Софья константиновна россинская игрушки

Обновлено: 18.05.2024

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Куклы Охтинского химического комбината довоенного периода

ОКХ — знакомая и вместе с тем загадочная аббревиатура для многих любителей старой игрушки, на целлулоидных куклах часто встречается клеймо с этими буквами. Что же скрывается 3а ними?

Shankar's International Dolls Museum - New Delhi | India Video

"МИШКИ" (Путь игрушки от автора к ребенку)

(часть I)

В последнем номере журнала "Антикварная кукла" опубликована замечательная статья "Мастер художественной игрушки" (автор-Николай Алемаскин). В своей статье, автор рассказывает нам о своей бабушке - Софье Константиновне Россинской. Лично для меня, статья очень интересна! Ведь она позволяет нам ближе познакомиться с художниками, которые придумывали и создавали мягкие игрушки (советские) в первой половине XX века. Прочитав статью, я задумалась о том, как мало доступной информации подобного рода. Конечно, кому-то посчастливилось иметь в своих библиотеках редкие книги, журналы, газеты тех лет, но в основном нам неизвестны имена, истории о ранних советских игрушек.

Прошло пару недель и я отважилась написать совершенно незнакомому человеку, очень известному коллекционеру советской военной игрушки, письмо с просьбой посмотреть информацию о моем маленьком (10.5см) вельветовом мишке в журнале Игрушка за 1935 год. Я очень надеялась, что не получу отказ и, возможно, кое-что узнаю о медвежонке. Волновалась, ожидая ответ) Владимир ответил мне почти сразу! Он не стал смотреть журнал, вместо этого он потратил целый вечер на поиск разных статей в своей библиотеке о медведях. Он сканировал и присылал мне драгоценные листочки))) Получая каждый новый лист, я не верила своим глазам! Я тронута до глубины души такой добротой и щедростью! Что греха таить, такое не часто встречается, тем более среди незнакомых людей!

Мне очень сложно владеть информацией в одиночку, всегда хочется со всеми поделиться)) Особенно тем, что кажется мне интересным и важным! Подождала ещё несколько дней и вновь написала Владимиру письмо с просьбой разрешить напечатать одну статью у себя в блоге. В ответ получила согласие! Ура!

На выставку «Другое детство. Игрушки 1920-х –1950-х годов из собрания музея-заповедника и коллекционера Сергея Романова” в Коломенском (Москва) пошли с подругой, да еще встретили там знакомую с бейбиков, и так бывает. :))

Снимала на смартфон, за фотоаппарат надо было платить деньги, и я им не снимала, но это оказалось к лучшему, мой фотоаппарат любительский, и со сложным освещением справляется плохо, а был полумрак, и ярко освещенные витрины. А телефону все нипочем, на автомате снимала, пришлось потом объединить фото в коллажи, так как реально фотографий много.

Вначале куклы из ткани, с проволочным каркасом.Куклы 20-х годов

Художественный образ, являясь отражением жизни в сознании людей, обладает свойством обобщать явления действительности. 1930-е годы были ознаменованы как развитием идеологической парадигмы Советского Союза, так и сменой этических и эстетических ориентиров. Ничего удивительного, что за этим последовали и изменения в сфере авторской игрушки как отражении «мира взрослых». Эти изменения во многом определили всю дальнейшую историческую перспективу этого вида художественного творчества и повлияли на его развитие в стране.

В общем — очередная выставка для тех, кто неравнодушен к игрушкам и не прочь поностальгировать :) Называется "Мы едем, едем, едем", проходит в Коломенском, во Дворце Алексея Михайловича (м. Каширская), продлится до 8 марта.

IMG_7654

В прошлом году в Коломенском показывали игрушки 1920-50-х годов, а в этом, на радость мне, последовало продолжение - игрушки 1950-80-х. Тут уже, конечно, и космонавты, и резиновые зины, и гдр-овская кукольная мебель, и олимпийские мишки. Никаких самоделок и артелей, сплошное торжество пластмасс ) И все-таки они чудесные, эти игрушки. Добрые, характерные, удивительные для современного взгляда, придуманные с душой. Особенно меня порадовали витрины с игрушками 60-х - Сморгона, Тырковой, Вильям.
Я очень рада, что наши знакомые дети потихоньку выросли и мне уже не надо стоять в отчаянии посреди игрушечного магазина, потому что дарить что-то надо, но я не могу выбрать ничего из того, чем завалены нынешние детские магазины. А глядя на эти игрушки я, наоборот, думаю, что была бы завсегдатаем игрушечных отделов, с удовольствием покупала бы для всех наших маленьких друзей этих пеликанов, зайчиков, мишек, негритят, клоунов, бегемотиков и даже постовых с матросами ) Кстати, подумалось, что я почему-то почти не вижу подрощенных детей с игрушками на улице - с мишками или голышами в колясочке. Недавно увидела девочку, ровесницу Матвея, с куклой на руках - обыкновенной куклой, не монстер хай и даже не барби, а просто куклой с закрывающимися глазами. Было видно, что девочка куклу любит, бережет и играет с ней, и я поняла, что смотрю на девочку, как на восьмое чудо света.
В общем, снова, для таких же интересующихся - фото с выставки )



( далееCollapse )

Год жизни Музея СССР: мир – бесконечный музей человеческих цивилизаций

Автор публикации: Ирина Овчинникова,Мария Кожухова

Год жизни Музея СССР: мир – бесконечный музей человеческих цивилизаций.

Год назад в Санкт-Петербурге открылся Музей СССР. Проект пришелся по душе многим – в нем творчество, доброта, патриотизм и правдивая информация. Об итогах года работы рассказывают Ирина Овчинникова, коллекционер, учредитель Музея Советской игрушки и один из основателей Музея СССР, и Мария Кожухова, искусствовед и директор Музея СССР, искусствовед.

Проект возник как творческий союз близких по духу профессионалов: оба основателя-коллекционера по стечению обстоятельств – психологи. Виталий Третьяков , доктор психологии, профессор кафедры СПбГУ, Ирина Овчинникова , выпускница факультета психологии этого же вуза. При этом они имеют самое непосредственное отношение к педагогике и к детям. Это обстоятельство можно считать основополагающим в миссии Музея : воплощения неразрывной связи времен в каждом текущем моменте нашей жизни через открытость и беспристрастность детского взгляда на искусство и историю, преломление впечатлений и грез собственного детства художников в их творчестве. Дети во взрослых и взрослые в детях – бесконечный, взаимно обогащающий процесс духовного паломничества. Мы хотим научить детей жить культурой, мыслить культурными категориями и участвовать в создании культуры.

Историческую и искусствоведческую составляющую нашей деятельности представляет Мария Кожухова, выпускница исторического факультета СПбГУ. Общность культурных ориентиров, традиций Ленинградского университета, несомненно, объединяет коллектив Музея в творческий союз единомышленников, мыслящих «на одной волне».

Мы видим свою миссию в сохранении прошлого и передаче объективного непредвзятого отношения к историческому наследию. Уверены, что прошлое не бывает плохим или хорошим, оно может быть только поучительным, его нужно знать, чтобы анализировать и выбирать лучшее, использовать прошлое в интересах настоящего.

В числе наших интересов – проблематика сохранения культурной общности и связи между поколениями, осмысление значения толерантности и осознания многоликости жизни, самоопределение через разнообразие. Живое, вещественное олицетворение истории в открытках и игрушках, словно взгляд через окошечко лупы на наш огромный Мир – бесконечный музей человеческих цивилизаций.

Не все могут приехать в Петербург, где расположились три «кукольных» музея, поэтому размещаем наши материалы в Интернете, чтобы неравнодушные люди могли познакомиться с нашей работой. Ведем переписку со всеми заинтересованными лицами, отвечаем на вопросы, помогаем с атрибуцией. Делаем это совершенно бескорыстно. К слову, бесплатность посещений, безвозмездность услуг – это важная часть нашего мировоззрения, ведь наш проект был создан на средства учредителей без привлечения спонсоров, без помощи меценатов, без пожертвований . Во-первых, согласитесь, было бы нелогично представлять социалистическую эпоху «частнособственническим» коммерческим образом. Во-вторых, в современном рыночно-экономическом обществе и без того избыток меркантильности. Возможно, мы и сами «морально устаревший» продукт советской эпохи, потому, что нам кажется, что стяжательство и культура «две вещи несовместные» . Мы не дельцы, мы филантропы, культура для нас не бизнес, а образ жизни.

Прошедший год был интересным и наполненным событиями. Мы думали, что наша аудитория, прежде всего, рожденные в СССР. Но оказалось, что возрастных ограничений нет, среди посетителей – молодежь, подростки и даже группы детского сада. Совершенно неожиданно выяснилось, что наши скромные начинания интересны и другим музеям и выставочным залам . Первый год работы отмечен выставками в Выборгском замке (в том числе, в рамках открытия Детского центра Выборгского замка, состоялась презентация этнографических кукол из нашей коллекции), в Музее «Невская Застава», в Грушевой гостиной Детской библиотеки истории культуры Петербурга. Для нас все это неоценимый опыт и мы получили большое удовольствие от общения с заинтересованными, компетентными профессионалами музейной работы.

За прошедший год Музей выпустил два издания – «Лев Сморгон. Игрушки» , в котором собраны рассказы Льва Наумовича и представлен каталог его игрушек. И альбом «Ребятам о зверятах» , выпущенный к выставке памяти замечательной ленинградской художницы Натальи Дмитриевны Тырковой. В стенах музея состоялась творческая встреча с Львом Наумовичем Сморгоном , в октябре 2016 года музей участвовал в Форуме Малых музеев .

Мы бесконечно признательны за сотрудничество Санкт-Петербургскому Музею Игрушки и Художественно-педагогическому Музею Игрушки города Сергиева-Посада, при поддержке которых нам удалось выпустить книгу «Лев Сморгон. Игрушки». Выражаем глубокую благодарность реставратору и историку Дарье Соболевой за научную поддержку нашего проекта, художнику-реставратору и мастеру игрушки Олегу Марову. И особенно хотели отметить помощь Льва Наумовича Сморгона и художницы Ирины Лебедевой, во многом благодаря которым Музей СССР начал свою работу.

В наших планах – новые интересные проекты, посвященные крупнейшим советским производствам игрушек – молдавской фабрике «Аским», Ивановской фабрике игрушек , Производственному объединению «Красный треугольник» . Эти предприятия многие десятилетия дарили радость детям всего Советского Союза, но сегодня об их «игрушечном» производстве, практически, ничего не известно.

В музее будут проводится и выставки современных художников. В феврале открывается экспозиция художественных работ вятской замечательной художницы Татьяны Коршуновой , которые будут представлены в окружении авторских игрушек, выполненных дизайнерами мастерской «Нежный ветер» города Кирова, и, конечно, кукол, выпущенных на одной из старейших советских фабрик «Весна».

Большой Кот в сапогах. А. Изергина, С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Кошка с желтым бантом. Москва, артель "Мосгалантерея". Начало 1950-1960-е гг. Плюш, полистирол, опилочная масса. Кот в сапогах (вверху справа). А. Изергина, С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Кот в сапогах (внизу справа). Москва, артель "Мосгалантерея". Начало 1950-1960-е гг. Плюш, опилочная масса. ФОТО ИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Большой Кот в сапогах. А. Изергина, С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Кошка с желтым бантом. Москва, артель "Мосгалантерея". Начало 1950-1960-е гг. Плюш, полистирол, опилочная масса. Кот в сапогах (вверху справа). А. Изергина, С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Кот в сапогах (внизу справа). Москва, артель "Мосгалантерея". Начало 1950-1960-е гг. Плюш, опилочная масса. ФОТО ИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Мягкие игрушки из нашего детства. Наверное, у каждого взрослого в детстве была любимая мягкая игрушка - мишка, зайчик, слон. Мягкие игрушки обладают особенной притягательностью. И сегодня эти игрушки из нашего советского прошлого радуют взрослых коллекционеров и не только их.

Артельное производство Мосгалантереи послевоенного СССР 1950 -х годов. Эти игрушки - настоящие шедевры; они неповторимые, добрые, душевные и почти живые.

Заяц с красным бантом. Н. Соловьева. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, опилки. Рыжая кошка. М. Павлюченко. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Обезъяна. С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Слоны в красном и зеленом комбинезонах. С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Лисенок. Р. Горяинова. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Белка с желтым бантом. С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Лиса в сарафане. А. Изергина, С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Собака в одежде. И. Шеборшина. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Заяц с клетчатым бантом. Н. Соловьева. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Крокодил. С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. ФОТО ИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Заяц с красным бантом. Н. Соловьева. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, опилки. Рыжая кошка. М. Павлюченко. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Обезъяна. С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Слоны в красном и зеленом комбинезонах. С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Лисенок. Р. Горяинова. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Белка с желтым бантом. С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Лиса в сарафане. А. Изергина, С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Собака в одежде. И. Шеборшина. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950- начало 1960-х гг. Плюш, древесно-опилочная масса. Заяц с клетчатым бантом. Н. Соловьева. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. Крокодил. С. Россинская. Москва, артель "Мосгалантерея". 1950-е гг. Плюш. ФОТО ИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ.

В период революции и гражданской войны игрушечное производство в России сохранилось. На базе разоренного Хотьковского монастыря была создана артель, которая выпускала мягких игрушек и простеньких, и посложнее. Мишки, зайчики, белочки, набитые опилками, шились в Хотьково. Монахини местного Покровского девичьего монастыря продавали их сами по окрестным деревням и на ярмарке в Сергиевом Посаде.

В дореволюционной России игрушек с подвижными лапками не выпускали. Производство мягкой игрушки после революции было в руках кустарей – надомников и в мелких артелях. Все игрушки шили из отходов с тканевых фабрик. Детали делали вручную. Среди закупок часто встречался брак, что сказывалось на качестве самой игрушки. Кроме плохой ткани было и плохое сырьё, которое дополняли гнилыми нитками и сырыми опилками. Поэтому такая игрушка долго не могла храниться.

Вариативность самих игрушек была не большой. Цветовая гамма зависела не от модели, а от наличия ткани. Плохое качество сырья, ткани и сложность работы с такими материалами делали готовую продукцию часто не узнаваемой для автора - художника. Ситуация изменилась к 1930 году, качество стали контролировать не только с технической, но и с эстетической стороны.

В 1930 - е годы артель «Кооперигрушка» во главе с художником Анастасией Николаевной Изергиной, которая требовала высокого качество исполнения, подняла игрушку на новый уровень качества.

Зайчиха. Мягкая игрушка И. Шеборшиной. Высота 33см. Артельное производство Мосгалантереи. 1950-х. Материал плюш, набита опилками. ФОТО ИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Зайчиха. Мягкая игрушка И. Шеборшиной. Высота 33см. Артельное производство Мосгалантереи. 1950-х. Материал плюш, набита опилками. ФОТО ИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ.



Выставка проходит с 13 ноября 2015 по 28 февраля 2016 года в Малом выставочном зале Дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском. Представлены игрушки 1920–1950-х годов из грандиозного собрания коллекционера Сергея Романова
Экспозиция занимает четыре комнаты. Гостей было много.



















Художник: С.К.Россинская. "Художественная игрушка", Москва, 1930-1940гг. Шерстяной плюш, ткань, стекло


Игрушки, которые пережили блокаду Ленинграда!
Мишка в штанишках С.К.Россинской ("Художественная игрушка" 1930е г. Плюш, бархат, стекло)

















"Ворон" Художник А.Геннерт. Москва, 1920-е. Мохер, ткань, стекло, проволока.
Лично я впервые вижу "вживую" игрушку А.Геннерт. Ранее не доводилось.


"Медведь бурый"
"Художественная игрушка" Москва, конец 1940-начало 1950-х. Плюш, стекло, лента







А это моя любимица! Очаровала она меня с первого взгляда! "Мишка в фартуке" начало 1930х. Позже услышала её историю:
"Ещё перед войной, эту мишку сшила мама девочке Оле Румянцевой (ныне Ольга Владимировна Румянцева старейший работник Государственного музея Востока, создатель мемориального кабинета Н. К. Рериха в музее, один из крупнейших рериховедов)
С собой в эвакуацию Оля брала куклу, которая тоже представлена на выставке, а Мишка ждала её возвращения в блокадном Ленинграде




Дорогие друзья, прошу извинить за немногословность! Второй день в смятении
Когда мы возвращались с выставки, мне почему-то стало грустно. Что-то неправильное во всем этом. Подобные экспонаты должны быть доступны всегда, а не только раз в году. Нашему городу невероятно повезло! Сергей Романов посвятил свою жизнь изучению, собирательству, реставрации уникальнейшего мира игрушки, которое без преувеличения можно назвать самым полным в мире! Место ему в просторном, красивом музее! Все! Абсолютно все говорят об этом. А что на самом деле? . ох :(

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

-- Фильм тут внизу очень хороший. )

https://img-fotki.yandex.ru/get/31237/129447019.15d/0_14044b_d1b355ce_L.jpg

*Изергина А.Н., Россинская С.К.. Борисова Е.Е. Производство мягкой игрушки. - М.-Л. : КОИЗ, 1937
*Изергина А.Н. Мягкая игрушка. - М. : Гизместпром РСФСР, 1943
*А.Н.Изергина, М.Н.Бартрам. Игрушки из ткани. Способы изготовления чертежей выкроек. - М. : Гизместпром, 1946 - 40с
- 2-е изд. - 1947
*Изергина А.Н. О моем отце, художнике Н.Д.Бартраме. - В кн.: Н.Д.Бартрам. М., 1979, с. 61 - 143, ил.
Др. публ. (с сокр.). - ДВ, 1969, с. 7 - 12; 1970, № 1.
1873 - 1931. Частично по рассказам, письмам и записям отца. Родословная Н.Д.Бартрама. Влияние на формирование художника его отца - художника Д.Э.Бартрама, историка И.Е.Забелина и художника Н.А.Мартынова. Быт семьи Бартрама в Москве. Организация в деревне Семеновка (Льговского уезда Курской губернии) учебно - столярной мастерской и преподавание в учебных мастерских Кустарного отдела Московского губернского земства. Работа в Кустарном музее. Организация выставок. Создание панно на народные темы и моделей игрушек. Художественное руководство работой кустарей Сергиева Посада и села Богородское Александровского уезда Владимирской губернии. Знакомство с кустарными промыслами и производством игрушек за границей. Бартрам как иллюстратор и автор научных работ. Этнограф В.Н.Харузина. Художники: А.А.Арапов, К.К.Первухин. Сотрудница Кустарного музея Ф.Н.Сухова, руководитель художественной школы В.И.Боруцкий.

1 часть фильм 1927 Ю.А.Желябужского по теме Н.Д.Бартрама "Приключения болвашки"

а вот имеют ли какое-то отношение к Изергину Петру Васильевичу *1870-1936*.
Но совершенно точно - ленинградская А.Н.Изергина из "Эрмитажа" никакого отношения не имеет к Н.Д.Бартраму!

Sergey Romanov Художник ,эксперт , художник-реставратор и коллекционер старинных игрушек .Педагог .


Вчера в студии handmadeteddy.ru состоялась очередная встреча воскресного клуба по теме ,, Простейшая механика " . Изучали устройство клоуна- литавриста , у кустарей его называли ,, хлопун" , клоуна- акробата , дергунчика , а еще принцип устройства барабанщика - каталки . Как всегда встреча прошла замечательно , было много общения , обсуждений . В перерыве попили чая с домашним яблочным пирогом . Все остались очень довольны. Это было заключительное занятие в этом сезоне , впереди летние каникулы , а с сентября будет много новых увлекательных и познавательных занятий . Будут и повторы отдельных тем для новичков .



Вчера в студии handmadeteddy.ru , после долгих майских праздников , снова состоялась очередная встреча воскресного клуба , по теме ,, Условно- обобщенные и стилизованные куклы эпохи 1960х-70х годов" . Рассматривалось очень много самых различных экспонатов от редких и уникальных до популярных , говорили о скульптуре , росписи , шарнировке , креплениях , производстве тех лет , о технологических особенностях , о авторах создающих игрушки в те годы , о отдельных историях бытования этих предметов с семьях . Изучалась большая и малая история конкретных предметов . Все прошло как всегда отлично , было много дискуссии на эту тему. В перерыве устроили чаепитие с домашним пирогом и всякими вкусностями . Все остались очень довольны .


Всех православных со Светлым Праздником Пасхи ! Христос Воскресе !





Читайте также: