Сообщение про русскую народную игрушку 3 класс

Обновлено: 08.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

История народной игрушки начинается в глубокой древности и тесно связана с творчеством народа, с народным искусством, фольклором. Если всмотреться в образцы игрушек всех народов и времён, невольно поражает их сходство друг с другом, в котором, как в зеркале, отражается единство внутреннего мира человека на всём пространстве земного шара. Почти все они создавались, в общем-то, одинаково, по бесхитростной технологии, чаще всего из двух самых распространённых и дешёвых материалов: глины и дерева. В образах народной игрушки, её росписях, узорах, тиснениях можно прочесть зашифрованные послания с пожеланиями добра, света, благополучия.

Глиняная игрушка

Глиняная игрушка — особый вид народного творчества. В далёком прошлом она была образом-символом, оберегом, часто носила ритуальную функцию, то от злых сил защищая, то весной зиму прогоняя и солнышко закликая. Предназначалась не только для игры, но и украшала быт. Глиняную игрушку делали повсюду, где занимались гончарным мастерством, не придавая ей особого значения, потехи ради. Чаще всего лепили женщины, чтобы позабавить детишек, они же стали и расписывать глиняную игрушку, создавая неповторимые образы, быстро, споро, умелыми, отработанными движениями, чтобы не занимать много времени и усилий. Поэтому нет в ней ничего лишнего, мелких налепных деталей, роспись также была лаконична и условна, подчёркивала главное. Образы игрушек достаточно просты, универсальны и выразительны: люди, различные животные, в том числе и фантастические.

Каргопольские игрушки родом из Архангельской области России.

Во всех наивных и красочных образах дымковской игрушки так и видятся присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм, склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности. Родом она из Вятки (Россия). Яркая, праздничная, дымковская игрушка светилась недаром — она поистине уникальна!

Филимоновская игрушка таинственна, об истории её создания почти ничего неизвестно, существует, однако, красивая легенда о гончаре Филимоне, открывшем под Тулой (Россия) залежи особой глины — «синики», которая при обжиге становилась белой и не требовала дополнительной грунтовки.

Украинская глиняная игрушка исстари изготавливалась в селе Опошня, под Киевом.

Свистульки разных сортов и мастей — наиболее распространённый вид белорусской глиняной игрушки. Делали их преимущественно в местечке Раков на Минщине и в деревне Городная на Брестчине. Белорусские мастера лепили погремушки, по-местному «бразготки», свистульки в виде птичек, лошадок, фигурки животных и людей. Небольшие по размеру, простые по форме, без лишних подробностей, они передавали самое существенное: крутая шея с гривой у лошадки, загнутые рога у барана, плоский клюв у уточки, хвост баранком у собачки. В самобытном художественном творчестве белорусских мастеров нашли отражение не только реальные образы окружающего их мира, но и вымышленные (полулошади, полуптицы), представляющие собой настоящие чудеса фантазии. Игрушки покрывали тончайшим слоем стекла — глазурью, по-местному «поливой». Чаще всего использовали «муравлёные» (зелёные) и «цениные» (синие) глазури, от которых рельефные украшения становились более выразительными.

Богородский промысел оказал, по-видимому, большое влияние на изготовление белорусских народных игрушек из дерева. Мастера-умельцы здесь обращали внимание не на скульптурную проработанность изделий, а на то, чтобы придумать оригинальный механизм, который их оживит. К таким игрушкам относятся «Конники», «Цыплята клюют зерно», «Медведь-гимнаст» и др.

Народная глиняная игрушка

Из всех народных игрушек самыми распространенными в Беларуси были глиняные игрушки известные еще из глубокой древности. Это были игрушки-свистульки, погремушки, игрушки, изображающие коня, птицу, человека. В первую очередь эти игрушки играли роль амулетов, которые охраняли человека от злых духов. А поскольку возраст ребенка самый ранимый, то эти фигурки должны были отгонять злого духа не только своим! видом, но и звуками. С течением времени магическое значение этих изделий забылось, и они стали использоваться как забавы.

В XIX веке белорусская глиняная игрушка была неизменным атрибутов многочисленных ярмарок, любимой детской забавой. Сегодня немногочисленные мастера выполняют традиционные игрушки по заказу музеев художественных салонов. В большинстве случаев это свистульки в вид! коня, птицы, наездников, кукол, баранов, медведей. Популярность этих образов объясняется их близостью к человеку, а также связью с мифологией. Согласно преданиям, эти животные и птицы давали человеку силы, coдействовали его хорошим отношениям с природой. Конь — слуга солнца, который, по поверью, приносил на землю его тепло, птицы «отмыкали» весну, медведь давал крестьянину силу, коза оберегала урожай.

Многие из традиционных белорусских игрушек связаны с календарными весенними праздниками, посвященными началу весенних работ. Но уже в XX веке игрушки мастерили на протяжении всего гол и не привязывали к конкретному сезону.

Как отмечает В. А. Силивон, белорусская игрушка выполнена по законам стилизации (условности и обобщенности). Эта игрушка небольшая по объему, размеру, очень удобна для игры, легко помещается в руке ребенка. Чем же игрушки привлекательны? Прежде всею, удивительно выразительной пластикой фигур. Очень четко читаются действия, настроение образа: добродушный, испуганный, задумчивый, растерянный. Глиняные фигурки стилизованы, сохранены только те мелкие детали, которые отражают наиболее выразительные стороны образа, его характер. В народных белорусских игрушках прослеживаются добрый юмор, шутка. Роспись в глиняной белорусской игрушке использовалась очень редко. Кроме того, для украшения игрушки используются декоративные налепы. Знакомство дошкольников с белорусской глиняной игрушкой может происходить на занятиях по лепке, в кружковой работе, в свободной художественной деятельности.

На кружковых занятиях дети не только знакомятся с основными образами белорусских игрушек, но и сами принимают участие в их изготовлении. Чтобы вызвать интерес у детей, можно показать им несколько разных игрушек, представить каждый персонаж в разных вариантах, что дает возможность продемонстрировать детям разнообразие форм, пропорций и приемов лепки. В paботе с детьми необходимо учитывать тот факт, что почти все белорусские игрушки однообразны по способу лепя Лепка коня, медведя, барана, козы осуществляется из одного куска.

В ходе занятий детям необходимо объяснять, что лепить игрушку нужно из одного куска глины путем оттягивания, сплющивания, обработки пальцами. Игрушку нельзя дополнять многочисленными деталями, так как, они могут поломаться в процессе сушки. Игрушку нельзя смачивать водой, так как глина раскисает и изделие деформируется. Если есть муфель­ная печь, то готовое изделие нужно обжечь, предварительно хорошо высушив в течение 2—3 суток при комнатной температуре.

Для занятий лепкой необходимым материалом является глина. В Беларуси повсеместно встречается глина разного цвета: белая, серая, красная.

русская народная игрушка

Русская народная игрушка отличается образностью, красочностью и оригинальностью. Благодаря своему лаконичному содержанию, они характеризуются доступностью для детского восприятия. Выполненные из натуральных материалов (глина, дерево, керамика, солома) они представляют собой различные сказочные персонажи, фигурки и изображения людей и животных.

Каждая народность, живущая в определенном регионе нашей страны, на протяжении многих веков создавала и передавала из поколения в поколение уникальные традиции создания народной игрушки, отличающейся своеобразностью, оригинальностью и сочетающей в себе национальные особенности каждого отдельно взятого региона России. Именно по игрушке можно определить, в какой именно местности она сделана. Там, где были богатые залежи глины, создавались удивительные глиняные фигурки животных и людей, в регионах богатых древесиной мастера-умельцы делали игрушки из дерева.

Основные игрушки русского народного промысла:

Абашевская глиняная игрушка

Абашевская игрушка

Игрушка, сделанная из глины, названа в честь своей исторической Родины — села Абашева Пензенской губернии, которое славилось своим гончарным промыслом и наравне с глиняной посудой торговало игрушками из глины, пользовавшиеся большим спросом. Большая часть населения была старообрядцами, поэтому их верования нашли свое отражение в игрушках-свистульках, визитная карточка абашевской игрушки — фигурка оленя с огромными как будто упирающимися в небо рогами, который считался символом изобилия и достатка. Большая часть игрушек были фигурками животных, являвшихся у древних славян символами различных аспектов человеческой жизни: птицы символизировали счастье и удачу, кони — солнце, медведи — силу, могущество и власть, бараны и коровы — плодородие. Отличительная особенность этой игрушки — удлиненная форма тела, короткие, широко расставленные ноги, очень длинные, толстые шеи и маленькая голова, четко проработанные черты лица и прически людей.

Дымковская глиняная игрушка

Дымковская игрушка

Игрушка носит название одноименной слободы Дымково, которая располагается вблизи города Кирова. Всем хорошо известны красочные, пышно оформленные и расписные фигурки кукол-барышень, козликов, петушков с яркими, пышными хвостами, коней, поросяток, мишек и уточек-свистулек. В селе Дымково существовали целые семьи мастеров, которые копали глину, мешали её с песком, тщательно вымешивали, лепили фигурки, обжигали их в русских печах, а затем расписывали вручную яркими цветами, причем в процессе изготовления принимали участие и женщины, и дети. Дымковская игрушка отличается своей особенной специфичностью, она статична, имеет пышные формы и яркую окраску, обладает особой жизнерадостной энергией и тонким юмором, привлекающим внимание детей, которые очень любят их рассматривать и слушать занимательные истории об их создании.

Богородская деревянная игрушка

Богородская игрушка

Игрушка создавалась талантливыми руками мастеров села Богородского Московской области, это шутливые, затейливые и подвижные искусно вырезанные из дерева фигурки курочек, которые увлеченно клюют зернышки, медведей, бьющих по наковальне, различные сюжетные и жанровые композиции.

Главный материал для игрушек - тщательно высушенная липа и её отходы в виде щепок, чаще всего изделия из неё не окрашивались. Выразительная фактура дерева позволяла мастерам сочетать в игрушках, как гладкую поверхность, так и небольшие выемки и вырезки, передающие некоторые тонкости и нюансы различных деталей. Детям нравится не только их рассматривать, а еще и приводить в движение механические пружины, спрятанные внутри них, заставляющие бравых солдат маршировать, а добродушного мишку заниматься тяжелым физическим трудом.

Филимоновская глиняная игрушка

Филимоновская игрушка

В Тульской области в деревне Филимоново изготовляли удивительные глиняные игрушки, получившие одноименное название филимоновских. Здесь находились залежи пластичной и качественной белой глины, из которой по легенде местный старожила дед Филимон лепил свои смешные, причудливые и не похожие на другие фигурки-свистульки животных и людей. Игрушки отличаются особой формой: короткие ножки, вытянутые тела и длинные шеи с маленькой головой, сюжеты традиционны — барыни и солдаты, различные композиции (чаепития, заигрывания, тройка), баранчики и петушки, коровы и лошадки, а и даже порой абсолютно фантастические создания, которые трудно отнести к какому-либо существующему виду. Расписаны эти игрушки яркими, сочными цветами, среди которых преобладает малиновый, ярко-желтый, зеленый, оранжевый, синий и белый, часто они наносились полосками в самых различных сочетаниях, причем лицо было всегда чисто белым с едва очерченными контурами глаз и губ.

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка

Маленький городок под Архангельском под названием Каргаполь, дал имя знаменитым каргапольским игрушкам, которые делали здесь талантливые мастера гончарного искусства из обожженной глины, изображавшие различные фигурки животных и людей. Отличаются они некоторой суровостью образов, вследствие применения исключительно натуральных красителей (сажа, мел, известь, разновидности цветной глины, различные минералы) темными, насыщенными цветами: коричневым, бежевым, темно-зеленым и даже черным. Представляли собой эти игрушки фигурки сказочных героев, птиц, собак, медведей, приземистых мужичков с бородой-лопатой или крупных женщиных с новорожденными на руках.

Плешковская игрушка-свистулька

Плешковская игрушка

Еще одним знаменитым русским промыслом, зародившимся в селе Плешково Орловской губернии, являются плешковские игрушки. Это разнообразные глиняные свистульки, сделанные из местных залежей глины, приобретавшей во время обжига интересный розоватый оттенок. Отличались игрушки простотой и лаконичностью, окрашивались в синие, красные и зеленые цвета натурального происхождения (сок бузины и лопуха, битый кирпич), которые наносились на поверхность в виде произвольно разбросанных пятен. Это были фигурки разных животных (коней, баранов, коров, оленей, петухов, уточек) людей (солдат, барыней), и фантастических существ (русалки, птицы-сирин). Типичный образ плешковской игрушки — фигурка женщины, держащей левой рукой младенца.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Презентация на тему: «Русская народная игрушка»Презентация на тему: «Русская.


Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога-воспитателя группы продленного дня


Курс повышения квалификации

Туристско-экскурсионная деятельность в образовательном процессе для детей с ОВЗ


Курс профессиональной переподготовки

Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации ФГОС НОО


«Как занять ребенка, если под рукой ничего?! Игры с бумагой для младших школьников.»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация на тему: «Русская народная игрушка»Презентация на тему: «Русская.

Презентация на тему: «Русская народная игрушка»
Презентация на тему: «Русская народная игрушка»

История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с твор.

История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

Изделия народных мастеров из дереваБогородская игрушка Пестрые деревянные ку.

Изделия народных мастеров
из дерева
Богородская игрушка
Пестрые деревянные курочки на подставке,
фигурки кузнецов, мужика и медведя-
потяни за планку, и они застучат
молоточками по маленькой наковальне…
Забавные игрушки, известные на Руси с
незапамятных времён, стали основным
народным промыслом для жителей
подмосковного села Богородское.

Изделия народных мастеров из дереваГородецкая игрушка Другой старинный игруш.

Изделия народных мастеров
из дерева
Городецкая игрушка
Другой старинный игрушечный промысел
зародился возле Городца. Эта игрушка
известна под названием городецкая топорщина.
Больше всего здешние кустари делали коньков в
упряжке – по одному, паре или тройке, затем
ставили их с возчиками на колёса и получался экипаж. Городецкая роспись это фантастические
цветы, кони, птицы, украшающие детскую
мебель, игрушки, прялки, посуду, разного
рода сувениры.

Изделия народных мастеров из дереваПолхов - Майданские таратушки Одним из ш.

Изделия народных мастеров
из дерева
Полхов - Майданские таратушки
Одним из широко известных промыслов
расписной деревянной игрушки является
Полхов – Майдан Нижегородской области.
Мастера делают самые разнообразные игрушки-
свистульки, матрёшки, пирамидки, каталки на
палочке, детские балалайки и называется всё
это забавным словом – «таратушки».

Изделия народных мастеров из дереваСемёновские игрушки Изготовлением токарны.

Изделия народных мастеров
из дерева
Семёновские игрушки
Изготовлением токарных игрушек в Семёнове занимались
с незапамятных времён. Мастера делали яблоки, груши,
паровозики, ведёрочки. Позже появилась матрёшка.
Семёновская матрешка отличается от других своей
многоместностью. В неё вкладывают до 15-18 разноцветных
кукол. В основе композиций лежит фартук, на котором
изображен большой букет пышных цветов.

Изделия народных мастеров из дереваСергиево-Посадская матрёшка Игру.

Изделия народных мастеров
из дерева
Сергиево-Посадская
матрёшка
Игрушечная столица России, где
несколько веков развивались игрушечные промыслы- это
Сергиев - Посад. Славится
Сергиев-Посад своей матрешкой.

Я из Сергиева- Посада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.

Изделия народных мастеров из дереваЗолотая Хохлома Хохломская роспись – русс.

Изделия народных мастеров
из дерева
Золотая Хохлома
Хохломская роспись – русский народный
художественный промысел; возник в 17 веке
в селе Хохлома. Декоративная роспись на
деревянных изделиях (игрушки, посуда, мебель)
отличается тонким растительным узором,
выполненным красным и чёрным (реже зелёным)
тонами и золотом по золотистому фону.

Изделия народных мастеров из дереваФедосеевская топорщина Промысел сложился.

Изделия народных мастеров
из дерева
Федосеевская топорщина
Промысел сложился в конце 19 века в деревне Федосеево.
Яркая раскраска, нанесённая по жёлтому фону стала характерной для федосеевской игрушки. Делалась эта игрушка из щепы, вырубалась топором и отличалась исключительным разнообразием. Кораблик не просто катился на колёсах, а ещё и приводил в движение другие детали внутри. Карусель закручивалась и раскручивалась обратно сама. Сейчас уже нет таких мастеров.

Изделия народных мастеров из глиныДымковская игрушка Дымковская игрушка одна.

Изделия народных мастеров
из глины
Дымковская игрушка
Дымковская игрушка одна из самых старинных промыслов России, ей более 400 лет.
Начиналось всё со свистулек для забавы детей. Женщины слободы Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась в барашка, лошадку, всадника на коне, барыню, в фигуры зверей и птиц. Каждая игрушка уникальна и единственна. Не может быть двух одинаковых изделий. Расписывают игрушки геометрическим рисунком (кругами, точками, овалами, полосами и волнами), используют много красного, желтого, синего, зелёного цветов.

Изделия народных мастеров из глиныГжельские розы Все изделия, что ты видишь.

Изделия народных мастеров
из глины
Гжельские розы
Все изделия, что ты видишь на этой странице, расписаны всего одной краской — синей. Это гжельские игрушки и посуда. Как можно догадаться по названию, делают ее в небольшой деревеньке Гжель, расположенной недалеко от Москвы с середины 18 века. Гжельский край — это известный центр народного керамического искусства. А дело это не простое — нужно правильно замесить глину, придать ей нужную форму, раскрасить и обжечь в печи при высокой температуре. Гжельские художники изображают цветочные гирлянды, сказочных птиц, пейзажи, картинки из народной жизни.

Изделия народных мастеров из глиныФилимоновская свистулька Эти игрушки труд.

Изделия народных мастеров
из глины
Филимоновская свистулька
Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими. Они имеют характерную форму и раскраску. У всех игрушек вытянутые шеи и маленькие головки. А раскраска такая, что ни с чем не спутаешь — чередующиеся полоски красного, желтого и зеленого цветов. Бывают и более сложные узоры, особенно на юбках у барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка» или «солнышко». И еще одно важное отличие от других глиняных игрушек — филимоновские игрушки всегда свистульки. Даже барыни и кавалеры — свистульки, свисток находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат.

Изделия народных мастеров из глиныЖбанниковская игрушка Промысел возник в на.

Изделия народных мастеров
из глины
Жбанниковская игрушка
Промысел возник в начале 20 века, в деревне Жбанниково. Причудливое сочетание красок в росписи создаётся использованием тёмной эмалевой краски в качестве фона, по которому наносятся пятна более светлых тонов. Отдельные детали фигур «серебрятся» . Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трёх ногах-основаниях.

Изделия народных мастеров из глиныКаргопольская игрушка На самом севере Росс.

Изделия народных мастеров
из глины
Каргопольская игрушка
На самом севере России есть красивый старинный русский город Каргополь. Очень интересны глиняные игрушки каргопольских мастеров. Размером игрушки с ладонь, но если долго смотреть на них, то кажутся они великанами, сделанными из большущего куска глины. В них есть что-то загадочное и волшебное. Особенно любопытен Полкан — по- луконь-получеловек — этакое фантастическое существо, пришедшее из старинных народных легенд и преданий. Полкан — крестьянский богатырь.
Среди каргопольских игрушек не найти двух одинаковых, потому что игрушки вручную лепят.

Изделия народных мастеров из берестыБерестяная игрушка Береста- верхний слой.

Изделия народных мастеров
из бересты
Берестяная игрушка
Береста- верхний слой берёзовой коры, прочный и красивый материал для плетения. Бересту издревле называют «золотом» России. В домашнем хозяйстве и отхожих промыслах – рыбалке, охоте, строительстве – береста была незаменима как повсеместно распространённый, лёгкий, водоотталкивающий и прочный материал. В берестяных колыбелях наши предки качали младенцев, на берестяных лодках открывали новые земли; в бересту одевались и обувались, хранили продукты и переносили вещи; жилище было наполнено берестяной утварью, да и сам дом покрывали и застилали берестой, а детям изготавливали разнообразные игрушки.
Шеркунок- погремушка их берестяных кубиков, внутри каждого горошина.

Русская –народная игрушка из соломыСоломенная игрушка Эта забавная игрушка ро.

Русская –народная игрушка из соломы
Соломенная игрушка
Эта забавная игрушка родилась в деревне, где вдоволь можно найти соломы, оставшейся после жатвы. Скрутите пучок соломы в жгут, перегните его, свяжите, чтобы не развалилось изделие, приделайте ручки, а из куска ткани сделайте платок или фартук. Платье куклы снизу подстригите. За то, что соломенные юбки у таких куколок подстригали, их прозвали стригушками. Такая игрушка делалась раньше между делом - себе на потеху и детям на забаву.
Маленькие девочки верили, что куклы-десятиручки помогают по хозяйству.
Многие обряды невозможны без соломенной куклы – из нее мастерили чучело масленицы, оберег семьи(«неразлучники»), с помощью соломенных жаворонков зазывали весну.

Русская народная игрушка из тканиТряпичная кукла Самой распространённой игруш.

Русская народная игрушка из ткани
Тряпичная кукла
Самой распространённой игрушкой деревенских девочек была тряпичная кукла: столбушка, кувадка, пеленашка…
Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их было до сотни. Дети делали их сами, начинали вертеть куклу лет с пяти. Самой первой малышу давали куклу-оберег пеленашку или пеленашку-полено.

Русская народная игрушка из нитокКукла из ниток Мартиничка Мартиничка - мале.

Русская народная игрушка из ниток
Кукла из ниток Мартиничка
Мартиничка - маленькая нитяная русская обрядовая кукла, которая использовалась в обряде "закликания весны" (в марте).
Кукол вязали парами: из белых и красных ниток- символ весны и жаркого солнца. Такие пары кукол развешивали на ветках деревьев. Мартинички ярким контрастом красок дополняли детские игры.
Традиция изготовления таких кукол жива и сегодня. Их делают в виде сувениров. Мартинички дарят на счастье, прикрепляя как украшение к одежде.
Кукла подойдёт для кукольного домика и украшения ёлки.

Дымковская игрушка

На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

Содержание:

История промысла


Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

Мезрина Анна Афанасьевна

(Мезрина Анна Афанасьевна - мастерица дымковской игрушки)

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

мастера дымковской игрушки

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Виды дымковской игрушки

различные виды дымковских игрушек

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Дымковский индюк

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Дымковская барыня

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Дымковский барашек

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Дымковская лошадка

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».


Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Технология изготовления

схема изготовления дымковской игрушки

Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.

Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.

Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — муфельную, где температура достигает 1000С.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.

На следующем этапе создания игрушки — раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.

Роспись дымковской игрушки

росписная дымковская игрушка

Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

зарисовка Алексея Деньшина дымковской игрушки

(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки)

Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете.

Раскраска велась в строгой последовательности:

самые разные дымковские игрушки

Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.

Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.

Богородская игрушка

История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

Содержание:

История промысла


Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Виды богородских игрушек

Богородские деревянные игрушки были двух видов:

1. Скульптурная игрушка

скульптурная богородская игрушка

2. Подвижная игрушка

подвижная богородская игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:

Богородские кузнецы

Кузнецы, закрепленные на плашках;

Богородский мужичок

Пляшущий мужичок с пружиной внутри;

Богородские курочки

Курочки, клюющие зерна на кругу с противовесом.

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.

Технология изготовления

изготовление богородских игрушек

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Роспись богородской игрушки

росписные богорордские игрушки

(Цветные (росписные) богородские игрушки)

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.

Читайте также: