Сочинение про современные игрушки

Обновлено: 01.05.2024


Какими игрушками мы игрались в детстве? Мишками, у которых были пришиты толстыми нитками лапы, пластмассовыми куклами, действительно похожими на маленьких девочек, игрушечной посудой, деревянным конструктором с облезшей по бокам краской…

Нынешнее разнообразие игрушек впечатляет, но почему-то не радует. В нашу жизнь ворвались черепашки Нинзя, роботы-трансформеры, пираты Карибского моря, куклы-манекенщицы. В этом чуждом нам игровом мире теперь живут наши дети. Они не хотят некрасивых кукол, мишек с оторванными лапами. Блестит, сверкает, разговаривает… быстро ломается… быстро становится неинтересным.

Мы живём в обществе потребления, где вещам, в том числе и игрушкам, уготована недолгая жизнь. Что будет, если ребёнок привяжется к плюшевому мишке и не закинет его через сутки за диван? Что будет, если он два года будет играть одним и тем же констуктором? А вдруг он вырастет и захочет надёжный холодильник, хорошую стиральную машину, работающую без сбоев 20 лет, добротную обувь?

Глупеют книжки и мультфильмы, игрушки становятся всё более «умными». Они отбирают у детей фантазию. Они сами всё делают за детей. Куклы разговаривают, машинки ездят сами, оружие стреляет со звуковым сопровождением – кто кем играет? Ребёнка, как и взрослого, развлекают со всех сторон. Ребёнка приучают к недолговечности. Как можно ценить то, чего много? Как можно ценить то, что быстро ломается? Как можно ценить то, чего по-настоящему не ценят ни папа, ни мама?

Разнообразие игрушек призвано заменить ребёнку общение; многие родители откровенно не понимают, как ребёнку может быть скучно, когда квартира завалена штампованной пластмассой. Но игрушки не могут заменить общение, ибо по-настоящему они мертвы; мертвы говорящие куклы и ездящие машины. Зачем им ребёнок – ведь они всё делают сами?

Задумайтесь, почему дети так любят снег и песок – материалы, с нашей точки зрения, совершенно не стоящие внимания? Потому что с ними, и правда, можно играть, играть долго и с удовольствием. Это материал, из которого можно создать всё, что угодно, - дать волю фантазии.Это материал, который нельзя сломать и услышать окрик родителей. Это материал, с которым так приятно работать маленьким пальчикам!

Простая палка, стул, брелок, старый ботинок или шнурок от него – всё может стать предметом для игры. Робот-трансформер и говорящая кукла – плохие предметы для игр, они сами в себе. Ребёнок просит их не потому, что они так необходимы ему на самом деле, он просит потому, что ему не хватает общения. Говорящая кукла поначалу создаёт иллюзию общения, но потом ребёнок понимает, что это только иллюзия. Малыш ещё в состоянии отличить поддельную вещь от настоящей. Но мы делаем всё, чтобы эту способность он поскорее утратил.

Юная мамочка покупает для шестимесячного ребёнка (!) «развивающий» DVD. Я спрашиваю, что на этом диске. «Там травка, солнышко, цветочки». Другие родители водят годовалого кроху на дорогостоящие курсы. «Ему там показывали настоящий подсолнух! Давали трогать пальчиками семечки!». Мы играем в театре абсурда или мы всё же живём?

Покупая игрушку ребёнку на Новый год, задайте себе вопрос: какая от неё будет реальная польза, после того как вы вытащите её из коробки? Будет ли пиратский корабль держаться на воде? Можно ли будет усадить чудо-Барби за столик, покормить её из игрушечной посуды, заменить ей платье? Насколько похожи мягкие игрушки на реальных белок и зайцев? Хотели бы вы сами жить в обществе монстров и роботов-убийц или предпочли всё же более приятную компанию?

Некоторые учёные высказывают мнение, что игрушки ребёнку не нужны в принципе. Возможно, полный отказ от игрушек – это мера слишком кардинальная, но очевидно, что ребёнку нужна не игрушка, а игра. Игра, которая учит малыша, как вести себя в реальном мире, а не в мире роботов и куколок Барби.

Для тех, кому интересно:

1) Людмила Потапчук «Как и где выбрать для ребёнка безопасную игрушку»
2) Виктория Шапаренко «Выбрать полезную и безопасную игрушку для ребенка не так-то просто»

Толковая рецензия на весьма актуальную тему. Давно заметил, что найти настоящую, полезную ребёнку игрушку невозможно. Например юлу. Или калейдоскоп. По факту общество самоустранилось от этой темы, отдав производство игрушек на откуп корпорациям. Опыт предыдущих поколений игнорируется. Это должно стать предметом широкого обсуждения.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Во что играют современные дети? Играют ли они вообще? И можно ли назвать игрой то, чем занимаются наши дети?

Современные дети, как и много лет назад стремятся познать все новое, они достаточно развиты коммуникативно, они более раскрепощенные. Нынешние дети очень быстро могут разобраться в том или ином техническом вопросе. Жизнь диктует свои условия, ее ритм заметно ускоряется, она перенасыщена информацией. Изменились условия жизни, а вместе с ними изменились и игры. Раньше были кубики, мягкие игрушки, конструкторы, мозаика, куклы. Теперь все чаще их заменяют компьютерные игры, мультфильмы в неограниченном количестве, планшеты, ноутбуки. Все больше появляется новых гаджетов и современных игрушек. В наше время все меньше остается места традиционным играм, а ведь игра всегда являлась неотъемлемым детским занятием. Еще буквально десять лет назад подвижные игры на свежем воздухе занимали большую часть детского времени. Современные дети тоже помнят о существовании активных игр, но как часто они в них играют? К сожалению не многим представляется возможность играть в подвижные игры сколько и когда захочется. Родителям зачастую удобно, чтобы ребенок находился дома за компьютером, а не играл на улице, где нужно следить за ним, находиться рядом.

И в современном образовательном процессе потенциал игры не востребован, игра вытесняется из жизни наших детей и перестает быть средством социализации, хотя очевидна огромная роль игры в воспитании полноценной личности. Игра развивает самостоятельность, креативность воображения, самосознание.

Так во что же играют современные дети? Первое место по популярности занимают игры, находящиеся в различных современных гаджетах. Так же востребованными игры, касающиеся тематик различных фильмов, мультфильмов, комиксов. Среди современных детей авторитетом пользуются такие герои как Гарри Потер, Люди Икс, Человек-паук, Аватар и прочие. Зачастую такие персонажи пропагандируют жестокость, агрессивность, в приоритете-быть первым не важно какой ценой. Образы всевозможных роботов-мутантов отодвигают человеческое начало на второй план, поэтому взрослым необходимо корректировать такие игры.

Очень важно найти место и время для ребенка, чтоб он мог поиграть. Поиграть в то, что ему не просто необходимо, а в то, что ему жизненно важно, чтоб ему вырасти здоровым психически, в то, чтоб ему вообще вырасти! Вырасти из своих трудностей развития, вырасти. Чтобы не бояться окружающего мира, чтобы захотеть стать кем-то, чтобы знать, что ему самому нужно в этом мире и какую пользу он этому миру хочет принести!

Фотоотчет «Дети играют в детском саду»

Фотоотчет «Дети играют в детском саду» "Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Фотозарисовка «Играют дети»

Фотозарисовка «Играют дети» Занятия проведены. И, как всегда, дети расходятся по группе играть. Весна, дачи. Вот и дети загружают свои автомобили и отправляются.

Игры, в которые играют гиперактивные дети

Игры, в которые играют гиперактивные дети В последнее время укрепляется тенденция увеличения в дошкольных учреждениях детей с признаками синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Конспект НОД по развитию речи «Дети играют в кубики» Тематическая неделя «Я-человек» для детей первой младшей группы. Подготовила: воспитатель 1 категории 1 младшей группы МБДОУ №6 «Улыбка».

Консультация для родителей «Играют дети — играем вместе». Консультация для родителей «Играют дети – играем вместе» (из опыта работы). Ребенок в семье появляется полностью беспомощным, и его жизнь.

Родительское собрание «Играют дети — играем вместе»

Родительское собрание «Играют дети — играем вместе» Родительское собрание для воспитанников родителей средней группы. Тема:"Играют дети-играем вместе"Задачи:Рассмотреть правила организации.

Родительское собрание-практикум «Во что играют наши дети?» Родительское собрание-практикум "Во что играют наши дети?" Дата проведения: 15 декабря 2016 года. Форма проведения: беседа с элементами.

Родительское собрание в старшей группе «Во что играют наши дети» Родительское собрание «Во что играют наши дети». Предварительная работа Анкета для родителей «Любимые игрушки детей». Ход собрания. 1.

Во что играют наши дети Видео

Во что играют наши дети Видео Для ознакомления родителей с методикой воспитания детей дошкольного возраста в детском саду, был разработан творческо-ознакомительный проект.

Я совсем недавно работаю воспитателем, но понемногу стала понимать, что самые простые вещи и действия в понимании взрослого, для ребенка, оказываются, очень весомы и значимы. Каждое сказанное мною слово, каждое действие и даже взгляд, обращенный на воспитанника, для него что – то значат.

Моя группа – ясли, в ней дети от полутора до двух с половиной лет. Совсем еще крохи, но каждый со своим особенным характером, мыслями, чувствами. Они еще совсем не умеют играть, в нашем понимании этого слова, но стоит только предложить им простую незатейливую игру, показать что можно делать с той или иной, уже знакомой им игрушкой, как детки активно включаются, пусть в непродолжительную, игру и начинают производить какие то манипуляции с игрушкой, эмоционально пытаться что то мне объяснить. Я реагирую на их заинтересованность, объясняю, показываю, проговариваю потешку или пою песенку, связанную с той или иной ситуацией, и дети (не все конечно) обращают внимание на мои действия, прислушиваются, бормочут, вторя мне. Я улыбаюсь им, они улыбаются мне в ответ, и в эти моменты я понимаю, что пришла на работу воспитателем не просто так, а для какой то, пока непонятной мне, но точно доброй и светлой цели.

Но не только от меня зависит интерес ребенка к игре, немаловажно и какие игрушки окружают малыша дома, в саду. Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля ит. д. Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.

У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям.

В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки : сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда, технические (транспортные, конструкторы и т. д., игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых, игрушки-забавы : театральные, музыкальные.

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.

Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Януш Корчак писал: «Игра - это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной». К. Д. Ушинский утверждал, что для ребёнка игра - это «действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интересна она для ребёнка потому, что понятнее, а понятнее, потому что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живёт, и следы этой жизни глубже остаются, чем следы действительной жизни, в которую он не мог ещё войти по сложности её явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее ещё никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя - уже зреющий человек».

Я не только воспитатель, но и мама. Наблюдая за играми сына и дочери, порой удивляюсь разнообразию сюжетов их игр, с одними и теми же любимыми игрушками. Какое все – таки огромное значение для детей имеют их игрушки и их воображаемый мир «понарошку». Как смешно порой и нелепо видятся нам их придуманные образы, для них являющиеся, чем настоящим, привычным.

Наша вина, что порой дети, не научившись играть, не могут познать все краски этого мира. А нам просто нужно было знакомить их с купленными игрушками, находить время для игр с малышами!

Никогда мы взрослые не поймем до конца ребенка, и не сможем увидеть мир его светлыми, добрыми, настоящими глазами, в которых мы отражаемся странными, скучными, уставшими от наших взрослых, порой придуманных проблем!

Природа в жизни ребёнка “Природа – это единственная книга, каждая страница, которой полна глубокого содержания” И. В. Гете Природа! Как часто мы говорим это слово,.

Игра и игрушка в жизни дошкольника Цель. На примере различных игр показать роль игры и игрушки в жизни дошкольника; познакомить с классическими примерами общения с игрушкой;.

Игрушка в жизни детей Игра- важное средство умственного воспитания дошкольника. Умственная активность детей всегда связана с работой воображения, которое появляется.

Игрушка в жизни ребенка Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению им опыта человеческой.

Консультация для родителей «Игра и игрушка в жизни современного ребенка» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРА И ИГРУШКА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА»Постановка проблемы: «Современные дети играют очень мало или совсем.

Проект «Игра в жизни ребёнка» Проект «Игра в жизни ребёнка» Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории Павлик И. Ю. Игра — это огромное.

Родительское собрание на тему «Игра в жизни ребёнка» Цель: Обобщить и закрепить представления родителей об игре детей как, о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. Формировать взаимоотношения.

Семинар-практикум для родителей детей старшей группы «Игра в жизни ребёнка» Семинар-практикум для родителей детей старшей группы На тему: «Игра в жизни ребёнка» Ход проведения: Приветствие родителей: Добрый вечер.

Сюжетно-ролевая игра в жизни ребёнка

Сюжетно-ролевая игра в жизни ребёнка В нашей группе мы очень часто с детьми играем в сюжетно ролевые игры. Что такое игра для детей? Это их жизнь, не выдуманная, реальная. В.

Здравствуйте, дорогие телезрители! Я веду свой репортаж с новой ярмарки игрушек, которая проходит в городе ____, славящемся производством самобытной русской дымковской игрушки. Экспозиция ярмарки состоит из нескольких десятков павильонов, каждый из которых представляет свой вид игрушки. Как вы можете видеть, посетителей очень много, большинство из них – дети. И это неудивительно, ведь ярмарка рассчитана на привлечение внимание детей. Давайте подойдём поближе к павильону, в котором

представлены игрушки, выполненные из дерева, и пообщаемся с маленькими посетителями ярмарки и их родителями.

Обратимся с вопросом к этой милой девочке.

- Здравствуй! Как тебя зовут? Сколько тебе лет?

- Здравствуйте. Меня зовут Ира, мне 5 лет.

- С кем ты пришла на ярмарку?

- Я приехала с мамой и папой.

- Тебя что-то заинтересовало?

- Да, здесь очень интересно и весело! Ведь здесь столько много разных игрушек!

- Какую-то из них ты уже выбрала для себя?

- Да, мне очень понравилась вон та деревянная куколка, у которой могут двигаться ручки и ножки.

Я попрошу маму и папу, чтобы они купили мне её.

-Ирочка, а в какие игрушки ты обычно играешь дома?

- У меня много мячиков и кукол «Барби». Но эти куколки все на одно лицо, и мне уже скучно играть с ними. А эта деревянная куколка очень приятно пахнет словно живым деревом, и у неё доброе лицо.

- Спасибо! Удачи тебе!

Теперь перейдём к павильону, в котором представлены игрушки. Выполненные из фарфора. Вокруг этого павильона толпятся, в основном, девочки. И только один из них – мальчик. Зададим ему несколько вопросов.

- Здравствуй. Представься, пожалуйста.

- Привет! Меня зовут Ваня. Мне 12 лет.

- Ваня, удивительно встретить тебя среди девочек. Что же тебя привлекло?

- Здесь я выбираю подарок для своей сестры.

- И на какую же игрушку пал твой выбор?

- Мне очень понравился фарфоровый клоун в яркой тряпичной одежде. Я думаю, что моей младшей сестрёнке очень понравится играть с ним, потому что его руки, ноги и голова, как вы видите, могут двигаться и управляются ниточками. Сестра сможет придумывать целые спектакли со сложными движениями клоуна.

- Скажи, Ваня, а в какие игрушки любит играть твоя сестра?

- У неё много игрушек. В основном, это куклы, героини её любимого мультфильма «Школа монстров». Мне они не нравятся. У них пугающая внешность. Я считаю такие игрушки вредными для детей. Поэтому я приехал на эту ярмарку, чтобы выбрать для сестры добрую игрушку.

- Спасибо. Ваня! Ты очень хороший брат.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 4"

"Игрушки современных детей"

Автор : Шебаева Карина,

2 класс,
МАОУ «СОШ №4»

Научный руководитель:

Мельникова Ольга Михайловна, учитель начальных классов
1 категории,
МАОУ «СОШ №4»

Миасский городской округ, 2017

Введение 3

Глава 1. Игрушки. Что это? 5

1.1. История игрушек 5

1.2. Игрушки из дерева и глины 6

1.3. Крестьянская игрушка 7

1.4. Игрушки 19 -20 века 8

1.5. Современная кукла 8

1.6. Сравнение традиционной народной игрушки с игрушкой массового производства. 10

Глава 2. Исследовательская работа

2.1.Мои исследования 12

2.2. Анкетирование учащихся 12

2.3. Исследование № 1 14

2.4. Исследование № 2 17

2.5. Исследование № 3 20

2.6. Исследование № 4 22

2.7. Исследование № 5 26

Заключение 27

Список литературы 28

Хорошо организованная игра – это хорошо организованный досуг ребенка. Современные дети очень изменились и игрушки стали другие, но игра продолжает оставаться ведущей деятельностью в периоде детства. И это самое главное! Ведь игра дает ребенку все самое главное – знания, умения, навыки и всестороннее развитие!

Актуальность: В наше время на прилавках магазинов можно увидеть большое разнообразие красивых и интересных игрушек, которые сделаны , как правило на фабриках. Но эти игрушки не несут такого тепла души от их создателей, как игрушки ,сделанные своими руками. Поэтому я считаю, что в наше время дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Мне стало интересно, а какие игрушки были раньше, с чего началось развитие игрушки, можно ли сделать современную игрушку своими руками? Как человечество не может существовать без детей, так дети не могут существовать без игрушек.

Это побудило к работе над исследованием, которое мы назвали «Игрушки современных детей».

· Узнать историю возникновения игрушки.

· Выяснить , как изменялась игрушка во времени.

· выяснить, какую роль играют игрушки и игры в жизни учащихся нашего класса;

· изготовить современную игрушку своими руками.

  • Найти и изучить литературу по исследуемой теме;
  • Проследить изменения игрушки на протяжении истории;

· показать достоинства и недостатки современных игрушек;

· исследовать и проанализировать отношение учащихся нашего класса к игрушкам;

· придумать и изготовить собственную игрушку

Гипотеза: Смогу ли я сделать современную игрушку своими руками .

Объект исследования: игрушки.

Предмет исследования: процесс изготовления игрушки.

Методы работы:

1. Подумать самостоятельно.

2. Анализ статей и энциклопедий, книг, журналов по исследуемой теме.

3. Опрос учащихся.

4. Поиск информации в сети Интернет

1.1 История игрушек.

Археологи находят в раскопах древних поселений разнообразные фигурки в форме животных и людей. Однако многие учёные считают, что это совсем не игрушки неандертальцев, а предметы различных древних культов. Это были игрушки из металла, кости и глины. Известно, что куклы тоже появились в глубокой древности. Самым древним египетским куклам около 4000 лет. Их вырезали из тонких дощечек и раскрашивали геометрическим орнаментом, символизирующим одежду. Интересен тот факт, что эти куклы служили не детям, а были связаны с различными формами религий той культуры.

Самый древний вид деревянной русской игрушки называется «ПАНКИ». Их изготавливали умельцы в северных деревнях России вплоть до начала 20 века. Название произошло от корня «ПАНГ», что переводится «СТВОЛ», ведь игрушки изготавливали из дерева. Они сильно напоминали древних языческих идолов, которым поклонялись северные племена о приходе христианства. Панки выполнялись схематично, передавая только образ птицы, зверя или человеческой фигуры, без прорисовки мелких деталей. Они словно наборы лего, будили воображение малышей, развивали фантазию, позволяя выразить множество различных образов с помощью одной единственной фигуры.

Тогда игрушка была больше чем игрушкой. Она была культовой вещью. Вы знаете, что наши предки были темными людьми и повсюду им мерещились боги. Поэтому первые игрушки тоже означали богов. Женская фигурка - богиню земли, коник - бога солнца, птицы - воздух. А мужских фигурок почему-то вообще не было. Зато наши прародители очень любили животных. Петухи, индюки, собаки, кони, медведи - вот во что тогда играли ребятишки. Делали игрушки обычно размером с ладонь. Чтобы уж взять так взять.

Игрушки, употребляемые детьми простого народа, в России немногочисленны. В некоторых областях детских игрушек в крестьянском быту почти не существовало. Для игры им служили деревянные крашеные яйца, ложки, баночки, нож, гвоздь, камни и так далее. Однако по книгам и со слов старых людей нам все-таки известны некоторые простонародные игрушки.

1.2. Игрушки из дерева и глины

Так появились деревянные игрушки… На Руси они были очень популярны. Не нужно было быть специалистом по дереву, чтобы изготовить из куска мягкой древесины небольшую фигурку, с которой дети будут с удовольствием играть. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времён, стали основным народным промыслом.

Народный промысел зародился под влиянием Троице – Сергиева монастыря – одного из крупнейших центров художественных ремёсел Московской Руси ещё 350 лет назад. Традиционная богородская игрушка – это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

И так очень скоро деревянные игрушки стали делать подвижными, и так появились кузнецы, по очереди бьющие молотом по наковальне, курочки, клюющие зёрна, фигурки зверей с двигающимися головами и лапами.

Ещё до изобретения гончарного круга стали лепить глиняные фигурки.

Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. Небольшие раскрашенные фигурки из обожжённой глины понравились детям и со временем превратились в народный промысел. В каждой местности изготавливали разные игрушки: для одних была характерна роспись яркими красками, другие оставались почти не закрашенными, третьи представляли собой свистульки, а четвёртые – погремушки. Самыми известными глиняными игрушками являются дымковские и филимоновские. Так, глиняные игрушки сохранились до наших дней. Они до сих пор имеют красивый , эстетический вид.

1.3. Крестьянская игрушка

Куклы – обереги.

Первыми куклами на Руси были куклы-обереги. Славяне верили, что они способны защитить людей от болезней и злых сил, поэтому обереговые куклы стояли на самом видном месте в каждом доме. Но обереговые куклы так и не стали национальной игрушкой, зато передали некоторые свои черты тряпичной кукле.

Тряпичные игрушки.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Лица им либо вовсе не рисовали, либо ставили точки вместо глаз и рта. Первую куклу для девочки обязательно должна была сделать мама, а в 7-8 лет девочки и сами начинали делать кукол для своих младших братишек и сестренок.

С 7-8 лет дети начинали помогать родителям по дому и в поле, но с куклами не расставались, всюду брали их с собой. Особенно нарядные куклы могли переходить из поколения в поколение, передаваясь от матери к дочери. Куклы были не только девичьей забавой. Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким.

Верили что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

1.4. Игрушки 19 -20 века

На протяжении следующих столетий производители игрушек стали делать свои деревянные творения более сложными и детализированными. Деревянные макеты зданий — кукольные домики и театры в 19 веке были очень популярны, также как и деревянные солдатики. Многие деревянные игрушки, такие как, например, всем известный «Джек в коробочке» (коробочка с выскакивающей фигуркой), раскрашивались вручную яркими красками. Деревянные поезда, также как и грузовики, были одними из самых продаваемых игрушек того времени. На первых этапах деятельности, на фабриках головы кукол делали из прессованного или формованного фарфора, но к концу 19 века в производство была внедрена новая технология – метод литья, что значительно удешевляло и ускоряло производство. Тогда же были внедрены крепления в зоне запястья, и у большинства кукол появился приоткрытый рот. Лица кукол стали выразительными. В конце 19 века в моде были густые, длинные и пушистые брови, костюмы с жакетами строго покроя. Туловища кукол начинают делать из гуттаперчевого материала, позволяющего менять положения тела кукол.

В начале 20 века стали выпускать особых кукол из фарфора, покрытого глазурью. После первого обжига фарфор расписывали, покрывали глазурью и обжигали повторно. В это же время появляются японские куклы, привлекающие экзотической красотой и богатством нарядов.

Постепенно на смену механическим игрушкам приходят великолепные заводские куклы.

1.5. Современная кукла

Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и цветёт румянцем. Её одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением “Барби” в кукольном мире произошёл переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. “Барби” завораживает и очаровывает. Продажи куклы Барби считаются самыми высокими в сравнении с реализацией других игрушек.

Руд Хендлер, одна из совладельцев компании “Маттел”, увидела,

как её дочь Барбара играла с картонными фигурами – трафаретами. Девочка надевала на них наряды, которые соответствовали тем или иным ролевым ситуациям. Так у Хендлер родилась идея выпустить куклу не в старом образе младенца, а придать ей облик взрослого человека. У такой куклы может быть своя профессия, свой уклад жизни. Стало быть, новой кукле потребуются праздничные наряды, повседневная одежда, бытовые предметы и т. д. Но для начала кукле нужно было найти образ и скоро дизайнеры пришли к заключению, эта кукла должна отражать модные тенденции. Так появилась всеми потом известная Барби.

Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что её внешние данные отвечали их представлению об изящном и прекрасном.

Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для неё надо

приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга и так до

бесконечности. Барби – продукт общества потребления. Она очень красива, но бездушна. Для американцев не имеет значение, что у неё нет души. Взрослые создают для детей всё новых кукол. Сейчас компания “Менли Той Квест” разрабатывает куклу нового поколения – Синди Смарт, это усовершенствованная Барби. Кукла способна видеть с помощью встроенной камеры и распознавать предметы. Кроме того, Синди Смарт оснастят микрофоном и системой распознавания речи: она сможет разговаривать на 5-ти языках. В её память заложат большое количество программ.

Такие длинноногие красотки и дальше будут очаровывать детей. Так через вроде бы безобидную куклу нам навязывается идеология общества потребления и американский образ жизни. Но такая кукла не вызывает добрых и искренних эмоций. Играя с такой игрушкой, ребёнок сам превращается в бездушную куклу.

1.6. Сравнение традиционной народной игрушки

с игрушкой массового производства.

Тряпичная кукла

1. Была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать

2. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер.

3. Быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась.

4. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия.

1. Её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали.

Читайте также: