Согласно позиции е о смирновой критериями экспертизы игрушек являются

Обновлено: 02.05.2024

Игрушка — предмет, предназначенный для игры. Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания ребёнка, помогая ему познавать окружающий мир, приучая к целенаправленной, осмысленной деятельности и способствуя развитию мышления, памяти, речи, эмоций.

Роль игрушки в жизни ребёнка

  • Познавательная – позволяет исследовать окружающий мир, познавать и моделировать предметную и социальную реальность.
  • Креативная – способствует формированию и реализации своих творческих способностей.
  • Психотерапевтическая – позволяет выражать и полноценно проживать свои чувства.
  • Коммуникативная– общение с игрушкой способствует формированию внутреннего диалога и внутреннего мира ребёнка.
  • Релаксационная – развлечение, отдых, источник положительных эмоций

Экспертизу игрушек осуществляют государственное учреждение «Федеральный экспертный совет» Минобразования России, государственные учреждения, создаваемые государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации.

Критерии оценки игрушки

1. Конструкция игрушки , материал, из которого она изготавливается должны быть безопасны для ребенка и отвечать основным гигиеническим требованиям (стойкие, безопасные краски должны легко подвергаться гигиенической обработке).

2. Должны сочетаться конструкция с пластической формой и окраской (художественно выразительной) . Игрушка для малышей – насыщенность цвета, контрастность цветов, старший возраст – реалистичная и декоративная раскраска.

3. Образная игрушка должна быть реалистична (давать правильные представления) .

4. Игрушка должна быть динамичной (воздействовать, производить действия с ней, обеспечивающей возможность многопланового использования ее в игре.

5. Игрушка должна удовлетворять стремление ребенка к активности и возбуждать ее.

6. В игрушке может быть отображен здоровый юмор, веселое, забавное отношение к оригиналу, но не осмеяние.

7. Игрушка должна обладать развивающими свойствами, иметь запас игровых возможностей и быть занимательной.

8. Игрушка должна вызывать более или менее длительное удивление.

Критерии I группы связаны с безопасностью ребенка , защитой от негативных влияний игрушки на его здоровье и эмоциональное благополучие.

Провоцируют ребенка на агрессивные действия;

Вызывают у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка;

Провоцируют ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

Критерии II группы связаны с качеством игрушки , направленными на обеспечение развития ребенка:

  • Полифункциональность , способствующая развитию творчества детей (игрушка может быть гибко использована в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях);
  • Возможность применения игрушки в совместной деятельности (игрушка может быть пригодна к использованию в коллективных видах деятельности, в том числе с участием взрослого, и может инициировать совместные действия);
  • Дидактические свойства игрушки , необходимые для интеллектуального развития детей, обогащения их знаниями;
  • Эстетическая ценность , принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов, помогающим детям раскрыть мир искусства, овладеть художественным восприятием, развить творческие способности.

Характеристика каждого вида игрушек.

  • Сюжетные игрушки – это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства, посуда, мебель и др. игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры, в этом их основное назначение. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт.
  • Дидактические игрушки – предназначены для интеллектуального и сенсорного развития и обучения детей. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. Играя с дидактическими игрушками, ребенок решает различные задачи. Условия такой задачи заключены в самой конструкции игрушки. К дидактич еским игрушкам относятся мозаики, настольные и печатные игры.
  • Игрушки-забавы , «веселые игрушки». Они представляют собой смешные фигурки людей, животных: клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице, бодающиеся козлики и др. Игрушки-забавы помогают воспитателю установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь их от нежелательных действий.
  • Спортивные игрушки предназначены для физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка, организованность. Эти игрушки разнообразны. Они направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений. Другие содействуют развитию навыков бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища. Наконец, существуют спортивные игрушки, предназначенные для коллективных игр (настольные баскетбол, хоккей, пинг-понг).
  • Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха. Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. Эти игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звучанию музыкальные инструменты.
  • Театрализованные игрушки - это куклы (театральные персонажи, куклы бибабо, куклы – марионетки), наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. К театрализованным игрушкам относятся костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций. Театрализованные игрушки не являются предметами повседневного пользования, в глазах ребенка они должны быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.
  • Технические игрушки вводят детей в мир техники; они знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К этим игрушкам относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины.
  • Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. Детям предлагают конструкторы с разными способами соединения деталей: наложения, представления, сочленение.
  • Игрушки-самоделки – изготовляются самими детьми, их родителями, воспитателями. Потребность в таких игрушках возникает во всех видах игр: для театрализованной игры дети мастерят фигурки «артисты», элементы декораций, сюжетно- ролевой игры – «продукты». В основе изготовления игрушек-самоделок лежит художественный труд, в ходе которого ребенок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели.

Подбор игрушек для разных возрастных групп

В младших группах должны быть игрушки, обеспечивающие развитие движений и их совершенствование: крупные мячи для катания, перекатывания, бросания; разнообразные цветные грузовики, каталки, тележки.

Сюжетно-образные игрушки (куклы, животные, предметы обихода) по содержанию и оформлению отражают окружающий мир, близкий детям. Игровые действия с ними доступны, просты.

Подбор дидактических игрушек определяется задачами сенсорного воспитания и развития речи. Игрушки должны способствовать развитию восприятия предметов, их цвета, формы, величины и т. д., понимания и употребления слов, обозначающих различные свойства и качества.

С игрушками-забавами малыши ещё не умеют действовать сами, они лишь смотрят и радуются движению смешных заводных игрушек.

У детей средней группы роли в игре выделяются более отчётливо, и, кроме игрушек, им необходимы дополнительные предметы: матросские шапки, флаги, барабан, бинокль, трубка врача и т. д. Из строительного материала дети 4 лет создают более сложные постройки, чем малыши, поэтому он должен быть в разных наборах. Игрушки-забавы воспитанники средней группы сами приводят в действие.

Дети 4-5 лет умеют играть коллективно и использовать комплектные игрушки. Например, комплект игрушек «Домашние животные» вызывает желание совместно строить конюшню, стеречь стадо и т. д.

Дошкольники старшей и подготовительной групп шире соприкасаются с жизнью, их представления, опыт общения, организации игры позволяют использовать игрушки, которые дают возможность развития сложных сюжетов: игры в «путешествия», «театр», «школу», «зоологический сад» и др. Широко должны быть представлены технические игрушки с ясно выраженными признаками и способами движения (наборы комплектов «Строитель», «Маленькая портниха», «Маленький художник» и др.).

Дети 6-7 лет проявляют большой интерес к играм спортивного характера. Движения у них более координированы, поэтому необходимы не только крупные, но и небольшие мячи для игр, для попадания в цель и другие спортивные игрушки, развивающие мелкую мускулатуру, совершенствующие координацию, точность движений. Детей интересуют игры, требующие ловкости, усилия, тренировки. Для этого нужны такие игрушки, как детский крокет, бильбоке, кегли, городки. В летнее время детям дают спортроллер, а зимнее - лыжи и коньки.

Большое значение приобретают театральные игрушки, составляющие необходимый реквизит для оформления игр-представлений, игр-драматизаций: костюмы и отдельные детали их, маски, игрушки, изображающие бинокли, трубы, орудия труда и др.

Чем должна быть игрушка для ребенка? "Источником радости, мотивом для живой игры, объектом для проявления всех инстинктов развивающейся жизни". Пожалуй, этим критерием и стоит руководствоваться при выборе игрушек.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Я ТАК ПРОВОЖУ ДИАГНОСТИКУ 3 РАЗА В ГОД. В КОНЦЕ ИТОГА ВИЖУ СВОЙ РЕЗУЛЬТАТ. ПОСЛЕ ДЕЛАЮ ВЫВОДЫ ДЛЯ СЕБЯ И ПЛАНИРУЮ СВОЮ РАБОТУ ИЗМЕНЯЮ ВНОШУ НОВШЕСТВА. СТАРАЮСЬ ЧТОБ МОИ ЗАНЯТИЯ С КАЖДЫМ ДНЕМ И ГОДОМ Б.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Я ТАК ПРОВОЖУ ДИАГНОСТИКУ 3 РАЗА В ГОД. В КОНЦЕ ИТОГА ВИЖУ СВОЙ РЕЗУЛЬТАТ. ПОСЛЕ ДЕЛАЮ ВЫВОДЫ ДЛЯ СЕБЯ И ПЛАНИРУЮ СВОЮ РАБОТУ ИЗМЕНЯЮ ВНОШУ НОВШЕСТВА. СТАРАЮСЬ ЧТОБ МОИ ЗАНЯТИЯ С КАЖДЫМ ДНЕМ И ГОДОМ Б.


Критерии оценки качества работы педагогов

Данные критерии , разработанные в учреждении могут быть использованы как методический материал.

Критерии оценки профессиональной деятельности - вопросы и решения

В начале 2013 года возник вопрос об утверждении различных критериев, оценивающих профессиональную деятельность педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. Тем самым, данная статья.


Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи

Предложенный материал поможет учителям- логопедам выявить индивидуально для каждого ребенка уровень общего и речевого развития.


Контроль и критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения в ДОУ

Выполнение педагогом государственного стандарта по дошкольному образованию важная и обсуждаемая тема. Вашему вниманию представлены критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуем.


Критерии оценки умений и навыков детей в театрализованной деятельности. Методика проведения диагностирования способностей и возможностей детей в театрализованной деятельности.

Материал в помощь педагогу ДОУ для проведения мониторинга театрализованной деятельности детей во всех возрастных группах.

Смирнова Е.О.
доктор психологических наук, начальник отдела, отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, Центра прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия

Аннотация

В статье представлена научная концепция психолого-педагогической экспертизы игрушек. Игрушка рассматривается как средство активизации детской деятельности и усвоения культурного опыта. На основании культурно-исторического и деятельностного подхода выделяются основные требования к игрушкам как к средству развития ребенка. Описаны основные этапы развития игры – от младенческого возраста до 7 лет, и требования к игровым материалам для каждого этапа.

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Психологическая экспертиза игрушки предполагает оценку ее качества с точки зрения того, какую роль она может играть в развитии ребенка на каждом возрастном этапе, какой культурный опыт осваивается с ее помощью. В психологической экспертизе, в отличие от других видов экспертиз, например санитарно-гигиенической, под качеством имеется в виду возможность игрушки развивать игровую активность ребенка, стать средством освоения культурного опыта, формирования познавательной сферы и личности ребенка. В настоящее время в связи с большим разнообразием игрушек и игрового материала отечественного и зарубежного производства есть необходимость ориентировки в нем – понимания, что эти игрушки могут дать для развития ребенка.

Разработка критериев оценки является сложной психологической проблемой, поскольку она требует, с одной стороны, анализа, что входит в задачи развития каждого возрастного периода, с другой стороны – через какие свойства игрушки и действия с ней должны реализовываться эти задачи.

Такое понимание психологической экспертизы связано с культурно-историческим представлением об игре и игрушке. Игру рассматривают как особую форму передачи опыта, созданную обществом для управления развитием детей. Игрушка выступает одновременно как продукт человеческой культуры и средство ее освоения (вначале в игровом взаимодействии с взрослым с постепенным переходом к самостоятельной игре ребенка).

Это представление об игре и игрушке тесно связано с периодизацией психического развития ребенка Д. Б. Эльконина. Игровая деятельность «выращивает» индивидуальные психические новообразования, развивая социально-эмоциональную сферу (мотивационно-личностную) и интеллектуально-познавательную сферу (операционально-техническую), способствует достижению и реализации задач возраста, конкретизированных на каждом возрастном этапе и объективированных в соответствующих системах игрушек.

Рассмотрение игрушки в качестве средства организации игровой деятельности по освоению культурного опыта позволяет проводить анализ игрушки с позиции деятельностного подхода. Он предполагает отражение в игрушке и игровом материале структурных компонентов деятельности, создающих возможность реализации психологических задач возраста в игровой деятельности. К этим компонентам относятся: мотив игровой деятельности, цель, ориентировка, исполнение и контроль.

В основу разработки психологических критериев экспертизы игрушки положен деятельностный подход и периодизация психического развития ребенка Д. Б. Эльконина.

Игрушка является средством организации развивающих действий (познавательных, регуляторных, моторных) и образцов отношений между людьми. К первым относятся игрушки, предназначенные для реализации предметной деятельности и моторной активности (автодидактические, настольные игры, головоломки, спортивные игрушки и т. д.), ко вторым – игрушки, направленные на организацию сюжетно-ролевой игры (куклы, атрибутика к ним, мягкие игрушки и т. д.). Особенности игрушки как предмета культуры имеют важное значение не только для развития психических функций и познавательных процессов, но и для становления личности ребенка. Игрушка как средство воспитания должна стимулировать просоциальные действия и по возможности вызывать гуманные чувства. Она должна поддерживать бережное отношение к другим, подчеркивать человеческое, антропоморфное начало в живом и, конечно же, в человеке во всех его ипостасях. Недопустимым является наличие в игрушке качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличное, объектное к живому и пр.

Критерии оценки игрушек, используемых для отработки конкретных действий и развития социально-эмоциональной сферы, при совпадении общих требований к ним принципиально различаются между собой. Считается, что игрушки, направленные на освоение познавательных, моторных действий, имеют только операциональное значение, в то время как игровой материал сюжетно-ролевой игры способствует формированию смыслов отношений и деятельности, т. е. влияет на формирование мотивационно-потребностной сферы. Однако это различение хотя и существенно, но достаточно условно, поскольку в игре с теми и с другими игрушками формируется и смысловая, и операциональная сторона. Играя с игрушками, направленными на овладение познавательными и моторными действиями, ребенок осваивает не только конкретные действия, но у него формируется и познавательная активность, появляется интерес к новым действиям, на основе чего в дальнейшем может возникнуть творческая активность в этой сфере. С другой стороны, при игре с сюжетными игрушками ребенок постигает не только смыслы и ценности деятельности и отношений, но и операторику этих отношений. Вместе с тем, очевидны различия в организации этих типов игровой деятельности, из которых вытекают и особенности требований к игровому материалу. Развитие мотивационной сферы при овладении конкретными действиями зависит от привлекательности самой игрушки и действий с ней. Формирование смыслов отношений и деятельности в игре с сюжетными игрушками определяется в большой степени участием взрослого по выделению этих смыслов и отношений в разыгрываемой ситуации (пример с зоопарком). .

от 17 мая 1995 года N 61/19-12

О психолого-педагогических требованиях к играм
и игрушкам в современных условиях

В настоящее время в Российской Федерации установилась стихийная практика оценки игр и игрушек с точки зрения физической безопасности ребенка, без учета современных психолого-педагогических требований, направленных на развитие ребенка, обеспечение психологического благополучия и защиту от негативных воздействий.

Положение усугублено ослаблением деятельности региональных комиссий по игрушке при территориальных органах управления образованием. В целях развития личности и защиты интересов детей Министерство образования Российской Федерации совместно с Художественно-техническим советом по игрушке подготовило пакет документов по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, включающий:

- Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек (проект) - приложение 1.

- Методические указания к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек (проект) - приложение 2.

Проекты документов обсуждены на семинаре-совещании 25 марта 1995 года с работниками дошкольного образования, представителями науки, сфер производства и реализации игр и игрушек.

Исходя из вышеизложенного Министерство образования Российской Федерации рекомендует:

1. Региональным органам образования:

- совместно со структурными подразделениями Санэпидемнадзора и Госстандарта проанализировать состояние производства и насыщения рынка отечественными и зарубежными играми и игрушками в регионах;

- ознакомить специалистов дошкольного образования, руководителей предприятий и организаций по выпуску и реализации игр и игрушек с проектами документов по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек;

- активизировать работу региональных комиссий по игрушке;

- ввести практику консультирования с Художественно-техническим советом по игрушке Министерства образования РФ для ознакомления с экспозициями современных образцов игр и игрушек и получения консультаций специалистов.

2. Региональным органам управления образованием совместно с комиссиями по игрушке:

- развернуть работу педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений по ознакомлению родителей с требованиями, предъявляемыми к играм и игрушкам; проведению консультаций для родителей по отбору и использованию игр и игрушек в семье на основе Методических указаний (приложение 3);

- предусмотреть с этой целью в планах курсов повышения квалификации педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений тематику по психолого-педагогической ценности игр и игрушек;

- знакомить через средства массовой информации население региона с работой территориальных комиссий по игрушке, рекомендовать обращаться в комиссию за консультацией по отбору и использованию игр и игрушек;

Заместитель
федерального министра образования,
член-корреспондент РАО
А.Г.Асмолов

Приложение 1
к письму Минобразовария России
от 17 мая 1995 года N 61/19-12
(проект)

Порядок проведения
психолого-педагогической экспертизы детских
игр и игрушек

1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру и критерии проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек (далее именуются - игрушки) с целью разрешения их производства, импорта и реализации в Российской Федерации.

2. Настоящий Порядок предназначен для использования Художественно-техническим советом по игрушке при Министерстве образования Российской Федерации (далее именуется - ХТС по игрушке) и комиссиями по игрушке территориальных органов образования в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее именуются - комиссии по игрушке) и распространяется на всех хозяйствующих субъектов, занимающихся производством, импортом и реализацией игрушек.

3. Психолого-педагогическую экспертизу игрушек осуществляют ХТС по игрушке и комиссии по игрушке с привлечением высококвалифицированных педагогов, психологов, социологов, художников, искусствоведов, работников здравоохранения, промышленности и торговли.

4. Психолого-педагогической экспертизе подлежат игрушки, образцы которых подготовлены к серийному производству в Российской Федерации, или при заключении контракта на их поставку из-за рубежа.

Допускается проведение психолого-педагогической экспертизы игрушек перед их реализацией в торговой сети.

В целях более ранней проработки психолого-педагогической направленности игрушки рекомендуется направлять на психолого-педагогическую экспертизу на стадии разработки.

5. Для проведения психолого-педагогической экспертизы игрушек на стадии постановки продукции на производство представляются: образец-эталон игрушки в двух экземплярах либо макет (модель) игрушки в одном экземпляре, ее техническое описание, конфекционная карта и сопроводительное письмо предприятия-изготовителя с указанием названия игрушки, ее размеров, материалов, из которых она изготавливается, возраста детей, для которых она предназначена, реквизитов предприятия и фамилии автора-разработчика игрушки.

Для проведения психолого-педагогической экспертизы импортируемых игрушек на стадии заключения контрактов или перед их реализацией торговой сетью представляются образец-эталон игрушки в двух экземплярах, сопроводительное письмо заявителя-организации (либо физического лица) с указанием предполагаемого возраста детей, для которых она предназначена, страны и предприятия-изготовителя.

Игрушки подлежат повторной экспертизе в случае внесения изменений в технологию их производства.

6. Представленные образцы-эталоны (макеты либо модели) игрушек и документация к ним регистрируются в день поступления и рассматриваются в течение 10 дней со дня регистрации.

7. Заявителям по итогам экспертизы выдается заключение. Заключение должно быть оформлено на бланке организации, проводившей экспертизу, подписано уполномоченным лицом, заверено печатью и должно содержать номер протокола и дату заседания, наименование предприятия-изготовителя, название игрушки, краткое описание образца-эталона, фамилию автора-разработчика и указание возраста детей, для которых она предназначена, а также один из выводов:

образец-эталон соответствует психолого-педагогическим требованиям; рекомендуется к выпуску, импорту и реализации;

образец-эталон имеет особую педагогическую ценность и рекомендуется к выпуску, импорту и реализации;

образец (макет либо модель) рекомендуется доработать (указываются конкретные замечания);

образец (макет либо модель) не соответствует психолого-педагогическим требованиям; реализация не допускается (указываются конкретные причины);

образец-эталон (макет либо модель) рекомендуется как игрушка-сувенир;

образец-эталон (макет либо модель) является специальной игрушкой и предназначен исключительно для продажи в специализированных магазинах (секс-шопах) либо для применения в психотерапевтической практике.

8. К образцам-эталонам выдается паспорт, в котором указываются номер протокола, дата заседания ХТС по игрушке или комиссии по игрушке, подпись уполномоченного лица, заверенная печатью, возраст детей, для которых она предназначена, и предприятие - изготовитель игрушки. Паспорт прикрепляется к образцу-эталону и пломбируется.

9. Один экземпляр образца-эталона игрушки возвращается заявителю. Второй экземпляр образца-эталона игрушки хранится в ХТС по игрушке или в комиссии по игрушке. Сроки и порядок хранения определяют ХТС по игрушке и комиссии по игрушке.

10. Наличие положительного заключения психолого-педагогической экспертизы игрушек обязательно при выдаче сертификатов Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации.

11. Обязательными требованиями, предъявляемыми к игрушкам, является невозможность:

провоцировать ребенка на агрессивные действия;

вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям, животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый) и в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, животные);

провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.

12. Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:

полифункциональность (возможность их широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры, способствующая развитию творческих способностей, воображения, знаковой символической функции мышления и других качеств);

дидактические свойства (возможность обучения ребенка конструированию, ознакомления с цветом и формой, наличие механизмов программированного контроля, например в электрифицированных игрушках);

возможность применения группой детей (пригодность игрушки к использованию ее несколькими детьми, в том числе с участием взрослого как играющего партнера, например коллективные постройки);

высокий художественно-эстетический уровень либо их принадлежность к изделиям художественных промыслов, обеспечивающие приобщение ребенка к миру искусства и народному творчеству.

13. В психотерапевтической практике могут применяться специальные игрушки, являющиеся средством лечения и профилактики детских неврозов, в том числе детских страхов, направленных на профилактику сексуальных насилий, специальное половое воспитание.

Специальные игрушки, используемые в психотерапевтических процедурах, могут выступать средствами агрессии по отношению к объектам детских страхов, содержать специальные элементы для полового воспитания и защиты от сексуального насилия.

При психолого-педагогической экспертизе этих игрушек представляется инструкция по их применению с указанием специалистов, которые их используют, и обоснованием психотерапевтических задач применения.

Приложение 2
к письму Минобразовария России
от 17 мая 1995 года N 61/19-12
(проект)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к психолого-педагогической экспертизе
игр и игрушек

1. Методические указания адресованы к использованию ХТС по игрушке Министерства образования Российской Федерации и комиссиями по игрушке территориальных органов образования.

2. В Методических указаниях определены психолого-педагогические требования к играм и игрушкам (в дальнейшем - игрушкам) как основа регуляции их производства и торговли ими. Указания содержат требования к игрушкам разного уровня, отдельные инструктивные положения к проведению экспертизы и составлению заключения по ее результатам.

3. Данные указания могут быть использованы как рекомендации в работе торговых и промышленных организаций в целях соблюдения контроля за качеством игрушек.

4. К Методическим указаниям прилагается общесоюзный классификатор "Промышленная и сельскохозяйственная продукция". Раздел: Игрушки и украшения елочные. (Москва: Издательство стандартов, 1985).

Психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек осуществляется группой квалифицированных специалистов-экспертов с целью анализа их свойств и качеств на соответствие психолого-педагогическим требованиям 2 уровней.

Требования I уровня являются обязательными* для предприятий и торговых организаций. Разрешение на изготовление и продажу всех видов игрушек дается лишь при условии составления образцов требованиям I уровня.

* Исключение составляют игрушки, применяемые в психотерапевтической практике.

Требования II уровня являются желательными. Игрушки, отвечающие требованиям II уровня, получают режим наибольшего благоприятствования на территории Российской Федерации. Это означает, что для предприятий, выпускающих такие игрушки, устанавливается система различных налоговых льгот.

Психолого-педагогические требования I уровня призваны защитить ребенка от негативных воздействий, которые оказывают на него определенные виды игрушек. Механизм регуляции качества игрушек по средствам требований I уровня основан на принципе "не навреди".

Игрушки, соответствующие требованиям I уровня, не должны:

1.1. Провоцировать ребенка на агрессивные действия.

1.2. Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людам и животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый).

1.3. Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.).

1.4. Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием.

1.5. Вызывать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

Игрушки, применяемые в психотерапевтической практике.

В психотерапевтической практике могут применяться специальные игрушки, являющиеся средством лечения и профилактики детских неврозов, в том числе детских страхов, направленных на профилактику сексуальных насилий, специальное половое воспитание и др.

При психолого-педагогической экспертизе такого рода специальных игрушек территориальные комиссии должны руководствоваться вышеуказанным Порядком.

Специализированные игрушки в психотерапевтических процедурах могут выступать средствами агрессии по отношению к объектам детских страхов, содержать специальные элементы для полового воспитания и защиты от сексуального насилия, другое.

Объем производства специализированных игрушек должен быть ограничен с учетом запросов специальных служб. Не допускается свободная продажа специализированных игрушек и игрушек ассортимента секс-шопов.

Торговля специализированными игрушками должна ориентироваться целевым образом на соответствующие службы.

Психолого-педагогические требования II уровня призваны осуществлять политику обеспечения развития ценного научного психолого-педагогического потенциала.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Методика экспертизы предметно-развивающей среды ДОУ

Для выявления соответствия предметно-игровой среды требованиям ФГОС ДО и СанПин, целесообразно опираться на методику экспертизы предметно-развивающей среды ДОУ Е.О. Смирновой, Е.А. Абдулаевой [1].

Цель данной методики - задать критерии оценки материалов и оборудования, которые могут обеспечить развитие ребенка и образовательный процесс в детском образовательном учреждении. Основные требования к среде остаются стабильными для детского учреждения, работающего по любой программе, поскольку ориентиры ее построения опираются не на конкретную программу, а на основные факторы развития дошкольника. Вместе с тем эти материалы могут быть дополнены любыми пособиями, необходимыми для реализации конкретной программы.

В своей работе «Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды» Е.О. Смирнова указала 3 блока для оценивания [2]:

Общий дизайн помещения, эстетика оформления, единый стиль, наличие пространства, разнообразного оборудования, которые включены в различные виды деятельности.

Организация пространства жизнедеятельности детей. Наличие легких перегородок, ширм, модулей, пуфов.

Оценка игрушек и материалов, которые должны обеспечивать игровую и продуктивную деятельность.

Основу образовательного процесса составляют специфические виды деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность и двигательная активность. Исходным основанием экспертизы является принцип деятельности и ее соответствие возрасту детей. Каждый вид деятельности включает специфические типы, предполагающие специальное материальное оснащение:

а) режиссерская игра;

в) игры с правилами.

б) изобразительная деятельность;

в) составление картинок;

а) детское экспериментирование;

б) восприятие детской художественной литературы;

в) познавательные действия с наглядно-образным материалом;

г) учебная деятельность.

Для каждого из 12 типов деятельности составлены примерные списки предметов и материалов в соответствии с их функциональным назначением и с учетом возраста детей. Количественный состав предметов и материалов определяется по следующим критериям:

- в группе отсутствует данный вид материала;

- материал имеется, но в недостаточном количестве;

- количество материала соответствует норме;

- данный материал присутствует в избытке.

Соответствие материалов возрасту детей в группе и их развивающему потенциалу определяется по следующему заключению:

- практически все предметы по данному виду деятельности не соответствуют возрасту детей и не имеют развивающего значения;

- многие предметы по данному виду деятельности не соответствуют возрасту детей и не имеют развивающего значения;

- большинство предметов для этого вида деятельности соответствуют возрасту детей и имеют развивающий потенциал;

- все предметы для этого вида деятельности соответствуют возрасту детей и имеют развивающий потенциал.

Возможности действий с данным материалом определяются двумя аспектами:

- расположение данного материала в зоне досягаемости для детей;

- фактическое состояние данного материала - его полнота, сохранность, прочность.

Суммарное заключение по данным показателям позволяет выяснить состояние развивающей предметной среды по каждому типу деятельности и проблемные точки для ее комплектации. Показатели, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей, указаны в общеобразовательной программе «Детство» [3]:

- включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения;

- низкий уровень шума в группе, при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен;

- низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, увлечены интересной деятельностью;

- выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня;

- положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.

Список использованной литературы:

1. Смирнова, Е.О. Методика экспертизы предметно-развивающей среды ДОУ [Текст] / Е.О. Смирнова, Е.А. Абдулаева, И.А. Рябкова // Современное дошкольное образование. - 2008. - №6. - С. 30-35.

3. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева [и др.]. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». - 2014. - 280 с.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Игрушка как средство формирования комфортной среды в дошкольной образовательной организации

Главное место в жизни ребенка занимает игрушка, с которой ребенок узнает окружающую его действительность, познает самого себя, моделирует свое поведение в будущей взрослой жизни. При помощи игрушки дети перерабатывают и закрепляют знания, впечатления, удовлетворяет собственные потребности в общении. Детская игрушка приучает ребенка к целенаправленной, осмысленной работе, развивает мышление, память, воображение, эмоции. Игрушка формирует креативные и технические способности, развивает любознательность, трудолюбие, воспитывает чувства симпатии и уважение к другим людям.

Детская игрушка является неотъемлемым атрибутом и символом детства. Полноценное взросление ребенка и его психологическое развитие нельзя вообразить без игрушки, которая отвечает потребностям ребенка на всех этапах взросления. Таки исследователи как В.В. Абраменкова и А.А. Арбузова определяют игрушку зеркалом культуры, в результате которого передается в особой «свернутой форме» состояние современной цивилизации..

Игрушка считается предметом, предназначенным для игровой деятельности. Понятие «игрушка» можно рассматривать с многодисциплинарной точки зрения, поскольку восприятие детской игрушки, ее роль в корне отличаются у ученых в области философии, психологии и педагогики.

Самое распространенное определение понятия «игрушка» - это предмет, предназначение которого создание игровой деятельности детей и взрослых. С.Л. Новоселова полагает, что детская игрушка является непременным атрибутом детства, который формирует универсальные, этнические и личные черты психического состояния детей [37, с.28]. По мнению Л.А. Адиловой, игрушка, являющаяся обязательным предметом детства каждого ребенка, выполняет множество ролей.

Под игрушкой понимается материальный предмет, выполняющий роль передачи общественного и культурного опыта, а также способствующий развитию ребенка во всех сферах.

Говоря о классификациях детских игрушек, в первую очередь, стоит обратить внимание на классификацию Аркина Е.А., поскольку она является «изначальной». Она основана на принципе историзма и не учитывает как раз психологическую функцию игрушки. Его классификация следующая:

1. Звуковые игрушки, т.е. барабаны, пианино, погремушки.

2. Двигательные игрушки, т.е. мяч, юла, заводные игрушки.

3. Образные игрушки, т. е. изображение кукол, животных.

4. Веревка, из которой можно сделать фигурки.

Как развивалось общество, так и игрушки становились сложнее по форме и стали многофункциональнее. Ученые пришли к выводу, что классификация Аркина Е.А. устарела и не учитывает развивающий потенциал детской игрушки.

Появляется классификация Флериной Е.А, раскрывающая функции игрушки с разных аспектов. Ее классификация следующая:

- творческие трудовые игрушки;

Достаточно простая для понимания классификация В.С. Мухиной, которая рассматривала игрушку с психологической точки зрения.

Она разделила все игрушки на следующие категории:

- направленные на социальное развитие детей;

- направленные на формирование интеллектуальных и познавательных способностей. Если говорить о раннем развитии ребенка, то детский психолог Алешина И.Н. выделяет два типа игрушек. В первый тип входят все игрушки, моделирующие разные аспекты жизни ребенка. Это всевозможные фигурки животных, машинки, куклы, коляски и т.д. Во второй тип входят развивающие игры, в которых происходит развитие интеллекта ребенка.

Психологи считают, что именно правильное сочетание этих двух типов игрушек принесет пользу ребенку.

А.В. Локтионова разработала классификацию, существенно отличалась от других. Она основалась на потребностях ребенка и выделила следующие категории:

3. Символические игрушки;

Никифорова О.В. классифицировала игрушки по педагогическому назначению. По ее мнению, современные игрушки делятся на те, которые:

- развивают первоначальные движения и восприятия;

- знакомят ребенка с предметами и образами окружающей действительности;

- способствуют умственному развитию детей;

- знакомят ребенка с трудом;

- способствуют художественному и музыкальному развитию ребенка;

- знакомят ребенка с элементами науки и техники;

- способствуют физическому развитию; - развивают жизнерадостность и чувство юмора.

Н.В. Амасович в своих исследованиях отмечает, что все игрушки условно можно разделить на несколько групп:

- сюжетно-образные, которые отражают образ человека, животных, транспорта или других предметов;

- радиоуправляемые, которые сами играют с ребенком, давая возможность совершать нужные манипуляции;

- спортивные, которые способствуют физическому развитию ребенка и подходят для очень активных детей. Они помогают не только развивать ребенка физически, но и учат общению в коллективе;

- моторные – способствуют умственному и речевому развитию;

- обучающие, как правило это настольные игры, содержащие разные цветные карточки, конструкторы, лото;

- строительные, которые дают возможность детям фантазировать;

- музыкальные, которые подходят для увлекательной игры и эстетического воспитания; - театральные, которые дают возможность воспроизвести сюжеты сказок, что является важным для всестороннего развития детей;

- деревянные – считаются наиболее безопасными и экологичными;

- пластмассовые – встречаются в продаже наиболее часто. Оптимальным выбором станут формочки для игры в песочнице и другие наборы; - резиновые – оптимальный вариант для малыша. За ними легко ухаживать и прослужат они долго;

- металлические – наиболее прочные; - ткань и мех – пользуются популярностью у детей и родителей; - из керамики, фарфора, фаянса – носят декоративный характер.

Калиновская М.В. образные детские игрушки объединяет по основаниям: по содержанию образа (куклы, фигурки людей, животных, предметы игрового обихода, театральные, технические, празднично-карнавальные), по степени готовности (готовые, сборноразборные, состоящие из частей и деталей, заготовки, полуфабрикаты для игрушек-самоделок), по виду применяемого сырья (деревянные, пластмассовые, металлические, из ткани, резины и др.), по величине (мелкие – 3–10 см, средние – 10–50 см, крупногабаритные – соответственно росту детей в разные возрастные периоды), по функциональным свойствам (простые, без подвижных деталей, гидравлические, пневматические), по художественно-образному решению (реалистические, условные, конструктивные).

К сожалению, ни одна классификация не может считаться актуальной для сегодняшнего времени, поскольку не включает в себя популярные виртуальные и компьютерные игры и игрушки.

Анализируя вышеописанные классификации, можно прийти к выводу, что к понятию «игрушка» обращались ученые из разных областей, в том числе педагогики, психологии и т.д. Из-за быстро развивающегося рынка игрушек невозможно дать одну классификацию, учитывающую все особенности данного понятия.

В письме Минобрнауки России «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» описаны главные требования к детским игрушкам. Согласно требованиям детские игрушки должны: - способствовать всестороннему воспитанию ребенка; - являться средством всестороннего развития ребенка.

Детская игрушка, также как игра является культурным феноменом, потому функции игрушки и культуры в какой-то мере схожи. Е.О. Смирнова выделяет следующие функции игрушки:

1. Гуманистическая, т.к. игрушка влияет на личность ребенка и формирует его внутреннее «Я».

2. Защитная. Игрушка оберегает ребенка, помогает ему приспособиться к жизни.

3. Культурная, т.е. игрушка выступает способ социализации ребенка. Во время игры ребенок осознают определенные ценности жизни.

4. Коммуникативная или историческая функция. Игрушки отражают историю человечества, его развитие.

Даже самые современные игрушки созданы на основе древних, традиционных.

5. Креативная, так как побуждает ребенка к занятию творческой деятельностью.

6. Познавательная или гносеологическая. Игрушка всегда была объектом пристального внимания ученых, что способствовало развитию и видоизменению игрушки.

7. Символическая или знаковая, с помощью которой обеспечивается ориентировка ребенка в мире, ребенок развивает свою речь.

Дети проводят в группе детского сада основную часть времени, отсюда является наиболее важным, чтобы ребенка окружало пространство, которое как развивает, так и создает комфортную атмосферу. Организуя деятельность детей или давая оценку их творчеству, необходимо обратить внимание на самостоятельные действия детей и развивающую составляющую этой деятельности, поскольку в творчестве ребенка основным является не результат, а процесс, в результате которого ребенок приобретает новые навыки и самовыражается.

Этот же показатель применим к оценке комфортного предметного пространства детей. Детям необходимо дать возможность самостоятельно выбрать, а потом положить на место выбранную игрушку. В случае если детские игрушки хранятся на верхних полках и в закрытых шкафах, ребенок не сможет быть самостоятельным в выборе и в своей деятельности, поскольку ему нужна будет помощь воспитателя.

Необходимо обеспечить возможность того, чтобы дошкольники могли все делать самостоятельно. В случае, когда детские игрушки аккуратно расположены на полках или убраны в шкафы является удобным для педагога, но необходимо учитывать в первую очередь потребности детей в самостоятельности и обеспечивать доступность игрушек.

Поэтому при выборе мебели для группы детского сада необходимо выбирать не готовые уголки, которые занимают достаточно много пространства, а простые удобные стеллажи, на которых расположить детские игрушки, в свою очередь мелкий игровой материал разместить в коробки, что бы у ребенка была возможность выбрать и разместиться с ними в любой части группы. Такое хранение детских игрушек, когда все игрушки размещены на открытых полках, соответствует комфортной развивающей среде по системе Монтессори.

Вторым показателем оценки комфортной пространственной среды является востребованность игровых центров, зон и содержащихся в них детских игрушек. Достаточно часто бывает, что материал или изделия, созданные воспитателями, самими детьми не используются в детской деятельности. Это может быть связано с лишней бережливостью педагогов или отсутствием функциональности изделия. В данной ситуации дети не видит ценность в вещах, которыми он не может пользоваться или которые ему недоступны.

Востребованность в оформлении комфортной развивающей среды выражается в возможности и желании детей применять в своей деятельности предлагаемые игрушки.

Таким образом, игрушка является предметом, который воспринимается как объект для развлечения ребенка, а также служит одним из важных средств его комфорта.

Игрушка дает возможность ребенку выразить через нее окружающую его действительность, свое отношение к миру, служит толчком к активной творческой деятельности, в ходе которой происходит формирование различных психических процессов, в первую очередь, воображения. Следовательно, если у детей в игре будут заложены основные нравственные качества, если они научатся вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то в результате этого у них будет сформирован образец поведения в реальной жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? [Текст] / В.В. Абраменкова. // Современный ребенок в игровой цивилизации. – М.: Даниловский благовестник, 2016. - 144 с.

2. Абраменкова В.В. Во что играют наши дети. Игрушка и антиигрушка [Текст]. / В.В. Абраменкова. - М.: Лепта Книга, 2018. - 547 с.

3. Алешина И.Н. Инновационный подход в изучении игровой деятельности дошкольника как показателя психологической готовности к обучению в школе И.Н. Алешина. [Текст] / И.Н. Алешина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2018. - № 12 (68). - С. 34- 38.

4. Адидова Л.А. Ролевая игра в раннем возрасте [Текст] / Л.А. Адилова // Дошкольное воспитание. – 2016. - № 11. – С. 54-57.

5. Арбузова А.А. Развивающий потенциал детских игрушек [Текст] / А.А. Арбузова. // Человек и научное познание. социокультурные аспекты науки: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. (31 июля 2018 г.). - Смоленск: Международный научно-информационный центр «Наукосфера», 2018. - С. 30-31.

7. Артамонова О.А. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст] / О.А. Артамонова. // Дошкольное воспитание. – 2015. – №4. – С.56-57.

8. Батра А.П. Креативность: дорога к новым идеям [Текст] / А.П. Батра (Кристофер); пер. с англ. А. Эмануэля // PR в России. – 2017. - №3. – С. 12–14.

9. Батенова Ю.В. Готовность к информационному взаимодействию субъектов образовательного процесса [Текст] / Ю.В. Батенова, В.И. Долгова // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 5 (41). - С. 34-46.

0. Батенова Ю.В. Информационная грамотность детей дошкольного возраста: сущность, специфика, опыт [Текст] / Ю.В. Батенова, И.Е. Емельянова, И.Ю. Иванова, О.Г. Филиппова, Р.М. Чумичева. – Челябинск: Титул, 2019. — 192 с.

11. Безопасная образовательная среда: психолого-педагогические основы формирования, сопровождения и оценки: монография [Текст] / под ред. И. А. Баевой, С. В. Тарасова. – СПб.: ЛОИРО, 2018. – 348 с.

12. Бологова С.С. Индивидуализация предметно-пространственной среды в ДОУ [Текст] / С.С. Бологова. – М.: Педагогика, 2017. – 438 с.

13. Бондаренко Т.Н. Развивающая предметно-пространственная среда, способствующая индивидуализации дошкольного образования [Текст] / Т.Н. Бондаренко // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VII Междунар. науч. –практ. конф. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 3 (7). – С. 79–84.

14. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. [Текст] / С.М. Вишнякова. - М.: НМЦ СПО, 2017. - 538 с.

15. Галкина И.А. Предметно-развивающая среда: модульный подход [Текст] / И.А. Галкина // Образование: ребенок и ученик. – 2016. - № 4. – С. 7- 10.

16. Гафнер В.В. Безопасная образовательная среда: проблема терминологии в профессиональном стандарте педагога [Текст] / Гафнер В.В. // В сборнике: Научно-методологические основы формирования физического и психического здоровья детей и молодежи материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Уральский государственный педагогический университет; Ответственные редакторы С. Н. Малафеева, Е. А. Югова. - 2018. - С. 31-33.

17. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. [Текст] / Г.В. Грачев. - М.: РАГС, 2018. - 153 с.

18. Донина И.А. Теория и практика применения детских развивающих игрушек в современном обществе [Текст] / И.А. Донина, А.А. Арбузова. // В книге: особенности высшего профессионального образования в контексте реализации ФГОС ВО. - Ялта, 2018. - С. 72-90.

19. Дошкольная педагогика: развитие дошкольника в деятельности [Текст]: метод. рекомендации / сост. Н.В. Амасович. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2016. - 49 с.

20. Еремеев Б.А. Психология безопасности, психологическая безопасность и уровни развития человека [Текст] / Б.А. Еремеев. // Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: сборник научных статей по материалам Первого Международного Форума. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2016. - С. 101–103.

Читайте также: