Сообщение про богородскую игрушку для 3 класса

Обновлено: 28.03.2024

Богородская резная игрушка (доклад, 3 класс)

В XV веке, когда совсем немного осталось времени до падения татаро-монгольского ига, а до правления царя Ивана Грозного оставалось еще лет сто, зародился промысел, получивший название богородская игрушка.

В Московской области, в г. Сергиев Посад, есть один из крупнейших мужских монастырей. В те далекие годы монастырские крестьяне из соседнего села Богородское начали вырезать из мягкой древесины растущих в округе лип фигурки людей и животных. Это были простые детские игрушки в виде мужика-крестьянина или кузнеца, а из животных – медведи, лисы и зайцы.

В XIX веке резьба местных умельцев по дереву стала очень популярна, фигурки хорошо раскупались и были известны даже за границей. Мастера делали игрушки двух видов:

  • скульптурные – отдельные фигуры людей и зверей;
  • подвижные – композиции из двух или больше фигурок, которые были так соединены, что могли вместе двигаться.

Самые популярные подвижные игрушки – это кузнецы, которые по очереди бьют молотами по наковальне, или мужик с медведем, перепиливающие бревно. У самых маленьких детей любимой игрушкой были курочки, стоящие по кругу и клюющие зерно.

Для работы мастера заготавливали подходящие стволы липы и сначала их сушили. Потом, распилив бревна на чурки, делали заготовки: два ловких удара колуном, и четыре заготовки можно брать в работу! Резчики использовали специальные ножи, особенные напильники, уникальные стамески, чтобы из куска дерева получить изящную фигурку русской барышни или удалого гусара.

Если сначала фигуры резали просто, без вырезания тонких деталей, не красили, то в более поздние годы мастерство росло, а сложность резьбы делала игрушки более привлекательными. Многие игрушки стали разукрашивать в яркие цвета и покрывать лаком.

Незадолго до революции в Богородском организовали артель, где наладили целое производство по выпуску резных игрушек, которые расходились по всему миру. Дерево обрабатывали и по старинке вручную, и на токарных станках.

В наше время богородская игрушка до сих пор популярна. Старинные сюжеты соседствуют с современными мотивами, среди которых в разное время были космонавты, шахтеры, резные портреты выдающихся людей. Ручная работа ценится очень высоко, а работают такие мастера часто по специальным заказам.

В селе, давшем название промыслу, которому уже больше трехсот лет, есть музей. В музее представлены экспонаты разных веков, различной техники исполнения. Самые частые экскурсанты в музее – иностранцы и дети, для которых проводят викторины и игры.

Богородская игрушка

История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

Содержание:

История промысла


Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Виды богородских игрушек

Богородские деревянные игрушки были двух видов:

1. Скульптурная игрушка

скульптурная богородская игрушка

2. Подвижная игрушка

подвижная богородская игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:

Богородские кузнецы

Кузнецы, закрепленные на плашках;

Богородский мужичок

Пляшущий мужичок с пружиной внутри;

Богородские курочки

Курочки, клюющие зерна на кругу с противовесом.

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.

Технология изготовления

изготовление богородских игрушек

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Роспись богородской игрушки

росписные богорордские игрушки

(Цветные (росписные) богородские игрушки)

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.

русская народная игрушка

Русская народная игрушка отличается образностью, красочностью и оригинальностью. Благодаря своему лаконичному содержанию, они характеризуются доступностью для детского восприятия. Выполненные из натуральных материалов (глина, дерево, керамика, солома) они представляют собой различные сказочные персонажи, фигурки и изображения людей и животных.

Каждая народность, живущая в определенном регионе нашей страны, на протяжении многих веков создавала и передавала из поколения в поколение уникальные традиции создания народной игрушки, отличающейся своеобразностью, оригинальностью и сочетающей в себе национальные особенности каждого отдельно взятого региона России. Именно по игрушке можно определить, в какой именно местности она сделана. Там, где были богатые залежи глины, создавались удивительные глиняные фигурки животных и людей, в регионах богатых древесиной мастера-умельцы делали игрушки из дерева.

Основные игрушки русского народного промысла:

Абашевская глиняная игрушка

Абашевская игрушка

Игрушка, сделанная из глины, названа в честь своей исторической Родины — села Абашева Пензенской губернии, которое славилось своим гончарным промыслом и наравне с глиняной посудой торговало игрушками из глины, пользовавшиеся большим спросом. Большая часть населения была старообрядцами, поэтому их верования нашли свое отражение в игрушках-свистульках, визитная карточка абашевской игрушки — фигурка оленя с огромными как будто упирающимися в небо рогами, который считался символом изобилия и достатка. Большая часть игрушек были фигурками животных, являвшихся у древних славян символами различных аспектов человеческой жизни: птицы символизировали счастье и удачу, кони — солнце, медведи — силу, могущество и власть, бараны и коровы — плодородие. Отличительная особенность этой игрушки — удлиненная форма тела, короткие, широко расставленные ноги, очень длинные, толстые шеи и маленькая голова, четко проработанные черты лица и прически людей.

Дымковская глиняная игрушка

Дымковская игрушка

Игрушка носит название одноименной слободы Дымково, которая располагается вблизи города Кирова. Всем хорошо известны красочные, пышно оформленные и расписные фигурки кукол-барышень, козликов, петушков с яркими, пышными хвостами, коней, поросяток, мишек и уточек-свистулек. В селе Дымково существовали целые семьи мастеров, которые копали глину, мешали её с песком, тщательно вымешивали, лепили фигурки, обжигали их в русских печах, а затем расписывали вручную яркими цветами, причем в процессе изготовления принимали участие и женщины, и дети. Дымковская игрушка отличается своей особенной специфичностью, она статична, имеет пышные формы и яркую окраску, обладает особой жизнерадостной энергией и тонким юмором, привлекающим внимание детей, которые очень любят их рассматривать и слушать занимательные истории об их создании.

Богородская деревянная игрушка

Богородская игрушка

Игрушка создавалась талантливыми руками мастеров села Богородского Московской области, это шутливые, затейливые и подвижные искусно вырезанные из дерева фигурки курочек, которые увлеченно клюют зернышки, медведей, бьющих по наковальне, различные сюжетные и жанровые композиции.

Главный материал для игрушек - тщательно высушенная липа и её отходы в виде щепок, чаще всего изделия из неё не окрашивались. Выразительная фактура дерева позволяла мастерам сочетать в игрушках, как гладкую поверхность, так и небольшие выемки и вырезки, передающие некоторые тонкости и нюансы различных деталей. Детям нравится не только их рассматривать, а еще и приводить в движение механические пружины, спрятанные внутри них, заставляющие бравых солдат маршировать, а добродушного мишку заниматься тяжелым физическим трудом.

Филимоновская глиняная игрушка

Филимоновская игрушка

В Тульской области в деревне Филимоново изготовляли удивительные глиняные игрушки, получившие одноименное название филимоновских. Здесь находились залежи пластичной и качественной белой глины, из которой по легенде местный старожила дед Филимон лепил свои смешные, причудливые и не похожие на другие фигурки-свистульки животных и людей. Игрушки отличаются особой формой: короткие ножки, вытянутые тела и длинные шеи с маленькой головой, сюжеты традиционны — барыни и солдаты, различные композиции (чаепития, заигрывания, тройка), баранчики и петушки, коровы и лошадки, а и даже порой абсолютно фантастические создания, которые трудно отнести к какому-либо существующему виду. Расписаны эти игрушки яркими, сочными цветами, среди которых преобладает малиновый, ярко-желтый, зеленый, оранжевый, синий и белый, часто они наносились полосками в самых различных сочетаниях, причем лицо было всегда чисто белым с едва очерченными контурами глаз и губ.

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка

Маленький городок под Архангельском под названием Каргаполь, дал имя знаменитым каргапольским игрушкам, которые делали здесь талантливые мастера гончарного искусства из обожженной глины, изображавшие различные фигурки животных и людей. Отличаются они некоторой суровостью образов, вследствие применения исключительно натуральных красителей (сажа, мел, известь, разновидности цветной глины, различные минералы) темными, насыщенными цветами: коричневым, бежевым, темно-зеленым и даже черным. Представляли собой эти игрушки фигурки сказочных героев, птиц, собак, медведей, приземистых мужичков с бородой-лопатой или крупных женщиных с новорожденными на руках.

Плешковская игрушка-свистулька

Плешковская игрушка

Еще одним знаменитым русским промыслом, зародившимся в селе Плешково Орловской губернии, являются плешковские игрушки. Это разнообразные глиняные свистульки, сделанные из местных залежей глины, приобретавшей во время обжига интересный розоватый оттенок. Отличались игрушки простотой и лаконичностью, окрашивались в синие, красные и зеленые цвета натурального происхождения (сок бузины и лопуха, битый кирпич), которые наносились на поверхность в виде произвольно разбросанных пятен. Это были фигурки разных животных (коней, баранов, коров, оленей, петухов, уточек) людей (солдат, барыней), и фантастических существ (русалки, птицы-сирин). Типичный образ плешковской игрушки — фигурка женщины, держащей левой рукой младенца.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема: «Богородские игрушки.» Подготовила: Майэр С.В. учитель начальных клас.


Курс профессиональной переподготовки

Черчение: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Мифы народов мира в культуре XX-XXI вв. (предметная область «Искусство/МХК»)


Курс профессиональной переподготовки

Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 132 человека из 42 регионов


Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема: «Богородские игрушки.» Подготовила: Майэр С.В. учитель начальных клас.

Тема: «Богородские игрушки.»

Подготовила:
Майэр С.В.
учитель начальных классов
МАОУ СШ № 19
г. Хабаровск

Народное искусствоМного умелых у нас мастеров.

Народное искусство
Много умелых у нас мастеров!
Вот в Богородском всях резать готов.
Из деревянной балбешки
Режут игрушки для детской потешки.

Богородская игрушка – это один из видов русских народных промыслов, основанны.

Богородская игрушка – это один из видов русских народных промыслов, основанный на изготовлении резных фигурок из дерева.
Богородская игрушка – это вид русских народных промыслов, основанный на изготовлении резных фигурок из дерева.
Для этого вида резьбы используется мягкая древесина, характерная для липы, ольхи и некоторых других пород.
Сделать такую игрушку для своего ребёнка несложно: главное – уметь выполнять тонкую работу и запастись терпением.
Символ борододской игрушки – знаменитые «кузнецы».
Медведь в богородской игрушке – один из любимых персонажей.

История промыслаВ селе Богородское Московской области издавна все, даже женщи.

История промысла
В селе Богородское Московской области издавна все, даже женщины и дети, вырезали из дерева игрушки.
Здешние мастера режут медведей и мужиков, оленей, орлов, коней, козлов, петушков и курочек.
Дерево послушно каждому прикосновению ножа и резца.
Вырезают фигурки из чурок, которые называют балбешками.
Богородских мастеров в шутку прозвали балбешниками.

Символ богородской игрушкиСимвол богородской игрушки – «кузнецы». Они привле.

Символ богородской игрушки
Символ богородской игрушки – «кузнецы».
Они привлекают занимательным сюжетом и движением.
По сторонам наковальни укрепляются на планочках резные фигурки кузнеца и медведя.
Подвигать планочки и весело застучат молоточки.

Образ медведя в богородской игрушке

Образ медведя в богородской игрушке

Медведь занимается традиционным крестьянским трудом (ловит рыбу, косит траву.

Медведь занимается традиционным крестьянским трудом (ловит рыбу, косит траву, носит воду).
ловит рыбу
косит траву

Медведь моется в бане, читает книги, общаясь с крестьянином, а так же играет.

Медведь моется в бане, читает книги, общаясь с крестьянином, а так же играет на гармошке и в хоккей.
общается с крестьянином
моется в бане

Богородские игрушки в басне и сказках.

Богородские игрушки в басне и сказках.

Виды игрушекстатичныеподвижные

Статичные богородские игрушкиСтатичная игрушка – это такая игрушка, в которой.

Статичные богородские игрушки
Статичная игрушка – это такая игрушка, в которой нет движения, действия.

Подвижные богородские игрушкиПодвижная игрушка – это игрушка, которая быстро.

Подвижные богородские игрушки
Подвижная игрушка – это игрушка, которая быстро и легко двигается.

Зарождение богородской игрушкиБогородские игрушки традиционно вырезают вручну.

Зарождение богородской игрушки
Богородские игрушки традиционно вырезают вручную из липы. И лишь некоторые элементы выпиливают на токарном станке.
Заготовленные и высушенные стволы дерева распиливались на чурки, затем отправлялись в работу к мастерам.
Чурки ремесленники раскалывали самостоятельно на четыре части, так как такой формы заготовки были наиболее удобными для работы.
Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников.

Изготовление игрушки1.Грубо и схематично вырубают топором. 2.Ножом отделывают.

Изготовление игрушки
1.Грубо и схематично вырубают топором.
2.Ножом отделывают детали.
3.Прорабатывается шерсть животного или оперение птицы.

Роспись богородских игрушекДля тех игрушек, которые расписывались, краски бра.

Роспись богородских игрушек
Для тех игрушек, которые расписывались, краски брались яркие, сочные, насыщенные.
Роспись отчасти напоминает хохломскую и городецкую, но без характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.
Игрушки раскрашивают гуашью, после чего покрывают лаком на масляной основе.
Сохнуть изделие оставляют на ночь.

Готовые игрушки

Изготовление игрушки из картонаНарисуй эскиз игрушки на листе тонкого картона.

Изготовление игрушки из картона
Нарисуй эскиз игрушки на листе тонкого картона.
Продумай схему движения деталей.
Нарисуй все детали по отдельности и вырежи их по контуру.
Скрепи детали проволокой.
Привяжи к лапам нити.

Дымковская игрушка

Дымковские игрушки – это уникальные глиняные игрушки разных форм, раскрашенные яркими красками и не имеющие аналогов в мире. Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково близ города Вятка (сейчас это город Киров). Отсюда и название – «дымковская» или «кировская» игрушка. В процессе приготовления игрушки были задействованы целые семьи – все вместе месили глину, лепили, сушили и обжигали получившиеся фигурки.

Поначалу игрушки продавали на ярмарке во время праздника «Свистуньи», который устраивался через месяц после Пасхи в честь поминовения погибших во время битвы 1418 года, известной как Хлыновское побоище. По традиции в эти дни проводились массовые гуляния, когда вятские жители пели, плясали и свистели в глиняные расписные свистульки. Яркие статуэтки так понравились детям и взрослым, что их стали изготавливать круглогодично. В XIX веке производство игрушки в Вятской губернии стало массовым. Тогда их стали вывозить на продажу в Оренбургскую область, Москву и прочие крупные города.

В Советском Союзе всячески поддерживали промысел дымковской игрушки с целью передачи знаний и опыта следующим поколениям. Все фигурки изготавливаются только вручную, затем раскрашиваются и покрываются яичными белками для яркости. Хотя технический прогресс внес свои коррективы в само производство: теперь мастерицы сами не копают глину и не месят ее. Все расходные материалы поступают уже упакованными и готовыми к работе. Во время Второй мировой войны производство дымковской игрушки практически прекратилось, однако благодаря художнику-энтузиасту Алексею Деньшину в 1942 году дымковский промысел получил новый импульс к развитию для поднятия духа горожан.

Описание игрушки

Дымковскую игрушку делают из ярко-красной глины, которую перемешивают с мелким коричневым речным песком. Из полученного материала лепят целые фигурки или их части, затем собирают их и заканчивают лепку. Чтобы соединить две части фигурки, вместо клея используют жидкую красную глину. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Затем получившееся изделие сушат в течение от двух до пятидесяти дней и обжигают при температуре 700—900 °C и после того, как игрушка полностью высохла, ее покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке).

Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.

Тематика современной дымковской игрушки разнообразна: это могут быть фигурки животных, любимые сказочные герои, исторические сюжеты, фигурки детей и их семей, различных профессий и предметов старины.

Как играть?

Дымковскую игрушку можно использовать для сюжетно-ролевых игр. Придумывать с глиняными игрушками сюжеты и разыгрывать их с друзьями или родителями. Однако материал, из которого сделана игрушка, недолговечен, именно поэтому сегодня дымковские игрушки чаще используются в качестве сувениров.

Плюсы и минусы

Играя в сюжетно-ролевые игры развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, малыши отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать себя частью коллектива.

Новый век

Сейчас дымковская игрушка – это визитная карточка всей Кировской области. К 650-летию Кирова, которое наступит в 2024 году планируется раскрасить в Дымку 30 объектов. 9 объектов уже раскрашено, начиная с 2013 года. В октябре 2017 года проект «Раскрасим город в Дымку» получил 1 место в Национальной премии в области территориального маркетинга и брендинга, где обошёл многих сильных конкурентов

В 2010 году в центре Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки. В 2011 году в городе Кирове был открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонд которого насчитывает более 700 уникальных экспонатов, большая часть из которых представлена в экспозиции.

Производство

Сегодня дымковскую игрушку производят мастера своего дела вручную. Массового фабричного производства этой игрушки нет, тем она и ценна. Известные мастера, которые до сих пор сохранили традиции и делают дымковские игрушки, являются Борнякова, Верещагина, Ворожцова, Скопина и другие мастера.

Читайте также: