Смирнова игрушки наших детей

Обновлено: 04.05.2024

Начиная с 3-х лет появляется воображение, речь, общение и много других психических процессов, которые требуют определённых игрушек. Возникает, так называемая, сюжетная игра – игра, в которой ребёнок не просто действует с предметами, а в которой он строит свою воображаемую ситуацию, в результате которой ребёнок учится понимать самого себя и окружающих людей, управление собой, общаться.

У ребёнка есть потребность играть?

Врождённой потребности у ребёнка играть нет. Если он умеет играть, он любит играть, если не умеет – то нет. Сейчас огромное количество детей, которые не играют, или играют очень примитивно. Простое катание машинки туда-сюда, переодевание-причёсывание кукол – это примитивная игра, простая манипуляция. Настоящая игра предполагает создание воображаемой ситуации, в ходе которой герои (игрушки), к примеру, встречаются, думают о чём-то вслух, решают чем-то заняться, что-то ищут, что-то делают вместе, при этом делают это либо дружно, либо могут и поссориться, могут испытывать различные эмоции (страх, обиду), могут друг друга утешать…то есть, процесс разыгрывания какого-то жизненного и знакомого ребёнку сюжета.

Получается, что игра – это потребность, которую надо сначала сформировать у ребёнка путём организации пространства и подбора правильных игрушек, и тогда это пространство станет саморазвивающимся?

Да, путём включения ребёнка в игру: «Давай, как будто это ты будешь, а этой игрушкой буду я. Давай, как будто, я тебя буду качать на качели и, как будто, ты не хочешь, а я тебя уговариваю»…и вот начинается такая история, которая с одной стороны, близкая, а с другой – воображаемая. И вот через такую игру ребёнок начинает осознавать самого себя (возможно, он чего-то боится, или слишком агрессивен и требователен по отношению к другим, т.е. начинает видеть себя со стороны). Игрушка выполняет очень важную функцию проекции своего Я – в игрушку ребёнок может поместить все свои слова, мысли, желания, поступки.

Несколько слов об игрушках-мультгероях?

Сейчас есть такая странная культурологическая тенденция, которая, по-моему, ещё плохо проанализирована. Заключается она в том, что герои мультфильмов, как и игрушек, всё дальше отходят от человека. Мультфильмов про людей, демонстрирующих позитивные образцы поведения, очень мало. Но очень сильно сейчас распространено закладывание позитивных качеств и поступков (сопереживание, спасение, помощь) в каких-то монстров и чудовищ. Всё время проводится идея такой сверхтолерантности, я бы сказала – «пусть он монстр, но он хороший, пусть он людоед, но он добрый», другими словами, всё хорошее исходит из каких-то чудовищ, монстров, инопланетян, роботов, но не от людей.

Об игрушках с громкими электронными мелодиями/игрушках, издающих громкие звуки и крики.

После 5-минутного прослушивания таких игрушек начинают сходить с ума и родители, и дети. Очень нравятся папам машинки, говорящие голосом гаишника, но такие игрушки не для детской игры, потому что они навязывают свои действия, сами говорят и т.д.

О транспортных игрушках.

Главное назначение транспортной игрушки не просто кататься, а кого-то куда-то перевозить. Поэтому важно, чтобы машина предусматривала открытый кузов или кабину, в которые можно кого-то посадить или положить какой-то груз. Коллекционирование же машинок (разные модели, как правило, с закрытыми кузовами) – это уже не игра, т.к. возможности таких игрушек, как транспортного средства, очень ограничены, они больше подходят для более старшего возраста, когда ребёнок учится различать разные модели, к примеру. А для игры желательна машина с открытым кузовом или кабиной.

⁣Как изменились дети за последние 30 лет?

Дети, растущие без игры, имеют пустой внутренний мир. От этого происходит дефицит самоорганизации, они не знают, чем заняться. Самый простой способ для них – включить планшет и уйти в виртуальную реальность. А если и этого нет, то это просто ломка, пустота. Если умеющий играть ребёнок сможет придумать игру с двумя своими пальчиками или карандашами, и ему уже не скучно, он что-то творит, то дети, не имеющие вот этого внутреннего воображения, мучаются, страдают, требуют от взрослых развлечь их. Сейчас в клинике неврозов открыто суи цидальное отделение для младших школьников, потому что были попытки суи цида у 9-10-летних детей, у которых забрали планшеты. Таковы последствия зависимости от компьютерной техники.

Если мы не формируем высокие потребности, то человек становится либо ведомым инстинктами (есть, пить), либо погружается в компьютерную виртуальную реальность, потому что на другую деятельность не хватает фантазии. В более старшем возрасте на этой почве возникает алкогольная или наркотическая зависимость, которая как бы является продолжением…

…последствий пустоты внутри, которая требует наполнения и какой-то точки опоры, «таблетки счастья».
Сейчас нет ни одной передачи для родителей. Родители сейчас очень неопытны и нуждаются в просвещении. Никакой информации, что нужно младенцу, что нужно в раннем возрасте, что в дошкольном, что в подростковом, сейчас очень сложные конфликтные отношения родителей и подростков. Такого просвещения нет. Предполагается, что родители сами должны открывать ту мудрость, которая была накоплена тысячелетиями. Многие родители не понимают, что дети отличаются от взрослых и что законы психического развития стабильны, несмотря на технологический прогресс и достижения компьютерной техники.

Ваши рекомендации?

На сайте psytoys. ru – представлены критерии экспертизы игрушек и лучшие игрушки по итогам года. Для каждой игрушки описан возраст, для которого она рекомендуется и те игры, в которые с ней можно играть.

Кто вам платит за то, чтобы ваш центр делал эту экспертизу?

Чтобы быть полностью независимыми от производителей, наша экспертиза проводится бесплатно.

Смирнова, Филиппова, Шеина - Игрушки наших детей. Как выбирать игрушки. Учебно-методическое пособие. ФГОС обложка книги

Аннотация к книге "Игрушки наших детей. Как выбирать игрушки. Учебно-методическое пособие. ФГОС"

Задача этой книги - помочь родителям правильно выбирать игрушки для своих детей, а педагогам - грамотно обеспечить детский сад развивающими играми и игрушками с учетом возрастных особенностей детей и закономерностей их развития. Авторы книги - сотрудники Московского городского психолого-педагогического университета - расскажут читателям, как заинтересовать ребенка игрой.

Иллюстрации к книге Смирнова, Филиппова, Шеина - Игрушки наших детей. Как выбирать игрушки. Учебно-методическое пособие. ФГОС

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Мамам и папам! Бабушкам и дедушкам! Рекомендую к прочтению: книга поможет сориентироваться, какие игры нужны вашему ребенку и являются действительно «развивающими», как научить ребенка игре, также, что не маловажно, поможет сэкономить средства – вы не станете покупать ненужные и зачастую дорогие игрушки. Также книга поможет с выбором подарка, соответствующего возрасту детей ваших родных, друзей, знакомых.
Когда сыну было 6 мес. я стала изучать информацию, какие игрушки следует приобрести для.

Мамам и папам! Бабушкам и дедушкам! Рекомендую к прочтению: книга поможет сориентироваться, какие игры нужны вашему ребенку и являются действительно «развивающими», как научить ребенка игре, также, что не маловажно, поможет сэкономить средства – вы не станете покупать ненужные и зачастую дорогие игрушки. Также книга поможет с выбором подарка, соответствующего возрасту детей ваших родных, друзей, знакомых.
Когда сыну было 6 мес. я стала изучать информацию, какие игрушки следует приобрести для его гармоничного развития. Благодаря отзывам предыдущих резензентов, я остановила свой выбор на данной книге. Даже не ожидала, что такой теме может быть посвящена книга в 350 страниц! Книга состоит из 3 частей. В центре книги находятся страницы с цветными изображениями игрушек.
В первой части «Игрушки для всех возрастов» вы найдете информацию в какие игры играть и какие игрушки необходимы в определенном возрасте (с рождения и лет до 10), что они развивают и какую пользу приносят детям. Для меня было открытием, что чем проще игрушка, чем меньше в ней электроники и запрограммированных действий, тем больше от нее пользы ребенку – ведь манипуляции, которые может проводить ребенок с такой игрушкой, ограничены только его фантазией! Вспоминая свое советское детство, я с удовлетворением осознаю, что у меня были правильные игрушки.
Вторая часть «Такие разные игрушки» посвящена различным видам игрушек.
В третьей части «Игрушки на все случаи жизни» содержится информация об игрушках для праздника, в подарок и т.д. Меня здесь заинтересовала статья о выборе «страшных» игрушек.
Фото содержания и некоторых страниц прилагаю. Скрыть

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

При заказе не обратила внимание, поэтому получив книгу, была приятно удивлена - 352 страницы информации по теме выбора игрушек! Не пожалейте времени, прочитайте, действительно полезное пособие. На фото в книге увидела нашего шагающего бычка - сходство на 99%)))))) И да, сын в год его обожает.

Замечательная книга, одна из лучших по теме! Помогает сориентироваться в современном многообразии игрушек, не превращая детскую в заваленную ненужным хламом пещеру! Помогает подобрать игрушки в соответствии с возрастом и полом. При этом рассказывает не только, какие игрушки выбрать, но и почему, что именно они помогают развивать и чему учат детей.

Мамам и папам! Бабушкам и дедушкам! Рекомендую к прочтению: книга поможет сориентироваться, какие игры нужны вашему ребенку и являются действительно «развивающими», как научить ребенка игре, также, что не маловажно, поможет сэкономить средства – вы не станете покупать ненужные и зачастую дорогие игрушки. Также книга поможет с выбором подарка, соответствующего возрасту детей ваших родных, друзей, знакомых.
Когда сыну было 6 мес. я стала изучать информацию, какие игрушки следует приобрести для его гармоничного развития. Благодаря отзывам предыдущих резензентов, я остановила свой выбор на данной книге. Даже не ожидала, что такой теме может быть посвящена книга в 350 страниц! Книга состоит из 3 частей. В центре книги находятся страницы с цветными изображениями игрушек.
В первой части «Игрушки для всех возрастов» вы найдете информацию в какие игры играть и какие игрушки необходимы в определенном возрасте (с рождения и лет до 10), что они развивают и какую пользу приносят детям. Для меня было открытием, что чем проще игрушка, чем меньше в ней электроники и запрограммированных действий, тем больше от нее пользы ребенку – ведь манипуляции, которые может проводить ребенок с такой игрушкой, ограничены только его фантазией! Вспоминая свое советское детство, я с удовлетворением осознаю, что у меня были правильные игрушки.
Вторая часть «Такие разные игрушки» посвящена различным видам игрушек.
В третьей части «Игрушки на все случаи жизни» содержится информация об игрушках для праздника, в подарок и т.д. Меня здесь заинтересовала статья о выборе «страшных» игрушек.
Фото содержания и некоторых страниц прилагаю.

Термин «развивающие игрушки» уже давно и прочно вошел в наш обиход. Согласно многим опросам, одно из главных требований к игрушкам — их возможности содействовать развитию ребенка. Уж если покупать игрушку для ребенка, нужно, чтобы она была развивающей. Но что такое развивающая игрушка? Чем она отличается от других? Ответить на эти вопросы не так-то просто.
Существует несколько мифов о развивающих игрушках, которые, по сути, имеют весьма отдаленное отношение к реальности. Попытаемся их развеять.


Миф первый: «Развивающие игрушки учат»


Многие родители полагают, что раннее развитие ребенка связано с его обучением. Такое представление укоренилось не только в сознании, но и в практической жизни многих людей — не без участия психологов. Более того: развитие ребенка стало сферой достаточно распространенного и очень прибыльного бизнеса. В настоящее время функционирует много новых центров раннего развития, прогимназий, школ для малышей, специализированных детских садов и пр. Появляется все больше методик, авторы которых обещают родителям развить у маленьких детей логическое мышление, научить их читать и считать — причем очень быстро и очень рано. Чего стоят одни названия подобных методик: «Читать раньше, чем ходить», «Думать раньше, чем говорить» и пр. Прилавки книжных и детских магазинов ломятся от различных пособий для детей в возрасте от 1 до 6 лет, призывающих родителей как можно раньше научить малышей читать, писать, считать, логически мыслить. Как правило, эти пособия представляют собой красиво иллюстрированные издания, в которых содержатся сведения, очевидные для взрослых, но пока что неизвестные маленьким детям: о величине, форме, цвете, буквах и цифрах. Большинство игр, которым приписывается название «развивающих», представляет собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких-либо навыков. Например, пособие для детей первого года жизни включает несколько книг, каждая из которых посвящена какой-либо отдельной области развития ребенка: зрительному и слуховому восприятию, осязанию, моторике, речи и пр. Каждая книга содержит набор упражнений для развития соответствующих функций. И так для каждого года жизни. Понятно, что с возрастом количество осваиваемых навыков увеличивается и число «необходимых для жизни» пособий возрастает.


С точки зрения родителей и авторов такой продукции, развитие ребенка понимается исключительно как обучение и освоение навыков. Иногда такое освоение называется развитием способностей (способность различать форму, способность различать звуки и пр.), но суть от этого не меняется. Развитие ребенка представляется как «сумма развития» различных способностей, которому целенаправленно способствует взрослый во время специальных занятий с малышом. Всецело доверяя авторам подобных изданий, родители покупают своему малышу подобные дидактические пособия, сажают его перед собой и начинают «развивать». Такие «сеансы развития», как правило, выглядят как специальные занятия, на которых взрослый, в соответствии с инструкцией пособия, сообщает малышу некоторую новую информацию. Например, мама показывает годовалой девочке картинки в книжке и сообщает: «Это, Катенька, красный квадрат. А это синий треугольник. Поняла? А теперь покажи, где красный квадрат? Где синий треугольник?» Естественно, Катеньку эта информация не слишком волнует. Она крутится, смотрит по сторонам и пытается всеми правдами и неправдами ускользнуть от своего учителя. На замечание психолога, что в годик ребенку лучше играть с пирамидками и кубиками, прогрессивная мама отвечает: «Мелкой моторикой мы занимаемся после дневного сна, а сейчас у нас занятие по сенсорике».

В результате известный тезис отечественных психологов «Обучение ведет за собой развитие» вошел в жизнь: стал руководством к действию для родителей и источником прибылей для «новаторов» и бизнесменов. Естественно, такой вульгарный, механистический подход к детскому развитию вызывает протест. Ведь ребенок (как и человек вообще) — не сумма отдельных навыков и не компьютер, в который последовательно вводятся отдельные программы. И развивается он не через освоение отдельных умений, а совсем по-другому.

Но понять это, оказывается, непросто. Попробуем в этом разобраться.


Для начала определим, что стоит за психологическим понятием «развитие». Развитие — это всегда возникновение нового качества. По отношению к детскому развитию это появление нового отношения к миру и к другим людям, новых способностей, желаний, интересов и мотивов (побуждений) к действию. Новое отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребенок сам что-то придумывает, создает, сам к чему-то стремится. Действия под диктовку взрослого, как и ответы на его вопросы (даже правильные), не имеют никакого отношения к развитию ребенка. Напротив, они могут стать тормозом такого развития, поскольку лишают малыша собственной активности. Исследования последних лет показывают: дети, с раннего возраста ориентированные на обучение и «раннее развитие», оказываются в старшем возрасте менее творческими, менее уверенными в себе, более тревожными и напряженными. Достижения в конкретных знаниях и умениях (таких, как умение читать или знание цифр) не дают никаких преимуществ в умственном развитии и даже в освоении школьной программы. Все эти знания для ребенка — формальные, чужие и не нужные для его детской жизни. Малыш не может чувствовать себя свободным, активным и самостоятельным, когда его обучают. Поэтому такого рода «раннее развитие» не только не способствует, но даже препятствует действительному развитию личности ребенка. Сейчас все чаще встречаются случаи «отчужденного знания» у маленьких детей. Например, трехлетний малыш, научившийся читать и поражающий взрослых скоростью чтения, совершенно не понимает, что он читает — не может даже приблизительно объяснить, что же он за минуту до этого так бойко прочитал. Чтение для такого ребенка — механический навык, никак не связанный с его собственным желанием читать, с любовью к книге. И в будущем такой ребенок скорее всего будет избегать чуждого для него, бессмысленного занятия: он не станет читателем в настоящем смысле слова. О каком же развитии можно тут говорить?

Задача этой книги - помочь родителям правильно выбирать игрушки для своих детей, а педагогам - грамотно обеспечить детский сад развивающими играми и игрушками с учетом возрастных особенностей детей и закономерностей их развития. Авторы книги - сотрудники Московского городского психолого-педагогического университета - расскажут читателям, как заинтересовать ребенка игрой.

Издательство: "Дрофа" (2014)

Смирнова, Елена Олеговна


психология (возрастная психология)

Лисина Майя Ивановна

Смирнова, Елена Олеговна (род. 1947, Москва) — российский учёный, доктор психологических наук, профессор, специалист в области детской психологии и психологии развития. Научный руководитель Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Московского городского психолого-педагогического университета (с 2004 г. по настоящее время).

Содержание

Биография

Е. О. Смирнова является членом Российского психологического общества (РПО), членом Ассоциации детских психиатров и психологов (АПП), членом Международного общества исследователей развития поведения (International Society for Study Behavioral Development ISSBD). Она является членом двух специализированных диссертационных учёных советов, а также экспертом научно-технической сферы ФГБНУ НИИ «Научно-исследовательский институт — республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы».

Она участвует в деятельности редколлегий журналов «Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы» [1] и «Дошкольное воспитание», редакционного совета журнала «Психологическая наука и образование» [2] .

Е. О. Смирнова работает и в сфере практической психологии: как научный руководитель ДОУ № 2030 г. Москвы и методист ГОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения «Малыш».

Вехи биографии

1977 г. — под руководством М. И. Лисиной защитила кандидатскую диссертацию на тему «Влияние общения со взрослым на эффективность обучения дошкольников».

1984 г. — присвоено учёное звание старшего научного сотрудника по специальности «Педагогическая, детская и возрастная психология».

1992 г. — защитила докторскую диссертацию на тему «Условия и предпосылки становления произвольного поведения детей» и получила ученую степень доктора психологических наук. Назначена на должность заведующей лабораторией психологии детей дошкольного возраста Психологического института РАО.

2003 г. — присвоено учёное звание профессора по специальности «Возрастная психология».

Научная деятельность

Е. О. Смирнова является автором оригинальной концепции развития воли и произвольности в раннем онтогенезе, в основе которой лежит различение данных понятий и выявление роли взрослого в становлении воли и произвольности ребёнка.

Продолжая и развивая концепцию М. И. Лисиной, она активно разрабатывает проблемы развития общения детей со взрослыми и сверстниками. Её теоретический подход к пониманию межличностных отношений тесно связан с проблемой становления самосознания ребёнка и нравственного развития. Особое внимание в её работах уделяется проблемным формам межличностных отношений — агрессивности, обидчивости, демонстративности и пр. Разработанная ей (совместно с В. М. Холмогоровой) программа нравственного воспитания и коррекции межличностных отношений используется в детских дошкольных учреждениях.

В течение ряда лет Е. О. Смирнова являлась руководителем научно-практического эксперимента по разработке новых форм педагогической работы с детьми раннего возраста, осуществляемого при поддержке Московского комитета по образованию. Под её руководством была разработана инновационная комплексная программа воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги», направленная на поддержку становления личности ребёнка. Данная программа уже сейчас широко внедряется в детских учреждениях Москвы.

С 2004 года Е. О. Смирнова работает над проблемами игры и игрушки. Она является научным руководителем центра «Игра и игрушка» при Московском городском психолого-педагогическом университете. Под её руководством разработана концепция и методика психолого-педагогической экспертизы игрушек и игровых материалов, на основе которой уже осуществляется конкретная практическая работа. В центре проводится цикл исследований, посвящённых анализу игровой деятельности современных детей и влиянию игрушек на детскую игру. Осуществляется программа повышения квалификации «Игра и игрушка в работе педагога и психолога».

Преподавательская деятельность

Е. О. Смирнова ведет активную педагогическую работу. Она является профессором кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования МГППУ. Читает лекционные курсы по детской психологии, психологии развития, дошкольной педагогике, а также по развитию общения и межличностных отношений. Её учебник по детской психологии [3] выдержал ряд переизданий и пользуется большой популярностью у студентов и преподавателей.

Под научным руководством Е. О. Смирновой подготовлено и успешно защищено 17 кандидатских диссертаций.

Награды и звания

Основные публикации

  1. Смирнова Е. О., Богуславская З. М. Развивающие игры для дошкольников. — М.: Просвещение, 1992.
  2. Смирнова Е. О.Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
  3. Смирнова Е. О.Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. — М.: Школа-Пресс, 1997.
  4. Смирнова Е. О.Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
  5. Смирнова Е. О. Детская психология: учеб. для пед.вузов. — СПб., «Питер», 2009.
  6. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М.Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
  7. Галигузова А. С., Смирнова Е. О. Искусство общения с ребёнком от года до шести лет: советы психолога. — М.: АРКТИ, 2004.
  8. Смирнова Е. О. Дошкольник в современном мире. — М.: Дрофа, 2006.
  9. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Конфликтные дети. — М.: ЭКСМО, 2009. Смирнова Е. О. Ползунки и ходунки. Три первых года в жизни малышей. — М.: «Лосоносовъ», 2009.
  10. Смирнова Е. О. Лучшие развивающие игры. — М.: ЭКСМО, 2010.

Примечания

  1. ↑Редколлегия журнала «Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы»
  2. ↑Редколлегия журнала «Психологическая наука и образование»
  3. ↑ Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е. О. Смирнова . — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
  4. ↑Диплом о награждении
  5. ↑Диплом лауреата
  6. ↑Диплом лауреата
  7. ↑Распоряжение правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 1946-р «О присуждении премий Правительства Российской Федерации 2011 года в области образования»

Ссылки

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся в 1947 году
  • Родившиеся в Москве
  • Награждённые медалью К. Д. Ушинского
  • Лауреаты премии Правительства РФ

Другие книги схожей тематики:

См. также в других словарях:

Список награждённых медалью «Защитнику свободной России» — Приложение к статье Медаль «Защитнику свободной России» Статья содержит полный список[1] награждённых медалью «Защитнику свободной России» (на дату, указанную в основной статье как последнее награждение) граждан России и иностранных граждан (в… … Википедия

Солдаты (телесериал) — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Читайте также: