Соберу свои игрушки и сереже подарю

Обновлено: 20.05.2024

Мне теперь не до игрушек —
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.

Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой —
Ничего, что он хромой,

А медведь измазан слишком…
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.

Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса…
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!

Мне теперь не до игрушек —
Я учусь по букварю…
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю.

Анализ стихотворения «Я выросла» Барто

Агния Львовна Барто — мастер детской психологии. В стихотворении «Я выросла» она вновь вступает в диалог со своим маленьким читателем, учит его делиться, дружить и не задаваться.

Стихотворение написано в 1944 году. Поэтессе 38 лет, вместе с семьей она вернулась из эвакуации в столицу. До окончания войны — еще год. Стихи А. Барто к этому времени повсеместно известны, регулярно публикуются. По жанру — сатирический портрет, по размеру — хорей с перекрестной и смежной рифмой, 5 строф. Лирическая героиня — девочка лет 7. Композиция сюжетная. Вначале героиня заявляет, что такие взрослые дети, как она, уже не должны играть в игрушки, затем деловито и с любовью обозревает своих игрушечных друзей, наконец, приходит к логичному выводу, что нельзя же все время учиться, надо и отдыхать. Поэтому Сережа, которому она великодушно решила подарить свои сокровища, подождет.

Сама себя загнала в ловушку: важничала тем, что начала буквы учить. А раз уж пообещала — выполняй. Сережа, возможно, ничего и не просил — это целиком ее инициатива. Видимо, объявила родителям — раз не может так просто отступиться. Жадная? Скорее, сама маленькая еще. Привязана к своим стареньким игрушкам. Эти зайцы многое с ней испытали, научены ее слушаться. В конце будто отбивается от невидимого Сережи, хотя его самого в стихотворении и нет. Героиня сомневается в его надежности и умению играть с таким подарком, который, она, возможно, ему когда-нибудь сделает. Кажется, она прониклась, совсем как взрослая, осознанием, что Сереже эти игрушки не на пользу пойдут.

Многоточия, один мучительный вопрос: паровоз отдать Сереже? И возмущенное восклицание: поиграть хоть полчаса! Никаких явных средств художественной выразительности поэтесса не использует. Вся интрига держится на внутреннем монологе ребенка, таком узнаваемом и вызывающем улыбку. Сережа, которого она собиралась так по-царски одарить, явно младше, и еще не знает толк в игрушках, тем более, он «мальчишка», что с него взять. «Мне нужно тоже» — ремарка, обращенная в сторону, к присутствующим или воображаемым взрослым. Ей важно не только сохранить свои игрушки в неприкосновенности, но и не уронить, так сказать, собственного лица в этой непростой ситуации.

А. Барто считала, что воспитание нравственной стороны личности ребенка должно проходить с помощью книг, где учтены возрастные особенности детей, где раскрыт понятный детскому сознанию мир.

Мне теперь не до игрушек —
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.

Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой —
Ничего, что он хромой,

А медведь измазан слишком…
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.

Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса…
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!

Мне теперь не до игрушек —
Я учусь по букварю…
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю.

Анализ стихотворения «Я выросла» Барто

Агния Львовна Барто — мастер детской психологии. В стихотворении «Я выросла» она вновь вступает в диалог со своим маленьким читателем, учит его делиться, дружить и не задаваться.

Стихотворение написано в 1944 году. Поэтессе 38 лет, вместе с семьей она вернулась из эвакуации в столицу. До окончания войны — еще год. Стихи А. Барто к этому времени повсеместно известны, регулярно публикуются. По жанру — сатирический портрет, по размеру — хорей с перекрестной и смежной рифмой, 5 строф. Лирическая героиня — девочка лет 7. Композиция сюжетная. Вначале героиня заявляет, что такие взрослые дети, как она, уже не должны играть в игрушки, затем деловито и с любовью обозревает своих игрушечных друзей, наконец, приходит к логичному выводу, что нельзя же все время учиться, надо и отдыхать. Поэтому Сережа, которому она великодушно решила подарить свои сокровища, подождет.

Сама себя загнала в ловушку: важничала тем, что начала буквы учить. А раз уж пообещала — выполняй. Сережа, возможно, ничего и не просил — это целиком ее инициатива. Видимо, объявила родителям — раз не может так просто отступиться. Жадная? Скорее, сама маленькая еще. Привязана к своим стареньким игрушкам. Эти зайцы многое с ней испытали, научены ее слушаться. В конце будто отбивается от невидимого Сережи, хотя его самого в стихотворении и нет. Героиня сомневается в его надежности и умению играть с таким подарком, который, она, возможно, ему когда-нибудь сделает. Кажется, она прониклась, совсем как взрослая, осознанием, что Сереже эти игрушки не на пользу пойдут.

Многоточия, один мучительный вопрос: паровоз отдать Сереже? И возмущенное восклицание: поиграть хоть полчаса! Никаких явных средств художественной выразительности поэтесса не использует. Вся интрига держится на внутреннем монологе ребенка, таком узнаваемом и вызывающем улыбку. Сережа, которого она собиралась так по-царски одарить, явно младше, и еще не знает толк в игрушках, тем более, он «мальчишка», что с него взять. «Мне нужно тоже» — ремарка, обращенная в сторону, к присутствующим или воображаемым взрослым. Ей важно не только сохранить свои игрушки в неприкосновенности, но и не уронить, так сказать, собственного лица в этой непростой ситуации.

А. Барто считала, что воспитание нравственной стороны личности ребенка должно проходить с помощью книг, где учтены возрастные особенности детей, где раскрыт понятный детскому сознанию мир.

1944 год. Всё это про годы войны. Как наши дети не были детьми, и какие же они всё-таки на самом деле дети. Перечитайте и ВДУМАЙТЕСЬ! 1944 ГОД. (весь смысл цитаты именно в том, КОГДА были написаны слова. 1944 год. (спасибо журналу Лучик, что позволил понять . Совсем иной смысл, если не знаешь историю этого стиха

Мне теперь не до игрушек,

Я учусь по букварю

Соберу свои игрушки

И Серёже подарю!

Я пока дарить не буду

Заяц нужен мне самой —

Ничего, что он хромой

А Медведь измазан слишком…

Куклу жалко отдавать —

Он отдаст её мальчишкам

Или бросит под кровать

Паровоз отдать Серёже?

Он плохой, без колеса…

И потом, мне нужно тоже

Поиграть хоть полчаса!

Мне теперь не до игрушек,

Я учусь по букварю…

Но я, кажется, Серёже

Ничего не подарю!

внимательно перечитайте список игрушек семилетней девочки. Набор деревянной посуды — обратите внимание, не фарфоровой, не пластмассовой, деревянной! Это раз. Хромой Заяц с оторванной лапой — два. Испачканный донельзя Медведь — три. Кукла, сломанный паровоз — четыре

«Жадная». Да нет, не жадная — торопливая! Сережа — брат. Ну скажите — разве с вами так никогда не было? Принимаете решение отдать «по доброте душевной» кому-то и что-то, возможно уже и пообещаете, а потом понимаете, что поторопились, «жалко отдавать»…

А ТЕПЕРЬ ВАЖНОЕ!
Стихотворение было написано в далёком 1944 году, во время Великой Отечественной войны. Когда продукты выдавали по карточкам, когда по всей стране часто не хватало самого необходимого. Даже купить обычные брюки просто так было нельзя — сперва нужно было получить специальное государственное разрешение, «ордер». Все заводы и фабрики работали для фронта, какие уж тут игрушки? Их никто вообще не производил.

Посмотрите на картинку М. Прилежаевой «Юность Маши Строговой». Всё тот же 1944 год. Посреди зимы шестиклассник Витя Шмелёв ходит в школу в летних коротких штанах с длинными чулками выше коленок, мёрзнет и терпит насмешки одноклассников — потому что «маме на работе на длинные брюки ордер никак не дают».

Или в повести И. Ликстанова «Малышок» — четырнадцатилетний эвакуированный мальчик Сева Булкин зимой работает на заводе в… летних сандалиях! А начальник цеха только вздыхает — «нету покамест ордеров на ботинки».

Мама и бабушка первоклассницы из стихотворения наверняка весь день на работе и в многочасовых очередях за хлебом — некому и некогда пришить Зайцу новую лапу или попробовать отстирать грязного несчастного Медведя… А старший брат и отец, если они живы, на фронте — потому что никто не может выточить и приделать сломанному паровозу новое колесо…

спасибо журналу Лучик, что помог понять весь смысл стихотворения. Как всё оказалось просто и .. как сложно.

Посмотри прочитай и послушай детскую сказку онлайн

Если пристально взглянуть на детские рифмы Агнии Барто, то можно заметить, что все они, хоть и занимают буквально несколько строк, но все же имеют законченный сюжет с завязкой и развязкой, героя, и некое эмоционально-нравственное обобщение. В стихотворении «Я выросла» читатель может наблюдать, как от первой к последней строчке тянется нить рассуждений главной героини. Вначале стишка она решительно готова отдать все свои игрушки, потому что ей теперь не до них. К концу произведения она понимает, что расстаться с детством пока не готова.

Взаимоотношение ребенка и игрушки – частая тема поэзии Барто, т.к. эта тема способна передать естественное нравственное чувство детей без навязанных взрослыми норм.

Хорошая пора – детство. О нём помнит и пишет Агния Барто, потому что любит своих маленьких друзей-читателей. Иногда малыши подсказывают взрослым, как нужно поступить в той или иной ситуации. Взрослые дяди и тёти смогут подключить к решению проблемы свой опыт и интуицию, а у детей жизненный опыт слишком мал, чтобы на него опираться, поэтому ребята пока ещё должны всему учиться.

Кратко

Маленькая девочка считает себя взрослой, потому что уже пошла в первый класс. Как же она распорядится своей взрослостью? Игрушки ей теперь не интересны. На первом месте у неё букварь. Все свои игрушки она решает подарить младшему брату или другу. В стихотворении это не уточняется. (Можно предположить, раз происходит расставание с игрушками, они перейдут в другой дом, а не останутся в семье у младшего братишки, значит, Серёжа – её друг). Серёже игрушечная посуда не понадобится, да и хромой заяц ещё самой пригодится: их она отдавать не будет. Медведь показался хозяйке игрушек очень грязным (такого отдавать стыдно), а куклу стало жаль дарить другу. Он же мальчик, поэтому обязательно забросит за диван или за кровать. Через некоторое время девочка решает отдать сломанный паровоз, но потом решает, что даже с плохой игрушкой без колеса можно поиграться полчаса и самой. Всё проверив, решив, что она уже большая, девочка пришла к выводу, что Серёже ей дарить нечего: ей всё нужно самой.

О стихотворении

Здесь вы можете прочитать текст стихотворения «Я выросла» классика детской литературы Агнии Барто онлайн бесплатно и без регистрации на русском языке.

Я выросла

Мне теперь не до игрушек —
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.

Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой —
Ничего, что он хромой,

А медведь измазан слишком…
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.

Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса…
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!

Мне теперь не до игрушек —
Я учусь по букварю…
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю.

Мне теперь не до игрушек —
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой —
Ничего, что он хромой,
А медведь измазан слишком…
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.
Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса…
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!
Мне теперь не до игрушек —
Я учусь по букварю…
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю.

История создания

Агния Львовна Барто (при рождении Волова) родилась в 1906 году. Отец ее работал ветеринаром. Он занимался воспитанием и обучением своей дочери до гимназии.

Во время учебы в гимназии на Агнию имели влияние Маяковский, Ахматова и многие другие поэты. Девочка хотела стать балериной и посещала хореографическое училище, но когда на выпускные зачеты в училище приехал Луначарский и услышал стихи и эпиграммы Агнии, то настоятельно советовал ей продолжить писать стихи.

Первые детские стихи Агния начала писать вместе с мужем, потом продолжила писать самостоятельно.

В ее стихах много смешных ситуаций, того, что заставляет улыбнуться и стать добрее. Ее герои помогают детям вырасти лучшими людьми, более добрыми, самостоятельными и отзывчивыми.

В ее стихах легкая рифма и дети свободно запоминают их. Вместе с легкой рифмой и светлыми образами дети впитывают доброту ее произведений, способность замечать красивое, трудиться и быть ответственными.

Стихи Агнии Барто переведены на много языков мира. В «Записках детского поэта», которые были изданы в 1976 году, Барто озвучила свое творческое кредо: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность».

Я выросла width=

Девять лет поэтесса вела передачу на радио «Найти человека» через которую люди, разлученные войной, могли найти друг друга. За время работы Барто передача смогла соединить 927 семей. Агния написала повесть о своей работе, которую издали в 1968 году, которая так и называлась «Найти человека».

Барто писала также сценарии. По ее сценариям был снят фильм «Подкидыш», «Алеша Птицын вырабатывает характер», «10 000 мальчиков», а ее стих «Веревочка» явился идеей для фильма «Слон и веревочка».

Барто стала одной из очень известных поэтесс Советского Союза, ее стихи издавали огромными тиражами, они вошли в хрестоматии. К.И. Чуковский считал ее незаурядной и талантливой детской поэтессой. В ее стихах до сих пор дети с радостью находят себя, читают и заучивают их наизусть. В 1945 году на фронте погиб ее сын, но Барто не перестала писать. Даже потеряв собственного сына, она продолжала радовать сотни детей своими произведениями.

Тема стиха

Как часто люди мечтают сделать добрые дела в теории, но, когда приходит время исполнения – все становится намного сложнее. Трудно оторвать что-то от себя и отдать другому.

Девочка начинает учиться читать и уверена, что она теперь уже взрослая и игрушки ей не нужны. В порыве она собирается подарить их все ее другу или брату Сереже.

Когда она планирует отдать, то спокойно сообщает, что отдаст их все. Но стоило героине взять в руки первую игрушку, то сразу возникает первое сомнение. Девочка рассматривает свою посуду и у нее рука не поднимается подарить ее. Та же участь постигает зайца. Ведь заяц нужен, он – любимая игрушка.

Нередко то же самое происходит даже у взрослых. Пока человек мечтает о том, чтобы сделать много добрых дел, он щедрый и добрый. Но как только он начинает что-то делать – многое меняется. Все добрые желания проверяются на прочность и не у всех эти желания после проверки остаются.

Если человек мечтает подарить брату или сестре ту вещь, которую любит, то он сможет сделать это только тогда, когда любовь к близкому человеку будет сильнее, чем к игрушкам или вещам, а это бывает не всегда.

Многие люди, начав с хороших желаний, заканчивают также, как героиня стиха:

Потому что любовь к вещам оказывается сильнее, чем желание сделать подарок ближнему.

Композиция

Произведение имеет сюжетную композицию. Оно состоит из пяти строф.

В первой строфе лирическая героиня, девочка, которой около семи лет, рассказывает о важном событии своей жизни – она начинает учиться читать по букварю и уверена, что на игрушки у нее теперь не будет времени, да и выросла она из своих игр.

Я выросла

Но уже во второй строфе героиня начинает присматриваться к своим игрушкам и думать о каждой из них в отдельности. Возможно, что ее учили родители, что нужно дарить только хорошие вещи и поэтому малышка ищет у своих игрушек недостатки, чтобы стало неприличным дарить не качественные вещи.

В третьей строфе наша героиня думает о кукле и тут она уверена, что Сережа не сможет оценить такой подарок. Она сразу придумала, куда же Сережа денет ненужную ему куклу. Она считает, что Сережа отдаст ее чужим мальчишкам, или бросит под кровать.

Николаю Заболоцкому принадлежат искренние произведения, ставящие в центр нравственность. «Некрасивая девочка» – именно такое творение, рассказывающее о настоящей – внутренней – красоте. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

Дальше девочка видит паровоз. Такая игрушка точно подойдет для мальчика и поэтому героиня отмечает, что он без колеса. И надеется, что у нее тоже будет немного времени после учебы, чтобы поиграть.

Структура стиха кольцевая. В последней строфе повторяются две первые строки стихотворения: «Мне теперь не до игрушек – Я учусь по букварю…», но это происходит для того, чтобы, вернувшись в самое начало, сделать противоположный вывод. Героиня передумала. Она ничего из игрушек не хочет дарить Сереже, лучше оставит все себе.

Главный герой

Девочка – первоклашка. Она начала учится читать и уверена, что ее детство закончилось. Главная героиня произведения считает, что теперь у нее не будет время на детские игры и даже не спорит с этим. Ведь теперь она вступила «во взрослую жизнь» и она чувствует себя важной. Под это настроение она решает все кардинально изменить – подарить все игрушки Сереже.

Но как только в ее руках оказывается деревянная посуда, то она уже не так уверена, что хочет подарить все. Подумав немного, она откладывает ее в сторону, решив оставить себе. То же самое случается и со всеми игрушками. Взяв каждую из них в руки, она осознает, что не может расстаться с ними. Лирическая героиня наконец понимает, что на самом деле все ее игрушки очень нужны ей самой, что детство совсем еще не закончилось.

Я выросла


Она теперь понимает, что учеба не будет занимать все ее время и игрушки тоже будут нужны. Выясняется, что детство еще можно задержать и букварь не заменит всех игрушек, ведь героиня очень привязалась к своим плюшевым и деревянным друзьям и еще рановато отдавать их, можно и самой поиграть после учебы.

Сережа, конечно, хороший, но не стоит отдавать ему все игрушки, ведь тогда самой героине будет очень скучно без них.

В конце произведения девочка опять сообщает о важной перемене в своей жизни, но также сообщает, что первое желание после того, как она подумала, оказалось не стоящим. Теперь она сообщает, что ничего не подарит Сереже.

Автор произведения старается показать, как важно серьезно подумать, прежде чем принимать решения в своей жизни, даже если они касаются только игрушек.

Второстепенные герои

Второстепенный герой здесь один. О нем очень мало что известно читателю. Возможно он младше главной героини, ведь он не учится читать по букварю. Этот мальчик присутствует только в мыслях главной героини. Она рассуждает о том, что именно из своих игрушек согласилась бы отдать. Но к концу размышлений Сережа лишается возможного подарка, так и не узнав, что мог бы его получить.

Главная идея стиха

Основная идея стиха в том, как легко меняются намерения, как только человек начинает думать о том, как воплотить свое решение, которое он принял под настроение. Поэтому прежде чем принимать решение и говорить его вслух, лучше сначала подумать со всех сторон, чтобы потом не пришлось нарушать свое обещание. Поэтому стоит лучше помолчать и сначала все взвесить, а потом уже говорить.

Решения, принятые под действием мимолетного ощущения, всегда очень неустойчивы. Девочку переполняют чувства. Ей нравится считать себя взрослой и поэтому она решает сразу и полностью изменить свою жизнь. Она решила расстаться со всеми своими игрушками. Теперь, как думает лирическая героиня, игрушки ей больше не нужны.

Темой стиха Агнии Барто “Было утром тихо в доме” можно назвать любовь к матери. В тишине утра ребенок пишет на ладошке имя матери и сжимает руку в кулачок, никому не показывая. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

Но так ли это? Когда она начинает перебирать свои игрушки, то постепенно вспоминает, как сильно их полюбила. И потом приходит мысль, что она же не будет учиться с утра и до ночи. Может быть еще останется время немного поиграть и тогда с чем же она будет отдыхать?

Я выросла

Взглянув на куклу, девочка понимает, что вряд ли стоит приносить Сереже жертву, которую тот никогда не оценит. Ведь мальчики обычно не любят играть с куклами. Но даже то, что точно понравилось бы мальчику, она не готова так просто отдать. Ведь паровозом ей тоже хотелось бы поиграть… и расстаться с ним нелегко. Поэтому в конце она понимает, что не готова ничего дарить Сереже.

Жанр и средства выразительности

Жанр стиха – сатирический портрет. Размер – хорей, со смежной и перекрестной рифмой.

В стихе пять строф, и оно написано простым, почти детским языком, поэтому читается очень легко. Ребенку понятны переживания и волнения главной героини. Также важно, что героиня употребляет слова, которыми дети пользуются каждый день. Слова очень просты и привычны.

Сначала героиня заявляет, что выросла, и такие большие дети не нуждаются в игрушках, поэтому она с легкостью сообщает, что подарит их мальчику Сереже. Но вспомнив о том, что значит «подарить», девочка понимает, что минуту назад обещала то, что не сможет выполнить и тогда она начинает рассуждать и искать оправдания и возможность взять свои слова обратно.

Ребенок задает лишь один вопрос, но реакция ее самой очень бурная. Автор использует восклицательное предложение «И потом, мне нужно тоже Поиграть хоть полчаса!»

Агния Барто почти не использует отдельных средств выразительности. Все переживания и эмоции находятся в самом повествовании. Действие разворачивается на глазах читателя, и все эмоции находятся в самом действии.

Девочка находит много оправданий изменившемуся решению. По ходу вспомнив, что ей самой тоже иногда можно будет отдохнуть.

Особенности стиха

Данное произведение отличается удивительно простым детским языком. И все же автор сумела передать весь накал борьбы ребенка, который сам себя поставил в неловкое положение. Девочка сообщила окружающим, что уже слишком большая для игрушек и собирается подарить их некому малышу Сереже. Но вдруг она осознает, что не готова проститься со своим сокровищем и что погорячилась. Как сохранить «лицо» перед взрослыми, которые, очевидно учили ее держать обещание? Как оставить игрушки себе и не показаться им жадиной?

Малышка называет много причин, по которым должна оставить свои игрушки. Она словно кого-то постороннего уговаривает, что принятое раньше решение было неправильно. Здесь и честное желание поиграть самой и выдуманная неблагодарность Сережи, и его неспособность оценить подарок. Ведь для того, чтобы узнать, интересна ли Сереже кукла, нужно было бы спросить у него самого. Но лирическая героиня сама за него все решает.

Несмотря на всю внутреннюю борьбу, эгоизм ребенка побеждает. Она не готова ничего из своих игрушек дарить. На простом детском уровне автор раскрывает общечеловеческие ценности.

Читая простые строчки стиха, каждый невольно улыбается. Борьба детской души никого не может оставить равнодушным.

В смешной, сатирической форме она говорит о том, как важно серьезно думать, прежде чем принимаешь решение.

Стих учится очень легко. Даже дети с плохой памятью, запоминают его, потому что при всей легкости и простоте рифмы, он увлекает действием, вызывает добрые эмоции. А то, что порадовало человека, – легче запоминается.

Отзывы критиков

«Нет в нашей стране человека старше 5 лет, который не знает наизусть хотя бы одного стихотворения замечательной писательницы».

На стихах советской поэтессы Агнии Львовны Барто выросло не одно поколение детей нашей страны. С годами популярность ее книг не ослабевает, тексты Барто никогда не теряют актуальности, и молодые родители, сами воспитанные на строчках Агнии Львовны, неизменно выбирают для своих малышей именно эти стихи.

Читайте также: