Советский электромоторчик для игрушек

Обновлено: 13.05.2024

Все современные шутки, что "в советское детство игрушки были деревянными и наглухо привинчены к полу", конечно же, абсолютно несостоятельны: ассортимент игрушек разного целевого назначения был по-настоящему огромен и разнообразен.

Но совершенно отдельную нишу занимали так называемые "умные" игрушки, которые предназначались не просто для развлекательных целей, а способствовали приобретению каких-либо навыков или развитию определенных умений. Некоторые из таких игрушек были довольно дорогими, в продаже встречались эпизодически и нередко случалось такое, что на весь большой двор с кучей ребятни находился всего один-единственный владелец подобный редкости.

Конечно же, хозяин вожделенной игрушки моментально приобретал весомый авторитет и "водиться" с ним мечтал каждый сознательный участник дворовых игр :) Наряду с радиоуправляемыми машинками, электромеханическими прибалтийскими игрушками и вожделенной игрой "За рулем" умением придавать авторитет владельцу славились различные планетоходы-луноходы. Космическая тематика вообще в советское время была очень популярной во всех областях жизни, что же касается детских игрушек - тут к ней наблюдался повышенный интерес.

Далеко не все советские игрушки со "сложной начинкой" имели в своей основе отечественные разработки. Так, например, невероятно популярный "Луноход" (он же - "Планетоход"), увидевший свет в далеком 1982 году, был довольно близкой копией американской игрушки BigTrak, появившейся на три года раньше советского варианта.

Но. как бы то ни было, в то время это была, пожалуй, одна из самых "умных" игрушек в СССР, которая в доступной и ненавязчивой форме помогала ребенку познакомиться с азами информатики. Ведь в отличие от большинства других самодвижущихся игрушек, "Луноходу" для движения требовались четкие указания-программы.

Клавиатура игрушки была очень простой: клавиши пульта, напечатанные на листе бумаги, были прикрыты прозрачной защитной пленкой; нажатие на них сопровождалось звуковым сигналом. Луноход мог выполнять шесть команд: движение вперед, назад, вправо, влево, стоп и лазер. Команды для движения управляли двумя электромоторчиками, а команда "лазер" включала лампочку и миниатюрный громкоговоритель.

Но все было бы слишком просто, если бы игрушка могла ездить по заданному кнопочкой направлению. Настоящее обучение информатике начиналось с использования кнопочек с цифрами, которые также присутствовали на клавиатуре лунохода. Каждая задаваемая игроком команда должна была сопровождаться определенным коэффициентом, обозначающим длину отрезка, на который луноход продвинется по заданию играющего.

Каждый отрезок - это 25 см, и если ребенок хотел, чтобы луноход проехал 2 метра вперед, ему нужно было задать команду ВПЕРЕД с коэффициентом 8. При поворотных командах игрушка рассматривала коэффициент в градусах (единица - это примерно 4 градуса, и игроку приходилось упражняться в вычислениях, чтобы задать игрушке нужный градус поворота).

Причем, чтобы обеспечить точность этим вычислениям, ребенку нужно было учитывать еще и особенность той поверхности, по которой катается луноход. Например, играя во дворе и гоняя игрушку по асфальту, колеса будут иметь хорошее сцепление с его поверхностью, а вот если луноход катается по натертому скользкому паркету, там лишний заданный градус поворота может заставить его крутануться слишком сильно.

При остановке лунохода команда СТОП путем заданного коэффициента определяла, на какое время игрушка должна остановиться. Примерно тот же алгоритм работал и при использовании команды ЛАЗЕР: например, заданный коэффициент 1 означал, что луноход ненадолго остановится, даст вспышку лампочки и один звуковой сигнал, а коэффициент 5 заставлял игрушку остановиться на более длительное время, дать пять вспышек и пять звуковых сигналов.

Все эти команды можно было чередовать в любой последовательности, и играющей поневоле увлекался составлением оптимального алгоритма, чувствуя себя самым настоящим программистом. Существовала возможность почувствовать себя и программистом "продвинутого" уровня, используя при создании программ циклы, т.е. заставляя то или иное действие (цепочку действий) повторяться заданное количество раз.

У лунохода цикличность была ограничена всего лишь двумя повторами - для этого имелась кнопочка х2, но начинающему программисту этого было вполне достаточно. Т.е. если играющий нажмет эту кнопку, то вся заданная им последовательность команд будет выполняться дважды. Журнал "Наука и Жизнь" 1988 года приводил даже схему, чтобы помочь владельцем луноходов разобраться с особенностями команд и использованием циклов.

Кстати, в отличие от своей заграничной версии, отечественный Луноход имел огромное преимущество: он был оснащен датчиком столкновения с препятствием. Сама по себе игрушка была дорогой (27 руб.) и дефицитной, но и батарейки к ней купить было не так-то просто. поэтому замысел разработчика был прост: если игрушка наткнулась на стену или уперлась в ножки шкафа, нечего ей буксовать, расходуя батарейки, пусть лучше питание у нее отключится.

Правда, неудобство в этом тоже было - при отключении питания из простенькой памяти устройства стиралась заданная программа, вынуждая игрока набирать последовательность команд заново. Хоть максимальная длина программы и составляла всего лишь 16 пунктов, однако подобное обстоятельство нередко вызывало досаду.

К слову сказать, дети осваивали азы программирования намного быстрее, чем большинство взрослых, которые подолгу крутили в руках инструкцию и быстро осваивали лишь самые простые команды вроде ВПЕРЕД или НАЗАД :))


Сдуру выложил обзор и фото из своей коллекции советских пакетов www.drive2.ru/c/3183254/ :))))) Ну никак не ожидал, что вспыхнут такие страсти — мордасти… Лето и жара, что-ли действуют так негативно) Все переругались вдрызг( Надо срочно разряжать обстановку — надеюсь, что безобидные предметы детского творчества времен СССР, вас успокоят. Все фото из личной коллекции.
Мотор ДП-2Ф вставлялся в большинство советских моделей авто, бронетанковой и судомодельной техники. Эти двигатели подпитывались от "квадратной батарейки на 4.5 вольта
А вот такой пластилин продавался в конце 1970-х, очень тяжелые большие коробки, это в 1980-х вес брикетов стал уменьшаться. Повезло найти коробку, внутри даже чек остался и инструмент!











Метки: ретро винтаж ностальгия сделано в ссср советское хобби коллекция

Комментарии 56


О, как же он мне знаком и дорог, этот милый моторчик!


ох и как же он визжал при работе, жесть. в 90х при появления конструкторов лего именно им я приводил в движение свои сделанные авто… ибо леговский электромотор был дороговат :)


сколько я их сжег. УУУУУУ


Моторчики были, а вот упаковку от них н когда не видел.


были еще моторчики для лодок,
цилиндрические с валом и винтом


Есть пара таких в коллекции )


МОТОРЧИКИ! У меня мать работала мастером (а позже начальником) цеха на фабрике игрушек. Когда выпадала вторая смена (с 16 до 00 часов) я приходил к ней в цех вечером и от нечего делать работал на всяких ручных пресс-станочках, один из них сейчас, как увидел моторчики всплыл в памяти. На нем я напрессовывал на вал этих моторчиков латунную шестеренку. Как сейчас помню большие коробки с этими моторчиками. Из бракованных моторчиков (они лежали в отдельных коробках) мать мне разрешала выламывать магниты, ими я снабжал всех друзей, а также учителей (увидели у меня большую кучу магнитов и попросили принести им для прикрепления листков к доске металлической) . А еще из разтребушеного ротора доставали пластинки (как на фото), загибали три лопасти и делали из них маленькие пропеллеры, которые надевали на ручку и дули на них… Эх, какая интересная вещь память — увидишь что, то одно и откуда то из архива мгновенно извлекается такой большой объем воспоминаний и эмоций, казалось бы давно забытых и утраченных…




моторчик у меня тоже был и пластилин, вот ведь как получается люди хаят СССРовский быт и вообще то время, но блин даже на этом микромоторчике было отк, и он работал чуть ли не вечно)) я из одной сломанной игрушки переставлял в другой, а потом еще из такого делал подъемный механизм игрушечный), а сейчас даже на авто моторах у нас нет практически отк)) может оказаться так, что и новый нагнется через неделю, и цена на моторчике была набита с завода, и никто не мог продать дороже, потому, что это былабы спекуляция и тюрьма за это), а сейчас это коммерция и бизнес, покупают за копейки а продают со 100% наваром((




Моторчик — какая прелесть! Были такиеже но с одним магнитом, ещё были более мощные цилиндрические "гном", всё это буквально неотъемлемая часть детства! Потом пошли МК-17, МК-12в, кмд-2.5 и т.д.



Оба на моторчик, мы шестеренку от часов ставили и пилили карандаши и все что под руку попадалось !Подключали к какому то блоку питания ! :)


Автор! Ты ломаешь меня полностью!))))


Лодки, машинки, плоты, все на этих моторчиках ездило:-):-)


Посмотрел и как в прошлое вернулся, очень крутые эмоции, спасибо!


В детстве, когда моторчик переставал работать, разбирал и извлекал прямоугольный магнит. До сих пор дома где-то есть.


Этими магнитами, я вижу, грезили и имели, все отписавшиеся в этой ветке)))))


Так точно))))), сколько я таких моторчиков тоже разобрал


Кстати, насчет конфликтов. По-моему пора в сообществе ввести запрет на ипользование слова "совок" в значении "СССР", "советская идеология" и т.п.
Иначе в следующий раз я буду реагировать более жестко.
Почему? Потому что оскорбления надо прекращать. Лихие 90-е давно прошли.
Как считаете?



НЕ МОЕ, но подпишусь под каждым словом —
— как и большинство моих ровесников РОЖДЁННЫХ В Советском Союзе, благодарен СССР за все, что он мне дал. Думать иначе — значит плюнуть в свое детство, в своих родителей, в своих учителей.
Хотя по политическим взглядам, я "западник", НО… я здесь, я в этом "сообществе", и мне нравится, то что я ОБЩАЮСЬ с Вами и мне нравится показывать и рассказывать о советских вещах, о советском времени их происхождении. И еще я коллекционирую советских солдатиков… И ТОЧКА!


Давайте напишем петицию админу. Пора прекращать безобразия. Кто ругнется — предупреждение. Не подействует — бан.



Кстати, насчет конфликтов. По-моему пора в сообществе ввести запрет на ипользование слова "совок" в значении "СССР", "советская идеология" и т.п.
Иначе в следующий раз я буду реагировать более жестко.
Почему? Потому что оскорбления надо прекращать. Лихие 90-е давно прошли.
Как считаете?

Это да.
Хотелось бы отметить, что у слова СОВОК поменялось значение как таковое. Сейчас это однозначно несет негативный смысл и личности его применяющие ненавидят Россию, ибо СССР был полноценной, и возможно лучшей, страницей НЕПРЕРЫВНОЙ России с начала времени ее существования. Когда заявляется, что СССР это одно, а Россия другое это диагноз дебила, очень мягко и политкорректно говоря.
Массовое применение этого слова во времена ПОЗДНЕГО СССР в подавляющем числе случаев относилось к низкому качеству продукции произведенному в СССР. Применение слова к самой стране, опять же в подавляющем числе случаев, несло не ненависть, а скорее сожаление на имеющиеся недостатки, что нужно и надо менять ЧТО ТО(каждый точно по своей наивности знал ЧТО И КАК) в управлении системой ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ. Не разрушения своей страны, а улучшению страны.

Слова-ярлыки типа "совок" применяются в информационной войне с ценностями. Началось с клеймения мелких недостатков, а закончилось клеймением целых поколений людей, их образа жизни, их труда, их надежд на лучшее… В конце-концов этим словом уже клеймят гуманизм.


Это да.
Хотелось бы отметить, что у слова СОВОК поменялось значение как таковое. Сейчас это однозначно несет негативный смысл и личности его применяющие ненавидят Россию, ибо СССР был полноценной, и возможно лучшей, страницей НЕПРЕРЫВНОЙ России с начала времени ее существования. Когда заявляется, что СССР это одно, а Россия другое это диагноз дебила, очень мягко и политкорректно говоря.
Массовое применение этого слова во времена ПОЗДНЕГО СССР в подавляющем числе случаев относилось к низкому качеству продукции произведенному в СССР. Применение слова к самой стране, опять же в подавляющем числе случаев, несло не ненависть, а скорее сожаление на имеющиеся недостатки, что нужно и надо менять ЧТО ТО(каждый точно по своей наивности знал ЧТО И КАК) в управлении системой ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ. Не разрушения своей страны, а улучшению страны.


Предыстория. Сыну 5 лет, он вырос из своего детского китайского электромобиля, а автомобилей на вырост особо не продается, если и есть то стоят нереальных денег. Так вот недавно купил сварочник инверторный, т.к. ни разу до этого не варил, решил потренироваться и собрать ребенку электромобиль)))
Сначала накидал модельку в компасе:


Рама — профильные трубы 20х40 и 20х20.
Колеса надувные от садовой тележки 260 мм.


Передние амортизаторы от велосипеда 180 мм, задние от скутера 320 мм, вся подвеска собирается на вазовских сайлентблоках типа "орех".
Рама в процессе сборки, примерный вес 25 Кг.


В принципе все потихоньку собирается, но никак не могу определиться с движком, бензиновый ставить не хочу (подрастет, тогда уж соберем с двс). В наличии есть:
Ноунейм движок на 36 вольт(уверенно крутится начиная с 12), но маловато момента, либо городить промежуточный редуктор.
Движок 12В на 180Вт, от автомобильного компрессора.
Есть мысль взять моторчики с редуктором от дворников. Или мотор от печки/обдува радиатора? На крайний случай — движок с Китая на 250Вт для электровелосипеда.
Думал еще стартер или генератор взять, но там избыток мощности и аккумы выжирать моментально будут.
И так, может кто подкинуть идею — какой движок выбрать?
Главная задача — скорость ~ 10Км/ч, спокойное передвижение по лесным тропинкам.(Регулятор оборотов 9-60В 20А имеется).
Если есть замечания по конструкции, с удовольствием выслушаю!

Комментарии 190


Два постоянных генератора аля Г-22, Г-108 и тд. Во первых отпадёт проблема с межколёсным дифференциалом, во вторых они сразу со шкивами и можно поиграться передаточными числами, в третьих регулировать их одна приятность, в четвёртых работают бесшумно, в пятых не греются и имеют неограниченный ресурс, в шестых красивая "транспортная" внешняя характеристика, в седьмых идут по цене лома, правда тяжёлые.


В восьмых, этот раритет хрен где найдешь))


Было бы желание)


можно несколько движков от пылесосов.
Но напругу надо будет повыше.
А так — да, моторы от печки и вентилятора радиатора весьма мощные и ходовитые.
Раму я бы сделал по-другому.



Спасибо, Раму я бы и сам сделал по другому, но очень не хватает отрезного станка для болгарки и дрели, трубогиба. Ну, для болгарки легко сделать, для дрели, надо рулевую рейку надыбать, для трубогиба продумать конструкцию — думаю на трех подшипниках сделать, с подвижным средним. Вот тогда уже можно раму поинтереснее сделать, но это уже на другой проект с ДВС. Плюс варить тонкий металл пока получается с переменным успехом.


Нет. Я имел ввиду другую схему. Думаю, более оптимальна в данном случае "вертушка" — передняя и задняя половины вращаются отн. друг друга на гор. оси — так проще и легче.
Если заморачиваться на серьезные скорости, то и со всем остальным надо заморачиваться по-взрослому. Н-р, такой руль уже не прокатит.
Гидравлический трубогиб (для толстостенных круглого сечения) можно купить в р-не 3к.
Роликовый (для профиля) — за 1.5к, 3к — уже с цепной передачей.
Пошерстите АВИТО.
Какой сварочник? Для тонкого металла полуавтомат нужен. Электродами там делать нечего.



Инвертор на 4,2КВт, да в принципе 2мм электродами, при сварке "в лодочку" — почти идеально, если же толстый к тонкому приваривать, то вообще без проблем.


Надо полуавтомат. Там проволока 0,5-0,8 и кладет ровнее.


Вот делаю сыну из колёс от гироскутера. На 48 вольтах тянет взрослого как нехрен делать. Самое дорогое в ентом деле — хорошая батарейка будет.
Стартёры, шуруповёрты и тп.- не серьёзно. Слишком вялая машинка будет.





Нуу, у меня чуть попроще)))


Спасибо, надо будит покурить форум)))



гляньте блог этого джентльмена, он использовал мотор от печки плюс два редуктора от стартера. есть подробные видео по постройке.



Спасибо, видел, есть некоторые сомнения, что на бездорожье долго протянет. Да и коляски лишней нет)


Тут про моторы у него в видео про постройку рассказанно.
Т.ч очень даже в тему видос.








Своему в 5 сделал вот такой мини мотик, с мотором от тримера. Потом устал его на велосипеде догонять и сделал себе мини скутер. Теперь на равных :)




Передача одна или вариатор?


Чем больше газ тем больше скорость.




Спасибо, надо будет порыться!)


Не надо на стартере ездить, либо он, либо акум крякнется быстро я думаю. От стиралки движок чем-то посерьезнее 12В надо питать, что менее безопасно, но возможно он заработает на постоянке



Я, честно говоря, тоже так считаю) От стиралки народ движки запускает от 36В но только через пусковую обмотку, и получают с 300Вт движка от силы 50-75Вт, хотя тоже надо будет прошерстить эту тему))


Тоже строю сыну автомобиль, только с ДВС, решил не заморачиваться с электродвигателем, лучше готовое купить, а в 5 лет уже и на бензине может ездить




ДВС конечно есть в планах, но пусть поучится на электро, а я тоже поучусь варить толстый/тонкий металл)





В принципе да, сейчас легко можно найти неубитый мотор от скутера за 2-3 тыс) Рейку сами изобретали или от чего то брали?


Рейка от мотоколяски, но немного переделан под центральное расположение на раме. Есть в наличие на продажу 500р +пересылка.



Вот это уже интересно! В личку написал.


рулевые тяги лучше вперед за отбойник



Ага, есть такая мысль, этот момент буду в самый последний момент делать, когда увижу на сколько вся подвеска "гуляет".


у меня в 4.5 уже на мотоцикле ездит.
только что прочитал что 5 лет уже. какой нафиг электромедленноход.


Молодец! Мой любит "за грибами" по пересеченной местности ездить) Предыдущий транспорт позволял)


Я ставил от электро самоката ! Самое то


Есть сомнения, что суммарный вес в 50 кг не потянет))


90 кг на самокате как то тянул, а 50 не осилит?


Там колесико одно и раза в 3 меньше + езда исключительно по ровной местности, момент нужен меньше, да и в 90% времени, на самокате толкаешься ногой, потом уж газу добавляешь.



Спасибо, давно уже в закладках лежит, но до конца не уверен в нем)




Крепить аморты задней рамы на спинку сидения не вариант, т.к. у спинки "слабое" сочленение. Я бы лучше установил аморты лёжа, а-ля "пул-род", так нагрузку с подрамника можно будет распределить на раму более удачно. Будет надёжнее и интереснее в плане регулировок ходовых свойств



тоже заметил слабую конструкцию в этом . но думаю если и оставлять аморты задние крепежом к спинке то надо еще усилить спинку двумя трубами или уголками. типа такого. подрисовал одну только. такую же и на другой стороне. и будет точно все отл чтоб спинка не сложилась.




Да это естественно, 20 трубой будет сделан каркас небольшой и пару усилений, это модель тупо для проверки кинематики и понятия общих размеров.))


Крепить аморты задней рамы на спинку сидения не вариант, т.к. у спинки "слабое" сочленение. Я бы лучше установил аморты лёжа, а-ля "пул-род", так нагрузку с подрамника можно будет распределить на раму более удачно. Будет надёжнее и интереснее в плане регулировок ходовых свойств

в идеале вот так — так и перед будет усилен. куб получится — он прочнее



Крепить аморты задней рамы на спинку сидения не вариант, т.к. у спинки "слабое" сочленение. Я бы лучше установил аморты лёжа, а-ля "пул-род", так нагрузку с подрамника можно будет распределить на раму более удачно. Будет надёжнее и интереснее в плане регулировок ходовых свойств

Это не окончательный вариант, тупо главные узлы разместил, все будет усиленно 20 профилем ;)




Спасибо, приму во внимание! 👍


Я видел мужик из детской коляски сделал круто получилось.


Ага, видел, но что то мне кажется что по лесу и корням не долго проживёт))


Я делал трайк на таких колесиках.
50 кубиков хонда, максималка 50-55 км/ч

Что скажу из этой практики.

1) Мне хватило только задней подвески.
Переднюю в итоге исключил, т.к. ходы передней подвески нужно согласовывать с рулевым управлением, а это вызовет некоторые сложности (нужно будет устранять паразитное подруливание — когда при ходе подвески колесо само поворачивает)

2) Колеса для тележек дешевы, но на скорости 50 км/ч крайне быстро изнашиваются.
Возможно нужна альтернативная резина.
От скутера идеально.
Или не катать по асфальту, чем я занимался большее время)))

3) У меня движок ДВС был с вариатором, но он пулял бодро как и мопед в котором он раньше стоял))))
Ваш вариант видимо электромотор.
Берите обязательно бесщеточный электродвигатель (brushless motor)
Щеточный от дворников, стартера итд сильно быстро изнашиваются, да и отдача например от дворником мотора слабая крайне.
Так что бесщеточный мотор+регулятор для него+аккумы
Зарядное в гараже или дома.

Так же я поставил бы красный грибок кнопку СТОП для отключения питания полностью, может даже под педальку тормоза, при полной выжатой (инстиктивно случись что на педаль тормоза же жать будет) на случай если вдруг регулятор оборотов взбеситься и крутанет мотор на всю.
Ну или на пульте дистанционном размыкатель городить.


Спасибо, да про размыкатель естественно думал, до 50 нам не надо)) пока пусть учится на 10, Бесколлекторные движки хороши, но момента маловато, а с хорошим моментом денег стоят пипец (есть RC моделька 1/8). ДВС планирую на следующий вариант)


Я с алика заказал редуктор один на обычную электромашины сыну с самым большим крутящим моментом она на дыбы ставала когда трогался и развивала 13 км.если вам заказать два таких вам хватит за глаза


Ссылки не осталось? Или пластиковые редуктора для электромобилей?



Ну этих у меня 3, два в электромобиле китайском, 1 в электромотоцикле. Они слабенькие.


Они разные все бывают 6 в — 12в и по оборотам я пацана на одном моторе не мог догнать бегом

Наверняка у тех, кто имеет детей, накапливается куча старых сломанных игрушек. Где-то отломаны колеса, сломаны пульты. Дети в них уже давно не играют, и все это барахло валяется под ногами.

Дары китайской промышлености

Дары китайской промышлености

Время от времени мы проводим ревизию игрушек и отбираем те, которые пойдут на разбор.

Внутри типичной китайской игрушки можно найти много полезных деталей:

Один-два мотора с редукторами

NiMh или LiIon аккумуляторы

Имея все эти запчасти и конструктор лего можно увлечь детей конструированием новых игрушек. Приведу пару примеров. Слева моторчик, вклеенный в кубик от лего-дупло. Справа к мотору с мощным редуктором я приклеил платформу от лего.

Тумблер в кубике от лего

Светодиоды оказались необычные. При подаче на них постоянного напряжения они начинают сами мигать разными цветами.

В основной массе китайских игрушек оказались стандартные моторчики, как на картинке выше. Они довольно слабосильные и не могут крутить колеса напрямую. К ним нужен редуктор. Вот, например, небольшой редуктор, сделанный из имеющихся деталей лего-техник. Рядом можно видеть батарейный отсек на платформе от лего.


На Али для таких моторчиков продается готовый редуктор с колесами.

Редуктор с Али

Редуктор с Али

Сгоревший моторчик легко заменяется на запасной. У этого редуктора нет штатных мест крепления, поэтому я прикрутил к нему планку от лего-техник саморезами прямо в корпус.

Отдельного описания заслуживает плата управления. В основной массе китайских игрушек они на 4-5 каналов.

Мне попалась плата на чипе TXM8D423TS. Даташит на этот чип мне найти не удалось, но можно обойтись и без него. Я нашел на этой микросхеме 4 выхода, плюс еще один не распаянный.

На плате есть монтажные точки с надписями F,B,L,R - это выходы вперед, назад, влево, вправо. К ним напрямую можно подключать моторы.

На плате написано 40М, значит, этот приемник работает на частоте 40МГц. Был найден пульт, работающий на 40МГц, но он не смог управлять платой.

Плата управления

Плата управления

Я предположил, что плата настроена на какую-то неправильную частоту. В углу видна катушка с винтом для подстройки частоты приемника, но для начала надо определить частоту передатчика.

Берем осциллограф. Соединяем кончик щупа с его землей. Получается виток. Этот виток надеваем на антенну пульта, нажимаем на кнопки и видим на экране осциллографа несущую с частотой 40,7 МГц

Измерение частоты пульта

Измерение частоты пульта

Затем внимательно смотрим на плату приемника в районе надпись ANT - это место присоединения антенны. Рядом есть транзистор. Если подать на плату управления питание 5 вольт и взяться щупом за одну из ног транзистора, то тоже можно увидеть какую-то частоту. При этом не обязательно нажимать на пульт. Вращая винт на подстроечной катушке можно получить частоту нашего пульта 40,7 МГц.

Сигнал на транзисторе рядом с антенной

Сигнал на транзисторе рядом с антенной

Как только мы подстроили частоту, выходы F,B,L,R оживают. Изначально на них уровень "0". При нажатии на кнопки пульта на выходах устанавливается уровень питания.

Кстати, о питании. Я на плату управления подавал 8 вольт (2 Li-Ion аккумулятора) и она работала.

В итоге из платы управления и моторчиков дети собрали вот такую машинку на радиоуправлении

Когда заходит речь о лодочных электромоторах, практически любой современный рыбак вспоминает изделия брендов Minn Kota или Flover. Это действительно безотказные и практически бесшумные средства механизации для надувных лодок, особенно актуальные на прудах и озерах. Немногие сейчас знают, что в нашей стране задолго до появления"Мини-котов" выпускался свой электромотор для лодки под маркой ЭПЛ-2-У5.

По традиции, было у аппаратика и имя собственное – "Снеток", в честь миниатюрной (весом всего лишь 6-8 гр.) рыбки, населяющей Ладожское и Онежское озера. Несмотря на свою карликовость, эта мелкая разновидность корюшки обладает промысловой ценностью: например, именно ловля снетков позволила многим людям пережить голодное время блокады Ленинграда. Вот и за невзрачным видом героя нашей сегодняшней статьи скрывается немалая полезность! У него и в наши дни есть армия верных поклонников. Однажды ЭПЛ-2-У5 случайно попал ко мне на тест-драйв, о чем я и хочу вам поведать.

Фото моторчика, попавшего ко мне на тест. Извините за низкое качество и мелкий размер, снимал, как сейчас в таких случаях говорят, "на тапочек".

Более ранний "Снеток", выпускавшийся в 1970-х годах, отличался формой верхнего блока управления и наличием румпеля из дерева.

Где-то в 80-х моторчик претерпел минимальный рестайлинг: изменилась форма блока управления, а более короткий румпель стал металлическим и получил резиновую накладку. Именно такой ЭПЛ попал ко мне на тест.

Фото моторчика, попавшего ко мне на тест. Извините за низкое качество и мелкий размер, снимал, как сейчас в таких случаях говорят, "на тапочек".

Встретив в гараже у друга это чудо техники, покрытое хорошим таким слоем пыли, я сразу загорелся желанием устроить ему испытание на воде. Про судьбу электромотора другу ничего известно не было – он воспринимался просто как деталь интерьера гаража и минимум лет 20 не покидал свой пыльный угол. Высказывался также скепсис насчет состояния сальника, который установлен на гребном валу и предназначен для защиты электродвигателя от губительного контакта с водой. Тем не менее, мне удалось выпросить это изделие на тест, после чего я отвез его на лодочную станцию вместе с живым и полностью заряженным аккумулятором от авто емкостью 55 А*ч.

Проведя небольшое расследование, я выяснил, что "Снеток" в свое время разрабатывался как лодочный мотор для автолюбителей. Гордый советский обладатель автомобиля мог приехать на озеро с этим электромотором мощностью 144 Вт и надувной лодкой, чтобы отлично провести время. Моторчик весом порядка 5 кг питался от обычного автоаккумулятора с напряжением 12 В, который можно было на время позаимствовать у тачки. Важно было только не увлекаться, катаясь, ведь были все шансы остаться в глуши с полностью севшей АКБ . Аккумулятора емкостью 55-60 А*ч ЭПЛу должно было хватить примерно на 4 часа очень неспешного хода по воде.

(Прошу извинить за качество картинки на видео и пропадающий звук. Благодаря видео вы, по крайней мере, сможете представить, с какой скоростью позволяет передвигаться моторчик и какие звуки при движении издает. Сальник на валу, по счастью, чувствовал себя хорошо))

На транец лодки я установил ЭПЛ-2-У5 за счет простейшей металлической струбцины с двумя винтами. Высота расположения струбцины регулируется, позволяя настраивать заглубление гребного винта, а это довольно удобное решение. Во время поездки обнаружилось, что заднего хода у моторчика как такового нет - при включении тумблера в обратную сторону он начинает точно так же ехать вперед. Получить задний ход можно либо поворотом мотора на 180 градусов, либо переброской клемм на АКБ.

Для меня стало открытием, что похожий на палку простейший электромоторчик с крошечным винтиком вообще способен двигать Казанку на реке. Издавая звук советской игрушки с моторчиком на батарейках, он обеспечивал против течения ход со скоростью очень уставшего пешехода - около 2 км/ч, а по течению позволял "нестись" на скорости аж 6-7 км/ч. Я вдоволь накатался на нем вдоль берега, менее чем за 4 часа полностью высадив аккумулятор, позабрасывал спиннинг на ходу и в целом отлично провел время. Бесшумность "Снетка" еще и позволила насладиться звуками природы 😜За время жизни батареи моторчик наверняка позволил бы мне исследовать небольшое лесное озеро. В итоге "Снеток" был возвращен владельцу вместе с булькающей благодарностью и словами признательности. Он оставил у меня только приятные впечатления.

Если резюмировать, в нише электромоторов "Снеток" вовсе не выглядит чем-то ущербным по сравнению с иномарками, это доступный, верный и все еще востребованный у рыбаков помощник. К его плюсам стоит отнести уже то, что он не требует емкой и тяжелой тяговой батареи емкостью 100-150 А*ч, довольствуясь обычным аккумулятором от авто. Если представится случай купить такое изделие за 2-3 тысячи "деревянных", то брать его вполне можно, если он отвечает вашим задачам. Стоит только уделять внимание сальнику электродвигателя.

Читайте также: