Советская игрушка машина с педалями

Обновлено: 27.04.2024


Вспоминая год 90-91, себя еще совсем малым родители привезли мне с сестрой педальный Москвич, как сейчас помню синего цвета с пластиковыми бамперами и сидушкой. Был всегда в восторге от горящих фар. И гоняли мы на нем пока я туда не перестал влазить. Потом уже судьба его была неизвестна и сгинул он где то в металлоломе. Лет 6 назад случайно наткнулся на продажу почти комплектной переходки и не задумываясь купил, так сказать на будущее сыну)) был он с особым вожделением разобран. А дальше просто лег на полку и руки дошли до него только этим летом. Потом позже случайно узнал что существовал Москвич педальный не один, были и другие и было их много и захотелось нам с женой для ребенка собрать целый автопарк по мере возможности. Ниже фото то что есть, сделано и еще будет сделано. Все делается собственными руками по мере сил, средств и свободного времени. Коллекция еще будет пополнятся. Приобреталось все у проверенных продавцов в профильных группах ВК.
На Ваш суд представлена коллекция. Помимо педальных машин есть и экскаватор и жестяные грузовички СССР но о них позже, к ним буду приступать только после педальников.
Не так давно поступило приглашение на участие в ретро выставке города и мы его приняли.



Поросеночек, Малыш — редкий экземпляр нашей коллекции. Пока не готов приступать к его оживлению, задняя часть требует серьезных кузовных работ. Часть кузова сгнила


Педальный трактор Орленок, один из любимцев коллекции. Руль поломан, пришлось отдавать в 3д печать часть чтоб восстановить, найти рули к сожалению практически невозможно



Была куплена вместе с ее собратьями в количестве трех штук. Пошла первой в работу. Цвет такой просто потому что понравился, многие реставраторы придерживаются оригинальных цветов но на этой я отыгрался своей фантазией


Мопед Кроха, фара задняя уже на месте. Приобретался и собирался из нескольких. Было/стало фото к сожалению нет


Ждут своего часа Львовянка и Москвич 1й серии. Первая была приобретена случайно в пригороде в достаточно хорошем состоянии. Москвич приехал издалека


На этом автомобиле в детстве наверно прокатился каждый мальчишка родом из СССР. В тоже время в личном пользовании такой автомобиль был у единиц. В основном такие автомобили на несколько минут можно было снять в аренду в многочисленных парках отдыха по всей стране.

В СССР первые кузовные педальные машины купить (сородичи детских педальных машин) стало возможно в тридцатых годах. Проводились пробеги веломобилистов. 8 сентября 1933 года тридцать пионеров, попеременно, на восьми педальных машинах, совершили пробег Москва — Ногинск — Москва. В прбеге участвовали ребята от 10 до 16 лет. Расстояние в 110 км юные спортсмены преодолели за четыре дня, без поломок педального транспорта. В каждом населенном пункте происходили незабываемые встречи с местными жителями и пропаганда педального транспорта.

Если в 1950-е гг. велосипед для большинства советских детей был пределом мечтаний, то в 1960-е многие малыши в СССР уже разъезжали по дворам на своих персональных автомобилях. Педальных, конечно. Пожалуй, это была главная мечта всех мальчишек, которые вообще знали об их существовании…
Советский Союз не отставал от веяний мировой моды. Ещё в 30-е годы на свет появились опытные образцы детских автомобилей, которые затем пошли в серию.

Интересно, что со временем трансформировался только дизайн. А технически игрушки не претерпевали принципиальных изменений. В течение полувека сохранялась конструкция: несущий кузов, педальный привод возвратно-поступательного типа, зависимая подвеска.

На эту платформу советские конструкторы надевали самые разные кузова. После войны почётное право таким образом рекламировать свою продукцию досталось Московскому заводу малолитражных автомобилей.

С 60-х годов, когда предприятие переименовали в АЗЛК, здесь действовала отдельная конвейерная линия, с которой сходили миниатюрные копии «Москвичей».

Стоили эти игрушки около 30 рублей (ползарплаты молодого инженера). А сколько их было выпущено за полвека — никто точно не знает. Известно лишь, что в СССР педальные машинки всегда были в дефиците. При этом в дружественных социалистических странах они продавались свободно.

С началом перестройки детский конвейер на АЗЛК остановили. Отечественные велокарчики пропали с прилавков, а с падением железного занавеса их место быстро заняли иностранные.

Великолепное качество изготовления, много железа, настоящая подвеска, фары, сигнал, все это делало детскую машинку очень похожей на настоящие "Москвичи". Для большинства советских детей педальный Москвич остался мечтой… (для меня в том числе)

Детские педальные машинки не раз снимались в отечественном кино. На память сразу же приходит эпизод гайдаевского фильма “Иван Васильевич меняет профессию”: Иван Грозный, прячась под лестницей, случайно нажимает на сигнал машинки. “Москвич” попал и в снятый в те годы в Киеве художественный фильм “Мы, двое мужчин”. Кстати, действие происходит в магазине игрушек, и там на автомобиле хорошо виден ценник: “33 рубля”. Но до наших дней продукция 30-40-летней давности практически не дожила: дети вырастали, и их “колеса”, естественно, оказывались на свалке. Тот же “Москвич” сегодня не купить ни за какие деньги, и даже в столице его можно было увидеть лишь в музее несуществующего ныне завода-производителя. А что же делать? Детство, как и все его атрибуты — они ведь не вечны…

Недавно мне попалась новость про реставратора из Нальчика Руслана Кучменова, коллекционирующего педальные машинки времён СССР. Разглядывая фотографии миниатюрных машинок, я поражался их разнообразию. Мне стало интересно сколько моделей педальных машинок выпускалось в СССР. Оказалось — много. Очень много. Богатство «модельного ряда» может поспорить с «большим» автопромом, а то и переплюнуть его. А в плане дизайна были как самобытные модели, так и имеющие взрослых прототипов. Вот что я накопал.

Производство педальных автомобильчиков для детей в СССР наладили ещё в 1930-е на ГАЗе и ЗиСе в 1934 и 1935 годах соответственно. Начну с первенца от ГАЗа, который назывался ГАЗ-А в честь своего «старшего» брата. Педальный ГАЗ-А изготавлялся из отходов и имел две модификации: раннюю и позднюю. Вот ранняя модель образца 1934 года.

Ранний педальный ГАЗ-А, фото 1930-ых

Ранний педальный ГАЗ-А, фото 1930-ых

Сохранившийся ранний педальный ГАЗ-А

Сохранившийся ранний педальный ГАЗ-А

А вот и более поздняя модель, появившаяся ближе к концу 30-ых. В 1936 уже выпускалась.

Педальные ГАЗ-А поздней модели, август 1936 года.

Педальные ГАЗ-А поздней модели, август 1936 года.

Сохранившийся поздний педальный ГАЗ-А в музее.

Сохранившийся поздний педальный ГАЗ-А в музее.

ЗИС же выпускал аж три модели педальных машинок, и все три назывались просто ЗИС. Ранняя модель была деревянной и появилась в 1935 году. Советская пресса той поры называла эти машинки неудачными, тяжёлыми и грубо сделанными. Какого-то «большого» прототипа эта модель не имела и выглядела скорее как собирательный образ легковушек тех лет. Кстати, «взрослых» легковушек ЗИС на тот момент пока ещё не выпускал.

Ранний педальный ЗИС образца 1935 года. Деревянный, тяжёлый, неудачный.

Ранний педальный ЗИС образца 1935 года. Деревянный, тяжёлый, неудачный.

Уже в 1937 году появилась более новая модель педального ЗИСа. Кузов был уже металлическим. Причём прототипом был не ЗИС-101, а газовская Эмка.

ЗИС более поздней модели, стилизованный под Эмку. Фото конца 1930-ых.

ЗИС более поздней модели, стилизованный под Эмку. Фото конца 1930-ых.

ЗИС второй модели и поздний ГАЗ-А, фото 1937 года.

ЗИС второй модели и поздний ГАЗ-А, фото 1937 года.

Ещё чуть позже появилась третья модель ЗИСа, уже стилизованная под ЗИС-101. Отличается не только «мордашкой», но и верхней кромкой борта: она стала горизонтальной.

ЗИС третьей модели.

ЗИС третьей модели.

Справа налево: ЗИС третьей модели, ГАЗ-А первой модели, Стрела, Урал. На заднем плане две иномарки фирмы Austin и отечественный

Справа налево: ЗИС третьей модели, ГАЗ-А первой модели, Стрела, Урал. На заднем плане две иномарки фирмы Austin и отечественный "худой" трактор.

После войны модельный ряд стал куда интереснее. В 50-ые во Львове на заводе автопогрузчиков выпускались две модели: Стрела и Зiронька. Начну со Стрелы.

Стрела, фото 50-ых

Стрела, фото 50-ых

Стрела из коллекции Руслана Кучменова.

Стрела из коллекции Руслана Кучменова.

Стрела, вид сзади.

Стрела, вид сзади.

Конкретного прототипа Стрелы не проглядывается. Но задняя часть напоминает инвалидки С-1Л и С-3А, а в передке проглядываются черты Победы, ЗИМа, а эмблема от Рено. Вот такая солянка. Хотя, такой зад был и у британских спортивных довоенных машин например марок Morgan и MG.

Зiронька похожа на Стрелу. Видно, что обе машины с одного завода.

Зiронька, вид спереди

Зiронька, вид спереди

Зiронька, вид сзади.

Зiронька, вид сзади.

Обе модели ныне очень большая редкость.

Далее переходим к самой на мой взгляд красивой педальной машинке из СССР. Называется она Урал. Выпускался Урал на Челябинском кузнечно-прессовом заводе с 1957 по 1964 год. Всего их выпустили около 70000 штук.

Урал из коллекции Руслана Кучменова.

Урал из коллекции Руслана Кучменова.

Он же, вид сзади.

Он же, вид сзади.

В мордашке Урала отчётливо просматриваются черты Победы ГАЗ-М20. Но при этом выступающие крылья сильно напоминают Ford модели 1947 года. В общем, получился миловидный гибрид.

Следующая модель Челябинского завода называлась Малыш. Выпускался он с 1964 по 1977 год и не имел взрослого прототипа.

Малыш из коллекции Руслана Кучменова.

Малыш из коллекции Руслана Кучменова.

С 1956 года на Львовском станкоремонтном заводе выпускался педальный ЗИМ.

Педальный ЗИМ.

Педальный ЗИМ.

А на Саратовском авиационном заводе в 50-е и 60-е выпускалась машинка под названием Победа. Но на большую Победу она не слишком походила.

Саратовская Победа.

Саратовская Победа.

Ещё одна Победа из Саратова.

Ещё одна Победа из Саратова.

А завод АЗЛК в 1960 году наладил выпуск педального Студебекера под маркой Москвич. Взрослым прототипом послужил Studebaker Champion образца 1950 года. Причём педальный студебекер сначала выпускала итальянская фирма Giordani, а уже с итальянской машинки Москвич скопировал свою.

Москвич 1 серии, он же Giordani, он же Studebaker Champion.

Москвич 1 серии, он же Giordani, он же Studebaker Champion.

Выпускался такой Москвич до 1973 года. Причём именно с этого Москвича пошла традиция ставить на них номерные знаки АЗЛК и год выпуска. Верхняя строчка — мелкие буквы АЗЛК, а нижняя два двузначных числа через тире, образующие четырёхзначное число года выпуска.

В 1973 появился педальный Москвич 2 серии, прототипом которого стал Москвич-412. Именно он стал самой массовой педальной машинкой в СССР. К слову, у меня такой был, сине-зелёный. Найден дедом на помойке и на скорую руку отремонтирован. У этой модели горели фары и задние фонари.

Москвич 2 серии, он же Москвич-412.

Москвич 2 серии, он же Москвич-412.

Он же, вид сзади. Виден номерной знак АЗЛК 19-83.

Он же, вид сзади. Виден номерной знак АЗЛК 19-83.

Выпускались такие Москвичи до 1993 года.

Была и модель Москвича-2141. Но информации про неё нет кроме нескольких фото одного и того же автомобильчика из музея.

Педальный Москвич-2141.

Педальный Москвич-2141.

В какие годы он выпускался — неизвестно. Конец 80-ых или начало 90-ых. Но явно массовым не стал. Сохранилось всего две штуки: красный и жёлтый.

Львовский завод автопогрузчиков после Зiроньки и Стрелы выпускал «Лайку». Надо полагать, с конца 50-ых по 1980 год.


"Лайка", г. Львов.

Далее во Львове выпускались машины Львовянка, прототипом которых послужили Жигули. Годы выпуска с 1980 по 1993. Причём версий Львовянок было много: ГАИ, гражданская 2101, гражданская 2105, с мигалками но однотонной окраски. Приведу несколько примеров фото.

Львовянка ДА4М, вид сзади

Львовянка ДА4М, вид сзади

Львовянка ДА4М, вид спереди

Львовянка ДА4М, вид спереди

Львовянка типа ВАЗ-2101. Даже эмблема ВАЗа!

Львовянка типа ВАЗ-2101. Даже эмблема ВАЗа!

Львовянка типа ВАЗ-2105.

Львовянка типа ВАЗ-2105.

После Малыша на ЧКПЗ выпускалась очень стильная машинка Радуга, не имеющая конкретного прототипа. Но решётка радиатора взята от Ижака. Годы выпуска 1977-1992.

Радуга, 1977-1992гг

Радуга, 1977-1992гг

Также в 70-е выпускался педальный трактор Орлёнок. Производитель — какой-то ОАЗ. Годы выпуска неизвестны.

Трактор Орлёнок из коллекции Руслана Кучменова.

Трактор Орлёнок из коллекции Руслана Кучменова.

Была и более ранняя модель трактора, судя по стилю из 60-ых, тоже с ОАЗа. Трёхколёсный трактор, в народе известный, как «худой». Модель редкая, информации про неё нет.


"Худой" трактор.

В Орске выпускались две модели страшненьких багги: Орь и Оренбуржец. Точные годы выпуска и тираж неизвестны. Но Оренбуржец был более поздней моделью, чем Орь.

Орь.

Орь.

Оренбуржец.

Оренбуржец.

С 1957 года выпускалась «Ракета». Была ещё такая же «Стрела». Какой завод их выпускал, информацию найти не удалось. Но обе модели скопированы с некоего Supersonic. Кузов у них алюминиевый, из-за чего многие машинки были сданы на металл.


"Ракета".

Стрела

Стрела

Supersonic.

Supersonic.

А в 70-ые в Ленинграде на заводе ЛАЗ выпускалась Нева. Я даже видел такую, сильно ржавую, на помойке. Она была редкостью. Взрослого прототипа у неё нет, но просматриваются черты от Чайки. Год начала производства 1970.

Нева из Ленинграда, 70-ые

Нева из Ленинграда, 70-ые

На том же ЛАЗе выпускалась более страшная «Москва».


"Москва" производства ЛАЗ.

Также выпускались всякие эрзац-машины типа Муравей, Спорт. Выпускались соответственно на АЗЛК и Гомсельмаше. Годы выпуска установить не удалось. Муравей выпускался с 80-ых или даже конца 70-ых как минимум до 1993 года. А Спорт попадался 1978 года выпуска.

Муравей от АЗЛК.

Муравей от АЗЛК.

Спорт из Гомеля. Выпускался в 70-х на Гомсельмаше. Электрика работает, включая поворотники!

Спорт из Гомеля. Выпускался в 70-х на Гомсельмаше. Электрика работает, включая поворотники!

Выпускался и педальный мотороллер Вятка. Точнее — Крошка. Выпускался в казахском Петропавловске с конца 70-х по конец 80-х.

Крошка - педальный аналог Вятки

Крошка - педальный аналог Вятки

В Донецке на ТочМаше выпускалась советская версия Дефендера под названием Багги. Годы выпуска неизвестны.

Багги из Донецка.

Багги из Донецка.

А теперь перечислю неизвестные модели, фото которых попались в Сети.

Некий собирательный образ Шевроле моделей Impala и Bel Air конца 50-ых.

Некий собирательный образ Шевроле моделей Impala и Bel Air конца 50-ых.

Он же, вид сзади.

Он же, вид сзади.

Этот же

Этот же "американец" на старом фото. А позади него снова неизвестная модель, похожая на Москвич-407.

Ещё одна неизвестная модель.

Ещё одна неизвестная модель.

Она же, вид сбоку.

Она же, вид сбоку.

Нечто в стиле Победы. Знать бы что это?

Нечто в стиле Победы. Знать бы что это?

Эта машинка больше всего похожа на Победу плоскими боками. И опять же информации ноль.

Эта машинка больше всего похожа на Победу плоскими боками. И опять же информации ноль.

И опять неизвестный науке зверь. Но крылья и силуэт напоминают Урал.

И опять неизвестный науке зверь. Но крылья и силуэт напоминают Урал.

Чудо-юдо с пластиковым кузовом. Модель неизвестна. Покатая корма в американском стиле 70-ых.

Чудо-юдо с пластиковым кузовом. Модель неизвестна. Покатая корма в американском стиле 70-ых.

Оно же, вид спереди.

Оно же, вид спереди.

И вид сзади.

И вид сзади.

Какая-то страхолюдина. Возможно, самоделка.

Какая-то страхолюдина. Возможно, самоделка.

Ну и напоследок пара педальных иномарок, уже засветившихся выше на групповом фото. Вот они поближе.

Британский Austin J40

Британский Austin J40

Британский же Austin Pathfinder.

Британский же Austin Pathfinder.

Детские педальные автомобили из СССР

😊

Будут гореть и задние тоже

Вадим Китаев

Марат Шункаров

Марат Шункаров запись закреплена

Продам. Состояние на фото. Находится В Уфе, отправлю В регионы. Цена 5 т.р. Вопросы В лс или по телефону 89174419511(ватсап)

Марат Шункаров

Александр Луценко

Александр Луценко запись закреплена

Александр Луценко

Александр Луценко запись закреплена

Продам ЗИС пожарный. 42т.руб. В родной краске. Любые доп фото-видео. Подробности в лс. Отправка. Г.Орск

Александр Луценко

Nickolay Morozov

Nickolay Morozov запись закреплена

Nickolay Morozov

Андрей Иванов

Андрей Иванов запись закреплена

Дмитрий Фулитко

Дмитрий Фулитко запись закреплена

Максим Пудовиков

Максим Пудовиков запись закреплена

Александр Луценко

Александр Луценко запись закреплена

Продам. ЗИС пожарный 49т.руб. Зим 28т.руб. ЗИС Днепропетровский 10т.руб. ПТЗ 6т.руб. ВИЗ длинномер 9т.руб. Все игрушки в родной краске. Любые доп фото - видео в лс. Отправка, отзывы есть. Г.Орск

Новодельные запы от Максима Грецова

Гоша Костромской

Артем Лесков

Руслан Шамшиев

Зоя Доронина

👍

Ок

Алексей Голицын

Алексей Голицын запись закреплена

Сергей Федотов

Сергей Федотов запись закреплена

Сергей Федотов

Сергей Федотов запись закреплена

Сергей Федотов

Сергей Федотов запись закреплена

Дмитрий Смирнов

Дмитрий Смирнов запись закреплена

Здравствуйте. Продам модель 1:43 Камаз. СССР. Есть дефекты, видно на фото. Цена 500 р. Отзывы имеются.

Александр Пухликов

Александр Пухликов запись закреплена

Продам лот моделей СССР, масштаб 1:43, отличная подборочка в одной цветовой гамме, цена за лот 15000, почта по РФ 450

Александр Пухликов

Артур Омурбеков

Артур Омурбеков запись закреплена

Доброго времени суток.
Прошу помощи в оценке 2 моделей.
1)Джип виллис. Длина 18 см
2)Грузовик. Длина 13 см.
Модели выполнены очень детально.
У джипа отсутствует капот, у грузовика 1 фара.
Материал металл, стекло, резина.

Ольга Гаврилова

Ольга Гаврилова запись закреплена

Ольга Гаврилова

Ольга Гаврилова

Ольга Гаврилова

Андрей Рыжаков

Андрей Рыжаков запись закреплена

ИГРУШКИ СССР.Педальные машинки.модели.АВТО-РЕТРО

ИГРУШКИ СССР.Педальные машинки.модели.АВТО-РЕТРО запись закреплена
Надежда Ракитянская

ИГРУШКИ СССР.Педальные машинки.модели.АВТО-РЕТРО

ИГРУШКИ СССР.Педальные машинки.модели.АВТО-РЕТРО запись закреплена
Светлана Беладонна

ИГРУШКИ СССР.Педальные машинки.модели.АВТО-РЕТРО

ИГРУШКИ СССР.Педальные машинки.модели.АВТО-РЕТРО запись закреплена
АНТИКВАРИАТ|Коллекционирование|ИГРУШКИ|вещи СССР

ИГРУШКИ СССР.Педальные машинки.модели.АВТО-РЕТРО

ИГРУШКИ СССР.Педальные машинки.модели.АВТО-РЕТРО

ИГРУШКИ СССР.Педальные машинки.модели.АВТО-РЕТРО запись закреплена
Советская торговля и общественное питание

ИГРУШКИ СССР.Педальные машинки.модели.АВТО-РЕТРО

ИГРУШКИ СССР.Педальные машинки.модели.АВТО-РЕТРО запись закреплена
Куклы ГДР, СССР, игрушки. продажи

ИГРУШКИ СССР.Педальные машинки.модели.АВТО-РЕТРО

ИГРУШКИ СССР.Педальные машинки.модели.АВТО-РЕТРО запись закреплена

Руль на педального москвича белый, черный - 1200 р.
Руль на педального москвича с кольцом и кнопкой - 1500 р.
Ветровое стекло на москвич 2 и 3 серий, с крепежом - 700 р.
Панель приборов - 300 р.
Номер - 300 р.
Пружина усиленная - 100 р.
Комплект крепежа, необходимый для сборки педального москвича - 300 р.
Электрика в сборе, в комплекте оригинальная кнопка - 1000 р.

Читайте также: