Сообщение на тему филимоновская игрушка 5 класс

Обновлено: 16.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Ты откуда пришла к нам такая?

Вся простая, без хитрых затей.

С длинной шеей и расписная,

Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –

Мастерицею бабка была.

Ты ко мне перешла по наследству

От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.

Ты – от предков далеких времен.

Эти глиняные изваянья –

Колокольной Руси перезвон.

Есть в Одоевском районе Тульской области деревня Филимоново. По одной из легенд названа она так по имени деда Филимона, беглого каторжника, основавшего поселение. Рассказывают, что дедушка был гончаром «от бога», делал прекрасную посуду и не гнушался лепить свистульки и незатейливые игрушки из глины.

Остерегались поначалу люди-то его, чужак все-таки, да и странным он показался. Чудак – глину месить начал. Вымажется в ней – всей деревне на посмешище. Только из глины-то той он горшки делал, как потом оказалось, махотки разные и ещё безделушки, чтобы ребятишек тешить. А поделки-то его нужными оказались для воды, для молока и квасу разного. Работу свою он стал на ярмарку в Одоев носить. Всё нарасхват, да ещё просят: «Приноси», да «Приноси свистульки свои, мил человек». Люди ему за это деньги давали. Так на эти деньги Филимон хоромы себе новые справил.

Официально же считается, что игрушечный промысел зародился в середине 19 века. Те места богаты особой глиной, «синикой». Достаточно жирная, пластичная, она идеально подходила для гончарных целей.

Занимались этим традиционно мужчины-гончары. Но у них были жены и дети, а также оставалась глина, которую жадный до творчества народный ум тут же приспособил для детской забавы. Так произошло разделение труда – мужчины занимались серьезным гончарным промыслом, а изготовление игрушек, которые быстро нашли спрос и популярность в округе, отдали в

Внучки и дочки мастериц привлекались к этому интересному труду с семилетнего возраста. Девочек, которых любя называли «свистульками», учили лепить фигурки из жирной пластичной «синики».

Игрушки, сделанные девочками, продавались на ярмарке, а на вырученные деньги приобреталось приданое. Так что, хорошая «свистулька» помогала стать еще и богатой невестой.

Главное в игрушке – свисток. В хвосте зверей и птиц. У барышень свистульки спрятаны в кувшины, у солдат в гусей. С его помощью предки-язычники отпугивали дьявола, нечистую силу.

Самая популярная форма для глиняной филимоновской игрушки ­ это птицы. Петушки ­ излюбленные свистульки у мастериц. Для древних славян образ Птицы всегда символизировал весну. Птицы - знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери – Земли и обязательные спутники женских изображений.

Заострить внимание стоит на росписи. Она немногоцветна.

Для раскраски филимоновской игрушки используются малиновый, желтый и зеленый оттенки. Красота и сила филимоновской игрушки - в языческой древности. За века она не утратила ни одного из своих элементов, которые характеризуют жизнь древних славян. В незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка появилась в Тульской области в небольшой деревеньке Филимоново. По некоторым данным этот промысел появился более тысячи лет назад и существует по сей день. Сейчас филимоновская игрушка практически не изменилась, а местные мастерицы до сих пор передают знания из поколения в поколение.

Содержание:

История промысла


Эта местность никогда не славилась богатым урожаем, но крестьяне нашли выход – гончарное дело. Мужчины лепили кирпичи для постройки домов, делали кухонную утварь, а женщины собирали остатки глины и создавали игрушки для детей. Первое время лепили для себя, да чтобы развлечь детвору, а потом уже стали продавать изделия на местных ярмарках. Ездили на базары в ближайшие города и поселки.

Секреты лепки бабушки рассказывал детям и внукам, которые приобщались к семейному промыслу с малых лет. Уже в восемь лет девочки умели создавать незатейливые фигурки из глины, а к двадцати годам имели неплохое приданное, собранное на продаже разноцветных “свистулек”.

изготовление филимоновской игрушки

К середине XIX века промысел стал известен далеко за переделами Тульской области. По всей стране любили яркие глиняные фигурки, покупали их на ярмарках и дарили детям. В этот период практически все семьи в деревне Филимоново жили за счет гончарного дела. Однако популярность изделий пошла на спад в начале ХХ века. Люди искали новые способы заработка, число мастеров и мастериц заметно сократилось. В деревне осталось всего три женщины, которые не бросали свое ремесло и продолжали лепить из глины.

Производство улучшилось в 50-ые годы, когда народ снова стал интересоваться филимоновскими игрушками. Народный промысел быстро вернулся в прежнюю колею, мастерицы снова взялись за создание глиняных фигурок. Уже в 80-ых годах популярность местного народного промысла достигла новых высот благодаря созданию творческой группы из выпускников художественно-промышленного лицея.

Виды филимоновских игрушек

разные филимоновские игрушки

Большинство изделий, созданные филмоновскими мастерицами, являются “свистульками”. Изображают как животных, так и людей. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, бравые солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Животные тоже исконно русские – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки.

филимоновская барыня

Игрушки никогда не славились наличием мелких проработанных деталей. Если изображалась барыня, то в длинной юбке-колокол, со шляпкой на голове. Если делали мужчину (чаще всего солдатов в военной форме), то ему создавали мундир с погонами, фуражку с козырьком и сапоги с небольшим каблуком.

филимоновский петушок

Животные все имели тонкую талию и длинную изящную шею. Различить их друг от друга позволял или окрас фигурки, или характерные рога с ушами. У коней – небольшие коричневые ушки, у баранов – круглые рога, у коровы – рога-полумесяцы.


Были у филимоновских игрушек и образы. Например, медведь считался символом могущества, женщина являлась олицетворением великой “Природы” и считалась Матерью-кормилицей, продолжательницей рода. Олень был символом счастливого и долгого брака, поэтому зачастую оленей дарили молодоженам. Птицы стали помощниками Матери-земли, вестниками пробуждения природы. Коровы символизировали плодородие и сулили хороший урожай крестьянам.

Технология изготовления

изготовление филимоновской игрушки

Отличительная особенность филимоновских игрушек – вытянутая форма и удлиненные пропорции. Диктовалась такая форма самим материалом, который использовали для лепки. В Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке оседает и сильно трескается. Мастерам приходилось несколько раз поправлять фигурку, каждый раз вытягивая ее, чтобы скрыть все неровности с трещинами. Именно из-за свойств материала и родился фирменный стиль филимоновских игрушек.

Поэтапная технология создания:

1. Сперва лепилась предварительная форма фигурки. Намечали, где будет голова, туловище и ноги. Если человек – то изображали стоя, животных – сидя или стоя на четырех лапах. Далее выравнивали форму, убирали излишки.

2. Потом следовал обжиг, где в процессе мастер поправлял фигурку, разглаживал, добавлял детали. Обожжённая глина из темного цвета приобретала бело-розовый, что позволяло в дальнейшем наносить различные краски без грунтовки.

3. После приступали к росписи. Народные мастерицы использовали гусиные или куриные перья, это позволяло создать тонкие и ровные линии. А краска с перьев отлично ложилась на глину.

Роспись филимоновской игрушки

роспись филимоновской игрушки

Палитра для росписи была довольно скудная – чаще всего использовали три цвета: желтый, красный и зеленый. Изредка брали синий и фиолетовый.

Проводили роспись в строгом порядке – сперва желтым цветом рисовали пятна, потом обводили их красным (делали узоры) и добавляли зеленый. Рисовать узоры мастерицы начинали всегда из центра, плавно переходя к краям. Узоры были просты и незатейливы: “елочка”, цветные полоски, геометрические фигуры, звездочки. В основном преобладал растительный орнамент – листочки, солнышко, веточки, ягодки, цветочки.

Не смотря на скудную цветовую гамму, все филимоновские изделия были яркими, праздничными. Детям нравились красочные фигурки, способные издавать громкий свист. Для взрослых же эти фигурки считались сувениром, хотя некоторые полагали, что филимоновская игрушка способна привлечь в дом благополучие и счастье.

Филимоновская игрушка относится к разновидностям художественного промысла. Название игрушки произошло от населенного пункта в Тульской области – деревни Филимоново. В этом регионе находятся залежи специфической глины, из которой изготавливали посуду и различные игрушки. Среди археологов нет единого мнения о возрасте этого промысла: ему от 700 до тысячи лет. По преданию сама деревня получила название от Филимона, обнаружившего залежи глины и начавшего делать из нее горшки.

Изготовлением игрушек занимались целыми семьями, передавая тонкости мастерства следующим поколениям. Взрослые члены семьи чаще занимались посудой и производством киприча, а девочки под руководством бабушек изготавливали и расписывали свистульки. Деньги, собранные от продажи изделий, копились девушками как приданое.

В 19 веке глиняные игрушки стали основным источником дохода местных жителей, свистульки были известны далеко за пределами Тульской области. В начале 20 века производство филимоновской игрушки пошло на спад, но во второй половине 20 века промысел был восстановлен. В 2009 году был основан музей филимоновской игрушки в Тульской области в пгт.Одоев. Коллекции свистулек есть во многих музеях России. А с 2013 года стали проводить Одоевский фестиваль, посвященный глиняной игрушке и гончарному искусству.

Филимоновские игрушки выполняются в виде людей (всадников, барынь), а также животных, как реальных, так и мифических. У людей всегда узкое тело, а у зверей – тонкая шея, мелких деталей практически нет. Это из-за особенностей глины. Она не жирная и из нее можно вытягивать тонкие элементы без страха, что они потрескаются. Во время высушивания изделия серого оттенка, а после обжига при высоких температурах (около 1000 градусов) в особых печах игрушки становятся белыми. Поэтому предварительная грунтовка им не нужна, им можно расписывать сразу.

Для росписи современных изделий используют краски на основе акрила. Традиционные цвета филимоновских свистулек: розовый (малиновый), насыщенный желтый и ярко-зеленый. Часто, особенно фигурки зверей украшены разноцветными полосками, а на одежде людей присутствует орнамент. Барышни и их кавалеры всегда одеты в яркие наряды, украшенные еловыми веточками, солнцем, ромбами. Двух одинаковых игрушек не существует. Свисток в человеческих фигурках не делали, его размещали в тех предметах или животных, которые человек держал в руках.

Современная игрушка стала крупнее, теперь она достигает в высоту 20 см. Кроме одиночных персонажей появились целые композиции.

Доклад №2

Филимоновская игрушка - самодельная игрушка на Древней Руси, которая имеет корни в деревне Филимоново. Эксперты не могут сказать точное время возникновения такого вида промысла, но ориентируются на 1000-1300 годы. Изготавливались они из особой глины, которая находилась недалеко от деревни. Из этой глины лепили, в основном, лишь посуду, для продажи на базарах. Сами же игрушки изготавливали маленькие девочки с бабушками, в качестве приданого.

Разновидностей филимоновских игрушек достаточно много: от фигурок животных до изображений человека. Изображения людей довольно простые, без особых деталей, близки к старинным фигуркам. Зачастую мастерицы делали игрушки-свистульки, чтобы развлечь детвору. Так же эти произведения были достаточно популярны на различных ярмарках. Что приносило немало славы о Тульской области.

Изготавливались игрушки в несколько этапов: формовка, обжиг и раскраска. В формировке гилине придавали желаемый вид. Обжигали поделки в печи при температуре 700-1000 градусов, после чего серый цвет глины полностью исчезал и становился белым. При росписи игрушки использовались 3 основных цвета: красный, желтый и зеленый. Несмотря на это, игрушки получались достаточно красочными.

К сожалению, примерно в 1960 годах мастера Филимоновских игрушей исчезли. И только в 2009 в Тульской области открывается первый музей Филимоновских фигурок. Это говорит о том, что даже в наши дни данные произведения интересуют жителей нашей страны и не только. Иногда даже проходят фестивали данных игрушек, которые приковывают к себе большое внимание со стороны туристов.

2, 3, 5 класс кратко

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка

убань – хлебный край! Край виноградников, фруктовых садов, кукурузы, риса и многих других озимых. В этом жарком краю когда-то давно людям пришлось приложить титанические усилия для того чтобы не пересохли реки,

Реликтовый дровосек – представитель членистоногих насекомых из отряда жесткокрылых, принадлежит семейству усачей и роду каллипогонов. Жук имеет ещё несколько названий, таких как реликтовый усач, уссурийский усач и уссурийский реликтовый дровосек.

Роль учителя в педагогическом процессе порой недооценена, ошибочно полагая, что учитель есть для того, чтоб прочитать урок. На самом же деле учитель для своих учеников в аспекте здоровья, важнее врача. Так как именно он,

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Филимоновская игрушка


Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

Курс повышения квалификации

Особенности методической работы в онлайн-образовании

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС


«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Березы - работа со льдом»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Филимоновская игрушка

История игрушки Зародилась эта игрушка в Одоевском районе Тульской области. А.

История игрушки
Зародилась эта игрушка в Одоевском районе Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново.
Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.
(В. Василенко)

Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружи.

Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.
Есть даже сказка про деда Филимона: шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеёк. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

Как правило, мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали иг.

Как правило, мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Игрушки или “забавки” стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время.

Особенности филимоновской игрушки Условно все игрушки можно разделить на неск.

Особенности филимоновской игрушки

Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:
1) люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусем, любота.
2) животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.
3) птицы - петух, наседка, павлин, утка.
4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.

Почему филимоновские игрушки такие вытянутые? Оказывается все дело в природн.

Почему филимоновские игрушки такие вытянутые?
Оказывается все дело в природных свойствах местной глины. Филимоновская глина жирная и пластичная, а за маслянисто-черный цвет ее называют «синикой».
При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.

Но сказочной и оригинальной игрушку делает не только форма, но и роспись. Пос.

Но сказочной и оригинальной игрушку делает не только форма, но и роспись. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет. Расписывают свистульки прямо по белой обоженной глине, причудливыми полосками – желтых, красных, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов.

Последовательность росписиСначала накладывают желтые полосы и пятна; потом и.

Последовательность росписи
Сначала накладывают желтые полосы и пятна;
потом их обводят красным;
затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Каким узором украшены филимоновские игрушки? Полоски, точки, круги, ова.

Каким узором украшены филимоновские игрушки?

Полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники.
Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.
По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.

Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища.

Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.

Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним.

Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: красным, зеленым, желтым.
Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол!
Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

Почти все игрушки - свистульки. И во все игрушки можно посвистеть. А где же.

Почти все игрушки - свистульки. И во все игрушки можно посвистеть.
А где же свисток?
В хвосте зверей и птиц. У барышень свистульки спрятаны в кувшины, у солдат в гусей.

Игрушки из Филимонова жизнера­достны, в них сочетаются грубоватость и изящес.

Игрушки из Филимонова жизнера­достны, в них сочетаются грубоватость и изящество, выразительность силуэта, юмор и добродушие.

Рефлексия Почему игрушка называется филимоновской? Особенности филимоновско.

Рефлексия
Почему игрушка называется филимоновской?
Особенности филимоновской игрушки?
Какие цвета традиционны при росписи игрушки?
Нравятся ли вам эти игрушки?
Какая больше всего?

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Филимоновская глиняная игрушка

Филимоновская игрушка появилась в Тульской области в небольшой деревеньке Филимоново. По некоторым данным этот промысел появился более тысячи лет назад и существует по сей день. Сейчас филимоновская игрушка практически не изменилась, а местные мастерицы до сих пор передают знания из поколения в поколение.

История промысла

Эта местность никогда не славилась богатым урожаем, но крестьяне нашли выход – гончарное дело. Мужчины лепили кирпичи для постройки домов, делали кухонную утварь, а женщины собирали остатки глины и создавали игрушки для детей. Первое время лепили для себя, да чтобы развлечь детвору, а потом уже стали продавать изделия на местных ярмарках. Ездили на базары в ближайшие города и поселки.

Секреты лепки бабушки рассказывал детям и внукам, которые приобщались к семейному промыслу с малых лет. Уже в восемь лет девочки умели создавать незатейливые фигурки из глины, а к двадцати годам имели неплохое приданное, собранное на продаже разноцветных “свистулек”.

К середине XIX века промысел стал известен далеко за переделами Тульской области. По всей стране любили яркие глиняные фигурки, покупали их на ярмарках и дарили детям. В этот период практически все семьи в деревне Филимоново жили за счет гончарного дела. Однако популярность изделий пошла на спад в начале ХХ века. Люди искали новые способы заработка, число мастеров и мастериц заметно сократилось. В деревне осталось всего три женщины, которые не бросали свое ремесло и продолжали лепить из глины.

Производство улучшилось в 50-ые годы, когда народ снова стал интересоваться филимоновскими игрушками. Народный промысел быстро вернулся в прежнюю колею, мастерицы снова взялись за создание глиняных фигурок. Уже в 80-ых годах популярность местного народного промысла достигла новых высот благодаря созданию творческой группы из выпускников художественно-промышленного лицея.

Виды филимоновских игрушек

Большинство изделий, созданные филмоновскими мастерицами, являются “свистульками”. Изображают как животных, так и людей. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, бравые солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Животные тоже исконно русские – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки.

Игрушки никогда не славились наличием мелких проработанных деталей. Если изображалась барыня, то в длинной юбке-колокол, со шляпкой на голове. Если делали мужчину (чаще всего солдатов в военной форме), то ему создавали мундир с погонами, фуражку с козырьком и сапоги с небольшим каблуком.

Животные все имели тонкую талию и длинную изящную шею. Различить их друг от друга позволял или окрас фигурки, или характерные рога с ушами. У коней – небольшие коричневые ушки, у баранов – круглые рога, у коровы – рога-полумесяцы.

Были у филимоновских игрушек и образы. Например, медведь считался символом могущества, женщина являлась олицетворением великой “Природы” и считалась Матерью-кормилицей, продолжательницей рода. Олень был символом счастливого и долгого брака, поэтому зачастую оленей дарили молодоженам. Птицы стали помощниками Матери-земли, вестниками пробуждения природы. Коровы символизировали плодородие и сулили хороший урожай крестьянам.

Технология изготовления

Отличительная особенность филимоновских игрушек – вытянутая форма и удлиненные пропорции. Диктовалась такая форма самим материалом, который использовали для лепки. В Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке оседает и сильно трескается. Мастерам приходилось несколько раз поправлять фигурку, каждый раз вытягивая ее, чтобы скрыть все неровности с трещинами. Именно из-за свойств материала и родился фирменный стиль филимоновских игрушек.

Поэтапная технология создания:

1. Сперва лепилась предварительная форма фигурки. Намечали, где будет голова, туловище и ноги. Если человек – то изображали стоя, животных – сидя или стоя на четырех лапах. Далее выравнивали форму, убирали излишки.

2. Потом следовал обжиг, где в процессе мастер поправлял фигурку, разглаживал, добавлял детали. Обожжённая глина из темного цвета приобретала бело-розовый, что позволяло в дальнейшем наносить различные краски без грунтовки.

3. После приступали к росписи. Народные мастерицы использовали гусиные или куриные перья, это позволяло создать тонкие и ровные линии. А краска с перьев отлично ложилась на глину.

Роспись филимоновской игрушки

Палитра для росписи была довольно скудная – чаще всего использовали три цвета: желтый, красный и зеленый. Изредка брали синий и фиолетовый.

Проводили роспись в строгом порядке – сперва желтым цветом рисовали пятна, потом обводили их красным (делали узоры) и добавляли зеленый. Рисовать узоры мастерицы начинали всегда из центра, плавно переходя к краям. Узоры были просты и незатейливы: “елочка”, цветные полоски, геометрические фигуры, звездочки. В основном преобладал растительный орнамент – листочки, солнышко, веточки, ягодки, цветочки.

Не смотря на скудную цветовую гамму, все филимоновские изделия были яркими, праздничными. Детям нравились красочные фигурки, способные издавать громкий свист. Для взрослых же эти фигурки считались сувениром, хотя некоторые полагали, что филимоновская игрушка способна привлечь в дом благополучие и счастье.

Читайте также: