Советские новогодние игрушки история

Обновлено: 08.05.2024


После Октябрьского переворота Новый год стал «идеологически выверенным» праздником. Были выпущены специальные пособия по украшению елки, где говорилось, что «на краях ветвей нужно вешать аэропланы, парашюты и пограничника Карацупу с собакой Ингусом».



В 30-х годах место восьмиконечной Вифлеемской звезды заняла красная пятиконечная звезда. На шариках рисовали портреты «видных деятелей революции». Особое место заняли игрушки «про войну»: танки, дирижабли, гранаты. Но были и милые игрушки из русских сказок: Иван-царевич, например, или Руслан и Людмила.



В 40-х годах страна вступила в страшную Вторую мировую войну. В целях экономии игрушки стали вновь мастерить из подручных средств. После войны тематика стала более мирной: появились сосульки, фигурки животных и птиц, и целые наборы по мотивам детских книг, например, «Красная Шапочка» и «Чиполино».



«Кот в сапогах». С 1950-х годов выпускались целые серии елочных игрушек, изображавших героев сказок. Все началось с серии с героями сказок Пушкина, приуроченной к 150-летнему юбилею поэта. Позже на елках появились герои «Доктора Айболита», «Кота в сапогах».



«Самолет». С конца 1940-х годов на советских елках появляется много игрушек из проволоки и нанизанных на нее стеклянных бусин и стекляруса.



«Курица». Животный мир был представлен на новогодних еловых ветках не так широко, как плоды садов и огородов. Во всяком случае, игрушки, изображающие домашних животных, встречались реже, чем зайчики, лисички или белочки.



50-60 годы в истории нашей страны тесно связанны с именем Никиты Сергеевича Хрущева. Кукуруза пользовалась неизменной популярностью. Даже когда Хрущева сняли, и тема кукурузных полей стали не так актуальна, елочную «царицу полей» продолжали выпускать вплоть до распада СССР.



«Баклажан». Как и кукуруза, овощи и фрукты начали украшать советские новогодние елки со времен Хрущева. Чего только не «росло» на елках – помидоры, морковь, огурцы, перец и т.п.



«Космонавт». Ракеты и космонавты появились на советских елках после полета Юрия Гагарина.



«Часы». Эта знаменитая игрушка появилась в 1956 году, после выхода на экраны СССР всенародно любимого фильма Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». Часы со стрелками, показывающими без пяти двенадцать, украшали практически все новогодние елки страны.



«Клоун». Игрушки на прищепках начали выпускать в 1950-60-х годах. Зайчики, белочки, лисички – такие игрушки были очень популярны.



«Шар с углублением». Они называются «фонарики» и сделаны таким образом, чтобы в них красиво отражались огоньки гирлянды. Такие шары разных размеров, цветов, с выемками причудливых форм, покрытые «снегом» и даже светящиеся в темноте начали выпускать в 1960-х годах. Тогда же стали популярными стеклянные сосульки, шишки, пирамидки.



В 70-80-е годы становятся популярными нейтральные модели в виде шишек, матрешек, колокольчиков и домиков, фруктов, овощей и т.д.



«Колокольчик». Разноцветные стеклянные колокольчики, которые даже могли издавать тихий мелодичный звон, считались особо ценной частью коллекции елочных игрушек, которая постепенно собиралась у каждой советской семьи. Колокольчики были очень хрупкими, и часто разбивались, а в продаже они бывали редко и мгновенно раскупались.



«Дед Мороз». Сказочные персонажи, украшающие собой новогоднюю елку, были очень популярны у советских детей.



«Дед Мороз» из папье-маше. Такую сравнительно крупную фигурку было принято ставить под елку, а рядом с ней в новогоднюю ночь клали подарки. Времена меняются, а воспоминания из детства останутся на всю жизнь. Расскажите своим детям об игрушках, как когда-то ваши родители рассказывали вам. С наступающим!

В преддверии праздника самое время достать с антресолей коробку со старыми елочными игрушками или полюбоваться нашей подборкой фотографий, чтобы предаться ностальгии.
В детстве все мы любили украшать новогоднюю елку, погружаясь в сказочную атмосферу. На целых две недели зеленое деревце превращалось в волшебное царство, которое населяли хрупкие белочки, зайчики, расписные шары, сверкающая мишура и обязательная сосулька или звезда для верхушки. В дополнение к игрушкам на ветви развешивали дефицитные конфеты и даже мандарины.

Стеклянные игрушки были чрезвычайно хрупкими, потому их хранили в коробках, заботливо перекладывая бумагой.


Большинство игрушек изображали сказочных персонажей


Сосульки – обязательный атрибут зимнего праздника


Елочные наборы зарубежного производства были огромным дефицитом


Лесная тематика пользовалась популярностью


Рядом с грибочками обязательно были зайчики


Сегодня старые елочные игрушки превратились в музейные экспонаты и предмет гордости коллекционеров


Некоторые украшения имели замысловатую конструкцию


Новогоднюю елку населяли персонажи детских сказок


Эта игрушка стала хитом после выхода «Карнавальной ночи»


Специальная краска на игрушках светилась в темноте


В эпоху космической гонки на новогодних елках появились фигурки спутников, ракет и космонавтов


Частичка нашего детства осталась в припорошенной снегом избушке


Елочные бусы – неизвестное современным детям украшение


Игрушка 1958 года далека от современных стандартов красоты


Бегемотик отлично уживался с зайчиками, белочками и грибочками


Какой праздник без огурчика?


Стеклянные игрушки дополняли покрытыми фольгой фигурками из картона


Нередко ветви зеленого деревца обвисали от обилия игрушек


Под елкой всегда ставили Деда Мороза и Снегурочку


В конце елочку обильно украшали серебристым дождиком

Елочные украшения времен СССР создают ощущение новогоднего волшебства почти как в детстве. Хрупкие, с немного облупившейся краской, они кажутся более «настоящими», чем современный праздничный декор. Набор винтажных шишек, сосулек и шаров, ватный Дед Мороз, пятиконечная звезда-макушка, подарочная коробка в виде Спасской башни, наполненная конфетами и мандаринками, станут желанным подарком для ценителей советской культуры и традиций.

Набор из 7 винтажных елочных игрушек СССР, 1950-1970 гг.

Набор из 7 винтажных елочных игрушек СССР, 1950-1970 гг.

Елочная игрушка (сюрпризница) в виде книги «Там на неведомых дорожках», картон, артель Картонаж, Ленинград, 1950-1960 гг.

Елочная игрушка (сюрпризница) в виде книги «Там на неведомых дорожках», картон, артель Картонаж, Ленинград, 1950-1960 гг.

Запрет и возвращение новогодней елки в советской России

Производство новогодних игрушек было запущено в СССР в декабре 1935 года. До этого времени праздновать Новый год и Рождество, наряжая елку, в советской России считалось пережитком буржуазного прошлого. Ввоз елочных украшений из Германии прекратили. Выходные и гулянья отменили, люди должны были ложиться спать в обычное время, а утром идти на работу, несмотря на праздник.

В газете «Правда» вышла заметка П. Постышева, второго секретаря ЦК коммунистической партии большевиков Украины, который призывал устраивать коллективные елки для советских ребятишек. Он писал, что несправедливо лишать праздника детей рабочих, которые были обделены радостью в дореволюционное время и лишь с завистью заглядывали в окна к богатеям, отмечавшим Рождество. 31 декабря 1935 года в харьковском Дворце пионеров и октябрят прошла первая советская елка.

В январе 1937 года в Колонном зале Дома Союзов устроили елку для детей с участием Деда Мороза и Снегурочки. На следующий год кремлевский новогодний почин подхватила вся страна. Наркомпрос и Комитет по игрушке выпустили брошюру «Елка», где прописывался музыкальный репертуар детских утренников, театрализованных представлений, дизайн и расположение новогоднего декора, поведение детей и педагогов.

Внешний вид елочных игрушек подвергался строгой цензуре. До революции украшения отражали библейские рождественские сюжеты. В СССР восковых ангелочков заменили на идеологические правильные изображения, которые с течением времени менялись. В них отражена история нашей страны.

Украшения ёлки довоенного периода

Вифлеемскую звезду, которая венчала праздничное дерево в царские времена, сменила красная пятиконечная (кремлевская) звезда – символ Красной армии и Революции.

Шары выдували через стеклянную трубочку, которую нагревали на газовой горелке. Охлажденный шар окунали в цветной лак или нитрит серебра, расписывали, приделывали петельку. Также изготавливали различные стеклянные фигурки физкультурников, парашютистов, пионеров, аэропланов, поездов, пограничников с собаками, броневиков. Делали украшения из стекляруса, соединенного проволокой.

Успехи советского воздухоплавания отражены выпуском елочных игрушек в виде дирижабля.

В 1937 году выпустили серию шаров с портретами членов Политбюро, шар с портретами Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Но их быстро сняли с производства: «повешенные» на елку вожди в годы репрессий выглядели неоднозначно.

Ватные игрушки делали из прессованного хлопка, форму человечкам и животным придавали с помощью проволочного каркаса. Заготовку раскрашивали, покрывали клейстером из крахмала. Шили одежду из ткани, изготавливали лица и мордочки из глины и папье-маше.

Картонные фигурки (картонажи) делали по германской технологии. Два куска картона с немного выпуклым зеркальным рисунком склеивали между собой, игрушка получалась двухсторонней. Ее покрывали фольгой, раскрашивали.

Среди картонажей были особо популярны фигурки легендарного пограничника Никиты Карацупы. Пограничник вместе со своей собакой Индусом (Ингусом) задержал 338 нарушителей, воспитал тысячи следопытов, оставил наработки по служебному собаководству, которые востребованы до сих пор.

Елочные игрушки времен Великой Отечественной войны

Во время войны люди продолжали праздновать Новый год, наряжали елки в госпиталях, в тылу, на передовой. Эта традиция напоминала о мирной жизни, поддерживала надежду на скорую победу.

Елочные игрушки выпускали в ограниченном количестве, делали их из подручных материалов, отходов производства. Из жести штамповали фигурки животных, а затем их раскрашивали. Крутили проволочные украшения. На ламповом заводе делали шары, представляющие собой лампочки без цоколя, покрытые краской. Были популярны игрушечные парашютисты, собаки-санитары, украшения в виде шишаков — наверший солдатских шлемов и касок. На фронте для изготовления игрушек использовали бинты, вату, стреляные гильзы, картон, погоны.

Новогодний декор послевоенного времени

После войны на новогодние елки в СССР вернулись «мирные» игрушки. Их промышленное производство полностью восстанавливается в 1946 году. Фабрики Москвы и Ленинграда не могли удовлетворить спрос на елочные украшения, хоть и работали на полную мощь. Поэтому в Киеве, Кирове, Минске открыли специализированные цеха и фабрики. В 1949 году, к 150-летнему юбилею А. С. Пушкина, выпустили фигурки по мотивам сказок великого поэта.

В конце 40-х - начале 50-х гг. в магазинах появились наборы миниатюрных игрушек, которыми можно было украсить елку, умещавшуюся на столе. Многие люди жили в стесненных условиях, в коммуналках и бараках. Поставить полутора или двухметровое раскидистое дерево было просто негде.

50-60 годы – время елочного декора на прищепках: сказочные звери, дети, спорт, советская символика. В честь успешных полетов в космос изготавливали игрушечные спутники и ракеты, космонавтов. Стеклянные часы, которые показывают без пяти минут полночь, появились на советских елках после выхода на экраны «Карнавальной ночи».

Продовольственный кризис начала 50-х годов, вызванный неурожаями, неудачами в управлении сельским хозяйством, привел к появлению игрушек в виде овощей и фруктов. Они должны были символизировать изобилие в стране, когда по факту потребительская корзина советских граждан была весьма скудной.

С приходом к власти Хрущева аграрный кризис пытались преодолеть освоением целинных земель, а также насаждением кукурузы как основной кормовой и зерновой культуры. В 60-е годы на елках появились стилизованные початки «царицы полей». В период «оттепели» в тематике игрушек стало меньше коммунистической пропаганды, зато появились предметы быта: самовары, лампы, чайники.

Елочная игрушка «Самовар», стекло, роспись, артель «Культигрушка», Ленинград, 1955-1975 гг.

Елочная игрушка «Самовар», стекло, роспись, артель «Культигрушка», Ленинград, 1955-1975 гг.

После 1966 года изготовление новогодних игрушек было поставлено на поток. Украшения 70-80 гг. штампуются на фабриках большими партиями, утрачивают индивидуальность кустарного и артельного производства. Появляются новые материалы для их изготовления: поролон, пластик, алюминий.

Дед Мороз и Снегурочка

В славянской мифологии Трескун, Морозко, Студенец, Зимник – суровый бог зимы и северного ветра. Его представляли в виде старца с длинной белой бородой. Вместо мешка с подарками в руках он держал булаву.

В 19 веке под влиянием творчества поэтов и писателей образ языческого бога трансформировался в Мороза Ивановича. Дети сами приносили ему подарки, чтобы задобрить, а сказочный старик давал им задания и вознаграждал по заслугам.

Советский Дед Мороз – добрый старик, который дарит гостинцы детям - впервые появился на новогодней елке в Доме Союзов в 1937 году. Образ его внучки возник на основе героини пьесы Н. Островского «Снегурочка».

Подставочные (подъелочные) фигуры Деда Мороза и Снегурочки, изготовленных из ваты, появились в 30-х годах 20 века. Внешний вид волшебного старика напоминал пожилого крестьянина в валенках, синей или красной шубе, шапке-ушанке. К 40-м годам стали встречаться белые Деды Морозы из-за экономии на краске. Расписывали только лица, сделанные из глины или папье-маше. Фигуры получались уникальными, так как выполнялись вручную. Снегурочек изображали в голубом или белом наряде.

На рубеже 40-50 годов технология меняется – подставочные игрушки стали делать из папье-маше и прессованных опилок. Дед Мороз мог быть с посохом и мешком подарков или без них, в застегнутой или распахнутой, короткой или длинной шубе.

В 60-х годах ручное производство подъелочных фигур значительно сокращается. На фабриках стали выпускать пластмассовые фигуры, отлитые в специальных формах. Они были намного доступнее игрушек из ваты и папье-маше, но лишились индивидуальности.

«Дед Мороз», вата, ткань, раскраска, Калининское производственное объединение художественной промышленности, 1960-1970 гг.

«Дед Мороз», вата, ткань, раскраска, Калининское производственное объединение художественной промышленности, 1960-1970 гг.

«Дед Мороз», вата, ткань, раскраска, Куйбышевская фабрика игрушек, 1970-1990 гг.

«Дед Мороз», вата, ткань, раскраска, Куйбышевская фабрика игрушек, 1970-1990 гг.

«Снегурочка», пластмасса, Москва, 1970-1990 гг.

«Снегурочка», пластмасса, Москва, 1970-1990 гг.

«Снегурочка», пластмасса, Москва, 1970-1990 гг.

«Снегурочка», пластмасса, Москва, 1970-1990 гг.

Наступает Новый год. Одна из традиций этого праздника – украшенная ёлка. Сегодня все стремятся нарядить ёлку согласно модным тенденциям , покупая яркие игрушки, которых, к счастью, в магазинах перед праздниками – большой выбор для создания новогодних композиций в любом стиле.

Советские ёлочные игрушки - отражение нашей истории


Советские ёлочные игрушки — отражение нашей истории

Но у многих ещё сохранились ёлочные украшения наших родителей и бабушек. Помните, какое волшебство начиналось, когда с дальней полки доставалась коробка с нарядом для ёлки? И какой печалью становилась каждая разбитая нечаянно игрушка.

Сегодня старые советские ёлочные игрушки – предмет коллекционирования. В антикварных магазинах и на блошиных рынках цена на некоторые экземпляры весьма значительна – может достигать полумиллиона рублей. Хотя некоторые не согласятся расстаться с игрушками ёлок своего детства ни за какие деньги.

«Устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах!»

В дореволюционной России главным праздником был не Новый год, а Рождество. Поэтому ёлочные игрушки тех времён были связаны с библейскими сюжетами: фигурки ангелов, рождественские колокольчики, звёзды. После Октябрьской революции рождественская ель была отменена как буржуазный пережиток.

Поначалу изготовлением новогодних украшений занимались небольшие артели. Материалы и техники были традиционными – вата, картон, папье-маше, стекло. Популярностью пользовались известные ещё с дореволюционного времени плоские игрушки в технике дрезденского картонажа – тисненые, состоящие из двух склеенных половинок. Интересно, что такие игрушки выпускались на протяжении всей советской истории – до 80-х годов.

Новогодние игрушки, как передовицы газет, передавали то, чем жил, чему радовался, о чём мечтал советский народ: в 1939 году был создан комплект игрушек «Скотный двор» к открытию Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Птичницы, доярки, сельскохозяйственные животные – этот комплект был, как говорят, limited edition: продавался только во время действия выставки и больше никогда не воспроизводился.

Новогодняя ёлка предвоенного времени. Фото с сайта photolium.ne


Новогодняя ёлка предвоенного времени. Фото с сайта photolium.ne

Лётчики, полярники (в честь подвига папаницев), герои-пограничники (узнаваемая всеми фигурка пограничника Никиты Карацупы с собакой Индусом, задержавшей 338 нарушителей границы), а также персонажи популярных фильмов – когда в прокат вышел фильм «Цирк» с Любовью Орловой, появились и ёлочные клоуны, гимнасты, дрессированные собачки. И негритята из ваты.

Среди старинных игрушек вообще было много различных реалистичных фигурок – изображений людей (пионеры, футболисты, повара, балерины, физкультурники, дворники) и предметов быта или инструментов (ёлку украшали стеклянными самоварами и вазами, почтовыми ящиками и домиками, миниатюрными копиями техники).

Серия ёлочных игрушек «15 республик – 15 сестёр» – фигурки в национальных костюмах, выпускавшаяся в 60-е годы: украшения интересны и как образец декоративно-прикладного искусства, и, наверное, даже больше – как пример идеологии и менталитета того времени.

«Всё это нашей истории строки. »

В хрупких ёлочных украшениях, как в зеркале, отражалась история страны: и «целинные земли и космос далёкий», и «царицу полей», и первый спутник, и Белку со Стрелкой, и космонавтов – всё можно было увидеть на праздничном новогоднем дереве.

К этому времени относятся прожекторы (игрушки с коническим углублением) и шарики-радиоволны (шары с рисунком из концентрических кругов, нанесённых фосфорической краской, светящейся в темноте).

Всем известен лозунг «Всё для фронта! Всё для победы!». Но во время войны у страны находились ресурсы не только для производства снарядов: на заводе «Москабель» выпускались игрушки из остатков проволоки. А на предприятиях, занимавшихся пошивом военной формы, делали ёлочные украшения из остатков материала для погон.

В 70-е годы производство ёлочных игрушек стало массовым, они стали яркими и блестящими, но вместе с тем потеряли свою индивидуальность. Игрушки стали более обтекаемыми, потеряли скульптурность формы, из нарисованных глазок пропало выражение. А потом мишки, белочки, зайчики, человечки и вовсе сменились безликими сосульками, льдинками и фонариками.

Дед Мороз из ваты и стеклянные звезды. Как наряжали елки в СССР

Наряжая елку новыми яркими шарами и гирляндами, мы часто вспоминаем старые игрушки. Целый год они ждали своего часа в картонных коробках где-нибудь на антресолях: сказочные стеклянные птицы и звери и совсем прозаические, но очень забавные овощи, фрукты и ягоды из крашеной ваты, веселые бусы и, конечно, звезды. Возможно, несколько таких старых друзей до сих пор занимают свое почетное место на вашей елке.

Старые новые игрушки

Первые новогодние украшения появились в России в XIX веке — традицию наряжать елку игрушками ввела императрица Александра Федоровна, жена Николая I. В то время собственного производства елочных украшений в стране не было, поэтому игрушки привозили из Европы. Стеклянные шары были очень дорогими, и большинство граждан дореволюционной России делали украшения сами, из бумаги и картона. В декабре 1929 года в газете «Правда» вышла статья, где рождественские дни объявили обычными трудовыми буднями, новогодние деревья попали под запрет, и начавшееся в конце XIX века производство елочных игрушек прекратилось.




После возвращения новогодних праздников в 1935 году советской елке потребовались новые украшения — идеологически выдержанные: место ангелов заняли аэростаты, дирижабли, самолеты, а Вифлеемскую звезду сменила красная пятиконечная. По всей стране были открыты фабрики, заводы и артели, выпускающие игрушки из ваты, картона и стекла. 1 января 1937 года та же «Правда» сообщила: «Союзкультторг реализовал по всей стране елочных игрушек на более чем 15 миллионов рублей». Через год эта сумма выросла почти в три раза. К концу десятилетия по всему СССР работали специализированные магазины, торговавшие елочными игрушками, маскарадными костюмами и прочими атрибутами праздника.

Украшения из ваты

Одним из самых распространенных и недорогих материалов для изготовления советских елочных игрушек стала вата — в 1930-е годы этого сырья на фабриках страны было предостаточно. Основой выступал проволочный каркас, вокруг которого крепилась вата. Лица делали из воска, папье-маше или мастики. После росписи их покрывали клейстером — он защищал игрушки от воспламенения. Костюмы тоже мастерили из ваты или бумаги, раскрашенной в разные цвета. Готовые игрушки посыпали «снегом» из мелкого стекляруса и закрепляли его специальным составом.

Множество фигурок и сюжетных украшений, соответствующих советской тематике, выпускали все крупные производства Ленинграда, Москвы и других больших городов: артели «Культпром», «Детская игрушка», «Елочная игрушка», артель имени Шаумяна, фабрики «Гигровата» и ИЗО Парка Горького. Краснощеких лыжников и пионеров, зайчиков, снегурочек и полярников придумывали художники и рабочие. Кто станет новым героем, определяли на конкурсах, на которых фабрики и артели представляли лучшие образцы елочных украшений.





Самыми популярными моделями были фрукты и овощи, животные, большие фигуры Деда Мороза и Снегурочки, а еще малыши-пеленашки, представляющие собой младенцев и поросят в конвертиках из одеял. Новогодний волшебник с внучкой были самыми стойкими — большие фигуры ростом до метра изготавливали настолько добротно, что даже спустя несколько десятилетий после прекращения выпуска этих игрушек хорошо сохранившихся ватных Дедов Морозов можно было купить на новогодних ярмарках.

Массовое производство

Разные модели игрушек предполагали и различные способы производства. До 1939 года все ватные елочные украшения изготавливали вручную. По решению Всесоюзного научно-экспериментального института игрушки был введен способ формования — украшения из ваты стали делать при помощи специальных чугунных и гипсовых форм. После изобретения формовки производство ватных игрушек резко увеличилось. Спустя короткое время было придумано еще несколько автоматизированных методов создания елочных украшений.

Миниатюрных животных — кроликов, белочек и слоников — изготавливали методом горячей штамповки: фигурку склеивали из штампованных половин, а затем покрывали специальными нитролаками. Такой способ практиковали в 1940-е годы лишь на нескольких фабриках, но уже к 1950-м почти все производство ватных игрушек перешло из ручного в механизированное. Одни из самых известных украшений, созданных методом горячей штамповки, выпускала московская артель имени Шаумяна.






Фрукты, овощи, ягоды и грибы с их округлыми формами получались благодаря веретенной намотке, когда использовался специальный станок-веретено для намотки ваты. Одной из первых фабрик, применивших эту технологию в 1936 году, стала ленинградская «Гигровата».

Эпоха елочных украшений из ваты в СССР закончилась в 1960-е, однако сегодня она переживает возрождение. Ватные игрушки делают уже не фабрики или артели, а отдельные мастера и художники.

Игрушки из стекла

Первые стеклянные елочные украшения, появившиеся в России в конце XIX века, были очень дорогими. Один шар стоил около 20 рублей, а за набор продавец мог запросить все 200 — за эти деньги в то время можно было купить хороший рояль. Большинство стеклянных украшений были заграничными — в России тогда не было предприятий по производству стекла. Первый стекольный завод открылся в Клину в 1848 году и выпускал только пузырьки для аптек и парфюмеров и лампы. Стеклянные игрушки предприятие начало делать во время Первой мировой войны — выдувать стеклянные украшения русских мастеров научили пленные немецкие солдаты.

В советское время заводы и артели по производству стеклянных игрушек появились в 1936 году: ленинградская артель «Культигрушка», московская фабрика стеклянных елочных украшений треста игрушки Мосгорисполкома, артели «Красный Октябрь» и «Решетниковский стеклодув». В конце 1930-х они выпускали шары с изображениями членов партии, стеклянные фигурки красноармейцев и буденновцев, сказочных героев, игрушки на цирковую тематику, а также пятиконечные звезды.


В 1950-е самыми популярными стеклянными игрушками стали фрукты и овощи — яблоки, морковь и кукуруза всех цветов и размеров были обязательной составляющей любого набора украшений. В 1960-е вместе с космонавтами и космическими кораблями в продаже появились комплекты «15 республик — 15 сестер» — наборы стеклянных фигурок девушек в разных национальных костюмах. Игрушки отражали и события в сфере культуры — на елочных ветках встречались выполненные из стекла герои популярных мультфильмов и кинокомедий. Среди последних были, например, герои фильмов «Цирк» Григория Александрова и «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова.

Стеклянное производство

Все советские елочные украшения из стекла можно было разделить на несколько видов: шары разных размеров, фрукты и овощи, животные и птицы, граненые фонарики, навершия в виде звезд и наконечников, посуда и военная техника. Отдельное место занимали монтированные игрушки — фигурки из нанизанных на проволоку стекляруса и бус, их производили в большом количестве.

Мастера выдували игрушки с помощью специальных стекольных дротов (трубок) либо сами, либо механическим способом. Расплавленной стекольной массе во время выдувания придавали нужную форму и размер, медленно и непрерывно вращая дрот. В еще не остывшем изделии острой палочкой делали лунки, углубления и полосы либо помещали его в разъемные формы, которые уже имели нужный рельеф. Остывшие стеклянные изделия дальше отправлялись на серебрение и покраску. На готовые фигурки надевали колпачок для подвеса и упаковывали в коробки.




Стеклянные игрушки отечественного и заграничного производства можно было легко различить по типу крепления, весу и декору. Импортные изделия, привезенные в основном из ГДР, имели особое крепление — пружинку на прищепке. Некоторые украшения и вовсе не предполагали крепления — игрушка была вклеена в цоколь определенной формы, который тоже отличался от советского. Немецкие стеклянные елочные игрушки славились своей невесомостью и оформлением. Навершия и шишки, декорированные канителью (тонкая металлическая нить) или махровым шнуром, могли быть родом только из Германии, потому что в СССР эти виды стеклянных фигурок никогда так не украшали.

Картонажные украшения

Популярным и доступным материалом для елочных игрушек была бумага и картон. Технику производства украшений позаимствовали у немецких мастеров, знаменитых своим дрезденским картонажем. В XIX веке на производствах Дрездена выпускали тисненые фигурки — половинки выпуклого картона склеивали вместе, а затем покрывали золотой и серебряной красками. Такие украшения были недорогими, не бились, в отличие от стеклянных, поэтому сразу оказались на елках по всему миру.

В 1920-е годы в СССР игрушки из картона производили только в частных мастерских, фабричные украшения появились в 1940-х. Они были похожи на дрезденский картонаж, но имели более плоскую форму. Самыми популярными стали фигурки рыб, птиц, зверей и героев сказок. Шаблоны печатали в советских журналах и газетах, и каждый желающий мог сделать игрушку сам, повторив чертеж дома на картоне.



Среди украшений, которые выпускали фабрики, был штампованный и клееный картонаж. Штампованный картонаж изготавливали в специальных металлических формах. После штамповки и высечки половины фигурки склеивали, покрывали фольгой и раскрашивали красками с помощью пистолета-аэрографа. Мелкие детали, вроде глаз, рта или плавников, рисовали вручную.

Техника клееного картонажа представляла собой вырубку раскроя игрушки по контуру и склейку столярным клеем. Цветная бумага, мишура, ленты и текстиль для украшения наклеивались на фигурку в виде плиссе и полосок. К клееному картонажу относились различные домики и игрушки, корзинки, фигуры животных и фонарики. У всех украшений были подвески для крепления. Картонные игрушки выпускали на советских фабриках до 1980-х годов.

Читайте также: