Сочинение на тему филимоновская игрушка

Обновлено: 18.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

МБОУ «Петелинская средняя общеобразовательная школа»

Ленинский район Тульской области

«Как Филимон глину укротил»

Составила: Давыдова Мария,

ученица 2 класса

Руководитель: Хохлова Н.Я.

Как Филимон глину укротил. (сказка)

Давным-давно, в веке 15 или 16, прокатилась по Одоевской земле беда страшная. Стала глина землю поедать: и леса, и луга, и поля, и к домам подбиралась. Не стало на полях урожая, стали люди болеть с голоду. Только одна радость- рыбка из реки Упы да зайчишка из леса к празднику.

Появился в забытой деревне чудной мужик по имени Филимон - грязный, оборванный, но тихий и вежливый. Пожалели его деревенские и оставили жить у себя.

Вышел Филимон в поле, а там бабы плачут: глина, проклятая урожай пожрала, ни зёрнышка не оставила. Решил Филимон с обидчицей встретиться и посмотреть ей в глаза. Пришёл Филимон к оврагу, каких здесь сотни, а на него смотрят 6 пар глаз: синие, серые, жёлтые, белые, красные и зелёные. Шесть сортов глины - как тут с ума не сойти! Глина бурчит, клокочет, воет вот -вот Филимона проглотит.

Не испугался беглый крепостной чудища. Знал он главное оружие против глины - гончарный круг. Соорудил мастер круг, дождался светлого дня и пошёл за глиной, пока та спала.

Налепил Филимон посуды, просушил её, обжёг в горне, расписал красной, зелёной, жёлтой краской и повёз на ярмарку продавать. Не успел он до Тулы доехать, как поскользнулась лошадь на кусочке глины да перевалила весь воз.

Пригорюнился Филимон, видно не одолеть ему эту напасть! Вернулся в деревню он грустный. Рассказал мужикам о своей беде. Хотели мужики посмеяться над мастером, да проклятущая глина замучила, решили ему поверить.

Взялись всем миром жители глину приручать. Мять её, шлёпать, да посуду из неё на гончарном круге крутить. А те ребята, которые делали посуду без злости, быстрее гончарному делу обучились, да и изделия их были прочнее и красивее.

Поняли жители, что не со злостью к глине надо подходить, а с лаской и вниманием. Тогда глаза у глины становятся добрые – добрые, а сама она перестаёт бурчать и бурлить, нежно прижимается к людским рукам.

Посуда из Филимонова (так стали называть деревню) стала пользоваться спросом на ярмарках. Глина стала лучшим другом людям. Ребятишки и бабы научились делать красивые игрушки - свистульки. Цветные, полосатые, они сильно отличались от других и пискливо кричали: « Гли- и- и- и-на» « Гли- и- и- и-на» « Гли- и- и- и-на»

Вот так люди во главе с Филимоном приручили глину, полюбили её, и она их полюбила. А мы были в тех местах. Грибов там видимо – невидимо. Потомки Филимона глину любят, всем её показывают. Поезжайте и вы, посмотрите!

МБОУ «Петелинская средняя общеобразовательная школа»

Ленинский район Тульской области

ученица 2 класса

Руководитель: Хохлова Н.Я.

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА, (сказка)

Жил - был в небольшой деревушке Филимоново, что располагалась на Тульской земле, пастух по прозвищу Неумеха. Рос он круглым сиротой. С раннего утра и до позднего вечера гонял по полям и лугам скотину местных жителей. Не везло ему ни в чём. За что не возьмётся, всё у него не как у людей, всё не ладится, не спорится, всё валится из рук. По воду пойдёт – из ведра воду прольёт, дрова начнёт колоть – топорище сломает. Скотину пасёт – обязательно какую-нибудь животину потеряет. Одним словом, ничего не мог он делать, да и не было у него никакого желания чему-то дельному, стоящему научиться, умел он только очень хорошо подражать на свиристели свисту птиц. Жители деревни долго бились с ним, что бы научить его полезному делу, не получалось и в конце концов оставили его в покое, дав ему прозвище Неумёхи. Вот так день за днем проходили года. Вырос Неумёха в статного хлопца, и было ему в ту пору аж 20 годков. Любила его местная детвора за его подражания пению птиц. И он не оставался в стороне – учил этому их.

А жил он в доме древнего-предревнего старика по прозвищу Порфишка. Дом был таким же древним, как и сам старик. Располагался он на окраине деревни, около давно заброшенных ям, из которых когда-то жители брали глину для строительства домов и печей. Глина в тех ямах была необычная, а разноцветная. Слой идёт белой, затем слой желтой, слой синей. Почти все цвета радуги.

Дед Порфирий был крепким хозяином, смолоду славился хорошим гончаром. Умел он делать всевозможную утварь для дома и для скотины. По просьбе сельчан делал и им домашнюю утварь, чем и жил. Но прошли годы, ушла молодость, сила. Днями напролёт он сидел теперь на завалинке. И вот однажды в один из таких дней дед Порфирий, по старческой неаккуратности, разбил последний горшок, в котором готовил еду. Потужил, поохал дед, но что теперь сделаешь – горшок не вернёшь. Решил он вспомнить молодость и сделать себе новый горшок. Дождавшись, когда пригонит скотину домой Неумёха, и говорит ему:

- Сходи в заброшенные глиняные ямы и принеси на горшок глины, разбил я последний горшок. Варить похлёбку нам теперь не в чем. Буду делать горшок. Что поделаешь, пошёл Неумёха за глиной. Разов пять дед возвращал его назад, говоря, что не ту глину принёс и не из той ямы взял. А сам всё рассказывал, какая должна быть глина – по составу, по цвету. В зависимости от состава глины – на, что она годна, то ли на изготовление горшков, то ли мисок.

После долгих мучений, наконец, Неумёха принёс требуемую дедом Порфирием глину. Замочил дед Порфирий глину, попробовал её размять, гончарный круг раскрутить - не сумел, слаб, стал для этого дела. Вот и позвал он Неумёху помочь ему. А тому что, силёнкой Бог его не обидел. Крутит себе ногой гончарный круг, да крутит. Дедок по ходу изготовления горшка всё поясняет, показывает Неумехе. Иной раз заставляет делать какую-ту операцию самому. Если не получается, заставляет делать еще раз. И так пока не получится.

- Ничего, научишься! – поговаривал сурово дед Порфирий.

Кое-как изготовили они горшок, аж под самое утро. Понравилось Неумёхе работать с податливой глиной. Появился у него интерес. В свободное время мастерил всевозможные и необходимые для дома поделки. Узнали об этом соседи, а там уже и все жители деревни. И пошли не только со своей деревни, а даже и из соседних, гонцы с просьбами: «Сделай, да сделай: - кому горшок, кому миску, кружку и т. п. ». Из-за нехватки времени бросил он пасти скотину, полностью посвятил себя гончарному делу. Какой только формы и цвета не делал он свои изделия. Прославился Неумёха на весь Тульский Край. Отдавали ему в ученики ребятишек смышленых. Учил он их всему тому, чему умел сам и на совесть. Теперь звали его уважительно, по имени и отчеству – Никита Порфирьевич. Только иногда от взбалмошных детишек можно было услышать в игре, такое выражение: «Всё у тебя получается, как у Неумёхи».

Однажды ему в ученики отдали маленького, щупленького мальчишку по имени Ванька. Этот Ванька был смышленым хлопцем, но нелюдимым, замкнутым – сам по себе, с собой, со своими мыслями. И очень скучал по дому, по своим братьям и сестрам. Проходит день, другой, неделя …, а тоска всё гложет и гложет Ваньку. Представляется ему пустырь и как играют ребята без него, и ему до смерти хочется домой. Заметив это, Никита Порфирьевич, вспомнив свое сиротское детство, стал как бы ему отцом. И однажды, чтобы отвлечь от скучных мыслей Ванька, он слепил ему из глины игрушку, в виде птички. Но игрушка была не простая, а умела свистеть. Наиграв трель соловья, он подарил ее Ваньку. Как обрадовался этой игрушке Ванёк. Ожил парень. И после этого, в свободное время от учебы, его всегда можно было увидеть за лепкой всевозможных игрушек. Простой формы и узоров, но вместе с этим сочной расцветкой.

Так, на Руси появилась филимоновская глиняная игрушка в виде барынь, баранчиков, петухов, коров.

«Филимоновские игрушки» оригинальны, выразительны и запоминаются яркими образами. Игрушки индивидуальны и неповторимы. Они созданы добрыми и умелыми руками потомственных мастеров. Каждая игрушка — это авторский подлинник, а не тиражная продукция. Народный Мастер создает единственную в своем роде игрушку.

Филимоновская игрушка - старейший народный художественный промысел России. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века. Мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарном круге посуду, женщины лепили из глины игрушки.

Все филимоновские игрушки – свистульки. Они лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок. Уникальная по своим свойствам глина, дает возможность мастеру всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. После сушки изделия обжигают в муфельных печах. Расписывают анилиновыми красителями на лаке. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решето наносится на белый или желтый фон. Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:

1) люди - солдаты, барыни

2)животные - олени, коровы, петухи наседки

3) многофигурные композиции - любота, чаепитие, тройка. Сюжет игрушек очень разнообразны, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. Это вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, это трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью.

Филимоновскими мастерами в течение многих лет проводится детский фестиваль народного творчества «Поляна» ставший своеобразной школой ремесел. Взрослые и дети знакомятся с народными промыслами, древними художественными ремеслами участвуют в мастер-классах по лепке филимоновской, хлудневской, скопинской, романовской, липецкой, сапожковской, рязанской игрушки. Чередуются древни и современные ремесла, обучение гончарному ремеслу и батику, плетение из лозы и бересты, фольклор и народные игры. Своеобразный город мастеров весело живет и активно работает в течение недели. Все детские работы, изготовленные на мастер-классах, экспонируются на выставке, так же в программе конкурс и ярмарка декоративно - прикладных изделий

Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зелёный, жёлтый и голубой цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми.

Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент

Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов , вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор.

Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале XX века , но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева, А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В 1960 -х годах усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен.

Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приёмы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядно

У КАЖДОЙ ФИГУРКИ СВОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Женская фигура олицетворяет великую богиню «Природу». Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д.

Доможириха - вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил
глиняную женскую фигуру. Этот образ - продолжение рода всего живого.

Медведь - один из ведущих персонажей народных сказок - предвещал
пробуждение природы, был символом могущества.

Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие.

Конь - считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать. Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и занимал важное место в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь - это время, свет, богатырская сила.

Птицы - знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери - земли и обязательные спутники женских изображений.

Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.

Ты откуда пришла к нам такая?

Вся простая, без хитрых затей.

С длинной шеей и расписная,

Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве —

Мастерицею бабка была.

Ты ко мне перешла по наследству

От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.

Ты - от предков далеких времён.

Эти глиняные изваянья –

Колокольной Руси перезвон

Моё отношение к игрушке

Мне понравилась филимоновская игрушка. Она разукрашена своеобразно. Хоть она и проста, но очень красива. Своими ярками цветами, она поднимает настроение. Я думаю, что после всего прочитанного, вы сами заинтересуетесь такое игрушкой, как филимоновская! Попробуете сделать такую игрушку?! Но как говорится Умному человеку и семидесяти ремесел мало!

Цель урока : научить уч-ся описывать предмет с натуры, т.е. писать сочинения-этюды, добиться привлечения познавательного материала, повторить сведения по теории сочинений.

Оборудование: мини выставка изделий прикладного искусства, выставка Филимоновских игрушек, книжная выставка.

- Какие бывают игрушки?

- Из какого материала делают игрушки?

- Какая ваша любимая игрушка?

(дети хорошо знакомы с разнообразными игрушками, подчас довольно сложной конструкции с применением телеуправления, компьютерной техники. Игрушка наших дней помогает детям освоить современный жизненный опыт. Но редко увидишь у детей традиционную народную потешку, разве что птичку-свистульку да матрешку.)

- Посмотрите на нашу небольшую выставку красивых предметов народного декоративно-прикладного искусства.

Здесь и хохломская деревянная посуда, здесь и Павловская шаль, и вещи из дерева, глины. Их делали талантливые мастера народного декоративно-прикладного искусства.

- Давайте выясним значение выражения «народное декоративно-прикладное искусство»

Прикладное искусство – это особый вид искусства, задачей которого является создание предметов быта, обихода, которые одновременно являются художественными произведениями.

Задание: сделать морфемный разбор слова прикладной , подобрать однокоренные слова (клад, кладовая, кладоискатель).

В.И.Даль в своем словаре приводит такие пословицы: Где лад, там и клад. На что клад, коли в семье лад. Толк да лад, тут и клад (запишите эти пословицы).

III. Цель нашего урока – научиться описывать предмет с натуры, т.е. писать сочинения-этюды. Предмет описания – одна из Филимоновских игрушек, которые вы здесь видите.

- Посмотрите на эти игрушки. Из какого материала они сделаны?

- Как они разрисованы?

Все эти фигурки разрисованы в основном полосками: красная -жёлтая - зелёная; красная - жёлтая - зелёная.

- Давайте обратим внимание на изменение значения слова красный. В древности оно имело значение «красивый, прекрасный», а сейчас обозначает цвет. Однако в языке первое значение оставило свой след в целой группе слов: красивый, приукрасить, украшать, украшение, разукрасить, красавица, красота и т.д.

Постоянные эпитеты в устном народном творчестве тоже сохранили первоначальное значение этого слова: красный молодец, красна девица.

Словарь Владимира Даля отмечает такие сочетания: красная изба (чистая), красный угол в избе (передний), красная лавка (под окнами на улицу), красное крыльцо (парадное), красный денек (ведряный), красный поезд (свадебный).

Даль приводит и выразительные пословицы: Красную речь – красно слушать, Красному гостю – красное место, Первому гостю – первое место и красная ложка.

Краски: яркие, глаз радующие, желтая, красная, зеленая.

Филимоновские узоры: полоски, елочки, точки, кружочки, снежинки.

Форма игрушки: вытянутая, плавная.

Итак, игрушки разрисованы яркими красками, глядишь — и в глазах рябит, как от солнышка. Называются игрушки филимоновскими.

- Как вы думаете, почему филимоновские игрушки так назвали?

Игрушки эти делают в Тульской области в деревне Филимоново Одоевского района. В красивейшем месте высоко над рекой выстроилась деревня двумя рядами кирпичных домов. Сразу бросается в глаза кирпичная кладка изб — значит, богаты здешние края глиной. Глины около Филимонова много (аж 6 расцветок): серой, желтой, зеленой, белой, красной. А для игрушек брали совсем другую глину — синикой зовут. Местные глинистые почвы давали плохой урожай, и развитие побочного промысла было необходимо. Жители, чтобы прокормиться, лепили на продажу игрушки. Лепили в Филимонове игрушки женщины и девочки, начиная с 7—8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время — больше зимой и весной.

Местная глина — синика — иссиня-чёрного цвета, жирная, тягучая. Эта глина легко мнётся, формируется, позволяет свободно вытянуть форму игрушки целиком. Нет необходимости лепить её по частям, примазывая, их друг к другу. И вот комок этой глины в руках у мастерицы становится сначала колоколом юбки, и из него уже поднимается изящный стан барыни, ловко вытягивается в маленькую головку. В руках у мастерицы не остаётся ни одного лишнего комочка – весе точно рассчитано. Только уточку — свисток под мышкой у барыни — всегда лепят отдельно (показать игрушку «Барыня»). Тем же способом делают и другие игрушки. Хочет мастерица слепить свистульку — оленя или корову — отделяет нужный кусок глины и привычно ловко изгибает его в толстый жгут. И тут же из одной его половины вытягивает четыре прочные ноги — подставки и свисток, а из другой -- длинную-предлинную шею с крохотной головкой странного животного (показать игрушку «Олень»).

Готовые игрушки стоят и сохнут. Лепка, однако, не закончена. Мастерицы по несколько раз ещё «правят» готовые свистульки. «Глина у нас не послушная, и пока устроится, по три раза гладим», — обижаются они. В самом деле, синика будто живая. Застывая, глина «садится», «бугрится», «ведёт» игрушку. Игрушка то слегка «присядет» на один бок, то немножко покачнётся назад, то едва заметно склонится вперёд. Вся она словно тихо, медленно шевелится, движется. Тогда мастерицы снова возвращаются к игрушке, в которой раз гладят её поверхность, где надо, «подтягивают» и так — пока

она совсем «не замрёт». Наконец, форма застыла, и игрушки медленно сохнут в тёплом помещении, иногда по несколько дней. При высыхании светлеют и твердеют, «как каменные». Потом - обжиг в печи.

В старину печи для обжига в Филимонове устраивали на склонах оврагов. И сейчас два таких горна сохранились на окраине деревни. Выложены горны местным кирпичом, имеют круглую форму, широкие, глубокие, а под ними печь с топкой в сторону оврага. Обжиг начинался по весне, когда к первым весенним ярмаркам готовили на продажу посуду и игрушки. Это было целым событием в деревне Филимоново. Собирались вокруг горнов не только мастера, а кто хотел, «и бабы, и детки — сейчас горн будут топить!». Изделия плотно укладывали по стенам. Сверху горн закрывали черепицей, чтобы жарче топился. Печь закладывали берёзовыми дровами, понемногу огонь разгорался. 8—9 часов продолжался обжиг. Потом жар спадал, и горн медленно остывал. С волнением и тревогой ожидали результат обжига. Верили, что удача в руках умелого мастера. В процессе обжига происходит удивительное превращение — глина теряет свою природную окраску и становится белой (показать белую игрушку).

В наше время игрушки обжигают не в земляном горне, а в большом электрическом муфеле.

После обжига игрушки раскрашивают. В старину краски на яйцах разводили, кисточки из куриных перышек делали. Красят их в яркую полоску, добавляют в узор орнамент в виде солнышка, ёлочки, цветка, ягодки, кружочка, точечки. Смотришь на филимоновскую игрушку, и глаз ликует от переливчатой пестроты.

Немного мастериц осталось в Филимонове, но промысел не умрет. Во многих населенных пунктах Тульской области группы энтузиастов создают студии по изготовлению игрушек. Молодые мастера прошли курс обучения у ветеранов, приобрели навыки и делают уже неплохую игрушку.

Создана такая студия художественно-прикладного искусства и в с. Спасское («Зодь»).

1.Украшать, красота, Филимоново, Филимоновская игрушка, талантливые мастера.

Основная мысль сочинения.

Внимательно рассмотрите игрушки и скажите, что вас в них привлекает, что нравится? (необычность, простота, что они игрушки-свистульки)

Какие мысли у вас возникают, когда вы рассматриваете филимоновские игрушки? (весело на душе, радостно, игрушки какие-то фантастичные).

Что бы вы сказали о мастерицах филимоновских игрушек? (это небогатые люди; у них развита фантазия; это женщины с крепкими цепкими пальцами; это труженицы).

Придумайте заголовок к сочинению, чтобы в заглавии была выражена основная мысль сочинения, ваше отношение к филимоновским игрушкам. («Чудо-игрушка», «Филимоновская красота», «Филимоновские свистульки», «Звонкоголосая игрушка», «Глиняное чудо»)

Работа над композицией и планом сочинения.

- Чтобы описание игрушки было последовательным, логичным, лучше придерживаться примерного плана. План сочинения-описания состоит из трех частей.

Для нашего сочинения он может быть таким:

Вступление: кратко рассказать о народном прикладном искусстве, филимоновской игрушке.

Основная часть: описание игрушки.

Общий вид игрушки (материал, форма, цвет).

Описание изготовления и красок игрушки.

Впечатление от филимоновской игрушки.

Заключение: мое отношение к игрушке, мастерству художников-земляков, к народному прикладному искусству.

V. Самостоятельная работа.

Озаглавить свое сочинение и описать одну из игрушек.

-Что больше всего вас заинтересовало?

- Что было удачного в работах и ответах одноклассников?

VI. Домашнее задание: дописать сочинение;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект занятия по теме "Филимоновская игрушка"

Конспект занятия для младших школьников в кружке «Изобразительное творчество».Тема:Филимоновская игрушка.


Презентация "Филимоновская игрушка"


филимоновская игрушка


Конспект занятия по лепке в старшей группе "Филимоновские игрушки-свистульки "Котята"

Цель: • Продолжать знакомство с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно - прикладного искусства, имеющую свою специфику и образную выразительность. Задачи: Образовательные: - .


Урок по ФГОС "Филимоновская игрушка"

Данная методическая разработка предназначена для введения по стандартам второго поколения в программу по изобразительному искусству. Она рассматривает новый подход к планированию и структурной регламе.

Филимоновская игрушка. Занятия по лепке из пластилина для групп детей 5, 6 и 7-8 лет.

Игрушки выполняются полностью из пластилина.


Сжатое изложение "Филимоновская игрушка"

Текст создан с учетом регионального компонента.Рекомендована работа в течение 2-х уроков: на 1-м уроке ведется подготовительная работа с использованием изображений разных филимоновских игрушек (в инте.

Филимоновская игрушка относится к разновидностям художественного промысла. Название игрушки произошло от населенного пункта в Тульской области – деревни Филимоново. В этом регионе находятся залежи специфической глины, из которой изготавливали посуду и различные игрушки. Среди археологов нет единого мнения о возрасте этого промысла: ему от 700 до тысячи лет. По преданию сама деревня получила название от Филимона, обнаружившего залежи глины и начавшего делать из нее горшки.

Изготовлением игрушек занимались целыми семьями, передавая тонкости мастерства следующим поколениям. Взрослые члены семьи чаще занимались посудой и производством киприча, а девочки под руководством бабушек изготавливали и расписывали свистульки. Деньги, собранные от продажи изделий, копились девушками как приданое.

В 19 веке глиняные игрушки стали основным источником дохода местных жителей, свистульки были известны далеко за пределами Тульской области. В начале 20 века производство филимоновской игрушки пошло на спад, но во второй половине 20 века промысел был восстановлен. В 2009 году был основан музей филимоновской игрушки в Тульской области в пгт.Одоев. Коллекции свистулек есть во многих музеях России. А с 2013 года стали проводить Одоевский фестиваль, посвященный глиняной игрушке и гончарному искусству.

Филимоновские игрушки выполняются в виде людей (всадников, барынь), а также животных, как реальных, так и мифических. У людей всегда узкое тело, а у зверей – тонкая шея, мелких деталей практически нет. Это из-за особенностей глины. Она не жирная и из нее можно вытягивать тонкие элементы без страха, что они потрескаются. Во время высушивания изделия серого оттенка, а после обжига при высоких температурах (около 1000 градусов) в особых печах игрушки становятся белыми. Поэтому предварительная грунтовка им не нужна, им можно расписывать сразу.

Для росписи современных изделий используют краски на основе акрила. Традиционные цвета филимоновских свистулек: розовый (малиновый), насыщенный желтый и ярко-зеленый. Часто, особенно фигурки зверей украшены разноцветными полосками, а на одежде людей присутствует орнамент. Барышни и их кавалеры всегда одеты в яркие наряды, украшенные еловыми веточками, солнцем, ромбами. Двух одинаковых игрушек не существует. Свисток в человеческих фигурках не делали, его размещали в тех предметах или животных, которые человек держал в руках.

Современная игрушка стала крупнее, теперь она достигает в высоту 20 см. Кроме одиночных персонажей появились целые композиции.

Доклад №2

Филимоновская игрушка - самодельная игрушка на Древней Руси, которая имеет корни в деревне Филимоново. Эксперты не могут сказать точное время возникновения такого вида промысла, но ориентируются на 1000-1300 годы. Изготавливались они из особой глины, которая находилась недалеко от деревни. Из этой глины лепили, в основном, лишь посуду, для продажи на базарах. Сами же игрушки изготавливали маленькие девочки с бабушками, в качестве приданого.

Разновидностей филимоновских игрушек достаточно много: от фигурок животных до изображений человека. Изображения людей довольно простые, без особых деталей, близки к старинным фигуркам. Зачастую мастерицы делали игрушки-свистульки, чтобы развлечь детвору. Так же эти произведения были достаточно популярны на различных ярмарках. Что приносило немало славы о Тульской области.

Изготавливались игрушки в несколько этапов: формовка, обжиг и раскраска. В формировке гилине придавали желаемый вид. Обжигали поделки в печи при температуре 700-1000 градусов, после чего серый цвет глины полностью исчезал и становился белым. При росписи игрушки использовались 3 основных цвета: красный, желтый и зеленый. Несмотря на это, игрушки получались достаточно красочными.

К сожалению, примерно в 1960 годах мастера Филимоновских игрушей исчезли. И только в 2009 в Тульской области открывается первый музей Филимоновских фигурок. Это говорит о том, что даже в наши дни данные произведения интересуют жителей нашей страны и не только. Иногда даже проходят фестивали данных игрушек, которые приковывают к себе большое внимание со стороны туристов.

2, 3, 5 класс кратко

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка

убань – хлебный край! Край виноградников, фруктовых садов, кукурузы, риса и многих других озимых. В этом жарком краю когда-то давно людям пришлось приложить титанические усилия для того чтобы не пересохли реки,

Реликтовый дровосек – представитель членистоногих насекомых из отряда жесткокрылых, принадлежит семейству усачей и роду каллипогонов. Жук имеет ещё несколько названий, таких как реликтовый усач, уссурийский усач и уссурийский реликтовый дровосек.

Роль учителя в педагогическом процессе порой недооценена, ошибочно полагая, что учитель есть для того, чтоб прочитать урок. На самом же деле учитель для своих учеников в аспекте здоровья, важнее врача. Так как именно он,

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Филимоновская глиняная игрушка

Филимоновская игрушка появилась в Тульской области в небольшой деревеньке Филимоново. По некоторым данным этот промысел появился более тысячи лет назад и существует по сей день. Сейчас филимоновская игрушка практически не изменилась, а местные мастерицы до сих пор передают знания из поколения в поколение.

История промысла

Эта местность никогда не славилась богатым урожаем, но крестьяне нашли выход – гончарное дело. Мужчины лепили кирпичи для постройки домов, делали кухонную утварь, а женщины собирали остатки глины и создавали игрушки для детей. Первое время лепили для себя, да чтобы развлечь детвору, а потом уже стали продавать изделия на местных ярмарках. Ездили на базары в ближайшие города и поселки.

Секреты лепки бабушки рассказывал детям и внукам, которые приобщались к семейному промыслу с малых лет. Уже в восемь лет девочки умели создавать незатейливые фигурки из глины, а к двадцати годам имели неплохое приданное, собранное на продаже разноцветных “свистулек”.

К середине XIX века промысел стал известен далеко за переделами Тульской области. По всей стране любили яркие глиняные фигурки, покупали их на ярмарках и дарили детям. В этот период практически все семьи в деревне Филимоново жили за счет гончарного дела. Однако популярность изделий пошла на спад в начале ХХ века. Люди искали новые способы заработка, число мастеров и мастериц заметно сократилось. В деревне осталось всего три женщины, которые не бросали свое ремесло и продолжали лепить из глины.

Производство улучшилось в 50-ые годы, когда народ снова стал интересоваться филимоновскими игрушками. Народный промысел быстро вернулся в прежнюю колею, мастерицы снова взялись за создание глиняных фигурок. Уже в 80-ых годах популярность местного народного промысла достигла новых высот благодаря созданию творческой группы из выпускников художественно-промышленного лицея.

Виды филимоновских игрушек

Большинство изделий, созданные филмоновскими мастерицами, являются “свистульками”. Изображают как животных, так и людей. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, бравые солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Животные тоже исконно русские – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки.

Игрушки никогда не славились наличием мелких проработанных деталей. Если изображалась барыня, то в длинной юбке-колокол, со шляпкой на голове. Если делали мужчину (чаще всего солдатов в военной форме), то ему создавали мундир с погонами, фуражку с козырьком и сапоги с небольшим каблуком.

Животные все имели тонкую талию и длинную изящную шею. Различить их друг от друга позволял или окрас фигурки, или характерные рога с ушами. У коней – небольшие коричневые ушки, у баранов – круглые рога, у коровы – рога-полумесяцы.

Были у филимоновских игрушек и образы. Например, медведь считался символом могущества, женщина являлась олицетворением великой “Природы” и считалась Матерью-кормилицей, продолжательницей рода. Олень был символом счастливого и долгого брака, поэтому зачастую оленей дарили молодоженам. Птицы стали помощниками Матери-земли, вестниками пробуждения природы. Коровы символизировали плодородие и сулили хороший урожай крестьянам.

Технология изготовления

Отличительная особенность филимоновских игрушек – вытянутая форма и удлиненные пропорции. Диктовалась такая форма самим материалом, который использовали для лепки. В Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке оседает и сильно трескается. Мастерам приходилось несколько раз поправлять фигурку, каждый раз вытягивая ее, чтобы скрыть все неровности с трещинами. Именно из-за свойств материала и родился фирменный стиль филимоновских игрушек.

Поэтапная технология создания:

1. Сперва лепилась предварительная форма фигурки. Намечали, где будет голова, туловище и ноги. Если человек – то изображали стоя, животных – сидя или стоя на четырех лапах. Далее выравнивали форму, убирали излишки.

2. Потом следовал обжиг, где в процессе мастер поправлял фигурку, разглаживал, добавлял детали. Обожжённая глина из темного цвета приобретала бело-розовый, что позволяло в дальнейшем наносить различные краски без грунтовки.

3. После приступали к росписи. Народные мастерицы использовали гусиные или куриные перья, это позволяло создать тонкие и ровные линии. А краска с перьев отлично ложилась на глину.

Роспись филимоновской игрушки

Палитра для росписи была довольно скудная – чаще всего использовали три цвета: желтый, красный и зеленый. Изредка брали синий и фиолетовый.

Проводили роспись в строгом порядке – сперва желтым цветом рисовали пятна, потом обводили их красным (делали узоры) и добавляли зеленый. Рисовать узоры мастерицы начинали всегда из центра, плавно переходя к краям. Узоры были просты и незатейливы: “елочка”, цветные полоски, геометрические фигуры, звездочки. В основном преобладал растительный орнамент – листочки, солнышко, веточки, ягодки, цветочки.

Не смотря на скудную цветовую гамму, все филимоновские изделия были яркими, праздничными. Детям нравились красочные фигурки, способные издавать громкий свист. Для взрослых же эти фигурки считались сувениром, хотя некоторые полагали, что филимоновская игрушка способна привлечь в дом благополучие и счастье.

Читайте также: