Сообщение о игрушке свистульке

Обновлено: 09.05.2024

История возникновения свистулек, их разнообразие, каковы возможности свистульки для развития малыша, как изготовить свистульки собственными руками.

ВложениеРазмер
v_rodit._ugolok_svistulka_2014.doc 409.5 КБ

Предварительный просмотр:

Свистулька — народный музыкальный инструмент.

Могут изготовляться из глины, дерева, пластмассы. Из глины лепят свистульки в виде оленей, птиц, коней, собачек, всадников и фантастических животных, как правило, оригинальных для каждой местности. Готовые игрушки сушат, обжигают, а затем раскрашивают.

Деревянные свистульки режутся вручную, как правило, из липы. При машинном изготовлении деревянные игрушки-свистульки могут изготовляться в некрашеном виде для самостоятельной росписи.

В некоторые виды свистулек можно налить вовнутрь немного воды и вместо свиста получить многотональные трели. В ряде свистулек по ходу воздушного канала просверливают дырочки, превращая их в некое подобие дудочки-жилейки.

Выполненные с фантазией и ярко окрашенные свистульки представляют собой в наше время прекрасную детскую игрушку и хороший памятный сувенир народного творчества.

История игрушек-свистулек насчитывает тысячелетия. В глубокой древности звучащие изделия служили средством для общения людей и являлись предметами культов, участвуя в религиозных ритуалах. Позже свистульки утеряли религиозный смысл и превратились в детскую игрушку, музыкальный инструмент. Благодаря различному акустическому строению, существует три основных группы свистулек:

сосудообразные (распространены на всех континентах), фигуры со свистком, который находится не в самом сосуде, а в его подставке

водяные свистульки - «соловьи», конструкция которых остается неизменной при всем разнообразии форм по всему миру

и глиняный музыкальный инструмент - окарина.

Игрушки и помощники в религиозных обрядах, они появились больше пяти тысяч лет назад в разных уголках земли. Какой народ придумал свистульки первым, до сих пор не известно. Хорошая идея приходит сразу в несколько голов. Только в ХIХ веке свистулька стала другом ребенка, игрушкой. А до этого свистящие фигурки использовали в обрядах. Китайские свистульки помогали забеременеть. А африканский подросток превращался в мужчину, лишь только когда ему вручали заветную обрядовую фигурку.

Обычный свисток — самый древний и распространенный вид свистульки. От размера резервуара зависит свист. Чем меньше тулово, тем нота выше. Тулово больше — звук низкий. Есть свистульки-соловьи или кукушки, у них свисток по-другому расположен.

Все началось с XIX века. В России к этому времени были широко распространены дымковская, романовская, филимоновская, кожлянская, каргопольская и другие направления игрушек-свистулек. Они были созданы для исполнения ритуальных обрядов, но со временем стали простыми игрушками. Каждая отличалась неповторимым узором, стилем изготовления и другими особенностями. Мастера вырезали и деревянные свистульки. Такая игрушка состоит из двух частей: непосредственно фигурка и свисток. Свистульки – более народные игрушки, фольклорные. Поэтому в играх современных детей, как правило, свистулек почти нет.

Их заменили американские «Язычки», дудочки и прочие игрушки, носящие более развлекательный характер. Но если у малыша есть матрешки, вальдорфские куклы, то свистулька займет достойное место в детских играх.

Каковы возможности свистульки для развития малыша?

Во-первых, обращение к истокам. Сказки, фольклорные напевы, игрушки – все это часть немного забытой культуры малыша, истории его страны. Поэтому для родителей, желающих познакомить чудо с культурой прошлой эпохи. Будет полезно воспользоваться этими игрушками. Во-вторых, развитие цветовосприятия. Например, романовские свистульки изготавливали из 4 цветов: красный, желтый, зеленый и черный. В-третьих, развитие музыкального восприятия, тренировка дыхания. На самом деле с помощью обычной свистульки можно сыграть целую мелодию, по красоте порой не уступающую другим инструментам. И этому нужно учиться. Где-то задержать дыхание, на каком-то моменте исполнения резко набрать воздуха.

Каждая свистулька – это индивидуальное образное решение дизайнера, у нее свой характер и свое звучание. И сейчас она продолжает оставаться для ребенка не только развлечением, но и по традиции оберегом.

Как изготовить свистульки своими руками

Широко распространены игрушки из глины. Способов изготовления несколько.

1 способ. Из целого куска. Этот способ применим для лепки животных. Возьмите кусок глины (1/3 ладони) и скатайте шар в форме куриного яйца. В своем воображении разделите шар на 3 части.

Верхнюю часть яйца захватите двумя пальцами и вытяните (это голова). Затем сформируйте голову. Нижняя часть яйца выполняется аналогично. Наметьте на туловище разделительную линию посередине и сделайте разведение лапок.

Используя прием оттягивания и прищипывания, продолжайте лепить голову, лапы. Примерно таким же способом изготавливаются и другие животные, например, баран. В этом случае нужно верхнюю часть сделать побольше.

2 способ. Скульптурный. Из яйца формируется туловище, голова. Остальные мелкие части изготавливаются из другого куска глины и прилепляются. Места соединения маскируются при помощи стекла.

Как изготовить свисток?

Для этого понадобятся 2 палочки одинакового диаметра ( зубочистки или шампуры). Одна круглая, вторая – заточена с не резким переходом до точки соединения в центре.

Теперь нам необходимо создать из глины кубик и приблизительно полсантиметра глины снять при помощи остренькой зубочистки или иного материала. Далее вставляем в центр среза нашу круглую кисточку и проталкиваем до центра. Увеличиваем диаметр внутренней части, пока не образуется полость. Следующий прокол этой кисточкой нужно сделать в центре той стороны кубика, которая смотрит на вас, но это не должна быть противоположная сторона. Рекомендованный угол прокола — сорок пять градусов. Практически с ювелирной точностью посередине мы ее выводим к верхней стенке прокола, сделанного первым до соприкосновения с отверстием. Все отверстия нужно тщательно очистить от остатков глины.

Это важно знать!


Использование подобных игрушек должно контролироваться родителями и педагогами, которые, как правило, не подозревают о воздействии свистулек на психику ребенка. Следует обращать внимание на уровень и вибрационные характеристики звука различных свистулек, который подбирался не случайно. Воздействие звука традиционной свистульки на психику носит скорее терапевтический характер, чем развлекательный. Неумеренное использование ребенком данной музыкальной игрушки может негативно отразиться на психическом здоровье ребенка.

Плешковская игрушка

Плешковская игрушка — народный художественный промысел по изготовлению глиняной игрушки. О плешковской игрушке известно было уже в 17 веке. Промысел появился в селе Плешково Орловской области. Согласно историческим источникам вокруг деревни стояли густые леса, а в самом месте из-за скудности земли образовалась плешь. Так и появилось название деревни ¬– Плешково. Несмотря на отсутствие растительности и плодородных почв, на этом месте люди добывали замечательную глину, из которой делали горшки и квасники, а для детей лепили игрушки-свистульки, принимали участие в выставках и ярмарках, вследствие чего о плешковской игрушке стало известно не только на территории России, но и далеко за пределами нашего государства – в Германии, США, Италии и Франции. Местные жители утверждают, что раньше в данной местности в мае месяце люди отмечали необычный праздник «Свистунью». Звонкий свист игрушек-свистулек помогал жителям изгонять из своих домов и сердец нечистую силу, все злое и черное, что накопилось за зиму.

До сих пор на территории России мастера игрушечники изготавливают детские игрушки и свистульки, сохраняя народные традиции, передавая от одного поколения другому секреты ремесла и искусства создания игрушек, народные представления о красоте, природе и жизни. Форма игрушек полностью сохранилась с 18 века, современные мастера лишь немного усовершенствовали и видоизменили внешнее оформление, наделяя игрушку новым смыслом. Сегодня плешковская игрушка – это не просто детская забава и свистулька, она сохранила в себе архаичность, когда созданные образы использовались в таинственных магических обрядах и несли в себе образ богов, использовались в качестве оберегов домашнего очага.

Описание игрушки

Плешковская глина после обжига приобретает светло-розовый или бежевый оттенок с блестящими крапинками, благодаря слюде, входящей в ее состав. Глина обладает пористостью, из-за этого краска для росписи игрушек, впитываясь, оставляет на поверхности блеклые нежные тона, которые замечательно сочетаются с природным цветом глины. Мастера используют совсем немного красок, чтобы получились красивые свистульки ремесленнику необходимо нанести лишь несколько цветных полос или пятен. Цвета, обычно используемые для раскрашивания фигурок, – красный, синий, зеленый, реже желтый. Раньше использовали натуральные красители (тертый кирпич, смешанный с соком лопуха или конопли, сок ягод и первоцветов). Современные мастера используют уже готовые краски для росписи. Тем не менее, несмотря на насыщенный цвет, готовая краска, впитываясь в поверхность глины, приобретает нежный пастельный оттенок. Из-за своей структуры плешковская глина не требует дополнительного декора – небольшие поблескивающие вкрапления и так очень гармонично смотрятся. Большинство плешковских игрушек – свистульки, но изготавливались и обычные игрушки. Характерная особенность плешковских игрушек – расположение свистка, в фигурках людей свисток находится в руке. Форма игрушки цельная, без налепов и лишних деталей. Размер игрушки обычно не больше детской ладошки. Глаза, рот и нос персонажа делаются с помощью тонкой палочки надавливанием – получаются маленькие дырочки. Плешковские игрушки-свистульки отличаются от других простым внешним оформлением и лаконичностью. Образы, используемые в плешковской игрушке стандартны, как и в игрушках из других районов: женщина с младенцем на руках, фигурки животных и птиц. С давних времен эти образы наделялись языческим значение, олицетворяющим жизнь, любовь, благодать и пр.

Плюсы и минусы

Птицы (курицы, петухи и утки) – являлись оберегом, олицетворяли пробуждение жизни и природы, тепло и весну, являлись предвестниками богатого урожая. Лошади считались олицетворением плодородия, хорошей погоды. Бараны были знаком богатства, успеха, достатка. Коровы и козы предвещали плодородие, здоровье и счастье в доме. Фигурки женщин означали начало новой жизни и связь поколений.

Новый век

Исторически сохранены имена самобытных мастеров-игрушечников: Ольга Даниловна Малютина, Александра Михайловна Иванилова, семья Фроловых Александр Викторович и Наталья Николаевна, а также их дети Александр и Анна. Сегодня народные плешковские игрушки бережно хранятся в музеях Тулы, Смоленска, Красноярска, Сергиева Посада, Москвы, Новосибирска и даже Гессена (Федеративная республика Германия).

Игрушка-свистулька

Отношение к свистульке как к детской забаве возникло сравнительно недавно. В древние, языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. В чем же заключается магическая сила свистульки? Игрушка-свистулька – это музыкальный инструмент, распространенный по всему миру и выполненный из различных материалов (дерева, глины, пластмассы, фарфора и прочих). Первые глиняные свистульки появились в VIII веке до нашей эры. В древности такие глиняные изделия использовались в религиозных культах для отпугивания нечистой силы. А с развитием культуры и утратой своего обрядового смысла, свистульки стали использоваться в качестве музыкального инструмента, а также в качестве народной игрушки.

Описание игрушки

Традиционно для изготовления свистульки использовали ту же глину, что и для гончарной посуды, тщательно выбирая все посторонние вкрапления: камешки, корешки и т.п. Из хорошо промятой глины игрушки лепили, как правило, в дни обжига, когда у гончара появлялось свободное время. Чем-либо иным, более трудоемким, ему было трудно заняться, так как горн или печь требовали постоянного внимания. Глиняные игрушки-свистульки, как правило, лепили в виде зверей, характерных для той или иной местности. Это могли быть птицы, дикие и домашние животные, а также герои народных сказок и былин. Известно три вида игрушек-свистулек:

• Сосудообразные, со свистком в подставке – самые распространенные свистульки на всех континентах.
• Водяные «свистульки-соловьи» – отличаются от других тем, что внутрь игрушки необходимо залить немного воды, и тогда издается особый свист, похожий на соловьиный.
• Глиняные свистульки, самые распространенные и характерные для всех стран постсоветского пространства, среди которых самые распространенные – это филимоновские и дымковские игрушки. Филимоновские игрушки-свистульки отличаются от дымковских более простыми орнаментами, в то время как дымковские игрушки имеют более сложные узоры, но, в то же время, кажутся более сдержанными.

Глиняные свистульки-подвесы в виде разных животных — кота, собаки, лошадки, барашка, бычка, развлекут ребенка веселым свистом и порадуют своим очаровательным видом. Для удобства игры свистульки имеют веревочки, поэтому с ними можно бегать и не бояться, что глиняная свистулька упадет и разобьется.

Как играть?

Глиняные игрушки, изображающие животных, таких как лошадки, свистульки-столбики, рогатые животные могут стать персонажами сказки или истории, которую дети изобразят прямо на столе или на полу и разыграют с ними маленький спектакль. В такие игры могут играть дети с 4-5 лет. Пусть ребенок попробует подуть в свистульку, зажмет одно отверстие, сразу два. Вскоре малыш поймет, что звуки при зажатии одного или нескольких отверстий различаются, и он сможет импровизировать и сочинять разные мелодии.

Плюсы и минусы

Игрушки-свистульки помогают детям избавиться от психической напряженности, развивают слух, чувство ритма, легкие и даже мелкую моторику рук. Однако выбирать свистульку для своего ребенка нужно очень внимательно. Потому как слишком громкий звук, наряду с некоторыми его тональностями или вибрациями могут негативно сказаться на слабой психике ребенка. Сегодня свистульки в качестве детской игрушки не очень популярны. Такие игрушки обычно привозят в качестве памятных сувениров и хранятся они преимущественно дома в шкафах или на сувенирных полках, а не среди детских игрушек. Однако по всей России проводятся выставки, посвященные глиняным свистулькам, в их числе Международная выставка глиняной свистульки «Свистульки мира», выставка «Почему свистит свистулька?» и выставка «Глиняные свистульки мира».

Новый век

Свистульки становятся предметом для коллекционирования, так в частных коллекциях можно обнаружить как самые древние экземпляры таких игрушек, так и свистульки современного производства. Главное для коллекционеров: оригинальность, уникальность и, конечно, качество изделия. Сегодня производят свистульки в самых разных местах.

Производство

На заводах дымковской и филимоновской игрушки можно найти красиво расписанные экземпляры свистулек, выполненные мастерами вручную. Есть компании, которые производят свистульки для детей, среди таких производителей Taowa, «Мастерская Сереброва» и Djeco.


Бытуя с древнейших времен, игрушка занимала большое место в жизни любого общества. Ведь именно с игрушки начинается познание мира человеком.

Свистулька – одна из очень старых, повсеместно и широко распространенных игрушек, превращающихся в умелых руках в музыкальный народный инструмент. Форма свистулек разнообразна: птицы, лошади, собаки, кошки и другие животные.

На Руси свистульки появились не позднее X века. Они представляют сбой сочетание про­стейшего музыкального инструмента (свистка-гудушника, свистка-сопелки) и скульптурного изоб­ражения какого-либо зооморфного, а возможно, и мифологического персонажа. Ле­пилась такая игрушка на пальцах из одного куска глины. Основное искусство мастера заключалось в создании ее полой звуковой части – свистка. Сек­рет чистого и насыщенного звука зависел от ряда причин и, прежде всего, от правильного располо­жения воздуходувного канала в мундштуке и на­ходившегося под ним отверстия для выхода час­ти воздуха.

Удивительное дело, но, пролежав сотни лет в земле, эти игрушки и сегодня поражают звонким и объемным звучанием, значи­тельно отличаясь от своих современных аналогов. Причем в зависимости от размера полой части иг­рушки звук мог быть высоким пронзительным или более низким басовитым.

Наши игрушки – свистульки представлены в форме птичек, отличающиеся большим музыкальным достоинством. Датируются XV - XVI веком создания. Найдены они были в деревнях Хотебцово и Захряпино на размыве Рузского водохранилища. Сзади, обычно в хвосте, находится пригубник со щелевидным отверстием для дутья. Рядом с ним, внизу (под хвостом) или вверху (на спине фигурки), находится пищик. Без него свистулька нема, она свистеть не будет. А по бокам – два игровых отверстия лада, ими можно варьировать звук, получая незамысловатую мелодию.

В древности звучащие глиняные изделия служили средством общения с духами и являлись предметами культов, участвуя в религиозных ритуалах. В языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. Однако этому нет прямых доказательств.

Археологические находки, включая самые ранние обнаруженные русские свистульки, являлись детской забавой. Они имели грубое оформление мундштука, плавающую интонацию и маленький диапазон, поэтому не могли быть инструментами для полноценного музицирования. Тем не менее, они участвовали в некоторых ритуалах, но именно в качестве игрушки, а не звучащего инструмента. Например, на вологодских свадьбах использовали игрушечных коней, зайцев и птиц из глины: их ставили на свадебный стол на подносе для сбора денег у гостей.

Есть версия, что игрушка переманивает на себя хворь. Возможно, свистульки выполняли обережную функцию – своим шумом и свистом они отгоняли от ребенка злых духов. Однако, на наш взгляд, основная функция детской свистульки – тренировка легких и артикуляционного аппарата ребенка. На это значение указывает их повсеместная распространенность и устойчивое бытование.

На Руси свистулька почти всегда сопровождала гончарный промысел. Любой горшечник мог сделать глиняный свисток, даже если производство глиняной игрушки не было обыкновением в данной местности. Веселый, звонкий свист и музыкальные трели глиняных соловьев всегда раздавались на всех ярмарках – сразу было понятно, куда идти за новой крынкой или макитрой. Свистулька привлекала к гончару покупателей.

Постепенно изготовление глиняной игрушки развивалось, к нему привлекались жены и дети мастеров. В некоторых промыслах производство игрушки обособляется от гончарного, обретает самостоятельность. И сегодня игрушка продолжает существовать даже там, где потребность в глиняной посуде исчезла вместе с умением обращаться с гончарным кругом.

Сегодня глиняную свистульку встретишь на каждой ярмарке, где её не только видно, но и слышно. История самого народного керамического изделия уходит в глубину веков. До того, как стать ярмарочным сувениром, глиняная свистулька (дудка, гудуха, свистун) была важным языческим инструментом для вызывания дождя, оберегом от нечистой силы, а заодно музыкальным инструментом.

Считается, для забавы свистульки начали изготавливать лишь в XIX веке. Традиции многих гончарных центров, которые тогда возникли, сохранились до сих пор, и в современной России живут и работают потомственные свистулечники. Сберечь удалось не только форму и орнамент, но и голос свистульки, который зависит от качества глины и слуха мастера.

Свистопляска из глубины веков

Когда на Руси впервые раздался глиняный свист, узнать невозможно. Историки ручаются за то, что более тысячи лет русские гончары изготавливали глиняные дудки различных форм. Самые ранние археологические находки этих изделий относятся к X веку, но мастерили свистульки гораздо раньше.

В языческие века дудки играли важную роль в обрядах и наделялись магическими свойствами. Известно, что с их помощью пытались вызвать дождь в засуху и распугать нечистую силу. Делали свистульки и в качестве музыкальных инструментов – для себя и по заказу для ярмарочных выступлений. Музыкальные дудки были нарочито неказистыми, отличаясь от всех прочих отсутствием рисунков и орнаментов.

Скоморохи

Считается, что слово «свистопляска» тоже пошло от игрушек-свистулек. Например, в Вятской губернии дети подыгрывали на глиняных дудках родителям, бравшим в руки балалайки, в дни поминовения предков, и это называлось свистопляской.

Долгое время свистульки, да и игрушки тоже, считались побочным промыслом русских гончаров – их лепили наскоро из остатков глины, которая шла, прежде всего, на изготовление посуды. Однако с XIX века они стали самостоятельным направлением и отвоевали себе часть гончарного прилавка. А когда на смену посудной керамике пришёл металл и фабричные изделия, игрушки стали залогом выживания для гончара.

О чём свистит корова?

Чаще всего русские свистульки имеют форму животного, как правило, птицы. Традиционно «поют» глиняные утки, куры, совы, голуби и пернатые неопределённых типов. Также делали свистульки в форме других животных, например, коров, которые должны были насвистеть владельцам крепкую семью и здоровье. С птичьими свистульками народные поверья связывали привлечение в дом богатства и благополучия.

Жбанниковская свистулька-корова

При сходных технологиях производства глиняных свистулек в разных регионах России существовали свои местные особенности. Например, кое-где изготавливали водяных соловьёв, которые начинали петь переливчатым голосом после наполнения водой. Для других игрушек попадание воды, напротив, было равносильно паденью на землю – свистулька могла раскрошиться в руках.

Разновидностей свистулек великое множество. Наиболее известны каргопольская, жбанниковская, абашевская, плешковская, старооскольская. И дымковская, конечно. Сегодня изготовлением традиционной игрушки-свистульки занимаются, в основном, дипломированные художники и педагоги народных студий, но и кустарей в этом деле немало. Мастера со стажем говорят, что прокормиться игрушкой можно, но разбогатеть вряд ли получится – слишком дорого свистульку не продашь, а сил и средств на её создание уходит немало.

Потомки мастеров

В Нижнем Новгороде Анну Терешину называют волшебницей и хранительницей традиций. С именем мастера связывают сохранение легендарного жбанниковской игрушки, которая родилась в местном селе Жбанниково в XVII веке. Анна – прямой потомок, по крови и ремеслу, мастеровой династии Тимофеевых, с которыми связывают развитие промысла.

Анна Терешина

Обучалась изготовлению игрушки она у матери, Прасковьи Тимофеевой, а ту научил отец. Дед был потомственным гончаром, и все его дети занимались этим ремеслом: сыновья делали горшки, дочери – игрушки-свистульки. Анна Терешина с гордостью рассказывает, что её дед торговал своими изделиями не только на ярмарках в Нижегородской области, но и в Москву возил. Благодаря чему стал по местным меркам состоятельным человеком.

А его внучка не только до столицы, но и в зарубежные страны добралась со своими свистульками. На испанском фестивале народных мастеров мэр города Теруэль, восхищённый голосом и видом терешинских-тимофеевских петушков и баранов, устроил для Анны аудиенцию.

Мастер глиняной игрушки из Каргополя Валентин Шевелёв вспоминает, что лепке игрушек его научил дед. Сначала давал поиграть, а увидев интерес у внука, взялся за обучение. «Говорил – садись, в жизни пригодиться, – вспоминает мастер. – А так не хотелось. Ребята на лыжах вышли, с горок катаются, а мне игрушку лепить. Сейчас вспоминаю это время как самое лучшее».

Свистулька из Филимоново

Потомки мастеров сыграли важную роль и в сохранении филимоновской игрушки, которая происходит из Тульской области. В середине прошлого века в Филимоново остались лишь три мастерицы, которые помнили традиции. Объединение усилий их потомков и группы выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища позволило сохранить промысел.

А вот в селе Абашево Пензенской области сохраняют секреты абашевской игрушки в школе. Здесь открыт музей глиняной игрушки, где можно услышать рассказ о выдающихся мастерах, проводятся и занятия по лепке. Технологию изготовления свистульки здешний житель знает так же, как алфавит – со школы.

Абашевская свистулька

Как делают свистульку

Шаг первый. Выбор глины

Глина, пригодная для изготовления горшка или тарелки, может не подойти для свистульки. Мастера берут глину, в которой не более 10 – 15 % песка. Если его больше, изделие может не слепиться, а если меньше – даст не тот звук.

Шаг второй. Лепка

После добычи и специальной подготовки глины мастер вылепливает небольшой шар, из которого делает чашу с толстыми стенками. После этого сводит концы, чтобы получился шар, полый внутри (в нём будет формироваться звук), с продолговатым свистком.

Шаг третий. Работа над свистком

Для того, чтобы игрушка зазвучала, нужно сделать несколько отверстий с помощью трубочки или палочки, которые у гончаров называются пичужками. Некоторые дают глине подсохнуть, но в этом случае есть опасность, что изделие потрескается.

Свистулька жбанниковская

Первое отверстие делается в свистке, втрое на стыке свистка и пустотелой камеры. Отверстия должны быть правильной круглой формы, для этого они тщательно вычищаются от глины, различных шероховатостей и заусенцев. Для того, чтобы игрушка могла менять голоса и исполнять музыку, мастера делают отверстия по бокам. При игре их можно будет закрывать пальцами, изменяя тональность. Принято делать до шести отверстий.

Мастер нередко настраивает звук, регулируя размер отверстий, с мягкой глиной в руках. Голос будущей свистульки уже понятен, после обжига он станет громче и звонче.

Шаг четвёртый. Завершение фигуры

Получившийся шаг со свистком может стать основанием для любой фигуры, превратиться в птицу, быка или наездника, сидящего верхом на бочонке. После того, как фигурка готова, следует обжиг и роспись.

Читайте также: