Сообщение о современных игрушках

Обновлено: 17.05.2024

Играя, дети познают мир. Поэтому при покупке очередной игрушки важно оценивать не только красивый внешний вид и безопасность, но и то, насколько и как она может повлиять на психологическое и эмоциональное состояние ребенка.

Формирование личности ребенка, его развитие, освоение полезных бытовых и коммуникационных навыков невозможно без игр и игрушек. Если раньше куколок и лошадок делали из подручных материалов, то сегодня при производстве игрушек используются самые современные технологии. Психологи и педагоги относятся к этому двояко. Одни утверждают, что высокотехнологичные игрушки позволяют детям легко осваивать мир гаджетов, без которых немыслима жизнь современного человека. Другие бьют тревогу – по их мнению, чересчур реалистичные игрушки не дают развиваться детской фантазии и мешают развитию коммуникативных навыков. Насколько оправданы эти опасения? Давайте разберемся.

Слишком интерактивно

Многим родителям знакома картина: ребенок выпросил очередную интерактивную игрушку, день-другой не выпускал ее из рук, а потом забросил и уже просит новую. Взрослые, особенно те, кому уже за 30, удивляются: мол, мне бы в их годы такие игрушки – да я бы от счастья с ума сошел! А детям – скучно. Вся детская завалена шикарными куклами, роботами, машинками на дистанционном управлении, роскошными интерактивными игрушками – а им скучно!

Не спешите обвинять детей в избалованности. Психологи утверждают – такие игрушки и в самом деле скучны! Поначалу их яркий внешний вид привлекает ребенка, но быстро выясняется, что в эту игрушку нельзя по-настоящему играть. Куклы все делают сами: поют, танцуют, говорят, плачут, кушают и даже ходят в туалет. Машинки ездят, вертолеты летают, интерактивные мягкие игрушки почти не отличаются от реальных домашних животных. Что же остается ребенку? Только нажимать на кнопки. Разве это – игра?

Ребенку интересен сам процесс игры, интересно активно участвовать в ней. Что-то придумывать. Катать машинку по полу. Говорить от имени куклы или плюшевого мишки. Игрушка, обладающая собственной активностью, превращает детей из участников игры в сторонних наблюдателей, и быстро становится неинтересной детям.

Первоначальная цель игрушек – развивать фантазию, творческий потенциал, воображение ребенка. Суть игры – в создании воображаемых миров и ситуаций. Современные технологии, которые используются при производстве игрушек, не позволяют это сделать.

Что же делать? Ответ на этот вопрос можно найти, понаблюдав за детьми. Многие родители замечали, что дети могут часами увлеченно играть с совершенно непредназначенными для этого предметами. Из коробки от холодильника может получиться и рыцарский замок, и ракета, и небоскреб, и поезд. Из найденной на улице палки – отличный меч, посох мага или ружье. При этом шикарные игрушки будут отброшены в сторонку, а ребенок полностью погрузится в создание своего, особого мира из подручных средств.

Эти наблюдения вполне соотносятся с советом психологов: если вы хотите, чтобы у ваших детей развивалась фантазия, игрушек должно быть немного, они должны быть не очень «самостоятельными» и реалистичными, и подходить для множества различных игр.

Страшилки и монстры

Прекрасные принцы и принцессы появляются в мультфильмах все реже. В моде – монстры, мутанты, нечисть, роботы-трансформеры, так называемые expression dolls с утрированными и неестественными чертами лица. По мотивам этих мультиков делают игрушки. Казалось бы, что плохого? Детям же нравится!

Но беда в том, что ребенок всегда идентифицирует себя с той игрушкой, в которую в данный момент играет. Он говорит от ее имени, принимает за нее решения, оценивает мир с точки зрения игрушечного персонажа – и незаметно перенимает его качества. Игры в Ивана-царевича, Маугли, благородного рыцаря и удалого гусара помогают детям проявлять благородство, великодушие, смекалку, отвагу, находчивость. А чему научат ребенка кукольные монстры?

Конечно, страшные игрушки существовали всегда. Но Кощей, Баба Яга, драконы, и прочая сказочная нечисть была страшной «на лицо», и злобной «внутри». Эти игрушки были нужны для отыгрыша негативных эмоций и как пример неправильного поведения. Поэтому дети не ассоциировали себя с ними, а «боролись» против них.

А вот современные уродцы позиционируются как «на лицо ужасные, добрые внутри». Этот диссонанс размывает грань между добром и злом, и может лишить ребенка нравственных ориентиров.

Еще одна беда всевозможных игрушечных страшилок – возможные нарушения коммуникативной функции. Монстры не дружат, не спасают мир и не создают семьи. Единственный сюжет, в который с ними можно играть – это бесконечная битва. Причем не за правое дело – а просто по принципу «кто сильнее». Стоит ли удивляться, что дети, играющие в такие игрушки, не понимают ценности дружбы, становятся агрессивными и раздражительными?

Барби и компания

Изначально на куклах девочки отрабатывали модель будущего материнства. Купали, кормили, укладывали спать. Барби и ей подобные – шикарные светские тусовщицы с умопомрачительными формами и всеми атрибутами роскошной жизни. Они вызывают у маленьких девочек интерес к тем сферам жизни, к которым те в силу возраста еще не готовы: флирту, романам, шопингу, красивой жизни.

Кроме того, красивые и богатые куклы, по мнению психологов, зачастую приводят к формированию у своих маленьких хозяек большого комплекса неполноценности – ведь их внешность не так идеальна, а таких красивых нарядов, машин и яхт в реальной жизни, скорее всего не будет. Уже известно немало случаев, когда подросшие хозяйки Барби начинают перекраивать себя с помощью пластической хирургии, чтоб стать похожими на своих кукол.

Опасные игрушки

1. Гигантские мягкие игрушки представляют для маленьких детей реальную опасность. Во-первых, за ними трудно ухаживать, их не засунешь в стиральную машину. Будучи форменными «пылесборниками», эти игрушки могут стать причиной развития аллергии.

Во-вторых, особо огромный мишка или заяц может запросто придавить ребенка. А при попытке поднять такое чудище малыш может потерять равновесие и упасть. И, наконец, самые маленькие дети могут попросту испугаться таких гигантов. Поэтому безопасная игрушка должна быть минимум вдвое меньше по размеру, чем сам ребенок.

2. Фантастическое оружие с обильными световыми и шумовыми эффектами излишне возбуждает нервную систему ребенка и может вызвать агрессию.

3. Излишне яркие игрушки, окрашенные более, чем в три цвета, не годятся для младенцев – они их раздражают и пугают.

Чем руководствуются родители, покупая игрушку для своего ребенка? Задумываются ли они над тем, что игрушка - это не просто забава? Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, дает яркие образы, и от того, какими они будут, зачастую зависят формирование морально-нравственных представлений личности и ее развитие в целом. Какая же она - современная игрушка? И какой она должна быть? Как помочь родителям сформулировать собственные критерии выбора игрушек. Или хотя бы заставить задуматься перед покупкой очередной куклы или машинки: а нужна ли она моему ребенку? Какую психологическую и педагогическую информацию она несет в себе?

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра – это своеобразный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.. Сознательное управление психическим развитием ребенка совершается прежде всего путем управления основным, ведущим отношением его к действительности, путем управления ведущей деятельностью (Леонтьев А. Н.) В играх дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Игра и игрушки формируют личность ребенка, поэтому являются важным средством воспитания.

Игра - средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития. Но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии.

Игра и игрушка, по мнению ученых, - важнейшие составляющие любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки. С помощью игрушки ребенку передаются сама суть человеческих отношений.

Игрушка - тот же носитель информации для ребенка, что газета или Интернет для взрослого. Спросите себя: какую информацию она несет. Современная игрушка, – какая она? К сожалению, хорошо покупаемая игрушка - та, что нравится взрослым. Но часто она меньше всего годится для детей. Во многих нынешних игрушках детское только то, что они маленькие. Чем же должна быть игрушка для ребенка? Источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества, иметь запас игровых возможностей и быть занимательной, способствовать формированию любознательности, интереса к окружающему миру, проявлению гуманных чувств. В противоположность этому современные игрушки, чаще всего изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета». Ребенок, окруженный пластмассовыми Барби, киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества. Если же ребенок с детства окружен представителями нечистой силы, то способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию будет в нем атрофирована, может быть, навсегда. Став взрослым, он будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал он первые в своей жизни моменты игры, с чьей помощью происходило познание мира.

Игрушка способна породить чудовищ в душе маленького человека. С этим, к сожалению, приходится сталкиваться все чаще не только психологам, но и детским психиатрам, врачам.

Черепашки Ниндзя, трансформеры - роботы, Бэтмэн, Человек-паук - эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым - животным или маленьким детям.

К категории монстров можно отнести всевозможные игрушки-трансформеры: человек-машина, человек-чудище, человек-робот. Какие чувства воспитывают у малыша эти игрушки? Так посредством уродливой игрушки цинично эксплуатируется потребность ребенка в волшебстве и сказке! Взрослые словно забыли, что игрушка, как мы сказали вначале, это не просто забава. Она закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем-игрушкой, причем опасность эта прямо пропорциональна агрессивности персонажа.

Любое проигранное ребенком действие способно воспроизводить себя в реальности. Если ребенок в игре способен вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, если ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведет само себя когда-нибудь в той или иной ситуации. Игрушка программирует поведение ребенка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несет. Поскольку есть добро и зло, идеал и антиидеал, игрушка, как мы могли убедиться, может быть антиигрушкой.

Современная промышленная игрушка зачастую формирует и фиксирует в человеке (и прежде всего в ребенке) такие личностные свойства, как расслабленность воли, индифферентность чувств, непытливость ума, потребительство. Помня о том, что игрушка - культурное орудие, с помощью которого ребенок постигает огромный и сложный мир, приобщается к последним достижениям человечества и традициям собственного народа. В то же время известно и то, что каждая игрушка, даже самая незатейливая, символизирует те или иные стороны человеческих отношений, в ней почти всегда скрыт определенный воспитательный смысл.

Оказывается, куклы могут быть не только для девочек, но и для мальчиков. Вместо миниатюрных солдатиков - крупный Бэтмэн (человек-летучая мышь из американского мультфильма) в разных обличиях, иногда в паре со своим звероподобным врагом, видимо, для организации и воплощения ребенком поединков-драк. На открытой витрине - американские же супермены-профессионалы (альпинист, пилот и киллер с набором разнообразного оружия - от ножа и пистолета до лазера).

Современные Барби, имея разные имена, очень похожи друг на друга. По заказу мордашка Барби может быть похожа на лицо самой девочки, таким образом игрушка приобретает силу второго «Я». Зачем это? Играя в Барби, ребенок приходит как бы «на все готовое» (слишком все предопределено) - это квази-игрушка по определению психолога А. Н. Леонтьева. Ребенок оказывается в путах стереотипов и навязывания определенного образа жизни и мировоззрения. Известно, что пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой - комплекс неполноценности, приводящий к неврозу.

Четыре года - это возраст, когда ребенок осваивает свое тело в гармоничном движении. Игрушки должны предоставлять возможность для динамики, танца (музыкальные шкатулки, мячи, шары, ленты на палочках и пр.). В девочках этого возраста силен инстинкт материнства, он находит свое воплощение в игре с куклой. Поэтому в этом возрасте лучше не покупать Барби. Ведь Барби - это псевдоидеальная модель женщины, секс-символ общества потребления, чудовищная духовная подмена архетипа Матери. Ее можно одевать, раздевать, приобретать все новые вещи для нее. Через Барби транслируется образ жизни - бесконечные наряды, развлечения, смены партнеров. По отношению к этой кукле девочка почувствует себя, скорее, горничной, прислугой, в лучшем случае подружкой, а не мамой, няней. Это не то маленькое беззащитное существо, которое хочется нянчить, кормить, укладывать спать, лечить, т.е. ощущать себя хоть на ступеньку выше, взрослей. Кукла в этом возрасте должна акцентировать внимание ребенка не на «красоте», а в первую очередь на чувствах заботы.

«Красота» Барби выдумана и навязана детям взрослыми, в понимании ребенка представления о красоте вообще часто не совпадает с эстетическими воззрениями взрослых.

Современные девочки и мальчики, те самые, для кого игра - жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле «разучиваются» конструктивно играть. Это беспокоит специалистов-психологов и педагогов во всем мире. Изменились и само качество, сама суть детской игры: она стала невеселой, агрессивной, индивидуалистичной.

Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник двести, сто и даже тридцать лет назад. Яркие обложки книг, журналов и учебников в школе, цветные рекламные щиты на улице, а дома - фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов, форм.

Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды нарушает стабильность и устойчивость мира, то есть лишает маленького человека уверенности в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен. Поставлена под вопрос предсказуемость мира, необходимая ребенку для адекватной социализации, для управления собственным поведением.

Подведем некоторые итоги.

Современные игры и игрушки в своем подавляющем большинстве есть антиигрушки, они ориентируют детей не на позитивные ценности культуры и духовные образцы, а насаждают стремление к злу, насилию, ненависти, распущенности, стяжательству.

Общие выводы обзора современных игр и игрушек свидетельствуют об очевидных трансформациях картины мира наших детей. В ней появились существенные сдвиги в сторону, во-первых, меркантилизации детского сознания, выражающейся в преувеличенном отношении к деньгам, желании в будущем заниматься только бизнесом, приобретении финансовой самостоятельности любой ценой. Во-вторых, вестернизации как ориентации на западные ценности, за которыми стоит культ силы, экспансии, агрессии в сочетании с романтизацией криминальной жизни и прочее. В-третьих, в детской картине мира нарастает тенденция к танатизации - мотивам смерти, гибели всего живого на земле, уничтожению природы, экологической катастрофы и т.п. Именно эта тенденция во многом спровоцировала рост детских самоубийств - не без помощи средств массовой информации, а также таких специфических ее форм, как игрушки: трансформеры, куклы-киллеры, настольные игры типа «Гибель цивилизации», «Война миров» и аналогичные им.

Еще одна характерная черта нашего времени - тенденция к сексуализации детского сознания (активное формирование циничного отношения к интимной стороне жизни взрослых, преждевременной озабоченности вопросами секса), одной из причин которой являются куклы с половыми органами.

Антиигрушка - это специфическое средство информации, пропагандирующее антиценности. Она представляет опасность для жизни и здоровья детей, может причинить вред нормальному физическому, психическому и нравственно - духовному развитию.

Антиигрушка - это не просто плохая игрушка, то есть. некачественно сделанная, грубо раскрашенная, с острыми краями или мелкими деталями. Часто антиигрушками выступают внешне безупречно изготовленные из экологически чистых материалов фирменные изделия зарубежного или отечественного производства. Но какие психические процессы и личностно-смысловые отношения проявляются во взаимодействии ребенка с антиигрушкой?

Современные антиигрушки, чаще всего изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета». Ребенок, окруженный пластмассовыми Барби, киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества.

Игрушка с половыми органами, якобы для адекватной полоролевой социализации ребенка, способна вызвать преждевременный сексуальный интерес, а в сочетании с усилиями СМИ и, главное, взрослыми «внушениями» способствует сексуализации детского сознания и, по сути, является интеллектуальным растлением.

Игрушка, как мы могли убедиться, серьезно влияет на детскую психику и на развитие личности малыша. Ведь для него она живая и настоящая. Увлекаясь игрой с игрушкой, ребенок чаще всего отождествляет себя с ней, ее «повадками», внешностью, ее скрытой сутью. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем-игрушкой, опасность эта прямо пропорциональна негативности персонажа.

Но не все так плохо. Можно покупать хорошие и «умные», вернее сказать, мудрые игрушки. Большинство из них не продается в обычных детских магазинах. Они изготавливаются вручную на дому или на маленьких фабриках, существующих на грани рентабельности, - небольшой тираж, полуручной способ изготовления. Зато можно избежать фабричной обездушенности общим шаблоном.

В магазинах можно найти персонажей всеми нами с детства любимой телевизионной программы «Спокойной ночи, малыши!»: Филю, Степашку, Хрюшу и Каркушу. Чему они учат малышей во время своих вечерних встреч с ними? Добру, справедливости. Учат не обманывать и не предавать и многому другому. И все это рассказывается в понятной для детей форме. Эти редкие теперь положительные персонажи излучают добро и любовь к каждому из зрителей, а те тоже отвечают любовью. Поэтому присутствие в детской хотя бы одного из любимых героев принесет еще одну частичку тепла и нежности и напомнит о тех темах, которые затрагивались ими. Конечно, «творческий потенциал» этих кукол невелик, но он значительно превышает тот негативный заряд антиигрушек, которыми насыщены современные магазины.

Для детей постарше сейчас можно купить наборы для постройки кораблей, самолетов, лодок. Для девочек продаются красивые наборы для вышивания и пошива платьев своим любимым куклам, а для мальчиков - столярные, слесарные инструменты. Они учат детей самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних. Например, подростку, может быть, будет очень приятно сделать своими руками для куклы сестры какую-нибудь мебель. Да и любая игрушка, изготовленная своими руками, - самая лучшая для ребенка и самый дорогой подарок для его (ее) друга или подруги.

Наблюдая детскую игру с целью выявить отношение детей к игрушкам, можно попутно ознакомиться и с детской оценкой той или иной игрушки. Было бы особенно важно получить данные для выяснения такого трудного в психологическом отношении вопроса о реальном влиянии игрушки: по представлениям детей в сравнении с мнениями взрослых. В этом, может быть, ключ к научной программе отбора игрушек. В том, что эта программа нужна, нет никаких сомнений. Ведь большую часть жизни ребенок проводит в игре.

Наши дети живут в игрушечном раю. Каких только чудес света не предлагают производители, соревнующиеся за внимание детей и деньги родителей! Игрушки становятся все более разнообразными и продуманными: одни в деталях воспроизводят окружающую жизнь, другие задают вопросы – и предлагают готовые ответы. Что происходит в этих условиях с детской фантазией, творческими навыками?

Современные игрушки

Прощай, фантазия!

Мы не откроем Америку, если признаем, что детские психологи и педагоги бьют тревогу: современные игрушки в зародыше уничтожают в детях креатив. Чем более «навороченная» игрушка, чем больше в ней заложено игровых функций, чем сильнее она похожа на свой «живой» аналог – тем меньше у детей поводов придумать игры самим, «дофантазировать» или доработать внешний облик до отдаленного сходства с «оригиналом».

Результат знаком каждому родителю: еще неделю назад малыш мечтал об игрушке, просил о ней, вчера – получил предмет страсти, прыгал от радости полчаса и еще два часа нажимал на кнопочки, а сегодня – даже не подходит. И дело не в том, что ребенок разбалован или пресыщен. Он просто не умеет с такой игрушкой играть, не понимает, что делать с ней теперь, когда все кнопочки нажаты по сто раз, столько же прозвучала песенка, и загорелись лампочки.

В «навороченных» кнопочных игрушках любой игровой результат предсказуем или даже заранее известен. Это превращает ребенка из активного участника игры в пассивного (читайте: скучающего) наблюдателя, активность головного мозга при этом снижается, развитие – тормозится.

Игрушечное зло

О каких игрушках, препятствующих развитию детской фантазии, упоминают психологи и педагоги в первую очередь?

  • интерактивные куклы (которые поют песенки и произносят фразы);
  • планшеты и детские компьютеры (которые предлагают детям простые викторины и игры);
  • куклы с принадлежностями (которые достоверно копируют «взрослую» жизнь – домики, машины, наряды, сумочки и т.д.);
  • самолеты-машины-корабли на пультах управления;
  • любые «кнопочные» игрушки (которые что-то делают при нажатии кнопок).

В «черный список» попали, как ни странно, Лего-конструкторы: многие родители запрещают детям разбирать собранные Лего-игрушки, и те стоят на полках в виде «музейных экспонатов».

Так ли страшен черт.

Будет несправедливо по отношению к игрушкам и их производителям утверждать, что они – абсолютное зло. Большинство игрушек имеют несомненные достоинства: они развивают мелкую моторику, цветовое и слуховое восприятие, осязание, расширяют кругозор, улучшают координацию движений, а самое главное – помогают детям ближе познакомиться с окружающим миром, в том числе – миром взрослых. Многие игрушки тренируют скорость реакции, память, логику.

Если верить социологам, выбирая игрушки детям, мы руководствуемся тремя основными мотивами:

1)покупаем игрушки, которых нам не хватало в детстве;

2)предпочитаем подобные тем, что любили сами;

3)выбираем под влиянием моды и рекламы.

Очевидно, что из трех мотивов для покупки, два (первый и третий) «работают» в пользу ярких, привлекательных, дорогостоящих, невиданных во времена нашего детства «навороченных» игрушек.

Не надумана ли проблема?

Начнем с того, что тревогу бьют не британские ученые, и опасения основаны на многочисленных проведенных исследованиях. Проблема дорогих «навороченных» игрушек не в том, что они вредят развитию фантазии или препятствуют ему, а в том, что просто фантазию не развивают. С детьми же упущенные возможности – зачастую шаг назад. Ребенок, который в детстве не научился фантазировать, творить, выходить за привычные рамки, едва ли приобретет эту «волшебную» (и чрезвычайно полезную для карьеры и личностного развития) способность во взрослом возрасте.

И все же по-настоящему вредны детям только:

- игрушки, содержащие опасные химические вещества (фенол, формальдегид, свинец);

- игрушки, отрицательно влияющие на психику ребенка (уродливые, агрессивные и т.д.).

Покупать или не покупать – вот в чем вопрос?

Ответственному родителю, ребенок которого будет умолять в магазине о покупке детского планшета или кукольного домика для Барби, предстоит выбрать один из вариантов решений:

1) Категорически не покупать такие игрушки

Эта ситуация настолько же далека от реальности, как отказ от покупки попкорна и чипсов (из-за их вредности для желудка) или отказ от походов в кино на мультфильмы в 3D (из-за опасности для зрения). Мы стараемся свести к нулю эти проявления «родительской бесхарактерности», но совсем избавиться от них получится едва ли – уж очень эффективную рекламу создают детские маркетологи, уж слишком влиятельно детское окружение, уж слишком хочется порадовать ребенка и доказать, что он «не хуже других».


Ирина Кузьмина, детский и семейный психолог: «Проблема заключается не в самом существовании «навороченных» игрушек, а в том, что взрослые делают своих детей «потребителями», покупая все больше и больше игрушек из мультфильмов и рекламы. В лучшем случае ребенок проигрывает лишь сюжеты мультиков. Обычно же дети, привыкшие к коллекционным покупкам, просто накапливают их, и при удобном случае устраивают истерику, если им не покупают новую игрушку. Значит, не надо вообще покупать такие игрушки? Надо! Но сначала нужно научить ребенка играть, научить ценить их».

2) Покупать такие игрушки «под давлением» - и надеяться на лучшее

Что поделать, если ребенок сильно просит, денег на игрушку хватает, а на коробке перечислены десять причин, почему это «чудо детской техники» полезно и «совершенно необходимо» ребенку? Вероятно, купить – и надеяться, что действительно полезно.

Ирина Кузьмина: «У каждого времени свои игрушки, поэтому нельзя однозначно сказать, необходимо покупать «супер-новые» игрушки или, наоборот, недопустимо. Это личное дело каждого родителя, каждой семьи. Главное, что любая игрушка должна быть подобрана со смыслом. Выбирая «навороченную» игрушку, спросите себя: кому вы ее покупаете – себе или ребенку?»

3) Покупать такие игрушки в меру, соблюдая соотношение хотя бы «1:1» с игрушками нашего детства

Берете детский планшет – прихватывайте металлический конструктор с болтиками-винтиками, покупаете говорящего мишку – не забудьте о мозаике, пирамидке, кубиках. Только кажется, что на фоне «разрекламированных» собратьев ребенок к обычным игрушкам даже не притронется. Удовлетворив любопытство, вдоволь понажимав кнопочки и выучив все стишки и речевки наизусть, ребенок, скорее всего, возьмется за те игрушки, к которым не будет приложена подробная инструкция.

4) Покупать такие игрушки – и подключать собственную фантазию ради развития фантазии детской

Если «навороченные» игрушки – необходимое и неизбежное зло, то почему бы не свести его к минимуму? Например, так:

  • Покупая ребенку дорогой набор Лего, разрешите ему разбирать готовую игрушку на детали – чтобы придумать другую, уже самостоятельно, без подсказок от производителя. Можно также дополнить купленный ранее набор специальным набором для творчества от того же Лего (комплект из различных деталей, которые можно превратить во что угодно).
  • Бабушка подарила малышу детский компьютер с викторинами? Устройте соревнование для кукол и мишек – кто лучше справится с заданиями и ответит на вопросы. Заодно предложите ребенку придумать другие задания, составить новые вопросы, в программу компьютера не заложенные.
  • Дочь попросила на день рождения куклу с чемоданом готовых платьев? Понаряжайте подарок вместе, поиграйте в ролевые игры. Придумайте и сшейте новые наряды, а затем устройте показ мод.

Конструктор из металлических деталей

Для большинства игрушек семейства «кнопочных» придумать игровые функции сложно. Значит, просто чаще устраивайте ярмарки игрушек или домашние распродажи: меняйтесь игрушками (пусть даже похожими) с друзьями. В общем, если «навороченные» игрушки приносят какую-либо пользу – пусть даже не пользу фантазии – умножайте ее!

Ирина Кузьмина: «Любые игрушки могут быть очень даже полезными, - или стать «пылесборниками». Важно, чтобы ребенок умел играть: в норме для детей до 7 лет ведущим видом деятельности является игра, на нее ребенок нацелен. У всех игрушек есть определенные функции, допустим, те же «навороченные» детские игрушки (роботы, планшеты, конструкторы и т.д.), помимо развития мелкой моторики, интеллекта, усидчивости и т.д., созданы для ознакомления с миром взрослых. А фантазия – она в момент игры в любом случае развивается: например, играя с роботом, ребенок может додумывать недостающие функции. Поэтому так важно научить ребенка играть – тогда и фантазия тоже не будет стоять на месте.

Единственный вопрос, в какое русло она направится? Ведь играя куклами-монстрами, агрессивными игрушками, игрушками с сексуальным подтекстом, ребенок додумывает негативные сюжеты, часто связанные с насилием и жестокостью…

Что касается творческих навыков – «навороченные» игрушки на их развитие действительно не нацелены. Поэтому, выбирая игрушку ребенку, пытайтесь понять, ДЛЯ ЧЕГО она, какую функцию вы в нее вкладываете».

Программа-минимум

Ирина Кузьмина: «Что может сделать родитель в условиях, когда игрушки фантазию не стимулируют? Минимум – играть с ребенком ежедневно хотя бы по 20 минут в ролевые активные игры. Даже если очень не хочется – буквально сесть, взять игрушки и играть. Покупать игрушки осознанно, а не для того, чтобы «дитя не плакало». Вместе с детьми делать самодельные игрушки, лепить фигурки, строить домики, трассы для машин и т.д.»

Какие бы игрушки мы ни покупали своим детям – обычные, экологически-чистые, деревянные, тряпичные, кнопочные, сборно-разборные или говорящие, основной способ сделать так, чтобы эти покупки приносили пользу – играть с ребенком. Научите малыша играть – и он с любой, даже невероятно скучной игрушкой, что-нибудь придумает. Человек – существо эволюционное, а «навороченные» игрушки – реальность современного мира, поэтому дети будут приспосабливаться к этой реальности, как сумеют. Наша задача – сделать, чтобы «сумели» хорошо.

Современные тенденции рынка игрушек таковы, что начинаешь думать об уходе традиционных игрушек из нашей жизни. Теперь всё становится обучающим и развивающим. Буквально всё, даже куклы и плюшевые мишки.


Головоломка Шестеренчатый Шар (Gear Ball Meffert's).

Неужели современным детям действительно перестали быть интересны простые, классические игрушки? Да, все малыши сегодня с юных лет любят планшеты и смартфоны, но неужели кубики и пупсы отходят на второй план? По мнению производителей, похоже, все игрушки должны стать функциональными. Процесс усложнения игрушек характерен для всего мира. Хорошо ли это? Кто-то говорит, что да, а кому-то до сих пор ближе классика, отсюда и появление специализированных садиков с Вальфдорфскими игрушками и обучением по Монтессори.

Железная дорога, простые машинки, куклы с колясками уступают место наборам для творчества, а сложные технологичные игрушки, которые синхронизируются с планшетами и смартфонами, постоянно набирают обороты. С каждым месяцем всё популярнее становятся конструкторы, пазлы и настольные игры с головоломками. Просто игра уходит. Приходит игра+обучение. А особенно заметный всплеск продаж умных и развивающих игрушек приходится на начало нового учебного года.

Развитие фантазии?


Современные игрушки становятся сложнее, они предоставляют игровые сценарии, которые осваивает ребёнок. В чём подвох? В том, что все эти игрушки действительно, как правило, предоставляют готовые сценарии, и фантазия здесь отступает на второй план. Что бы ни говорили производители о том, что новые игрушки развивают фантазию. Развивают, но в заданных пределах, после чего требуется новая игрушка. В то же время старые добрые деревянные кубики можно было использовать годами в самых разных играх, и они не требовали замены или дополнений. Разве они хуже развивали фантазию? Вряд ли. Но вот то, что их невозможно продавать к каждому празднику, большой минус для современных производителей.

Игры с куклами


Меняются и игры с куклами. Сегодня девочки часто сами строят кукольные домики и лишь потом играют в них с куклами, мастерят мебель и другие кукольные мелочи. Кроме того, популярными являются коллекционные серии, когда вы собираете модель (или группу игрушек) месяцами и даже годами. Была такая серия и по сборке кукольного домика — Дом Мечты от издательства ДеАгостини. Однако до сих пор главная мечта многих девочек — огромный деревянный кукольный дом, который не надо собирать и строить, крепкий и надёжный, в котором можно было бы от души поиграть с любимыми куклами. И интерактивность там совершенно ни к чему. Такие игрушки на рынке тоже представлены. Только вот стоят они очень дорого, не каждому родителю по карману.

Модернизируемые игрушки


Многие современные игрушки предоставляют детям возможность собрать их по-разному. Идеальная игрушка должна собираться, разбираться и модернизироваться, поэтому на первый план выходят конструкторы. Ещё более сложные игрушки учат не только конструировать, но ещё и программировать.

Современные конструкторы сначала требуют от ребёнка собрать модель, а затем дают возможность играть с собранной своими руками игрушкой. В любой момент ребёнок может собрать из деталей что-то иное. Это не одна игрушка, а сразу много. LEGO здесь — вне конкуренции, хотя на рынке появляются и другие игроки, в том числе и российские. Например, Фанкластик — новый уникальный конструктор, который позволяет мыслить в трёхмерном формате.


3D пазлы Умная бумага.

Рынок конструкторов продолжает расти, несмотря на кризис. Потому что данный тип игрушек родители считают полезными и готовы их покупать. Ради развития и обучения своих детей.

Большим спросом пользуются наборы, выпущенные по лицензиям известных фильмов, и здесь снова на первый план выходит LEGO, в первую очередь благодаря минифигуркам героев, которые входят в наборы.

Сегодня доля рынка конструкторов в стоимостном выражении, по данным исследовательской компании NPD Group, составляет 22% (куклы и пупсы — 20%, машинки и транспорт — 14%, а мягкие игрушки сравнялись с настольными играми и пазлами (по 5%)).

Роботы и электроника


Популярны сегодня и роботы, и электронные программируемые игрушки. Дети играют в реальном и виртуальном пространстве. Этот сегмент рынка пока не очень велик, однако он растёт быстрыми темпами. Очень популярны технологические игрушки, синхронизирующиеся с мобильными устройствами, они и в США, и в Европе занимают первые места в рейтингах самых продаваемых новинок. Особенно популярны такие игрушки у мальчиков, однако в последнее время в данной категории выпускаются новинки, которые нацелены на девочек.

Настольные игры, пазлы и головоломки


Головоломка Playlab Мишка Рубика. Растёт также популярность настольных игр, головоломок и пазлов. Во время игр с данными игрушками дети учатся логике, стратегическому мышлению, начинают лучше считать, развивают социальные навыки. Популярности способствует доступная цена, ведь средняя стоимость пазлов невысока, к тому же многие пазлы и настольные игры выпускаются в России, а многие покупатели предпочитают выбирать для детей игры и игрушки, произведённые именно в родной стране.

Здесь стоит вспомнить про знаменитый Кубик Рубика, который не только не стареет, но развивается, предлагая новые интересные головоломки. Кубик Рубика празднует рекордный год: розничные продажи в 2016 году выросли до рекордных уровней! Классика! Читайте подробнее.

1 сентября — тоже праздник


Головоломка Гудини разрушитель оков от Think Fun. Интересно, что игрушки в России покупают не только на Новый год и день рождения. Ещё одним общепризнанным праздником является начало учебного года. В этот день многие дети получают подарки, пусть и не слишком серьёзные. Особенно популярны к 1 сентября умные и развивающие игрушки, конструкторы, наборы для творчества и опытов, научных экспериментов, такие как "Юный химик". А в Европе более популярны фигурки героев и игрушки для улицы: ролики, велосипеды и скейтборды. В России, к сожалению, сезон катания на роликах и велосипедах слишком короток, и в сентябре мы уже готовимся к зиме. А зима — это учёба, развивающие игрушки для дома. Отсюда и выбор родителей — в пользу того, с чем ребёнок может играть, не выходя из дома.

Популярные игрушки 2016 года


В 2016 году росли не только обучающие игрушки, но и некоторые серии кукол. Например, очень популярными были серии кукол от Mattel Барби Безграничные движения, Ever After High Игры Драконов, Monster High Монстры-русалки.

Для мальчиков популярными игрушками являются машинки и бластеры. Вне конкуренции здесь — машинки Hot Wheels от Mattel и Nerf-бластеры от Hasbro.

Среди конструкторов LEGO наиболее популярными у покупателей в 2016 году являлись серии NEXO KNIGHTS (для мальчиков), а также LEGO Friends (для девочек).

Современные достижения в разных технологиях делают возможным учить детей программированию через игру. Это заставляет задуматься о том, как ещё нынешние технологии проявляют себя в игрушках, что полезного они несут детям, чему могут научить.

Посмотрим, какие новые продукты появляются, когда игра соединяется с технологией, какие старые классические игрушки попадают под инновации?


В этой статье — лишь несколько интересных и ярких примеров игрушек, использующих передовые технологии, которые мы не могли бы представить себе в детских руках всего лишь несколько лет назад. А сегодня они уже — реальность, воплощённая в жизнь.

3D-печать стала доступной для всех

3D печать — новая технология, которую не успело освоить ещё большинство взрослых, вот почему это был шок, когда новая технология уже дошла до детской аудитории, и дети теперь имеют возможность рисовать в 3D. Это стало возможным с появлением 3D-ручек.



IDO3D, детская 3Д-ручка.

Творчество поднимается на совершенно новый уровень вместе с Wobbleworks, компанией, которая выпустила первую в мире 3D-ручку, 3Doodler Start, первую модель специально для детей, в 2016 году.

Это не только фантастический пример современной технологии, которая нашла применение в детских игрушках, но и умное решение использования ЭКО-пластика, который имеет гораздо более низкую температуру плавления, чем большинство обычных пластмасс, а это означает, что у детей нет риска обжечься во время игры.

Многие предполагали, что 3D-печать могла в конечном итоге оказаться в руках детей, но сомнительно, что кто-то предполагал, что это произойдёт так быстро.

Социальные сети для детей

В мире, где большинство родителей предпочли бы, чтобы их дети сидели перед экраном поменьше, появились социальные сети, в которых можно буквально "пропасть". С их многочисленными опасностями и рисками, раньше думалось, что соцсеть — это почти наверняка не для маленьких детей. Так было. Но это уже не так.

После двух лет разработок игрушка Elfkins обещает сделать работу в сети более безопасной; это специализированная социальная сеть для детей, которая позволяет членам семьи присоединиться к закрытой сети со своими детьми через игрушку, забавного персонажа.



Elfkins: умная игрушка без необходимости смотреть в экран.

Использование сетевых возможностей смартфона даёт возможность создать безопасную социальную сеть для детей. Будет интересно посмотреть, насколько эта игрушка окажется популярной у покупателей, особенно если учесть пользу для родителей, путешествующих или допоздна сидящих в офисе.

Старая классика с виртуальной реальностью

Изначально предназначенная для видео-игровой аудитории, виртуальная реальность (ВР) быстро начала проявляться и в других отраслях, включая медицину, рекламу, и, конечно, игрушки.



Виртуальная реальность Smart Theater.

Детские научные наборы и наборы для опытов — далеко не новинка, это уже старая добрая классика, но с новыми технологиями и направлением обучения по STEM она предстаёт перед нами по-новому. Основная механика не изменилась. Но в стремлении углубить знания детей о науке и подать их в более интерактивной форме, MEL Science успешно добавил виртуальную реальность в скромный детский набор для изучения науки.

Абонентское обслуживание The MEL Chemistry посылает вам до двух комплектов для изучения в месяц, и комплект включает в себя гарнитуру Google Cardboard VR, которая совместима с большинством современных смартфонов. Аспект виртуальной реальности здесь гораздо больше, чем просто трюк. Дети теперь могут заниматься наукой так, как они не могли делать это в прошлом, они буквально могут уменьшится и стать крошечными, чтобы увидеть мир на молекулярном уровне.

Виртуальная реальность — пока ещё новая, но очень интересная технология, а доступность обыденных мобильных телефонов, несомненно, приведёт к дальнейшему принятию ВР, появлению ещё большего количества игрушек, связанных с нею. MEL Science — одна из первых игрушек, где компания-разработчик использует ВР и, конечно, не последняя. Это благодатная почва, и мы только начинаем видеть "первых ласточек" данного направления.

Вывод

Новые передовые технологии попали в руки детей быстрее, чем когда-либо, на разработку и внедрение инноваций не потребовалось многих лет, как это было раньше. Всё происходит очень и очень быстро. С таким количеством новых интересных движений в области технологий, которые мы видим в настоящее время, ещё можно сделать невероятно много удивительных вещей, недоступных в прошлом. И всё это, конечно, будет сделано: оно уже начинает воплощаться в жизнь!

Читайте также: