Советская игрушка программируемый вездеход

Обновлено: 16.04.2024

Все современные шутки, что "в советское детство игрушки были деревянными и наглухо привинчены к полу", конечно же, абсолютно несостоятельны: ассортимент игрушек разного целевого назначения был по-настоящему огромен и разнообразен.

Но совершенно отдельную нишу занимали так называемые "умные" игрушки, которые предназначались не просто для развлекательных целей, а способствовали приобретению каких-либо навыков или развитию определенных умений. Некоторые из таких игрушек были довольно дорогими, в продаже встречались эпизодически и нередко случалось такое, что на весь большой двор с кучей ребятни находился всего один-единственный владелец подобный редкости.

Конечно же, хозяин вожделенной игрушки моментально приобретал весомый авторитет и "водиться" с ним мечтал каждый сознательный участник дворовых игр :) Наряду с радиоуправляемыми машинками, электромеханическими прибалтийскими игрушками и вожделенной игрой "За рулем" умением придавать авторитет владельцу славились различные планетоходы-луноходы. Космическая тематика вообще в советское время была очень популярной во всех областях жизни, что же касается детских игрушек - тут к ней наблюдался повышенный интерес.

Далеко не все советские игрушки со "сложной начинкой" имели в своей основе отечественные разработки. Так, например, невероятно популярный "Луноход" (он же - "Планетоход"), увидевший свет в далеком 1982 году, был довольно близкой копией американской игрушки BigTrak, появившейся на три года раньше советского варианта.

Но. как бы то ни было, в то время это была, пожалуй, одна из самых "умных" игрушек в СССР, которая в доступной и ненавязчивой форме помогала ребенку познакомиться с азами информатики. Ведь в отличие от большинства других самодвижущихся игрушек, "Луноходу" для движения требовались четкие указания-программы.

Клавиатура игрушки была очень простой: клавиши пульта, напечатанные на листе бумаги, были прикрыты прозрачной защитной пленкой; нажатие на них сопровождалось звуковым сигналом. Луноход мог выполнять шесть команд: движение вперед, назад, вправо, влево, стоп и лазер. Команды для движения управляли двумя электромоторчиками, а команда "лазер" включала лампочку и миниатюрный громкоговоритель.

Но все было бы слишком просто, если бы игрушка могла ездить по заданному кнопочкой направлению. Настоящее обучение информатике начиналось с использования кнопочек с цифрами, которые также присутствовали на клавиатуре лунохода. Каждая задаваемая игроком команда должна была сопровождаться определенным коэффициентом, обозначающим длину отрезка, на который луноход продвинется по заданию играющего.

Каждый отрезок - это 25 см, и если ребенок хотел, чтобы луноход проехал 2 метра вперед, ему нужно было задать команду ВПЕРЕД с коэффициентом 8. При поворотных командах игрушка рассматривала коэффициент в градусах (единица - это примерно 4 градуса, и игроку приходилось упражняться в вычислениях, чтобы задать игрушке нужный градус поворота).

Причем, чтобы обеспечить точность этим вычислениям, ребенку нужно было учитывать еще и особенность той поверхности, по которой катается луноход. Например, играя во дворе и гоняя игрушку по асфальту, колеса будут иметь хорошее сцепление с его поверхностью, а вот если луноход катается по натертому скользкому паркету, там лишний заданный градус поворота может заставить его крутануться слишком сильно.

При остановке лунохода команда СТОП путем заданного коэффициента определяла, на какое время игрушка должна остановиться. Примерно тот же алгоритм работал и при использовании команды ЛАЗЕР: например, заданный коэффициент 1 означал, что луноход ненадолго остановится, даст вспышку лампочки и один звуковой сигнал, а коэффициент 5 заставлял игрушку остановиться на более длительное время, дать пять вспышек и пять звуковых сигналов.

Все эти команды можно было чередовать в любой последовательности, и играющей поневоле увлекался составлением оптимального алгоритма, чувствуя себя самым настоящим программистом. Существовала возможность почувствовать себя и программистом "продвинутого" уровня, используя при создании программ циклы, т.е. заставляя то или иное действие (цепочку действий) повторяться заданное количество раз.

У лунохода цикличность была ограничена всего лишь двумя повторами - для этого имелась кнопочка х2, но начинающему программисту этого было вполне достаточно. Т.е. если играющий нажмет эту кнопку, то вся заданная им последовательность команд будет выполняться дважды. Журнал "Наука и Жизнь" 1988 года приводил даже схему, чтобы помочь владельцем луноходов разобраться с особенностями команд и использованием циклов.

Кстати, в отличие от своей заграничной версии, отечественный Луноход имел огромное преимущество: он был оснащен датчиком столкновения с препятствием. Сама по себе игрушка была дорогой (27 руб.) и дефицитной, но и батарейки к ней купить было не так-то просто. поэтому замысел разработчика был прост: если игрушка наткнулась на стену или уперлась в ножки шкафа, нечего ей буксовать, расходуя батарейки, пусть лучше питание у нее отключится.

Правда, неудобство в этом тоже было - при отключении питания из простенькой памяти устройства стиралась заданная программа, вынуждая игрока набирать последовательность команд заново. Хоть максимальная длина программы и составляла всего лишь 16 пунктов, однако подобное обстоятельство нередко вызывало досаду.

К слову сказать, дети осваивали азы программирования намного быстрее, чем большинство взрослых, которые подолгу крутили в руках инструкцию и быстро осваивали лишь самые простые команды вроде ВПЕРЕД или НАЗАД :))

Сегодня мне хотелось бы рассказать о модели лунохода программируемой самоходной, как написано на ней самой. О том, что такая игрушка существовала я знал только по слухам — друг рассказывал что в детстве у него была подобная. Внешний вид представлен на рис.1.

вид сверху


Рис. 1 Внешний вид лунохода
Всех заинтересовавшихся прошу под кат, где будет рассказана история знакомства и возвращения лунохода к жизни. Осторожно, под катом достаточно много фотографий.

Волею судеб доводится работать преподавателем в Ивановской государственной текстильной академии ИВГПУ. В один прекрасный день мой тогда еще студент, а ныне аспирант Сергей Баженов принес данное чудо техники, поскольку на кафедре мы занимаемся различными работами в этой области. Я сразу понял что это именно тот робот, о котором упоминал мой друг (как оказалось позднее, это действительно был он). Робота Сергею тоже кто-то отдал, со словами, что он полностью работоспособен. Внешний вид давал надежду на то, что он действительно запустится без проблем. Вид спереди представлен на рис. 2.

вид спереди


Рис. 2 Вид спереди

Осмотр показал, что это Модель лунохода программируемая самоходная ЭЛЕКТРОНИКА Заводской №476, дата выпуска аж ноябрь 1986 года, цена 27 рублей (рис.3).

бирка


Рис. 3 Бирка с информацией

От этой информации лично я испытал небольшой шок — такое чудо разработали у нас? Однако небольшой поиск принес и небольшое разочарование, это клон игрушки BigTrak.
Желания его запустить это однако не уменьшило. Были закуплены батарейки, установлены в отсек… (рис. 4) и нас ждало небольшое разочарование, робот не реагировал ни на какие операции.

батарейный блок


Рис. 4 Батарейный отсек

Оказалось, что мы забыли еще одно место установки батареи питания типа крона для питания платы устройства (рис. 5).

отсек под крону


Рис. 5 Отсек для установки «кроны»

Однако и это не помогло, контакты были сильно окислены, а вскрытие корпуса также выявило несколько оторванных от платы проводков (рис. 6)(один точно был, другой пациент, вероятно, получил после вскрытия).

вскрытый корпус


Рис. 6 Внутреннее устройство лунохода

На фотографии вскрытого робота (рис. 6) хорошо видно его устройство. Слева (на рис. 6) черный бампер, расположенный спереди, соединенный с микропереключателями которые позволяли отключать игрушку при ударе в препятствие. Там же расположились динамик а выше лампочка. В центре находится блок управления (рис. 7).

блок управления


Рис. 7 Блок управления

В задней части (на рис. 7 справа) клавиатура для программирования команд роботу. Под клавиатурой располагается блок с батарейками (рис.8).

откинутая клавиатура


Рис. 8 Фото с откинутой клавиатурой

После вскрытия прошло достаточно большое количество времени, в течении которого внутри боролись два желания — установить Raspberry Pi и Arduino и полностью модернизировать робота и желание сохранить первозданную красоту модели. В конце концов победило желание оставить его как память в том виде в котором он к нам пришел, только восстановить его работоспособность.

И вот в эти длинные выходные было выделено время для восстановления. Были обратно запаяны отвалившиеся провода, зачищены окислившиеся контакты. И о чудо — аппарат ожил, после нажатия на кнопку «Тест» он зазвучал и не просто зазвучал, а поехал, правда одним правым колесом. После небольшого толчка пришло в движение и левое. Пришлось перейти к вскрытию привода, благо по ремонтопригодности он на высоте (как и многие другие советские изделия, с которыми приходилось сталкиваться) (рис 9-12).

вид снизу с вынутым блоком


Рис. 9 Вид снизу с отсоединенным приводом

приводной блок перед вскрытием


Рис. 10 Привод перед вскрытием

приводной блок


Рис. 11 Внешний вид приводного блока

блок правого двигателя


Рис. 12 Блок правого двигателя

Вскрытие приводного блока (рис. 11-12) показало интересную схему определения пройденного расстояния. В одну из шестеренок установлено несколько магнитов (рис.12, красная шестеренка), а рядом установлен геркон (сам геркон и оторванный контакт вы можете увидеть на рис. 13). Для синхронизации оборотов обоих редукторов при прямолинейном движении на валу обоих моторчиков стоят прямоугольные магниты (для правого дивгателя представлен на рис. 12 слева).

геркон


Рис. 13 Геркон

К сожалению вскрытие показало, что в нескольких местах у шестеренки левого колеса сломаны зубья. Однако и сейчас робот вполне функционирует, о чем свидетельствует видео, представленное ниже.

Небольшой обзор показал что на сегодняшний день BigTrak производят наши вечные друзья китайцы (куда же без них).
Более того, существует реинкарнация BigTrack и новая версия с камерой и управлением через телефон.

Работа над восстановлением лунохода будет продолжена уже совместно со студентами (необходимо заменить шестеренку, проверить контакты, идущие от геркона), и он займет свое почетное место на кафедре системного анализа наземного транспорта и технических систем.

Привет, Хабр! В этом посте мы попытались собрать игрушки, которые, как нам кажется, оказали влияние на развитие творческих, инженерных и технических навыков поколения людей, рожденных в прошлом веке, к которому относимся и мы. Конечно, список далеко не полный, и каждый сможет добавить хотя бы несколько вещей из своего детства, которые определили для него выбор будущей профессии.


Желающих окунуться в приятные воспоминания приглашаем перейти под кат.

Электронные конструкторы

США
Впервые выпущенный Science Fair в 1955 электронный конструктор 100 в 1 позволял детям создавать усилители, радиоприемники, осветительные приборы и многое другое без родительского присмотра и паяльников.


СССР
Электронный конструктор «Экон-01» выпускал с начала 1982 года Ленинградский опытный завод при НИИ «Электростандарт». Конструктор предназначен для технического творчества детей школьного возраста и представляет собой комплект изделий позволяющий без применения пайки, инструмента и монтажных проводов производить сборку простых действующих электронных устройств. С помощью конструктора можно собрать различные электронные устройства по 30 приведенным в инструкции схемам и рисункам.


Игрушки, которые быстро учили технике безопасности

Продаваемый с 1964 года, Creepy Crawlers Thing-Maker представлял из себя набор, включающий металлические формы с оттиском в виде насекомых и прочих гадов. Эти формы заполнялись цветным веществом, называемым Plastigoop, и помещались в открытую печь при температуре в 200 градусов. В итоге получались каучуковые реплики похожие на настоящих насекомых. Creepy Crawlers являлся одной из самых опасных и одновременно великолепных игрушек того времени. Производство было прекращено по причине проблем с техникой безопасности.

СССР
Одним из популярных увлечений советских времен было создание картин выжигателем на дереве. Этот досуг мог позволить себе каждый. Как правило, азам выжигания учили еще в школе на уроках труда или в специальных кружках. Температура нагревательного элемента зависит от диаметра проволоки. Самая тонкая проволока нагревается до 200 градусов, а самая толстая (резьба по кости) до 1000 градусов. Стандарт для дерева — 250-300 градусов. Советские приборы для выжигания, например, «Узор -1», «Вязь», «Досуг» имели очень простую конструкцию, но сегодня они выглядят небезопасными. И, тем не менее, их доверяли детям. С помощью советских выжигателей было создано немало произведений народного творчества.


Планшетные компьютеры нашего детства

США
Впервые представленный в 1986, Etch-A-Sketch Animator был далек от анимационных приложений для iPad, которыми пользуются дети сегодня, но эта игрушка была цифровой и уже имела матрицу с точками, несколько килобайт памяти и динамики, которые играли перетасованный статический звук при повороте регуляторов или проигрывании анимации.

Родоначальника игры придумал Андре Кассань в середине XX века (он её назвал фр. L'Ecran Magique, Волшебный экран). Волшебный экран представляет собой герметичную коробку, закрытую сверху стеклом. Внутри коробки находится алюминиевый порошок и металлический курсор на двух осях, острой частью прижимающийся к стеклу. Управление курсором осуществляется через две рукоятки, двигающие курсор по вертикали и горизонтали. При движении курсора по экрану, засыпанному прилипшим алюминиевым порошком, изображение появляется в форме тёмных линий на серебристом фоне. «Сброс» игры осуществляется встряхиванием (или переворачиванием) экрана, после чего алюминиевый порошок полностью закрывает предыдущее изображение.

Впоследствии права на игру были проданы компании Ohio Art, которая назвала её Etch-A-Sketch. В 1960 игра была запущена в массовое производство. Особая популярность у игры была в США. Под названием «Волшебный экран» в СССР игра появилась в 1970-х годах. Производство осуществлялось без лицензирования у правообладателя.


Инженерный полёт

США
Конструкторы существуют уже более 100 лет, по имеющимся данным, первый был выпущен в 1913 году. Все эти годы малолетние инженеры комбинируют небольшие элементы конструктора, иногда создавая крутые машины, автомобили и крошечные краны.


СССР
Самым популярным в Союзе был металлический конструктор, развивающий не только мелкую моторику при закручивании многочисленных мелких гаек, но и инженерное мышление. Технический потенциал конструктора позволял, соединив несколько комплектов, собрать дивную машинку, кран или вертолёт.



Советский конструктор оказался на 100% совместимым с немецким «Construction», что позволяло значительно увеличить число возможных механизмов, добавив шестерёнки.




Не менее интересным был вариант конструктора «Полет», дающий «полёту фантазии» возможность материализоваться почти во что угодно.

Игрушки для юных физиков и химиков

США
Впервые появившийся на рынке в 1950-ых годах, Rock tumbler пережил революцию безопасности в индустрии детских игрушек. Он по-прежнему находится в продаже сегодня. Вращающаяся камера смачивает и полирует грубые камни до состояния гладкой блестящей гальки.



СССР
Наборы для юных химиков, конечно, продавались не только в СССР. Подобные «игрушки» можно купить и в наши дни во многих магазинах. Одним из первых таких наборов в СССР был создан латышским учёным и содержал нагревательный прибор, пробирки, пару реактивов, лакмусовые бумажки, кислоту, магний и реторту. Это позволяло провести немало опытов и даже устроить небольшой взрыв.


Программируемые игрушки

СССР
Луноход «Электроника» представлял собой вездеход на батарейках, управлявшийся не по радио или по проводам, а программируемый с помощью встроенного пульта.

В одном из блогов мы нашли немного информации о его функциональности:

Луноход умел ездить вперед, назад, поворачивать на заданный угол, мигать лампочкой со звуком «пиу-пиу» и запускать крутящийся снаряд в виде диска. Всего в память помещалось 16 действий. Игрушка была дорогой и редкой, в неё играли толпой и устраивали всяческие соревнования по программированию роботов. Проводились соревнования трех видов: прохождение из точки А в точку Б за наименьшее время, то же самое но с самой короткой программой (памяти много не бывает, экономь байты!), и преодоление полосы препятствий. В последнем случае победителем объявлялся тот, чей луноход проходил по ней наибольшее расстояние. Была версия без фар, поворотников и запускаемой вертушки (вместо неё был отсек для батарейки «Крона»), но зато с наличием переднего датчика «парктроника». Если луноход упирался мордой в препятствие, то программа останавливалась, не напрягая электромоторчики.


Электронные игры: начало

США
До появления Game Boy компанией Nintendo в 1980 году была выпущена легендарная серия Game&Watch. Многие из игр серии уже тогда содержали кнопки «А» и «В», соответствующие уровням сложности игры.

СССР
Карманные игры серии «Электроника» — линейка советских портативных игровых устройств с жидкокристаллическим экраном, выпускавшихся разными производителями под общей торговой маркой «Электроника» с 1984 года. Часть игр этого семейства являлись копиями, аналогами и вариациями электронных игрушек Game & Watch серии «Wide Screen», выпущенных компанией Nintendo (EGG, Octopus, Mickey Mouse, Chef и другие).


Волк ловит яйца – была самой популярной. Про подобные игры ходили легенды о существовании некого мультика, который вам покажут после 1000 набранных очков. Слух о несуществующей(?) «ачивке» был сильным мотиватором и заставлял юных игроков пытаться набрать необходимое количество очков снова и снова. Повторить подобное с избалованными игроками в наше время удастся далеко не всем.

Советский программируемый луноход или BIG-Track Arduino, Своими руками, Вопрос

Была у меня счастливая возможность поиграть в детстве в советский аналог американской игрушки BIG-Track https://ru.wikipedia.org/wiki/Big_Trak . Называлось сие чудо "Электроника ИМ-11" стоил порядка тридцати советских рублей до всех подорожаний.

Вполне возможно, что, кто-то уже реализовал такую возможность и программа лежит на плеймаркете, но мне не попадалась. Идея витает в воздухе, сам я программировал на спектруме на бейсике, дальше не пошло и засохших мозгов не хватает, не хватает и времени. Очень хотелось бы показать ребёнку мечту моего детства, ну или одну из мечт)

увы, он не совецкий) скомунижжен как и все элетронные игрушки) танки наша промышленность могла изобретать свои только настоящие) у меня из элитных игрушек была скорая помощь - по хлопку в ладоши ездила вперед и назад с разворотом) вещь, до сих пор храню


Делаем левитацию капель воды!⁠ ⁠


Сделал парные Интернет-лампы⁠ ⁠

Скинули мне как-то раз вот такую картинку, с Пикабу кстати.

Сделал парные Интернет-лампы Программирование, Arduino, Электроника, Самоделки, Alexgyver, Видеоблог, Своими руками, Видео, YouTube, Длиннопост

Это - лампы дружбы, которые подключаются к Интернету и могут управлять друг другом, где бы они не находились. Давайте сделаем такие! Благо китайский микроконтроллер стоит 2 бакса, а обмениваться данными можно через бесплатный MQTT сервис.

Сделал парные Интернет-лампы Программирование, Arduino, Электроника, Самоделки, Alexgyver, Видеоблог, Своими руками, Видео, YouTube, Длиннопост

Нам понадобится светильник из Фикс-прайса

Сделал парные Интернет-лампы Программирование, Arduino, Электроника, Самоделки, Alexgyver, Видеоблог, Своими руками, Видео, YouTube, Длиннопост

И некоторая электроника. Ссылки на компоненты и вся информация есть на странице проекта у меня на сайте.

Сделал парные Интернет-лампы Программирование, Arduino, Электроника, Самоделки, Alexgyver, Видеоблог, Своими руками, Видео, YouTube, Длиннопост

Нужно налепить ленту и разместить всю остальную электронику:

Сделал парные Интернет-лампы Программирование, Arduino, Электроника, Самоделки, Alexgyver, Видеоблог, Своими руками, Видео, YouTube, Длиннопост

Сделал парные Интернет-лампы Программирование, Arduino, Электроника, Самоделки, Alexgyver, Видеоблог, Своими руками, Видео, YouTube, Длиннопост

Лампа настраивается через веб-интерфейс и работает через бесплатный MQTT сервис, все подробности настройки - в видео выше.

Сделал парные Интернет-лампы Программирование, Arduino, Электроника, Самоделки, Alexgyver, Видеоблог, Своими руками, Видео, YouTube, Длиннопост

Сделал парные Интернет-лампы Программирование, Arduino, Электроника, Самоделки, Alexgyver, Видеоблог, Своими руками, Видео, YouTube, Длиннопост

Сделал парные Интернет-лампы Программирование, Arduino, Электроника, Самоделки, Alexgyver, Видеоблог, Своими руками, Видео, YouTube, Длиннопост

Лампа кстати снабжена ИК датчиком, и её пара всегда показывает, есть ли кто рядом с лампой.


Вызов принят: железо танцует под музыку⁠ ⁠

Как обычно, много раз присылали ролик/гифку с пляшущей кляксой, вроде даже здесь на Пикабу меня вызвали в коментах. Так что берём и делаем! Все подробности и результаты как обычно в видео выше.

В прошлом посте показывал как сделать ферромагнитную жидкость, но в итоге оптимизировал рецепт и получилось следующее:

В дополнение к прошлому посту понадобится:

- Блендер-кувшин с объёмом ~2 литра

- Металлическую мешалку нужно покрыть лаком (акриловым или для ногтей)

Химикаты те же самые, а сам рецепт такой:

- Добавить в кувшин 1 л воды при ~70 градусов

- Установить скорость, при которой блендер не создаёт пузыри

- Добавить 12 мл уксуса

- Добавить 30 г хлорного железа

- Добавить 18 г сернокислого железа

- Подождать пару минут до полного растворения порошка

- Быстро добавить 300 мл нашатырного спирта

- Выключить перемешивание, подождать выпадения осадка, слить воду до 700 мл

- В отдельную ёмкость налить 60 мл нашатырного спирта

- Добавить в нашатырный спирт 4 мл олеиновой кислоты при интенсивном помешивании, через иглу шприца

- Добавить в кувшин, разбавив водой

- Перемешивать около 10 минут

- Тонкой струйкой добавить 130 мл уксуса

- Должен резко выпасть осадок, в моём случае он поднялся и образовал густую пену

- Собрать пену ложкой в другую ёмкость

- 3 раза промыть спиртом, каждый раз отжимая осадок на магните

- Оставить сушиться под струёй тёплого воздуха, иногда помешивать

- Добавить 20-23 мл керосина

Получится более жидкая (менее плотная) жидкость. Её нужно поместить в тару:

- Обязательно стеклянная ёмкость

- Если новая из под коньяка - прополоскать нашатырным спиртом, а затем дистиллятом

- Если не новая - мыть мочалкой/ёршиком с мылом и нашатырным спиртом, затем прополоскать дистиллятом

- Наполнить раствором пищевой соли в дистилляте 30г на 100мл

Для реакции на музыку нужно будет собрать схемку:

Вызов принят: железо танцует под музыку Своими руками, Самоделки, Arduino, Электроника, Программирование, Химия, Эксперимент, Alexgyver, Видео, YouTube, Длиннопост, Магнитная жидкость

Вызов принят: железо танцует под музыку Своими руками, Самоделки, Arduino, Электроника, Программирование, Химия, Эксперимент, Alexgyver, Видео, YouTube, Длиннопост, Магнитная жидкость

Инструкции, ссылки на компоненты и прошивка есть на странице проекта у меня на сайте. Одна крутилка отвечает за длину импульса на магнит, вторая - за его "мощность". Результат по скромным оценкам получился лучше, чем в оригинальном ролике.

Вызов принят: железо танцует под музыку Своими руками, Самоделки, Arduino, Электроника, Программирование, Химия, Эксперимент, Alexgyver, Видео, YouTube, Длиннопост, Магнитная жидкость

Вызов принят: железо танцует под музыку Своими руками, Самоделки, Arduino, Электроника, Программирование, Химия, Эксперимент, Alexgyver, Видео, YouTube, Длиннопост, Магнитная жидкость


Идеи для контроллера гроубокса⁠ ⁠

Не так давно писал пост про контроллер для гроубокса.

Идеи для контроллера гроубокса Arduino, Самоделки, Своими руками, Электроника, Хобби, Автоматизация, Садоводство, Длиннопост

Пришло время изготовить следующую версию. И нужны идеи. Уверен, что в сообществе много толковых электронщиков. Которые в том числе могут увлекаться выращиванием растений в контролируемой среде. Речь не про запрещенные(не стоит шутить с временем законом).

Идеи для контроллера гроубокса Arduino, Самоделки, Своими руками, Электроника, Хобби, Автоматизация, Садоводство, Длиннопост

Возможно пост будет полезен тем, кто хочет свой контроллер с блэкджеком и шлюхами.

8 каналов управления постоянным током. 4 из которых управляется ШИМ. Планирую использовать драйвер вроде UCC37322 и какие нибудь мосфет с низким сопротивлением. Спасибо пикабушникам, которые вбили мне в голову необходимость использования драйверов. Для более быстрого открытия/закрытия транзистора. Особенно актуально при высокочастотном шим и мосфет с большой емкостью затвора.

2 канала управления переменным током.

В качестве мозгов atmega328. Управление энкодером плюс дисплей i2c 2004. Возможно выведу единственную кнопку reset.

5-6 разъемов для датчиков температуры ds18b20. 2 из которых будут нужны для отслеживания температуры на светодиодных бордах lm281. Последние будут запитаны через светодиодный драйвер в половину мощности, без радиаторов. На мой взгляд это самый лучший вариант в плане цена/эффективность. С ними вполне можно добиться 190 люменов на ватт при минимальном нагреве.

Так же хочется отслеживать температуру внутри корпуса и питательной жидкости.

3 разъема шины i2c. Для подключения дисплея и датчиков температуры/влажности. Так же по i2c будет подключена DS3231 в качестве часов реального времени. И датчик тока/напряжения ina260 на входе.

Пару аналоговых разъемов для подключения датчиков уровня или/и датчика протечки.

4 канала постоянного тока 12 вольт с шим:

-планки красных(660нм) светодиодов для досветки на стадии цветения. Хочу использовать высокоэффективные lh351h. Ватт 40, 12 вольт.

-вентилятор вытяжной вентиляции, 30-50 ватт, 12 вольт.

-вентилятор обдува, 120мм которые для охлаждения корпуса ПК.

-приточный вентилятор, скорее всего такой же, 120 мм, 12 вольт.

4 канала постоянного тока 12 вольт без шим:

-ультразвуковой увлажнитель, который в сборе на 24 вольта. Предполагаю работу этого канала через повышающий dc-dc на xl6009.

-1 или 2 насоса 12 вольт для аэропоники. Это когда корни опрыскиваются питательным раствором через какой то период времени.

2 канала управления переменным током 220 вольт(симисторы bta16):

-драйвер(а) светодиодов основного освещения.

-возможно подключить что нибудь еще, например инфракрасную лампу для обогрева в зимнее время(если надо).

Логика работы достаточно простая. Можно настроить время включения света и время выключения. Включить досветку красным и настроить процент мощности. Задать период для работы насосов аэропоники. Задать температуру и влажность, которую будут стараться поддерживать вентиляторы вытяжной/приточный и ультразвуковой испаритель. Задать мощность вентиляторов обдува. Защиты вроде тех, что отключат свет при перегреве светодиодных бордов или протечке жидкости и т.д.

В общем, здесь еще есть над чем подумать. Если есть какие то мысли, предлагаю высказывать. Хочется получить полностью автономное устройство, которое не страшно оставить на неделю.

В качестве ИП хочу использовать блок питания от ПК и светодиодный драйвера для питания основного освещения.

И вот мы подходим к сути. Хочется реализовать автономную работу насосов от резервного источника питания. Так как при отсутствии напряжения в сети, растения проживут совсем недолго. Планирую использовать сборки АКб 3s, для получения 12.6 вольт на выходе.

Есть две идеи. Мосфет (закрытый при наличии напряжения на выходе блока питания) который в случае аварии, будет открыт. При этом все остальные нагрузки будут выключены (все вентиляторы, увлажнитель и досветка красным). Реализовать достаточно просто. На входе питания atmega328 поставить диод, а после емкости, которые позволят проработать достаточно для открытия мосфет.

И второй вариант, это полностью независимая система на attiny88. С атмегой они будут взаимодействовать только для установки периода запуска насосов. Если пропадает основное питание, то основной контроллер перестает выполнять свою функцию. А attiny88 так же включает мосфет и получает питания от резервных АКБ.

Это первый опыт реализации частичного резервного питания. И честно говоря, не знаю как лучше. Мне кажется первый вариант. Но если у вас есть готовые схемы и предложения готов выслушать. Ну и вообще, подкиньте идей. В этот раз будут заводские платы и есть возможность реализовать практически любой функционал в рамках своих возможностей и необходимости. Хочется на выходе получить готовое устройство на гроубокса. Уже пообещали подарить семян острых перчиков.

Как лучше всего реализовать резервное питание и чего не хватает контроллеру? Сейчас в процессе разработки принципиальной схемы. Хочу в ближайший месяц заказать недостающие детали и платы. А так же подумать и изготовить корпус и систему аэропоники.

Если вы делали что то подобное, поделитесь информацией. А если хотите сделать сами, может эта информация будет полезна. Может кто знает, где заказать недорого драйвера 80-120 вольт 0.7 ампер. Или около того. Может в Китае есть варианты? Я не нашел. Только дорогие Mean Well и наши Неон.

p.s. Это по прежнему хобби. Если кого то заденет мой непрофессиональный говор, извините.

FISHKINET

Сколько разных игрушек-лунходов выпускали в СССР? Не угадаете.

В этом длинном списке только игрушки, которые удалось опознать, а еще минимум столько же неопознанных планетоходов было. Надеюсь удалось найти знакомые модели.

АНТИФИШКИ
Всё о политике в мире

У меня такой был. С братом соревновались, кто с первого раза заедет в "гараж", роль которого играла упаковочная коробка от данного вездехода.

У меня вот такой был, году так в 1985-86.Только раскраска немного другая, как на большой коробке. Отец ездил в отпуск в Кисловодск, привез оттуда подарок. 27 рублей тогда он стоил. Вот мы с братаном маршруты для него составляли с препятствиями разными.

У меня вот такой был, году так в 1985-86.Только раскраска немного другая, как на большой коробке. Отец ездил в отпуск в Кисловодск, привез оттуда подарок. 27 рублей тогда он стоил. Вот мы с братаном маршруты для него составляли с препятствиями разными.

У меня луноход ассоциируется с точилкой для карандашей,

Помню, как мне подарили в детстве такой гусеничный девайс. Я еще даже в школу не ходил. Недолго он прожил, к сожалению. А так бы замутил бы что-нибудь на Arduino с ним.

Помню, как мне подарили в детстве такой гусеничный девайс. Я еще даже в школу не ходил. Недолго он прожил, к сожалению. А так бы замутил бы что-нибудь на Arduino с ним.

У меня из этого луноход был, с синей кабиной и машинка бешеная которая стукалась и отъезжала от препятствий, а так придёшь в «электронику», «орбиту» и смотришь на образцы.

Читайте также: