Советские елочные игрушки из ваты

Обновлено: 25.04.2024

Приветствую вас на канале "Квартал мастеров". Сегодня будет не знакомство с творчеством мастера, а экскурс в историю ватной ёлочной игрушки. Статью подготовила и прислала мне мастер-кукольник Марина Лосева. Далее будет от лица автора.

Автор статьи Марина Лосева

Друзья мои, приглашаю вас поговорить о елочной ватной игрушке.

В каждой семье есть вещи, которые трепетно сохраняются как память о ком-либо или о чем-либо.

В нашей семье бережно хранятся елочные ватные игрушки. Их немного, Они уже довольно старенькие и потертые, но от этого не менее дороги . Вместе с ними хранятся аж три Деда Мороза! Все они, и игрушки, и Деды Морозы разных годов изготовления. И в какой-то степени по ним можно прослеживать историю ватных игрушек.

Каждый год, наряжая елку их приятно брать в ладошки и чувствовать их нежность и теплоту. Занявшись созданием кукол, я решила познакомиться и с историей возникновения, и создания ватной игрушки.

Как оказалось, история ватной игрушки интересна и занимательна.

Ватная игрушка изначально появилась как украшение на елку. Раньше елку наряжали не на Новый год, а на Рождество 25 декабря. Возникла эта традиция в Средневековье у германских народов.

В России летоисчисление велось от Сотворения мира и Новый год начинался с 1 сентября.

Указом Петра I № 1736 от 20 декабря 1699 года «О праздновании Нового года» повелевалось летоисчисление нового года считать с 1 января по году 1700 от Рождества Христова, а не с 1 сентября 5508 лет от Сотворения мира. «…А в знак того доброго начинания и нового столетнего века … учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых …» Правда никаких украшений на тех ветках не было. И до начала XIX века елки в России в домах так и не ставили. Инициатором этого действа считается великая княгиня, по происхождению из Пруссии, Александра Федоровна. Елка была установлена 24 декабря 1817г. в личных покоях императорской семьи, Москве. До начала 1840-х годов рождественские елки были исключительно дворцовыми. В середине сороковых годов «в русских домах принят обычай немецкий… украшают… деревцо как только возможно лучше, цветами и лентами, навешивают на ветки вызолоченные орехи. Красненькие, самые красивые яблоки, кисти вкусного винограда… всё это освещается множеством восковых свеч, прилепленных к веткам, а иногда и разноцветными фонариками». По традиции макушку елки венчала Вифлиемская звезда.

Первая, для общественного увеселения, ёлка была организована в 1852 году в здании петербургского Екатерингофского вокзала. «Установленная в зале вокзала огромная ель с одной стороной… прилегала к стене, а другая была разукрашена лоскутами разноцветной бумаги»

Со второй половины XIX века на ёлках начали развешивать различные картонные игрушки: гирлянды, китайские фонарики, стеклянные шары, сначала немецкого, затем российского производства. Но эти украшения были дороги. В результате, в качестве альтернативы, появились невоспламеняющиеся ватные игрушки. Их можно было приобрести в магазине (например, Гебгардта и у Петто в Петербурге) или изготовить самостоятельно.

В дамских журналах того времени печатали поэтапное создание ватной игрушки. По аналогии современного мастер-класса.

Я немного увлекаюсь старыми ёлочными игрушками. Конечно, стаж у меня не как у Клима Чугункина, но несколько лет я всё глубже и глубже погружаюсь в мир ёлочных игрушек. Сначала мне казалось, что я никогда не научусь определять кем и когда изготовлена игрушка, но со временем голова стала сортировать раритеты не хуже каталога) Я даже начала немного разбираться в картонных игрушках. Со стеклянными украшениями тоже наступила ясность. Но вот ватные игрушки пока для меня тёмный лес. У меня всего две игрушки из ваты - курочка и коза. Есть, конечно, ватные овощи-фрукты, но я их не считаю предметом коллекционирования.

Чтобы начать разбираться в вопросе, я себе приобрела 2-й том каталога советских ёлочных украшений, авторы Балашова Е.А., Прибыткова А.А., Балашов В.В., Прибытков Д.В. . Первый том вышел несколько месяцев назад, в нём рассказывается о стеклянных украшениях. И если первый том вышел тиражом 2000 экземпляров, то второй том приобретут лишь 1500 счастливчиков. И тут я оказалась в почётных первых рядах. Продажа каталога стартовала несколько дней назад, а я уже держу в руках эту вкусно пахнущую толстенную книгу, в которой 448 страниц.

Сами авторы говорят о своём творении так: "Во второй том вошли елочные украшения из ваты, подставочные фигуры и минимаски (кукольный карнавал).

Оба каталога содержат иллюстративный и справочный материал по истории создания и производства елочных игрушек.

Каталоги позволяют определить название игрушки, имя художника-автора, год начала производства, название предприятия-изготовителя, а также ценность и примерную стоимость игрушки."

Я бы охарактеризовала этот каталог как книгу-оркестр) Это и каталог, и справочник, и художественный альбом, и пособие антикварам, и подсказка по ценам.

Помню, года три назад в группе любителей игрушек мы обсуждали эти грибы. Многие выдвигали предположение, что это подделка, а они оказались "комическими грибами", выпускаемыми перед войной.

История ватной елочной игрушки, фото № 1

Белая и пушистая, она так похожа на снег, что стала неотъемлемым атрибутом новогодних праздников. Именно из ваты создавались самые удивительные елочные игрушки, выпускавшиеся в нашей стране.

Зимним праздником Новый год стал согласно указу Петра I от 20 декабря 1699 года о введении нового летоисчисления не от Сотворения Мира, как было принято ранее, а от Рождества Христова. Первого января предписывалось устраивать фейерверки, иллюминацию и украшать улицы, дворы, ворота и крыши домов еловыми, сосновыми или можжевеловыми деревьями и ветками. Никаких игрушек на этих хвойных ветках тогда не было. Появление елочных украшений связано с пришедшей из Германии традицией устанавливать в доме под Рождество украшенную елочку, получившей распространение в России во второй половине 19 века.
24 января 1918 года Совет народных комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». В результате, Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, а Новый год с 1-го на 14 января. Реформа не была принята церковью и вызвала растерянность у простых людей. Борьба с религиозными праздниками, развернутая в 1920-х годах, привела к окончательной отмене празднования Рождества и одного из его главных символов – украшенной елки. Однако в некоторых семьях традиции зимнего праздника бережно сохранялись.

История ватной елочной игрушки, фото № 3

К середине 1930-х годов, когда накал классовых боев стал стихать, а мирная жизнь постепенно налаживалась, зимний детский праздник вернулся, наполнившись новым содержанием. Это был революционный советский Новый год. Причины возрождения праздника и его смысл объясняла статья П. П. Постышева «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!», опубликованная в газете «Правда» 28 декабря 1935 года.
Для восстановления елочного ритуала требовалось наладить производство новых елочных украшений. В результате проведенной педагогами и производственниками ревизии дореволюционных каталогов были отвергнуты игрушки с ярко выраженной рождественской тематикой. Общественное мнение отразил журнал «Советская игрушка» (1936, №1): «Херувимы», украшавшие елку в старину, конечно, отпадают, но «дед мороз», знакомый любимый детьми сказочный персонаж, имеет полное право гражданства на елке».

История ватной елочной игрушки, фото № 4

Игрушки из стекла и ваты, мишуры и канители, с мерцающим блеском считались наиболее подходящими для украшения елки. Однако сырьевые проблемы, недостаточное количество металлических форм для выдувания фигурной стеклянной игрушки ограничивали ее ассортимент. Этот недостаток был вполне компенсирован производством ватной игрушки, использовавшим доступное дешевое сырье и ручной труд.
Податливый, удобный в работе материал позволял изготавливать большое количество фигурных, сюжетных игрушек отражавших новую советскую тематику. Здоровых, румяных лыжников и конькобежцев, пограничников, полярников, пионеров, фигурки зверей и персонажей любимых детских сказок выпускали в основном предприятия Москвы и Ленинграда: артели «Все для ребенка», «Елочная игрушка», им. Шаумяна, «Культпром», фабрики «Гигровата», ИЗО ЦПКиО им. Горького и другие. Модели этих игрушек наряду с профессиональными художниками и скульпторами Т. Гидиримской, В Громчевской, О. Траубер создавали также лучшие рабочие – мастера производства. Такую возможность давали регулярно проводившихся крупными артелями и фабриками конкурсы новых образцов.

История ватной елочной игрушки, фото № 5

В конце 1930-х годов некоторые производства начинают применять метод горячей штамповки елочных украшений из ваты, используя его в основном для изготовления фигурок животных. Игрушку склеивали из двух штампованных половинок и окрашивали нитролаками.
Несмотря на попытки максимально механизировать производство ватных елочных украшений, до 1950-х годов они остаются рукодельными. Возможно, именно это так привлекает нас сегодня в этих неярких, но по-своему изысканных елочных игрушках.
Однако по той же причине в последние десятилетия ватная елочная игрушка исчезла с прилавков новогодних базаров. Промышленный прогресс, казалось, не оставил ей шансов на выживание, но уже в 1990-е годы она обрела вторую жизнь в работах талантливых петербургских художников: Дины Хайченко, Лины Беликовой, Ирины Сульменевой и др. Начав с поиска новых современных форм елочных украшений, они включили почти забытый, еще недавно казавшийся маловыразительным материал в арсенал современного искусства. Великолепные ватные светильники, декоративные панно, прелестные мелочи для украшения интерьера прочно обосновались в художественных галереях и дизайн-салонах. Будет ли их жизнь столь же долгой, как у тех любимых игрушек, что мы под Новый год достаем из старой картонной коробки, чтобы украсить ими наш самый любимый праздник и, может быть, вспомнить детство.

Дед Мороз из ваты и стеклянные звезды. Как наряжали елки в СССР

Наряжая елку новыми яркими шарами и гирляндами, мы часто вспоминаем старые игрушки. Целый год они ждали своего часа в картонных коробках где-нибудь на антресолях: сказочные стеклянные птицы и звери и совсем прозаические, но очень забавные овощи, фрукты и ягоды из крашеной ваты, веселые бусы и, конечно, звезды. Возможно, несколько таких старых друзей до сих пор занимают свое почетное место на вашей елке.

Старые новые игрушки

Первые новогодние украшения появились в России в XIX веке — традицию наряжать елку игрушками ввела императрица Александра Федоровна, жена Николая I. В то время собственного производства елочных украшений в стране не было, поэтому игрушки привозили из Европы. Стеклянные шары были очень дорогими, и большинство граждан дореволюционной России делали украшения сами, из бумаги и картона. В декабре 1929 года в газете «Правда» вышла статья, где рождественские дни объявили обычными трудовыми буднями, новогодние деревья попали под запрет, и начавшееся в конце XIX века производство елочных игрушек прекратилось.




После возвращения новогодних праздников в 1935 году советской елке потребовались новые украшения — идеологически выдержанные: место ангелов заняли аэростаты, дирижабли, самолеты, а Вифлеемскую звезду сменила красная пятиконечная. По всей стране были открыты фабрики, заводы и артели, выпускающие игрушки из ваты, картона и стекла. 1 января 1937 года та же «Правда» сообщила: «Союзкультторг реализовал по всей стране елочных игрушек на более чем 15 миллионов рублей». Через год эта сумма выросла почти в три раза. К концу десятилетия по всему СССР работали специализированные магазины, торговавшие елочными игрушками, маскарадными костюмами и прочими атрибутами праздника.

Украшения из ваты

Одним из самых распространенных и недорогих материалов для изготовления советских елочных игрушек стала вата — в 1930-е годы этого сырья на фабриках страны было предостаточно. Основой выступал проволочный каркас, вокруг которого крепилась вата. Лица делали из воска, папье-маше или мастики. После росписи их покрывали клейстером — он защищал игрушки от воспламенения. Костюмы тоже мастерили из ваты или бумаги, раскрашенной в разные цвета. Готовые игрушки посыпали «снегом» из мелкого стекляруса и закрепляли его специальным составом.

Множество фигурок и сюжетных украшений, соответствующих советской тематике, выпускали все крупные производства Ленинграда, Москвы и других больших городов: артели «Культпром», «Детская игрушка», «Елочная игрушка», артель имени Шаумяна, фабрики «Гигровата» и ИЗО Парка Горького. Краснощеких лыжников и пионеров, зайчиков, снегурочек и полярников придумывали художники и рабочие. Кто станет новым героем, определяли на конкурсах, на которых фабрики и артели представляли лучшие образцы елочных украшений.





Самыми популярными моделями были фрукты и овощи, животные, большие фигуры Деда Мороза и Снегурочки, а еще малыши-пеленашки, представляющие собой младенцев и поросят в конвертиках из одеял. Новогодний волшебник с внучкой были самыми стойкими — большие фигуры ростом до метра изготавливали настолько добротно, что даже спустя несколько десятилетий после прекращения выпуска этих игрушек хорошо сохранившихся ватных Дедов Морозов можно было купить на новогодних ярмарках.

Массовое производство

Разные модели игрушек предполагали и различные способы производства. До 1939 года все ватные елочные украшения изготавливали вручную. По решению Всесоюзного научно-экспериментального института игрушки был введен способ формования — украшения из ваты стали делать при помощи специальных чугунных и гипсовых форм. После изобретения формовки производство ватных игрушек резко увеличилось. Спустя короткое время было придумано еще несколько автоматизированных методов создания елочных украшений.

Миниатюрных животных — кроликов, белочек и слоников — изготавливали методом горячей штамповки: фигурку склеивали из штампованных половин, а затем покрывали специальными нитролаками. Такой способ практиковали в 1940-е годы лишь на нескольких фабриках, но уже к 1950-м почти все производство ватных игрушек перешло из ручного в механизированное. Одни из самых известных украшений, созданных методом горячей штамповки, выпускала московская артель имени Шаумяна.






Фрукты, овощи, ягоды и грибы с их округлыми формами получались благодаря веретенной намотке, когда использовался специальный станок-веретено для намотки ваты. Одной из первых фабрик, применивших эту технологию в 1936 году, стала ленинградская «Гигровата».

Эпоха елочных украшений из ваты в СССР закончилась в 1960-е, однако сегодня она переживает возрождение. Ватные игрушки делают уже не фабрики или артели, а отдельные мастера и художники.

Игрушки из стекла

Первые стеклянные елочные украшения, появившиеся в России в конце XIX века, были очень дорогими. Один шар стоил около 20 рублей, а за набор продавец мог запросить все 200 — за эти деньги в то время можно было купить хороший рояль. Большинство стеклянных украшений были заграничными — в России тогда не было предприятий по производству стекла. Первый стекольный завод открылся в Клину в 1848 году и выпускал только пузырьки для аптек и парфюмеров и лампы. Стеклянные игрушки предприятие начало делать во время Первой мировой войны — выдувать стеклянные украшения русских мастеров научили пленные немецкие солдаты.

В советское время заводы и артели по производству стеклянных игрушек появились в 1936 году: ленинградская артель «Культигрушка», московская фабрика стеклянных елочных украшений треста игрушки Мосгорисполкома, артели «Красный Октябрь» и «Решетниковский стеклодув». В конце 1930-х они выпускали шары с изображениями членов партии, стеклянные фигурки красноармейцев и буденновцев, сказочных героев, игрушки на цирковую тематику, а также пятиконечные звезды.


В 1950-е самыми популярными стеклянными игрушками стали фрукты и овощи — яблоки, морковь и кукуруза всех цветов и размеров были обязательной составляющей любого набора украшений. В 1960-е вместе с космонавтами и космическими кораблями в продаже появились комплекты «15 республик — 15 сестер» — наборы стеклянных фигурок девушек в разных национальных костюмах. Игрушки отражали и события в сфере культуры — на елочных ветках встречались выполненные из стекла герои популярных мультфильмов и кинокомедий. Среди последних были, например, герои фильмов «Цирк» Григория Александрова и «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова.

Стеклянное производство

Все советские елочные украшения из стекла можно было разделить на несколько видов: шары разных размеров, фрукты и овощи, животные и птицы, граненые фонарики, навершия в виде звезд и наконечников, посуда и военная техника. Отдельное место занимали монтированные игрушки — фигурки из нанизанных на проволоку стекляруса и бус, их производили в большом количестве.

Мастера выдували игрушки с помощью специальных стекольных дротов (трубок) либо сами, либо механическим способом. Расплавленной стекольной массе во время выдувания придавали нужную форму и размер, медленно и непрерывно вращая дрот. В еще не остывшем изделии острой палочкой делали лунки, углубления и полосы либо помещали его в разъемные формы, которые уже имели нужный рельеф. Остывшие стеклянные изделия дальше отправлялись на серебрение и покраску. На готовые фигурки надевали колпачок для подвеса и упаковывали в коробки.




Стеклянные игрушки отечественного и заграничного производства можно было легко различить по типу крепления, весу и декору. Импортные изделия, привезенные в основном из ГДР, имели особое крепление — пружинку на прищепке. Некоторые украшения и вовсе не предполагали крепления — игрушка была вклеена в цоколь определенной формы, который тоже отличался от советского. Немецкие стеклянные елочные игрушки славились своей невесомостью и оформлением. Навершия и шишки, декорированные канителью (тонкая металлическая нить) или махровым шнуром, могли быть родом только из Германии, потому что в СССР эти виды стеклянных фигурок никогда так не украшали.

Картонажные украшения

Популярным и доступным материалом для елочных игрушек была бумага и картон. Технику производства украшений позаимствовали у немецких мастеров, знаменитых своим дрезденским картонажем. В XIX веке на производствах Дрездена выпускали тисненые фигурки — половинки выпуклого картона склеивали вместе, а затем покрывали золотой и серебряной красками. Такие украшения были недорогими, не бились, в отличие от стеклянных, поэтому сразу оказались на елках по всему миру.

В 1920-е годы в СССР игрушки из картона производили только в частных мастерских, фабричные украшения появились в 1940-х. Они были похожи на дрезденский картонаж, но имели более плоскую форму. Самыми популярными стали фигурки рыб, птиц, зверей и героев сказок. Шаблоны печатали в советских журналах и газетах, и каждый желающий мог сделать игрушку сам, повторив чертеж дома на картоне.



Среди украшений, которые выпускали фабрики, был штампованный и клееный картонаж. Штампованный картонаж изготавливали в специальных металлических формах. После штамповки и высечки половины фигурки склеивали, покрывали фольгой и раскрашивали красками с помощью пистолета-аэрографа. Мелкие детали, вроде глаз, рта или плавников, рисовали вручную.

Техника клееного картонажа представляла собой вырубку раскроя игрушки по контуру и склейку столярным клеем. Цветная бумага, мишура, ленты и текстиль для украшения наклеивались на фигурку в виде плиссе и полосок. К клееному картонажу относились различные домики и игрушки, корзинки, фигуры животных и фонарики. У всех украшений были подвески для крепления. Картонные игрушки выпускали на советских фабриках до 1980-х годов.

Традиции катания ваты. История русских елочных игрушек в работах уральской художницы

Алена Могорита делает удивительные игрушки из ваты. Она считает, что возрождает историю и ушедшие традиции. Мы побывали у нее в мастерской и вместе с ней совершили путешествие в прошлое.

Глядя на чудесные фигурки, аккуратно развешанные на мерцающей огоньками елке, трудно понять, из какого материала они сделаны. Кто бы мог подумать, что из обычной пушистой ваты, совершенно не ассоциируемой с чем-то праздничным, могут получаться такие шедевры.


Приглушенные краски, аксессуары, особый стиль прорисовки лиц — все это создает впечатление, что игрушки стары, им пора в музей. Однако на самом деле они новые, просто специально состарены с помощью художественных штучек.

Алена Могорита, художник по авторской кукле:


— У меня желание сотворить что-то такое всегда появляется во время зимних праздников, когда все вокруг словно замирает в ожидании чуда. Винтажный стиль своим работам я выбрала потому, что живу этим: коллекционирую антикварных кукол, реставрирую их сама, собираю советские елочные игрушки. Делая винтажные новогодние украшения, ты погружаешься в историю, причем не просто страны или города, какого-то периода, а обычных семей. Ты общаешься с людьми, они рассказывают о традициях, связанных с празднованием Нового года, делятся теплыми воспоминаниями. И это бесценно!

В России же отмечать этот праздник стали 1 января 1700 года по указу Петра I. Игрушки из стекла в то время были очень дорогими, за набор иногда просили столько же, сколько и за корову, поэтому порой даже обеспеченные люди брали их напрокат. Альтернативой дорогим стеклянным украшениям стали ватные. Их можно было купить в магазине либо изготовить самостоятельно.


В 1925 году в Советском Союзе обычай отмечать Новый год был запрещен, поэтому следующие десять лет елки в нашей стране вообще не украшали.

Алена Могорита:

Изготовление одной ватной игрушки — процесс кропотливый и совсем не быстрый. Из-за просушки материала на один экземпляр уходит около 4 дней работы.

Основой для фигурок служит проволочный каркас (скелетик), на который слой за слоем укладывается вата, хорошенько пропитанная крахмальным клейстером. Благодаря податливости материала и фантазии человека, форму изделию можно придать любую, ограничений в принципе нет, главное приспособиться. Лица, по форме напоминающие маски, делали из папье-маше, воска, использовали отбитые от любимых статуэток головы. На них, зачастую вручную, рисовали брови, губы, глаза и обязательно румянили кончик носа и щеки.


Алена Могорита:

Образы для своих игрушек Алена тоже черпает из прошлого. Она оживляет в реальном времени героев сказок, любимых мультфильмов, делает, так сказать, ремейки на популярные ватные игрушки прошедших десятилетий. Иногда покупатели просят воплотить в жизнь какую-то совершенно необычную идею.


Алена Могорита:

Отличие ватной игрушки от других, например, тех же стеклянных, заключается в том, что они долговечны. Такое украшение может сохраняться в семье на протяжении долгих лет и не только радовать новые поколения в качестве красивой елочной подвески на Новый год, но и становиться уникальной реликвией.

Читайте также: