Сочинение про дымковскую игрушку 6 класс

Обновлено: 28.04.2024

В статье «Как научиться правильно писать сочинения», я написала о правилах и советах написания лучших сочинений, прочитайте пожалуйста.

Собрала для вас похожие темы сочинений, посмотрите, почитайте:

Сочинение на тему: Дымковская игрушка

Игрушка Дымковская — необыкновенно красивое изделие, изящно оформленное и художественно окрашенное. Каждый мастер игрушек создает вручную и использует свою душу и воображение. Чаще всего этой профессией занимаются женщины. Их богатая фантазия превращает цельный кусок глины в произведение искусства. Умелые руки раскрашивают тонкие наряды и украшения. Мастера погружаются в мир оригинальности и изучают цветовую символику и древние традиции. Яркость цветов поражает. Цвета желтый, красный, оранжевый — символы красоты и огня.

Игрушка «Дымково» получила свое название от деревни Дымково, которая расположена на реке Вятка. Сельское хозяйство родилось более полувека назад. В древние времена вятский народ отмечал своеобразный праздник — Свистопласку. Народные праздники были громкими, веселыми, с песнями и свистками. Считалось, что свист и шум отпугивают злых духов. Для подготовки к празднику женщины делали трубы из глины, удобного материала. Их обжигали в горячей печи, лимитировали мелом и молоком и красили порошковой краской. Для росписи узоров использовались радиусы и перья. Они накрыли их взбитым яйцом, чтобы сделать их блестящими.

Действие продукции было взято с бытовых сцен: дамы в широких платьях, господа на лошадях, домашние животные, птицы с большими хвостами, медведи. Все игрушки расширяются вниз, чтобы глина не трескалась при высушивании. Особенностью является узор геометрических форм в сочетании с гладкими окрашенными поверхностями. Например, блузка молодой леди полностью красного цвета, а узор роскошной юбки — желто-синие круги на белом фоне.

В настоящее время процесс производства остался прежним. Сначала мастер смешивает светло-красную глину с речным песком и хорошо ее месит. Затем он формирует изделие на части: тело, конечности, украшения. При соединении деталей вместе мастер тщательно выравнивает стыки влажной глины, чтобы не было зазоров и неровностей. Процесс сушки занимает от двух до пятидесяти дней. Затем игрушки обжигаются в специальных печах при температуре 700-900 градусов. После стрельбы фигурки становятся красновато-коричневыми и их нужно отбеливать. Делайте это с помощью специальных порошкообразных белил, которые наносятся в несколько слоев. Белизна делает поверхность более ровной и придает краскам яркий блеск. Для окраски используют температурные или акриловые краски и тонкие мягкие столбиковые кисти. Особую роль играет заказ живописи. Сначала окрашиваются более светлые участки, затем слой за слоем наносятся более темные участки. В конце раскрашиваются мелкие детали: Глаза, брови, усы, орнамент. Узор покрыт сусальным золотом.

Дымковская игрушка широко используется в детском творчестве. Элегантность и простота делают его привлекательным.

Русские народные промыслы сохранились до наших дней, а дымковская игрушка стала символом Вятской области.

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Описание:
Дымковские игрушки – это уникальные глиняные игрушки разных форм, раскрашенные яркими красками и не имеющие аналогов в мире. Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково близ города Вятка (сейчас это город Киров). Отсюда и название – “дымковская” или “кировская” игрушка.
В процессе приготовления игрушки были задействованы целые семьи – все вместе месили глину, лепили, сушили и обжигали получившиеся фигурки. Поначалу игрушки продавали на ярмарке во время праздника “Свистуньи”, который устраивался через месяц после Пасхи в честь поминовения погибших во время битвы 1418 года, известной как Хлыновское побоище. По традиции в эти дни проводились массовые гуляния, когда вятские жители пели, плясали и свистели в глиняные расписные свистульки. Яркие статуэтки так понравились детям и взрослым, что их стали изготавливать круглогодично.
В XIX веке производство игрушки в Вятской губернии стало массовым. Тогда их стали вывозить на продажу в Оренбургскую область, Москву и прочие крупные города.
В Советском Союзе всячески поддерживали промысел дымковской игрушки с целью передачи знаний и опыта следующим поколениям. Все фигурки изготавливаются только вручную, затем раскрашиваются и покрываются яичными белками для яркости. Хотя технический прогресс внес свои коррективы в само производство: теперь мастерицы сами не копают глину и не месят ее. Все расходные материалы поступают уже упакованными и готовыми к работе.
Тематика современной дымковской игрушки разнообразна: это могут быть фигурки животных, любимые сказочные герои, исторические сюжеты, фигурки детей и их семей, различных профессий и предметов старины.
Сейчас дымковская игрушка – это визитная карточка всей Кировской области.
В 2011 году в городе Кирове был открыт музей “Дымковская игрушка: история и современность”, фонд которого насчитывает более 700 уникальных экспонатов, большая часть из которых представлена в экспозиции.

На Руси было и есть много народных промыслов. Мой любимый народный промысел — дымковская игрушка.
Это название происходит от Дымковской слободы. Сначала дымковские мастера делали глиняные свистульки. От свистулек они перешли к изготовлению глиняных игрушек, которые были ярко разукрашены.
Чаще всего дымковские игрушки изображают людей и животных. Особенно мне нравятся игрушки-животные, которые всегда вызывают улыбку— такие они забавные, жизнерадостные, весёлые.
Дымковские игрушки — это настоящие произведения искусства. Мастера, создающие их, — талантливые и добрые люди, а сами рукотворные изделия являются носителями духовных ценностей.
Эти милые игрушки можно увидеть сегодня не только на прилавках магазинов народных промыслов, но и на полках в наших квартирах. От таких игрушек становится теплее на душе.
Дымковские игрушки напоминают мне детские рисунки: они такие же яркие, пёстрые, радостные, весёлые, жизнеутверждающие.
Эти изделия вызывают у меня чувство гордости за талантливых русских мастеров.
Летом мы с мамой отдыхали у друзей на Северном Кавказе. На следующий день после нашего приезда я проснулась рано утром и выглянула в окно. Я не смогла оторваться от той чудесной картины, которую увидела.
Пейзаж был великолепен! Вся степь сияла. Свежий утренний ветерок шевелил бескрайний ковёр степных трав, которые при этом переливались всеми цветами радуги.
Начинался новый день. Солнце поднималось всё выше и выше. И тут я увидела жемчужину Кавказа — Эльбрус. Две снежные шапки возвышались над степью. Не случайно в народе его прозвали двуглавым белым богом. Кажется, что весь Кавказ склонился перед его мудростью и сединами. Даже величественная безмолвная степь лежала у его ног. Была ни с чем не сравнимая тишина. По небу плавно плыли облака, и казалось, что они задевают вершины Эльбруса.
А вечером неожиданно набежали чёрные тучи и начался ливень. Крупные капли дождя точно танцевали лезгинку. Дождь изменил пейзаж за окном: горы окутались туманом. Это была неповторимая, удивительная картина, которая запомнилась мне надолго.

Она была известна своими глинами. Долгое время заводы, находившиеся там, выпускали гончарную посуду и игрушки на бытовую тематику. Расписывали их желтой, коричневой, синей и другими красками. Направлением росписи была растительная тематика.
Со временем была найдена серая глина, и началось изготовление вещей из полуфаянса. А уже со второй половины 19-го века для росписи использовали только синюю краску. Примерно в 1800 г. в деревне Володино братья Куликовы нашли белую фаянсовую глину. Неподалеку был построен и первый завод по изготовлению изделий из фарфора. Его основатель, Павел Куликов, знал эту технику, но желал сохранить ее в тайне. Поэтому он сам работал на заводе, а помогал ему еще один рабочий.
Но Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли на завод и срисовали устройство горна. Затем они открыли собственные заводы по изготовлению фарфора. Но завод Куликова известен тем, что именно от него берет начало производство фарфора в Гжели.
Стремясь постоянно к повышению качества продукции и получению тонкого фарфора и фаянса, владельцы заводских предприятий постоянно совершенствовали состав белой глины. А синяя роспись на белоснежном фоне делала эти изделия прекрасными. Мотивами для гжельской росписи традиционно считаются изображения цветов (чаще всего роз), птиц и узоров. Благодаря своей простоте, понятной красоте становится все популярнее.

Из поколения в поколение передавали мастера секреты изготовления игрушки. в каждой семье были свои традиции. каждая игрушка имела своё лицо. после обжига игрушки грунтовали или покрывали раствором толчёного мела с молоком. игрушка становилась белой, готовой к росписироспись это декоративная живопись на предметах народных промыслов. дымковская игрушка расписывалась особым узором – орнаментом. это художественное украшение, узор. для дымковской игрушки характерен орнамент (сочетание кругов, квадратов, ромбов и т. д.) . игрушка расписывалась охрой, ультрамарином, кроном, суриком, фуксином. это краски природные: жёлтые, синие, голубые, красные, зелёные. промысел возник в глубокой древности. изготовление свистулек приурочивалось к весеннему празднику «свистопляске» , имеющему языческие корни и посвящённому яриле – богу весеннего солнца и плодородия. мастера лепили барынь, кормилец, девушек-водоносок, кавалеров. любили вятичи лепить и уточек, курочек, индюков, козочек и коников. какие же удивительные они – дымковские игрушки! слеплены вроде грубовато, раскрашены незатейливо, а глянешь – и сразу ясно – перед тобой чудо. вот одна из любимых игрушек вятичей – красавица-водоноска. от неё не оторвать глаз. это нарядная деревенская красавица, девушка на выданье, труженица. мастерица-затейница нарядила её в пышную с оборками юбку из яркого полотна. синие полосы, голубоватая клетка, на красном фоне голубые кружочки. ярко-красная кофточка плотно облегает статную фигуру. причёска у модницы затейливая, пышные каштановые волосы увенчаны нарядным кокошником с золочёным украшением, из сусального золота (тончайшие пластины из настоящего золота) . личико у девушки-водоноски белое, не знающее загара, носик горделиво поднят вверх, губки сложены сердечком. щёчки подрумянены, а бровки – подведены. так и кажется, что девушка сейчас плавно пойдёт, в такт, покачивая ведёрочками. красавица знает, что на неё все смотрят, любуются. ей хочется нравиться всем. всем хороша водоноска: и пригожа, и нарядна, и трудолюбива, и . дымковской игрушкой можно любоваться бесконечно. я не перестаю удивляться её красоте.

Русский народ никогда не любил сидеть без дела. Народному творчеству уделялось всегда много времени.
Одной очень красивой традицией считается расписанная посуда. Такая посуда называется гжель. Суть такого промысла такова, что вся продукция из керамики расписывается вручную. Каждое изделие уникальное. Гжелью расписывают посуду, камины, печи. Такие рисунки не выцветают, не выгорают и не бояться перепада температур. Хозяева домов, где есть гжель очень гордиться такими приобретениями. Последнее время роспись гжелью представляет собой синий рисунок.

Хохлома 6 класс

Еще одним видом промысла является хохлома. Хохлома – это отражение жизни целых поколений. Хохлома представляет собой замысловатые позолоченные узоры, без применения драгоценных металлов. Роспись хохломой зародилась от умения расписывать золотом иконы. Город основатель данной посуды является Семенов. Там есть памятник всему честному народу, который в старые времена занимался росписью.
Посуда очень красивая и со временем она стала популярной не только на территории России, но и Америки, Австралии и даже Африки. Искусство хохломы – это не просто красивая роспись, а умение создать уникальную форму изделия.

Дымковская игрушка

А где – то в слободе Дымково, сейчас город Вятки зародился древний промысел росписи глиняных игрушек. Игрушки все расписывались вручную и, по мнению историков, создавались, чтобы отмечать весенний праздник бога Солнца. Орнамент игрушек всегда простой, но яркий и на белом фоне. Каждый орнамент несет свою символику и изображает природу.

Матрешка 6 класс

Деревянная матрешка еще один народный промысел. Суть матрешки в том, что в одной большой полой фигуре находятся фигуры меньшего размера. Матрешка – это изображение русской женщины в красных нарядах. Сейчас матрешки бывают разными, с различными изображениями. Это могут пародии или всевозможные, различные персонажи.

Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.
Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.
(Мезрина Анна Афанасьевна – мастерица дымковской игрушки)
В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.
(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)
Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Виды дымковской игрушки

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.
Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.
Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:
Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;
Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;
Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;
Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».
Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Технология изготовления

Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.
Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.
Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — муфельную, где температура достигает 1000С.
Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.
На следующем этапе создания игрушки — раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.

Роспись дымковской игрушки

Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).
Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.
Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.
(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки)
Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете. Раскраска велась в строгой последовательности:
волосы;
глаза и брови;
рот и щеки;
головной убор;
орнаменты на одежде.
Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.
Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.
Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.

? Сочинение на тему Дымковская игрушка
У каждого человека есть предметы, которые ему очень дороги, они хранят их как память о чем-то приятном.
Людям всегда хотелосьсохранить что-то необычное, интересное или красивое, чтобы показать своим детям, внукам. Одни люди очень любили живопись и покупали картины, которые потом оставались их детям и внукам.
Дымковская глиняная игрушка– один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров.
Зародился промысел ввятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи», проводимому «в честь убиенных» в битве 1418года между вятчанами и устюжанми у стен Хлыновского кремля.
Изготовляли игрушку в Дымкове целыми семьями. Летом копали и месили глину, толкли вручную и растирали в краскотерках комовой мел, с осенидо весны лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали.
За четыреста с лишнимлет существования и развития дымковского промысла в нем сложились традиционные темы, сюжеты и образы, нашли отображение и закрепление выразительные средства, присущие очень пластичной красной гончарнойглине, несложные (геометрического рисунка) орнаменты росписи, в которых преобладают красный, желтый, синий, зеленый цвета. Дымковской игрушке вообще чужды полутона и незаметные переходы. Вся она – бьющаячерез край полнота ощущения радости жизни.
Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества». Нередко мастерицы дымковского промысла создают целые тематические композиции, в которых находитсяместо как людям, так и животным, как одушевленным, так и неодушевленным предметам. Не только человек, лошадь, собака или олень могут предстать перед зрителями, но и дерево,…

Дымковская игрушка

На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

Содержание:

История промысла


Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

Мезрина Анна Афанасьевна

(Мезрина Анна Афанасьевна - мастерица дымковской игрушки)

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

мастера дымковской игрушки

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Виды дымковской игрушки

различные виды дымковских игрушек

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Дымковский индюк

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Дымковская барыня

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Дымковский барашек

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Дымковская лошадка

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».


Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Технология изготовления

схема изготовления дымковской игрушки

Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.

Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.

Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — муфельную, где температура достигает 1000С.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.

На следующем этапе создания игрушки — раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.

Роспись дымковской игрушки

росписная дымковская игрушка

Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

зарисовка Алексея Деньшина дымковской игрушки

(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки)

Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете.

Раскраска велась в строгой последовательности:

самые разные дымковские игрушки

Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.

Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.

Пронина Светлана Александровна

Во время летнего отдыха в г. Кирове я посетила Музей Дымковской игрушки. В какое удивительное место попала я! Передо мной открылся мир дымковской игрушки - мир сказочно нарядных, красивых и выразительных глиняных фигурок. Тут и

« Утки-марфутки бережком идут,

Уточек-марфуточек купаться ведут».

Похожие на сундучки.

Сундучки не простые,

Красивые, красные, золотые».

А барышни- щеголихи, загадочные и лукавые, веселые и улыбчивые, в пышных ярких одеяниях, раскрашенных узорами, каких я раньше никогда не видела. Меня очень заинтересовало, как из глины можно создать такую красоту в домашних условиях!

Это определяет актуальность исследования данной темы.

Объект исследования – дымковская игрушка.

Чтобы начать свое исследование я выдвинула гипотезу : дымковскую игрушку возможно сделать в домашних условиях.

Цель работы: в ходе практической работы научиться изготавливать дымковскую игрушку в домашних условиях.

Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Проанализировать научную, учебную литературу.

2. Раскрыть понятие « Дымковская игрушка»

3. Познакомиться с историей происхождения данных изделий.

4. Узнать основные темы и типажи в творчестве мастеров дымковской игрушки, особенности росписи по глине.

5. Изготовить в домашних условиях глиняные фигурки по специальной технологии и расписать их.

При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  • Анализ литературы;
  • практическая работа;
  • описание полученной работы.
  • сравнительный анализ полученной работы и гипотезы.

2.Понятие «Дымковская игрушка»

Для этого я изучила немало литературы. В толковом словаре узнала, что игрушки –это вещи, служащие для игры, забав, развлечений. В другой литературе вычитала: «Дымковские» от названия заречной слободы Дымково близ города Вятка, ныне Киров. Но самое главное, мне стало известно, что дымковские игрушки – один из русских народных глиняных художественных промыслов и очень старинных. Им более четырех столетий!

3.История происхождения дымковской игрушки.

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником в честь славянского Бога Весны и Солнца- Ярилы. К этому празднику женщины лепили глиняные игрушки- свистульки. Они были в виде коней, баранов, уток, козлов, индюков. Обжигали их, раскрашивали. Делали сначала для детей, а потом и для взрослых. Под свист свистулек народ гулял на ярмарках, плясал, пел, веселился. Это даже стали называть « свистопляской». Люди верили, что свистом могут прогнать злые силы. Позднее праздник потерял значение, а промысел остался. Гончарные изделия слободы Дымково стали частью народного творчества, а глиняная расписная игрушка особым видом народного искусства.

4.Основные темы и типажи в творчестве мастериц, особенности росписи по глине.

Игрушки в слободе делали семьями. Это изделия ручной работы. Мастера и мастерицы никогда не повторяли одни и те же узор, краски подбирали гармонично. Двух одинаковых работ не бывало. Поколениями воспитывались потомственные мастера в освоении дымковского ремесла: фамилии Кошкиных, Пенкиных, Широковых и многих других остались в истории дымковской игрушки известными, прославленными. Какие же темы раскрываются в данном творчестве? Это, конечно, в первую очередь, тема труда. Фигурки хлеборобов, пахарей, рыбаков, удачливых охотников; эта тема была связана с мужчиной, он же всадник на коне, воин- защитник, гусар. Да и просто разудалый кавалер. Женщина трудилась дома, поэтому с ней раскрывается тема материнства. Фигуры детей рядом с матушкой, нянюшкой, вот композиция с изображением , как хлеб печет в печи бабашка, как несет на коромысле ведро с водой красавица. Как она прядет и т.д.

Тема « Масленицы » праздника дала возможность создать образы веселой тройки коней, мчащихся по хрустящему снегу. Типажи героев и героинь разнообразны: «Барыня с самоваром», « Гуляние у пруда» барышень с кавалерами . Тема сказок тоже интересно раскрыта, вот Снегурочка, вот Курочка ряба, Колобок, Медведь и Маша. А современные мастерицы воспевают героев сказок А.С. Пушкина: Лукоморье, « кот ученый», « русалка на ветвях», няня поэта Арина Родионовна и т.д.

Роспись игрушек исполнялась по белому меловому грунту, мел разводили на молоке. Излюбленные краски - зеленые, оранжево- желтые, красные, голубые. Орнамент чаще- это круги, точки, полости, клетка.и.т.д.
Расписные дымковские игрушки веселы и задорны, в них и добрая насмешливость, и наивность, и чувство юмора. Сегодня нить традиций не прерывается, а сохраняется. О традициях, узорах, методиках росписи можно говорить много.

5.Технология создания изделий.

Для изготовления дымковской игрушки в домашних условиях мне понадобилось следующее:

- кисточки, простой карандаш;

- домашняя печь с духовкой.

Моя работа проходила в несколько этапов: сначала я изучила роспись дымковской игрушки, потом я сделала рисунки барышень в расписных костюмах.Затем лепила из глины фигурки, согласно технологии.После просыхания обжигала в печи, на кухне, дома. Через день покрыла водоэмульсионной белой краской в два слоя. Когда краска подсохла, яна просохшие фигурки нанесла цветные орнаменты гуашью.

Читайте также: