Сообщение о городецкой игрушке 3 класс

Обновлено: 16.05.2024

Цель: Дать общие представления о городецкой росписи. Показать элементы городецкой росписи. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи на примере новогодней игрушки. Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

ВложениеРазмер
otkrytoe_zanyatie_krasko_t.v.docx 79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 690

Невского района Санкт-Петербурга

ФИО педагога: Красько Татьяна Владимировна

Тема занятия: «Элементы городецкой росписи новогодней игрушки»

Образовательная область: «Технология»

Тип занятия: Комбинированное

Дата проведения: 14.12.2016г

Место проведения: ГБОУ школа № 690

Используемые педагогические технологии: информационно-коммуникативная.

«Элементы городецкой росписи новогодней игрушки»

Тема: « Элементы городецкой росписи новогодней игрушки»

Цель: Дать общие представления о городецкой росписи. Показать элементы городецкой росписи. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи на примере новогодней игрушки. Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

  • обучающая;
  • контролирующая;
  • корректирующая.
  • научить работать в команде;
  • рассказать о народных ремеслах России.,
  • научить рисовать элементы городецкой росписи на деревянной заготовке-игрушке;
  • познакомить с новым материалом;
  • научить правилу работы с гуашью;
  • научить работать с материалами и инструментами, используемые при росписи игрушки,
  • расширить кругозор, ознакомить с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Познакомить с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи
  • развить воображение, фантазию.
  • воспитать коммуникативные качества;
  • воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию;
  • воспитывать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.
  • дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

1.Вводная часть. Организационный:

1. Эмоционально-психологический настрой участников на качественное изготовление модели.

1. Подача информации.

" деревянная заготовка елочной игрушки"

" баночка для воды

" образцы городецкой росписи, образцы элементов.

" презентации "Городецкая роспись"

2. Видео материал (презентация, фильм).

Педагог подводит итоги занятия, указывает на недостатки и достоинства в усвоении материала. Обращает внимание каждого, над какими замечаниями ему следует поработать самостоятельно. Благодарит всех участников.

Этапы и задачи занятия

Этапы и задачи занятия

Эмоционально-психологический настрой участников на качественное изготовление модели.

1.Приветствует. Проводит инструктаж по охране труда. Организация начала учебного занятия. Привлечение внимания к теме.

к приобретению новых знаний.

Организация рабочего места.

Внимание к учебному занятию, интерес к теме, переход к активному творчеству.

1.Показывает презентацию «Новогодний сувенир в технике кистевой росписи», «Городецкая роспись», ведёт диалог с участниками.

Смотрят презентацию, фильм, участвуют в диалоге.

1.Проводит разъяснение этапов росписи заготовки.

2.Даёт общие сведения о материале: дереве, инструментах (кисти, краски, гуашь)

3. выдаёт заготовки, кисточки, краски.

Внимательно слушают и задают вопросы.

Получают деревянную заготовку елочной игрушки, гуашь, кисти, баночку для воды

Рабочий. Рисование на деревянных заготовках элементов городецкой росписи.

Разъясняет правила рисования элементов.

Указывает как и в каком порядке лучше прорисовывать детали.

Предлагает взять заготовку, кисточки и краски и начать прорисовывать элементы городецкой росписи на заготовке.

Просматривает у каждого присутствующего правильность исполнения работы.

Представляют на заготовке размещение элементов росписи.

Участники внимательно рассматривают. готовые игрушки.

Слушают и задают вопросы.

Берут аккуратно кисточки и краски. Начинают расписывать заготовку.

Проверяют правильность выполнения задания, показывают игрушки педагогу, задают вопросы.

Рассматривает модель и ведёт диалог об основных особенностях данной модели.

Слушают, отвечают на вопросы, сами задают вопросы.

«отвечают, занятие удалось (не удалось)»

Заключительный этап VI.

Завершает занятие напутственными словами. Спрашивает о пожеланиях. Прощается

Высказывают пожелания, замечания, задают вопросы. Прощаются.

Методическое обеспечение занятия

- раздаточные материалы (схемы,);

- средства ИКТ (компьютер, интерактивная доска).

Столы, материал, инструменты и принадлежности для изготовления модели.

Список используемой литературы

1. Р.Бардин «Изделия народных художественных промыслов и

2. В.Вишневская Искусство народных художественных промыслов.

Комплект цветных открыток.

3. С.К. Жигалова Русская народная живопись. Издательство

«Просвещение», Москва 1974 г.

4. Е. Попова Городецкие узоры Издательство «Малыш», Москва

5. А. Рогов Конь копытом бьет. Издательство «Малыш», Москва

6. Е.Субочева Народные промыслы. Издательство

«Околица», Москва 1997г.

1. Тема занятия : «Элементы городецкой росписи новогодней игрушки»

Проведение занятия даёт возможность:

1.1. Познакомиться с народными ремеслами России. Ознакомиться с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Познакомиться с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи. Развить познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.

1.2. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.

3. Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

2 . Общие сведения о занятии:

  • Колличество:25 человек.
  • Разносторонние способности.

1. Компьютер, интерактивная доска, презентации.

2. Подбор материала:

" деревянная заготовка елочной игрушки"

" баночка для воды

" образцы городецкой росписи, образцы элементов.

" презентации "Городецкая роспись"

3. Видео материал (презентация, фильм).

3. Цель занятия: Дать общие представления о Городецкой росписи. Донести общую информацию о Городецкой росписи, показать элементы Городецкой росписи. Показать процесс рисования элементов Городецкой росписи. Рассмотреть материалы и инструменты, используемые при создании игрушки. Расписать деревянную заготовку.

1.Научить работать в команде.

2.Познакомить с новым материалом.

3.Научить правилу рисования элементов Городецкой росписи.

4. Научить рисовать элементы Городецкой росписи на деревянных заготовках.

2.Развить воображение, фантазию.

1.Воспитать коммуникативные качества.

Задачи, решаемые на занятии :

  1. Донести общую информацию о Городецкой росписи, дать определение модели, модели судна. Дать общие представления о Городецкой росписи. Донести общую информацию о Городецкой росписи, показать элементы Городецкой росписи.
  2. Показать элементы Городецкой росписи.

Рассмотреть материалы и инструменты, используемые при создании игрушки.

  1. Расписать деревянную заготовку.
  2. Создать комфортную обстановку на занятии.

Городецкая роспись – как её нам не знать…

Здесь такие узоры, что ни в сказке сказать,

Здесь такие сюжеты – ни пером описать.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца -

На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.

Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей.

Мастера из Городца сотворяют чудеса:

Прялки и ложки, бочонки и плошки,

Тарелки и скалки –

Их в букеты собирают, яркой краской украшают,

К ним листочки добавляют,

Белой краской оживляют.

  • Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Этот этап называют «подмалевка», т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью . Главное при этом — научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много — то при высыхании краска начнет отслаиваться.
    Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается вверх,влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги.
    Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.

Городецкие цветы отличаются разнообразием по цвету и форме. Цветы в городецкой росписи — символ здоровья и процветания.
Розан отражает главные признаки цветка, т.е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи Городца окружен скобками — лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины.

Купавка — самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Расписывать начинают с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки, по форме такие же, как и скобка внутри подмалевки, только меньшего размера. Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки. Завершающий этап росписи — оживка выполняется, как правило, белилами. Нанесение оживки требует очень аккуратного и точного исполнения, поэтому ее надо делать уверенным мазком тонкой кистью.
Городецкие листья очень разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев.Простой городецкий лист изображают в виде тыквенного семечка. Более сложный пишут так: проводят кистью плавную дугу и соединяют кривой линией, следя за тем, чтобы лист с одного конца оставался широким. Листья всегда широки, округлы и растопырены.

Городецкая роза -- самый сложный цветок. Роспись начинают с подмалевки — основного объема цветка-круга, к нему пририсовывают внизу центральный округлый лепесток, за ним по кругу располагают лепестки помельче до самой сердцевины, занимающей центр верхней части цветка.
После того как силуэт цветка создан, начинают его разрабатывать: элементы центральной части ограничивают большой скобой и обращают к сердцевине. Дугу-скобку и сердцевину в верхней части цветка рисуют черным цветом, бордовым и краплак красным. Края лепестков можно обвести той же краской, что и сердцевину.
Самое трудное в розе, это оживка. Внутри дуги-скобки вначале рисуют небольшую скобку с линейной разделкой. Затем по обе стороны дуги рисуют две-четыре капли, в зависимости от свободного места внутри дуги. За пределами дуги рисуют небольшие скобки. Внутри дуги-скобки можно нарисовать точки-тычинки.

Городецкая роза в узоре

Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица.

А диковинные птицы тянут свои крылья в небо.
Может стоит научиться рисовать и нам всё это?

Расписное донце прялки изучаем мы с тобою,
здесь игривые лошадки нам кивают головою.

Толковый словарь русского языка В.И. Даля объясняет, что слово "донце" означает "дощечку, на которую садится у нас пряха, втыкая в нее гребень". Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью.

Городецкий конь — символ богатства. В основном он черного цвета, с маленькой головкой на круто изогнутой шее и аккуратно причесанной гривой.

Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-либо другой - так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки. И хотя городецкие мастера не знали законов перспективы. И их рисунки были плоскими, роспись всегда получалась какой-то удивительно легкой и прозрачной.

  • Другой важной отличительной чертой городецкой росписи можно считать ее сюжетность.

Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колоннами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы: пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта.

Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, в наши дни мастера перешли на масляную краску, сильно расширили цветовую гамму, но технология росписи осталась такой же как и много лет тому назад и те же образы и мотивы присутствуют в их мотивах.

А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться, вы пока ученики - подмастерья. Начнем!

  • Самостоятельная работа учащихся (роспись деревянных заготовок)
    (музыкальный ряд)

На мой взгляд, на занятии все поставленные задачи реализованы.

В процессе занятия возник интерес к Городецкой росписи. Все поставленные задачи были выполнены. Чувствовался сильный подъём интереса творческой деятельности и большое желание развиваться в данном направлении.

Деятельность участников оцениваю следующим образом: теоретическая часть занятия усвоена, практическая часть реализована, все поставленные задачи выполнены.


Городецкая роспись — это русский народный художественный промысел, особый вид росписи по дереву, который появился в середине XIX века в Нижегородской губернии.

Городецкая роспись возникла в Поволжье, в районе города под названием Городец. Жители близлежащих деревень украшали деревянные прялки резьбой. Сначала узор создавали с помощью вставок из других пород дерева, затем резной орнамент стали подкрашивать, а еще позже роспись полностью вытеснила резьбу.

Городецкие прялки отличались от обычных тем, что их не вытачивали из цельного куска дерева, а изготавливали из двух частей — гребня и донца. Донце представляло собой широкую доску: с одного конца она сужалась, и в этом месте делали отверстие для ножки гребня. Как раз донце и было расписным: когда прялкой не пользовались, ее вешали на стену в качестве украшения.

Вскоре яркими рисунками стали украшать не только прялки, но и сани, сундуки, мебель, игрушки, шкатулки, деревянные панно и многие другие предметы. Изначально для росписи использовали яичные краски, а на смену им пришли масляные, темперные и гуашевые.

Городецкую роспись выполняли на деревянной основе, которую перед этим грунтовали желтым, красным или черным цветами. Краски наносили большими цветовыми пятнами, после чего приступали к прорисовке деталей.

Сюжетами городецкой росписи становились, прежде всего, жанровые сцены: праздники, прогулки, чаепития, охота, свидание влюбленных и многие другие.

Вторым излюбленным мотивом городецких мастеров были цветы. Часто встречались и изображения животных, в частности коней и птиц. Но некоторые мастера прибегали к более экзотическим образам, например рисовали львов. Такие рисунки обычно были парными: животные на изделиях смотрели друг на друга, как на гербах.

Расцвет промысла пришелся на 90-е годы XIX века, а уже в начале ХХ столетия интерес к ремеслу начал угасать. Однако в 1935 году художник Иван Овешков открыл общественную мастерскую в деревне Косково, где начал профессионально обучать молодых мастеров городецкой росписи.

Уже через два года работы его учеников экспонировались на выставке народного творчества в Третьяковской галерее. А после войны в селе Курцево под руководством художника Аристарха Коновалова открыли артель «Стахановец», которая через несколько лет превратилась в фабрику. Эта фабрика работает до сих пор: здесь мастера-живописцы производят декоративные панно, расписные игрушки, детскую мебель, деревянные блюда и другие предметы.

gorodeckaya-rospis

Народные промыслы не могут восприниматься как архаичные, давно неактуальные художественные направления. Например, городецкая роспись, история которой интересна не только художникам, является одним из брендов народной культуры России. История возникновения городецкой росписи, место, где зарождался уникальный промысел, процесс создания работ – все это тесно переплетенная жизнь простого народа, история страны и влияния извне.

Интересные факты и свидетельства о городецкой росписи, символизм образов и тот путь, который искусство народа проделало в день сегодняшний, с энтузиазмом изучают культурологи и историки, да и просто любознательные люди. О том, почему героями расписных русских изделий становились львы и барсы, о значении коня и птицы в работах городецких мастеров, и о том, чем отличается теневка от замалевки, читайте далее.

История городецкой росписи

starinnaya-gorodeckaya-rospis

Место, где придумали городецкую роспись, территориально находится в нынешней Нижегородской области. Это несколько деревень, окружающих город Городец. Отсюда и происхождение названия промысла. Появление художественного направления в этом месте неслучайно: кажется, сама природа предвосхитила это событие. Обилие лесов, окружавших Городец и его окрестности, позволяло местным жителям щедро пользоваться древесиной. Из дерева изготавливались предметы быта, большая и мелкая кухонная утварь.

Увы, но точно не известно, кто решил украшать деревянные изделия яркими росписями, но идея безымянного художника пришлась по нраву всем. Хотя, сказать, что городецкое искусство быстро снискало славу и нашло высокую оценку за границами своего региона, нельзя. Лишь в 1920-ом, при разработке выставки изделий народного промысла, нашли и собрали воедино резные и расписные работы мастеров городецких сел. Ранее же всерьез это творчество не воспринималось: странно, но расписные деревянные вещи считались грубой работой, не заслуживающей особого внимания.

gorodeckaya-rospis

Собственно, и название «городецкая» роспись получила уже ближе к 30-ым годам прошлого столетия. Оно стало устойчивым, хотя промысел мог именоваться иначе, и это тоже было бы справедливым. Расписные предметы делали в Курцево, Косково, Хлебаихе, Савино. Но ни эти села, ни река Узола, общая для них, не дали названия промыслу. Некогда в этих местах жили старообрядцы, которые несли сквозь десятилетия свою культуру иконописи. Впоследствии народные умельцы совмещали религиозные традиции со светскими мотивами, что и нашло отражение в уникальном стиле, который известен сегодня под названием городецкой росписи.

Отправным пунктом в истории городецкой росписи можно считать прялочные донца, а точнее – их декор. Городецкие прялки были особой структуры: они состояли из гребня и донца. Донце – широкая доска, которая к головке суживается, а в отверстие его вставляется ножка гребня. Когда работа за прялкой завершалась, гребень доставали, а донце вывешивали на стену, и смотрелось оно точно декоративное панно. Так, видимо, и стал зарождаться промысел: умельцы начали придумывать, как интересно да ярко расписать донце, и немало преуспели в этом.

Познавательное видео посвященное появлению росписи на прялках.

Расцвет промысла – это 90-е годы XIX столетия, развивалось направление около полувека, а уже в начале прошлого века оно начало угасать. Но в 1935 году художник И. Овешков открыл в деревне Косково общественную мастерскую. Он не только руководил мастерской, но и начал профессионально обучать художников. И уже через два года работы местных мастеров представляли в Третьяковской галерее на выставке народного творчества. А в селе Курцево в послевоенные годы открылась артель «Стахановец» под руководством городецкого живописца Коновалова. Через несколько лет артель стала фабрикой, она работает и поныне.

Сегодня на фабрике делают расписные детские игрушки, качалки, детскую мебель, токарную посуду, декоративные панно и блюда. И хоть не производят уже прялок, да и предметы быта в обиходе иные, традиционные мотивы и узнаваемые сюжеты народного искусства все также находят место на изделиях городецкой фабрики.

Нанесение рисунка по технологии городецкой росписи

Если сравнивать искусство городецких мастеров и, например, хохлому, то последнее направление технически выигрывает. Но, несмотря на сравнительную простоту, городецкая роспись не может считаться менее ценной или недостойной продолжаться в сверхновое время. Она самобытна и интересна и для детей, и для взрослых.

Технологические особенности промысла:

  • Краски наносят сразу на древесину, предварительная обработка грунтовкой не предусмотрена.
  • Фон может быть разным – черный, красный или желтый. Это все традиционная цветовая база для городецкого искусства, причем, цвет должен скрывать все шероховатости и неровности поверхности. И уже после высыхания фона мастер приступал к нанесению рисунка.
  • Первые краски умельцы изготавливали на яичной основе, но, несмотря на устойчивость состава, цветовая палитра не баловала разнообразием. Для красящего пигмента брали ягоды и травы.
  • Впоследствии начали появляться более комфортные красящие компоненты: сегодня мастера, поддерживающие нижегородский промысел, работают масляными красками. Наиболее эффективный вариант – темпера, краска на сухой основе.
  • Отличает городецкую роспись особенная точность линий: ее мастера «подсмотрели» у резчиков. На создание одной работы не зря уходило несколько дней – прорисовка деталей была совершенной. И это при том, что городецкую роспись долгое время несправедливо считали грубой и простецкой! Нет, мастера выписывали буквально каждую линию, чтобы добиться максимальной четкости образа, и заметно это еще на расписных прялках.
  • Можно сказать, выдерживались и каноны росписи. На декоративных разделочных досках людской мир был представлен в верхней плоскости, внизу же изображались представители фауны и флоры. Но строгой каноничности в городецком творчестве не было, и это прекрасно – изображения привлекали своей естественностью, легкостью, созвучием жизни людей и жизни природы.
  • Не отказать промыслу и в разнообразии форм. Сначала мастера брались за украшение прялочных донец, а потом взялись и коробы, и за лукошки, и за полочки, шкафчики, мебель. Предметы округлых форм, которые становились базой для росписи, могли помочь создать не простое, а сферическое изображение.
  • Если говорить о настоящих мастерах, то кроме кистей и красок для росписи художникам ничего не было нужно. Но если за дело берется новичок, то он сначала намечает рисунок карандашом. Впоследствии контуры рисунка мастер художник подчеркивает черным или белым, что позволяет изображению выглядеть натурально.
  • Рисунок наносили крупными, уверенными мазками. Какое-то время все же мастера грунтовали поверхность, но потом вернулись к необработанной основе. И это делало изображение прозрачным и легким.

Технологический процесс делился на 3 этапа: и эти этапы отличались не только разными материалами, но и принципами действия мастера. Между каждым этапом изделие «отдыхало». Первый этап – замалевка: на основу наносятся основные элементы и главные цвета будущего изображения. Иначе этап известен как «замалевок» или «подмалевок». Сменяет его теневка. На уже расставленные цветовые пятна наносится контрастный рисунок (обычно делают это темной краской по светлому фону). Ну и завершает рабочий процесс разживка. Мастер добавляет на изображение блики и мелкие белые детали, за счет которых рисунок оживает.

Так могут возникать большие и маленькие работы, создание которых сегодня осилит и человек без художественного образования. Возраст не так важен, как не важны и начальные умения. Нужно проникнуться городецким творчеством, понять его технологию и отработать ее сначала на бумаге, а потом уже и на дереве.

О мотивах

gorodeckaya-rospis

История росписи – это желание отразить в творчестве быт, обычную крестьянскую жизнь с ее укладом, праздниками и традициями, циклами и представлениями. Но и сцены из купеческой жизни также передаются в городецкой росписи. По сути, мастер изображал то, что было вокруг него. Домашнее застолье с самоваром да угощеньями, сцены свидания двух влюбленных, отдых на природе – простые сюжеты, ассоциировавшиеся с понятиями радости и счастливых мгновений, кому-то кажутся незатейливыми. Но они правдивы и искренны, как само восприятие народного мастера.

Не обходились городецкие умельцы и без изображения диковинных птиц и животных. А так как видеть этих героев сельским мастерам было негде, образы животных наделялись необычными, волшебными чертами. Оттого эти герои становились нереальными, сказочными. Например, львы и барсы выглядели не только экзотично, но и приукрашенно. Однако их царственный вид впечатлял зрителя.

Если что-то и можно назвать волшебным реализмом, так это городецкую роспись. Окружающий мир приобретал сказочные черты, благодаря работам художников. Это только на первый взгляд образы сдержанные: мастер мог одним прикосновением кисти сделать юношу влюбленным или подозрительным.

Все композиции условно делятся на три вида: чистая цветочная роспись, композиция с мотивом «конь», а также сложная сюжетная роспись.

Начинают обучение промыслу обычно с цветочного орнамента, он относительно прост.

Элементы цветочного орнамента:

  • Букет – симметричный рисунок, который украшал шкатулки и коробочки, солонки, различные чашки, пиалы и стаканчики.
  • Гирлянда – это разновидность букета, при которой один большой цветок находится в середине композиции, а около него «пляшут» цветочки помельче.
  • Ромб – в свою очередь, вариация гирлянды. Из нескольких крупных цветков формируется центр, а бутоны и листья уменьшаются на верхушке ромба. Такой орнамент мог появляться на массивных сундуках, немаленьких разделочных досках, хлебницах и дверцах шкафов.
  • Цветочная полоса – элемент более сложный, в котором есть и верхний, и нижний ярусы.
  • Венок – версия цветочной полосы, только замкнутая. Часто украшает подносы и блюда, винные бочки и шкатулки.

Частые герои городецкого промысла – конь и птица. Животных чаще художник располагает в центре цветущего дерева, эти герои могут быть также обрамлены венком. Наиболее эффектны кони и птицы на красных, черных полотнах.

Если птица изображена в паре – это знак семейной гармонии, благополучия. Конь – символ успеха, процветания, знак того, что ты оседлал удачу и являешься хозяином своей жизни.

Сюжетная роспись украшала крупные деревянные изделия – сундуки, столешницы, блюда. Часто обращались мастера к изображению сцен чаепития, к свадьбам с пышным застольем. Примечательно, что лица героев на таких сюжетных композициях обращены к зрителю, и это делает изображение менее правдоподобным.

Не реже рисовали мастера и экстерьеры домов: резные ставенки, ярких цветов наличники, выразительные печные трубы. Могло изображение дополняться и такими деталями, как колодцы и красивые плетни с кувшинами да петушками на них. Чем больше деталей, тем богаче и интереснее изображение.

Интересное повествование об истории и сюжетах городецкой росписи.

Основы русской росписи, в том числе и городецкой, включены и в образовательные детские программы. Сегодня даже дошкольник может научиться простейшим образцам промысла, но главное, что он взрослеет на примерах яркого, информативного и самобытного народного творчества.

К интересным фактам о городецкой росписи относится упоминание о мореном дубе как особом материале для будущих изделий. Извилистая Узола в период половодья валила на дно и крепкие деревья. Лежавшие на дне реки деревья других пород пропадали, а вот дуб становился только крепче и приобретал красивый окрас. На этой древесине и появлялись яркие городецкие изображения.

Интересные факты о другом популярном виде росписи — гжели, можно прочитать в статье: «История Гжели: от возникновения промысла до сегодняшнего дня».

Они и сегодня интересны исследователям народного искусства, любителям этнографии и культурологам. По примерам городецкой росписи учат рисовать детей: ребята с удовольствием будут расписывать разделочные доски и шкатулки. И древнее творчество будет жить, будет крепчать подобно мореному дубу, который становится только сильнее под водами реки времени.

Город Городец, расположенный в Нижегородской области был основан почти одновременно с Москвой, в 1152 году. Другое его название Малый Китеж. История этих мест необыкновенно богата и динамична, что обусловлено расположением в одном из самых оживленных мест Поволжья. Кроме этого, рядом находилось два богатейших источника культуры и изобразительного искусства: Макарьевский монастырь и Феодоровская обитель. Сочетание этих факторов наложило свой отпечаток на становления промысла, занимающегося изготовлением уникальных расписных деревянных и глиняных игрушек.

В чем отличительная особенность городецкой игрушки?

Традиционными персонажами промысла служат барыни, кавалеры, петухи, утки, бараны, коты, лошади. Глиняные игрушки-свистульки объединяет похожая форма: туловище напоминает по форме пирамиду на трёх ногах. Примечательная так же и расцветка. Городецкая игрушка расписывается темной эмалевой краской. Фоновыми цветами служат оранжевый, красный, желтый, синий, зеленый. Поверх фона наносятся светлые пятна разных тонов. Так же в канонической традиции промысла принято «серебрить» отдельные части фигур: кончик хвоста-свистка, копыта, рожки, уши, птичьи гребешки. Именно после нанесения «серебра» фигурки покрываются пятнами эмалевой краски, в качестве завершающего штриха росписи. Это могут быть красные отметины по желтому цвету фона, молочно-белые в свою очередь по красному и другие варианты. В некоторых случаях игрушки расписывают в хохломской традиции. Городецкая игрушка представляет собой не только свистульки. Это могут быть и более сложные скульптурные конструкции. Копилки, представляющие собой башенки-домики, задорных котов или русалок. В качестве сюжета мастерам служат описания народных гуляний, бытовые сцены, различные фольклорные образы.

Деревянная городецкая игрушка.

Кроме этого окрестности древнего города Городец славятся своими деревянными игрушками. В первую очередь это каталки. Их изготовление было процессом весьма сложным. Каждое изделие делалось без единого гвоздя и без применения клея. Для создания одной каталки необходимо было выточить около тридцати деталей и просверлить примерно пятьдесят отверстий. А потом идеально подогнать все части. Разумеется, и деревянные изделия покрывались красивой росписью. Традиционными элементами служили цветы, бутоны, в узор могли включать птиц и вазы.

Нижегородский край известен тем, что там проживали люди самых различных религиозных воззрений. Это накладывало своеобразный отпечаток на местное изобразительное искусство. Городецкая глиняная и деревянная игрушка является не только предметом русского народного промысла, но и носителем истории и культуры этого региона.

Презентация для детей старшего дошкольного возраста на тему "Городецкая роспись. Городецкая игрушка".

ВложениеРазмер
gorodetskaya_igrushka_prezentatsiya.pptx 1.74 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Электронный дидактический материал по теме: Народное декоративно-прикладное искусство «Городецкая роспись. Городецкая игрушка» для детей старшего дошкольного возраста Автор: воспитатель Ланцова Вера Львовна Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №71 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского р-на Санкт-Петербурга Санкт-Петербург 2019г

Содержание Значение использования декоративно-прикладного искусства в развитии дошкольников Задачи по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством Городецкая роспись Городец В гости к мастерам Городецкая роспись Этапы выполнения Особенности Городецкой росписи Городецкие цветы Городецкая игрушка Конь- любимый персонаж Автор: Ланцова Вера Львовна

Значение использования декоративно-прикладного искусства в развитии дошкольников Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств. Знакомство с народно-прикладным искусством помогает раскрыть красоту родной природы. Народное искусство способствует развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает у ребенка желание участвовать в творческой деятельности: в составлении узоров, лепке, росписи игрушек и т.д. Автор: Ланцова Вера Львовна

Задачи по ознакомлению дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством Городецкая роспись Задачи обучения: Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством Городецкой росписью. Продолжать знакомить детей с историей возникновения Городецкой игрушки, её характерными особенностями. Побуждать детей к росписи объёмной формы (фигурку коня), выполняя работу в определенной последовательности: начиная с крупных основных элементов, располагая между ними более мелкие. Задачи развития: Развивать в игре у детей умение сравнивать элементы разных росписей, находить общее и отличие, вычленять из многих элементов, только те, которые относятся к Городецкой росписи. Побуждать детей использовать речь-доказательство, объясняя свою точку зрения. Задачи воспитания: Продолжать воспитывать у детей умение работать аккуратно, приводить в порядок свое рабочее место после окончания работы. Воспитывать в детях чувство уважения к своему народу- труженику, чувство гордости за свою страну. Автор: Ланцова Вера Львовна

Автор: Ланцова Вера Львовна

В гости к мастерам Приглашаю вас ребята в путешествие по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами. И сегодня я приглашаю вас в старинный город на реке Волге, Городец. Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся по окнам и стенам. В этой резьбе и перья Жар-птицы, и сплетения цветов и трав, и русалки, и сказочные львы. Резной наряд Городецких изб принес славу городку Автор: Ланцова Вера Львовна

Мы с вами познакомимся с удивительной росписью. Посмотрите, какие удивительные, красивые изделия выпускают на фабрике в этом городе. А как они необычно расписаны. Это, ребята, знаменитая на весь мир Городецкая роспись . Автор: Ланцова Вера Львовна

Автор: Ланцова Вера Львовна

1- берёза, 2 – осина, 3- липа, 4 -ольха Для городецкой росписи подходят как мягкие, так и твердые сорта деревьев не подвергающихся рассыханию и растрескиванию: береза, осина, липа, ольха и др. Можно использовать заготовки из прессованной древесины. Деревянную основу шлифуют наждачной бумагой, а затем поверхность выравнивают универсальной шпаклевкой для дерева. После сглаживают шкуркой, а потом чистой тряпкой удаляют пудру. Подготовленное таким образом изделие покрывают грунтом (разведенный клей ПВА ) Автор: Ланцова Вера Львовна

Автор: Ланцова Вера Львовна Этапы выполнения Городецкой росписи

Особенности Городецкой росписи. Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой - так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки. Автор: Ланцова Вера Львовна

Городецкие цветы Городецкие цветы Чудо, как хороши. Они душу веселят и на нас с тобой глядят. Автор: Ланцова Вера Львовна

Конь - это воплощение красоты городецкой росписи и безошибочной точности руки мастера. Какого бы конька не писал художник, в основе всегда лежала виртуозная работа кистью без предварительного рисунка. Автор: Ланцова Вера Львовна МИР Городецких птиц так же богат и неисчерпаем, как и мир городецких цветов. Здесь есть и горделивые черные петухи с огненными гребнями и хлопотливые "курочки Рябы", черные скворцы и белые лебеди, величавые павушки, чинно выступающие среди цветов и трав, и еще великое множество необычных, сказочных птиц.

Городецкая игрушка В Х I Х веке в деревнях вокруг Городца мастера, делали деревянную расписную игрушку. Прославились своими игрушками мастера Краснояровы . Вырезались из дерева «запряжки» – кони с повозками и гордым изгибом шеи, каталки – вертушки, куклы. Делали и механические игрушки, отличавшиеся большой выдумкой и оригинальностью. Игрушки раскрашивали в стиле городецкой росписи. Автор: Ланцова Вера Львовна

Расписные деревянные игрушки фабрики «Городецкая роспись» - настоящие произведения искусства! Мастера-художники создают настоящие шедевры изделий. Игрушки изготовлены из натурального дерева и расписаны городецкой росписью с мотивами городов, купечества, с цветочными мотивами и сюжетными образами. Автор: Ланцова Вера Львовна

Паровозик с вагонами и пассажирами — одна из популярных тем городецкой игрушки. Мы видим необычный поезд: паровоз и вагоны раскрасились в яркие тона, на них распустились необычные цветы. Из окон вагонов выглядывают пары — дамы и господа в нарядах начала XX века., а из паровоза — красавец-машинист. Это — городецкая роспись, паровозик с вагонами тоже Гордецкий . Автор: Ланцова Вера Львовна

Автор: Ланцова Вера Львовна Конь – любимый персонаж городецкой росписи

Есть на Волге город древний, Под названьем – Городец. Славится по всей России Своей росписью творец. Распускаются букеты, Ярко красками горя. Чудо - птицы там порхают, Будто в сказку нас зовя. Если взглянешь на дощечки, Ты увидишь чудеса! Городецкие узоры тонко вывела рука! Городецкий конь бежит, Вся земля под ним дрожит! Чудо - птицы там порхают, И кувшинки расцветают! Будто в сказку нас зовя! Автор: Ланцова Вера Львовна

Спасибо за внимание! Автор: Ланцова Вера Львовна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект НОД и презентация для старшей группы "Городецкая роспись" (рисование).

Конспект НОД и презентация для старшей группы "Городецкая роспись" (рисование).


Презентация по изобразительной деятельности "Городецкая роспись"

Знакомство с изделиями Городецкого народного промысла, Освоение традиционных элементов Городецкой росписи: «розан», «купавка»,«ягодка», «листочек».


Презентация "Роспись Дымковской игрушки"

Презентация по изобразительному искусству на тему "Дымковская игрушка". Образцы росписи "Дымковской игрушки" сопровождаются музыкальнмм сопровождением.


Презентация "Роспись деревянной игрушки"

Работа с родителями.

Презентация "Народные промыслы России.Городецкая роспись"

материал возможно использовать на занятиях по художественно-эстетическому развитию.


Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)

Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки).


Художественное творчество. Декоративное рисование. Тема: «Роспись каргопольской игрушки». Художественное творчество. Декоративное рисование. Тема: «Роспись каргопольской игрушки». ________________ Пр

Художественное творчество. Декоративное рисование.Тема: «Роспись каргопольской игрушки».

Читайте также: