Сообщение об игрушке сергиева посада

Обновлено: 24.04.2024

Наш город, Сергиев Посад – родина русской матрёшки. Именно здесь более сотни лет назад художник С.В.Малютин расписал первую из них. С тех пор, получившая признание кукла, стала визитной карточкой нашего города, да и всей России!

Наши губки бантиком,

Да щечки будто яблоки,

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Мы загорские матрешки

Всех на свете краше.

Расписные, яркие сарафаны наши

Троице-Сергиев монастырь, расположенный в Сергиевом Посаде, был центром художественных ремёсел Московской Руси. По преданию сам Сергий Радонежский, основатель монастыря, резал игрушки и одаривал ими детей. Промысел художественной обработки дерева существовал здесь с XVI века, игрушки, сделанные народными умельцами, забавляли ещё русских царевичей. Посадские мещане занимались кустарным игрушечным промыслом. Богомольцы, стекавшиеся в лавру со всех концов России, покупали здесь игрушки для своих детей. Среди игрушек царских детей также были деревянные троицкие («потешные возки» с конями, братинки, «красные» ложки). Их покупали в Сергиевом Посаде, когда на Богомолье в Троице-Сергиев монастырь приезжали русские цари.

Первая матрешка в России появилась в конце XIX века, и в 1891 году в Сергиевом Посаде была открыта учебно-показательная мастерская игрушек. Интересно, что болванки для сергиевских матрешек поначалу привозили из Подольска, а расписывали их местные иконописцы.

Сергиев Посад - родина русской матрёшки!, фото № 1

Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С.В. Малютину японской игрушкой, привезённой с о. Хонсю женой С. И. Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную игрушку на острове Хонсю русский монах.

Матрёшка, выточенная В.П. Звёздочкиным и считается первой русской матрёшкой. Она участвовала во Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Завоевала признание, и с тех пор началось её стремительное шествование по всему миру (на парижской выставке Мамонтовы получили бронзовую медаль за игрушки).

Своё место первая матрёшка заняла в Музее игрушек, созданном Бертраном Н.Д. Собирать свою коллекцию он начал ещё в 1910 г., а в 1931 г музей был переведен из Москвы в Сергиев Посад (тогда это был г. Загорск). И постепенно матрёшка становится настоящим русским символом!

Сергиев Посад - родина русской матрёшки!, фото № 2

Музей игрушки в г. Сергиев посад

В нашем городе фабрика матрешек была основана еще в 1904 году. На рубеже 20-х и в начале 30-х годов прошлого столетия Сергиев Посад был крупнейшим центром по производству игрушек в России. Здесь существовало около 18 игрушечных артелей, а потом на их базе создалось несколько предприятий по производству игрушки и единственное в России учебное заведение, выпускающее дизайнеров игрушки. Здесь находился единственный в стране НИИ игрушек. Матрёшка получила фирменное название «Загорская» (после революции Сергиев Посад переименовали в Загорск). Её до сих пор по привычке так называют, а отличает эту матрешку от других особый внешний вид. Красят ее гуашью и покрывают лаком. Нос изображается двумя точками, губы — тремя. У загорской куклы из-под платка выглядывают две пряди волос, сарафан прикрыт передником, расписанным некрупным горохом или цветами. В руках матрешка может держать корзину, узелок или петуха. Роспись яркая с использованием 3-4 цветов (красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий). Линии лица и одежды обведены черным контуром.

Сергиев Посад - родина русской матрёшки!, фото № 3

Загорская артель имени Рабоче-Крестьянской Красной Армии в 1960 году была организована в «Загорскую фабрика игрушек №1». Просущетвовав в таком виде более 30 лет фабрика была приватизирована в 1992 году, на сегодня у нее полное название ЗАО "Художественные изделия и игрушки". Но матрешка так и осталась Загорской, не смотря на то, что 23 сентября 1991 года нашему городу вернули историческое имя Сергиев Посад.

Появление названия «Матрёшка» связывают с женским именем Матрёна. Всем известно, что Матрёна - это любимое женское имя крестьян (в переводе с латыни имя означает «мать»). Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. По другой версии - от имени Маша, Маня, Матрешенька.

Современный Сергиев Посад достаточно большой город, в нем проживает больше 100 тыс. человек, очень много людей профессионально занимаются росписью матрешек, и каждый художник имеет свой стиль, свою манеру росписи. Конечно, многие рисуют матрешки для массовой продажи, тут трудно говорить о художественном уровне матрешек, но существует целый слой любительских и профессиональных художников, создающих настоящие произведения искусства.

Уже на протяжении 300 лет в городе Сергиев Посад и его окрестностях развивается крупнейший в России промысел игрушки.

История происхождения игрушки Сергиева Посада

Уже на протяжении более 300 лет в город Сергиев Посад считается "игрушечной столицей" и родиной знаменитой русской матрешки . И это неспроста, ведь город выступает как крупнейший в стране центр кустарного производства игрушек.

Из исторических данных известно, что промысел предположительно возник в XVII в., а своего расцвета достиг в XVIII-XIX веках. Когда в городе впервые создали первую игрушку, точных данных нет. Однако известно, что еще в XV веке при Троице-Сергиевом монастыре существовали специальные мастерские, где монахи занимались объемной и рельефной резьбой по дереву. Одновременно с резьбой по дереву осуществлялось мастерство лепки, росписи, оформления игрушек, изготовления двигательных и звуковых механизмов. Со временем сформировались темы кукол, которые стали своеобразным сергиевским каноном.

С начала 80-х годов XIX в. промысел постепенно начал приходить в упадок. Это произошло в результате обострения конкуренции со стороны частных игрушечных фабрик. Московское губернское земство обратило на этот факт пристальное внимание, поэтому в 1890–х годах оно оказало помощь в сохранении стабильного развития кустарного производства (в том числе и игрушечного). Для этого были приглашены профессиональные художники, педагоги, экономисты, которые впервые стали разрабатывать новые образцы игрушек с учетом серьезной научной основы. В 1891 году в Сергиевом Посаде была открыта учебно-показательная мастерская под руководством В.И. Боруцкого. В это время появляется направление - разъемная точеная фигурка, а в начале XIX в. появилась и сразу стала популярной лепная бумажная игрушка, т. е. из папье-маше. Мастера очень быстро реагировали на происходящее и подхватывали новые направления. Помимо земских учреждений, стали появляться частные художественные кружки и мастерские, например, мастерская Н.Д. Бартрама под Курском, графини Н.Д. Тенишевой в Талашкино. После всемирной выставки в Париже 1900 года, где была представлена матрешка, началось массовое ее производство. В 1904 году мастерская-магазин “Детское воспитание” закрылся, а весь его ассортимент перешел в земскую учебно-показательную мастерскую в Сергиевом Посаде. С 1909 года матрешка участвует в Берлинской выставке, а благодаря передвижной выставке, с матрешкой знакомятся во многих городах мира.

Настоящие игрушки Сергиева Посада


Сегодня в Сергиевом Посаде находится знаменитый музей игрушки, который расположен на горе Волокуше. В нем хранится более 30 тысяч игрушек разных народов мира. Тут открываются экспозиции, в которых прослеживается история русской игрушки: народной, дворянской, индустриальной, детской игрушки культуры Востока - Японии и Китая, образцы игрушки Германии, Франции, Англии, Швейцарии.

Тематика и коллекция игрушек Сергиева Посада

Посадские мастера делали игрушки из дерева, папье-маше, использовали привозные фарфоровые головки для кукол. Тематика сергиевской ручной игрушки была достаточно разнообразной. Это объясняется выгодным географическим положением промысла: близость Москвы и соседство Троице-Сергиевой Лавры, привлекающей огромное количество богомольцев, которые оказали большое влияние на выбор сюжетов. Игрушка Сергиева Посада отражает многие стороны русской жизни, события прошлого времени, особенности быта различных слоев населения. Прочное место в сюжетах сергиевских кустарей занимали также бытовые темы.


Игрушка Сергиева Посада представляет собой декоративные и содержательные произведения народных мастеров: томные барыни, бравые гусары, юркие разносчики, цирковые артисты, куклы, одетые как по последней моде прошлого века, так и в традиционных костюмах российских губерний. В игрушках нашел отражение научно-технический прогресс, поэтому они представлены моделями паровозов, пароходов, автомобилей, аэропланов.
В настоящее время в Музее игрушки открыты следующие экспозиции:

Самое расхожее звание: Сергиев Посад – столица православия или духовная столица России. Известны и другие: «Столица русской игрушки», «Родина Русской матрёшки», «Столица салютов и фейерверков».

Каждое из вышеперечисленных званий вскоре разберем отдельно, а сегодня поговорим об игрушках.

Столица русской игрушки Сергиев Посад

Часто упоминаются также звания «Кукольная столица России» и «Игрушечная столица России»

Поспорить с этими утверждениями достаточно сложно, есть целый ряд фактов, не дающих возможности усомниться:

  1. Первый отечественный музей игрушки находится в Сергиевом Посаде.
  2. Здесь же расположен Институт игрушки «Высшая школа народных искусств (академия)».
  3. Сергиевский район со своей резной игрушкой упоминается в летописях с XVII века.
  4. Действующая фабрика Богородской игрушки и одноименный музей.

Художественно-педагогический музей игрушки

Музей, расположенный в Сергиевом Посаде — это первый отечественный музей игрушки.

Основанный в октябре 1918 года в Москве коллекционером и художником Николаем Бартрамом, музей игрушки в 1931 году был переведен в Загорск (старое название города Сергиев Посад).

С биографией Николая Дмитриевича Бартрама можно ознакомиться на нашем сайте .

В 20-е годы Музей игрушки был очень популярен, по посещаемости он был вторым после Третьяковской галереи. Вот, что писала по этому поводу центральная газета «Известия»:

«…Музей разбивается на подотделы: игрушка и история, игрушка и быт, игрушка и театр, игрушка и религиозный культ, народное творчество игрушки, от игры к азбуке, от игры к знанию, зачатки мастерства в игрушке. За один год музей посетило свыше 34 тыс человек, главным образом дети, и до 300 организованных экскурсий»

С 80-х гг XX века коллекции музея располагаются в особняке, построенном на холме Волокуша, напротив Троице-Сергиевой лавры.

Сегодня в собрании музея хранятся детские игрушки с возрастом 100, 200 и даже 500 лет.

Постоянные выставки и экспозиции:

  • Новогодняя и рождественская игрушка,
  • Русская народная игрушка,
  • Игрушка стран Востока,
  • Русская и западноевропейская игрушка XIX — начала ХХ века,
  • Детский портрет.

Среди экспонатов представлены игрушки детей Николая II.

Ещё один интересный факт:

Первые в СССР искусственные ёлки были разработаны в Загорске.

В декабре 1959 года разработанные специалистами Загорского института игрушки синтетические ёлки прогремели на всю страну!

Подробнее про это можно прочитать на нашем сайте по ссылке .

Сергиевский район и резная игрушка, исторические факты

В ранних летописях расцвет Сергиевской игрушки относят к XXVII веку.

В те времена игрушки, сделанные монастырскими мастерами-бобылями, продавались паломникам, пришедшим в Троицкую Обитель, в качестве сувениров.

Кстати, помимо сувениров, в Обители Сергия пекли вкусную медовую коврижку для паломников.

В своей книге профессор Дмитрий Введенский, исследовавший истоки производства игрушек в Московской области, пишет:

"… богомольцы всегда поступали таким образом: удовлетворяя свои религиозные потребности они вместе с тем не забывали оставшихся дома детей . "

Именно Дмитрий Введенский записал и сохранил для нас легенду про первого глухонемого мастера, по прозвищу Татыга, который « . вырезал из липового дерева первую деревянную куклу 9 вершков и продал ее за семь гривен ассигнациями в лавку Ерофеева . » .

Скоро на куклу нашелся покупатель. Тогда предприимчивый торговец сделал Татыге заказ на резные деревянные куклы, а тот сообразил, что дело выгодное, стал набирать учеников из посадских детей. Ремесло это переняли другие мастеровитые жители, и начался здесь «потешный» промысел.

Артель

В начале XX века здесь уже работала целая промышленная артель по производству игрушек. В каталоге Сергиевской промышленной артели, издание которого датируется 1914 годом, в 40 разделах было описано 2644 игрушки.

Не у каждого современного производства игрушек есть такой ассортимент!

Это ещё не всё!

История продолжается, здесь мы практически ничего не рассказали про Богородскую игрушку. Это тема для отдельного разговора.

Запись для тех, кто любит читать, доискиваться сути, обнаруживать истоки и копить знания о предмете своего увлечения. Я расскажу о книге об истоках производства игрушек в Московской области. Книга "У Сергиевского игрушечника" написана великолепным русским языком, чтение ее не только расширило мой кругозор, но и доставила глубокое удовольствие.

Задумывались ли вы, почему Сергиев Посад (потом Загорск, затем снова Сергиев Посад) на протяжении более чем сотни лет славился как кукольная столица России? Здесь ведь и музей игрушки, отсюда родом вожделеемые многими загорские Тани, невесты, Дуняши. А еще куклы Загорской артели… А еще раньше — деревянная резная игрушка… Вот и я не задумывалась. Пока книга профессора Дмитрия Введенского не открыла мне исторические загадки Сергиевого Посада.

Дмитрий Иванович Введенский – русский православный библеист, профессор. Родился в семье священника села Нового Клинского уезда Московской епархии. В 1901 г. удостоен степени магистра богословия за работу «Учение Ветхого Завета о грехе» (Сергиев Посад, 1901). В 1919–1924 гг. преподавал в Сергиево-Посадском городском училище. Участвовал в комиссии по изданию сборника «Сергиевский уезд». В 1928 г. выслан в Нижний Новгород, где, в итоге устроился работать в НИИ Промышленности, а с 1935 г. был завучем Ветлужского педагогического техникума.

А теперь, собственно, к книге.

Профессор всесторонне исследовал доступные ему источники, и утверждает, что «Сергиевский район уже в XVII столетии имел определенную славу такого района, в котором изготовлялись резные и точеные художественные изделия, а отчасти и игрушки».

Игрушки делались монастырскими мастерами-бобылями, для продажи паломникам как сувениров:

"… богомольцы всегда поступали таким образом: удовлетворяя свои религиозные потребности они вместе с тем не забывали оставшихся дома детей"

Дмитрий Иванович бережно записал и донес до нас имена известных ему первых кукольников — Амвросия, глухонемого Татыги, который « вырезал из липового дерева первую деревянную куклу 9 вершков и продал ее за семь гривен ассигнациями в лавку Ерофеева» , Н. А. Рыжова, Чушкина…

Есть и расценки — например, поставлявшихся в Сергиев игрушек из деревни Богородское, расположенной неподалеку.

Сергиев Посад с высоты птичьего полёта

У сергиевских мастеров были совершенно оригинальные игрушки, начиная от простых «болвашек и дур» и кончая дорогими, сделанными на манер саксонских фарфоровых фигурок.

Матрёшка

Конечно, говоря о Сергиевом Посаде, нельзя не упомянуть о матрёшке. По одной из версий, русская матрёшка родилась именно в Сергиевом Посаде. Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам художника Сергея Малютина , лучшим игрушечником из Сергиева Посада В. П. Звёздочкиным, появилась на свет в 1890–1900 гг. Матрёшка Малютина стала крестьянской девочкой с чёрным петухом в руках. Сегодня оба артефакта хранятся в экспозиции Музея игрушки в Сергиевом Посаде.

Сергиев Посад — старейший центр производства матрёшек и деревянных игрушек в России.

Богородская игрушка

Богородская игрушка в селе Богородское Сергиево-Посадского района сохранила свои 300-летние традиции до сегодняшнего дня.

На Богородской фабрике игрушек по-прежнему вручную «режут» весёлые сюжетные скульптурные игрушки из липы на тему русских сказок или на тему России XIX века. Но отличительной особенностью этого промысла является игрушка двигающаяся.

Самая известная игрушка — «Кузнецы», изображает мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Богородская игрушка — ещё один уникальный промысел России.

Музей игрушки

Полное наименование музея — Федеральное государственное учреждение «Художественно-педагогический музей» Российской академии образования. Музей основан в 1918 году художником, коллекционером, музейным деятелем Николаем Дмитриевичем Бартрамом (1873—1931). Музей владеет одним из самых крупных и уникальных собраний игрушек в России.

Экспозиция состоит из коллекций: «Русская народная игрушка», «Игрушки стран Востока», «Русская и западноевропейская игрушка XIX века», «Русский и западноевропейский детский портрет XVII—XXI веков». Всего более 30000 экспонатов. Постоянно работает выставочный зал.

Старинный город

На месте будущего города, в начале XIV в, два брата-монаха построили деревянную церковку в честь Троицы и келью. Один из братьев, Варфоломей, носящий в монашестве имя Сергий, впоследствии прославился как прп. Сергий Радонежский.

22 марта 1782 года Екатериной II был подписан указ, согласно которому был учрежден из сел и слобод около Троице-Сергиевой Лавры Сергиевский посад. Такое название связано с именем Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиевой Лавры, вокруг которой был образован посад. Учреждение Сергиевского посада произошло в процессе проведения губернской реформы Российской Империи.

В 1919 году Сергиевский посад был преобразован в город Сергиев, став при этом центром уезда.

6 марта 1930 года постановлением Президиума ЦИК СССР город переименован в Загорск в честь погибшего в 1919 году революционера В. М. Загорского.

23 сентября 1991 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР городу возращено историческое название — Сергиев Посад.

Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

Музей был создан в 1920 г. на основе собрания историко-художественных ценностей Свято-Троицкой Сергеевой лавры. В 1992 г. Музей отнесён к числу особо ценных объектов национального культурного наследия РФ и большая часть музея, за исключением экспозиции «Ризница» Троице-Сергиева монастыря, была выведена за пределы монастыря и находится в нескольких старинных особняках в центре города.

В музее представлено уникальное и одно из крупнейших в России собрание древнерусского искусства XIV—XIX в.: иконопись, шитьё, ювелирное искусство, резьба и роспись по дереву, камню, кости.

Музей ведёт активную научно-исследовательскую, издательскую и выставочную работу. Ежегодно проводятся научные конференции, археологические экспедиции, актуальные выставки и другие мероприятия.

Достопримечательности

Уникальной городской и российской достопримечательностью является архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры.

За пять столетий территория Троице-Сергиевой Лавры стала ансамблем разностильных построек из более пятидесяти архитектурных сооружений.

Здесь Андрей Рублёв написал всемирно-известную икону «Троица».

В этих стенах крестили наследников престола. Во время стрелецких бунтов дважды здесь укрывался юный Пётр I.

Троицкий монастырь свят не только для сердец набожных, но и для ревностных любителей отечественной славы; не только россияне, но и самые просвещённые иностранцы, знающие нашу историю, любопытствуют видеть места великих происшествий.» Н. М. Карамзин «Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице и в сём монастыре

В XXI веке в стенах Троице-Сергиевой лавры находятся Московская духовная академия (МДА, с 1814) и семинария.

В 1993 году Лавра занесена в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Спасо-Вифанский монастырь

Спасо-Вифанский монастырь был изначально задуман московским митрополитом Платоном (Левшиным) как пустынь для погребения братии Лавры. В монастыре был построен Преображенский собор с символической горой Фавор внутри. На верху этой горы сооружен придел в честь праздника Преображения Господня. А внутри горы, в виде пещеры, был создан придел праведного Лазаря, напоминая о погребальной пещере, где находился Лазарь до своего воскрешения. В монастыре также находилась Вифанская духовная семинария.

В советское время монастырь был закрыт, многие его сооружения были снесены или перестроены. В настоящее время происходит восстановление монастыря.

Ремёсла Сергиева Посада

Начиная с XV века в городе активно развивались самые разнообразные ремёсла. По неполным данным иториков, их насчитывалось более 60 разновидностей. Связано это было с удобным расположением города, а также, с монастырской деятельностью и всяческим попечением.

Так, хлебопекарный промысел был связан с благотворительной деятельностью монастыря. Среди прочих, сохранившихся и поныне, перечисляются и забытые, непривычные для нас ремёсла:

  • епанечники
  • калачники
  • квасовары
  • котельники
  • крашенники
  • манатейщики
  • неводчики,
  • оконишники
  • оловянишники
  • скатертники
  • солодовники

Золотое кольцо

Сергиев-Посад, единственный город, среди городов Московской области, вошедший в состав Золотого кольца России.

В городе находится ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, архитектурный памятник культуры и искусства, объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО — Троице-Сергиева Лавра.

Московское шоссе

В 1845 г. было проложено шоссе, соединившее Сергиевский посад с Москвой. В 1862 году Фёдором Чижовым и Иваном Мамонтовым была проложена Московско-Троицкая железная дорога до станции «Сергиево».

Фабрика матрёшка

В 1904 году была создана фабрика матрёшек, которая в советское время, значительно расширив свой ассортимент, называлась «Загорская фабрика игрушек номер 1», а в 1990-е годы была переименована в «Художественные изделия и игрушки».

Сегодня предприятие сохранило выработанную ранее традицию и технологию «Загорской матрёшки» — их по-прежнему специально подготовленные мастера делают и расписывают вручную, что сохраняет уникальность этого промысла.

Предприятие выпускает традиционные с советских времён неваляшки (разработка НИИ игрушки), а также куклы, одетые в подлинные этнографические костюмы губерний и уездов России.

Читайте также: