Советские игрушки на новый год своими руками

Обновлено: 06.05.2024

В последние пару лет (думаю, что самоизоляция тут сильно поспособствовала) случился реставрационный бум. Очень многие коллекционеры ёлочных игрушек взялись за кисти. А сегодня я хочу вам представить начинающего реставратора Алию Шакупову из Костаная (Казахстан), которая только весной приобщилась к этому увлекательному занятию.

В Актюбинске (Казахстан) до развала СССР работала замечательная фабрика ёлочных игрушек, продукцию которой собирает Алия. К сожалению, информации об этом производстве очень мало, но по ссылке можно посмотреть мою статью, в которой я собрала всю информацию, которую удалось найти.

Все мы прекрасно понимаем, что с каждым годом всё меньше и меньше остаётся игрушек того времени. От света и неправильного хранения осыпается и тускнеет амальгама, от ёлочных иголок осыпается краска, от времени становится хрупким стекло. Раньше ёлочные игрушки для людей не представляли ценности, их безжалостно выкидывали. Но сейчас всё изменилось. Подобных игрушек больше не выпускают, да и вообще с производством ёлочных украшений дела у нас обстоят не очень хорошо, а игрушку из своего детства рука не поднимается выбросить, в каком бы состоянии она не была.

Вот и Алия решила вдохнуть жизнь в старые игрушки. Тем более у неё есть цель - нарядить ёлку героями сказок и мультфильмов, чтобы получилась ёлка в стиле "Союзмультфильм". Давайте вместе посмотрим, что у неё получается.

Кот Леопольд. Слева - таким он попал к Алие, а справа - таким он отправится на ёлочку

Поросёнок с гармошкой. По-моему, получился замечательный добрый пацанёнок.

А вот что делать, если очень хочется игрушку в виде Олимпийского Мишки? Правильно! Надо его сделать из обычного Топтыжки. Кстати, этих медвежат выпускали на нескольких фабриках СССР. Если не ошибаюсь, то на "Инее" он назывался Винни Пухом)

Посмотрите, как преобразился Чиполлино! Поздние советские игрушки не отличаются ни проработанными формами, ни тщательным раскрасом, но если бы игрушки расписывали как в 50-60-х годах, то они бы выглядели намного интересней.

Малыш из набора "Малыш и Карлсон". На фотографии слева видно, как расписывали игрушки ближе к 90-м годам. Несколько пшиков из аэрографа, точки вместо глаз.

Домики! Сколько же разновидностей их выпускалось в СССР. У Алии они превратились в сказочные теремки

Старик со старухой. Растерянный дедушка и бабуля с хитрым прищуром. Тут даже начинающему реставратору удалось передать характер каждого персонажа.

Снегурочка превратилась в якутяночку.

А вот что изображали эти игрушки изначально? Грибы? Но какого-то странного цвета) А теперь это если и грибы, то галюциногенные)))

Весёлый клоун стал грустным Пьеро

Теперь это не какой-то абстрактный лев, а Бонифаций. По крайней мере каждый так подумает, глядя на полосатый костюм.

Снеговиков много не бывает. Все они у Алии получаются разные, но добрые.

А будёновец мне почему-то напомнил Вовку в Тридевятом царстве. То есть он точно получился мультяшным.

Попозже я выложу пост, где покажу некоторые актюбинские игрушки из коллекции Алии. Увы, у меня нет пока ни одной игрушки этой фабрики. Если вы потеряли свою актюбинскую игрушечку, то можете написать Алие ВК . Наверняка она сможет вам помочь найти игрушку из вашего детства.

Эх, хотела я уйти в дзеноотпуск, но зашла на страницу одной из любимых групп в ВК и увидела эти яркие игрушки начинающего реставратора. Да, теперь в группе еженедельно проводится День реставратора, в котором количество участников растёт. А у меня это больная ж тема))) Я тоже хочу пополнить их ряды. Вот Алия меня поддерживает, говорит, что стоит только начать, потом за уши не оттянешь от этого увлекательного занятия)

А я с удовольствием буду следить за творчеством нашей сегодняшней героини. Я видела, как сильно отличаются работы в самом начале и спустя некоторое время. И ещё очень хочется увидеть союзмультфильмовскую ёлку Алии)


Сейчас огромный выбор новогодних игрушек. Однако всегда интересно вспомнить забытое старое. Как мастерили игрушки к Новому Году. И совсем не потому что их не было, а просто было интересно. Может быть вспомним некоторые из них?! И схемы наглядные для этого имеются

Новогодние самоделки ёлочные игрушки (вертушка, шар, цветок, колокольчик, сердечко).





Ёлочные игрушки фонарики.







Елочные гирлянды из флажков мастерить было так же легко и интересно, как и цепи из разноцветных колечек.

Распечатать можно из инета заготовки

Конечно, это далеко не все новогодние поделки для детей из советского времени. Однако и эти возможно будут интересны, если их смастерить совместно с детьми на новогоднюю елку

До Нового года осталось совсем немного. Скоро большинство из нас будет ставить и наряжать ёлку! Наверняка, все помнят стеклянные старенькие игрушечки в форме шишек, часов, на которых показано время без пяти двенадцать, такие загадочные, смешные шарики. А гирлянды? У всех почти одинаковые, лампочки-звездочки, ватные Деды Морозы. Сейчас модно наряжать ёлку стильно, в определенной цветовой гамме. Все это, конечно, очень красиво, и "как в кино". Раньше этого не было. А что же было раньше?

Ёлочные игрушки СССР были не только украшением, но и идеологией (красные звезды, шары с серпом и молотом). Новогодние украшения времен 40-60х годов — это стеклянные гирлянды, игрушки на прищепках, игрушки из прессованного картона, стеклянные шары ручной росписи, выдувные хрупкие фигурки. Большинство сделаны из самых недолговечных материалов — стекла, ваты, бумаги — и дошли до нашего времени в единственном экземпляре, что многократно повышает их художественную и историческую ценность.

Сейчас старые игрушки годов так 60-х хранятся чаще в кладовке, если вообще хранятся, иногда ими наряжают ёлку. Я наряжаю, ну просто не могу с ними расстаться. Это игрушки детства.

Вы только посмотрите на эти часики. Это же предвкушение волшебства, последние пять минут уходящего года.

Старые добрые ёлочные игрушки, фото № 1

Старые добрые ёлочные игрушки, фото № 2

Особое внимание заслуживают стеклянные фигурки зверей. А на макушку помещали обязательно звезду, реже — "сосульку".

Старые добрые ёлочные игрушки, фото № 3

И снова часики, такие одинаковые у всех.

Старые добрые ёлочные игрушки, фото № 4

Старые добрые ёлочные игрушки, фото № 5

Гирлянды были обычно серебристые с красным и зеленые.

Старые добрые ёлочные игрушки, фото № 6

А малинки и шишечки, по-моему, были самые распространенные, они часто повторялись.

Старые добрые ёлочные игрушки, фото № 7

Старые добрые ёлочные игрушки, фото № 8

Старые добрые ёлочные игрушки, фото № 9

Особенно интересными были шары с блестящими рисунками. И блестки не липли к рукам как у современных игрушек.

Старые добрые ёлочные игрушки, фото № 10

Вот игрушка из прессованного картона:

Старые добрые ёлочные игрушки, фото № 11

Старые добрые ёлочные игрушки, фото № 12

Очень похожа на нашу Машу из современного мультика "Маша и Медведь".

Старые добрые ёлочные игрушки, фото № 13

А здесь, смотрите, те, что посерединке собачки — они здесь старше всех.

Старые добрые ёлочные игрушки, фото № 14

А ватные Деды Морозы и вот эта большая барышня — это целое произведение искусства! У меня есть такой ватный Дед Мороз, он такой необычный, загадочный. до сих пор жив и ничуть не испортился. Фото с московской выставки "Паспорт в детство":

Старые добрые ёлочные игрушки, фото № 15

Немного о самой выставке: "Идея объединить собрания крупнейших коллекционеров в единый проект принадлежит американке Ким Балашак, чья коллекция антикварных русских украшений насчитывает около двух с половиной тысяч предметов и является самой большой в мире. Ким с мужем живут в Москве с 1995 года. Джеймс Балашак — один из руководящих сотрудников консалтинговой компании Deloitte&Touche, а Ким — преподаватель стратегического менеджмента в московском отделении Калифорнийского института бизнеса и управления."

Еще фото с той же выставки:

Старые добрые ёлочные игрушки, фото № 16

Специально к выставке старейшая (и единственная в России) фабрика по производству елочных игрушек "Елочка", расположенная в Клину, приурочила выпуск пяти новогодних шаров с изображением любимых игрушек Ким: матрешки, снегиря, мишки с баяном и Деда Мороза. Их можно будет приобрести на выставке, так же как и книгу Ким Балашак "Русская елочная игрушка" — об истории празднования Нового года в России и традициях производства елочных игрушек. К открытию выставки было выпущено также 24 вида новогодних открыток по произведениям советских художников 1950-х годов.

По данным из интернета, выставка проходила с 1 декабря 2006 года по 15 января 2007 года одновременно в Москве и Казани.

Еще один Дедушка Мороз, такой простой, такой укутанный, русский. Ватный!

Старые добрые ёлочные игрушки, фото № 17

Были и вот такие пластмассовые шарики, в основном в красном и зеленом исполнении. Внутрь можно было положить что-нибудь.

Старые добрые ёлочные игрушки, фото № 18

Хранили их тоже интересно, укутывали в вату.

Старые добрые ёлочные игрушки, фото № 19

Игрушка с красной звездой — типичный символ того времени. Игрушки несут историю нашей Родины.

Старые добрые ёлочные игрушки, фото № 20

Старые добрые ёлочные игрушки, фото № 21

Да, раньше игрушки несли вполне определенную мысль:

Старые добрые ёлочные игрушки, фото № 22

Старые добрые ёлочные игрушки, фото № 23

А вот это вообще старенькая. У меня есть собачка из тех же времен, стекло так же выглядит.

Старые добрые ёлочные игрушки, фото № 24

Гирлянды с маленькими лампочками:

Старые добрые ёлочные игрушки, фото № 25

Игрушки на прищепках: такие смешные, в фуфайках :)

Старые добрые ёлочные игрушки, фото № 26

А вот витрина какой-то выставки. Звезда на заднем плане — очень старая, 30-е годы точно.

Мастер-класс по ватной елочной игрушке. Эти игрушки выполнены в старинной технике "вата + клейстер", с примениением различных хитростей. Надеюсь, что данная информация вдохновит вас на изготовление своих неповторимых игрушек, которые будут радовать вас и ваших деток многие годы.
Итак, начинаем.
Для работы нам понадобятся следущие материалы и инструменты:


1. Вата (хлопковая, однородная).

2. Проволка (у меня вязальная из строительного магазина, но лучше даже потоньше и попроще, нам она понадобится для "скелетика" каркаса).

3. Картофельный крахмал.

5. Фольга (обыкновенная, какую только сможете найти. У меня для кулинарии).

6. Стеки (Очень удобны с шариками, закругленные, острые. Понадобятся для мелких деталей, личика, варежки, манжеты. ).

8. Краски акварельные.

9. Краски акриловые.

10. Глиттер (блестки) сухой белый.

11. Лак в балончике. (подойдет лак для волос).

12. Веревочка (для петельки золотая или серебрянная).

13. Нитки (обыкновенные хлопковые белые или светлые нитки).

14. Длинная иголка. Понадобится для того чтобы вдеть веревочку в готовую игрушку. (у меня набор игл для игрушек).

15. Кисти ( разных размеров, для росписи).

Вот, пожалуй, и все материалы. Хочу заметить, что все достаточно бюджетное, и у вас не составит труда все это найти и приобрести.

Я буду делать новогоднюю "Компанию" на елочку.
Берем проволку и начинаем крутить из нее "Скелетики".
На одну основную крутим ноги, руки ,уши. Должно получиться примерно вот так:


Дальше начинаем придавать объем при помощи фольги, и добавляем движения нашим фигуркам.


Уже на этом этапе видны очертания будущих игрушек. В данном случае — это зайка.


Фольги не жалеем, как следует обматываем все части, ручки, ножки, ушки. Она должна закрыть проволку, и прилегать к ней очень плотно (сминаем, что бы воздуха лишнего не осталось). И не забываем уже формировать позу каждой игрушке (сгибать ручки, ножки, а может быть, наклонить голову).


Вот так у меня выглядит заготовочка для будущего петушка:


Теперь начинаем наращивать "мышечную массу", объем, путем прикладывания кусочков ваты, и обматываем (фиксируем) белыми нитками. Тут же мне удобно добавить проволку для хвоста. Вот так:


На этом этапе я добавила недостающей длинны на руках (проволка).


И снова обматываем ватой и нитками фиксируем.


На этом этапе торопиться не стоит, потому что, чем тщательнее будет проработана форма, тем легче потом будет работать с мокрой ватой. Поэтому еще раз смотрим, и добавляем, если что-то еще требуется. Ниток тоже не жалеем.


По такому же принципу делаем зайку и остальных ребяток.



И будущий бельчонок.


Вот такие замечательные три петушка:


И остальные заготовочки. На этом этапе еще можно поравить позу, поворот головы, или ручки повыразительнее. С верхнего ряда слева направо: Зайчик, лисичка, бельченок, зайка и три петушка.


Теперь идем на кухню варить клейстер. Нам понадобятся: вода, крахмал картофельный, пва (совсем не много).

Я все делаю на глаз :) Наливаем воды, нагреваем. Тем временем небольшое кол-во крахмала( 1-2 ст.л) разводим в холодной воде, и добавляем в нашу горячую воду. Дальше варим постоянно помешивая, как обычный кисель. Должно получиться не очень густо, но и не жидко. Если видете, что очень сильно густеет — добавляйте воды. Затем остужаем до теплого состояния, добавляем немного ПВА и приступаем к работе. (Мой совет — сильно не остужайте, т.к. с холодным клейстером не очень приятно работать. И еще многие пользуются кистью для нанесения клейстера на вату. Мне удобно руками, а не кисточкой, но это кому как удобнее.)


Сначала я намазала всю заготовочку клейстером, затем прикладывала маленькие кусочки ваты и снова клейстер поверх каждого нового кусочка. И разглаживайте, разглаживайте, выгоняйте весь воздух.


Сухая вата очень липнет к рукам. К этому просто нужно привыкнуть :) И прорабатываем личико, делаем при помощи стеков носик, стеком с шариком продавливаем глазницы. Добавляем выты на затылок, на животик, на пяточки. До тех пор, пока вы не будете довольны результатом. Занятие очень увлекающее!


Отправляем сушиться. Просто на клееночку (не на батарею!), а например, на подоконник. По такому же принципу делаем остальные заготовочки.



Вечером я доделала все заготовки, и положила их сушиться но ночь. На следущий день приступаем к вылепливанию деталей (воротнички, юбочки, манжетики и т.д.) Так выглядят малыши на этом этапе.



А здесь уже нарядный и с воротничком! После того как все ребятишки наряжены и украшены, снова отправляем их сушиться.


На следущий день все подсохли и уже готовы "оживиться". Теперь можно приступать к росписи.


Поскольку вата при высыхании становится морщинистой, а личики из пластики я вставлять не стала, придется их слегка выровнить и сделать посимпатичнее. Для этого, я в несколько слоев покрыла лица акриловой краской.


Дальше можно расписывать фигурки акварельными и акриловыми красками.


Приступаем к росписи.


Вот такая лисичка вырисовывается.


После того как все высохнет, слегка трогаем кисточкой с клеем (ПВА) все и присыпаем сухим глитером (блестки).



Затем все сбрызнем лаком.



Для того чтобы наши блестки не отлетали, сверху я сбрызнула все лаком. (Подойдет лак в балончиках, у меня был лак для волос.)


Вот такие нарядные и блестящие детки получились :) Теперь пора подумать о том, как они будут висеть на елке.


Игрушки у меня получаются достаточно крепкие и твердые, поэтому берем шило, и делаем отверстие для веревочки.


Ну а теперь посмотрим, что получилось! По-моему очень нарядные ребятишки :)



Теперь покажу каждого отдельно, ну и потом всех на елке!


Первый петушок! Год петуха все же на носу :)












Ну и фотография "Ребятки на елочке"


Вот и все :)
Многие спрашивают, сложно ли это? Отвечаю, если вас это занятие увлечет и понравится, то не сложно! :)
Я буду очень рада, если приобретенный мною опыт, станет вам полезен!
Счастливого Нового Года!

Чем старше мы становимся, тем чаще возникает желание вернуться в беззаботное и счастливое детство, и особенно сильно это чувство под Новый год. В наше время все чаще можно встретить елку, украшенную в европейском стиле, и от этого только еще сильнее хочется нарядить свою лесную красавицу в лучших советских традициях, обязательно положить на нее вату, которая будет имитировать снег, и поставить ватного Деда Мороза вместе со своей внучкой Снегурочкой.




История возникновения

В советские времена игрушка пережила многое, но начнем мы с дореволюционных времен, когда впервые появилась традиция украшать новогоднее дерево.

В России впервые праздновать Новый год и наряжать хвойные начали при Петре Первом. Именно во время одного из своих путешествий по Европе он увидел красивое хвойное деревце, украшенное яблоками, конфетами и мандаринками. Зрелище очень понравилось будущем императору, и поэтому, как только он пришел к власти, был сразу же издан указ, в соответствии с которым все жители Руси были обязаны перед Новым годом ставить можжевельник или сосну у себя в доме и украшать ее разными фруктами и сладостями.



Однако, когда Петр I умер, традиция празднования постепенно сошла на нет и новую силу обрела только при Николае II.

В те годы елочный декор имел целью подчеркнуть изобилие, роскошь и высокий социальный статус. Большая часть игрушек привозилась из Германии, хотя в середине XIX века были созданы артели, которые производили сверкающую мишуру, блестки и переливающиеся металлические нити.

В самом начале Первой мировой войны немецкие пленные научили наших мастеров делать изделия из стекла, однако последовавшая вскоре за этим революцию изменила судьбу зимнего праздника в государстве.

В конце 20-х годов празднование Нового года оказалось под строгим запретом как проявление буржуазной жизни. О елке писали как о «поповском пережитке», и даже художники неустанно издевались в своих карикатурах над украшенной сосной.

Однако в 1935 году политика партии изменилась. Именно в то время видные общественные деятели того периода выступили с заявлением о возвращении празднования Нового года. Обусловлено это было тем, что в царской России богатые и зажиточные чиновники устраивали для своих детей роскошные новогодние праздники, а дети рабочих и крестьян вынуждены были лишь подсматривать за ними в окна и завидовать веселью празднующих богатеев. Так и было принято решение вернуть праздник простому народу и порадовать детей трудящегося населения Советского Союза.

Однако перед производителями елочный украшений в тот период стала довольно трудная задача – трансформировать рождественскую сосну в коммунистическую.

И решение было найдено – изготовители освоили выпуск тематических изделий. Так, ангелочки с крыльями преобразовались в пионеров, а христианская вифлеемская звезда – в красную.




Было издано специальное пособие, в соответствии с которым и наряжалось новогоднее дерево. На макушке обязательно должна была крепиться алая пятиконечная звезда, по краям веток необходимо было вешать паровозики, аэропланы, броневики и другие символы советского человека. Впрочем, в центре, ближе к стволу, разрешались небольшие бонбоньерки, шашки и пирамидки.

Времена менялись, менялся стиль правление, и постепенно игрушки с символикой рабочих и крестьян были вытеснены изображениями сказочных героев, животных, а позже на смену им пришли привычные нам шары, белые снежинки и другие яркие, красивые и, главное, очень добрые игрушки.




Даже во времена ВОВ в домах старались украшать новогоднюю елку как напоминание о мирном существовании и символ победы над врагом. Однако промышленность в те годы тратила все свои мощности на нужды фронта, поэтому новогодние украшения производили из отходов военного производства. Так, игрушечные танки и пушки выполнялись из жести, а металлическая стружка шла на изготовление пятиконечных звезд и снежинок.

Большое распространение в те годы имели самодельные игрушки, которые делали из того, что под руку попадется. В качестве сырья использовался картон, полоски ткани и даже яичная скорлупа, а на фронте солдаты создавали себе настроение гирляндами из фигурок, которые мастерили из ваты, бинтов, ветоши и даже погон.

Самая типичная игрушка того времени — обычная перегоревшая лампочка Ильича. Ее раскрашивали, приделывали бечевку и вешали на елку.




После войны люди как никогда нуждались в празднике, поэтому с 1946 года производство елочных украшений было в полной мере возобновлено, а еще через несколько лет дизайн игрушек стал гораздо более мирным, добрым и волшебным. В 1949 году в честь юбилея рождения А. С. Пушкина были выпущены декоры, изображающие героев его самых известных сказок, чуть позже появились украшения по мотивам произведений «Чиполлино», «Доктор Айболит», «Лягушка-путешественница», «Красная шапочка» и других.

В самом начале 50-х годов широкое распространение получили бусы из стекляруса, а также самые разнообразные птицы, животные, музыканты и циркачи. Кроме того, большим спросом пользовались домики и снежинки, особенно как бы «припорошенные снегом».




В эпоху застоя в СССР производилось много игрушек из папье-маше. Дефицита в бумаге страна не испытывала, поэтому техника пришлась по вкусу отечественным технологам.

Ассортимент по большей части составляли изображения животных и фигурки людей. Сверху они покрывались слоем бертолетовой соли, благодаря чему становились более гладкими и слегка сияющими.

Кстати, в наши дни такие изделия среди коллекционеров ценятся очень высоко.

Читайте также: