику, типаж и методы росписи игрушки. Многочисленные фигурки (Берегиня, Полка, Бобка) и сюжетно-тематические композиции дошли до наших дней, и являются украшением музея народного творчества.

Филимоновская игрушка относится к середине 16 века. Промысел появился среди мастеров гончарного дела, проживающих в Тульской области. Лепкой игрушек занимались в основном женская половина населения и ребятня, используя местную пластичную глину. Со временем данное производство пришло в убыток и одни из последних мастериц проживали в деревне Филимоново. Одиночные и многофигурные композиции пользовались огромным спросом и покупались населением для эстетического удовольствия. Существовало более 50-и образцов филимоновской игрушки, среде них были фигурки людей и животных, целые тематические сюжеты. По своей стилистики фигурки имели вытянутые пропорции, были расписаны орнаментом, состоящим из геометрических фигур, в качестве красителей использовали синтетические краски.

Абашевская игрушка родом из села Абашево. В связи с тем, что большинство населения являлись староверами, то и игрушки носили в основном религиозные мотивы, например, оленьс необычными рогами олицетворяющие «дорогу к всевышнему». В середине 19 века изготовлением игрушки занялись мастера в одном их районов Пензенской области. Игрушки делались умельцами, каждый из которых придерживался истории, но и сам придумывал свои уникальные сувениры. Начиная с 30-х гг. изделия стали раскрашивать маслянистыми красителями, а сверху добавляли бронзовые или серебряные элементы. Хлудневская игрушка – это гончарный промысел, который начал своё существование в Калужской области, в деревне Хлуднево. Начиная с 16 века мастера, используя глину этих мест, лепили музыкально-шумовые инструменты и различные фигурки. Одна придуманная мастерицей фигурка могла содержать целую историю, и чтобы её узнать обладатель сувенира должен был повертеть игрушку и раскрыть скрытый замысел мастера. Ещё одной визитной карточкой Хлудневского гончарного промысла является «мокрый соловей» – это сосуд со свистком, звук из которого можно извлечь только налив в него воду. На сегодняшний день такие свистки делают в форме птичек.

В Липецкой области в селе Романово-Городище, где проживали бояре Романовы со своими крестьянами, возникло гончарное производство, где из глины местной добычи создавались цветная посуда, «романушки» (свистульки), и более 40 сюжетных Романовских игрушек, среди которых: летящие птицы, тройки лошадей, наездники, животные, люди и многое другое. Керамика Скопина – это изделия из глины и керамики, представленные в виде скульптур или игрушек. Появление промысла в 19 веке в Рязанской области в городе Скопине, связано с обнаружением залежей глины. Ещё во времена Древнерусского государства появились декоротивно-бытовая посуда и фигурки, отличающиеся своей простотой. Это были герои русских сказок в первую очередь драконы, и хищной птицы скопа.

Как играть?

В давние времена глиняные игрушки в форме фигурок использовали в качестве предметов для проведения ритуальных обрядов, связанных с сельскохозяйственным календарём. Известно, что например, свистулька выполняла функции оберега, и исходящий из неё звук обладал способностью отгонять злых духов. Изготовляли игрушку-свистульку к весне, к тому времени, когда славяне начинали праздновать «свистопляску» – самобытный праздник сопровождаемый свистом и плясками. Впоследствии, когда этот музыкальный предмет перестал выполнять вышеуказанные функции, он обрёл новый статус и его развитие пошло по двум направлениям.

В первом случае свистулька превратилась в музыкальный инструмент в виде сосудообразной флейты с десятком – окарину (гусёнок). А в другом варианте – стала народной игрушкой и могла быть представлена в виде птицы или целой композиции (филимоновская барыня со свистулькой-птицой под мышкой). Наряду с обрядовыми игрушками большой популярностью пользовались грематушки – глиняные полые цилиндры, наполненные шариками из этого же материала, они выполняли функцию погремушки и создавались специально для детей. Многочисленные образцы подобных глиняных изделий были найдены при раскопках на территории Киева, Рязани, Москвы, Коломны и других величественных городов России.

Плюсы и минусы

Глиняные игрушки олицетворяли образы, без каких либо анатомических особенностей и детализации объектов. За основу народной игрушки взяты три фигурки – это конь, птица и баба. Именно из них, внося небольшие изменения, создавались любимые в народе игрушки и талисманы-обереги. Из коня получались: корова, коза, баран. Птица перевоплощалась во все свистящие музыкальные инструменты. А бабе отводилось особое место в создании многофигурных композиций. Все вновь созданные образы несли определенное значение, кто-то символ могущества и благодати, а кто-то знак добра, плодородия и изобилия. Также особое значение имел использованный орнамент и цвет народных промыслов, например, красный, означал огонь; жёлтый – цвет хлебной нивы и солнца; зелёный – возрождение жизни; синий – воду и небо, космос; белый издавна считался символом чистоты. Игрушки для детей создавались из расчёта возраста, соблюдались размеры, пластика, отсекалось всё лишнее, и оставалась одна суть. Фигурки были наполнены тайной, сказкой, они будили фантазию и воображение ребёнка, вызывали эмоции и радость.

Новый век

До сих пор одной из визитных карточкой России является глиняная игрушка, которая является отражением русского культурного наследия. Даже современные изделия, выполненные по традиционным сюжетам, погружают человека в мир сказок, по-прежнему символизируя щедрость и безграничную доброту русской души. На сегодняшний день они уже не несут той функциональности и значения, что в прошлые века, но остаются объектом любования.

В корзине пусто!

Быстрый заказ

Карандашница 'Пень'

Длина: 19 смШирина: 11 смВысота: 16 смМасса: 0,6 кг..

Быстрый заказ

Карандашница 'Гриб'

Длина: 12 смШирина: 12 смВысота: 12 смМасса: 0,3 кг..

Быстрый заказ

Сувенир-копилка 'Весёлый мышонок'

Длина: 10 см.Длина: 10 см.Длина: 19 см.Объём: л.Масса: 0,5 кг.

Быстрый заказ

Сувенир 'Хрюшка'

Длина: 9 смШирина: 9 смВысота: 13 смМасса: 0,2 кг..

Быстрый заказ

Сувенир 'Сова'

Длина: 6 смШирина: 6 смВысота: 12 смМасса: 0,2 кг..

Быстрый заказ

Сувенир 'Снегурочка'

Длина: 14 см.Длина: 14 см.Длина: 30 см.Объём: л.Масса: 1,2 кг.

Быстрый заказ

Сувенир 'Снеговик' б.

Длина: 15 смШирина: 10 смВысота: 17 смМасса: 0,4 кг..

Быстрый заказ

Сувенир 'Снеговик' м.

Длина: 7 смШирина: 5 смВысота: 10 смМасса: 0,1 кг..

Быстрый заказ

Сувенир 'Снеговик' ср.

Длина: 10 смШирина: 8 смВысота: 12 смМасса: 0,2 кг..

Быстрый заказ

Сувенир 'Скопинский квасничок'

Длина: 13,5 смШирина: 7 смВысота: 22 смОбъем: 1,3 л.Масса: 0,6 кг..

Быстрый заказ

Сувенир 'Свинка' с.м.

Длина: 10 смШирина: 5 смВысота: 5 смМасса: 0,2 кг..

Быстрый заказ

Сувенир 'Дед Мороз'

Длина: 17 см.Длина: 17 см.Длина: 33 см.Объём: л.Масса: 1,2 кг.

Сувенир

Быстрый заказ

Сувенир 'Бычок' ср.

Высота: 12 смМасса: 0,2 кг..

Сувенир

Быстрый заказ

Сувенир 'Бычок' м.

Высота: 10 смМасса: 0,2 кг..

Сувенир

Быстрый заказ

Сувенир 'Бычок'

Высота: 12 смМасса: 0,15 кг..

Быстрый заказ

Сувенир "Тёща"

Длина: 23 смШирина: 21 смВысота: 39 смОбъем: 16 л.Оптовая упаковка: 2 шт..

Быстрый заказ

Сосуд 'Сова'

Длина: 25 смШирина: 17 смВысота: 40 смМасса: 1,4 кг..

Быстрый заказ

Сосуд 'Скопин'

Высота: 44 смОбъем: 2 л.Масса: 1,9 кгОптовая упаковка: 5 шт..

Быстрый заказ

Сосуд 'Скопа'

Длина: 29 смШирина: 18 смВысота: 50 смОбъем: 0,3 л.Масса: 2,5 кгОптовая упаковка: 5 шт..

Быстрый заказ

Сосуд 'Скопа'

Длина: 15 смШирина: 14 смВысота: 43 смМасса: 1,4 кг..

Быстрый заказ

Сосуд для мёда м.

Длина: 11,5 смШирина: 11,5 смВысота: 15 смОбъем: 2 л.Масса: 0,4 кгОптовая упаковка: 8 шт..

Быстрый заказ

Сосуд для мёда

Длина: 15,5 смШирина: 15,5 смВысота: 21 смОбъём: 15,5 лМасса: 0,8 кг..

Быстрый заказ

Сосуд декоративный на рыбах

Длина: 28 смШирина: 18 смВысота: 50 смОбъем: 2,2 л.Масса: 2,1 кг..

Скульптура-копилка 'Корова'

Высота: 32 смМасса: 2 кг..

Служба поддержки
Дополнительно
Личный кабинет

© Все права защищены. Не является публичной офертой. 1640 - 2022 Скопинская художественная керамика | Официальный сайт предприятия

В корзине пусто!

Быстрый заказ

Тарелка настенная 'Скопин'

Ширина: 17 смВысота: 5 смМасса: 0,2 кг..

Быстрый заказ

Тарелка настенная 'Рязань'

Ширина: 17 смВысота: 5 смМасса: 0,2 кг..

Быстрый заказ

Сувенир Скопинский двухкольцевой

Ширина: 11 смВысота: 35 смМасса: 1 кг..

Быстрый заказ

Сувенир 'Матрешка'

Ширина: 0,9 смВысота: 15 смМасса: 0,4 кг..

Быстрый заказ

Сувенир 'Лягушка'

Ширина: 7 смВысота: 11 смМасса: 0,1 кг..

Быстрый заказ

Скульптура 'Ангел'

Ширина: 15 смВысота: 38 смМасса: 1,3 кг..

Быстрый заказ

Скульптура "Лев Скопинский"

Быстрый заказ

Скульптура

Длина: 15 см Ширина: 10 см Высота: 15 см ..

Быстрый заказ

Свистулька-подвеска

Ширина: 2 смВысота: 2 смМасса: 0,1 кг..

Быстрый заказ

Свистулька 'Рыбка'

Ширина: 7 смВысота: 8 смМасса: 0,2 кг..

Быстрый заказ

Свистулька 'Кот'

Ширина: 6 смВысота: 7 смМасса: 0,1 кг..

Быстрый заказ

Свистулька 'Ерш'

Ширина: 7 смВысота: 8 смМасса: 0,2 кг..

Быстрый заказ

Свистулька "Табун"

Быстрый заказ

Салфетница 'Лягушка'

Ширина: 12 смВысота: 17 смМасса: 0,4 кг..

Быстрый заказ

Плакетка 'Скопин' №1

Ширина: 17 смВысота: 1 смМасса: 0,2 кг..

Быстрый заказ

Плакетка 'Скопин' №2

Ширина: 17 смВысота: 1 смМасса: 0,2 кг..

Быстрый заказ

Пепельница 'Бычки'

Ширина: 12 смВысота: 3 смМасса: 0,3 кг..

Быстрый заказ

Пано настенное 'Крестьянское'

Ширина: 19 смВысота: 8 смМасса: 0,6 кг..

Быстрый заказ

Пано настенное 'Деревенское'

Ширина: 19 смВысота: 8 смМасса: 0,6 кг..

Быстрый заказ

Пано настенное 'Фрукты'

Ширина: 38 смВысота: 18 смМасса: 4 кг..

Быстрый заказ

Пано 'Орел'

Ширина: 18 смВысота: 3 смМасса: 0,4 кг..

Быстрый заказ

Пано 'Оберег коромысло'

Ширина: 30 смВысота: 5 смМасса: 1 кг..

Быстрый заказ

Пано 'Есенин'

Ширина: 18 смВысота: 3 смМасса: 0,4 кг..

Быстрый заказ

Кухля 'Рыба'

Ширина: 6 смВысота: 7 смМасса: 2,8 кг..

Служба поддержки
Дополнительно
Личный кабинет

© Все права защищены. Не является публичной офертой. 1640 - 2022 Скопинская художественная керамика | Официальный сайт предприятия

Читайте также: