Советская елочная игрушка дед мороз

Обновлено: 17.04.2024

У всех нас самые тёплые воспоминания связаны с детством (по крайней мере так должно быть). В детстве всё здорово - никаких забот-хлопот, каждый день что-то новое узнаёшь, рядом молодые папа с мамой, Новый год не просто праздник, а встреча с волшебством. Именно на Новый год ребёнок впервые встречается с настоящим Дед Морозом и Снегурочкой, которые узнали о его заветной мечте и осуществили её.

Не знаю как вы, а я ещё долгое время после новогодней ночи каждый день проверяла место под ёлкой) А вдруг Дед Мороз так заработался, что забыл какую-то часть моего подарка мне положить.

Я очень благодарна звёздам за то, что они расположились таким образом, что несколько лет назад я увлеклась новогодней тематикой, стала собирать старые ёлочные игрушки, а теперь ещё ежегодно обзавожусь и новыми. Первые свои старые ёлочные игрушки я получила по почте в мае и очень волновалась, что к декабрю не успею насобирать игрушки для украшения всей ёлки. Но вот наступил Новый год, и ёлка в стиле СССР получилась просто красавицей. Впервые наряженная ёлка у меня стояла не до Нового года, а до мая! Всё это время посылки с игрушками продолжали приходить. Я распаковывала коробки и вешала игрушки на ёлку. К маю это стало делать уже проблематично))) На второй год своего увлечения я кое-как нарядила ёлку, потому что уже погрязла в игрушках. А что говорить про людей, которые увлекаются старыми игрушками по несколько десятилетий? И многие коллекционеры приходят к страшному для себя решению - нельзя объять необъятное! И начинают коллекционировать не всё подряд, а делают выбор в пользу определённого вида игрушек и (или) определённого временного промежутка. Кто-то собирает только стеклянные игрушки, кто-то только ватные, кто-то собирает исключительно сказки. А Татьяна Быкова из Санкт-Петербурга сделала основными экспонатами своей коллекции советских Дедов Морозов. Большинству коллекционеров становится тесно в рамках своей квартиры, хочется показывать свои сокровища, обсуждать их с другими людьми, посмотреть на коллекции соратников по новогоднему счастью. Поэтому чуть более года назад Татьяна создала группу в контакте Деды Морозы (производство СССР) . Конечно же я состою и в этой группе, тем более что ни одного дедушки под ёлкой у меня пока нет. Поэтому с удовольствием смотрю и читаю про чужих.

Так сложилось, что в СССР как-то не очень дорожили мастерами-кукольниками, очень часто имена их утеряны, вся информация собирается по крупицам. Жили мы все в стеснённых условиях, поэтому от коробок старались избавляться, а этикетки на игрушках за столько времени или оторвались, или стали такими потрёпанными, что ничего на них прочесть нельзя. Так что у меня ко всем вам есть огромная просьба. Если у вас дома сохранились Дед Мороз и Снегурочка с этикетками или в коробке с опознавательными знаками, то сфотографируйте и покажите в группе. Все коллекционеры будут вам очень признательны.

Всё больше и больше людей не готовы расстаться со своим детством. Я пришла в группу , когда в ней было 100 человек, а сейчас нас там уже 845. Кто-то приходит узнать о стоимости игрушки, кто-то хочет узнать что-то о своей. И с каждым годом всё больше и больше людей, которые хотят отреставрировать старую игрушку. Конечно же, даже пластиковый Дед Мороз за 6 десятилетий сильно подурнел, а что говорить про ватных дедушек из 50-х. А ведь есть ещё дошедшие до нас Деды Морозы из 30-х, уж их в любом виде выбрасывать преступление. Кстати, часто в СМИ освещаются выставки Александра Олешко, у которого просто огромнейшая коллекция Дедов Морозов.

А в интернете всегда можно устроить виртуальную выставку. Сама Татьяна увлекается ватными Морозами

С чего начинается советская новогодняя елочка?

Советская новогодняя елка появилась взамен Рождественской после предложения в 1935 году П. П. Постышевем организовать детям елки.

В 1937 году создали методичку «Елка», в которой были даны рекомендации о реализации данного торжества.

Кроме этого выпускалось множество различных изданий, задача которых была привнести населению определенные нормы и правила, создать советские новогодние традиции этого праздника.

Вначале использовались живые представительницы хвойных пород деревьев. С развитием промышленности появляются и искусственные елки.

Для маленьких комнат в коммуналках выпускают елки-малютки и наборы новогодних мини-игрушек к ним.

Звезда (наконечник на макушку елки)

Невозможно представить елку без традиционной красной звезды на ее макушке. В основном наконечник являлся изображением, политической символикой в виде кремлевских звезд. Реже — в форме конуса, спутника.

Даже в период Великой Отечественной Войны в условиях тотального дефицита на заводе «Москабель» производили проволочные украшения, используя производственные отходы.

В цехе ширпотреба в дело шли отходы производства — кусочки проволоки разного диаметра и цвета. И получались великолепные работы – пятиконечные звезды.

В настоящее время такие сохранившиеся игрушки являются большой редкостью и очень ценятся коллекционерами.

Первые фабричные елочные советские игрушки появились только в 1937 году, до этого периода елки украшали рождественскими игрушками, сладостями, орехами, детскими игрушками, самоделками из бумаги, лент, ваты, бусин и др.

Религиозные атрибуты сменились на атрибуты, связанные с новой идеологией, советской патриотической символикой (звезды, флажки, гербы), с достижениями в области науки и техники (станки, дирижабли, самолеты, машины, космические корабли), с появлением новых профессий, развитием сельского хозяйства (изображения плодово-овощных культур). Елка становилась зеркалом, отражающим свою эпоху.

С развитием промышленности усложнялась технология изготовления игрушек (вата, бумага, картон, папье-маше, стекло, металл, пластик).

Игрушки подвесные из ваты

Елочные игрушки из ваты одни из самых ранних игрушек. Вата простой пластичный материал для изготовления игрушек, а ее небольшой вес позволяет размещать игрушки на самых тонких елочных ветках. Эти игрушки имеют наибольшую коллекционную ценность, так как хорошо сохранившаяся вата с годами становится большой редкостью. Из ваты можно встретить изображения людей разного возраста, профессий того периода, сказочных персонажей, животных, растений.

Игрушки подвесные из бумаги и картона

Бумага и ее производные — второй по простоте и доступности материал для изготовления игрушек. И тоже считается одним из самых легковесных. Игрушки из бумаги сначала создавались вручную, позже появились фабричные штамповки. Здесь, кроме изображений людей, животных, можно уже встретить игрушки с так называемым агитационным изображением — советской символикой (звездочки, гербы, флаги) и на военно-промышленную тематику.

Игрушки подвесные из стекла

Елочные игрушки из стекла — самая масштабная ниша украшений на елку. С развитием стекольной промышленности толстое стекло и самодельные стеклодувные предметы сменяются более воздушными фабричными экземплярами. Сначала игрушки из стекла имели сферическую и около сферическую формы, позже появились более сложные фигурки. На стекло наносили яркие, блестящие краски. Первые такие игрушки подвешивались на елку на нити или проволоку. Позже создали конструкцию прищепки на ветки. По обилию всевозможных сюжетных линий в этих игрушках можно увидеть отражение приоритетов нашей страны.

Игрушки подвесные из стекляруса, бусин

Украшения из стекляруса изготавливали в основном из фабричных стеклярусных россыпных бусин вручную.

ЕЛОЧНАЯ ПОДВЕСКА «ВОЗДУШНЫЙ ШАР С ГАНДОЛОЙ» ИЗ СССР ВИНТАЖ 1960-е

Игрушки из металла

Первые такие игрушки появлялись в период Великой Отечественной войны и создавались из обрезков, оставшихся от производства предметов военной промышленности. В основном это ручная сборка проволочных деталей в фигурки. Штампованные заводские металлические игрушки встречаются редко в силу дороговизны производства, весовых характеристик и безопасности для детей.

Елочные игрушки, Снежинка, Звездочка, Стрекоза, Букет. Проволочные, сборный лот. Москабель. СССР, 1940-е

Игрушки на прищепках

Возникли после изобретения данной конструкции, но использовались реже, чем подвесные.

Елочная игрушка стеклянная на прищепке «Снегирь». 1950-е годы. СССРЕлочная игрушка СССР бусы стеклярус

Игрушки из папье-маше

Папье-маше — это спрессованный материал из смеси бумаги или картона, гипса, клея, крахмала и др. Изготавливали в формах под прессом, а потом наносили красители.

Игрушки из пластика

В основном это игрушки в мини-наборах для елок-малюток.

Гирлянды из бумаги, флажки, фонарики

Самые первые и простые гирлянды, легкие в производстве и дешевые по стоимости. Тематика изображения аналогична игрушка из других материалов. Можно найти флажки разных форм и более сложные гирлянды, из повторяющихся трехмерных фрагментов.

Дед Мороз из ваты и стеклянные звезды. Как наряжали елки в СССР

Наряжая елку новыми яркими шарами и гирляндами, мы часто вспоминаем старые игрушки. Целый год они ждали своего часа в картонных коробках где-нибудь на антресолях: сказочные стеклянные птицы и звери и совсем прозаические, но очень забавные овощи, фрукты и ягоды из крашеной ваты, веселые бусы и, конечно, звезды. Возможно, несколько таких старых друзей до сих пор занимают свое почетное место на вашей елке.

Старые новые игрушки

Первые новогодние украшения появились в России в XIX веке — традицию наряжать елку игрушками ввела императрица Александра Федоровна, жена Николая I. В то время собственного производства елочных украшений в стране не было, поэтому игрушки привозили из Европы. Стеклянные шары были очень дорогими, и большинство граждан дореволюционной России делали украшения сами, из бумаги и картона. В декабре 1929 года в газете «Правда» вышла статья, где рождественские дни объявили обычными трудовыми буднями, новогодние деревья попали под запрет, и начавшееся в конце XIX века производство елочных игрушек прекратилось.




После возвращения новогодних праздников в 1935 году советской елке потребовались новые украшения — идеологически выдержанные: место ангелов заняли аэростаты, дирижабли, самолеты, а Вифлеемскую звезду сменила красная пятиконечная. По всей стране были открыты фабрики, заводы и артели, выпускающие игрушки из ваты, картона и стекла. 1 января 1937 года та же «Правда» сообщила: «Союзкультторг реализовал по всей стране елочных игрушек на более чем 15 миллионов рублей». Через год эта сумма выросла почти в три раза. К концу десятилетия по всему СССР работали специализированные магазины, торговавшие елочными игрушками, маскарадными костюмами и прочими атрибутами праздника.

Украшения из ваты

Одним из самых распространенных и недорогих материалов для изготовления советских елочных игрушек стала вата — в 1930-е годы этого сырья на фабриках страны было предостаточно. Основой выступал проволочный каркас, вокруг которого крепилась вата. Лица делали из воска, папье-маше или мастики. После росписи их покрывали клейстером — он защищал игрушки от воспламенения. Костюмы тоже мастерили из ваты или бумаги, раскрашенной в разные цвета. Готовые игрушки посыпали «снегом» из мелкого стекляруса и закрепляли его специальным составом.

Множество фигурок и сюжетных украшений, соответствующих советской тематике, выпускали все крупные производства Ленинграда, Москвы и других больших городов: артели «Культпром», «Детская игрушка», «Елочная игрушка», артель имени Шаумяна, фабрики «Гигровата» и ИЗО Парка Горького. Краснощеких лыжников и пионеров, зайчиков, снегурочек и полярников придумывали художники и рабочие. Кто станет новым героем, определяли на конкурсах, на которых фабрики и артели представляли лучшие образцы елочных украшений.





Самыми популярными моделями были фрукты и овощи, животные, большие фигуры Деда Мороза и Снегурочки, а еще малыши-пеленашки, представляющие собой младенцев и поросят в конвертиках из одеял. Новогодний волшебник с внучкой были самыми стойкими — большие фигуры ростом до метра изготавливали настолько добротно, что даже спустя несколько десятилетий после прекращения выпуска этих игрушек хорошо сохранившихся ватных Дедов Морозов можно было купить на новогодних ярмарках.

Массовое производство

Разные модели игрушек предполагали и различные способы производства. До 1939 года все ватные елочные украшения изготавливали вручную. По решению Всесоюзного научно-экспериментального института игрушки был введен способ формования — украшения из ваты стали делать при помощи специальных чугунных и гипсовых форм. После изобретения формовки производство ватных игрушек резко увеличилось. Спустя короткое время было придумано еще несколько автоматизированных методов создания елочных украшений.

Миниатюрных животных — кроликов, белочек и слоников — изготавливали методом горячей штамповки: фигурку склеивали из штампованных половин, а затем покрывали специальными нитролаками. Такой способ практиковали в 1940-е годы лишь на нескольких фабриках, но уже к 1950-м почти все производство ватных игрушек перешло из ручного в механизированное. Одни из самых известных украшений, созданных методом горячей штамповки, выпускала московская артель имени Шаумяна.






Фрукты, овощи, ягоды и грибы с их округлыми формами получались благодаря веретенной намотке, когда использовался специальный станок-веретено для намотки ваты. Одной из первых фабрик, применивших эту технологию в 1936 году, стала ленинградская «Гигровата».

Эпоха елочных украшений из ваты в СССР закончилась в 1960-е, однако сегодня она переживает возрождение. Ватные игрушки делают уже не фабрики или артели, а отдельные мастера и художники.

Игрушки из стекла

Первые стеклянные елочные украшения, появившиеся в России в конце XIX века, были очень дорогими. Один шар стоил около 20 рублей, а за набор продавец мог запросить все 200 — за эти деньги в то время можно было купить хороший рояль. Большинство стеклянных украшений были заграничными — в России тогда не было предприятий по производству стекла. Первый стекольный завод открылся в Клину в 1848 году и выпускал только пузырьки для аптек и парфюмеров и лампы. Стеклянные игрушки предприятие начало делать во время Первой мировой войны — выдувать стеклянные украшения русских мастеров научили пленные немецкие солдаты.

В советское время заводы и артели по производству стеклянных игрушек появились в 1936 году: ленинградская артель «Культигрушка», московская фабрика стеклянных елочных украшений треста игрушки Мосгорисполкома, артели «Красный Октябрь» и «Решетниковский стеклодув». В конце 1930-х они выпускали шары с изображениями членов партии, стеклянные фигурки красноармейцев и буденновцев, сказочных героев, игрушки на цирковую тематику, а также пятиконечные звезды.


В 1950-е самыми популярными стеклянными игрушками стали фрукты и овощи — яблоки, морковь и кукуруза всех цветов и размеров были обязательной составляющей любого набора украшений. В 1960-е вместе с космонавтами и космическими кораблями в продаже появились комплекты «15 республик — 15 сестер» — наборы стеклянных фигурок девушек в разных национальных костюмах. Игрушки отражали и события в сфере культуры — на елочных ветках встречались выполненные из стекла герои популярных мультфильмов и кинокомедий. Среди последних были, например, герои фильмов «Цирк» Григория Александрова и «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова.

Стеклянное производство

Все советские елочные украшения из стекла можно было разделить на несколько видов: шары разных размеров, фрукты и овощи, животные и птицы, граненые фонарики, навершия в виде звезд и наконечников, посуда и военная техника. Отдельное место занимали монтированные игрушки — фигурки из нанизанных на проволоку стекляруса и бус, их производили в большом количестве.

Мастера выдували игрушки с помощью специальных стекольных дротов (трубок) либо сами, либо механическим способом. Расплавленной стекольной массе во время выдувания придавали нужную форму и размер, медленно и непрерывно вращая дрот. В еще не остывшем изделии острой палочкой делали лунки, углубления и полосы либо помещали его в разъемные формы, которые уже имели нужный рельеф. Остывшие стеклянные изделия дальше отправлялись на серебрение и покраску. На готовые фигурки надевали колпачок для подвеса и упаковывали в коробки.




Стеклянные игрушки отечественного и заграничного производства можно было легко различить по типу крепления, весу и декору. Импортные изделия, привезенные в основном из ГДР, имели особое крепление — пружинку на прищепке. Некоторые украшения и вовсе не предполагали крепления — игрушка была вклеена в цоколь определенной формы, который тоже отличался от советского. Немецкие стеклянные елочные игрушки славились своей невесомостью и оформлением. Навершия и шишки, декорированные канителью (тонкая металлическая нить) или махровым шнуром, могли быть родом только из Германии, потому что в СССР эти виды стеклянных фигурок никогда так не украшали.

Картонажные украшения

Популярным и доступным материалом для елочных игрушек была бумага и картон. Технику производства украшений позаимствовали у немецких мастеров, знаменитых своим дрезденским картонажем. В XIX веке на производствах Дрездена выпускали тисненые фигурки — половинки выпуклого картона склеивали вместе, а затем покрывали золотой и серебряной красками. Такие украшения были недорогими, не бились, в отличие от стеклянных, поэтому сразу оказались на елках по всему миру.

В 1920-е годы в СССР игрушки из картона производили только в частных мастерских, фабричные украшения появились в 1940-х. Они были похожи на дрезденский картонаж, но имели более плоскую форму. Самыми популярными стали фигурки рыб, птиц, зверей и героев сказок. Шаблоны печатали в советских журналах и газетах, и каждый желающий мог сделать игрушку сам, повторив чертеж дома на картоне.



Среди украшений, которые выпускали фабрики, был штампованный и клееный картонаж. Штампованный картонаж изготавливали в специальных металлических формах. После штамповки и высечки половины фигурки склеивали, покрывали фольгой и раскрашивали красками с помощью пистолета-аэрографа. Мелкие детали, вроде глаз, рта или плавников, рисовали вручную.

Техника клееного картонажа представляла собой вырубку раскроя игрушки по контуру и склейку столярным клеем. Цветная бумага, мишура, ленты и текстиль для украшения наклеивались на фигурку в виде плиссе и полосок. К клееному картонажу относились различные домики и игрушки, корзинки, фигуры животных и фонарики. У всех украшений были подвески для крепления. Картонные игрушки выпускали на советских фабриках до 1980-х годов.

Елочные украшения времен СССР создают ощущение новогоднего волшебства почти как в детстве. Хрупкие, с немного облупившейся краской, они кажутся более «настоящими», чем современный праздничный декор. Набор винтажных шишек, сосулек и шаров, ватный Дед Мороз, пятиконечная звезда-макушка, подарочная коробка в виде Спасской башни, наполненная конфетами и мандаринками, станут желанным подарком для ценителей советской культуры и традиций.

Набор из 7 винтажных елочных игрушек СССР, 1950-1970 гг.

Набор из 7 винтажных елочных игрушек СССР, 1950-1970 гг.

Елочная игрушка (сюрпризница) в виде книги «Там на неведомых дорожках», картон, артель Картонаж, Ленинград, 1950-1960 гг.

Елочная игрушка (сюрпризница) в виде книги «Там на неведомых дорожках», картон, артель Картонаж, Ленинград, 1950-1960 гг.

Запрет и возвращение новогодней елки в советской России

Производство новогодних игрушек было запущено в СССР в декабре 1935 года. До этого времени праздновать Новый год и Рождество, наряжая елку, в советской России считалось пережитком буржуазного прошлого. Ввоз елочных украшений из Германии прекратили. Выходные и гулянья отменили, люди должны были ложиться спать в обычное время, а утром идти на работу, несмотря на праздник.

В газете «Правда» вышла заметка П. Постышева, второго секретаря ЦК коммунистической партии большевиков Украины, который призывал устраивать коллективные елки для советских ребятишек. Он писал, что несправедливо лишать праздника детей рабочих, которые были обделены радостью в дореволюционное время и лишь с завистью заглядывали в окна к богатеям, отмечавшим Рождество. 31 декабря 1935 года в харьковском Дворце пионеров и октябрят прошла первая советская елка.

В январе 1937 года в Колонном зале Дома Союзов устроили елку для детей с участием Деда Мороза и Снегурочки. На следующий год кремлевский новогодний почин подхватила вся страна. Наркомпрос и Комитет по игрушке выпустили брошюру «Елка», где прописывался музыкальный репертуар детских утренников, театрализованных представлений, дизайн и расположение новогоднего декора, поведение детей и педагогов.

Внешний вид елочных игрушек подвергался строгой цензуре. До революции украшения отражали библейские рождественские сюжеты. В СССР восковых ангелочков заменили на идеологические правильные изображения, которые с течением времени менялись. В них отражена история нашей страны.

Украшения ёлки довоенного периода

Вифлеемскую звезду, которая венчала праздничное дерево в царские времена, сменила красная пятиконечная (кремлевская) звезда – символ Красной армии и Революции.

Шары выдували через стеклянную трубочку, которую нагревали на газовой горелке. Охлажденный шар окунали в цветной лак или нитрит серебра, расписывали, приделывали петельку. Также изготавливали различные стеклянные фигурки физкультурников, парашютистов, пионеров, аэропланов, поездов, пограничников с собаками, броневиков. Делали украшения из стекляруса, соединенного проволокой.

Успехи советского воздухоплавания отражены выпуском елочных игрушек в виде дирижабля.

В 1937 году выпустили серию шаров с портретами членов Политбюро, шар с портретами Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Но их быстро сняли с производства: «повешенные» на елку вожди в годы репрессий выглядели неоднозначно.

Ватные игрушки делали из прессованного хлопка, форму человечкам и животным придавали с помощью проволочного каркаса. Заготовку раскрашивали, покрывали клейстером из крахмала. Шили одежду из ткани, изготавливали лица и мордочки из глины и папье-маше.

Картонные фигурки (картонажи) делали по германской технологии. Два куска картона с немного выпуклым зеркальным рисунком склеивали между собой, игрушка получалась двухсторонней. Ее покрывали фольгой, раскрашивали.

Среди картонажей были особо популярны фигурки легендарного пограничника Никиты Карацупы. Пограничник вместе со своей собакой Индусом (Ингусом) задержал 338 нарушителей, воспитал тысячи следопытов, оставил наработки по служебному собаководству, которые востребованы до сих пор.

Елочные игрушки времен Великой Отечественной войны

Во время войны люди продолжали праздновать Новый год, наряжали елки в госпиталях, в тылу, на передовой. Эта традиция напоминала о мирной жизни, поддерживала надежду на скорую победу.

Елочные игрушки выпускали в ограниченном количестве, делали их из подручных материалов, отходов производства. Из жести штамповали фигурки животных, а затем их раскрашивали. Крутили проволочные украшения. На ламповом заводе делали шары, представляющие собой лампочки без цоколя, покрытые краской. Были популярны игрушечные парашютисты, собаки-санитары, украшения в виде шишаков — наверший солдатских шлемов и касок. На фронте для изготовления игрушек использовали бинты, вату, стреляные гильзы, картон, погоны.

Новогодний декор послевоенного времени

После войны на новогодние елки в СССР вернулись «мирные» игрушки. Их промышленное производство полностью восстанавливается в 1946 году. Фабрики Москвы и Ленинграда не могли удовлетворить спрос на елочные украшения, хоть и работали на полную мощь. Поэтому в Киеве, Кирове, Минске открыли специализированные цеха и фабрики. В 1949 году, к 150-летнему юбилею А. С. Пушкина, выпустили фигурки по мотивам сказок великого поэта.

В конце 40-х - начале 50-х гг. в магазинах появились наборы миниатюрных игрушек, которыми можно было украсить елку, умещавшуюся на столе. Многие люди жили в стесненных условиях, в коммуналках и бараках. Поставить полутора или двухметровое раскидистое дерево было просто негде.

50-60 годы – время елочного декора на прищепках: сказочные звери, дети, спорт, советская символика. В честь успешных полетов в космос изготавливали игрушечные спутники и ракеты, космонавтов. Стеклянные часы, которые показывают без пяти минут полночь, появились на советских елках после выхода на экраны «Карнавальной ночи».

Продовольственный кризис начала 50-х годов, вызванный неурожаями, неудачами в управлении сельским хозяйством, привел к появлению игрушек в виде овощей и фруктов. Они должны были символизировать изобилие в стране, когда по факту потребительская корзина советских граждан была весьма скудной.

С приходом к власти Хрущева аграрный кризис пытались преодолеть освоением целинных земель, а также насаждением кукурузы как основной кормовой и зерновой культуры. В 60-е годы на елках появились стилизованные початки «царицы полей». В период «оттепели» в тематике игрушек стало меньше коммунистической пропаганды, зато появились предметы быта: самовары, лампы, чайники.

Елочная игрушка «Самовар», стекло, роспись, артель «Культигрушка», Ленинград, 1955-1975 гг.

Елочная игрушка «Самовар», стекло, роспись, артель «Культигрушка», Ленинград, 1955-1975 гг.

После 1966 года изготовление новогодних игрушек было поставлено на поток. Украшения 70-80 гг. штампуются на фабриках большими партиями, утрачивают индивидуальность кустарного и артельного производства. Появляются новые материалы для их изготовления: поролон, пластик, алюминий.

Дед Мороз и Снегурочка

В славянской мифологии Трескун, Морозко, Студенец, Зимник – суровый бог зимы и северного ветра. Его представляли в виде старца с длинной белой бородой. Вместо мешка с подарками в руках он держал булаву.

В 19 веке под влиянием творчества поэтов и писателей образ языческого бога трансформировался в Мороза Ивановича. Дети сами приносили ему подарки, чтобы задобрить, а сказочный старик давал им задания и вознаграждал по заслугам.

Советский Дед Мороз – добрый старик, который дарит гостинцы детям - впервые появился на новогодней елке в Доме Союзов в 1937 году. Образ его внучки возник на основе героини пьесы Н. Островского «Снегурочка».

Подставочные (подъелочные) фигуры Деда Мороза и Снегурочки, изготовленных из ваты, появились в 30-х годах 20 века. Внешний вид волшебного старика напоминал пожилого крестьянина в валенках, синей или красной шубе, шапке-ушанке. К 40-м годам стали встречаться белые Деды Морозы из-за экономии на краске. Расписывали только лица, сделанные из глины или папье-маше. Фигуры получались уникальными, так как выполнялись вручную. Снегурочек изображали в голубом или белом наряде.

На рубеже 40-50 годов технология меняется – подставочные игрушки стали делать из папье-маше и прессованных опилок. Дед Мороз мог быть с посохом и мешком подарков или без них, в застегнутой или распахнутой, короткой или длинной шубе.

В 60-х годах ручное производство подъелочных фигур значительно сокращается. На фабриках стали выпускать пластмассовые фигуры, отлитые в специальных формах. Они были намного доступнее игрушек из ваты и папье-маше, но лишились индивидуальности.

«Дед Мороз», вата, ткань, раскраска, Калининское производственное объединение художественной промышленности, 1960-1970 гг.

«Дед Мороз», вата, ткань, раскраска, Калининское производственное объединение художественной промышленности, 1960-1970 гг.

«Дед Мороз», вата, ткань, раскраска, Куйбышевская фабрика игрушек, 1970-1990 гг.

«Дед Мороз», вата, ткань, раскраска, Куйбышевская фабрика игрушек, 1970-1990 гг.

«Снегурочка», пластмасса, Москва, 1970-1990 гг.

«Снегурочка», пластмасса, Москва, 1970-1990 гг.

«Снегурочка», пластмасса, Москва, 1970-1990 гг.

«Снегурочка», пластмасса, Москва, 1970-1990 гг.

У всех народов, без исключения, существует множество собственных праздников, для которых индивидуальны традиции, время и место проведения. Но существует только два праздника – Рождество и Новый год – которые, отмечаются в большинстве стран. Самым важным и неизменным украшением этих праздников является ёлка. Это вечнозелёное дерево, с древних времён у многих народов, имело сакральный смысл, считалось символом жизни, вечной весны и обновления, а также, символом процветания и изобилия.

«Подъёлочные» фигурки Деда Мороза

Трудно представить новогодний праздник без «подъёлочных» сюрпризов и подарков, а в нашей стране также, без главных героев этого праздника - Деда Мороза и Снегурочки. Традиция ставить этих новогодних волшебников под вечнозелёное дерево существует не больше века. До революции 1917 года, эти персонажи радовали глаз исключительно с открыток и ёлочных игрушек. С 1928 года празднование Нового года было официально запрещено – этот день стал обычным рабочим.

После революции, празднование Рождества, а также украшение ёлок на Новый год, оказались под запретом. Те, кто пытались сохранить традицию, попадали под уголовную ответственность. Но со временем, всё изменилось. В конце 1930-х годов, после возрождения традиции празднования Нового года, на Кремлёвской ёлке появляется Дед Мороз – главный гость мероприятия. Спустя год, к нему присоединилась его помощница – Снегурочка. Они становятся неотъемлемыми «спутниками» празднества, создавая волшебную сказку для жителей нашей страны. Новогодние волшебники начинают посещать ёлки в детских садах и школах. Готовятся сценарии для утренников. Уже трудно представить праздник без этих персонажей, одаривающих подарками малышей. Бездонный мешок с сюрпризами для детей является обязательным атрибутом в образе доброго Дедушки Мороза.

«Подъёлочные» фигурки Деда Мороза и Снегурочки

Вскоре начинается массовое производство «подъёлочных» Дедов Морозов и Снегурочек. Их делают из древесины, используют технику папье-маше, раскрашивают каждую деталь вручную. Это была очень тонкая работа. В каждую фигурку мастера вкладывали частичку себя. Волшебство и прекрасное настроение стало приходить в дома при приобретении этих уникальных персонажей. Все праздничные дни эти герои сохраняли сказку прямо под красавицей ёлкой, предлагая продлить счастливое время и новогоднее чудо.

Украшение новогодней ёлки потеряло отчасти свою рождественскую символику и обрело символику советскую. Если ранее, в царские времена, ёлочные игрушки демонстрировали библейские сюжеты – Вифлеемскую звезду, колокольчики, ангелов, то после революции, они сменились на «кремлёвские» звёзды, символику СССР, самолёты и автомобили.

С началом Великой Отечественной войны производство новогодних игрушек и «подъёлочных» игрушек притормозилось, но не исчезло. Ёлка имела место быть и в это нелёгкое время. Лесная красавица часто была украшена солдатиками, пистолетиками, танками и другими символами того времени. В домашних условиях их делали, как говорится «из того, что было», из бумаги, картона, яичной скорлупы, перегоревших электрических лампочек.

С 1946 года начинает возрождаться производство праздничных игрушек и фигурок. Это один из способов возвращения к мирной жизни. Повсеместно, на всей территории РСФСР и в союзных республиках открываются специальные цеха по производству подставочных фигур. Многочисленные артели занимаются изготовлением Дедов Морозов и Снегурочек. Технология осталась прежней: каркас из древесины, вата, а вот лицо делали из древесно-опилочной массы. Фигурки изготавливаются и расписываются, как и до войны, вручную. Выпущенные разными заводами новогодние персонажи, отличаются друг от друга. Типичный Дед Мороз конца 40-х годов – старик в красной шубе, и шапке ушанке, со своим незаменимым атрибутом - мешком с подарками и книгами. В это время страна «возвращается к жизни». Ёлочные игрушки уже имеют более весёлые сюжеты: появляются звездочёты, персонажи сказок, а также, предметы быта, такие как чайники, чашки, самовары, лампы. Они отличаются текучестью формы, яркостью красок и ручной росписью.

В конце 60-х годов начинается массовый выпуск Дедов Морозов и Снегурочек из пластмассы. Эти игрушки украсили практически каждый дом. Они стали дешевле, разнообразней в выборе, но потеряли свою индивидуальность и красоту. В тренде - космические темы: ракеты, планеты, звёзды, космонавты.

Фигурки Деда Мороза и Снегурочки

С каждым новым десятилетием меняется мода на ёлочные игрушки, они становятся всё краше и ярче, приобретают образы любимых персонажей, а производители открывают всё новые способы и материалы для их изготовления.

Читайте также: